Реферат по предмету "Экономика"


Бизнес-план организации производственного комплекса

Глава 1.Бизнес-план в системе управления предприятием
1.1.Бизнес-план и его роль в развитии предприятий
Современнаяэкономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, вынуждаетпредприятия по-новому подойти к планированию своей деятельности.Сегодня уже недостаточно подго­товить «промфинплан» илитехнико-экономическое обоснование. Как правило, эти варианты планирования немогут дать достоверную оценку бизнеса или ответить на все вопросы, стоящие передпредприятием. Руководители предприятий вынуждены искать формы и модели плани­рования, которыеобеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решении.
Оптимальнымвариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана — бизнес-план.
Успех любого бизнеса решающимобразом зависит от умения достигать поставленных целей. Цели бизнеса так жеразнообразны, как и самивиды бизнеса. Цели бизнеса зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторыформируются под влияни­ем внешнейсреды, в которой существует бизнес, например, экономи­ческая ситуация в стране (рост/спад),экономическая политика госу­дарства,налоговый режим, структура рынков и др. Внутренние факто­ры обусловлены деятельностью самого бизнеса(предприятие, компания). К нимотносятся качество менеджмента, квалификация и возмож­ности персонала, уровеньмаркетинга и др. Правильно сформулирован­ные цели бизнеса в значительной степени определяют результаты ра­ботыбизнеса.
Бизнес-планпозволяет решить проблемы бизнеса. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на перспективу, оценку текущего состояния итенденций отрасли, сильных и слабыхсторон бизнеса, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых длядостижения поставленных целей вусловиях конкуренции.
Независимо оттого, какая фирма малая или большая, только начатое  дело или развивается ужедавно, бизнес-план поможет:
¾       быть более убедительным при поиске финансирования;
¾          принимать важные деловые решения;
¾                     подробно ознакомиться с финансовым состоянием биз­неса;
¾                     оценить положение предприятия на рынке;
¾                     предусмотреть, предотвратить или смягчить последствия возможныхнегативных явлений;
¾                     поставить конкретные задачи, осуществление которых будетсвидетельствовать о достигнутом прогрессе;
¾                     просчитать возможные варианты развития бизнеса.
Любой бизнес-план разрабатываетсядля каких-то определенных целей. Можно выделить несколько различных причин,которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от целей, для решениякоторых  разрабатывается бизнес-план:
1. Для получениябанковского кредита. До недавнего времени украинский предприниматель для получениякредита в банке мог предоставить лишь двухстраничное ТЭО (технико-экономическоеобос­нование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком илидругой финансовой организацией решения о предоставлении кредита.
2. Для внутренних целей. Этисвоего рода самоконтроль: правильно ли поступает предприниматель, начав новоедело, развивая новое направление деятельности? Прежде всего, он должныубедиться  в том, что принял верное решение, и, что вложенные средства и усилияоправдаются и принесут прибыль.
3. Дляпривлечения средств инвесторов. Независимо от того, из каких источниковпредприниматель хочет привлечь средства (венчурные инвести­ционные фонды,частные инвесторы или публичная эмиссия акций), ему понадобится грамотносоставленный бизнес-план. Несмотря на то, что украинские инвесторы вподавляющем своем большинстве руководст­вуются интуицией, решая, «даватьили не давать» деньги, бизнес-план становится хорошим подспорьем приполучении средств. Если речь идет о привлечении средств из иностранныхисточников, без бизнес-плана ему не обойтись. И хотя даже правильносоставленный план не гарантирует получения средств, без плана у него не будетникаких шан­сов. Даже если предпринимателю удалось заинтересовать иностранногоинвестора своим предложением и заключить предварительное соглашение опредоставлении финансирования, в 99 случаях из 100 инвестор потребу­ет от васвсе тот же бизнес-план.
Если предприниматель привлекаетсредства за счет публичной эмиссии акций своей компании, бизнес-план, содержащийсведения о фирме, о стра­тегии маркетинга, продаж, производства и о финансовыхперспективах, поможет ему успешнее продать свои акции и получить средства наразвитие бизнеса.
4. Для создания совместногопредприятия или наладить партнерство. Иностранные компании, зная обэкономических труднос­тях в Украине, с большой осторожностью подходят к оценкепотенци­ального партнера по совместному предприятию. В этом смысле обос­нованныйбизнес-план поможет предпринимателю убедить партнера в серь­езности своих намерений.
Если же речь неидет о создании СП, а о получении права на дистрибуцию продукции/услуг западнойкомпании, бизнес-план бу­дет для незаменим. Основываясь на опыте, можно суверенностью утверждать, что довольно большая часть клиен­тов, обращающихся за услугамипо бизнес-планированию, руководст­вовались необходимостью заручитьсяблагосклонностью западного партнера с помощью правильно составленного иоформленного бизнес-плана.
5. Для заключения крупногоконтракта. В условиях высокой конкуренции предпринимателям, особенно тем, ктопредставляет небольшие или сравнительно молодые компании, бывает достаточносложно убедить своих потенциальных заказчиков или покупателей в своейперспективности и серьезности намерений. Грамотно составлен­ный бизнес-планможет стать серьезным аргументом в пользу предпринимателя при проведениипереговоров с крупным заказчиком или покупателем о за­ключении важногоконтракта.
6. Для объединения с другойкомпанией или продажи дела. Независимо от того, хотите ли предпринимательприобрести другую компанию или продать свое дело, бизнес-план поможет успешнодобиться этой цели. Он позволит ему убедить потенциального покупателя или са­могосебя (если он покупает другую компанию) в выгодности сделки.
7. Дляреорганизации дела. По мере того, как небольшие компании растут, появляетсянеобходимость создания страте­гической (или тактической — в зависимости отситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимаютучастие и партнеры по бизнесу, и ключевые сотрудники, поможет предпринимателювырабо­тать эту концепцию и, что важнее, позволит ему, партнерам и со­трудникамболее четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этойконцепции.
1.2. Цели,задания и функции бизнес-планирования
Бизнес-планирование является решающимфактором пред­принимательскогоуспеха. Если у предпринимателя появилась хорошая идея, и он хочет еереализовать с целью получения прибыли, ему нужно четко представить, какой нужен стартовый капитал,какие расхо­ды он можете себе позволить и что, в результате, он должен за­рабатывать длятого, чтобы не прогореть. Не только не разорить­ся, а наоборот — систематически получать прибыль.Бизнес-пла­нирование позволяет, прежде всего, самому предпринимателюопределить, какая последовательность действий является опти­мальной и какие затраты необходимыдля того, чтобы получить планируемыедоходы. Конечно, бизнес-планирование для разных идей и различных проектовзаметно отличается. Скажем, бизнес-планирование создания предприятия, илиоказания услуг, или проведенияконсультаций, или рекламная. Все это имеет свою специфику, однако,независимо от того, какое вы­брано направление бизнеса, имеется нечто общее, характерное вообще дляпланирования предпринимательской деятельности.
Грамотный бизнес требует использованиядостаточно ши­рокогокомплекса знаний, поэтому планирование бизнеса не может вестись методамисобственного разумения, а должно использовать тот богатейший опыт,который накоплен в течение XX столетия людьми, создававшими малыепредприятия, посте­пенновыросшие в крупные производства или промышленные объединения.
Системный подход в бизнес-планировании диктуется рядомсоображений. Во-первых,в самом процессе организации, ста­новления и развития малого предприятия заложен очень высокий элемент неопределенности. Во-вторых,наличие конкурентов требуетособо внимательного и тщательного отслеживания их особенностей: методов веденияпроцесса, организации сбыта, качествапродукции. В-третьих, у начинающего предпринимателя отсутствуетсобственный опыт — деловой, профессиональный, а также соответствующие связи споставщиками и потребителями. Это вынуждает его искать помощь в планировании развития сво­егопредприятия и в определении той ниши, в которой будет функционироватьего производство. В-четвертых, бизнес-плани­рование с периодической коррекцией,поправками, дополнения­мии изменениями в процессе развития предприятия помогает предпринимателю формироватьсобственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческиеспособно­сти, видениебудущего и его реализации. В-пятых, бизнес-план помогает максимальнопредусмотреть все события, как положи­тельные, так и отрицательные, которыемогут повлиять на ход ор­ганизуемогобизнеса. В-шестых, бизнес-план описывает буду­щее дело, бизнес, коммерцию на языке,понятном для инвесто­ров, то есть именно тех, кто будет финансировать этотпроект.
Разработкабизнес-плана преследует следующие цели:
1. Обеспечить проведение анализапланируемой деятельнос­тибудущего или функционирующего предприятия.
2. Определить цели и задачипредприятия, а также меропри­ятия по их реализации, последовательность оптимизации этих мероприятий и допустимые расходы.
3. Составить финансовые прогнозы на основании собствен­ного опыта.
4. Установить плановые ориентиры,включая размеры обо­ротного капитала и точку безубыточности.
5. Определить объемы и виды финансирования, наиболее приемлемые дляпланируемого предприятия.
6. Предоставить финансовым учреждениям наиболее полнуюиубедительную информацию о предприятии, то есть ту ин­формацию, которая необходима дляпринятия быстрого, точного и благоприятногорешения по обеспечению требу­емых размеров финансирования.
Бизнес-планирование как необходимый элемент управления       выполняетв системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которыхнаибольшее значение имеют следующие:   
¾     инициирование — активизация, стимулирование и мотивация намечаемыхдействий, проектов и сделок;                                                           
¾   прогнозирование – предвидениеи обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупностифакторов;                           
¾   оптимизация – обеспечениевыбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретнойсоциально-экономической среде;
¾   координация иинтеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурныхподразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
¾    безопасностьуправления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременногопринятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательныхпоследствий;
¾   упорядочение – созданиеединого общего порядка для успешной работы и ответственности;                                                              
¾   контроль — возможностьоперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной егокорректировки;
¾   воспитание иобучение — благоприятное воздействие образ­цов рационально спланированныхдействий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и наошибках;
¾   документирование —представление действий в доку­ментальной форме, что может быть доказательствомус­пешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
1.3. Структурабизнес-плана
Главнымвопросом при подготовке бизнес-плана является его структура, то естьпредварительное смысловое фрагментирование содержания. Структура должна бытьпостроена так четко, чтобы тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом, читаяструктуру, мог сразу же оценить ту разносторонность, которая автором былазаложена при подготовке текста бизнес-плана. Содержание и структурабизнес-плана зависят, прежде всего, от той аудитории, для которойон предназначен. Выбор той или иной аудитории зависит от целей, которые ставитперед собой предприниматель, обрабатывая бизнес-план (привлечениевнешнего капитала, моделирование системы управления будущим бизнесом,предварительное определение препядствий и проблем, развитие собственныхуправленческих навыков).
Первоеправило, которого должен придерживаться предприниматель в процессе составлениябизнес-плана, — это четко определить цель его разработки и конкретногоадресата.
Насодержание и структуру бизнес-плана значительно влияют размеры бизнеса и объемыфинансовых потребностей. Чем масштабней предпринимательский проект, тем вбольших инвистициях он нуждеатся, тем шире круг вопросов должно быть указано вбизнес-плане, тем детальнее должны быть соответствующие расчеты.
Содержаниеи структура зависят также и от других факторов:
¾       конкретных характеристик будущего продукта бизнеса истадии его жизненного цикла;
¾   степениконкуренции в отрасли;
¾   возможностейрасширения в будущем.
Наличиемногих факторов, которые влияют на содержание, структуру и объема бизнес-плана(рис. 1.1), свидетельствуют, что не существует определенной стандартной,универсальной формы бизнес-плана. Каждый предприниматель или компаниясоставляют бизнес-план по-своему. Подходы к его разработке изменяются всоответствии с характером бизнеса, особенностями его среды, конкретными целямибизнес-плана, индивидуальными запросамипотенциальных инвесторов.
Любойбизнес-план, независимо от его особенностей и размеров, имеет право насуществование только при условии, что он приносит доход его собственнику. Объяснитьвозможность коммерческого успеха – это основное задание любого бизнес-плана.Сделать это можно с помощью финансовых показателей, которые характеризуют:
¾  финансовыепотребности для созданиея бизнеса;
¾  объемыпредвиденной продажи;
¾  размерыдоходов и расходов;
Все этосоставляет основу финансового плана. Финансовые показатели – это конечныйрезультат, параметры которого зависят от рыночных, производственных,организационных и других аспектов данного бизнеса. Обязательными составнымибизнес-плана должны быть:
¾  маркетинг-план;
¾  производственныйплан;
¾  организационныйплан.
Потенциальныхинвесторов интересует не только доходность будущего бизнеса, а и связанные сним риски, сильные и слабые стороны. Структура бизнес-плана не может бытьодинаковой во всех случаях, но процесс формирования струкруры бизнес-плановразных типов имеет много общего.
1.   Описаниеключевых, самых важных и самых значущих аспектов будущего бизнеса; описаниетого состояния бизнеса, которого стремится достигнуть предприниматель относительновсех компонентов менеджмента.
2.   Количественноохарактеризованные мероприятия, которые нужно осуществить, чтобы достигнутьпоставленных целей.
3.   Обобщениерезультатов расчетов с помощью финансовых показателей, которые станут самымиважными критериями оценки привлекательности конкретного предпринимательскогопроекта.
Наследующем этапе совершается детализация этой структуры. Именно здесьучитывается влияние на содержание бизнес-плана различных факторов иопределяется перечень разделов и параграфов бизнес-плана, но преимуществозачастую отдается функциональному принципу. В соответствии с этим в структуребизнес-плана различают такие разделы за функциями управления: маркетинг,производство, управление персоналом, учет и финансы.
Большенствопредпринимателей разрабатывают бизнес-план для привлечения инвесторов кфинансированию своего проекта. Самой сложной и наиболее полной процедуройявляется разработка бизнес-плана для производственной деятельности. Рассмотримсодержание, структуру и методику разработки бизнес-плана, ориентированного напривлечение инвестиций в производственную деятельность. В структкре такогобизнес-плана выделяют такие составляющие:
1.    Титульныйлист
2.    Содержаниебизнес-плана
3.    Резюме
4.    Отрасль,фирма и ее продукция (услуги):
4.1.     Поточная ситуация и тенденция развития отрасли
4.2.     Описание продукта (услуг) фирмы
4.3.     Патенты, товарные знаки, другие права собственности
4.4.     Стратегия роста фирмы
5.    Исследованиярынка:
5.1.     Общая характеристика ринка продукта
5.2.     Целевой бизнес рынка
5.3.     Место нахождение фирмы
5.4.     Оценка влияния внешних показателей
6.    Маркетинг-план
6.1.     Стратегия маркетинга
6.2.     Прогнозированный объем продаж
7.    Производственныйплан
7.1.     Основные производственные операции
7.2.     Машины и оборудование
7.3.     Сырье, материалы и комплектующие изделия
7.4.     Производственные и непроизводственные помещения
8.    Организационныйплан
8.1.     Форма и организация бизнеса
8.2.     Потребность в персонале
8.3.     Владелец бизнеса и команда менеджеров
8.4.     Организационная схема управления
8.5.     Кадровая политика и стратегия
9.    Оценка рисков
9.1.     Типы возможных рисков
9.2.     Способы реагирования на угрозы для бизнеса
10. Финансовый план
10.1.    Доходы ирасходы
10.2.    План движенияналичных
10.3.    Плановый баланс
10.4.    Финансовыекоэффициенты.
11. Приложения.
Эта структуратолько приблизительная схема бизнес-плана. Конкретный бизнес-план может быть ине таким детальным. Тут указаны основные разделы, которые необходимо включить вбизнес-план, ориентированного на привлечение инвестиций в производственнуюдеятельность.
 

