Министерствоаграрной политики Украины
Луганскийнациональный аграрный университет
Кафедра экономики и предпринимательства
ИНДИВИДУАЛЬНАЯТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
по государственному регулированиюэкономики на тему:
«Влияние глобализации на формыгосударственного регулирования»
Выполнила:
Луганск – 2006
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынок и государство…………………………………………………………...4
2. Новые аспекты промышленной политики…………………………………..12
3. Глобализация в РоссийскойФедерации и странах Европейского Союза…13
Выводы…………………………………………………………………………...26
Литература……………………………………………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшимфактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, являетсяглобализация мирового хозяйства. Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией,является транснационализация — становление крупных международных корпораций ибанков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процессаглобализации связана качественно новая эпоха в развитии международногопредпринимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании итранснациональные банки (ТНК и ТНБ). В связи с этим авторы статьи считают целесообразнымиспользование понятия «метакорпорации» и рассматривают его характерныеособенности.
Теснаяинтеграция отдельных метакорпораций между собой порождает их все более и болеекрупные объединения, между которыми также возникают взаимосвязи. Нередко однакомпания входит одновременно в несколько метакорпораций. В соответствии с этимв статье речь идет о формировании некоторой более общей структуры — мировойсистемы метакорпораций (МСМ) и значительное внимание уделяется подробномуанализу структуры и элементов этой системы
1. РЫНОК ИГОСУДАРСТВО
Роль государства в рыночной (а точнее — формирующейсярыночной) экономике остается главным предметом дискуссий между экономистами иполитиками Российской Федерации. Одни считают государственное вмешательствозлом для экономики, другие, наоборот, — условием ее развития. Но далеко невсегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что — государство, и какие механизмы регулирования будут при этом использованы.Каждая из сторон нередко обращается к опыту развитых стран, но трактует его,как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку в истории этих странможно найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периодыего ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства вэкономику, так и его противников. В этой работе я хотела показать те изменения,какие происходили в системе государственного вмешательства в экономику развитыхстран на протяжении последних двух десятилетий ХХ столетия, с каким«государственным» багажом они вошли в XXI век. Эти изменения — результат многих причин, новажнейшая из них — глобализация, разрушающая границы национальных хозяйств исвязывающая их прочной паутиной торговых, финансовых, политических, социальныхи культурных отношений.
Государственное регулирование экономики развитых стран, ставсоставной частью любой модели рыночной экономики, не оставалось неизменным. Егохарактер менялся в зависимости от исторических и политических условий вместе сизменением приоритетов, целей и механизмов регулирования.
Впослевоенный период (50-70-е годы ХХ столетия) государственное вмешательство,особенно в европейских странах, носило довольно всеобъемлющий характер. Надобыло восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономическийпотенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран. Как правило, у власти вэто время находились социал-демократические партии, идеологии которых такоевмешательство вполне соответствовало. Именно в этот период возник значительныйгосударственный сектор — либо на основе национализации ряда отраслей хозяйства,либо путем создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики.Непрерывно увеличивалась доля государственных расходов (а следовательно, иналогов). В европейских странах к концу указанного периода она выросла (и дажепревысила) до 50% ВВП — валового внутреннего продукта, — а в США и Японии достиглапримерно 35%. В основе такого роста лежало прежде всего увеличение социальныхрасходов (создание современной системы социального страхования и помощинуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальнойзарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности напредприятиях. Все это вместе взятое стало основанием для того, чтобы называтьгосударство с такой системой социальной поддержки — «государствоблагосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированнаяэкономика».
Нарядус названными особенностями данного этапа государственного вмешательстваважнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политикаобщеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, повозможности избавить ее от кризисов и инфляции, а также поддержать высокиетемпы роста и занятости. В соответствии с рецептами известного экономистаКейнса и его последователей, для осуществления такой политики использовались,прежде всего, государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С ихпомощью правительства стремились управлять масштабами совокупного спроса — расширять его в условиях экономического спада и, наоборот, ограничивать вусловиях подъема и угрозы развития инфляции.
Однаков конце 70-х — начале 80-х годов в приоритетах и методах государственноговмешательства в экономику начались серьезные изменения. Тогда к власти вомногих развитых странах пришли консервативные партии, призывавшие сделать упорна рыночные силы экономики, способные повысить ее конкурентоспособность. Какиепричины вызвали перемены в стратегии государственного вмешательства вэкономику? Важнейшие среди них — новый этап научно-технической революции,сдвиги в социальной структуре общества и, наконец, усиление противоречий, вызванныхчрезмерным разрастанием государственного аппарата (что было неизбежным срасширением его вмешательства в экономику в предшествующий период).
Акроме того, у государства обнаружились и свои пороки. Растет его вмешательствов экономику — усиливается налоговое бремя, которое отрицательно сказывается напроизводственных и трудовых стимулах. Увеличиваются государственные расходы — итут же активизируется борьба заинтересованных групп за собственные выгоды, затак называемую «политическую ренту». Расширяется государственныйсектор, зачастую убыточный или малоэффективный, — снижаетсяконкурентоспособность страны.
