Реферат по предмету "Экономика"


Внешнеторговая политика государства

Министерствообразования и науки Украины
Донецкийнациональный технический университет
Факультетэкономики
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Макроэкономика»
по теме: «Внешнеторговаяполитика государства»
Исполнитель
Студентка гр. ЭФК-07в
__________________ Коломоец О. В.
подпись, дата
Консультант
__________________ Кузнецова З. П.
подпись, дата
Донецк 2009

Донецкийнациональный технический университет
Факультетэкономики
Кафедраэкономической теории
Дисциплина –макроэкономика
Специальность- Финансы и кредит
Курс 2 группаЭФК-07в 4 семестр
ЗАДАНИЕ
на курсовуюработу студентки
КоломоецОксаны Владимировны
Тема работы:Внешнеторговая политика государства
Срок сдачиработы________________________________________
Перечень вопросов, подлежащихрассмотрению: цели и основные направления внешнеторговой политики государства, таможенныетарифы и нетарифные барьеры, объекты и субъекты внешнеторговой деятельностиУкраины, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности,механизм экспортного и импортного регулирования, содействие развитиювнешнеторговой деятельности и её стимулирование
Дата выдачизадания____________________________________

РЕЦЕНЗИЯ
на курсовуюработу
по дисциплине«Макроэкономика» студентки
Донецкогонационального технического университета
Факультетаэкономики
ЭФК-07в,Коломоец Оксаны Владимировны
Тема курсовойработы: Внешнеторговая политика государства
Положительныестороны работы:
Недостатки работы:
Оценка____________________
Дата ___________ Рецензент_______________________

Реферат
Курсовая работа: 34с., 22источникa.
Объект исследования –внешнеторговая политика государства.
Цель работы – изучениетеоретических аспектов внешнеторговой политики государства, знакомство ссистемой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности,выявление слабых мест в регулировании внешнеэкономической деятельности, а такжепутей её стимулирования. Внешнеэкономическая деятельность — это деятельность,связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляетсяпосредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений ирешений правительства.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯПОЛИТИКА, ФРИТРЕДЕРСТВО, ПРОТЕКЦИОНИЗМ, ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ, НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ,АДВАЛОРНАЯ ПОШЛИНА, КВОТА, ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: НА ИМПОРТ, НА ЭКСПОРТ, ТОРГОВОЕЭМБАРГО, ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ, ДЕМПИНГ
Календарный план

п/п Этапы подготовки курсовой работы Срок выполнения этапов работы Примечания 1 Выбор темы, составление плана, подбор литературы 18.02.09-28.02.09 2 Выяснение теоретических аспектов темы. Сбор фактического и статистического материала 1.03.09-1.04.09 3 Подготовка чернового варианта курсовой работы 2.04.09-20.04.09 4 Составление чистового варианта курсовой 21.04.09-10.05.09 5 Подготовка к защите курсовой работы. Защита работы 11.02.09-20.05.09
Студентка гр. ЭФК-07в_______________ Коломоец О. В.
Руководитель __________________Кузнецова З. И.
 «____» февраля 2009

План
 
Введение
1. Внешнеторговая политика государства
1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политикигосударства
1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины
2. Основы государственного регулирования внешнеторговойполитики
2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования
2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и еёстимулирование
Выводы
Список литературы

Введение
 
Внешнеэкономическаядеятельность является одним из главных направлений развития многих современныхгосударств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны,также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где поопределённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД — единственныйспособ обеспечения себя необходимыми товарами,
Внешнеэкономическаядеятельность — это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами,находящимися в разных странах.
Рассмотрим объективныепричины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономическойдеятельностью. Это — неравномерность распределения сырья по поверхности земли(у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различныеклиматические условия, что сказывается на способе возделывания земли,урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структурегосударств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые — аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельныхотраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французскиевина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждомгосударстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднееспециализироваться на производстве тех товаров, издержки при производствекоторых — минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которыхвыше, чем при их ввозе.
Актуальность темы:события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах кэкономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретаютвопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования,заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техникиоформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческиеоперации, хотя и подчиняются нормам украинского права, но отличаются своимиправилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, чтоони регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение кмеждународному сообществу решительно меняет наши представления о современноммире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итогетребует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний. Многому в этойобласти можно и нужно учиться не только студентам, но и бизнесменам, занимающимсявнешней торговлей.
Целью работы являетсяизучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а такжезнакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности исамое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявитьположительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности дляэкономики страны, преимущества и недостатки влияния.