Глава 2.Бизнес-план предприятия
Бизнес-план
Организации производственного комплекса по выпускумороженого
АО «Морозко»
Николаев
Содержание
1. Цель бизнес-плана
2. Резюме
3. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика вместительностирынка
3.2. Конкурентный анализ
4. Суть проекта
4.1. Состав объектов инвестирования
4 2. Описание продукта
4.3. Сравнения с импортированнойпродукцией
4.4.  Краткая характеристикаруководителей фирмы
4.5. Обоснования целесообразности иприбыльности проекта
5. Производственный план
5.1. Организация производства
5.2. Закупка оборудования
5.3. Ресурсное обеспечение
5.4. Себестоимость продукции
5.4.1. Расчет переменных затрат.
5.4.2. Постоянные затраты.
5.5. Обеспечения экологической итехнической безопасности   
6. План маркетинга
6.1. Конечные потребители иудовлетворения их требований к продукту
6.2. Сегментация потребителей
6.3. Политика предприятия в областиконкуренции
6.4. Обоснования цены
6.5. Организация сбыта
6.6. Рекламная кампания
7. Организационный план
8. Финансовые показатели
8.1. Расчет доходов
Приложения
1. Цель бизнес-плана
Бизнес-план посвящен обоснованию эффективностивнедрения производственного  комплекса АО «Морозко» по производствумороженого (технологического оборудования, 4-х промышленных холодильников,складов, производственного дома, лаборатории) и реализации готовой продукциичерез собственную торговую сеть.
2. Резюме
БИЗНЕС-ПЛАН посвящен обоснованию эффективностиорганизации производственного АО «Морозко»  по выпуску мороженого(вторая очередь развития фирмы) с целью привлечения инвесторов для кредитованиячасти затрат на технологическое оборудование.
АССОРТИМЕНТ продукции, которая выпускается, — мороженое десертное, сливочное, молочное и шербет.
ТЕХНОЛОГИЯ производства предусматривает использованияспециальных рецептур, разработанных специалистами фирмы Tetra Laval Hoyer — производителем оборудования для производствамороженого высшего качества с мировым именем.
СЫРЬЕВАЯ БАЗА Николаевской области оказываетмаксимальное содействие развитию производства мороженого:
доступность и низкая относительная стоимость основныхкомпонентов разрешает достичь высокой рентабельности производства — 47%.Годовое производственное потребление сырья (молока, масла, сахара) — 2,4 тыс.тонн.
ПЛАНИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ выпуска готовой продукции — 2,4тыс. тонн на сумму 65,35 млн. грн. ($360 тыс. долл. США) на основе действующихи проектированных производственных мощностей.
РЫНКОМ СБЫТА продукции с предприятия оптовой ирозничной торговли, предприятия общественного питания г. Николаева,Николаевской области и Южного  региона страны, а также собственная торговаясеть фирмы.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ проекта с момента приведение к порядкупроизводственного комплекса фирмы по выпуску мороженого — 111,0 млн. грн., изкоторых 12,9 млн. грн. — заемные средства (около 11%).
ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ укомплектованный высококвалифицированными специалистами, занятые выращиванием сельскохозяйственныхкультур, переработкой сельхозпродукции и ее реализация. Общая численностьперсонала — 400 чел.
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ фирмы обеспечивается низкимивнутрипроизводственными затратами вследствие организации производства фирмы сзамкнутым технологическим циклом; представленные все технологические стадии(отсутствующая лишь собственная сырьевая база); переработка сырья, егосохранение, доставка и реализация готовой продукции через собственную торговуюсеть.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ кредитных средств на проектированныйкомплекс по производству мороженого — меньше двух лет.

З. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика вместительности рынка
Мороженое — одно и наиболее популярных и любимыхпотребителем кондитерских изделий. Объем продаж мороженого в Николаевскойобласти в 2002 г. составил около 4.6 т. Много это ли или мало? И какие резервыпотенциального роста спроса?
Численность населения Николаевской области — близко4400000 чел. За исключением числа детей в возрасте до 4-х лет — эта цифрасоставит около 4 млн. чел.
Таким образом, на одного жителя Николаевской областиприходится чуть больше 1 кг мороженого в год. Сопоставляя эти данные состатистикой большинства развитых стран мира, где на 1-го жителя приходится от 5до 21 л (2,5-10,5 кг) мороженого в год, приходим к выводу, что потреблениемороженого в Николаевской области имеет  потенциал роста, как минимум, в 2раза:
Потенциальная вместительность рынка:
/>
Резервы роста: 10 тыс. т — 4,6 тыс. т = 5,4 тыс. т.
Очевидно, что существуют факторы, которые сдерживаютплатежеспособный спрос на мороженое. Подробный анализ этих факторов будетприведен ниже в разделе «Сегментирование рынка». Отметим здесь, чтоосновными факторами являются:
1. Высокие цены на действительно качественное ивкусное мороженое (в основном — это импортная продукция), недоступные длянаселения с низким и даже средним уровнем прибыльности (55% от общейчисленности населения Николаевской области).
2. Низкие вкусовые качества дешевого мороженого (восновном, местного производства), не удовлетворяющие потребности населения,которое имеет требовательный вкус.
Таким образом, потенциальный недовольныйплатежеспособный спрос в размере 5,4 тыс. т может быть удовлетворен лишьпродукцией, которая соединит в себе 2 непременные свойства: высокое качествопри относительно невысокой цене реализации.
Планированный АО «Морозко» объем продажмороженого в 2007 р. — 2,4 тыс. т (1-й год выхода на полную мощность)приемлемый с точки зрения реального его размещения на рынке.
При сохранении стабильности вышеуказанных показателейобъем реализации мороженого на рынках Николаевской области в 2006 г. составитоколо 7,0 тыс. тонн. Таким образом, АО «Морозко» претендует на частьрегионального рынка, которая составляет не менее 34%. Учитывая, что величинаплатежеспособного потенциального спроса — 10 тыс. тонн, можно сделать вывод оналичии довольно емкой (44%) рыночной ниши для АО «Морозко» впроизводстве и реализации мороженого.
По этой же причине вся выработанная фирмой продукцияможет быть без проблем реализована на местном рынке, хотя АО«Морозко», не исключает возможность реализации части своей продукциина национальном и международном рынках, тем более что у фирмы давние и стойкиесвязи с потребителями сельскохозяйственной продукции во многих регионах, в томчисле Ближнего и Дальнего зарубежья.
Анализируя тенденции, которые существуют на рынкемороженого, можно с полным основанием прогнозировать, что достигнутый пообласти объем продаж существенно не возрастет так как:
¾           мороженоеместного производства рассчитано, в основном, на потребителя, который имеетнетребовательный вкус: как правило, это население с средним и ниже среднегоуровнем доходов. Потребность этого сегмента рынка уже практически целикомудовлетворенная;
¾        существующийобъем импорта в размере 700 т/год также целиком удовлетворяет потребностинаселения, которое, прежде всего, ценит вкусовые качества, с уровнем доходоввыше среднего (о чем свидетельствует постоянное наличие определенного объеманереализованных остатков). Поэтому резкое  увеличение объема предложения наданном сегменте рынка не ожидается.
Таким образом, удовлетворение имеющегося дефицитногоспроса (4,4 тыс. тонн) возможно лишь в случае высокого качества продукции,которое выпускается, и установление приемлемого для среднего потребителя уровняцен. Это и есть основные приоритеты в маркетинговой и производственной политикеАО «Морозко».
Средняя для региона рентабельность производствамороженого составляет от 20 до 30%; прогнозируемая рентабельность производствамороженого фирмой «Морозко» — 47% (см. расчеты в п. 8.2.).
3.2. Конкурентный анализ
На рынках г. Николаева и Николаевской области, где АО«Морозко» предполагает реализовывать свою продукцию в 1-ю очередь,уже работают следующие основные предприятия-конкуренты.
1. АО «Моррос», г. Вознесенска:
— наибольший производитель мороженого на местном рынке(3,5 тыс. т/год);
— наибольший поставщик импортной продукции (600т/год).
2. 4 хладо- и молокомбината Николаевской области ссовокупным объемом производства 347 т/год.
3. Сеть кафе и других мелких производителей мороженогос совокупным объемом производства близко 60 т/год
4. Сеть других импортеров с объемом реализации близко100 т/год, Основные характеристики конкурентов представленные в табл. 1.
 
