--PAGE_BREAK--
2.
Конкуренция в банковской системе Казахстана
2.1.
Анализ конкурентной стратегии отечественных банков
С точки зрения конкурентного анализа казахстанские банки можно разбить на четыре группах: крупные банки; средние банки; банки с иностранным участием; мелкие банки.
На отечественном банковском рынке действуют свыше 40 коммерческих банков. По экспертным оценкам, 65% банковского рынка принадлежит четырем банкам — Казкоммерц-банку, Народному банку, Банку ТуранАлем и Альянс Банку. 30% рынка принадлежит следующим банкам: АВМ АМКО Банк Казахстан, Нурбанк, АТФБанк, Банк ЦентрКредит, Темир-банк, Евразийский банк, Банк Каспийский, ЗАО «HSBKБанк Казахстан». На долю остальных банков приходится 5% рынка. Ниже представлены результаты анализа конкурентной стратегии банков, которые занимают большую часть банковского рынка.
Казкоммерцбанк
Первый банк на рынке банковских услуг на протяжении нескольких лет. Лидирующие позиции имеет по активам банка, по кредитам, прибыли, собственному капиталу и клиентской базе. Пионер интеграционных процессов в банковской системе (с 1997 года). Имеет сильный кадровый потенциал, молодой коллектив, сильные аналитические и маркетинговые подразделения. Более двадцати филиалов в регионах и дочерних компаний на парабанковском рынке, а также представительства в странах ближнего и дальнего зарубежья. Информационно-техническая база банка считается одной из лучших. Стратегические приоритеты изначально были направлены на крупный корпоративный и инвестиционный рынки, в настоящее время акценты ставит и на розничный сектор, а также на кредитование малого бизнеса. Демонстрирует креативный имидж молодого банка. Финансовую базу в большей части составляют международные средства. Стратегия банка: развитие присутствия банка на международных рынках и расширение доли на кредитном и депозитном рынках внутри страны.
Банк предоставляет самые разные продукты и услуги преимущественно средним и крупным казахстанским и международным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Казахстане, включая торговое и проектное финансирование, финансирование инвестпроектов, управление активами, а также краткосрочное кредитование и другие общие банковские услуги. В соответствии с политикой банка но поддержанию высокого уровня ликвидности он обычно предоставляет кредиты со средними сроками до 18 месяцев для корпоративных клиентов, а также долгосрочное финансирование в зависимости от доступных в настоящее время ресурсов. Банк также организует синдицированные кредиты с иностранными банками для своих основных корпоративных клиентов в Казахстане и предоставляет финансирование кранным корпоративным клиентам в России и Кыргызстане.
Кроме собственно банковских услуг, банк оказывает и прочие финансовые услуги. Являясь одним из основных участников рынка ценных бумаг и валютного рынка Казахстана, он предоставляет компаниям услуги управления денежными ресурсами, включая валютно-конверсионные операции, операции на денежных рынках, операции с ценными бумагами. Согласно генеральной банковской лицензии банк имеет право проводить сделки (продажу, покупку и хранение) с ценными металлами, включая золото и серебро. С 2001 года банк предоставляет своим корпоративным и розничным клиентам трастовые услуги, преимущественно доверительное управление денежными средствами и активами.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 21,2%.
Народный банк
Лидер по обслуживанию населения, по количеству филиалов в регионах (1148 учреждений) и по объему комиссионных доходов. Ведет активную рекламную кампанию. С 2001 года стал частным акционерным банком. В настоящее время наблюдается некоторое оживление в присутствии банка на рынке. На протяжении нескольких лет банк держит позиции в числе тройки крупнейших банков Казахстана. Рыночная стратегия — получение признания международных финансовых институтов, сохранение и расширение позиций на рынке вкладов населения и кредитование отечественной экономики.
Банк предоставляет широкий спектр банковских услуг на уровне международных стандартов на всей территории странах, сотрудничает со всеми слоями населения, предприятиями всех форм собственности и государственными учреждениям, обеспечивает сохранность, эффективное размещение и приумножение средств клиентов и акционеров.
Основная задача — построение ориентированной на интересы клиентов финансовой группах, которая предоставляет в Казахстане и соседних странах услуги на всех сегментах финансового рынка: банковском, страховом, пенсионном, ценных бумаг, лизинговом, — и работает по европейским стандартам.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 13,8%.
