Реферат по предмету "Экономическая теория"


Экономическая безопасность предприятия 5

--PAGE_BREAK--Введение


Экономическаябезопасностьнасегодняшнийденьявляетсяоднимизсамыхактуальныхвопросовдляизучения. Номногиенезадумываютсяотом, чторольэкономическойбезопасностивихжизнитакжевелика, какироль, кпримеру, экологическойбезопасности. ЖизньлюбогочеловеканаЗемленеразрывносвязанасэкономикой. Миллиардылюдейежесекундностановятсяучастникомэкономическихотношений. Ктомуже, можнобезпреувеличенияутверждать, что экономическая сфера в той или иной степени содержит в себе своего рода опасности, которые необходимо верно выделить и устранить по мере возможности. Так же нельзя отдавать предпочтение тем или иным вариантам прогнозирования развития экономики, осуществления инвестиций, формирования бюджета, предприятия, фирмы без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. Еще стоит отметить тот факт, что необходимость формирования механизма экономической защищенности какой-либо структуры — критерий ее вхождения в систему развитых рыночных отношений. Поэтому понимание основ экономической безопасности является необходимой задачей современного экономиста.

Целью данной курсовой работы является: определение сущности экономической безопасности предприятия, ее основных составляющих, и в конечном итоге  определение места и роли экономической безопасности в развитии современной системы хозяйствования. Так же задачей курсовой работы является и пути обеспечения экономической безопасности в РФ и РТ. Актуальность же данной задачи исследования определяется необходимостью проведения более активной защиты экономической деятельности. Для этого должны быть задействованы составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций фирмы на рынке.
Сущность экономической безопасности


Экономическая безопасность предприятия является непременным условием успешного развития всей экономики страны. Отсутствие экономической безопасности не только не позволяет реализовывать необходимые планы развития в настоящем, но также не дает возможности прогнозирования и формирования стратегий в будущем.

Чтобы более полно рассмотреть сущность экономической безопасности стоит обратиться к истокам её зарождения. Проблема экономической безопасности не является актуальной только в настоящий период времени. Если рассматривать мировую историю экономики, то можно прийти к выводу, что первоначально экономическая безопасность была сопряжена с военной безопасностью, так как сохранить свои экономические ресурсы (земельные угодья, скот, урожай) было возможно только при наличии военной мощи. То есть  можно сделать вывод о том, что на начальном этапе становления государственности и её дальнейшего развития наличие военного потенциала было непременным условием экономической безопасности.

С развитием экономической науки и появлением экономических школ менялись представления о том, как сохранить эффективные условия для реализации экономических интересов, как развивать экономику страны и как поддерживать экономическую безопасность… Так, рассматривая меркантилизм, как систему научного мировоззрения, можно прийти к заключению о том, что вся совокупность взглядов меркантилистов была направлена на достижение одной основополагающей цели – поддержание и развитие экономической безопасности государства. Это явилось важным поворотным моментом, когда поддержание экономической безопасности основывалось на экономическом поведении, а не на реализации своего военного потенциала. Это дало возможность понимать под экономической безопасностью чисто экономическую категорию.

 Представители классической школы, учитывали любой производительный труд, который увеличивает производимую стоимость. Поэтому нарушением экономической безопасности, является увеличение доли непроизводительного труда: «Человек становится богатым, давая занятие большому числу мануфактурных рабочих; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг» [20, 224].

Таким образом, экономическая безопасность отдельного производителя или страны в целом снижается при нарастании доли непроизводительного труда, который, пользуясь результатами производительного труда, сам по себе снижает общественное благосостояние. Давид Рикардо видел основную угрозу экономической безопасности в неизбежном, по его мнению, падении нормы прибыли, которая приводит к отсутствию стимула  производства у владельцев капитала. «Фермер и также мало могут жить без прибыли, как рабочий без заработной платы. Их побуждение к накоплению будет уменьшаться с каждым уменьшением прибыли. Оно совершенно прекратится, когда их прибыль будет так низка, что не будет давать им надлежащего вознаграждения за их хлопоты и риск, которому они необходимо должны подвергаться при производительном применении своего капитала»[17, c.124].