Всеэто так. Но главным и поистине основополагающим фактором в выборе новойстратегии стала растущая глобализация экономической системы. Именно онапотребовала нового подхода к экономическому регулированию. Интересно, что,когда у власти в 90-х годах вновь оказались социал-демократическиеправительства (речь идет о странах Западной Европы), сложившаяся до них«консервативная» модель существенно не изменилась. Под влиянием новыхусловий, связанных с глобализацией, европейская социал-демократия кардинальнопересмотрела свои прежние позиции. Провозгласив «новую стратегию третьегопути», она отказалась от социалистического идола широкомасштабной национализации,от дальнейшего роста государственных расходов в качестве главного инструментастимулирования экономического роста.
Влияниеглобализации на изменение прежних форм и методов государственного вмешательствав экономику проявляется по двум основным направлениям. Первое — чрезвычайновозросшие требования к конкурентоспособности экономики. Следовательно,приоритетом экономической политики правительств, какую бы окраску оно непринимало, становится создание условий для роста конкурентоспособности экономикисвоей страны. Второе важнейшее направление нынешнего дня — резкое усилениевзаимозависимости стран. Отсюда вывод: действия правительства того или иногогосударства сегодня связаны не только с ситуацией внутри страны, но и сконкретными шагами правительств стран-партнеров, конкурентов, а также споведением международных организаций.
Каквидим, степень свободы правительств стран резко сокращается. И так же резковозрастает необходимость унифицировать и согласовывать между собой мерыэкономической политики. Более того, происходит определенное ограничениесуверенных функций государства, когда некоторые его властные полномочияпередаются наднациональным или региональным органам регулирования. Так,например, происходит ныне в странах Европейского союза — ЕС.
Ноправы ли те исследователи, которые полагают, что уже сегодня (когда на мировойарене господствуют крупнейшие транснациональные корпорации — ТНК, финансовыеальянсы и идет бесконтрольное движение финансового капитала) можно говорить обисчезновении государственного суверенитета? Действительно ли государственноевмешательство уже не может эффективно влиять на экономическое и социальноеразвитие страны? Думаю, что подобные выводы, по крайней мере на нынешней стадииглобализации, и преждевременны, и слишком категоричны. Государство даже врамках ЕС и сегодня продолжает выполнять важные экономические и социальные функции,хотя механизмы, которые оно при этом использует, действительно меняются.
Еслиподытожить основные изменения, которые происходили в развитых странах напротяжении последних двух десятилетий ХХ столетия и продолжают происходитьсегодня, в начале нового века, то говорить можно о следующем.
Идетпостепенное сближение законодательных систем различных стран. Особенно этовидно на примере Европейского союза. Вводятся единые правила в областифинансовых систем и внешнеторговых отношений, происходит унификация налогов,определяются единые нормы в экологии, в сфере найма и увольнения работников,появляются единые требования в производственной безопасности и правилах социальногострахования…
Особозначимой становится общемировая юстиция, которая направлена против финансовыхпреступлений. С одной стороны, ее нормы вводятся в национальныезаконодательства, регулирующие борьбу с отмыванием денег (например, европейскиебанки, по решению ЕС, должны отныне сообщать властям о появлении у них всехподозрительных вкладов). А с другой — любое преступление такого рода можетстать юрисдикцией международной организации, не признающей суверенитетаотдельного государства.
Коррупция- эта раковая болезнь нашего времени, в той или иной мере присущая всемстранам. Она превращает государственный аппарат в источник обогащениябюрократии и отдельных групп влиятельного бизнеса. Вот почему международноесообщество (в том числе и Всемирный банк, и МВФ) начало уделять проблеме такоебольшое внимание. Ей было посвящено специальное обсуждение на ежегодной сессииэтих организаций в 1996 году. С тех пор — и в отдельных странах, и намеждународном уровне — приняты многочисленные законодательные иадминистративные меры против этого бедствия.
Сконца 70-х годов прошлого века значительно сократился государственный сектор вэкономике. Разгосударствление и приватизация затронули многие отраслипромышленности, ранее находившиеся в государственной собственности либо подконтролем государства. Приватизация распространилась даже на энергетику, связь,транспорт, которые традиционно развивались как сфера непосредственногогосударственного предпринимательства либо объект прямого регулирования состороны правительства. Именно этим отраслям — «естественныммонополиям» — рыночная терапия оказалась особенно необходимой.
Началосьс телекоммуникаций, традиционно формировавшихся в рамках естественной монополиииз-за огромных начальных затрат капитала, высокой фондоемкости и трудностейрасширения. Пакет реформ повсюду был почти одинаков. Он включал разделениепочты и собственно телекоммуникаций, предпринимательства и управления,либерализацию рынков, приватизацию или квазиприватизацию в форме концессий.Зачинщиком такого процесса стала Япония. За ней последовала Англия, в которойпо закону 1984 года была приватизирована компания «Бритиш телеком». В1996 году настала очередь немецкой «Дойче телеком» (хотя и сегоднязначительная часть ее акций остается в руках государства).
Приватизировалисьжелезные дороги. В Японии это произошло в ходе административно-финансовойреформы. Даже в США, где удельный вес государственной собственности впроизводственной сфере никогда не был высоким, приватизированы принадлежавшиегосударству железные дороги, аэропорты и некоторые электростанции.