 
 
Таблица 1.
Анализконкурентов
Характеристики конкурирующей продукции
Продукция АО «Моррос» и других комбинатов
Взвешенное мороженое (в кафе и на улицах)
Импортная продукция
Продукция АО «Морозко» 1 Качество продукции низкая средняя/низкая высокая высокая 2 Привлекательность внешнего вида (упаковка) низкая средняя высокая высокая 3 Цена низкая средняя/низкая высокая средняя 4 Объем продаж, т/год 3847 60 700 2400 5 Занятая часть   рынка % (2005 г.) 8363 116 1,52 - 6 Занятая часть   рынка % (2006 г.) 54,96 0,86 1 34,29 7 Стабильность продаж высокая средняя средняя высокая
Таблица 2. 
Оптовые ирозничные цены на рынке г. Николаева на 2006 г., $/шт.   (50-100г)
Продукция
Оптовые цены
Розничные цены 1 Продукция АО «Моррос» и других комбинатов 0,21-0,25 0,28-0,31 2 Взвешенное мороженое по договоренности 0,44-0,96 3 Импортная продукция 0,53-1,42 0,66-1,77 4 Продукция АО «Морозко» 0,20-0,35 0,25-0,44
 
Эти предприятия покрывают спрос на мороженое вуказанном регионе приблизительно на 70%. Основная причина неполногоудовлетворения спроса — отсутствие на рынке мороженого высокого качества поневысокой цене.
Основным конкурентом в плане цен реализации, каквидим, будет АО
 «Моррос». Однако, в силу большого различия в качестве потребилипреимущества будут отданные продукции АО «Морозко», так как:
— АО «Моррос» использует оборудование,морально устаревшее по сравнению с современными импортными технологическимилиниями. Поэтому оно выпускает мороженое, которое отвечает украинскимстандартам, которые не пересматривались на протяжении ряда лет, очень специфическойв сравнении с импортными, коэффициент продаж в 2-3 раза ниже, вкусовыекачества, в целом, невысокие;
— мороженое выпускается в упаковке плохого качества,преимущественно, это ламинированная бумага с полиэтиленовым покрытием внутри.Такая упаковка не способная предотвратить растеканию мороженого даже напротяжении тех 5-10 минут, пока идет процесс его употребления.
Будучи почти полным монополистом, на рынке, АО«Моррос», конечно, имеет свою довольно постоянную клиентуру. Однако,порукой постоянства этих потребителей это, главным образом, относительно низкаяцена, а не, например, благосклонность к конкретному сорту. Поэтому с появлениемпродукции лучшего качества за приблизительно такими же ценами покупатели небудут колебаться в своем выборе: они отдадут предпочтение мороженому фирмы«Морозко».
Недоступная для подавляющего большинства населения (всилу высоких импортных таможенных пошлин) цена реализации импортного мороженогоприводит к тому, что часто наблюдается затоваривание продукции, котораяухудшает конкурентные позиции дистрибьюторов мороженого, не обращая внимания наего высокое качество, уменьшает скорость оборота средства.
В то же время низкие производственные затраты АО«Морозко» разрешат установить намного более доступные цены реализациисвоей продукции, которая будет выгодно отличать его от вышеуказанного основногоконкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым егоконкурентоспособности относительно импортированной продукции.
Кроме того, будучи производителем, а недистрибьютором, АО «Морозко» может более оперативно реагировать насмену спроса.
Таким образом, для создаваемого нового производстваесть достаточная рыночная ниша в г. Николаеве и близлежащих регионах.
4. Суть проекта
4.1. Состав объектовинвестирования
Для реализации инвестиционнойпрограммы второй очереди развития фирмы (200-2006 гг.) будет нужнадополнительная затрата средств в объеме 520 039 500, что при достигнутом уровнеприбыльности фирмы в базовый (2002) год будет требовать дополнительныекредитные ресурсы в объеме не менее 54 007 900.
Объекты тестирования истоимость оборудования для второй очереди развития фирмы представленные в табл.3.
4.2. Описание продукта
Продукция, планированная АО ''Морозко" к выпускуна оборудовании фирмы Tetra Laval Hoyer, имеет следующие свойства, которыевыгодно отличают ее от продукции других производителей и реализаторовмороженого в Николаевской области.
В соответствии с приведенными данными в табл. 3,распределения финансовых ресурсов для освоения всего комплекса фирмы«Морозко» по производству мороженого, выглядит следующим образом (приобщей стоимости проекта- 111,050 тыс. грн.).
Всего стоимость комплекса — 100%
Освоено  средств — 42%
Дополнительный объемзаемных средств — 11,6%
Дополнительный объемсобственных средств — 46,4%
Мягкость вкуса достигается более высоким коэффициентомпродаж, который  должен быть в 2,5 раз больше общего содержания сухих веществ всмеси. Практически весь ассортимент мороженого местного производства и дешевыесорта импортного мороженого не выдерживают данного требования.
1. Высокий уровень вкусовых качеств, в т.ч. одна из специфическиххарактеристик качества, которое хочет иметь большая часть потребителей, — мягкость вкуса. Это в особенности важно при покупке мороженого для детей,которые составляют около 40% всего числа потребителей, так как более мягкое навкус мороженое меньше оказывает содействие простудным заболеваниям. На данныймомент мягкость вкуса имеют только лучшие (а значит, наиболее дорогие сорта)импортного мороженого.
Таблица 3.
Объекты инвестирования второй очереди развития АО«Морозко» (комплекс  производства мороженого), дол. США
Наименование объекта инвестирования
Освоено на данный момент
Дополнительный объем инвестирования
Общая стоимость комплекта
Из собственных
Заемные деньги
Всего 1 Оборудование для цеха для производства мороженного - - 2577115 2577115 2577115 2 Производственное помещение для расположения цеха - 7225400 - 7225400 7225400 3 Холодильник низкотемпературный, 50 т 172340 - - - 172340 4 Холодильник низкотемпературный, 50 т 172340 - - - 172340 5 Холодильник 500 т 1148936 - - - 1148936 6 Холодильник  500 т 1148936 - - - 1148936 7 Склад 1300 т 1768085 - - - 1768085 8 Склад 1300 т 1768085 - - - 1768085 9 Здания магазинов и кафе 260450 985300 - 985300 1245750 10 Транспортные средства 116780 - - 11 Строительство производственной лаборатории - 540000 - 540000 540000 12 Оборудование для лаборатории - 580000 - 580000 580000 13 Подъездные пути 972600 - - - 972600 14 Очистные сооружения 1135800 - - - 1135800 15 Газификация зоны - 897760 - 897760 897760 16 Система водоснабжения 760000 - - - 760000
Закупаемая АО ''Морозко'' линия предусматриваетиспользования только правильно сбалансированных рецептур, выдержанныхсоответственно мировым стандартам. Именно поэтому вкусовые качества мороженого,сделанного на фирме ''Морозко", будут отвечать самому требовательномувкусу потребителя и выступать крепким фундаментом конкурентоспособности готовойпродукции.
2. Качество и привлекательность упаковки. Продукция упаковывается впоставленном производителем оборудования высококачественная упаковочная бумагаиз пропилену. Пропилен составляет фольговану крепкую пленку и является насегодняшний момент наиболее качественным и преобладающим во всем мире видомупаковки, которая отвечает лучшим мировым стандартам. Такая упаковкаиспользуется известнейшими в мире производителями мороженого: «BOUNTY», «МАRS», «Snikers» и т.п.
Упаковочные материалы будут закуплены уфирмы-поставщика оборудования. Кроме того, Tetra Laval Hoyer окажет содействие в распечатке необходимого дизайнаупаковочных материалов.
Это будет выгодно отличать мороженое АО«Морозко» от другой продукции местного производства, упакованного, восновном, в ламинированную бумага с полиэтиленовым покрытием изнутри, которыйне способен предотвратить растекание мороженого даже на протяжении тех 5-10мин., пока идет процесс его употребления.
При этом вид упаковки (ее привлекательность и дизайн)выступят одним из факторов неценовой конкуренции. Учитывая, что 40%потребителей мороженого — дети, разноцветность упаковки это могущественныйстимулятор спроса.
3. Доступный для большинства потребителей уровень цен, который занимает промежуточноеположение между ценами на импортную продукцию и мороженым местного производства(с тяготением в сторону последних).
Именно эти три основных фактора являются залогомуникальности продукта и его  высокой   конкурентоспособности;   целиком соответствуют   потребностям, выдвинутым именно на том сегменте, куда планируетвыйти с своей продукцией АО «Морозко» (см. п. 6.2. «Сегментациярынка мороженого»). К выпуску планируется следующая структураассортимента:
1. Мороженое десертное   40%
2. Мороженое сливочное  30%
3. Мороженое молочное   20%
4. Шербет                         10%
100%
Такая структура ассортимента избранная неслучайно — несмотря на то, что производство молочного мороженого и шербета болеерентабельное, эти сорта пользуются, как правило, довольно ограниченным спросом.Десертное и сливочное мороженое, не учитывая их более высокую (в сравнении сдругими сортами) цену, составляют основу спроса.
Каждая ассортиментная группа, которая выпускается,характеризуется рядом качественных показателей, основным из которых являетсякоэффициент продаж (см. приложение 2 «Качественные характеристикипродукции'').
4.3. Сравнения с импортированной продукцией
Качество мороженого, планированного к выпуску на АО»Морозко" будет отвечать лучшим мировым стандартам в силу следующихпричин:
¾  современноеимпортное оборудование обеспечивает производство продукции толькосоответственно правильно сбалансированной рецептуры, одобренной специалистамифирмы Tetra Laval Hoyer; при этом немаловажным фактором в плане качества пообеспечению высокого коэффициента продаж, присущий лучшим образцамимпортированной продукции — таким образом, в плане качества мороженое АО«Морозко» ни в чем не будет уступать импортным аналогам;
¾  качество и дизайнупаковки, подробно описанные в п. 4.1., также разработанные соответственнообщепризнанной мировой практики и ни в чем не уступают импортным аналогам;
¾  цена реализацииимпортного мороженого, как правило, недоступная для подавляющего большинстванаселения, в то время как низкие производственные затраты АО«Морозко» разрешат установить наиболее доступные цены реализациисвоей продукции, которая и будет основным слагаемым ее конкурентоспособностиотносительно импортированной продукции.
Кроме того, будучи производителем, а недистрибьютором, АО «Морозко» может более оперативно реагировать наизменение спроса.
4.4. Краткая характеристика руководителей фирмы
Руководство фирмой осуществляется Советом Директоров,который состоит из 2-х человек.
У них  значительный стаж работы не только в сфереуправления, но и непосредственно на рабочих местах в торговой ипроизводственной сферах, где приобрели большой профессиональный опыт, продвигаясьвперед по ступеням карьеры. На данный момент на протяжении ряда лет грамотноосуществляют руководство фирмой «Морозко».
4.5. Обоснования целесообразности и прибыльностипроекта
Закупка технологической линии по производствамороженого органически объединяется с общей деловой стратегией фирмы и являетсясущественным фактором увеличения ее доходов по причинам:
1. Николаевская область в достаточном объеме имеетнеобходимое для производства мороженого сырье: цельное и сухое молоко, масло,сахар. Даже при условии его закупки по сформированным на Николаевском оптовомрынке ценам (на которых основаны все экономические расчеты в данном проекте)рентабельность производства ожидается не менее 47% в первый год деятельности,более 50% в следующие года (см. п. 8.2.).
2. Наличие у АО «Морозко» 4-х собственныххолодильников общей емкостью 1100 тонн (в т.ч. 2-х низкотемпературных емкостью100т) относится к числу факторов, наиболее благоприятных для открытияпроизводства мороженого, потому что большинство предприятий, которые желаютпроизводить мороженное, прежде всего сталкиваются с проблемой его сохранения — приобретения дорогих, холодильных камер, стоимость которых часто равняетсястоимости самого оборудования, отрицательно влияет на рентабельность; и, какправило, по этой причине предприниматель не принимает решение о закупкедействительно высококачественных, а потому и дорогих импортных технологическихлиний.
Поэтому относительная экономия на затратах обращения,которые получаются при сохранении сырья и готовой продукции, является одной изсущественных составных высокой рентабельности производства мороженого фирмой«Морозко».
3. Для целей транспортирования сырья и готовойпродукции фирма имеет в своем распоряжении необходимое количество транспорта:33 грузовые машины общей грузоподъемностью 234 т (в т.ч. 2 рефрижератора), чтотакже обеспечивает дополнительную экономию накладных затрат.
4. У фирмы есть богатый коммерческий опыт и налаженныеканалы оптового -сбыта сельскохозяйственной продукции собственногопроизводства. Проведенные с потенциальными   оптовыми  покупателями мороженого  предыдущие   переговоры проявили их заинтересованность вприобретении, около 70 тонн продукции на протяжении 2-х первых месяцев работылинии (январь-февраль  2006 г.) с учетом планируемых соответственно данномупроекту цен.
5. Около 3% (72 т) мороженого в год будетреализовываться через собственную розничную сбытовую сеть: фирменный магазин идва кафе. Это предоставит относительную экономию затрат обращения, а такжеразрешит оставить в распоряжении предприятия всю сумму розничной торговойнаценки с указанием объема продукции.
6. Рентабельность производства составит не меньше 47%(см. расчеты в п. 8.3.), что намного выше среднеотраслевых показателей помногим областям промышленности, а также выше средней рентабельностипроизводства мороженого в Николаевской области.
5. Производственный план
 5.1. Организация производства
При разработке плана производства продукции измороженого принципиальное значение имеет такой фактор как спрос на готовую продукцию.
Спрос на мороженое носит ярко выраженный сезонныйхарактер и подданный значительным колебанием на протяжении года: в зимнее времяспрос составляет приблизительно 40% от уровня летнего спроса; в межсезонье — 60-70%. Имеется в  виду построение плана производства, которое учитывает такиесильные колебания потребительского спроса.
Ниже представлен план производства продуктов измороженого в 2006 г., в котором отображен постепенный выход на максимальнуюмощность, а также учтены сезонные колебания спроса на мороженое, соответственнокоторых скорректированный план производства.
январь  -             40%
   февраль          -            40%
март     -            40%
апрель -            60%
май      -            80%
июнь    -            100%
июль    -            100%    От максимально возможноймощности
август  -            100%
сентябрь -          100%
октябрь         -            70%
ноябрь -            40%
декабрь                     40%
 Планируется следующая структура ассортимента.
1. Мороженное десертное 40%
2. Мороженное сливочное 30%
3. Мороженное молочное  20%
4. Шербет                         10%
Такая структура ассортимента избрана неслучайно:несмотря на то, что производство молочного мороженого и шербета болеерентабельное, эти сорта пользуются, как правило, довольно ограниченным спросом.Десертное и сливочное мороженое, несмотря на них более высокую (в сравнении сдругими сортами) цену, составляют основу спроса.
Планированное рабочее расписание:
Режим работы                                                                                                          3 смены Продолжительность рабочего дня                7 часов
 Продолжительность рабочей недели            6 дней
 Количество рабочих дней вгоду                                                                            312 дней
Возможная максимальная мощность оборудования — 1000л/час (около 500-550 кг/час) в дальнейших расчетах принятый показатель 540кг/час.
Таким образом, планированная максимальная мощностьоборудования:
540 * 21 = 11400 кг/сутки
11406 * 312 = 3558720 кг/год
3558720: 12 = 296560 кг/месяц (в среднем).
5.2. Закупка оборудования
Основу технологической линии по производствумороженого (поставщик -нидерландская фирма НOYER)составляют:
Таблица 4