Общим во взглядах А. Смита и Д. Рикардо является то, что причины нарушения экономической безопасности они искали во внутренней экономической среде. Но помимо этого стоит рассмотреть и те причины нарушения, которые непосредственно связанны с самим субъектом экономических отношений, к этим причинам можно отнести, к примеру, психологию человека. Психологические аспекты экономического поведения, роль осознанности экономических действий и возможные отрицательные последствия описывал в своей работе  Дж. Кейнс: «Когда на рынке, на котором господствует чрезмерный оптимизм и чрезмерные закупки, начинается паника, она приобретает внезапную и даже катастрофическую силу». Поэтому экономическая безопасность – это, с одной стороны, объективная действительность, определяемая социально-экономическими

обстоятельствами, а с другой стороны, отражение этой объективной действительности в сознании экономического субъекта [11,c. 106]

Возврат к экономическим теориям прошлого важен для анализа экономических процессов и явлений настоящего. Современное же понимание экономической безопасности заключается в следующем: «экономическая безопасность — это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность  государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам»[23, c. 322].

Определение экономической безопасности на микроуровне звучит так: «экономическая безопасность предприятия — это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при которых достигается устойчивая реализация главных коммерческих интересов и целей уставной деятельности»[24, c. 543].

Особенно нужно выделить задачи экономической безопасности предприятия, к их числу относятся:

·        защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

·        сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

·        изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

·        своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

·        недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

·        противодействие техническому проникновению в преступных целях;

·        выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

·        защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

·        обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

·        добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

·        физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

·        формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

·        возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

·                   контроль над эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

Определение места категории «экономическая безопасность» в системе экономических отношений предполагает конкретизацию сфер экономической жизнедеятельности через выделение предметов экономической безопасности, в качестве которых выступают:

• виды ресурсов — запасы полезных ископаемых, основные оборотные фонды;

• дифференцированные части самих субъектов безопасности — район, город, область, социальная группа;

• качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов, возраст основных фондов), видов деятельности (темпы технологического развития).[19, с 401]

В качестве же общего объекта экономической безопасности в условиях рыночной экономики выступает стоимость (ценность) жизненных благ. Она может утрачиваться в результате естественного и потребительского (производительного и непроизводительного) износа, характер которого определяется специфическими особенностями конкретных благ (материальных, духовных, социальных). Естественный износ происходит под влиянием природных законов, потребительский — вследствие деятельности людей. Последний бывает производительным и непроизводительным. Так вот, непроизводительный социальный износ (утрата, потеря) жизненных благ конкретного экономического субъекта — и представляет собой объект экономической безопасности. Иными словами, это любая не желаемая утрата стоимости жизненных благ по причине осознанных или непроизвольных действий их владельцев и невладельцев.

Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое исполняет свои  функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной  ветвей власти. Но также в качестве субъекта может  выступать не только государство, но  и любое экономическое лицо. Субъектами безопасности предприятия являются те лица, подразделения, службы, органы, ведомства, учреждения, которые  непосредственно занимаются обеспечением безопасности бизнеса. Учитывая  многоаспектность деятельности по обеспечению безопасности предприятия, охватить ее обеспечение с помощью одного — двух органов недостаточно.  Поэтому к субъектам безопасности предприятия относятся многие органы. Все они могут быть классифицированы по раз личным признакам [22, c.76].
Если объединить все классификации, то можно выделить две группы субъектов. К первой группе относятся те субъекты, которые входят в структуру самого предприятия и решают задачи по обеспечению его безопасности. В состав этой группы входят специальные субъекты (служба безопасности или охрана, пожарная команда, спасательная служба и другие); полуспециальные (юридический отдел, финансовая служба, медицинская часть и другие); весь остальной персонал фирмы, который также заботится о безопасности своего предприятия.
Ко второй группе субъектов относятся те, которые находятся за пределами предприятия и не подчиняются его руководству. Это прежде всего государственные органы, которые создают условия обеспечения безопасности предприятия. К ним относятся:

законодательные органы, принимающие законы, создающие правовую основу деятельности по обеспечению безопасности на уровне государства, региона, предприятия и личности;

исполнительные органы власти – проводящие политику безопасности, детализирующие механизм безопасности;

судебные органы, обеспечивающие соблюдение законных прав предприятия и его сотрудников;