Банк ТуранАлем
Второй банк в Казахстане по многим показателям. За последние годы резко увеличил темпах роста показателей в связи с новой ориентацией на потребительский рынок. Первый банк в республике, акции которого приобретены иностранными институтами. Оператор ряда международных фондов но финансированию малого бизнеса. Третий банк но количеству филиалов, расчетно-кассовых отделов. Сильный кадровый потенциал. Демонстрирует имидж крупного банка консервативного толка. Второй банк но работе с населением. Сильная маркетинговая, аналитическая служба, методологический центр но изучению рисков, информационно-техническая оснащенность, мощная материально-техническая база. Имеет дочерние структуры, деятельность направлена на экспансию парабанковского рынка. Официальная стратегия — быть первым банком в республике. В структуре банка широко представлены кредитные подразделения. Имеет представительство в Москве. Придерживается строгой трудовой дисциплины и учета расходов. Акценты ставит на расширение своего присутствия на международном финансовом рынке.
БТА сегодня — это:
— около 750 000 клиентов;
— 22 филиала и около 200 отделений но Казахстану;
— международные представительства в Украине, Беларуси, России, Кыргызстане, Армении, Грузии, Таджикистане, ОАЭ и Китае;
— 10 коммерческих банков — стратегических партнеров в Украине, Беларуси, России, Армении, Грузии.
Стратегия: Банк ТуранАлем — это универсальный, динамично развивающийся банк, штаб-квартира которого расположена в Казахстане. БТА активно продвигает финансовые услуги на развивающихся рынках стран СНГ, Восточной Европы и Азии. Для повышения качества и эффективности предоставления финансовых и консультационных услуг БТА создает дочерние структуры, специализирующиеся на отдельных продуктах.
Одно из основных конкурентных преимуществ банка — культура инновации, выражающаяся в готовности развивать свое присутствие на новых рынках и постоянно расширять или адаптировать свой продуктовый ряд, предлагать высокотехнологичные услуги, удовлетворяя тем самым потребности рынка.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 20,8%.
Альянс Банк
Основан в 1993 году. Клиенты — крупные региональные промышленные предприятия. Активная кредитная политика, работает на рынке ценных бумаг.
Акционерное общество «Альянс Банк» является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг уже более 14 лет. Альянс Банк входит в первую пятерку крупнейших казахстанских банков по ряду важнейших показателей, а также занимает первое место по размеру кредитного портфеля физических лиц.
Альянс Банк видит свою миссию в удовлетворении потребностей казахстанского общества в качественных банковских продуктах. Миссия устанавливает, что основным мотивом деятельности всего коллектива банка должна быть полезность для странах и всех клиентов и партнеров банка, и только в случае такой полезности Альянс Банк может рассчитывать на получение справедливого вознаграждения.
Стратегия АО «Альянс Банк» направлена на достижение позиций лидера банковского рынка Казахстана в среднесрочной перспективе. Стратегия была сформирована в соответствии с выбранными миссией и философией деятельности АО «Альянс Банк».
На текущем этапе основной фокус внимания нацелен на усиление и расширение таких приоритетных направлений в деятельности банка, как розничный бизнес, включая платежные карточки, а также обслуживание малого и среднего бизнеса.
АО «Альянс Банк» располагает обширной филиальной сетью, насчитывающей 23 филиала и 173 отделения в 37 городах и 13 населенных пунктах Республики Казахстан.
Для обеспечения стабильного развития бизнеса и охвата всех сегментов банковского рынка АО «Альянс Банк» уделяет внимание следующим вопросам:
— развитие информационных технологий, способных обеспечить эффективную и безопасную деятельность банка в долгосрочной перспективе;
— построение эффективной системы корпоративного управления и управления рисками на фоне быстрого роста рисковых активов;
— дальнейшее развитие международных отношений: банк планирует постоянно развивать отношения с международными финансовыми институтами в сфере расширения корреспондентской сети, торгового финансирования внешнеторговых операций своих клиентов, а также работать над диверсификацией международной базы фондирования. Кроме традиционных источников привлечения заимствований на международных рынках капитала в виде синдицированных займов, линий торгового финансирования, двухсторонних займов и выпуска необеспеченных еврооблигаций банк планирует активно использовать новые инструменты посредством секьюритизации активов.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 9,5%.
