воспроизводствоинновационного продукта на региональном уровне
Роль региональной власти в обеспечении механизмовинновационного развития территории определяется не только децентрализованнойсущностью инновационной деятельности, но и гораздо большим динамизмом,гибкостью, способностью к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям,чем федеральный уровень власти. На региональном уровне на основе существующихсетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различныеорганизации и местные власти, как правило, удаётся достичь существенно болеетесного и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой ивысокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного,научного и промышленного потенциалов, что является ключевым условием успешногопродвижения новшеств по инновационной цепочке.
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, чтолюбой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъёме своей экономики иуровня благосостояния своего населения, а поскольку, на настоящем этапе,добиться этого практически невозможно без эффективного научно-техническогообеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использованиясуществующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжениянаучно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развитиярегиона, а также целенаправленного формирования и развития научно-техническогопотенциала с учётом особенностей социально-экономической политики региона.
Обратимся непосредственно к характеристикесоциально-экономического положения Ростовской области.
Территория Ростовской области на 84,6 % состоит изсельскохозяйственных угодий, что подчеркивает её высокий потенциал в сфере аграрногопроизводства. Исключительно важную роль играет транзитное положение НижнегоДона. Его территорию пересекают практически все существующие виды сухопутныхтранспортных магистралей – железнодорожные, автотранспортные, трубопроводные, атакже воздушные, морские и речные транспортные пути.
В общероссийском масштабе область выделяется высокимнаучно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом. Развитие экономикиосновывается на выгодном экономико-географическом положении, наличии природныхресурсов, исторически благоприятных условиях развития, высокой обеспеченноститрудовыми ресурсами, транспортной инфраструктурой.
По уровню развития и разнообразию отраслейпромышленности Ростовская область относится к ведущим в Российской Федерации.Наибольший удельный вес занимают машиностроение, пищевая промышленность, чёрнаяи цветная металлургия, электроэнергетика. Многие предприятия области имеютобщероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителямиотдельных видов продукции в стране.
На предприятиях области выпускается 100 %производимых в стране магистральных электровозов, 94 % швейных машин, 72 %зерноуборочных комбайнов. Ведущее место в России принадлежит тяжелому вертолётостроению,производству навигационных систем для судов, котельного теплообменного иводонагревательного оборудования, нефтеаппаратуры, культиваторов тракторных.Продукция ведущих предприятий пищевой промышленности ОАО «Юг-Руси», ОАО«Балтика-Дон», ОАО «Донской табак» обеспечивает 11–18 % потребительского рынкастраны.
В аграрном секторе производится 12,6 % валовогорегионального продукта, сосредоточено 17 % производственных основных фондов, внём занято более 15 % работающих в отраслях экономики.
Главное богатство области – её почвенные ресурсы. Вобщей структуре земли чернозёмы составляют почти 65 % при толщине плодородногослоя до полутора метров. Более 60 % валовой продукции сельского хозяйстваобласти производится в отраслях растениеводства.
Первостепенное значение в его структуре имеетзерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Повыращиванию зерновых область занимает 4-е место в России. Главная зерноваякультура – озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса,гречихи и других крупяных культур, сои.
Ведущей технической культурой является подсолнечник.Производство семян подсолнечника составляет более 20 % в общем объёме производстварегионов России. По этому показателю область занимает 1-е место среди субъектовРФ.
На промышленной основе создано садоводство ивиноградарство. По выращиванию овощей область занимает 5-е место в РФ.
Хозяйства Ростовской области в животноводстве специализируютсяпо следующим направлениям – молочному и мясному скотоводству, овцеводству,коневодству и птицеводству. Всё поголовье скота и птицы сконцентрировано в пятипочвенно-климатических зонах: северо-западной, северо-восточной, восточной,южной и центрально-приазовской. Область занимает 7-е место по производству мясав сельском хозяйстве России.
Вклад Ростовской области в экономический потенциалРоссии представлен на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Удельный вес Ростовской области вобщероссийских показателях, %
Экономика области достаточно благополучно пережилареформационный период и в последние годы имеет устойчивые темпы развития. Динамикаосновных показателей социально-экономического развития области за посткризисныйпериод (см. табл. 1.) свидетельствует о следующих изменениях в экономике:стабилизировалась ситуация в сфере материального производства, повысилсяуровень жизни населения, укрепилась бюджетная система.