Спецификация оборудования
Цена в DM 1 Оборудование для приготовления смеси 360970 2 Оборудование для приготовления и упаковки мороженого 1985000 3 Дополнительное оборудование 75000 4 Набор запчастей на 2 года работы 78400 Общая стоимоть оборудования 2499370 5 Шеф-монтаж и запуск (1 специалист на 7 дней) 95000 6 Цена доставки CIP Николаев 48000 Общая полная цена оборудования на условиях CIP Николаев 2642370
Обменный курс $1 = 5,4
Вместе полная цена оборудования на условиях СІРНиколаев, $1787801
Другие затраты на доставку груза в г. Николаев:
Таможенный сбор (0.15%) от таможенной стоимости, $2682
Таможенная пошлина (20%)       357560
НДС (20%)    429072
Общая стоимость оборудования 2577115
Передпроизводственные  затраты (расшифровку — см.приложение 5)    77214
Общая полная стоимость оборудования (включая всенакладные затраты),     $2654329
Важной особенностью снабжения оборудования являютсято, что оно состоит из готовых к подключению отдельных агрегатов со встроеннымохлаждением, собранных в контейнере, благодаря чему технологическая линия можетмонтироваться очень быстро, что очень удобно при ее перегрузке; затраты призагрузочно-разгрузочных работах минимизированы.
5.3. Ресурсное обеспечение
Для организации производства мороженого нужноследующее сырье:
— цельное молоко;
— сухое молоко;
— сахар;
— масло.
В таблице 5. приведена месячная потребность в основномсырье в период 100%-й загрузки линии.
В таблице 6. приведена годовая потребность в основномсырье на 2007г.
Таблица 5.
Расчет потребности в основном сырье для производствамороженого в 2007 г.

