Содержание
Введение
1. Сущность и история внешнеэкономической политики
1.1 Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики
1.2 История становления внешнеэкономической политики
2. Государственное регулирование внешнеэкономическойдеятельности в России
2.1 Цели и принципы внешнеэкономическойполитики
2.2 Правовые основы и инструментырегулирования внешнеэкономической деятельности
2.3 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
3. Внешнеэкономические связи России
3.1 Внешнеэкономические приоритеты России
3.2 Основные торговые партнеры России
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В настоящее время имеетместо либерализация внешнеэкономической деятельности. Несмотря на это значительнуюроль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собойгосударства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.
Следует отметить, чтопомимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговаяполитика иных субъектов международных экономических отношений. Однако рольгосударства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. Приэтом его внешнеторговая политика тесно связана с внутренней экономическойполитикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.
Актуальность данной темыобусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей инеобходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностейдля повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.
Объектом изучения курсовойработы является внешнеэкономическая политика России и её элементы, а предметом — исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей страны.
Цель данной работы – исследоватьвнешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· дать определение внешнеэкономическойполитики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики вРоссии;
· охарактеризоватьмеханизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
· выявитьвнешнеэкономические приоритеты страны и определить место России вовнешнеэкономических связях.
До начала девяностыхгодов XX века, когда Россия входила вкачестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторговогорегулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всейсистеме управления народным хозяйством. Распределениевсех ресурсов определялось потребностями народного хозяйства; импортобеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны,экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплатывалюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынкечерез специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которыхобладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импортлюбого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями. Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортныетовары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговлии Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений. Все это приводило к крайне неэффективному функционированиювнешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связеймежду национальными производителями и потребителями — с одной стороны изарубежными — с другой. России необходима была четкаязаконодательная база, которая смогла бы регулировать все экономическуюдеятельность страны. И спустя десятилетия она появилась в Российской Федерации.Это и федеральные законы, и кодексы, и соглашения, и сформулированная налоговаябаза и др. В процессе выполнения данной работы,автором были использованы исследовательский, описательный и статистическийметоды. При подготовке работы использовались различныеисточники информации: учебные пособия, научные публикации, федеральные законы,статистические сборники, информация из сети Интернет. Курсовая работа состоит введения, трех глав с параграфами,заключения, списка литературы и приложений.
1. Сущность и историявнешнеэкономической политики
1.1 Понятие, сущность и принципывнешнеэкономической политики
Внешнеэкономическаяполитика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов поопределению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизацииучастия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭПявляются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику),политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулированиянациональных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того,
ВЭП решает и задачигеографической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельнымигосударствами и регионами, что связано с обеспечением экономическойбезопасности страны.
Основные средстваосуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система инетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса,эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.
Важнейшая составная частьвнешнеэкономической политики — внешнеторговая политика. Внешнеторговая политикагосударства — это определение стратегии и совокупность разнообразных форм исредств деятельности государства, направленных на развитие и регулированиеторговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. Историческиизвестны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ.free trade — свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственнойпромышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннемрынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные недопустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить ихконкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формированиякапитализма. В противоположность этому политика свободной торговли(фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на путииностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкиетаможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограниченийимпорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принципневмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее,государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.
Важнейшей задачейгосударственного регулирования становится усиление международнойконкурентоспособности «своих» предпринимателей; с этой цельюнациональное государство не только проводит мероприятия в областивнешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накоплениякапитала, стимулированию технического совершенствования производства,формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль вповышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государствомнаучных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.
1.2 История становления внешнеэкономической политики
Основойвнешнеэкономической политики (ВЭП) страны является ее законодательная база,т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществлениявнешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому вопросу вРоссии были приняты в 90-е годы ХХ столетия.
Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россиейактуальную задачу создания современной системы регулированиявнешнеэкономических связей. Дело в том, что в течение более чем 70 лет всеэкономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основегосударственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономическихметодов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулированиявнешнеэкономической деятельности.
В существовавших в товремя условиях число участников ВЭД не превышало нескольких десятков(экспортно-импортные объединения Министерства внешней торговли иГосударственного комитета по внешнеэкономическим связям), а управление имиосуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортногоплана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей вэкспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовалисьнерационально.
Первым серьезным шагом напути создания новой системы регулирования внешнеэкономической деятельность вРоссии стал Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономическойдеятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.).В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности былопредоставлено право участия во внешнеэкономических связях.