1. Внешнеторговаяполитика государства
 
1.1 Цели иосновные направления внешнеторговой политики
 
Внешнеторговая политикагосударства– это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различнымирегионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должнавписываться в общую внешнеэкономическую политику [1, c. 676].
Внешнеторговая политикагосударства – это целенаправленные действия государства и его органов поопределению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизацииучастия страны в международном разделении труда [2, c. 367].
Внешнеторговая политикагосударства – деятельность государственных органов по созданию оптимальногосоотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическоеразвитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды [3, c.457].
Основные целивнешнеторговой политики:
изменение степени испособа включения данной страны в международное разделение труда;
изменение объема экспортаи импорта;
изменение структурывнешней торговли;
обеспечение странынеобходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);
изменение соотношенияэкспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеютдолговременный характер, например изменение степени и способа включения даннойстраны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты вболее короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта илиимпорта.
Существуют два основныхнаправления внешнеторговой политики:
политика свободнойторговли (либерализм или фритредерство);
протекционизм.
Для различных стадий историческогоразвития общества характерны различные направления внешнеторговой политики.
В период первоначальногонакопления капитала типичной системой внешнеторговой политики былпротекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественнаяпромышленность ограждалась от иностранной конкуренции. В этот периодпротекционизм играл прогрессивную роль, содействуя быстрому роступромышленности и развитию экономики в целом.
В современной политикерегулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность воблегчении международного общения. В области МЭО это выражается в ослабленииограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на егопути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, под которойпонимается весь комплекс государственных мероприятий по регулированиювнутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту иснижению таможенных и иных барьеров.
Элементы либерализациивнешней торговли существовали и до войны в виде политики свободной торговли.Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий:
расширена сферарегулирующих мероприятий, которые вышли за пределы тарифной политики иохватывают все отрасли хозяйственной жизни;
возросла роль согласованныхмеждународных действий, координированный усилий различных стран помногосторонней либерализации внешнеторгового обмена;
удалось добитьсядолговременного снижения общего «уровня помех» развитию внешнейторговли.
Политика свободнойторговли (freetrade) в чистом виде означает, что государствовоздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляяза рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государствовообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности.Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальнуюсвободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговляприводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случаестраны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно,снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политикисвободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международногоэкономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя вчистом виде она никогда и нигде не применялась. [4, c.290]
Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественнойэкономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговлипри протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, посколькупредполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировомрынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил можетбыть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороныболее сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах кэкономическому застою и формированию неэффективной для данной страныэкономической структуры. [4, c. 289-290]
Можно выделить несколькоформ протекционизма:
селективный – направленпротив отдельных стран или товаров;
отраслевой – защищаетопределенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
коллективный – проводитсяобъединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
скрытый – осуществляетсяметодами внутренней экономической политики.
Протекционизмспособствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрныхстранах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации.Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишкомдлительное применение этой политики может привести и приводит к экономическомузастою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляетсязаинтересованность отечественных предпринимателей в повышении техническогоуровня и эффективности производства.
В своей крайней формепротекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страныстремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в даннойстране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечиваетнеобходимый импорт.
В чистом видеавтаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен наотечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещениюимпорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическуюполитику.
Политика автаркии, так жекак и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различныестепени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономическогоразвития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политикасвободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различнойпродукции.
Протекционизм активноприменяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами длязащиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводяпротекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики,выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может даватьрекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. Кинструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних имногосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночныхотношений применяются тарифы и нетарифные барьеры. [5, c. 398-400]
1.2Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
Классическим и основныминструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенные тарифы — это систематизированный переченьставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт илиэкспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Обычнотаможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют иединые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Размер ставоктаможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.
Таможенные тарифыразличают по следующим основаниям:
а) по механизмуустановления и взимания:
адвалерную пошлину,которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличиваетих цену на ее ставку;
специфическую пошлину,учреждаемую в форме фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади,объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этимединицам и фиксированной ставке обложения;
комбинированную пошлину,которая синтезирует два предыдущих ее вида;
б) по направленностиоблагаемого внешнеторгового оборота:
экспортные пошлины,сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когдаэкспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либодля вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитыхстран;
импортные пошлины,применяемые гораздо чаще и всеми странами прежде всего для защитыотечественного рынка от внешних поставщиков;
в) по целям таможенногообложения:
фискальные пошлины,устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким ставкам наресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиесястраны);
защитные пошлины напродукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежныхконкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения дифференцируютв зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественныхпоставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретныхпошлин (разновидности защитных);
компенсационные(антидемпинговые) пошлины, вводимые одной стороной в ответ на установлениедругой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней [2, c. 297-300].
Нетарифные барьеры — система административных иэкономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза ивывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование,квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенныеформальности и др.
Нетарифные барьерыподразделяются на 3 группы:
Меры, направленные напрямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национальногопроизводства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортныедепозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
Меры административногохарактера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, ноприводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические исанитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
Прочие меры,непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действиекоторых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует такжераспространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, покоторой они подразделяются на 7 категорий:
Паратарифные меры, ккоторым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозеиностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальныецелевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешнейторговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
Меры контроля за ценами,которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей(компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
Финансовые меры,предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулированиявнешней торговли.
Количественноерегулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывозтоваров.
Автоматическое лицензирование,т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
Государственная монополиявнешней торговли в целом или отдельными товарами.
Технические барьеры, т.е.контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч.качества и безопасности.
Под квотами(контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическомвыражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. Вслучае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импортили экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импортили экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способомконтроля за движением того или иного товара.
Экспортные квоты применяются редко, только в случае острогодефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей(дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защитынационального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы,улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Существуют квоты глобальные,устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные.
Одной из разновидностейквот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которыераспространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисномположении.
Другой разновидностьюквот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленныхквот товары импортируются без взымания таможенных пошлин, а при импорте свышеданного лимита взимаются высокие пошлины.
Квоты обычнораспределяются на основелицензии, которые представляют собой в данномслучае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством черезспециальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций свключенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензийявляются:
а) автоматическая, илигенеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывозтовара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
б) неавтоматическая, илиразовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенноготовара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения илиназначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен бытьосуществлен экспорт или импорт [2, c. 301-304].
1.3Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины
 