Компоненты
Цена, $/кг
Потребность, кг 1 Цельное молоко 0,25 1440926 2 Сухое молоко 1,91 158322 3 Сахар 0,63 360386 4 Масло 2,12 188552 5 Эмульгаторы и стабилизаторы (эм./ст.). 5,8 9606
 
Николаевская область в излишке имеет необходимую дляпроизводства мороженого сырье: цельное и сухое молоко, масло, сахар. Даже приусловии его закупки по типичным для Николаевского оптового рынка ценам (накоторых основанные все экономические расчеты в данном проекте) рентабельностьпроизводства будет не менее 47% в первый год деятельности, и более 50% вследующие года.
Таблица 6.
Годовые объемы производства в Николаевской областисырья, необходимой для производства мороженого, тонн

Виды сырья
2005 г.
2006 г. 1 Цельное молоко 54871 36734 2 Сухое молоко 1557 820 4 Масло 14891 12149
1. Снабжение цельного молока в количества около 6 т(максимальная суточная потребность) каждый день будут осуществляться с одногоиз 6 сельхозов Баштанского района Николаевской области по цене $0,25/л, попредварительной договоренности с совхозами об объеме снабжений и цене.
Гарантией стабильности и периодичности снабженийявляется тот факт, что указанные совхозы на протяжении 2005-04 гг. регулярновывозили молоко собственным автотранспортом для реализации на разлив в г.Николаев в количестве 3000-4000 л/день. Заключение договора на регулярную оптовуюзакупку цельного молока выгодно обеим сторонам, так как совхозы экономят времяи затраты на розничную реализацию.
2. Как основные поставщики сухого молока по цене$1,91/кг с учетом транспортных затрат будут АО «Новобугскийсыркомбинат» и Баштанский молзавод (как самые большие производители этоговида сырья в Николаевской области). Предусмотрен также ряд страховочныхвариантов. Были проведенные предыдущие переговоры, на которые руководствовышеуказанных молзаводов подтвердило реальность и стабильность регулярныхежемесячных снабжений сухого молока в количестве 36 т (максимальная месячнаяпотребность).
3. Как основной поставщик масла по цене $2,12/кг сучетом транспортных затрат будет выступать Николаевский молкомбинат как один изнаибольших и ближайших производителей этого вида сырья в Николаевской области.Предусмотренный также ряд страховочных вариантов. Были проведенные предыдущиепереговоры, на которые руководство молкомбината подтвердило реальность истабильность ежемесячных снабжений масла в количества около 50 т (максимальнаямесячная потребность).
4. Снабжения сахара по цене $0,57/кг с учетомтранспортных затрат будут осуществляться непосредственно из завода-изготовителяв Винницкой области. Проведены предыдущие переговоры о возможности ежемесячныхснабжений в количестве 44 т. В качестве страховочных вариантов исследованавозможность снабжений сахара из других заводов, а также непосредственно изторговых организаций г. Николаева по цене $0,63/кг. Именно эта цена взята какрасчетная в данном проекте.
5. Закупки емульгаторов (кремадана), упаковочнойбумаги и вторичной тары будут осуществляться у поставщика оборудования — фирмы Tetra Laval Ноуег. Вышеуказанные материалы находятся на оптовыхсоставах фирмы в Киеве, они доступные для их регулярной закупки.
Таким образом, как видим, проект целиком обеспеченнеобходимыми сырьевыми и материальными ресурсами, снабжения которыхгарантированны.
5.4. Себестоимость продукции
5.4.1. Расчет переменных затрат.
В таблице 7 приведен расчет потребности в сырье иматериалах на 1 месяц работы линии на полную мощность.
 
 

Таблица 7.
Расчет потребности в сырье и материалах на 1 месяц работы линии на полнуюмощность№ Компоненты Цена,$/кг Потребность, кг Общие расходы,$ 1 Цельное молоко 0,25 177892 44473,00 2 Сухое молоко 1,91 19546 37332,86 3 Сахар 0,63 44492 28030,00 4 Масло 2,12 23278 49249,46 5 Ем./ст. 5,8 1186 6878,80 6 Вода - 30166 - Всего 296560 166064,02
Затраты на основное сырье, материалы и энергоресурсы
А. Затраты на основное сырье, $         166064x8.1=         1345118- коэффициент годовой загрузки мощностей
В. Затраты на дополнительные компоненты ( шоколад, фруктовыеараматизаторы и т. п) $384342
Стоимость добавок -$3,20/кг затраты – 50 г/кг готовой продукции = $0.16/кг
 $0,16x2402136 = 384342
С. Затраты на материалы первичной упаковки,       $960854
 $0,02/шт.—$0,40/кг
 $0,4x2402136 = 960854
D.Затраты на материалы вторичной упаковки,       $192170
 Вместительность 1 картонного ящика — 50 шт. (2,5 кг).
Потребность в ящиках — 2402136:2.5 = 960854 шт.
Стоимость 1 ящика — $0,20
 $0,20x960854= 192170
ВСЕГО        2882484
 Дополнительно 10% на непредвиденные затраты 288248
Общие затраты на основное сырье и материалы 3170732
Затраты на энергоресурсы
Е. Затраты на электроэнергию,  $95722
 Потребление тока: 135 кВт/год
Потребления в сутки: 135 кВт/год х21 = 2835 кВт
 Потребление в год:2835x312= 1196520кВт
 Стоимость 1 кВт: $0,08 (вместе из НДС)
Затраты на электроэнергию:   1196520х$0,08 = 95722
F.Освещение,       $7862
 Установленная мощность: 15 кВт
Потребление тока в сутки: 15*21=315   кВт
 Потребление электроэнергии в год:315x312 = 98280кВт
 Затраты на освещение в год:98280х$0.08 = 7862
Общих затрат на энергоресурсы         103584
 Дополнительно 10% на непредвиденные затраты 1035
Общие затраты на энергоресурсы 113942
Общие переменные затраты3284674
5.4.2. Постоянные затраты.
А. Заработная плата:
18 человек; фонд оплаты труда — $1305/мес.
$1305x12 = $15660/год 15660
Начисления на з/п. (0,41), $6421
Общая заработная плата персонала    22081
В. Затраты на уборку, $3042
Затрата моющих средств в сутки 2пачки весом 500 г
Стоимость 1 пачки, $2,15
Затраты на моющие средства в год, $
2,15x2x312=1342 
Затраты  на  другие затраты, связанные  с уборкой помещения
(рабочая одежда и инструменты), $1700
 Общая стоимость уборки 3042
 С. Транспорт, $5700
 D. Затраты на сохранение сырья иготовой продукции
 Затраты на эксплуатацию 4-х холодильников и составов, которые относятся назатраты в связи с данным проектом, $10700
E.Амортизационные отчисления основных средств, которые относятся на затраты всвязи с данным проектом, $765697
F.Затраты на аппарат управление и бухгалтерии, $7212
G.Реклама и сбыт, $15000
 Общие постоянные затраты, $829432
 Финансовые затраты, $1234269
 Стоимость кредита, $1534269
Общая  себестоимость, $5648375
5.5. Обеспечение экологической итехнической безопасности
Экологическаяи техническая безопасность проекта обеспечивается предоставленным продавцомоборудования сертификатом качества завода-изготовителя, расположенного вШвеции, чьи стандарты в области качества считаются самыми строгими.