В течение 1991-1999 гг.был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать системурегулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ былиприняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы «О таможенном тарифе»(1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991 г.); «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об акцизах» (1991 г.). федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности(1995г.), „О мерах по защите интересов Российской Федерации приосуществлении торговли товарами“ (1998 г.), „Об экспортном контроле“ (1999 г.) и ряд других.
В связи с принятиемперечисленных выше законов необходимо отметить два момента. Во-первых,абсолютное большинство этих законодательных актов не являлись законами прямогодействия. В результате для их практического использования потребовалось изданиецелого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственныхорганов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирнуюторговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки ипросто противоречия с действующими в ней правилами.
В результате проведеннойПравительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы „Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, „Оспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импортетоваров“, „О валютном регулировании и валютном контроле“. Доэтого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона „Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации“.
Характеризуя сегодняшнеесостояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимоотметить, что важнейшей составной частью ВЭД современной России являетсявнешнеторговая деятельность (ВТ Д). В этой связи особо важную роль играетФедеральный закон от 8 декабря 2003 г. „Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности“ (вступил в силу в полном объемес февраля 2004С. г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.
Можно сделать вывод, чтозначительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют засобой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.
2. Государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1 Цели и принципы внешнеэкономической политики
Основные цели и принципы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в ФедеральномЗаконе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившегов силу с 18 июня 2004 года). „Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности“.
К важнейшим целямгосударственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий длявнешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политическихинтересов Российской Федерации.
Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется всоответствии со следующими принципами:
1) защитагосударством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности,а также прав и законных интересов российских производителей и потребителейтоваров и услуг;
2) равенство инедискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное непредусмотрено федеральным законом;
3) единствотаможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность вотношении другого государства (группы государств);
5) обеспечениевыполнения обязательств Российской Федерации по международным договорамРоссийской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров правРоссийской Федерации;
6) выбор мергосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не болееобременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо дляобеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которыхпредполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговойдеятельности;
7) гласность вразработке, принятии и применении мер государственного регулированиявнешнеторговой деятельности;
8) обоснованность иобъективность применения мер государственного регулирования внешнеторговойдеятельности;
9) исключениенеоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговуюдеятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности иэкономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны ибезопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование всудебном или ином установленном законом порядке незаконных действий(бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права наоспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих правоучастника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговойдеятельности;
12) единство системы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методовгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территорииРоссийской Федерации;
2.2 Правовые основы иинструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
Основы законодательнойбазы государственного регулирования внешнеэкономической деятельностисоздавались в 90-е годы прошлого века. В них предусматривались не только мерыпо государственному регулированию внешнеторговой деятельности и защитеэкономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговлитоварами, но и меры по регулированию иностранных инвестиций, другие законодательныеакты.
Главные инструментырегулирования установлены Федеральными законами: от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ „Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, от 10декабря 2003г. №173-ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“,от 4 января 1999г. №4-ФЗ „О координации международных ивнешнеэкономических связей субъектов РФ“, от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ „Об иностранных инвестициях в РФ“, Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003г.№61-ФЗ.
Используются 4 основныхинструмента воздействия:
· таможенныетарифы;
· ограничительныеусловия;
· межгосударственныедоговоры и соглашения;
· мероприятия постимулированию экспорта и импорта.
Для регулирования ввоза ивывоза ресурсов используются такие инструменты, как налоги на импортные товарыи единый курс национальной валюты. Регулирование дополняется системой валютногоконтроля.
Действующий механизмрегулирования создает достаточные условия для реализации в сферевнешнеэкономической деятельности рыночных принципов – свободного предпринимательстваи конкуренции. Но сохраняя открытость экономики, государство может и должноиспользовать протекционистские меры.
Важным фактором, влияющимна внешнеэкономическую деятельность и экономическую ситуацию страны, являетсяобменный курс рубля. Здесь возможны два варианта, которые условно можноохарактеризовать как политику „слабого“ или „сильного“рубля. Сохранение „сильного“ рубля повышает конкурентоспособностьотечественных товаров, выгодно для экспортного сектора, но такая политика имеетряд негативных последствий (в частности, консервирует неэффективную структуруэкономики). Инвестиционно-активная стратегия, ориентированная на модернизациюроссийской экономики, требует принятия стратегии „сильного“ рубля. Однакопри этом необходимо поддерживать соответствие между темпами укрепления рубля искоростью осуществления преобразований в стране.