К объектамвнешнеэкономической деятельности в Украине относятся:
товары, капитал и рабочаясила;
предоставление субъектамивнешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектамхозяйственной деятельности, в том числе: производственных,транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, посреднических,аудиторских, юридических, туристских и других, прямо и исключительно незапрещенных законами Украины;
научная,научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другаякооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
обучение и подготовкаспециалистов на коммерческой основе;
международные финансовыеоперации и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законамиУкраины;
кредитные и расчетныеоперации между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностраннымисубъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономическойдеятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанныхучреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;
совместнаяпредпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономическойдеятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, котораявключает создание общих предприятий разных видов и форм, проведение общиххозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территорииУкраины, так и за ее пределами;
предпринимательскаядеятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий,патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектовсобственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности;аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности запределами Украины;
организация иосуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов,конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, которыеосуществляются на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономическойдеятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничнойторговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законамиУкраины случаях;
товарообменные(бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречнойторговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностраннымисубъектами хозяйственной деятельности;
арендные, в том числелизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности ииностранными субъектами хозяйственной деятельности;
операции по приобретению,продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и намежбанковском валютном рынке;
работы на контрактнойоснове физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственнойдеятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работыиностранных физических лиц на контрактной оплатной основе с субъектами внешнеэкономическойдеятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;
другие видывнешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в исключительной формезаконами Украины.
Правом осуществлениявнешнеторговой деятельности обладают все украинские юридические лица и граждане(физические лица).
Субъектами внешнеторговой деятельности могутбыть как украинские, так и иностранные участники. К украинским участникамотносятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательствомУкраины, имеющие постоянное местонахождение на территории Украины, а такжефизические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства натерритории Украины и зарегистрированные в качестве индивидуальныхпредпринимателей.
Юридическим лицом,согласно Гражданского кодекса Украины, признается организация, которая имеет всобственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своегоимени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права,нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должныиметь самостоятельный баланс или смету.
Гражданин (физическоелицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе и внешнеторговой)без образования юридического лица с момента государственной регистрации вкачестве индивидуального предпринимателя.
Иностранными участникамивнешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и организации в инойправовой форме, а также физические лица, включая лиц без гражданства,гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нестиобязанности), которых определяется по праву иностранного государства.
Всех участниковвнешнеторговой деятельности Украины можно классифицировать по трём признакам:
1) по профилювнешнеторговой деятельности;
2) по характерусовершаемых внешнеторговых операций;
3) поорганизационно-правовым формам.