6. План  маркетинга
6.1. Конечный потребитель и удовлетворение их требований к продукту
Как уже упоминалось, ассортимент готовой продукции АО«Морозко» рассчитан на конечных пользователей-жителей, в основного,г. Николаева и Николаевской области. Климатические условия этого южного регионамаксимально оказывают содействие высокому уровню спроса на мороженое, чем иобусловленный выбор данного сектора рынка для вкладывания инвестиций.
Мороженое это товар постоянного ежедневного спроса,одним из наиболее дешевых и популярных кондитерских изделий. Однако, спрос нанего носит ярко выраженный сезонный характер: в зимнее время он составляетоколо 40% от летнего уровня. Поэтому по поводу частоты покупок можно сделатьследующие наблюдения:
— в летнее время мороженое покупается среднимпотребителем практически каждый день, причем чаще всего по несколько раз;
— в зимнее время покупки происходят, в среднем, в 2,5раз реже.
Таким образом, только в летние месяцы 1 среднийпокупатель способен потреблять до 90 порций. Однако, расчетные данныепоказывают, что 1 житель Николаевской области покупает мороженое только 10-15раз в год:
Объем предложения — 4600000 кг = 46000000 порций (100г)
Удовлетворенность спроса: 46000000: 4000000 =11,5
Это говорит о том, что только небольшая частьнаселения целиком удовлетворяет свою потребность в мороженом. А другая частьпотребителей вынужденная сдерживать удовлетворение своих потребностей в силуряда причин, которые были подробно рассмотрены выше.
Поэтому АО «Морозко» приложило максимумусилий для того, чтобы устранить влияние этих сдерживающих факторов и побудитьпотребителей увеличить частоту покупок.
Одна из специфических характеристик качества, котороехочет иметь большая часть потребителей — мягкость вкуса. Это в особенности важнопри покупке мороженого для детей, которые составляют близко 40% от всего числапотребителей, так как более мягкое на вкус мороженое меньше оказываетсодействие простудным заболеваниям. На данный момент мягкость вкуса имеюттолько лучшие (и, итак, наиболее дорогие сорта) импортного мороженого.
Мягкость вкуса достигается более высоким коэффициентомпродаж, который должен быть в 2,5 раза больше общего содержания сухих веществ всмеси. Практически весь ассортимент мороженного местного производства и дешевыесорта импортного мороженого не выдерживают данного требования.
Для своих покупателей АО «Морозко»предусмотрело следующие меры по тому, чтобы обеспечить покупателям максимальныеудобства.
1. Мороженое будет расфасовываться порциями по 50 г,каждая порция будет иметь деревянную палочку, покрытая шоколадной глазурью изавернутая в упаковку из пропилену. Пропилен составляет фольгованную крепкуюпленку и на сегодняшний момент наиболее качественный и преобладающий во всеммире вид упаковки, который отвечает лучшим мировым стандартам.
Повторная упаковка составляет картонные ящики извысококачественного картона, также поставляются производителем оборудования.
Таким образом, продукция АО «Морозко» будетцеликом пригодная и удобная для целей транспортирования.
2. Срок годности продукта при условии его сохраненияпри температуре минус 20 градусов С — более 6 месяцев.
Учитывая, что далеко не во всех оптовых покупателейесть возможности для продолжительной сохранности мороженого, АО«Морозко» может отпускать продукцию как большим оптом, так имелкооптовыми партиями, используя при этом собственные широкие возможности дляее сохранения.
3. Отпуск товара будет в любое время сразу после фактапредоплаты. Реалии современной экономики такие, что отпуск в кредит такоготовара как мороженое практически невозможно из-за очень высокого рисканевозвращения платежей.
Однако, для постоянных, годами проверенных торговыхпартнеров АО «Морозко» предусмотренная возможность отпуска товара нареализацию (то есть оплата за товар будет совершаться после факта егореализации).
По желанию покупателей доставка может осуществлятьсяавтотранспортом продавца, причем при покупке партии размером более 5 тонндоставка будет сделана бесплатно.
Таким образом, для удобства реализации продукцииоптовым посредникам будет созданный максимум благоприятных условий.
6.2. Сегментация потребителей   
Сегментация потребителей Николаевской области в данномпроекте сделана по 2-м классификационными признакам: по уровню прибыльности ипо потребительскими привычками. В результате исследования рынок, на данныймомент среди населения г. Николаева и Николаевской области можно выделить 4основные группы потребителей, готовых предъявить платежеспособный спрос напродукцию из мороженого.
1. Группа потребителей с высоким уровнем дохода итребовательным вкусом (15%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность, восновной, качественной импортной продукцией, частично — нефасованным мороженым.
2. Группа потребителей с высоким уровнем дохода инетребовательным вкусом (10%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребностьвсеми имеющимися в продаже сортами мороженого.
3. Группа потребителей с средним и ниже среднегоуровнем дохода и нетребовательным вкусом (20%). Потребность удовлетворяетсячастично, за счет продукции АО «Моррос»; частично — нефасованныммороженым и за счет импортной продукции.
4. Группа потребителей со средним и ниже среднегоуровнем дохода и требовательным вкусом (55%), которая может лишь частичноудовлетворить свою потребность за счет импортной продукции.
Как видим, преобладающая часть потребителей не можетцеликом реализовать свою потребность через высокие цены на качественноемороженое. Рассчитываем емкость спроса именно на этом сегменте.
Численность потребителей — 4000000x0.55 = 2200000 чел.
Емкость спроса в сегменте при сформированной (1,15кг/год) норме потребления:
2200000x1,15 = 2530000 кг/год = 2,5 тыс. т
Емкость сегмента при возможной перспективной (2,5кг/год) норме потребления:
2200000x2,5 = 5500000 кг/год = 5,5 тыс. т.
Таким образом, этот сегмент рынка потенциально естьнаиболее перспективным для АО «Морозко» при условии установлениясредних цен на продукцию высокого качества.
Учитывая, что на протяжении ряда лет, как ужеупоминалось, основным принципом производственной деятельности АО«Морозко» это снижение внутрипроизводственных затрат, то припроизводстве мороженого предприятие будет основываться на тех же проверенныхпринципах работы, благодаря которым возможно значительное снижение отпускныхцен готовой продукции в сравнении с основными конкурентами. Поэтому АО«Морозко» имеет все основания для того, чтобы выйти на этот до сихпор незанятый сегмент рынка и закрепиться на нем на протяжении продолжительноговремени.
Прогнозируются следующие тенденции развития другихсегментов:
— поскольку почти вся продукция местного производстваориентированна на невысокие потребительские потребности, все вышеуказанныесегменты (с нетребовательным вкусом потребителей) занятые практически целиком иимеют маленькую перспективу роста;
— сегмент потребителей, которые соединят требовательныйвкус с высоким уровнем дохода, также целиком заполненный: об этомсвидетельствует стабильный объем импорта дорогого и высококачественногомороженого, которое не имеет тенденций к росту. Объем предложения на данномсекторе даже немного превышает объем спроса, о чем свидетельствует постоянноеналичие товарных остатков.
6.3. Политика  предприятия  в области конкуренции была подробно изложена в п. 3.2.«Конкурентный анализ».
6.4. Обоснования цены
Как уже упоминалось, стратегией маркетинга АО«Морозко» в области цен -это ценовая конкуренция: политика фирмыстроится на принципах установления цен реализации готовой продукции на 15-20%ниже средне-рыночных. Это достигается путем снижения внутрипроизводственныхзатрат, а также в силу ряда причин, изложенных в п. 4.5.
Разброс существующих цен на мороженое очень широкий(см. табл. З.2.): от $0,21 к $1,77/шт. Такие же большие качественныерасхождения и между разными видами и сортами мороженого.
Уровень розничных цен на продукцию, аналогичнуюпродукцию чтобы с нею конкурировать, АО «Морозко» планируетустановить следующие цены реализации своей продукции в зависимости от сорта,рынка сбыта и других условий (см. табл. 8.).
Таблица 8.
Цены на готовую продукцию, $№ Види предприятия Десертное мороженое Сливочное мороженое Молочное мороженое Щербет шт. кг. шт. кг. шт. кг. шт. кг. 1 Предприятия оптовой торговли 0,35 7 0,3 6 0,25 5 0,2 4 2 Предприятия розничной  торговли(собственные продовольственные магазины 0,44 8,8 0,38 7,2 0,31 6,2 0,25 5 3 Предприятия общественного питания 0,66 13,2 0,57 11,4 0,48 9,6 0,38 7,2
Таким образом, цены на мороженое АО«Морозко» находятся на уровне, чрезвычайно близких к наиболее низкимценам местного рынка, в то время как качество будет удовлетворять самымтребовательным вкусам.
Кроме того, для оптовых покупателей будет действоватьгибкая система скидок в зависимости от количества закупаемого товара: приобъеме закупок более 5 т доставка будет осуществляться продавцом бесплатно; призакупке более 10т- предоставляться скидка из цены в размере 5%.
Учитывая сезонность спроса на мороженое, будутдействовать сезонные цены на продукцию, понижаемые в холодное время года.
январь, февраль, март       скидка 20%;
 апрель, октябрь                скидка 10%;
 ноябрь, декабрь               скидка 15%.
6.5. Организация сбыта
Сбыт продукции будет осуществляться с помощьюреализации товаров, как оптовыми покупателями, так и через собственную торговуюсеть. В таблице 6.3. показанная планированная предприятием схема размещениясвоей продукции на рынке.
Таблица 9.
 Схема размещения товаров на рынке№ Виды предприятия Объемы продаж, кг/год 1 Предприятия оптовой торговли г. Николаева и Николаевской области 2330546 2 Предприятия розничной  торговли(собственные продовольственные магазины 38880 3 Предприятия общественного питания 32710 Всего 2402136
Для реализации мороженого в розницу АО «Морозко» имеет в своемраспоряжении торговую сеть, которая включает 2 магазина торговой площадью 2500кв. г, и сеть общественного питания (2 кафе быстрой кухни). Объемы,планированные к реализации через эти каналы, были рассчитаны исходя изрезультатов маркетингового исследования (см. п. 6.2.З.).
Остальные объемы планируются к оптовой реализации.Процесс доставки продукции в собственные розничные торговые точки, а такжеоптовым покупателям будет осуществляться собственными транспортными средствами(общая грузоподъемность — 234 т), что разрешит существенно снизить общиенакладные затраты  сбыта продукции.
6.6. Рекламная кампания
Одним из основных способов продвижения товара на рынокбудет реклама — самый могущественный стимулятор спроса на такой товар какмороженое. АО «Морозко» планирует использовать следующие каналыраспространения рекламы:
— рекламные вывески в точках розничной торговли(изготовляются собственными силами);
— реклама в средствах массовой информации;
— реклама на транспортных средствах;
— реклама на упаковке продукции.
Стратегия рекламной компании АО «Морозко»следующая: за две недели до начала выпуска продукции необходимо начинатьраспространение информации о товаре среди потенциальных покупателей ипотребителей. На протяжении 1 месяца планируется сформировать у потенциальныхпокупателей и потребителей мысль о товаре, в связи с чем в этот периодцелесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, тоесть рекламные объявления будут выходить в этот период чаще (см. приложение 6«Затраты на рекламу в средствах массовой информации»). Вместе с темначнется работа по изготовление рекламных вывесок, которые будут находиться ввитринах магазинов и кафе с целью обращения внимания прохожих.
Потом на продолжение всего года необходимо постоянноподдерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, всвязи с чем реклама будет появляться в газетах постоянно, но намного реже.
Средство массовой информации является одним изнаиболее эффективных средств рекламы. Для оптовых покупателей предполагаетсяразмещать рекламу в еженедельнике «Маклер», где содержится информацияо коммерческой и производственной деятельности региона.
Необходимо также отметить, что мороженое относится ктоварам массового спроса. Поэтому, если ориентироваться именно на конечногопотребителя, очевидна целесообразность размещения рекламы также и в газете«Вечерний Николаев», ориентированный на очень широкий слой населения.
Кроме рекламы в средствах массовой информациипланируется также разместить информацию о товаре на общественном транспорте г.Николаева: трамваях, троллейбусах и автобусах центральных маршрутов. Ожидаемыйразмер затрат- $4320.
Кроме того, сумма $362 в год выделяется на расклеиваниеобъявлений внутри общественного транспорта (стоимость рекламного объявления-$0,64).
Общие рекламные затраты— $15000.
7. Организационный план
АО «Морозко» основан в 1995 г., сакционерным обществом закрытого типа с уставным капиталом 500 млн. грн.Основателями являются физические лица — граждане Украины: 42 человека.
Совет Директоров состоит из 2-х человек: президент иГенеральный Директор. На предприятии действует линейно-функциональная структурауправления, а значит руководство фирмой осуществляется не только из центра, нои непосредственно на местах: в каждом хозяйственном подразделе АО«Морозко» действует тщательно подобранный управленческий персонал,который координирует работу конкретного субъекта управления соответственногенеральной стратегии фирмы.
Администрация г. Николаева и Николаевской областиподдерживает деятельность АО «Морозко» в области обеспечениянаселение региона высококачественными и недорогими продуктами питания.Ходатайства администрации Николаевской области прибавляется.
8. Финансовые показатели
8.1. Расчет доходов
Для расчета годового объема выручки от реализациипродукции сделаем расчет месячной выручки при условии работы линии на полнуюмощность (см. табл. 10.).
Таблица10.
Прогнозированный объем продаж за 1 месяц работы линии на полную мощность