Дальнейшаяреформа естественных монополий имеет огромное значение. Она открывает рынкикапитала и стимулирует конкуренцию в производстве и потреблении электроэнергии,газа, в области транспортных перевозок. Эта реформа далеко не всегда связана сприватизацией отдельных структур естественных монополий. Во Франции, например,такие монополии, как «Эликтриситэ де Франс» и «Газ деФранс», формально остаются в собственности государства, но отдельные ихструктуры получают полную коммерческую самостоятельность. Так, согласно новымправилам игры, «Газ де Франс» потеряет монополию на транспортировку иреализацию природного газа внутри страны. На французский рынок смогут прийтидругие газовые компании Европы, готовые предложить потребителям более низкиецены. По словам президента этой компании, «все как бы уравниваются ввозможностях, а в дальнейшем выигрывает тот, кто может быть действительнолучшим и сильнейшим».
Сокращаясвое прямое участие в экономической деятельности, государство развивает болеетесные партнерские отношениях с частным сектором в производстве«общественных благ», в оказании общественных услуг и особенно — внаучных исследованиях и разработках. Известный американский экономист Дж. Рубинзаметил по этому поводу: «В ближайшие годы самым важным предметом дебатовстанет вопрос о том, где следует проводить границу между тем, что делают рынки,и тем, что делает правительство. И такое обсуждение не должно сводиться лишь ктому, какие функции следует выполнять правительству. Необходимо такжеприменительно к каждой такой функции определить, в каких пределах правительстводолжно выполнять ее самостоятельно, а в каких оно должно обеспечить стимулы илипредоставить субсидии частному сектору».
Помнению многих исследователей, доля государственных расходов, достигшая вевропейских странах 50% (Швеция даже превысила этот уровень), в то время как вСША и Японии она составляет 30-36% ВВП, чрезмерно высока и должна быть снижена.Начались реформы, цель которых сократить государственные расходы и налоги,достигшие своего предела, — они лишь подавляют экономическую активность изагоняют людей в подпольную экономику.
Однакоесли в области реформирования налоговых систем уже достигнуты определенные успехи,то о сколько-нибудь существенном снижении государственных расходов покаговорить не приходится.
Западныестраны стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, увеличив долюдолгосрочных, способствуя тем сокращению бюджетных расходов на обслуживание государственногодолга.
Нозадачи экономической стабилизации не исчезли. Более того, они стали намногосложнее. Поэтому основное бремя экономической стабилизации и регулированияэкономической конъюнктуры перекладывается отныне на денежно-кредитную политику,то есть политику регулирования процентных ставок. Но и использование этогоинструмента наталкивается на жесткие ограничения, порождаемые глобализацией.Теперь первой и немедленной реакцией на понижение процентных ставок или наувеличение государственных расходов сверх доходов может стать (и нередкостановится) отток из страны спекулятивного капитала. Он влечет за собой падениеобменного курса и повышение импортных цен. Вместо предполагаемого стимулированияроста экономики и увеличения занятости на самом деле возникает инфляционныйэффект.
Вотпочему так важна координация действий в этой области между отдельными странами.И в рамках Европейского союза, особенно после образования «зоныевро», такая координация постепенно налаживается. Созданы и соответствующиеновые институты — Европейский центральный банк и Европейская системацентральных банков. Решения Европейского центрального банка отныне становятсяобязательными для центральных банков стран-членов ЕС.
2. НОВЫЕАСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Существенноизменились и методы так называемой промышленной политики, направленной нанепосредственное поощрение роста производства. Стоит напомнить, что в трудныевремена, например послевоенного восстановления, ни одно развитое государство неотказывалось от той или иной формы промышленной политики, поддерживая многиежизненно важные для страны отрасли или предприятия (в старых или, наоборот,технологически новейших отраслях). Правительства отошли от такой массированнойподдержки только тогда, когда рынок окреп, корпоративный бизнес вступил в порузрелости и опека государства из необходимой превратилась в тормоз. В ней отпаланеобходимость.
Какбыло показано выше, всюду, где только можно, государство в наши дни уходит отнепосредственного участия в качестве производителя или менеджера, передавая этивиды деятельности частному, рыночному сектору. За собой оно оставляет лишь тевиды деятельности, которые связаны с общей организацией, финансированием иконтролем. В то же время у государства (и именно под влиянием глобализации)появились такие новые виды «квазипромышленной» политики, включая идипломатические методы, которые направлены на продвижение «своих»транснациональных корпораций. Усиливаются и такие формы протекционизма, какпатентование, защита интеллектуальной собственности, привлечение и«выращивание» собственного интеллектуального капитала.
Последнемупридается особое значение в условиях современной постиндустриальной экономики.Увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку кадров вздравоохранении, а также на поддержку малого предпринимательстварассматривается не просто как вклад государства в социальное развитие, нопрежде всего как условие повышения производительности труда, развития новых,главным образом высоких технологий и экономического роста в целом.
