Реферат по предмету "Экономика"


Внешний государственный долг

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Определение и значениевнешней задолженности. 4
1.1 Определениегосударственного долга. 4
1.2 Влияние внешнейзадолженности на российскую экономику. 5
Глава 2.Формирование внешнегодолга России. 9
2.1 Внешняя задолженность СССР. 9
2.2 Внешняя задолженностьРоссии. 10
2.3 Государственный внешнийдолг РФ на 2007 год. 12
Глава 3. Кредиторы РоссийскойФедерации. 13
3.1 Парижский клуб. 13
3.2 Лондонский клуб. 15
3.3 Международный валютный фонд. 17
3.4 Коммерческие кредиторы… 18
3.5 Всемирный Банк. 20
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. 22
Заключение. 24
Использованная литература. 25
Приложение №1. 27
Приложение №2. 29
Приложение №3. 31

Введение
В любой стране существуют проблемы и трудности, которыенеобходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемыэкономического, социального, политического, духовного характера, которые оченьважны, взаимосвязаны и требуют решения. Однако меня, как будущего экономиста,интересуют больше проблемы экономического характера. Они достаточноразнообразны: проблема занятости, устойчивости экономического роста,поддержания спроса, развития всех сегментов финансового рынка, проблемыплатежного баланса, проблема накопленных Россией долгов в результате внешних ивнутренних займов и т.д. Я хочу заострить свое внимание на проблемегосударственного внешнего долга России, ведь она является одной из ключевыхфакторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения даннойпроблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютныхрезервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентныхставок, характер поведения всех сегментов финансового рынка.
Практически все страны мира, проводя экономическиепреобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональноеиспользование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорениюэкономического развития, решению социально-экономических проблем. Однакоотсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованиювнешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, котораястановится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет показали, что вопросуправления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, такжеможно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшимпредметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Таким образом, цель моей курсовой работы — показатьпроблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга иперспективы развития ситуации.

Глава 1. Определение и значениевнешней задолженности
1.1 Определение государственногодолга
Для начала, чтобы понять, что такое государственный долг,рассмотрим, что такое бюджетный дефицит, так как эти понятия связаны междусобой. Бюджетный дефицит — это величина, на которую государственные расходыпревосходят доходы в конкретном году. Государственный долг — это сумманакопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетомимевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долгрегламентируется ст.97 Бюджетного Кодекса РФ от 20 августа 2004г., из которогоследует, что государственным долгом считают долговые обязательства России передфизическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права, включая, обязательствапо государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Государственный долг России может быть в форме [1]:
кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФкак заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами имеждународными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпускаценных бумаг от имени РФ;
договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд ибюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных,заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательствРоссии прошлых лет.
Внешний долг — обязательства, возникающие в иностраннойвалюте. Внешний долг регулируется постановлением правительства от 16 апреля2003г. N 221 «Об утверждении Правил погашения задолженности передфедеральным бюджетом, выраженной в иностранной валюте, государственными ценнымибумагами и правами требования по обязательствам Российской Федерации,составляющим государственный внешний долг Российской Федерации». Внешнийдолг включает в себя обязательства по государственным гарантиям,предоставленным РФ, и суммы основного долга по кредитам правительствиностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовыхорганизаций.
1.2 Влияние внешней задолженностина российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектовхозяйствования и органов власти перед нерезидентами, — ключевой факторэкономического развития России в XXIв. Данная ситуация соответствуетсовременным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономикадефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Большинство государствиспытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутреннихплатежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведениясоциально-экономической политики и выполнения обязательств по ужеосуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношениепривлечённых и предоставленных средств происходит по-разному, однакопрактически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, основаннаяна внешних заимствованиях.
Итак, обозначим причины возникновения государственногодолга:
Войны — какая-то часть государственного долга может статьрезультатом дефицитного финансирования военных действий;
Спады — в периоды, когда национальный доход сокращается,налоговые поступления автоматически уменьшаются, образуется бюджетный дефицит;
Снижение налогов – это может привести к структурномудефициту федерального бюджета, то есть такому дефициту, при котором бюджет небудет сбалансированным;
Недостаток политической воли – хотя политики выступаютпротив бюджетного дефицита, но конкретные предложения сократить расход илиповысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.
Также необходимо рассмотреть характер взаимодействиявнешнего государственного долга с соответствующими сферами экономики страны.Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга спозиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международнойкредитоспособности страны. Для государственного бюджета в кредитном цикле(привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерноговозрастания внешнего долга связаны со стадией его погашения; новые же займы длятекущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку наналоговые и другие обычные доходные источники. В то же время неблагоприятноможет складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень ипоследствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величинынакопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействияс долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходитпериод расплаты по долгу. Здесь высокая степень взаимодействия, посколькуименно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основнымограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а приопределенных обстоятельствах — даже диктовать необходимость отсрочки долговыхплатежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастаюттрудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции,в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретаетсистемный характер, что способствует поиску новых экономических моделей,обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов ипрагматичным участием в международных экономических отношениях. Составнойчастью такой экономической модели является система управления государственнымдолгом. До 2001г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействиена развитие национальной экономики России, так как:
усиливалась зависимость РФ от иностранных государств,предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
происходило сокращение объёма средств, которые могли бытьнаправлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
ослаблялась мотивация к достижению наилучшихмакроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования освоевременном погашении долга в полном объёме;
сокращался объём средств, которые могли быть направленына развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;
происходило ослабление позиций России на мировых рынкахтоваров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дала основанияхарактеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия какдолговую, что значит, что принятие большинства экономических решений нагосударственном уровне зависело от возможностей по погашению и обслуживаниювнешнего долга. Именно поэтому построение правильной, научно обоснованнойстратегии управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениямиэкономической политики государства являлось на современном этапе задачейисключительной важности.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтеныследующие факторы:
финансовые возможности страны по погашению взятыхкредитов в будущем;
возможные потери от невыполнения или неполного выполнениятех задач, для которых привлекаются средства из заграницы;
цена внешних финансовых ресурсов;
степень зависимости от внешних кредиторов при принятиирешений в дальнейшем.