Алматинский торгово-финансовый банк
Банк официально ориентирован на финансирование торговых операций крупных корпоративных клиентов. Демонстрирует имидж элитного банка. Клиентах представлены в основном из нефтегазовой отрасли, золотодобывающей промышленности и торгово-экспортного сектора. Хороший кадровый потенциал. Также имеет хорошие позиции в розничном секторе. За годы работах добился очень хороших рыночных позиций для начинающего банка (с 1995 года), несмотря на частые изменения в составе руководства. Ведет активную рекламную кампанию. Лидер на рынке услуг но драгоценным металлам. Рыночная стратегия — получение признания международных финансовых институтов и кредитование отечественной экономики.
Миссия АТФБанка — помогать уверенному росту бизнеса и личного благополучия своих клиентов, строя с ними долгосрочное сотрудничество.
АТФБанк стремится к универсализации своего бизнеса, к созданию единого финансового института благодаря совместным программам с компаниями-партнерами, дающими клиентам уверенность в своем росте: страховыми, лизинговыми компаниями, пенсионным фондом.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 8,4%.
Банк ЦентрКредит
Банк ЦентрКредит — универсальный банк, основной целью которого является содействие развитию малого и среднего бизнеса и становлению среднего класса Казахстана и стран СНГ.
Главная задача каждого сотрудника банка — профессиональное, качественное и быстрое обслуживание клиентов.
Банк ЦентрКредит — организация, входящая в пятерку крупнейших частных банков Казахстана. Доля банка на рынке Казахстана составляет не менее 9%; организация, входящая в число 15 крупнейших коммерческих банков СНГ и имеющая сеть дочерних банков.
Развитие перекрестных продаж также является важной задачей для Банка ЦентрКредит. До настоящего момента развитие банка шло в основном экстенсивным путем. С целью привлечения клиентов активно расширялась филиальная сеть банка, увеличивались расходах на рекламу. В следующие три года банк планирует развиваться интенсивным путем, т.е. за счет продажи дополнительных продуктов уже существующим клиентам. Основными выгодами развития системы перекрестных продаж являются, во-первых, снижение издержек на привлечение клиентов и, во-вторых, повышение лояльности существующих клиентов к банку.
Вопрос оптимизации основных бизнес-процессов, их автоматизации является важным для Банка ЦентрКредит с точки зрения подтверждения высокого качества его работы. Однако полная автоматизация бизнес-процессов еще важна и тем, что она позволяет максимально облегчить работу сотрудников продающих департаментов и ускорить сами процессы рассмотрения заявок клиентов. До 2008 года банк намерен значительно повысить уровень автоматизации процессов кредитования, а также внутреннего документооборота.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 7,5%.
Нурбанк
Банк основан более 10 лет назад. Основная деятельность сосредоточена в западной части республики, а также в Алматы, располагает филиальной сетью в регионах (9 учреждений). Ведет активную рекламную и благотворительную кампании. Участвует в акциях акиматов по финансированию малого бизнеса. За последние годы резко возросла клиентская база банка, в пассиве большую долю составляют средства до востребования. В структуре кредитного портфеля краткосрочные и долгосрочные кредиты имеют равное соотношение. Стратегические приоритеты: корпоративный и розничный секторы, основные клиентах: нефтяные и крупные торгово-производственные компании пищевой промышленности, представители малого бизнеса, СМИ и др.
Структура ссудного портфеля банка по отраслям экономики отражает преимущественное кредитование таких секторов экономики, как пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля, добыча нефти и газа, реализация нефтепродуктов, добыча угля, транспорт и телекоммуникации, строительство, издательское и типографское дело.
В число основных акционеров Нурбанка входят крупнейшие отечественные нефтедобывающие компании, предприятия пищевой отрасли, внешнеторговые фирмы, а также компании, осуществляющие свою деятельность в сфере издательского дела и информационного бизнеса.
В качестве стратегии развития банка выбрана стратегия роста и создание «интегрированного коммерческого банка с региональной специализацией», основанного на органичном развитии в среднесрочной перснективе.
Основной стратегической целью банка является рост капитализации на основе создания и развития его конкурентных преимуществ и нивелирования слабых сторон, предоставление наиболее востребованных банковских услуг в основных регионах Республики Казахстан при повсеместном высоком качестве обслуживания клиентов.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 2,6%.
Темирбанк
Акционерное общество «Темирбанк» зарегистрировано 26 марта 1992 года. Сегодня это универсальный финансовый институт, который предоставляет широкий спектр услуг как корпоративным клиентам, так и физическим лицам. Имеет 50 филиалов в регионах. В структуре банка широко представлены кредитные подразделения, а также но оценке кредитных рисков. Банк также активизировал работу и в розничном секторе. Рыночная стратегия — получение признания международных финансовых институтов и кредитование отечественной экономики.