3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
Несмотряна все своеобразие российской экономики, на ее затянувшийся «переходныйвозраст» и отсталость от развитых капиталистических стран, она снеизбежностью втягивается в нынешний глобализованный мир. Но пока испытывает насебе не столько выгоды, сколько тяготы и сложности, им вызываемые. Именно этасуровая реальность требует от нашего государства участия в дальнейшейтрансформации экономической системы. Но прежде необходимо перестроить, повысивих эффективность, сами механизмы государственного вмешательства — таковотребование современной глобальной экономики. И здесь опыт развитых стран неможет не представлять для нас определенного интереса.
Итак,чего мы должны ждать от государства? Прежде всего, последовательной ориентациина те основные функции государства, которые оно должно выполнять в рыночнойэкономике: это дальнейший курс на жесткие бюджетные ограничения, продолжениеналоговой реформы, снижение налогов на предприятия, активное использованиеденежно-кредитного механизма во имя стабильно го роста.
Ещеодин существенный правовой аспект: необходимо законодательно четко закрепитьправа собственности, свободу предпринимательства, соблюдение договоров иответственности за их исполнение. Особенно важна «состыковка»внутреннего законодательства с законами, регулирующими мировую торговлю,финансовые отношения, деятельность иностранных корпораций внутри РФ ироссийских — за ее пределами. Сегодня такая состыковка важна, как никогда.
Теперьо государственном аппарате. Его численность продолжает стремительноувеличиваться. Судите сами: доля занятых в сфере управления от общего числаработающих выросла с 2% в 1992 году до 4,45% в 1999-м — более чем удвоилась. Наповестке дня не только повышение эффективности работы государственного аппарата(четкое определение функций его министерств и ведомств, учитывающих тувертикаль власти, которая в настоящее время создана), но и значительное егосокращение.
Необходимо,наконец, отделить государство от бизнеса, а чиновничество от собственности ипредпринимательской деятельности (что не исключает приемлемых закономрациональных форм сотрудничества с частным сектором в рамках признанныхорганизационных структур). И, конечно, одной из главных задач государства,особенно в условиях глобализации, остается борьба с бюрократизацией икоррупцией.
Вобласти социальной политики — это курс на реформу пенсионной системы, а такжеувеличение вложений в «человеческий капитал» во всех его видах.
Особоследует остановиться еще на одном вопросе. В данной работе он не затрагивался,но среди российских экономистов продолжает вызывать ожесточенные дискуссии.Нужна ли особая промышленная политика РФ и если нужна, то какие инструментыможно было бы при этом использовать? Вопрос приобретает особую остроту именно всвязи с глобализацией. Необходима не только интеграция в мировую экономикусырьевых отраслей России (что превращает ее в сырьевой придаток развитыхстран), но включение в мировой прогресс технологически передовых отраслейобрабатывающей промышленности.
Известныероссийские экономисты либерального направления — Е. Ясин, С. Алексашенко, Е.Гаврилин и А. Дворкович — выступили со статьей «Реализация либеральнойстратегии при существующих экономических ограничениях». Первый ключевоймомент статьи — необходимость интеграции России в мировую систему. И хотяавторы — бесспорные сторонники преимущественно рыночного регулированияэкономики, равенства конкурентных условий для всех предприятий, тем не менееони подчеркивают: «Но это не означает, что все отдается на откуп рынку,что отрицается роль промышленной политики… или поддержка государством вразличных формах приоритетных секторов экономики».
Вэтих условиях такая политика сегодня тем более нужна. И если на внутреннихрынках правительство должно стремиться к внедрению равенства условийконкуренции для всех предприятий, то для приоритетных компаний и ихобъединений, создающих продукцию на экспорт, государству, видимо, следуетпредусмотреть определенные меры стимулирования (например, гарантии экспортныхкредитов, налоговые льготы и прочее).
Говоряо промышленной политике, не следует забывать о сельском хозяйстве. Финансоваяподдержка этой отрасли нужна, какой бы «черной дырой» она нипредставлялась. Главное — она должна доходить непосредственно до производителя,а не оседать в карманах чиновников. (В развитых странах эта поддержкапо-прежнему довольно существенна. Так, еще в конце 80-х годов прошлого векадоля государственных расходов в фермерских доходах составляла в США 22%, встранах ЕС — 32 и в Японии — 72%. Такая огромная цифра объясняется тем, чтояпонское правительство проявляло особую заботу о сохранении традиционной дляЯпонии сельскохозяйственной культуры — риса.)
Такимобразом, речь идет не о слепом подражании странам, находящимся на совсем инойстадии развития (назовите ее постиндустриальной или информационной экономикой),но об изучении их опыта государственного вмешательства в экономику в разныевремена, на разных стадиях их развития и творческом использовании того, чтосегодня приемлемо и необходимо для РФ.
Европейскийсоюз, объединивший сегодня 15 государств Европы (Австрия, Бельгия,Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург,Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), хотя и являетсярегиональной организацией, но представляет собой существенный элемент всемирнойглобализации. Не исключено, что последняя будет развиваться как раз на основесоздания союзов подобного рода, способных и продвигать процессы глобализации, ив то же время ограничивать пагубное влияние их стихийного, разрушительного(особенно для менее развитых стран) характера.