Для повышенияэффективности внешнеэкономической деятельности большое значение имеетлиберализация валютного законодательства. Закон „О валютном регулированиии валютном контроле“ предусматривает обязательную продажу части валютнойвыручки резидентов в размере 0 процентов суммы валютной выручки. Обязательная продажа части валютной выручки резидента всоответствии с настоящей Инструкцией осуществляется по распоряжению последнегонепосредственно уполномоченному банку либо через уполномоченный банк навалютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Центральному банку РоссийскойФедерации. Центральный банк РФ регулирует валютный рынок, имея для этогодостаточные золотовалютные резервы.
2.3 Методы регулирования внешнеэкономическойдеятельности
Политика государства вобласти внешней торговли осуществляется с помощью таможенно-тарифных инетарифных методов регулирования.
Таможенно-тарифноерегулирование заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлиндля защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируяразмер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывозтоваров в экономических интересах страны. На нежелательные товарыустанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные экономике товары,наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим. В экономике России регулированиеосновано на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе РоссийскойФедерации „О таможенном тарифе“ от 21 мая 1993г. №5003-1(имеетизменения).
Таможенный тарифРоссийской Федерации — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа),применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РоссийскойФедерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности.
Таможенные тарифы даютпредставление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт,способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот один из старейших иважнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующиефункции:
1) фискальную, т. е.обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
2) защитную, т. е.защита отечественных производителей от чрезмерной конкуренции;
3) регулирующую,т.е. таможенный тариф позволяет регулировать ввоз и вывоз товаров.
Основными целямитаможенного тарифа являются :
· рационализациятоварной структуру ввоза товаров в РФ;
· поддержаниерационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходовна территории РФ;
· создание условийдля прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров вРФ;
· защита экономикиРФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
· обеспечениеусловий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Таможенно-тарифноерегулирование внешнеторговой деятельности заключается во введении экспортных иимпортных таможенных пошлин. Регулируя размер данных пошлин, государство темсамым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересахгосударства.
Таможеннаяпошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможеннымиорганами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации иливывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленныхтаможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифногорегулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ. Таможенныепошлины выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но иважным источником доходов государственного бюджета. В большинстве странвзимаются только импортные пошлины. Свод таможенных импортных пошлин составляеттаможенный тариф.
В Россиивозрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуетсяимпортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно — планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшейстепени может выполнить роль механизма приспособления экономики России кмировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собоймеры административно-технического характера, таможенный тариф не прерываетсвязь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сутиединственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Нетарифное регулирование– метод государственного регулирования внешней торговли товарами,осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов иограничений экономического характера.
Наиболеераспространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующиемеры:
1) административныемеры: количественные ограничения, квотирование (установление пределов экспортаи импорта), лицензирование (выдача разрешений), сертификация. Лицензированиеявляется основной формой осуществления экспортного контроля за товарамивоенного и двойного назначения (используемых как в мирных, так и в военныхцелях), экспорт которых может угрожать национальной и международнойбезопасности. Кроме того, лицензирование — форма контроля за экспортом дикихживотных, слоновой кости, рогов, кораллов, коллекционных материалов поминералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животногопроисхождения и некоторых других товаров и услуг.
2) техническиебарьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы истандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров либопрямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требованиябезопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговыезнаки, экологические нормы и требования;
3) экономическиемеры: валютный контроль, контроль за ценами, введение государственной монополии(может быть введена на экспорт отдельных видов товаров, имеющих особое значениедля государства).
Для защитыэкономических интересов российских производителей могут вводиться специальныезащитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.
Специальныезащитные меры – меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территориюРФ, которые проводятся посредством введения импортной квоты и специальнойпошлины. Они могут быть применены к товару только в том случае, если импортданного товара на таможенную территорию осуществляется в таких условиях, что причиняетсясерьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрослироссийской экономики.
Антидемпинговыемеры – может быть применена к товару, являющемся предметом демпинговогоимпорта, в случае, если импорт такого товара создает угрозу причинения илипричиняет материальный ущерб отросли российской экономики.
Компенсационныемеры – меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранногогосударства на отрасль российской экономики, применяемые посредством введениякомпенсационной пошлины. Может быть применена к импортируемому товару, припроизводстве, экспорте или транспортировке которого использовалисьспецифическая субсидия иностранного государства, если импорт такого товарасоздает угрозу причинения или причиняет материальный ущерб отросли российскойэкономики.
Из вышесказанного следует, что государственное регулирование внешнеэкономическойдеятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономическойполитики России, т.к. регламентирует экономические отношения и направленно наблагоприятное воздействие экономики.