Таблица 1
Основныепоказатели экономического развития Ростовской области, % к предыдущему годуПоказатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Валовой региональный продукт 104,2 106,3 113,2 106,9 112,2 Продукция промышленности 102,0 104 119 116,1 115,8 119,2 Продукция сельского хозяйства 104,6 98,0 123,4 103,2 101,3 90,7 Инвестиции в основной капитал 85,2 116,8 115,4 104,8 143,8 114,3 Ввод в действие общей площади жилых домов 102,4 102,1 111,3 118,8 128,3 106,5 Оборот розничной торговли 110,4 108,5 112,7 115,4 112,3 123,0 Объём платных услуг населению 103,9 105,4 111,5 101,3 111,1 105,6 Реальные располагаемые денежные доходы 110,8 114,3 110,9 109,4 106,4 116,1
Анализ социально-экономического положения Ростовскойобласти показывает, что достигнуты определённые успехи и имеются все предпосылкидля устойчивого экономического роста.
Тем не менее, по отдельным социально-экономическимпоказателям область уступает среднероссийскому уровню:
объём ВРП на душу населения составляет менее 60 % отсреднероссийского уровня;
реальные денежные доходы на душу населениясоставляют около 75 % от среднероссийского уровня, расходы на душу населенияменее 90 % от среднероссийского показателя;
низкий уровень рентабельности фондов впромышленности (9,8 % при 18,5 % по Российской Федерации);
невысокая обеспеченность собственными доходнымиисточниками менее 70 % от общих доходов;
инвестиции на душу населения ниже среднероссийскогопоказателя на 18 %.
В настоящее время при обосновании региональнойполитики как на уровне региона (в частности – Ростовской области), так и Россииимеют место следующие недостатки теоретико-методологических подходов.Во-первых, в рамках обособленных подходов достаточно сложно найтинепротиворечивое решение единой задачи обеспечения социального и экономическогоразвития региона.
Во-вторых, теоретические основы и особенностьуправления экономикой региона во многом определены целью и задачами егоразвития, которые в настоящих условиях приобрели совершенно иной характер посравнению с административно-командной системой или переходным этапом к рыночнойэкономике. Причём изменения касаются как состава рассматриваемых объектовэкономики, так и их целей и функций. Так, например, ранее считалось, чтоагропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей сельского хозяйства,перерабатывающей промышленности, торговли и других отраслей производства иорганизаций народного хозяйства, объединённых общей целью, которая состоит вполном удовлетворении населения в продовольствии, одежде, обуви, и единойпрограммой развития. Аграрная политика страны была направлена на обеспечениенаселения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьём. Вусловиях рыночной экономики вышеизложенное содержание АПК уже не может отразитьвсей сложности экономических отношений. Представляется затруднительным свести вкомплекс не связанных технологической цепочкой или конкурирующих между собойхозяйствующих субъектов, да и вряд ли уже можно говорить об общей целигосударства полного обеспечения населения продуктами питания, одежде, обуви. Такженевозможно говорить о единой программе развития тех отраслей и предприятий,которые входят в АПК. Всё это требует новых стратегий управления экономикойрегиона. Анализ организации экономики развитых стран показывает, например, чточем выше разделение труда, тем более сложен состав и структуравоспроизводственного процесса.
В-третьих, для целей развития экономики регионаприменяются разные методы, что, однако, приводит к ряду недостатков. Например,применяемые управленческие методы (инструменты и механизмы) часто не синхронизированымежду собой, разрозненны, не имеют единого научного подхода, обеспечивающегокомплексность и взаимосогласованность необходимых и достаточных методовуправленческого воздействия. Кроме того, многие методы управления преимущественноориентированы на оперативные мероприятия, носящие «пожарный» характер,стремление «соблюсти теоретическую чистоту» рыночных преобразований приотсутствии чётко понимаемой конечной цели. Часто отсутствует систематизация и иерархияцелей и связанных с ними действий, а принимаемые решения опираются нанедостаточно проработанную в научном плане методологию социально-экономическогоразвития региона. Управленческие решения не всегда обеспечивают ожидаемуюэффективность и окупаемость производимых затрат и инвестиций.
Таким образом, многообразность направленийсвидетельствует о необходимости поиска таких научных основ, которые способнывыявить, исследовать, обобщить весь спектр региональных проблем и интегрироватьрешения на базе единой научной основы. На наш взгляд, такой интегрирующейнаучной основой является теория и практика стратегического управления,позволяющая разработать обоснованные подходы к социально-экономическомуразвитию региона с учётом его места и роли в региональной политике государства.