Новыймиропорядок может представлять опасность для сбалансированного развитиямеждународной экономики, прежде всего тем, что усугубляет пропасть междуразвитыми и развивающимися странами и тем самым способствует дестабилизациимеждународных экономических отношений. Нельзя не видеть, что подобное развитиеситуации вступает в противоречие с интересами 3/4 населения Земли, что можетнанести ущерб и интересам РФ. В этой связи в международном сообществесформировалось мнение, что нивелирование отрицательных последствий глобализациивозможно с учетом динамизации «концепции устойчивого развития».
Методологияконцепции устойчивого развития получила мировое признание после КонференцииООН, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств иправительств, катализатором которой стал поиск причин пагубных глобальныхизменений в природе. Истощение озонового слоя, нарастание «парниковогоэффекта», сведение лесов, эрозия почв, разрушение экосистем, быстрое сокращениебиологического разнообразия и т.д. выявили причинно-следственную взаимосвязьмежду характером современного развития цивилизации и опасным нарушением балансачетырех составных частей, определяющих прогресс: экономики, экологии, социальногостатуса человека и его духовного мира. Поэтому концепция устойчивого развитияпредставляет собой не столько способ преодоления социально-экономическойотсталости, инструмент структурной перестройки хозяйства, углубления системыМРТ, стимулирования НТР и т.п. Это, скорее, возможный путь воспроизводствацивилизации и достижения оптимальных результатов сообщества с минимальнымущербом для будущих поколений. Причем внешнеэкономическая сфера взаимодействиягосударств выступает в качестве одной из главных составляющих и направляющихэтого процесса.
Углубляющийсяразрыв в социально-экономических уровнях стал одним из итогов современноймирохозяйственной системы. На долю 20% наиболее богатой части населения планетыприходится 83% мирового дохода. В то же время доля 20% беднейшей частинаселения мира составляет всего 1,4%. Причем разрыв между 20% наиболее богатыхи 20% беднейших непрерывно растет: 30:1 в 1960г., 60:1 в 1990г. и 100:1 к концу 2000 г.
Однакоповторение развивающимися странами технологического пути развития небольшогочисла стран, достигших высокого уровня благосостояния, также невозможно. Болеетого, следование по этому пути может привести цивилизацию к коллапсу. Подобнуюсистему выводов можно дополнить элементарным расчетом. Если в 1960 г. ВВП на душу населения в двадцати самых богатых стран превышал аналогичный показатель такогоже количества самых бедных в 18 раз, то к 1995 г. он вырос до 37. «Богатейшая пятая часть государств распоряжается 84,7% мирового ВНП, на ихграждан приходится 84,2% мировой торговли, – 85% мировой древесины, 75%обработанных металлов и 70% энергии. Выводы банальны: достичь такого уничтожающегоприроду благоденствия всему населению планеты не удастся никогда». По некоторымоценкам, если бы развивающиеся страны перешли к потреблению по западнымстандартам, то невосполнимых ресурсов планеты хватило бы всего на 5-6 лет.
Такогорода социально-ресурсный диспаритет ведет к нарастанию напряженности. Нанациональном уровне это служит катализатором нарастания стратификационнойдисгармонии в государстве, на международном – обострения отношений междугруппами стран. В планетарном масштабе подобная ситуация чревата глобальнымвзрывом. Ведь чтобы устранить отмеченный диспаритет путем хозяйственногоподъема развивающихся стран до уровня богатой части мира, надо (если сохранитьблагосостояние элиты на том же уровне) увеличить доход 4/5 населения планеты в20 раз. Однако «на практике трудно представить возможность изменения за 35-40лет технологий настолько, чтобы на единицу продукции потреблялось в 40 разменьше природных ресурсов и энергии, а простое воспроизведение путиэкономического развития капиталистических стран развивающимся миром быстроприведет к исчерпанию невозобновимых ресурсов и ускоренному разрушению природы,в которой уже произошли глобальные изменения. Понимание этого и привело кзаключению о срочной необходимости перехода от прежней к принципиально новойпарадигме развития цивилизации, основу которой составляет концепция устойчивогоразвития».
Несмотряна внутренние и внешние потрясения, РФ по-прежнему обладает чертами, которыепозволяют охарактеризовать ее как великую державу. Среди главных признаковэтого ряда, помимо ее геополитической роли и статуса в области стратегическихвооружений, имеют значение экономические возможности и перспективы страны. Приэтом текущие показатели российской экономики, получившие после 1999 годаположительную динамику, нельзя принять в качестве основы для ее мировойклассификации. В долговременной перспективе более убедительны потенциальныевозможности РФ, особенно в тех областях, которые становятся движущей силойпреодоления глобального кризиса и будущего развития. Поэтому для нас сейчассуть вопроса не в том, как воспринимать явления глобального характера, а какопределить свое место в мировых процессах. Речь идет о том, чтобы в РФ началаформироваться научная система социально-экономического развития XXI в. на основе принципиально новыхподходов и концепций использования внутренних и внешних факторов, болееактивной стратегии реализации резервов экономического роста и отказа от тактикивыживания, ожидания перманентного кризиса, наращивания долгов.