3. Внешнеэкономическиесвязи России
3.1 Внешнеэкономическиеприоритеты России
Становление в Россииэкономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции вмировую и превращение внешнеэкономических связей в важный самостоятельныйфактор роста и упрочнения международных позиций страны.
При благоприятнойконъюнктуре последних лет Россия получила чистый выигрыш от внешней торговли вразмере более 120 млрд долл., что равно 3.5% суммарного ВВП за 2001-2006 гг., инакопила существенные валютные резервы, создала Стабилизационный фонд.
Однако эти успехи требуютсвоего закрепления на более прочной структурной и торгово-политической базе насовременном этапе серьезных изменений на мировом рынке.
Отечественныйкорпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвоватьв мировой несырьевой торговле. Самое главное, что он не имеет государственнойподдержке на внешних рынках, как например конкуренты.
Это происходит на фонеотсутствия убедительной структурной, промышленной и валютной политике вовнешнеэкономических связях, прежде всего в интересах государственной казны, ане экономического роста. Во многих случаях экспортные доходы страны размещаютсяза рубежом, хотя в стране острый дефицит „длинных денег“ (долгосрочныеинвестиции и кредиты, характерные для стабильной экономики, находящейся наподъеме) и опасный рост внешнего долга.
Необходимо болеерационально использовать отечественные энергоресурсы. Физические объемы нефти игаза не бесконечны. Стоит вести продажу не только сырья, но и нефтепереработки,нефтехимии, металлургии, электроэнергии и других энергоемких товаров.
При индустриализацииэкспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка услуг, который насегодняшний день развивается быстрее рынка товаров. Перспективнымипредставляются услуги транспорта, связи, освоение космосу, туризм, образование,программные продукты, а также экспорт технологий.
Необходимопереориентировать импорт на инвестиционные цели. Здесь могло бы сыгратьизменение государственного регулирования импорта. Для этого в Таможенном тарифеРоссии нужно четко разграничить уровни обложения импортной продукции,конкурирующей и не конкурирующей с российской, выстроить иерархию ставок,пошлин в зависимости от степени обработки ввозимых товаров.
В защите отечественногопроизводителя от внешней конкуренции нужно переходить к применению оперативныхадминистративных защитных мер признаваемых международным торговым правом (этотарифные квоты, антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.). На данныймомент Россия пока пользуется ими в разы реже остальных стран мира.
Также необходиморазвивать внешнеэкономические связи страны по всем направлениям, а не отдаватьпреимущество в основном Европе. Это обусловлено тем, что другие направлениямогут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское направление. ИменноАзиатско-Тихоокеанский регион имеет новые технологии, велик спрос на услугистроительства, энерготовары, среднетехнологичную технику российских предприятийи российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными ресурсами,имеет отсутствующие в России сырье (каучук, тропическое продовольствие иволокна, редкие металлы), может поставлять качественную и недорогую техническуюкомплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способносущественно ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что онибудут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленнойпродукции.
Что касаетсясотрудничества со странами СНГ, то эти рынки богаты сырьем, продовольствием идешевой рабочей силой. Они привыкли к российской технике и менеджментуорганизации, их нельзя „отдавать“ конкурентам.
Североамериканскоенаправление является на сегодняшний день местом самых передовых технологий,однако Россия использует это направление в основном для импорта продовольствия.Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ.Перспективны объединения между Дальним Востоком и тихоокеанским побережьем СШАи Канады в авиакосмической, автомобильной, атомной промышленности,сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.
Рынки развивающихся странмогут быть полезными для российского бизнеса наличием дефицитного сырья,дешевой рабочей силы, сохранившимся спросом на товары средней технологичности,востребованностью услуг капитального строительства и геологоразведки. Чтобыизменить сложившееся положение, необходимо вернуть Россию на рынки капитальногостроительства этих стран, поощрять российские компании.
Для осуществления всеговыше сказанного, на наш взгляд, России потребуется:
1) восстановитьсистему государственного поощрения и обеспечение участия российских компаний вкапитальном строительстве и инвестициях за рубежом, на данный момент этопроисходит на их собственный риск и страх или за счет займов на западныхрынках;
2) необходимовосстановит собственный торговый флот;
3) нужно усилитьэкономическую работу в российском дипломатическом аппарате, в частность помочьотечественному бизнесу в преодолении барьеров против его товаров, услуг,капиталовложений;
Из других соображений,связанных с перспективами дальнейшего развития внешнеэкономических связейстраны, можно сказать следующее.