Целесообразность применения стратегического подходак управлению экономикой региона вызвана:
необходимостью укрепления единства государства иобеспечением эффективности его социально-экономической политики;
всё возрастающей экономической самостоятельностьюроссийских регионов и переводом на качественно новый уровень ответственностьорганов власти субъектов Российской Федерации за обоснованность разработки иреализацию социально-экономической политики в регионах.
В самом общем виде стратегия – этогенеральное направление развития, осуществление которого в долгосрочнойперспективе должно обеспечить выход на конкурентоспособные позиции и решениемногообразных задач социально-экономического развития региона.
В теоретическом и методологическом плане стратегия,как правило, отражается в форме программы или представляет собой детальныйвсесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечитьосуществление миссии и достижение её целей.
Необходимость и предпосылки применениястратегического управления развитием экономики региона заключаются в следующихобстоятельствах:
в иерархии распределения полномочий в экономическойсфере в российских реалиях регион постепенно выдвигается на центральное место:именно на уровне субъекта Федерации формируется основной массив приоритетов истратегия социально-экономи-ческого развития, учитывающих комплекс особенностейконкретной территории, её промышленный, сельскохозяйственный, интеллектуальный,демографический, ресурсный и другие потенциалы, потребности различных категорийнаселения;
на уровне регионов реализуется и федеральнаяполитика, которая должна строиться на основе сочетания глобальных международных,а также общегосударственных тенденций с подходами, учитывающими факторырегионального характера, что требует единого теоретико-методологическогооснования для обоснования и сопряжения интересов государства и региона;
именно на конкретном региональном пространстве можетбыть обеспечено достижение наибольшей активности участия отдельных социальныхслоёв и групп в процессах социально-экономи-ческого и культурного развития,общественной жизни в целом.
Стратегия государственного управления региономдолжна определять основные характеристики и рамочные условия проведенияполитики федеральных округов и регионов, предоставляя возможность учётатерриториальных особенностей. В этой связи региональная стратегия управлениярегионом детерминирована и имеет дуальный характер, что объясняется следующим.Во-первых, региональная стратегия управления регионом представляет собой частьсовокупности, нижний иерархический уровень и определённую форму реализациигосударственной политики в рамках федеральных программ. Во-вторых, региональнаястратегия управления развитием экономики выступает как самостоятельная областьпрограммно-целевой деятельности, направленная на комплексное развитие территориис учётом конкретизации многообразия её особенностей.
Существующая зарубежная практика инновационногоразвития территорий показывает, что максимальный успех в решении этой задачиперехода к инновационному производству достигается при одновременном выполненииследующих условий:
1. Достаточность исходного научно-производственногопотенциала территории. Научно-производственный комплекс территории исходнодолжен обязательно содержать критическую массу существенных элементов, наоснове которых можно будет в разумные сроки создать необходимые инновационныецепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки новойвысокотехнологичной продукции. В первую очередь такими существенными элементамиявляются производственные структуры (поскольку масштабное создание новыхпроизводственных мощностей представляет собой весьма длительный и капиталоёмкийпроцесс), а также соответствующие научные организации. При этом наличие всехсущественных элементов перспективного (желательного) хозяйственного комплексане считается обязательным, поскольку их можно создать в процессе развитиятерритории, более важным признаётся масштаб и уровень развития существующихэлементов.
2. Наличие у территории реальных конкурентных преимуществ.При этом в качестве конкурентных преимуществ хозяйственного комплексатерритории могут выступать не только имеющиеся современные производственныемощности и исследовательский потенциал, но и географическое расположениетерритории, имеющиеся на территории природные ресурсы, климатическиеособенности территории, транспортные коммуникации, объекты истории и культуры,наличие традиций осуществления каких-либо видов деятельности, образовательныйуровень населения территории и т.д.
3. Наличие достаточно ёмких рынков сбытасуществующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса территории.Отсутствие таких реальных ёмких рынков сбыта продукции неизбежно приведёт кстагнации развития производственного комплекса территории и, как следствие, кнедостижению основной цели её инновационного развития.