2. Основыгосударственного регулирования внешнеторговой политики
 
2.1 Методыгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности
 
Государственноерегулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемыхгосударственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействияна экономические отношения между странами и соответствии с государственными инациональными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействиегосударства осуществляется посредством принятия законов и иных государственныхактов, постановлении и решении правительства.
Применительно к международнойторговле как главному объекту регулирования правительства используют такиеинструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги,ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятияпо стимулированию экспорта и импорта.
Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии смеждународными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страныпосредством:
1) таможенно-тарифногорегулирования;
2) нетарифногорегулирования;
3) запретов и ограниченийвнешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
Внешняя торговляинтеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальнойсобственности или предоставление права на использование объектовинтеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либоиностранным лицом российскому лицу;
Внешняя торговляуслугами — оказаниеуслуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение,маркетинг, доставку услуг (работ).
4) мер экономического иадминистративного характера, способствующих развитию внешнеторговойдеятельности и предусмотренных законами.
Экономические методырегулирования.
К методам экономическогохарактера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, мерывалютного регулирования, субсидии и другие.
Практически во всехстранах применяется пограничное налогообложение товаров. Его цельюявляется в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних итех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерамотносится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, втом числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.
К мерам валютного ифинансового характера относятся различные ограничения на расходованияиностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях синостранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсовподразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальнойвалюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В рядеразвивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют50-60% от стоимости ввозимых товаров.
Государство для защитысвоих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в формесубсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формахпрямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.
В развитых странахширокое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания симпортных товаров дополнительных высоких пошлин.
Демпинг определяется как продажа товара поценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпингкак продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявлениедемпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины,которая несколько раз превышает обычную.
Главным недостаткомценовых или стоимостных методов регулирования остается их косвенное воздействиена национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату засчет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностьюэкономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит кболее широкому использованию методов административного регулирования внешнейторговли.
Административныеметоды регулирования.
Из всех нетарифныхадминистративных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квотапредставляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу встрану или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.
В мировой практикеиспользуются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.
Индивидуальные квоты предполагают распределение общегоколичества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. различают пропорциональнуюквоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовыйпериод, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговыеуступки или политические обязательства другой страны.
Тарифные квоты предусматривают поставкуопределенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этогоколичества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установилатарифные квоты на мясной скот, сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.
Глобальные квоты устанавливают размер общегоколичества импорта товара на определенный период без распределения его междустранами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выборустраны-поставщика.
Рассматривая действиеимпортной квоты и таможенного тарифа, можно отметить, что их воздействие науровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их втом, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизмаадминистративным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизмлишь корректируется.
Одним из сравнительноновых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта,практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такаяформа ограничения торговли представляется добровольной, она являетсярезультатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспортаосуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистскихсанкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую частьнационального рынка [, c.289-305]
2.2Механизм экспортного и импортного регулирования
Экспорт– вывоз из страны товаровотечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарамотечественного производства относятся также товары иностранного происхождения,ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основныекачественные или технические характеристики товаров.
Импорт– ввоз товаров в страну. В импортвключаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народномхозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественныхорганизаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарамотносятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу безпереработки
В целях регулированияопераций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка истимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаютсяимпортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из и импорт в осуществляетсябез количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импортамогут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:
обеспечения национальнойбезопасности страны;
выполнения международныхобязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
защиты внутреннего рынкастраны.
Постановления о введенииколичественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официальноопубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений вдействие.
Распределение квот ивыдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, какправило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или)импорту до суммарного исполнения квот.
Запреты и ограниченияэкспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя изнациональных интересов, включающих:
соблюдение общественнойморали и правопорядка;
охрану жизни и здоровьялюдей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
сохранение культурногонаследия народов;
защиту культурных ценностейот незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;
необходимостьпредотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры,связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующеговнутреннего производства и потребления;
обеспечение национальнойбезопасности;
защиту внешнегофинансового положения и поддержание платежного баланса;
выполнение международныхобязательств [7, c. 32-40].
Ввозимые на территорию товары должны соответствоватьтехническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным иэкологическим стандартам и требованиям, установленным в стране [6, c. 304]
На отдельные виды товаровна экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечнитаких товаров определяются законами страны.
Государственная монополияна экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основелицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензиивыдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям,которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основепринципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.
Унитарное предприятие –это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленноеза ней имущество.
Особыми режимамиосуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничнаяторговля и свободная экономическая зона.
Приграничная торговляосуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения(место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностраннымилицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) насоответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорахс определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд вотношении товаров, производимых в пределах существующей приграничнойтерритории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующейприграничной территории [8, c.57-66]
2.3Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование
Эффективностьгосударственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработкиобоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов ивозможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.
В качестве главной целивнешнеэкономической политики должно быть провозглашено активное участие страныв создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет овыработке международных правил, способствующих глобализации деловой активностии размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала изарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности;гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, какусиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитыхстран, укрепление международной экономической системы, урегулированиевнешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.
Большую роль играют экономическиерычаги регулирования ВЭД.
Развитию ВЭД способствуетразвитая система государственного страхования торговли и инвестиций.
Государство выступаеттакже организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей ифинансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носитразветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализмаркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг,организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышениюэффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.
Важным направлениемгосударственного участия во ВЭД является информационное обеспечениекоммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.
Эффективностьвнешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочностиинституциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этойсферой можно выделить административные, координационные и консультативные.
Среди государственныхадминистративных органов особое место занимает Министерство внешней торговли ипромышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную ивнешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений сзарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы,содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импортлицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующиеправила торговли.
Данное министерствоиграет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики всторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных инепроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном ростезарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособнойинформационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса иуменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.
Последовательность исогласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мереобеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственныхорганов.
Содействие развитиювнешнеторговой политики заключается в следующем:
усиление государственногоучастия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направленийструктурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием;
укреплениезаконодательной и нормативно-правовой основы государственного регулированияВЭД;
укреплениеинституциональных основ государственного регулирования ВЭД. В частности, былобы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг другаправительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД однойправительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе спремьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координациядеятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельнымиобластями ВЭД;
формированиеобщегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговойдеятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (возможно,с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальнымуполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такойсистемы – создание широкой сети информационно-консультативных служб;
выработка и практическоеиспользование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственныхгарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих иполитических рисков;

Выводы
 
После изучения даннойтемы можно сделать вывод о том, что внешнеэкономическая деятельность вразличных её формах и проявлениях является нужной для развития экономики любойстраны.
Можно выделить следующиепреимущества и недостатки ВЭД: она способствует росту ВВП и ВНП, способствуетрасширению товарного ассортимента, стимулирование производства для экспортапродукции, расширяет внешнеэкономические связи, но при отсутствии контроля,ущемляет национального производителя.
Правительство различныхстран предпринимает различные действия для контроля объёмов поставок импортнойпродукции, недопущения нарушения правовых норм. Для этого применяютсястимулирующие и ограничивающие инструменты, такие как льготные или наоборот,очень высокие таможенные пошлины. Государство также контролирует работутаможенных органов путём проведения спецопераций, регулярных проверок, чтосущественно понижает риск нелегального везения товаров на таможенную территориюстраны, способствует борьбе с коррупцией в государственных структурах.
При прохождениитаможенного контроля и оформления, товар подлежит различным видам контроля(фитосанитарному, ветеринарному, карантинному, радиологическому, экологическомуи др.) для определения степени его соответствия общегосударственным стандартам,качества и пригодности для использования. С помощью этих и других инструментов,государство регулирует ввозимые и вывозимые грузы.
Итак, можно сделатьвывод, что ВЭД является важной составляющей экономического развития страны,однако для положительного её влияния, необходимо держать её объёмы и структурув определённых рамках, которые будут приносить доход в бюджет, прибыльсубъектам ВЭД, насыщать рынок нужными товарами, не наносить ущерба национальнымпроизводителям.