В Россию привлекаютсяиностранные инвестиции любой ценой, игнорирую при этом интересы отечественныхинвесторов. На мой взгляд, целесообразно привлекать инвестиции лишь в формепрямых, а не портфельных и только в те сферы, где национальные инвесторы неспособны справиться с имеющимся объемом задач, предусматривать ограничения встратегических отраслях и в сфере приватизации. Необходимо создать внутристраны благоприятный климат для отечественных инвесторов, что к тому жеустранит причины оттока капитала за границу.
Для повышениявнешнеэкономических связей страны многое может дать и правильная применяемаяполитика конкуренции. Она не может быть одинаковой для внутрихозяйственныхопераций и при экспорте и должна поощрять объединения усилий российскихэкспортеров для борьбы на внешних рынках, где они сталкиваются пока с болеемощными соперниками.
В ходе реформ быларазрушена государственная система внешнеэкономической информации, в результате чегомолодой российский бизнес вынужден выходить на внешние рынка путем проб иошибок. В частности, это касается информации по ценам, отсутствие которойявляется основной причиной антидемпинговых преследований российскихэкспортеров.
Быстрый рост спроса наресурсы со стороны внутреннего рынка созданные пределы дальнейшего наращиванияэнергоэкспорта и отрицательное его влияние на региональное развитие странывполне оправдывают возможное сокращение завышенной экспортной квоты вроссийском ВВП до 18-20% против нынешней 1/3-1/5.
Очевидно, что длядальнейшего развития российского экспорта нужно уже не просто увеличивать егофизические объемы, а повышать стоимость единицы экспорта.
На этой основе российскийэкспорт, по мнению С.Ситорян и И.Иванова, в 20-е годы ХХI века может возобновить свойопережающий рост по сравнению с внутренним производством, доведя долю России вмировом экспорте до адекватной ее политической роли в мире величины в 5-7%.
3.2 Основные торговыепартнеры России
В последнеевремя в экспортно-импортных операциях России доминируют страны дальнегозарубежья. Это наглядно отображено в таблице № 1:
Таблица№ 1. Внешняя торговля РФ (пометодологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионовдолларов США)/> Экспорт Импорт 1995 2000 2005 2006 2007 1995 2000 2005 2006 2007 Всего 82419 105033 243798 303550 354401 62603 44862 125434 164281 223486 со странами дальнего зарубежья 65446 90783 210249 260168 300567 44259 31434 103535 140236 191696 со странами СНГ 16973 14250 33549 43382 53834 18344 13428 21899 24045 31790
Еслисравнивать товарную структуру экспорта в страны дальнего зарубежья и СНГ, тоздесь можно сказать о том, что страны дальнего зарубежья преобладают по всемгруппам товаров. Наиболее востребованные товары на экспорт это минеральныепродукты. Второе место: страны дальнего зарубежья — металлы, драгоценные камни и изделия из них; страны СНГ — машины, оборудование итранспортные средства. Третье место: страны дальнего зарубежья — продукцияхимической промышленности, каучук; страны СНГ — металлы, драгоценные камни иизделия из них.
Что касается импорта, тоздесь ситуация такова. Лидирующие позиции занимают машины, оборудование итранспортные средства. Преимущественные позиции, по-прежнему, занимают страныдальнего зарубежья. Второе место: страныдальнего зарубежья — продовольственныетовары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); страны СНГ — металлы, драгоценные камни и изделия из них. Третьеместо: страны дальнего зарубежья — продукция химической промышленности, каучук;страны СНГ — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (крометекстильного)./> Экспорт товаров (ФОБ) Импорт товаров (ФОБ) Сальдо торгового баланса Всего в % к соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года в том числе: Всего в % к соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года в том числе: Всего в том числе: со стра- нами даль- него зару- бежья со стра- нами СНГ со стра- нами даль- него зару- бежья со стра- нами СНГ со стра- нами даль- него зару- бежья со стра- нами СНГ 2000 г. 105033 139,0 90783 14250 44862 113,5 31434 13428 60172 59349 822 2001 г. 101884 97,0 86614 15270 53764 119,8 40723 13041 48121 45891 2229 2002 г. 107301 105,3 90926 16375 60966 113,4 48815 12151 46335 42111 4225 2003 г. 135929 126,7 114572 21357 76070 124,8 60993 15077 59860 53579 6280 2004 г. 183207 134,8 153004 30203 97382 128,0 77491 19891 85825 75514 10311 2005 г. 243798 133,1 210249 33549 125434 128,8 103535 21899 118364 106714 11650 2006 г. 303550 124,5 260168 43382 164281 131,0 140236 24045 139269 119933 19337 2007 г. 354401 116,8 300567 53834 223486 136,0 191696 31790 130915 108871 22044 2008 г. 471603 133,1 400456 71148 291861 130,6 252908 38953 179742 147548 32195 2009 г. 303388 64,3 255270 48118 191803 65,7 167726 24077 111585 87544 24041
В Беларуси действуютболее тысячи совместных предприятий с российским капиталом, или 25% от всегоколичества иностранного капитала в Беларуси. Беларусьпо итогам I полугодия 2008 года вошла в шестерку основных торговых партнеровРоссии. При этом, как свидетельствуют БЕЛТА данные Федеральной таможеннойслужбы России, по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года доляБеларуси в российском внешнеторговом обороте со всеми странами мира возросла саналогичным прошлогодним периодом на 60,7%.