4. Наличие достаточных источников финансовыхсредств. Инновационное развитие территории представляет собой весьмакапиталоёмкий процесс, поскольку включает в себя переоснащение существующих исоздание новых производственных мощностей, масштабное развёртываниепроизводственно-ориентированной научно-технологической деятельности,интенсивное развитие инфраструктуры. Необходимо также учитывать, что логикауспешного инновационного развития территории неизбежно приводит к перестройке иразвитию не только базового для территории научно-промышленного комплекса, но ивсего хозяйственного комплекса территории, что ведёт к возрастанию потребностив финансовых средствах.
5. Наличие сильной поддержки инновационного развитиятерритории со стороны органов власти. Принципиально важным здесь является тообстоятельство, что для успешного достижения своей цели политика органов властиразличных уровней должна быть ориентирована на активное взаимодействие исотрудничество как между собой, так и с предпринимательским (в т.ч.производственным и финансовым) и научным секторами экономики территории.
Что касается непосредственно Ростовской области, тонаучно-технологический комплекс области (НТК) имеет сложную структуру и характеризуетсяследующими блоками:
научно-техническим блоком, состоящим из 104 организацийвсех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в т.ч. 54научно-исследовательские организации, 15 конструкторских организаций, 14 вузов,12 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях, 7 – прочихорганизаций;
производственно-технологический блок, объединяющийпредприятия высокотехнологичных отраслей экономики (5,5 % общего числапредприятий материальной сферы экономики;
образовательный блок, включающий 87 государственныхвысших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учрежденийподготовки и переподготовки кадров;
инфраструктурный блок, включающий тритехнологических парка, одну лабораторию трансферта технологий, три лизинговыефирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговыхфирм;
управленческий блок представлен структурнымиподразделениями областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научногоцентра РАН.
По своему инновационному потенциалу Ростовскаяобласть занимает лидирующие позиции в Южном федеральном округе, уступая лишьинновационно более активной Волгоградской. При этом следует учитывать, чтоинновационный потенциал самого округа (оценённый, в частности, по долеинновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции) достаточноскромен, занимает предпоследнее место среди федеральных округов (см. табл. 2).
инновационный стратегиякластер инвестиционный
Таблица 2
Доля инновационной продукции в общем объёме отгруженнойпродукции в целом по федеральным округам России, %Округ
Доля инновационной
продукции 2005 2006 2007 РФ 100 100 100 Центральный 20,6 19,3 23,4 Северо-Западный 7,4 10,4 8,3 Южный 3,6 2,8 3,2 Приволжский 49,0 48,6 46,7 Уральский 15,4 13,6 12,4 Сибирский 3,1 4,3 5,3 Дальневосточный 0,8 1,0 0,5
Вообще, инновационная активность России врегиональном разрезе отличается крайней неравномерностью и концентрацией вдостаточно незначительном числе регионов. Так, по данным Федеральной службыгосударственной статистики РФ, предприятия, занимающиеся инновационнойдеятельностью, были сосредоточены в следующих регионах: г. Санкт-Петербург,республики Татарстан и Башкортостан, области Московская, Свердловская,Орловская, Волгоградская и Ростовская. Наиболее приоритетными видамиинновационной деятельности было приобретение оборудования, исследования иразработки, приобретение программных средств. По регионам их доля составляла65,3 и 26 % соответственно. Меньшее число регионов избрали маркетинговыеисследования в качестве вида деятельности – 18 % и приобретение новыхтехнологий – 16 %. Последнее место и самую незначительную долю составляет долязаявок на приобретение прав на патенты и лицензии – 9 %.
Основная инновационная деятельность Россиисосредоточена в Центральном и Приволжском округах, их доля составляет 28 и 30%, в остальных округах – Северо-Западном, Южном, Уральском, Сибирском – доляинновационной активности не превышает 11 %. Самая низкая инновационнаяактивность наблюдается в Дальневосточном округе – 5 %. Причём в некоторыхрегионах инновационной деятельности не наблюдалось совсем, например, в такихреспубликах, как Адыгея, Чеченская республика,Тыва, Хакасия, Ингушетия, Калмыкия и др.