Глава 2.Формирование внешнегодолга России.
Хочу повторить, что проблема внешней задолженноститребует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезноенегативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Например,глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийсядлительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, былспровоцирован именно крупными внешними долгами.
2.1 Внешняя задолженность СССР
Причинами образования внешнего долга России послужили какее займы после 1991г., так и задолжность СССР, которую взяла на себяправительство России.
Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР впослевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объемевыполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984г. произошел резкийскачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составилуже 5% ВНП). В 1986г. сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта),а в 1989г. внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Факторами, способствующиминарастанию задолженности, являются:
нарастание кризисных тенденций в экономике страны;
сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировыхрынках;
либерализация внешнеэкономической деятельности;
применение плавающих процентных ставок по кредитам;
привлечение в больших объемах кредитов в то время.
Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в периодс 1988 – 1991гг., — когда западные государства предоставили СССР ряд много миллиардныхкредитов. Следует напомнить, что перед руководством СССР не ставилась задачапровести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящейпричиной предоставления этих кредитов. Договор «О правопреемстве в отношениивнешнего долга и активов СССР» был подписан бывшими союзными республиками 4декабря 1991г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долюответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активахбывшего СССР, однако 7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи подДоговором.
По официальным данным, признанный Россией советский долгсоставил в 1991г. $95,1 млрд. Долг иностранным правительствам составлял $57,2млрд. Половина внешней задолжности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% былиобусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.
На краткосрочную задолжность приходилось около 20% всейсуммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительныерасхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены,в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы завышались.Заимствования с 1991 – 2000гг. оцениваются на уровне $60 млрд. Из всей суммыдолга только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты, которымилегко управлять. Остальная часть представлена межгосударственнымиобязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.
2.2 Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывшихСоветских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России,составлявший на начало 1992г. $57 млрд. достиг в начале 1993г. $96.6 млрд. исравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993г. обязательства Россиисоставили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на$15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовыхорганизаций). Причинами стремительного роста задолженности стали:
дефицитность государственного бюджета;
заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли;
сокращение экспорта и т.д.
Несмотря на это, в 1993г. соотношение внешнего долга кВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2базовых критерия, основанных на сопоставлении:
задолженности и долговых платежей с экспортом – отэкспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности пообслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасностисчитается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза (15-20%),повышенной опасности — в 3 раза (25-30%);
задолженности и долговых платежей с ВВП — основнойпоказатель финансовой устойчивости государства.
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997г.внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. — составлялидолги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998г. вновь былисделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998г. внешний долг вырос до $129млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попыткамипредотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошлаконвертация части внутреннего долга во внешний — объем задолженности на конец1998г. составил уже — $156,6 млрд., а в 1999г. достиг своего исторического пика- $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997 – 1998гг. затратына обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000г. благодаря политике по обслуживанию внешнихобязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до$10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России.
2.3 Государственный внешний долгРФ на 2007 год
/>