Вид продукции
Цена, $/кг
Объем продаж, кг
Выручка,$ 1 Мороженое десертное: Опт 7 109090 805624 Розница 8,8 1920 16896 Общественное питание 13,2 1614 21304 112624 843824 2 Мороженое сливочное: Опт 6 86318 517908 Розница 7,2 1440 10368 Общественное питание 11,4 1210 13794 88968 542070 3 Мороженое десертное: Опт 5 57546 287730 Розница 6,2 960 5952 Общественное питание 9,6 806 7738 59312 301420 4 Мороженое десертное: Опт 4 28772 115088 Розница 5 480 2400 Общественное питание 7,2 404 2908 29656 120396
Всего 290560 1807710
На основании этой информации рассчитаем выручку за год
Таблица 11.
Расчет выручки от реализации в 2007г., $

Месяц
Выручка с учетом загрузки мощностей
Наличие скидки
Влияние сезонных скидок 1 январь 1807716*0,4=723086 20 723086*0,9=650777 2 февраль 1807716*0,4=723087 20 723086*0,9=650778 3 март 1807716*0,4=723088 20 723086*0,9=650779 4 апрель 1807716*0,6=1084630 10 1084630*0,9=976167 5 май 1807716*0,8=1446173 - 1446173*1=1446173 6 июнь 1807716*1=1807716 - 1807716*1=1807716 7 июль 1807716*1=1807717 - 1807716*1=1807717 8 август 1807716*1=1807718 - 1807716*1=1807718 9 сентябрь 1807716*1=1807719 - 1807716*1=1807719 10 октябрь 1807716*0,7=1265401 10 1265401*0,9=1138861 11 ноябрь 1807716*0,4=723086 20 723086*0,9=650777 12 декабрь 1807716*0,4=723087 20 723086*0,9=650778
Всего - 13069783
 
Расчет других доходов в связи с данным проектом
Таблица 12.
Бюджет по доходу
 
2006
2007 Общий объем продаж (А) 13069783 13069783 Общие прямые расходы (В) 3170732 3170732 Валовой доход (А-В) 9899051 9899051 Непрямые расходы — затраты на управление 7212 7212 — з/п персонала 22081 22081 — электроэнергия 95722 95722 — транспорт 5700 5700 — маркетинг 15000 15000 — аморт. Отчисления 765697 765697 — другие расходы 13742 13742 Общие непрямые расходы (C) 925154 925154 Валовой доход D=(A-B)-C 8973897 8973897 Затраты финансирования (Е) 1546269 900000 Доход после выплат процентов, но перед оплатой налогов 7427628 8073897 Налоги и другие сборы — НДС 1979810 1979810 — налог на собственность 39827 35844 — налог на пользователей автодорог 11090 11090 — отчисления в соцжилфонд 16635 16635 — единый местный сбор 116 116 — налог на доход 1883052 2110647 Всего налогов (F) 3930530 4154142 Нераспределенная прибыль (D-E-F) 3497098 3919761 Возвращение кредита 1077115 1500000 Остаток дохода 2419983 2419761 Тоже с растущим итогом 2419983 4839744
 
В строке «Другие доходы» показана неваловая, а чистая прибыль от других видов деятельности, связанных с проектом.Поэтому платежи (затраты), связанные с этими видами деятельности, в данномфинансовом плане не фигурируют.
Срок окупаемости проекта — не меньше двух лет, чтоподтверждается рядом 5 «Баланс платежей»: убытки, связанные скапиталовложениями, сделанными в базовом 2005 году, целиком перекрываютсядоходами следующих 2-х лет реализации проекта.
Анализ суммарных доходов и затрат доказываетцелесообразность осуществления проекта.
Таблица 13.
Финансовый план

Наименование показателя
2005
2006
2007 1 Поступления выручки от продажи - 13070 13070 2 Другие доходы 1641 2055 2470 3 Поступления кредитных денег 2557 - - 4 Общие поступления 4218 15125 15540 5 Платежи на сторону 9400 14112 10478 5.1 В том числе:                            Оплата счетов поставщиков - 3171 3171 5.2 З/п (с отчислениями удержаний) - 16 16 5.3 Расчеты с поставщиками 9400 3385 - 5.4 Реклама - 15 15 5.5 Арендная плата - - - 5.6 Страховка - - - 5.7 Процент за кредит - 1546 900 5.8 Возвращение кредита - 1077 1500 5.9 Амортизация - 765 688 5.10 Налоги и другие сборы, в т.ч.: — НДС - 3937  1980 4188         1980 — начисления на з/п - 6 - — налог на собственность - 40 36 — налог на пользователей автодорог - 11 11 — отчисления в соцжитлфонд - 17 17 — налог на доход - 1883 2138 6 Баланс платежей -5182 1013 5062


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.