Одной из причин низкого уровня инновационнойдеятельности по регионам России является её слабое финансирование. Основнаячасть затрат на технологические инновации финансируется за счёт собственныхсредств предприятий. Кредиты банков, средства венчурных фондов практически неучаствуют в финансировании этой деятельности. Мала и доля средств иностранныхисточников. Между тем, в общероссийском разрезе инновационная активностьРостовской области в период с 2001 г. по настоящее время может быть оценена какнизкая или умеренная. Данное позиционирование основано на комплексной оценке,включающей следующие основные показатели: доля в инновационной продукции от РФ;затраты на технологические инновации в расчёте на одно инновационно активноепредприятие; доля затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженнойпродукции инновационно активных организаций, в т.ч. доля в них процессныхинноваций; доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в общемчисле обследованных предприятий.
Следует отметить, что развитие инновационнойдеятельности в целом по России идёт в нисходящем направлении, при этом позицияРостовской области несколько ухудшается. Ростовская область характеризуетсядостаточно эффективным (в общероссийском сравнительном контексте) первичнойфазой инновационного воспроизводственного цикла. Так, Ростовская область увереннолидирует в ЮФО по числу созданных передовых производственных технологий, а вотпо числу использованных передовых технологий уступает Волгоградской области.
Таблица 3
Доля созданных ииспользованных передовых производственных технологий в Ростовской области вобщероссийском и окружном масштабах, %Год Созданные передовые производственные технологии Использованные передовые производственные технологии Доля от РФ Доля от ЮФО Доля ЮФО от РФ Доля от РФ Доля от ЮФО Доля ЮФО от РФ 2000 2,2 78,9 2,8 2,1 33,2 6,4 2001 2,4 71,4 3,3 2,6 44,8 5,8 2002 2,8 66,7 4,1 2,4 42,5 5,7 2003 2,3 67,9 3,4 1,6 36,3 4,5 2004 3,8 60,5 6,4 1,5 32,8 4,4 2005 2,2 50,0 4,4 1,3 28,2 4,8 2006 1,4 33,3 4,1 1,2 23,7 5,2 2007 1,4 28,2 5,0 1,6 24,0 5,2
По данным Ростовского центра научно-техническойинформации, приоритетными проектами, позволяющими Ростовской области в сравнительнокороткий период осуществить значительный технологический прорыв, являютсяпроекты, связанные со следующими направлениями инновационного развития:
развитие биомедицины и биотехнологий на основегенной инженерии, селекции, генетики и сверхкритических технологий;
новейшие информационные технологии и системы;
энергосберегающие и экологоохранные технологии,автономные энергоисточники;
принципиально новые материалы, обеспечивающиесокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья,использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальнойобработки;
системы машин и производственных технологий новыхпоколений;
авиакосмические технологии, новые поколения средствтранспорта и связи;
оборонно-технические системы и системы безопасностиновых поколений;
ультразвуковые и нейрокомпьютерные технологии,медицинские приборы и оборудование, нанотехнологии.
Таким образом, Ростовская область обладаетдостаточным научно-производственным потенциалом, имеет реальные конкурентныепреимущества, достаточно ёмкие рынки сбыта хозяйственного комплекса области.Основные проблемы перехода к инновационному типу воспроизводства сосредоточеныв создании механизмов и инфраструктурных элементов бесперебойного протеканиявсех фаз инновационного воспроизводственного процесса на территории региона.
В этой связи приоритетными направлениями созданиятакого механизма должны стать:
создание эффективно функционирующей региональнойинновационной системы;
создание адекватной пространственно-отраслевой структуры,стимулирующей возникновения и распространения инноваций в регионе;
совершенствование региональной инновационнойполитики, в частности её программно-целевых инструментов.
Следует отметить, что к настоящему времени в Россиипрактически сложилась многоуровневая система отношений между регионами и федерацией в научно-технической иинновационной сферах. На каждом уровне решаются свои, определённые задачи:
федеральный уровень – определение приоритетовразвития страны в целом, подготовка и реализация программ и проектов, имеющихважное народнохозяйственное значение и направленных на решение конституционныхзадач;
региональный уровень – определение приоритетов развитиясубъекта Российской Федерации, формирование и реализация программсоциально-экономического развития региона;
федерально-региональный уровень – формированиеединой нормативной правовой базы инновационной деятельности, определение и согласованиевзаимных интересов государства и регионов, а также определяется степень участияфедерации в решении региональныхпроблем и регионов в решении федеральных;
межрегиональный уровень – решение вопросоввзаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес длянескольких регионов, например, в рамках федеральных округов;
муниципальный уровень – проведение конкретныхмероприятий по обеспечению жизнедеятельности и развитию территории.