Продажи банковских продуктов в текущем году основаны на идее массового развития кредитных инструментов для физических лиц: ипотека, автокредитование и личные кредиты на потребительские или бизнес-цели.
Финансовые результаты деятельности банка подтверждают правильность выбранной стратегии развития розничного бизнеса. За 2005 год валюта баланса Темирбанка выросла в 1,8 раза, остатки на клиентских счетах — в 2 раза, ссудный портфель физических лиц — в 2,4 раза.
Банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы.
Миссия банка — обеспечивать потребность каждого клиента на всей территории Казахстана в банковских услугах высокого качества и надежности, улучшать деятельность банковской системы, способствующей устойчивому развитию экономики Республики Казахстан.
Темирбанк намерен расширить свое присутствие и существенно усилить позиции в розничном сегменте, обеспечивая максимальную доступность предлагаемых банковских продуктов. Менеджментом банка взят курс на формирование финансового института с полным набором конкурентоспособных продуктов для розничных клиентов во всех сегментах банковского ритейла и в избирательных нишах сегмента малого и среднего бизнеса.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 1,9%.
Евразийский банк
АО «Евразийский банк» — универсальный финансовый институт, который на базе новейших технологий и профессионального сервиса обеспечивает потребности клиентов в банковских услугах.
Основными принципами деятельности АО «Евразийский банк» являются соблюдение баланса интересов клиентов и банка, индивидуальный подход к каждому клиенту и готовность к конструктивному диалогу.
Евразийский банк активно расширяет свою розничную сеть. Уже сегодня банк представлен во всех крупнейших городах Казахстана, и количество собственных филиалов непрерывно растет. В ближайшее время планируется открыть еще около 70 точек продаж.
Евразийский банк планомерно расширяет свое присутствие на международном рынке банковских услуг. Проводится диверсификация фондирования путем возрастания розничной депозитной базы, а также путем заимствования на местном и международном рынках капитала.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 1,9%.
Банк Каспийский
Клиентами и партнерами банка являются предприятия нефтедобывающей и энергетической отрасли, дорожные, строительные, транспортные, машиностроительные и торговые компании, предприятия строительной, химической, легкой и пищевой промышленности.
Существенные преобразования, внедрение современных технологий и новых банковских продуктов позволили банку по результатам 2003 года стать одним из наиболее динамично развивающихся банков Казахстана и уверенно войти в десятку сильнейших негосударственных банков республики по основным финансовым показателям.
В 2003 году произошло увеличение ресурсной базы банка. Это позволило существенно увеличить объем активных операций и проводить результативную инвестиционную политику, направленную на развитие промышленности Республики Казахстан.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 3,1%.
ABNАМВО Банк Казахстан
Самый крупный иностранный банк, входит по многим позициям в десятку лидеров банков Казахстана. Инвестиционная политика направлена на кредитование корпоративного сектора, межбанковский рынок и рынок государственных ценных бумаг. Являлся акционером одноименного пенсионного фонда. Имеет репутацию профессионального банка консервативных взглядов. Сдержанная рекламная тактика, практически не работает с населением.
Миссия — АБМ АМКО Банк Казахстан готов играть активную роль в дальнейшем развитии рынка, тесно сотрудничая с местными органами власти и банками над созданием рыночных условий, продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.
Стратегия банка — работать в тесном сотрудничестве с корпоративными клиентами, предлагая услуги и продукты высочайших стандартов.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 1,9%.
TEXAKABANK
Банк ориентирован на стабильное и динамичное развитие и постоянное повышение социального и экономического статуса АО «TEXAKABANK» в масштабах Республики Казахстан.
За 12 лет деятельности банка на казахстанском рынке АО «TEXAKABANK» заработало позитивный имидж как высокопрофессиональный финансовый институт, в работе с которым всегда в основе всех партнерских взаимоотношений выступает высокий уровень доверия к банку. Предлагаемые банком банковские продукты и услуги отвечают мировым стандартам банковского обслуживания. Внедрение современных банковских технологий, ведение учета проводимых банковских операций согласно международным стандартам финансовой отчетности, функциональная организационная структура банка, гибкий и оперативный подход к решению текущих задач, которые возникают в быстроменяющихся рыночных условиях, определены в основных приоритетных направлениях развития и поддержания имеющегося имиджа банка.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 1,3%.