Поискимператива РФ, формулируемый в свете ее внешнеэкономической деятельности,основан на объективно выявленных источниках глобализации. Среди последнихобычно выделяют пять. Один из них – технологический прогресс, приведший крезкому сокращению коммуникационных издержек, связанный с появлением в 1970 г. электронной почты, глобальной системы телекоммуникаций, Интернета, а также транспортныхрасходов. Второй источник – либерализация экономической деятельности. Она сталавозможной вследствие снижения и устранения тарифных и нетарифных ограничений вторговле, а также принятия мер, стимулировавших движение капитала и другихфакторов производства. Третий источник – значительное расширение сферыдеятельности компаний. При помощи филиалов или стратегических союзов ониобеспечили свое влияние и гибкость на национальном, многонациональном иглобальном уровне. Четвертая причина основана на конвергенции, когда на сменупротивостоянию экономик Запада и Востока пришло практически полное единствовзглядов на рыночную систему хозяйства. Пятая причина глобализации кроется вособенностях культурного развития мира, которое, как считают в ряде европейскихстран, США пытаются использовать, чтобы обеспечить себе культурную,экономическую и политическую гегемонию.
Сучетом подобных подходов архиважным делом является разработка национальнойстратегии и практических мер призванных адекватно предупреждать или снижатьостроту деструктивных последствий международных связей, способных провоцироватьдля России различного рода варианты развития событий, связанных сглобализацией. В качестве изощренных проявлений такой практики может являтьсяискусственное дистанцирование России от «глобального хозяйства», ее вытеснениеиз процессов интеграции с «бывшими партнерами по социалистическому лагерю»,затягивание в «ловушку внешнего долга», бездумное содействие «открытостинациональной экономики», настойчивое «приглашение» к вхождению в ВТО насомнительных условиях и т.п.
Наконец,с учетом многократно переделенных транснациональным капиталом хозяйственныхтерриторий у РФ имеется отчетливая перспектива быть втянутой в беспредельнодорогостоящую, изматывающую борьбу на мировом рынке, ограничивая еепроникновение туда с помощью демпинга и всякого рода санитарного контроля,требований стандартизации, сертификации и т.п. В условиях жесткой конкурентнойборьбы очевидными последствиями такой явной практики или косвенной политикиможет стать удержание Российской Федерации на обочине мирового хозяйства.
Актуальностьпроблемы экономического суверенитета РФ имеет не только научное звучание.Проявлениями глобализации служит на практике ускорившийся рост мировойторговли, равно как и интенсификация межстрановых перемещений факторов производства.При этом архиважное значение имеет поиск конкретных схем и механизмов,призванных ограничить негативное воздействие глобализации.
Доминирующейточкой зрения ученых является мнение, что в XXI в. определяющим фактором мировой экономики остаетсяограниченность ресурсов. В этих условиях для стран «золотого миллиарда»усиливаются потребности развития взаимосвязей с РФ. В частности, еепреимуществом, как отмечалось выше, является высокая обеспеченность ресурсами,прежде всего крупными запасами редкоземельных элементов, драгоценных металлов ивидов сырья, относящегося к классу стратегического. Принципиальным здесьявляется направленность таких взаимосвязей, с учетом того, что основнымисоставляющими являются сырьевая или технологическая специализация.
Витоге и глобалисты, и антиглобалисты в равной мере не способны ответить навопрос: рост каких составляющих общественного богатства надо принять в качествепоказателя повышения эффективности экономики при реализации различныхценностных ориентиров? Причина такого положения проста. Увлекшись исследованиемпроцесса формирования сверхмонополий, анализом роли всемирного правительства ит.п., глобалисты (и их противники) упустили первый и главный вызовсовременности. Его суть в столкновении двух принципиально различных системцивилизационных ценностей, характерных для западной (гражданской) итрадиционной (общинной) цивилизаций.
Основыдля конструктивного партнерства четко прослеживаются с теми странами ОЭСР,которые должны и могут служить для РФ ориентиром хозяйственной деятельности. Кчислу главных ориентиров этой группы государств, помимо чисто техническихдостижений, следует, прежде всего, отнести уровень развития экономическогопотенциала.
Очевидно,что для РФ разрушена единая в прошлом система связи со странами – членами СЭВ.Политическая и экономическая трансформация постсоциалистических государствпородила множество проблем после продвижения ЕС на Восток. С учетом того, чтопроизводственные связи стали развиваться на принципиально новой основе, вопросывнешнеэкономической безопасности нашей страны в данном регионе приобретаютособую актуальность. Это объясняется тем, что зависимость РФ отвнешнеэкономических связей возросла, поскольку многие традиционные рынки сбытаи источники сырья, а также производство комплектующих в силу различных обстоятельствфактически оказались недоступны российскому потребителю. Взвешенное развитиевнешнеэкономических связей в этом регионе также позволит РФ в последующийпериод приступить к формированию оптимальной модели экономики с ориентацией напереход в постиндустриальную эпоху.