В этой связи региональная инновационная система,понимаемая как совокупность взаимодействующих институтов, определяющих скоростьи направление инновационных процессов в регионе, включает в себя следующиеподсистемы:
нормативного правового обеспечения инновационнойсферы;
стратегического планирования инновационного развитияэкономики региона, выбора технологических приоритетов, своевременной смены поколенийтехнологий и техники;
генерации новых знаний и научно-исследовательскихразработок;
образования, профессиональной подготовки ипереподготовки кадров для инновационной сферы;
инновационной инфраструктуры, включая финансовое,информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
коммерциализации, производства и реализациивысокотехнологической продукции и услуг;
межрегионального и международногонаучно-технического и технологического сотрудничества.
Наиболее развитой на сегодняшний день подсистемойрегиональной инновационной системы Ростовской области является инновационная подсистемавысшей школы.
Перспективным направлением формирования региональнойинновационной системы является создание и развитие территориальныхинновационных комплексов и особых территорий промышленно-производственноготипа.
Так, ряд муниципальных образований области содержитключевые факторы, свойственные инновационно-активным территориям: развитый научно-исследовательскийи образовательный комплекс, имеющий потенциальные возможности для разработкисовременных наукоёмких технологий, а также совокупность промышленных исельскохозяйственных предприятий, способных воспринимать наукоёмкие технологиии выпускать конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию. К такиммуниципальным образованиям относятся, прежде всего, города Ростов-на-Дону,Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Зерноград.
Позитивным примером создания территориипромышленно-производственного типа в Ростовской области являетсяКрасносулинская особая экономическая зона промышленно-производственного типа,расположенная в так называемом «золотом треугольнике» Восточного Донбасса, внепосредственной близости к трём крупным городам области: Шахты, Новошахтинску,Красному Сулину. Отраслевая ориентация Красносулинской ОЭЗ представленапредприятиями машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности,стройиндустрии, лёгкой промышленности.
Стратегия перехода к инновационному воспроизводствув Ростовской области должна ориентироваться на следующие принципы, учитывающиепространственно-локализационный аспект такой трансформации:
Выбор в качестве опорной структуры функционирующихнаучно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию.Для Ростовской области такими кластерами являются машиностроительный,сельскохозяйственнный, пищевой и др.
Развитие с максимально возможным использованием имеющихсяконкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуальногопотенциалов.
Учёт превалирующих тенденций технологическогоразвития. Наи-более высокая эффективность инновационного развития территорийбудет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственныйкомплекс соответствовал перспективному технологическому укладу,взаимосвязанному с технологическим укладом, ранее в существенной степенипредставленным в экономике территории.
Учёт требований рынка.
Необходимый уровень развития инфраструктурытерритории (транспортная сеть, телекоммуникации, инфраструктура финансовых иинформационных услуг), социальная инфраструктура.
Развитие территориальных инновационных сетей
Государственная поддержка
Создание новых инвестиционных механизмов
Переход к инновационному воспроизводствупредполагает не только обеспечение достижений определённых научно-технических итехнологических результатов, но и комплексное развитие территории на базеактивизации инновационной деятельности.
/>
Библиографическийсписок
1. Кузнецов, И. Итоги иперспективы развития донского АПК в сложившихся экономических условиях / И.Кузнецов // Консультант по-ростовски. – 2009. – № 7. – с. 42–43.
2. Выгинный, С.М. Проблемыпродвижения услуг дистанционного профессионального образования и концепция«маркетинговых сигналов» [Электронный ресурс] / С.М. Выгинный. – URL:www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik2.htm
3. Третьяк, О.А. Рыночнаяполитика предприятия / О.А. Третьяк, В.В. Кеворков, М.Ю. Шерешева // Российскаяпромышленность: институциональное развитие [Электронный ресурс]: аналитическийобзор. – М., 2009. – URL:www.marketing.dvo.ru/publications /23.html
4. Маркетинг образовательныхуслуг: материалы семинара. Ч. 2. Служба маркетинга МЭСИ – 29.01.2008 – URL:www.marketing.spb.ru/conf/2008-01-edu/sbornik-2.htm
5. Черенков, В.И.Информационно-коммуникативная проблема глобализации бизнеса / В.И. Черенков //Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. – 2009. – № 3(7)(4/8). – URL:www.m-economy.ru/art.php?artid=18324