Глава 3. Кредиторы РоссийскойФедерации
За последние годы инвесторы стали намного выше оцениватьнадежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателейстраны, чему способствовали высокие цены на нефть.
Однако основой уверенности кредиторов в способностиРоссии исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличениеСтабилизационного фонда.
3.1 Парижский клуб
Парижский клуб — неинституциализированное объединениестран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США,Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956г. дляобсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран погосударственным или имеющим государственную гарантию кредитам.
Интересным моментом выступает подписание первымвице-премьером России А. Чубайсом в сентябре 1997г. в Гонконге«Меморандума о взаимопонимании...», определяющего условия присоединенияРоссии к Парижскому клубу кредиторов. Это означает, что Парижский клуб принялРоссийскую Федерацию в качестве «равноправного партнера», чторасценивалось как «большое достижение новой российской дипломатии».По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовыхактивов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Онибыли пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, котораяучитывает средний уровень доходов государств, их ВВП на душу населения и другиекритерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на $60млрд. Итак, это был первый итог вступления в этот клуб.
Долг России Парижскому клубу составил на тот момент $38млрд. и Россия взяла на себя обязательства обслуживать долг по процентнойставке 7% годовых, что составляло около $2,7 млрд. ежегодных выплат Парижскомуклубу. Хочу заметить, что даже Советскому Союзу — США, Франция и другиестраны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 — 2% годовых.
Другим ущемляющим интересы России фактом Соглашений сталообязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочкупроцентных платежей.
И, наконец, в соответствии со статьями «о равномподходе», включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба,Россия фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров слюбым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путемденежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России «двери»по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентнуюставку по кредитам СССР до 2020г. Это второй итог вступления России в Парижскийклуб кредиторов.
В мае 2005г. в результате переговоров было подписаноСоглашение о досрочном погашении долга. Хотя никаких скидок за досрочноепогашение страна не получила (выплатила $15 млрд.), это позволило сэкономить в2006г. около $6 млрд. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смогпотратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнегодолга. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, однако в итогестороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.
Россия надеется, что в 2007г. ей разрешат досрочнопогасить еще $10 млрд. долга. Вероятность этого очень высока, тем более чтодосрочные погашения становятся для Парижского клуба обычным делом, ведьПарижский клуб заключил соответствующие соглашения с Перу и Польшей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности решения задач по трудовому гражданскому уголовному праву
Реферат Храмы Москвы: возрождение
Реферат Quilts And Art In 2
Реферат Teenage Sex Essay Research Paper Premarital sex
Реферат Сільське господарство світу
Реферат Модель оценки эффективности управления ПИФом на примере ЗПИФН "Вольные каменщики" по доверительным управлением ООО "УК" МАГИСТР"
Реферат Основные фонды предприятия 15
Реферат Положение инвалидов в Республике Саха (Якутия) за 2007 г.
Реферат Коментар ЗКУ, Семчик
Реферат Тенденции развития строительства
Реферат Обломов И.Гончарова
Реферат Статистика (Способы отбора и виды выборки, обеспечивающие репрезентативность)
Реферат Диверсифицированные методы исследования систем управления
Реферат Государственное устройство и политический строй Австрии
Реферат История православных храмов города-курорта Анапа