По данным государственной таможеннойреспублики Беларусь, помимо Беларуси в шестерку основных торговых партнеровРоссии вошли Германия — $34 млрд. 719,8 млн. (рост на 52,2%), Нидерланды — $30млрд. 864,2 млн. (53%), Китай — $25 млрд. 696,5 млн. (55,7%), Италия — $25млрд. 168,9 млн. (66,9%) и Украина — $20 млрд.765,8 млн. (51%).
Согласно данным российскихправительственных структур, товарооборот между Россией и Белоруссией за первыедва месяца 2010 года вырос на 17%. Об этом сообщил премьер-министр РФ ВладимирПутин на российско-белорусских переговорах в Бресте в марте 2010 г. Главароссийского правительства особо отметил, что белорусский экспорт в Россиюсоставляет приблизительно 40% и опережающий рост белорусского экспортаочевиден. Владимир Путин также подчеркнул, что Белоруссия является надёжнымпартнером, а надежные внешние таможенные контуры — это обязательное условие длятакого интеграционного объединения как Таможенный союз.
Важно отметить, что в Белоруссиивсячески заявляют о готовности и желании Минска быть ядром Таможенного Союза ибудущего общего экономического пространства.
Таможенный союз (ТС) России,Белоруссии и Казахстана заработал с 1 января 2010 года. С 1 июля 2010 годавступил в силу Таможенный кодекс ТС, а Единое экономическое пространство трехстран, как ожидается, будет создано к 1 января 2012 года.
Создание Таможенного союза Беларуси,Казахстана и России – это важное событие для всех участниковвнешнеэкономической деятельности. Появление Таможенного союза вносит коррективыв уже установившийся порядок работы, а нормы и принципы его функционированияпока еще вызывают множество вопросов у участников ВЭД.
В то же время, товарооборот за первоеполугодие 2010 г. между Россией и Казахстаном (ещё одним участником таможенногосоюза наряду с Белоруссией) превысил 8 млрд. тенге. Это на 40%больше, чем за такой же период прошлого года. Об этом сообщил президентКазахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на VII Форуме межрегиональногосотрудничества Казахстана и России.
»На основе данных нашей статистикив первом полугодии 2008 года Россия стала первым партнером для Финляндии,обогнав по многим показателям ФРГ", — сообщил премьер-министр РФ ВладимирПутин в ходе российско-финляндских межправительственных переговоров(12 ноября,2008год.). «Финляндия — один из наших основных партнеров в Европе, и этобез преувеличения», — отметил В.Путин. По данным ИТАР-ТАСС, в 2007 г товарооборот России и Финляндии достиг 15 млрд. евро (рост составил 8 %) и Россия занималавторое место в списке основных торговых партнеров Финляндии после Германии. Поитогам 1-го полугодия 2008 г товарооборот составил уже 9,1 млрд. евро, чтовывело РФ на первое место среди торговых партнеров Финляндии. В структуретекущего товарооборота российский экспорт составил 5,4 млрд. евро (прирост35%), а импорт – 3,7 млрд. евро (23%).
В 2008 году Турция, опередив такиестраны, как Япония, США, Великобритания, заняла пятую строчку в списке ведущихторговых партнеров России в дальнем зарубежье с показателем товарооборота в33,8 млрд. долларов (прирост по сравнению с 2007 годом – 50,2%) — об этомсообщает Минэкономразвития РФ. Россия также входит в число ведущих торговыхпартнеров Турции, и в 2008 г вышла на первое место по общему объему торговли,опередив Германию. Российский экспорт составил 27,7 млрд. долларов (прирост на51,3%), импорт из Турции – 6,1 млрд. (прирост на 42,5%). В российском экспорте доминируют энергоносители (более 70%),металлы и изделия из них (20%), а в импорте из Турции – машины, оборудование итранспортные средства (свыше 30%), потребительские товары (13-15%), импорт изТурции – 6,1 млрд. долларов (прирост 15-20%).