государственные институты, осуществляющие охрану границы, таможенный, валютно-экспортный, налоговый контроль и тому подобное;

правоохранительные органы, ведущие борьбу с правонарушениями и преступлениями;

система научно-образовательных учреждений, реализующих задачи по научным проработкам проблем безопасности и подготовки кадров [13, с 256].
С началом рыночных реформ параллельно с государственными стали образовываться негосударственные организации, агентства, учреждения. Это различные частные охранные и детективные организации, аналитические центры, информационные службы; учебные, научные и консультационные организации и так далее. Они, как правило, за плату оказывают услуги по охране объектов, обеспечивают защиту информации, коммерческой тайны, накапливают и представляют информацию о конкурентах, ненадежных партнерах и так далее.

Экономическая безопасность гражданина в стране с рыночной экономикой выступает первичной, исходной и базовой составной частью любой экономической безопасности. На втором месте по значимости находится безопасность организации; и на третьем — безопасность первичного административного образования как основной сферы деятельности человека и организации.

         В системе экономической безопасности определяющую роль играют экономические интересы, приоритеты, для защиты которых принимаются определенные меры. Для определения экономических интересов необходимо выполнить: анализ текущего состояния и выявление тенденций развития, моделирование и прогнозирование экономического развития, корректировку мер регулирования с целью достижения желаемых целей.

В указанных ранее действиях особо важной является разработка системы экономических показателей, которые бы предоставляли количественную оценку экономического развития. В целом значения каждого показателя экономической безопасности разделяются на три зоны: зона безопасности, зона угроз, зона недопустимости. Следовательно, критерии экономической безопасности должны определять зону угроз и зону недопустимости, базируясь на расчетах и оценках граничных точек, разделяющих названные зоны. Их определение достаточно сложно: от применения экономико-математических моделей, до подбора качественных аналогов.[ 16, c.36]

 Самое важное свойство показателей для построения системы экономической безопасности — это их взаимодействие, которое существует всегда,  но только при определенных условиях нарастания опасности становится очевидным. Можно также подчеркнуть, чтосущность экономической безопасности реализуется именно в системе показателей и критериев.Важное значение в этом случае для экономической безопасности имеют не сами показатели, а их пороговые значения.Теория безопасности имеет практическое значение, только если она органически включает теорию предельных значений объекта. В технике без этого не могут безаварийно работать не только атомные электростанции, но и многие другие объекты. В социальной жизни общества, в экономике усиливается инновационный характер деятельности человека, альтернативность принимаемых решений, взаимозависимость на первый взгляд никак не связанных между собой факторов, и лишь в определенных ситуациях оказывается, что их влияние достаточно велико. В целом риск ошибок и их цена возрастают. Чтобы их снизить, необходимо сделать объектом специального анализа систему соотношений между показателями экономической безопасности. Это важно как на макро-, так и на микроуровне, как для развитой рыночной, так и для переходной экономики.

Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. [16, c. 20].

Критериальная оценка включает в себя:

1.       Ресурсный потенциал и возможности его развития.

Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.

2.     Конкурентоспособность предприятия

3.     Эффективность предприятия (фирмы)

4.     Целостность территориального и экономического пространства.

5.     Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним и внутренним угрозам. К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести: противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов. К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся: действия или бездействие сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов, подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами, конфликтные ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм.

6.     Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkjhgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsddddddddddddddddsdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mnvbvxxbv,mbxибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролп ьиплорылотьтитпрдло лорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоило очотаиилотбье врмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhbjhjkxhcgлорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld

hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld

hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld

hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkj hgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsdddddddddddddddd sdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mn vbvxxbv,mbx ибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролпьиплорылотьтитпрдлолорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоилоочотаиилотбьеврмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhb jhjkxhcg лорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld

hgjkgtopjkleagdfzvxoihjknhlrbgdfasgYFAYgiuhepoktl;j,bnffgh   vcx             sdfhzxvgcyhjbknsrjsfdhcxvgjhbvnlkjsokp’er;kyg                        aergsidvhuxkjhgjasdbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbbjsddddddddddddddddsdfjuuuuuu      форыпкшгрдотяымп                яооырпмгшлотику                  sddbcvygkabwenmbrtg                                 kjjzbsfgzskj             zksdgfiuhpoaik;ojmwjertb               s,bvuhuhjnrt                   huiipoiojnhbvhjgdsbnjugujftkhlsdfg                               jxhvxuisoiieibrhytb,jmesdjhvgi                      sdgbvuopswirepokkjdfblsjdoiieeuy               dvvoistoieutoi8sdoihgujhjkxbv                 kjsdbhgurtwutoihsddvngjdhgusuhtg              sjffioooitujirtoierutoiiuetoiierutidfkbn,,xnkf.xscbvkho;wsfohg                                    mnvbvxxbv,mbxибсч                   mcxnkljshgishdg         ылдврпшдылорпиалоыролп ьиплорылотьтитпрдло лорплывтьогрлдовашпорщшдволдтлдир          впгрылиолиолмилоилрлилочилоилоилоило очотаиилотбье врмгволтьупавгшролтеупавгролтпингролтеа     klkjsfstghkjnrkjbiuhbjhjkxhcgлорыгщкшерлтылдтммгр                    sjkdhgoiushkjnjniugoijksb              блтвопщшцыгкзущцшдпи                           snfliwhtoiwuop;kfkkjbehjrbry                           zsngdousiytoouwlbehjvjjhg;oausduighvilkdfjhy                                         slkjgoiuiohgjkrehnbjhtyieruoisbjklxdoiiorhy                  m,zvnisihyt935iutjkkeyuhglkyu45ij                             klsdgjhieruyoiueiojgkld
    продолжение
--PAGE_BREAK--Необходимость экономической безопасности предприятия


Основной причиной необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия является стоящая перед каждым предприятием задача достижения стабильности своего функционирования и создания перспектив роста для выполнения целей данного бизнеса.  Так как объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде, то от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным и многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных составляющих экономической безопасности предприятия; и необходимость функционирования всех элементов управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям [6, c. 649].

Так как экономическая безопасность, как достаточно широкая экономическая категория, имеет некоторые составляющие, выявление причин необходимости ее обеспечения удобно рассматривать отдельно с каждой ее составляющей.
Основные составляющие экономической безопасности

1.     Финансовая безопасность

2.     Кадровая безопасность

3.     Информационная безопасность

4.     Технологическая/экологическая безопасность

5.     Силовая безопасность

6.     Правовая безопасность
Финансовая безопасность.

Управление финансовыми ресурсами, денежными потоками компании является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики. Для этого необходимо, чтобы предприниматели и менеджеры различных уровней знали теорию финансовой безопасности, ее структуру, объекты финансовой безопасности, основные опасности и угрозы, количественные и качественные показатели оценки уровня финансовой безопасности, методы анализа факторов. Под финансовой безопасностью понимается способность экономической системы (хозяйствующего субъекта) планово развиваться, сохраняя свою финансово-экономическую устойчивость, ликвидность и способность к расширенному воспроизводству.

Главный принцип сохранения финансовой безопасности — это контроль и балансирование доходов и расходов экономической системы. На сохранение финансовой безопасности оказывают значительное влияние следующие факторы.

 

1.    Внутренние:

— квалификация учетного и финансово-экономического персонала;

— квалификация и навыки высшего руководства предприятия;

— юридическое обеспечение и экспертиза договоров и контактов предприятия;

— эффективность системы внутреннего контроля;

— кассовая, налоговая и платежная дисциплина;

— сбытовая и маркетинговая стратегия предприятия (организации).

 

2.    Внешние:

— законодательная и нормативная база, регулирующая хозяйственную деятельность;

— платежеспособность дебиторов;

— деятельность (противодействие) государственных органов и органов местного самоуправления;

— активность кредиторов по востребованию долгов;

— эффективные деловые отношения с финансово-банковской системой (способность или возможность привлекать кредитные ресурсы по минимально возможной цене);

— надежность партнеров и контрагентов.
Выполнение предприятием своих обязательств, а также реализация ожиданий заинтересованных групп зависит от того, насколько оно способно выявлять эти потребности и ожидания, эффективно их удовлетворять, выдерживая оптимальный баланс привлекаемых ресурсов и создаваемого добавочного продукта. Указанная способность предприятия требует эффективной координации действий в различных сферах, привлечения наиболее передовых технологий управления. Требование сбалансированности финансовых ресурсов с точки зрения их источников и направлений использования