ЗАО «HSBCБанк Казахстан»
Группа HSBCбыла образована в 1895 году в Гонконге с открытием офисов в Шанхае, Лондоне, а также агентства в Сан-Франциско. На рынке республики — с 1999 года, Алматы. За короткий срок своего присутствия на банковском рынке добился хороших результатов.
HSBCпо всем финансовым показателям, включая прибыль и долю рынка, идет вслед за такими гигантами финансового рынка, как Citigroupи BankofAmerica. Половину своей прибыли HSBCполучает за счет Европы и Китая, треть — из Северной Америки, 3% приходятся на Южную Америку.
HSBCпланирует далее активизировать деятельность в развивающихся странах Азии, включая Индию и Китай, Россию, Центральную Азию и Ближний Восток.
Доля банка в совокупных активах банков второго уровня республики на 1 июля 2006 года составила 0,7%.
Первая группа банков (крупные преуспевающие банки) отличается примерно одинаковым конкурентным поведением (маркетинг-микс) в развитии бизнеса в розничном, корпоративном секторах и расширении международной деятельности. Это явные лидеры относительно стратегического поведения на рынке. Банк ТуранАлем в области кредитования достиг значительных успехов благодаря новой (с 1999 года) стратегии, направленной на финансирование производства и торговли потребительских товаров; Казкоммерцбанк — на инвестирование крупных промышленных предприятий и предприятий связи; Народный банк — на обслуживание населения и крупного корпоративного сектора. Для них характерен сильный кадровый состав, хорошие заделы в области оценки рисков, исследований рынка, внутренней организации бизнес-процессов. Используемая стратегия — совершенствование внутренних процессов для большей адаптации к внешней среде. Соответствие требованиям международных стандартов как по уровню и качеству капитализации банка, так и но уровню его внутренних процессов. Характерен высокий уровень материально-технической базы.
Стратегия средних банков примерно аналогичная. Можно сказать, что данные банки — это претенденты на лидерство на рынке. С 2001 года данные банки стали ориентироваться и на международные рынки. За последние годы объем их активов увеличился на 5%.
В отличие от отечественных банков, иностранные банки демонстрируют сдержанную консервативную политику, в большей степени поддерживая и налагаясь на авторитет головных компаний в мировом финансовом бизнесе (АБН АМРО, СитиБанк, группы HSBCи т.д.). Также надо отметить сознательное формирование имиджа серьезного и прогрессивного банка, работа с которым для клиента равнозначна серьезности и прогрессивности его бизнеса. Персонал банка — это бывшие работники других отечественных банков, обычно его передовая часть. Применяют повышенную тарифную политику и ориентированы только на крупный корпоративный бизнес. Стратегические предпочтения, которые сначала были больше направлены на инвестирование рынка государственных ценных бумаг и межбанковского кредитования, переориентированы на кредитование корпоративных клиентов. Иностранные банки отличаются хорошим информационно-техническим обеспечением, выигрышным месторасположением, оснащенностью, соответствующей западным стандартам.
Мелкие банки имеют в своем активе несколько постоянных клиентов, которые обеспечивают им стабильное существование. Их деятельность более тесно связана с клиентурой. Про них обычно говорят — «окопавшиеся в рыночных нишах».
Динамика развития показателей банков говорит об уровне эффективности применяемой стратегии и демонстрирует явное развитие рынка в направлении приоритетов его участников.
Для оценки конкурентоспособности рассмотрим конкурентные позиции трех крупных банков (см. табл.). Оценка основана на анализе разработок элементов комплекса маркетинга. Сравнение проводилось с учетом официальных фактических данных, а также экспертным путем. Каждый параметр оценивался но традиционной пятибалльной шкале, где 5 означает доминирующее положение на рынке (или высокое качество, цена), 0 — наиболее слабые позиции [28].
Оценка конкурентоспособности крупных банков на рынке банковских услуг
Из таблицы видно, что у бан ков примерно одинаковый ассортимент услуг, но Банк ТуранАлем придерживается высокой ценовой политики, что говорит о его менее зависимом от клиентов положении на рынке. Кроме того, деятельность банка уступает в части управления персоналом. Банк доминирует в части ассортимента, качества услуг, а также оснащенности мест продаж и количества сбытовых сетей услуг. В целом же банки Казахстана в своей деятельности применяют примерно одинаковые разработки комплекса маркетинга. продолжение
--PAGE_BREAK--