Что касается связей России с Грузией,то до событий в Южной Осетии Россия входила в первую пятерку основных торговыхпартнеров Грузии — после Турции, Азербайджана, Украины и Германии.
Объем торговли товарами между ЕС иРоссией увеличился. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд.евро в 2000 году до отметки в 105 млрд. евро в 2008 году, а импорт — с 64 млрд.до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит ЕС в отношении России значительновозрос и в 2008 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся41 млрд. евро. Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась вдва раза в период с 2000 по 2008 гг. В 2008 году Россия стала третьим поважности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта и11% импорта ЕС.
Германия, Нидерланды и Италияявляются крупнейшими торговыми партнерами России среди стран-членов ЕС.Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС) была крупнейшим экспортером в Россиюв 2008 году. За ней с большим отрывом следуют Италия (10 млрд. или 10%) иФинляндия (8 млрд. или 7%). Германия (35 млрд. или 20%) являлась также икрупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (20 млрд. или 11%) и Италия(16 млрд. или 9%).
Большинство стран-членов ЕС имелиотрицательный торговый баланс с Россией в 2008 году. Самый большой дефицитотмечен у Нидерландов (минус 13 млрд. евро), далее идут Польша (минус 8 млрд.),Франция и Италия (у всех трех стран минус 6 млрд.). Крупнейшие положительныеторговые сальдо были зарегистрированы у Австрии и Словении (по 1 млрд. евро укаждой).
В географической структуре крупнейшимэкономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС), на долю которогов I квартале 2009 г. приходилось 49,6% российского товарооборота (в I квартале2008 года – 53,7 процента). В I квартале текущего года товарооборот состранами-членами ЕС снизился на 49,0%, в том числе экспорт – на 52,9%, импорт –на 38,6 процента.
/>
Рис. 1.Структура внешнеторгового оборота России по группам стран в I квартале 2009 г. (по данным таможенной статистики, включая данные РеспубликиБеларусь, в процентах)
Удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанскогоэкономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в Iквартале 2009 года до 21,9% против 19,6% в I квартале 2008 г. Объемытоварооборота снизились на 38,3%, в том числе экспорта — на 36,7%, импорта — на39,6 процента.
Доля стран СНГ в российскомтоварообороте сократилась с 14,5% в I квартале 2008 г. до 14,0% в I квартале2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась с 8,2% до 9,0 процентов.
Положительное сальдо внешнеторговогобаланса в I квартале 2009 г. составило 23,4 млрд. долларов США и сократилось на56,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья — на 58,6%, со странами СНГ– на 44,2 процента.
В географической структуре сальдо былоположительным по всем группам стран, за исключением стран АТЭС.
В I квартале 2009 г. отрицательноеторговое сальдо сложилось с 23 странами (в I квартале 2008 г. — с 20 странами),а их доля в общем товарообороте России увеличилась с 18,3% до 26,2 процента.Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговлевнесли Китай (-1508 млн. долларов США), Германия (-1268 млн. долларов США),Бразилия (-461 млн. долларов США).
Внешнеторговый оборот России вянваре-апреле 2009 года, по данным таможенной статистики, составил $124,3 млрд.(с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению саналогичным периодом прошлого года уменьшился на 45,3%.
Итак, становление в России экономикиоткрытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую.Способствует развитию внешнеэкономических связей страны, возможностиконкурировать с другими странами и стремиться к наилучшему результату.
Заключение
Внешнеэкономическаяполитика России имеет важнейшее значение для экономического роста и развитиястраны в динамично развивающейся мировой экономике.
Внешнеэкономическаяполитика — политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономическихсвязей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров,услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основойвнешнеэкономической политики страны является ее законодательная база.Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годыХХ столетия. До этого момента все экономические контакты СССР с зарубежнымистранами осуществлялись на основе государственной монополии.
Государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главныхмест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методамирегулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы оченьважны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развитияэкономики страны.
Экономика открытого типав России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россияне всегда «правильно и точно» выбирает себе партнеров для развития. Внастоящее время наша страна концентрируется в основном на Европе. Это неправильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями можетблагоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов. Темсамым, в общем, улучшая экономику страны.
На сегодняшний деньРоссия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значениевнешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли даетогромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджетастраны и поддержания благосостояния народа.