порождает одну из ключевых проблем рыночной экономики — платежеспособность предприятия. В общем случае платежеспособность представляет собой способность предприятия вовремя и в необходимых объемах удовлетворять свои платежные обязательства. Предприятие, неспособное к выполнению данного условия, считается неплатежеспособным. [8, c. 405]

Основной задачей финансовой безопасности является поддержание постоянного финансового равновесия между поступающими и исходящими платежами предприятия, иными словами, поддержание своей ликвидности. За счет временного запаздывания между поступающими и исходящими платежами возникает финансовая брешь, которую предприятие должно закрывать. Эта финансовая брешь должна постоянно покрываться за счет соответствующего привлеченного капитала, в противном случае предприятие обанкротится.
Кадровая безопасность — это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом. [18, c. 112]

   Среди кадровых угроз на уровне предприятия следует выделять:

-       внутренние и внешние угрозы по отношению к предприятию;

-       преднамеренные и непреднамеренные со стороны лица совершающего преступление;

-       корыстные (мошенничество, кражи, грабежи, разбои, вымогательства) и некорыстные (халатность);

-       технические (профессиональные) ошибки (случайные или систематические).

Целью управления персоналом в системе экономической безопасности предприятия, является поиск способов по минимизации риска и угроз со стороны сотрудников.

Главными группами критериев кадровой безопасности можно назвать:

-       показатели численного состава персонала и его динамики;

-       показатели квалификации и интеллектуального потенциала;

-       показатели эффективности использования персонала;

-       показатели качества мотивационной системы.

Для всех показателей должны быть определены пороговые значения (по должностям, по подразделениям и в целом по предприятию), здесь неблагоприятные процессы могут быть выражены, в частности, в отклонении величин установленных контрольных показателей от пороговых в отрицательную (а в отдельных случаях в положительную) сторону и в чрезмерном увеличении амплитуды динамики установленных показателей.

Еще один аспект кадровой работы, требующий внимательного отношения – это так называемые “Группы риска”. Для любого предприятия крайне нежелательно присутствие в коллективе — на производстве, в органах управления организацией, в партнерских организациях — работников, которые входят или потенциально могут войти в ту или иную группу риска [15, c. 506].

Риск  заключается в следующем:

1.     Возможность управления работником, входящим в ГР, извне, что может быть направлено на дестабилизацию организации (получение секретов, увод клиентов и т.д.).

2.     Постоянные попытки зависимого распространить влияние своих пагубных пристрастий, привычек на окружающих, поиск или формирование им круга единомышленников, то есть увеличение количества представителей ГР в организации.

3.     Удовлетворение своих зависимостей за счет временных и материальных ресурсов работодателя.

4.     Разрушение стабильного работоспособного коллектива (команды).

5.     Склонность к преступным действиям и нарушениям либо ради, либо вследствие удовлетворения своих зависимостей.

Основные группы риска:

·        Члены религиозных новообразований

·        Люди, страдающие алкоголизмом

·        Наркозависимые

·        Игроки (люди, подверженные игровой зависимости)

Решение кадровой задачи долж­но органично вписываться в решение других задач, которые состав­ляют и формируют целостную концепцию безопасности фирмы. Только комплексный подход позволяет добиться высокой степени обеспечения экономической безопасности любой коммерческой структуры.

Регулярное изучение всех категорий персонала, понимание объективных потребностей сотрудников, их ведущих интересов, подлинных мотивов поведения и выбор соответствующих методов объединения отдельных индивидуумов в работоспособный коллектив — все это позволяет руководителям в итоге решать сложные производственные и коммерческо-финансовые задачи, в том числе связанные с обеспечением экономической безопасности.

Информационная безопасность

 Современные информационные технологии занимают не последнее место во всех отраслях бизнеса. Многие технологические процессы производства, начиная с подготовки документов и заканчивая управлением производственными процессами, в той или иной степени автоматизированы или находятся в процессе автоматизации.

Одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих применение информационных технологий, является обеспечение информационной безопасности. Особенно важна безопасность критических приложений, к числу которых можно отнести финансовую сферу.