Ответна вопрос: способна ли РФ вписаться в систему экономической глобализации икакое из направлений ей более предпочтительно, требует анализа, прежде всего,двух направлений. Во-первых, развитие ситуации непосредственно зависит от того,насколько она в состоянии обеспечить и поддерживать высокий уровень своейконкурентной способности. Следует признать, что пока у РФ для этого два, отнюдьне «старших», козыря: экспорт энергоресурсов и дешевая рабочая сила. Ноключевыми в этом случае оказываются ответы на вопросы: есть ли у страныпотенциал для взаимовыгодного сотрудничества и готова ли Российская Федерацияперейти к разработке и реализации стратегии самоподдерживающегося развития?Одновременно надо отметить, что для РФ наиболее приемлемы «пространственные»сценарии глобализации. С учетом подобных подходов следует особо подчеркнуть,что «ей предстоит довольно жестко выстраивать и защищать свою зону влияния,если РФ собирается стать ключевым игроком в одной из региональных группировок».
Кстати,очевидная настороженность РФ, а также части европейских и азиатских государствк идеям «планетарной глобализации», помимо геополитической основы, имеет исугубо логический расчет. Крупнейшая страна мира – РФ – за эти годы сталасредоточием негативных последствий процесса глобализации мировой экономики. Наначало XXI века для реформируемой РФ осталисьнеразрешимыми те же основные проблемы, с которыми сталкивается глобальнаяэкономика: экономический рост без развития, финансовая нестабильность,безработица в самых разнообразных формах, массовая пауперизация населения ирастущее социальное неравенство, неспособность эффективно включиться в процессырегулирования мировой экономики.
Еслианализировать влияние, оказываемое на РФ геоэкономическими факторами, то надоотметить, что идея Соединенных Штатов «повести» и «удержать» в зоне центра«планетарной глобализации» значительную часть стран выглядит малореализуемой,если не авантюрной. Это видно даже на основе ее связей с ближайшими соседями. Вданном случае речь здесь может идти не более чем о банальном обновлениидвухсотлетней идеологии панамериканизма. Объективные предпосылки, по нашемумнению, не позволят преодолеть технико-экономическое отставание большинствалатиноамериканских и карибских стран, из чего вытекает невозможность равноправногои взаимовыгодного их участия, наряду с США и Канадой, в едином рыночномпространстве «от Аляски до Огненной Земли»
И,наконец, анализируя перспективы глобализации в качестве ключевого условиявнешнеэкономической безопасности РФ, следует подчеркнуть недопустимостьэкономического дробления внутри Российской Федерации. Решительное пресечениепопыток хозяйственного обособления ее территорий – залог сохранения мощногоэкономического пространства как ключевого фактора внешнеэкономическойбезопасности страны. Такой подход напрямую связан с геополитическим фактором,где ведущую роль на сегодня играют три центра экономического соперничества.
Подводяпредварительный итог при поиске императива России в условиях новогомиропорядка, следует отметить, что учет тенденции мирохозяйственных связей всочетании с политикой суверенизации национальной экономики долженспособствовать появлению качественно новой структуры хозяйства страны. Поэтомуза 15 лет реформ, охвативших все стороны жизни общества, необходимость изученияпроблемы национальной безопасности не стояла так остро как сейчас. От еерешения зависит само существование Российской Федерации, когдасовершенствование концепции и обеспечение путей ее реализации становитсяважнейшим научным направлением.
Принципиальноважной при этом должна стать стратегия и тактика, избегающая ориентации РФ на«догоняющую» модель развития. Путь к глобализируемому миру проложен черезсоциально-экономические противоречия и монополярные амбиции богатых и бедныхстран, подавляющая часть которых уже пришла к пониманию необходимостиконсолидации всего мирового сообщества в борьбе с экстремизмом различноготолка, его проявлениями и глобализацией терроризма, поставившего мир передопасностью цивилизационной конфронтации и военных конфликтов. Нельзя забывать ио возможности разрушительного использования новейших достижений мировой науки,прогрессивных технологий, имеющих в реальной жизни совершенно иные цели:создание материально-технологической базы формирования геополитической моделидвижения мирового сообщества к единству и сотрудничеству; обеспечение всеобщегоблагополучия; достижение интеграции сложившихся локальных цивилизации.
Текущиерезультаты для РФ при этом определяются рядом ключевых факторов. Важнейшим изних для отечественного бизнеса является наличие благоприятнойвнешнеэкономической конъюнктуры. Существующие после 1999 года относительновысокие цены на нефть/газ служат принципиальным источником финансирования нетолько производственных программ, но и поддержания социальной стабильности вобществе, прежде всего за счет своевременной выплаты заработной платыработникам образования, здравоохранения, науки, культуры, силовых структур. Прогнозируемоевступление РФ в ВТО и ведущиеся с ЕС, Соединенными Штатами, Японией переговорыпо конкретным торговым позициям должны привести к ожидаемым отменам илиослаблению ряда антидемпинговых процедур. Такого рода результаты должны способствоватьросту российского экспорта в страны дальнего зарубежья. Возможная активизацияторгово-экономических связей с республиками бывшего СССР за счет реализациидостигнутых договоренностей о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ,единого экономического пространства стран Таможенного союза, а также Союзногогосударства Беларуси и России призвана существенно расширить рамкихозяйственного комплекса. По некоторым оценкам, только такого родавнешнеэкономические факторы могут обеспечить России более трети прироста ВВП
Вместес тем, трудности социально-экономической трансформации РФ, связанные с распадомединой государственности, долговыми обязательствами Советского Союза и еесобственными долгами, последствиями «шоковой терапии», дерегулированиемдвижения капиталов, запоздалым отказом от пагубной ультралиберальной стратегииявляются тем «дамокловым мечем», что будет понуждать РФ к принятиюкомпромиссов. Поэтому страна вынуждена вести поиск модели своего экономическогоимператива в условиях ряда жестких ограничений, приближаясь к окончанию переходногопериода в несколько этапов. Очевидно, это во многом объясняет преобладание вдискуссиях о путях развития российской экономики точки зрения о целесообразностив ближайшей перспективе проведения политики импортозамещения с целью ослаблениянеоправданно высокой, односторонней зависимости от внешних факторов, неотвечающей критериям национальной безопасности: продовольственной,технологической, финансовой, долговой и т.п..