Для Российской Федерации важнымэтапом последних лет в деле развития внешнеэкономической политики сталозавершение формирования единой таможенной территории с Казахстаном иБелоруссией. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие, и по оценкамэкспертов, Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль вразмере около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд.
Список использованных источников
1. Закон №5003-1 «Отаможенном тарифе» от 21 мая 1993г. (в ред. Федеральных законов от07.08.1995 N 128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 05.02.1997N 25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 07.07.2003 N 124-ФЗ, от 08.12.2003N 159-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N122-ФЗ, от 21.07.2005 N 112-ФЗ, от 08.11.2005 N 144-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ,от 27.07.2006 N 145-ФЗ, от 10.11.2006 N 191-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от03.12.2007 N 321-ФЗ, от 03.12.2008 N 234-ФЗ, от03.12.2008 N 250-ФЗ, от30.12.2008 N 314-ФЗ; изм., внесенные Федеральными законами от 27.12.2000 N150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
2. Таможенный кодексРоссийской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010года).
4. Федеральный законот 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютномконтроле».
5. ФЗ №164 «Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря2003 г. (с изменениями на 2 февраля 2006 года).
6. Бабин Э.П.,Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие.- М: Экономика. –2006 г., — 463 с.
7. Балабанов И.Т.,Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и статистика. — 2001г.,544с.
8. Гаращенко Н.Л.Государственное регулирование экономики.-Петропавловск — Камчатский: КамчатГТУ.- 2007г., — 166с.
9. Гущин В.В.,Дмитриев Ю.А.Российское предпринимательское право. – М: Эксмо.-2005г., 736с.
10. Покровская В. В.Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. –Юристъ. 2008.
11. Смитиенко Б.М.,Поспелов В.К. Внешнеэкономическая деятельность.-2-е издание. -М: „Академия“,2004.-304с.
12. Ситорян С, ИвановИ. Внешнеэкономические приоритеты//Вопросы экономики.-2008 г., №3. С.78-84.
13. Российскийстатистический ежегодник-2007: Стат.сб.-М: Росстат,2008
14. www.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике.
15. www.eer.ru – ЖурналВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: новости мировой экономики, обзор внешнеэкономическойдеятельности, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи,экономические связи России и регионов, торгово-экономический обзор рынков.
16. www.embassyble.ru– Новостная поисковая система.
17. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
18. www.prime-tass.ru -Агентство экономической информации „Прайм-Тасс“
19. www.novopol.ru — Новая политика
20. www.newsru.com — Самые быстрые новости. Фото и видео дня. Лента новостей в России и в мире.
21. http://www.esp-izdat.ru/
22. www.regnum.ru — Новости –главные новости России, СНГ и мира – лента новостей REGNUM.
23. http://www.rian.ru/
24. http://www.zakon.kz/
Приложение
Приложение 1
Товарнаяструктура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья (по данным таможенной статистики, в процентах)
/>
Товарнаяструктура импорта Российской Федерации из стран дальнего зарубежья (по данным таможенной статистики, в процентах)
/>
Приложение 2. Товарная структура импорта РФ
Основные показателивнешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)/> Январь-апрель 2008 г Январь-апрель 2009 г. (оценка) /> /> в том числе со странами /> в том числе со странами /> Всего Дальнее зарубежье СНГ Всего Дальнее зарубежье СНГ Внешнеторговый оборот 236,0 201,2 34,8 131,9 113,2 18,7 темпы роста в % 149,0 150,0 143,7 55,9 56,3 53,7 Экспорт 150,4 127,5 22,9 79,6 67,1 12,5 темпы роста в % 152,1 152,2 151,6 52,9 52,6 54,6 Импорт 85,6 73,8 11,9 52,3 46,1 6,2 темпы роста в % 143,9 146,3 130,6 61,1 62,6 52,1 Сальдо 64,7 53,7 11,0 27,3 20,9 6,3 темпы роста в % 164,4 160,9 183,4 42,1 39,0 57,2
Приложение 3
Товарнаяструктура экспорта Российской Федерации в страны СНГ (по данным таможенной статистики, включая данные РеспубликиБеларусь, в процентах)
/>
Товарнаяструктура импорта Российской Федерации из стран СНГ (по данным таможенной статистики, включая данные РеспубликиБеларусь, в процентах)
/>
Приложение 4
Основныеторговые партнеры Россиисреди стран дальнегозарубежья в I квартале 2009 г. (по данным таможеннойстатистики, млн. долларов США)
/>
Внешняяторговля Российской Федерации со странами СНГ в I квартале 2009 г. (по данным таможеннойстатистики, млн. долларов США)
/>