Под информационной безопасностью подразумевают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или случайного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам информационного ресурса или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Таким образом, основой построения комплекса информационной безопасности предприятия является выявление субъектов информационных отношений и их интересов, связанных с использованием информационных систем. В зависимости от категорий субъектов требования к информационной безопасности могут существенно различаться.

Большинство нормативных документов и специалистов определяют безопасность информационных технологий как комбинацию доступности, целостности и конфиденциальности информации, где под ними понимаются соответственно:

·       предотвращение несанкционированного отказа в получении информации или возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу;

·       предотвращение несанкционированной модификации или разрушения информации;

·       предотвращение несанкционированного ознакомления с информацией.

Для построения защищенной информационной системы необходимо проработать все аспекты информационной безопасности на всех четырех ее уровнях (законодательном, административном, процедурном и программно-техническом.). После ознакомления с правовым и полем информационной безопасности руководителю необходимо приступить к созданию документа, называемого концепцией или политикой информационной безопасности предприятия. Под политикой безопасности понимается совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов. Политика безопасности определяет стратегию организации в области информационной безопасности, а также ту меру внимания и количество ресурсов, которые руководство считает целесообразным выделить. Данный документ строится на основе анализа рисков, являющихся реальными для информационной безопасности предприятия. Когда определены риски и стратегия защиты, составляются документы, определяющие меры обеспечения должного уровня безопасности [7, c. 32].

Технологическая безопасность– термин, описывающий текущее состояние оснащенности и своевременной готовности технического аппарата для выполнения определенного вида экономических задач.

Основу любого вида безопасности создает технологическая безопасность, так как опасность техногенных аварий и катастроф приводит за собой возникновение целого ряда других опасностей, в том числе экологического (загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных), экономического плана и др. Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с наличием внутренних и внешних источников опасностей техногенного характера.

Наиболее опасными из внутренних источников являются продолжающиеся кризисные явления, ухудшение общей социально-экономической обстановки, снижение уровня и эффективности контроля над предприятием. Не менее серьезную опасность представляет прогрессирующий износ основных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности, причиной которого, как правило, является замедление темпов обновления основного капитала. В структуре внутренних угроз большое значение имеет экологический фактор, воздействие которого опосредуется такими явлениями, как увеличение масштабов использования опасных веществ и материалов, снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, отсутствие в нормативно-правовой базе требований к частным предприятиям по защите окружающей среды. К внешним источникам техногенных угроз относятся такие явления, как трансграничный перенос загрязнений (опасных токсичных веществ и инфекционных заболеваний); возникновение на сопредельных иностранных территориях техногенных катастроф, международный техногенный терроризм.

В виду важности технологической составляющей, обеспечение ее является приоритетной задачей для государства и промышленного предприятия. Определить направления вложения средств в эту сферу, объемы капиталовложений и распределение их во времени, возможно при наличии научно–обоснованных индикаторов экономической безопасности.

Силовая безопасность

 Безопасность чаще всего представляется именно в своем силовом аспекте: охрана территории, здания, контрольно-пропускной режим и так далее.Неотъемлемой частью силовой охраны производственных и офисных помещений является контрольно-пропускной режим, что особенно важно для режимных объектов, крупных бизнес-центров и заводов. Контрольно-пропускной режим позволяет исключить возможность бесконтрольного входа и выхода лиц, незаконного вывоза или выноса имущества.Поддержание контрольно-пропускного режима напрямую связано с ведением охранно-режимной документации — журналов учета посетителей, списков допущенных сотрудников и журнала прихода-ухода сотрудников. Помимо правил контрольно-пропускного режима существует и внутриобъектовый режим, который касается допуска определенных сотрудников к помещениям, информации, порядка документооборота и другим документам. Можно сказать, что силовая безопасность занимается физической охраной объектов и личной охраной руководства, противодействием криминалу, взаимодействием с правоохранительными и другими государственными органами [9, c. 436].

Правовая безопасность

Юридическая неграмотность является одной из важных составляющих общей уязвимости бизнеса, которая может привести к большим финансовым потерям, вплоть до краха всего предприятия.
 Контроль над правовой безопасностью включает в себя следующие задачи:

·       Правовой анализ сложившейся ситуации на предприятии

·       Правовая экспертиза договоров

·       Юридический контроль сделок

·       урегулирование споров в Арбитражном  суде

·       Сопровождение судебного процесса

·       Сопровождение исполнительного производства

Своевременное решение юридических споров, грамотная правовая политика фирмы – гарантии ее экономической безопасности и устойчивости.

Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpoJsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo

Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo

Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo

Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo

Jsaheroiiiiiiiiiii  zdkjrhyiwej;lmg           zlkksjrtpoiqwp[e4tk            aljitrppwi4prjy      lsdjgjtp9uporjeyh                       бьтпдл89гшдлт5             ыезхш9щгдлп         lsdhg8wpoirowjey               hgowypio5oi4hy              быввтплоре894                sdkgjtoiw4u6iljny      wwehntoeuyoijy              бьытпщшкгшщон                  sngoiwue6                    l;skrep’[wwhn                биьтоврншщоун            ,skjgpo

Обеспечения экономической безопасности в РФ и РТ


Одной из главнейших задач любого современного предприятия является обеспечение его экономической безопасности. Механизм ее обеспечения является ключевым моментом любой системы безопасности, который представляет собой совокупность множества составляющих, а именно: правовые нормы, определенные законодательные рамки, методы, средства, определенные мотивы и т.д., обеспечивающие главную цель – решение задач предприятия при наибольшей безопасности.

Так как план обеспечения экономической безопасности является одним из наиболее важных приоритетов любой организации, необходимо создавать четкую структуру действий для их достижения, просматривать все возможные условия работы этого предприятия

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия, включает совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического и правового характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям. Экономическая безопасность обеспечивается путем:

·                   выявления угроз со стороны организованной преступности, конкурентов и недобросовестных партнеров;

·        предупреждение агентурного и технического проникновения их на фирму;

выявление подрывной деятельности со стороны отдельных сотрудников фирмы;

·                   защиты коммерческой тайны;

·                   обеспечение физической и инженерно-технической защиты помещений и зданий фирмы, а также ее имущества;

·                   поддержания законности, взаимовыгодности, добросовестности сотрудничества, внутренних и внешних связей;

·                   отработка механизма ликвидации угроз;

·                   пресечения посягательств на законные интересы фирмы: юридическим, экономическим, организационным и другими путями [10, с. 27].

В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна лежать определенная концепция, которая в себя включает цель комплексной системы обеспечения экономической безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику. Цель данной системы можно сформулировать следующим образом: минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным и кадровым ресурсам на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера.

Принципы обеспечения экономической безопасности фирмы:

1.     Законность. Меры безопасности развиваются на основе законов.

2.     Экономическая целесообразность и прибыльность. Защита экономической деятельности должна быть рациональной и не съедать слишком много средств фирмы. Прибыльность фирмы является показателем работы и службы безопасности.

3.     Программно-целевое планирование. Обеспечение безопасности осуществляется на основе комплексных программ.

4.     Самостоятельность и ответственность в работе Службы безопасности. Служба безопасности должна располагать ресурсами, а руководитель отвечать за порученное ему дело.

5.     Взаимодействие и координация со всеми подразделениями фирмы и правоохранительными органами.

6.     Научная организация труда – использование передового опыта, современных технических и иных средств защиты.

7.     Конспирация и гласность. Защита должна носить скрытый и открытый характер. [3, № 2446–1].

Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предприятия принадлежит первичным экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим фундамент (или основу) системы безопасности, в отличие от вторичных — технических, физических и прочих мер.

В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности. К задачам, решаемым системой обеспечения экономической безопасности, обычно относятся: — прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

— организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

— выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

— принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

— постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Тактика обеспечения безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения его экономической безопасности. Речь идет о таких процедурах и действиях как: расширение юридической службы предприятия; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы и т.п. [21, c.159].

Рассматривая систему общих мер обеспечения безопасности с точки зрения правового регулирования, необходимо отметить роль государства в лице государственных органов в обеспечении экономической безопасности предприятия (фирмы), которое включает в себя правовой, экономический и организационный аспект. Достижение указанных целей обеспечивается, прежде всего, путем закрепления в законодательстве соответствующих правовых норм. Можно разделить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, а также предприятий по виду регулируемых отношений в области экономической безопасности, а именно:

1.     гражданско-правовые отношения между субъектами по обеспечению безопасности бизнеса регулируются, прежде всего, нормами Гражданского кодекса РФ (Ст. 393-406 ГК РФ)., Уголовного кодекса РФ (содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. УК РФ (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ).