Списоклитературы
1.   ДорнбушР., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784с.
2.   Агапова Т. А.,Серёгина С. Ф. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под общеё ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича, МГУ им. М. В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2002 – 448с.
3.   Панчишин СтепанМакроекономіка:Навч. посіб. – К.: Либідь, 2001. – 601с.
4.   Задоя А. А.,Петруня Ю. Е. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., стер. – К.: О-во «Знання»,КОО, 2006 – 368с.
5.   Бутук А. И.Макроэкономика, 1996 – 320с.
6.   Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002 – 472с.
7.   КухарськаН. Експортно-імпортна політика// Регіон.екон. – 2005. — № 1
8.   КухарськаН. Експортно-імпортна політика (продовження)// Регіон. екон. – 2005. — № 3
9.   ВишиванаБ. М. Оцінка експортно-імпортної діяльності в Україні// Фін. України. – 2008. — № 1.
10. Анисимов С.А. Овнешней торговле, налогах и таможенных пошлинах / С.А. Анисимов, А.В. Сакович//Финансы: Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. М. (Россия)- 2006. № 10… ─ С.28-37
11. БураковськийІ. «Теорія міжнародної торгівлі», К., 1996
12. Внешнеторговыесделки/ Сост. И. С.Гринько. – Суми: Фирма «Реал», 1994 – 464с.
13. МакконеллКэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ.11-го изд. Т 1, 2 – М.: Республика, 1992. – 400с.
14. Международныеэкономические отношения: Учебник для вузов / Б.М. Смитиенко, Л.И. Комиссарова,Н.В. Лукьянович и др.; Под ред. Б.М. Смитиенко. ─ М.: ИНФРА-М, 2005. ─512с.
15. Миклашевская Н.А.Международная экономика: Учебник / Под общ.ред.Сидоровича А.В., МГУим.М.В.Ломоносова. ─ М.: Дело и Сервис, 1998. ─ 272с. ─Учебники МГУ им.М.В.Ломоносова .
16. НаговицинА. Г. «Внешняя торговля», М: Русская Деловая Литература, 1999 – 288с.
17. Наказ ДМСУ № 933«Про внесення змін до наказу Держмитслужби від 09.07.97 № 307»;
18. Таможенный КодексУкраины
19. ЦиганковаТ. М., Петрашко Л. П., Кальченко Т. В. «Міжнародна торгівля: навч. посібник» — К.: КНЕУ, 2001 – 488с.
20. Фигурнова Н.П. Международнаяэкономика: Учебное пособие для вузов / Н.П. Фигурнова. ─ М.: Омега-Л,2005. ─ 509с.
21. ФомичёвВ. И. «Международная торговля: Учебник» — М.: ИНФРА-М, 1998 – 496с.
22. http://friedman.com.ua/ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация памяти. Организация систем адресации и команд
Реферат Reunification Of Germany Essay Research Paper IntroductionGermany
Реферат Моче
Реферат Отсчет по учебной практике. Сапфир 22-ДД
Реферат Деятельность как философская категория
Реферат Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс)
Реферат Организация статистического приемочного контроля по количественному признаку
Реферат Почки и циркуляция жидкостей в организме человека
Реферат Оптимизация и системное проектирование развития сетей мобильной связи
Реферат История болезни неонаталогия
Реферат Микробиологическая химия силоса как наука
Реферат Становление характера Васютки
Реферат Alzheimers Disease Essay Research Paper Alzheimer s
Реферат История Татарстана и социология межэтнических отношений
Реферат Based on the Results of the Qualitative Study