Позитивнымфактором процесса глобализации для РФ объективно может стать практика болеевесомого объема привлекаемых из-за рубежа ресурсов. В данном случаепотенциальные инвесторы располагают широким набором финансовых инструментов.Нужно решительно уходить от практики, существовавшей до 2000 г., когда заемные средства международных финансовых организаций были ориентированы насбалансирование статей бюджета. Иностранные инвестиции, по нашему убеждению,должны быть ориентированы преимущественно на создание экспортного потенциала, атакже модернизацию и быстрый рост производств, поставляющую для внутреннегопотребления продукцию, способную заменить импорт продовольствия, товаров народногопотребления и техники.
ВЫВОДЫ
Таккак Украина является ближайшим соседом Российской Федерации, соответственнонаблюдается сотрудничество в экономической, политической, культурной и другихсферах деятельности государства, а также нельзя не принять во внимание тотфакт, что эти государства продолжительный период находились в составе СССР, тоочевидным будет проявление процессов глобализации в скором времени и в Украинепо примеру РФ. Но для реализации этого процесса наше государство должно принятьво внимание те принципы и ценности, на которых основывается глобализациямировых стран-лидеров, а именно:
1.Принцип соревнования (конкуренция);
2.Развитыекоммуникационные процессы;
3.Стандартыкачества жизни;
4.Открытостьи свобода перемещения капитала, рабочей силы;
5.Приоритетинтеллектуального капитала над материальными и финансовыми ресурсами;
6.Новая(виртуальная, интерактивная) система руководства (государственного,корпоративного, общественного, индивидуального);
7.Вбольшей степени определенная, четкая координация и разделение власти,полномочий на государственном, региональном и международном (глобальном)уровне.
ВУкраине есть достаточные стартовые условия для того, чтобы постепенноинтегрироваться в общецивилизационные процессы.
Во-первых,она имеет мощный научно-технический, интеллектуальный потенциал,высококвалифицированную рабочую силу, что есть определяющим в системесовременного производства.
Во-вторых,административно-командные механизмы сильно подорваны, что создает условиеокончательного и быстрого демонтажа тоталитарной системы и построениесовременных экономических форм и управленческих механизмов, не отягощенныхпрошлым.
В-третьих,имеем огромные неиспользованные запасы эмоциональной, психологической энергии,которая освободилась в следствии перестройки собственного независимогогосударства – многовековой мечты и многих поколений нашего народа. Мощный взрывэтой энергии, критическая масса которой накапливалась столетиями, направленна политическое, экономическое, духовное возрождение нации и является большимдополнительным фактором ускоренного привлечения Украины к общецивилизационнымпроцессам и структурам.
Такжеодной из характерных черт глобализации являются между народные финансовые иинформационные потоки, которые в условиях либерализации почти или совсем неконтролируются национальным законодательством. Следовательно определяющимусловием внедрения процессов глобализации в Украине является политическая иэкономическая взаимозависи
Литература
1. Ищенко Л.С. Модельоткрытой экономики и внешнеэкономическая безопасность России. -М.: изд-во«Сигма», 1999. – С. 19-21.
2… Давыдов В.М.,Бобровников А.В., Теперман В.А. Феномен финансовой глобализации: Универсальныепроцессы и реакция латиноамериканских стран: Моногр. — М.: Ин-т Латин. Америки,2000. — 204 с.
3.Данилевский Ю.А.Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации // Финансы. — 2003. — N 5. — С.3-7.
4.Данилов А. К новойпарадигме управления мировыми процессами // Проблемы теории и практики упр. — 2001. — N 1. — С.41-46.
5. Мартин Г.П., Шуманн X. Западня глобализации: атака напроцветание и демократию. – М.: Изд. дом «Альпина», 2001. – С. 53.
6. Пилиев С., ЦховребовЭ. Возможности устойчивого развития // Экономист. – 2001. – № 4. – С. 23-24
7.Филипенко А.С., БудкинВ.С. Украина и мировое хозяйство: взаимодействие на границе столетий. – Киев,2002. – С.30.
8. Шершнев Л.И. Безопасность.– 2001. – № 7-12 (56).
9. Шишков Ю.В.Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: НП «III тысячелетие», 2001. – С. 322.