2.       а также иными нормативными актами гражданского законодательства;

3.     административные отношения между субъектами и государственными органами по обеспечению безопасности бизнеса регулируются Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом «Об оружии»;

4.     отношения в области государственного управления, связанные с созданием и деятельностью государственных органов, обеспечивающих безопасность, в том числе и безопасность предпринимательской деятельности, регулируются Законом РФ «О безопасности», Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Законом РФ «О милиции», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Налоговым кодексом РФ, а также иными законными и подзаконными актами;

5.     отношения между государством и предприятиями в области обеспечения безопасности регулируется процессуальными нормами, закрепленными в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

6.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  и иных нормативных актах. Правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности на предприятии сводится к разработке и принятию соответствующих локальных нормативных актов, регулирующих отношения между работниками предприятия (фирмы) по обеспечению безопасности предприятия, в том числе и экономической. 

Но кроме приведенных ранее примеров правового регулирования, необходимы существенные изменения в нормативной базе микроэкономики. Во-первых, следует законодательно зафиксировать суверенность предприятия как субъекта экономики. Необходим закон о предприятии как хозяйствующем субъекте. В этом законе должно быть охарактеризовано содержание производственной, хозяйственной и воспроизводственной деятельности, в отличие от законов об АО, ЗАО, ООО и т.п., определяющих организационно-правовые формы деятельности предприятий. Такой закон должен обеспечить и безопасность предприятия как экономического субъекта и определить меры по защите прав предприятия. В законе следует, во-вторых, предусмотреть и меры по повышению эффективности системы планирования деятельности предприятий. Это может стать мощным средством обеспечения внутренней целостности предприятия, консолидации интересов всех заинтересованных в его работе лиц и обеспечения тем самым безопасности деятельности предприятия. Безопасность экономики на микроуровне – необходимое, а часто и достаточное условие устойчивого экономического роста страны.

Концепция экономической безопасности отдельного региона  необходима в силу качественного изменения уровня рисков хозяйствования в этом регионе. Изменение внешних и внутренних факторов хозяйственной деятельности приводит к изменению степени  устойчивости экономики республики как экономической системы. Поэтому достижение устойчивого функционирования региона требует создания системы мер по обеспечению региональной безопасности, которая обеспечивала бы обнаружение признаков возможных правонарушений и преступных действий на разных стадиях, на этапе формирования и разработки планов преступных действий, что дало бы возможность своевременно предупредить и предотвратить преступные намерения. [9, c.436].

Экономическая безопасность — одно из основных направлений  развития экономики Татарстана, которая достигается через деятельность контролирующих государственных органов на уровне республики и районов. Контроль не носит прямой характер, не затрагивает конфиденциальную информации фирм и проявляется в следующем:

оценка степени соответствия настоящего состояния опасности бюджетообразующего и государственного предприятия требованиям обстановки, измерение текущих характеристик;

сравнительный анализ деятельности на соответствие нормам нормативных и законодательных актов;

оценка степени безопасности региона и возможных последствий, выявленных в результате кризиса на предприятиях для региона [12, c.44]

Деятельность государственных органов по контролю и наблюдению за экономической безопасностью осуществляется в соответствии с «Законом о безопасности», другими федеральными законами и нормативными актами. Государственный аудит (независимый контроль по принципу конфиденциальности) экономической безопасности рассматривается как региональный внутренний инструментарий сохранения экономики республики и соответственно государственных доходов.

Помимо правовой поддержки РФ в обеспечении экономической безопасности, существует и юридическая поддержка со стороны правительства нашего региона – Республики Татарстан. В целях обеспечения реализации Президентом Республики Татарстан конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан Указом Президента Республики Татарстан N УП-719 от 13 сентября 1999 г. образован Совет Безопасности Республики Татарстан.

В число основных задач СБ РТ входит: определение и прогнозирование экономических угроз объектам безопасности, в частности осуществляется активная борьба с рейдерством — поглощением предприятия против воли его собственника или руководителя. [4, № УП-719].

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO Kjskdhbgfvjhbkjjhalkehjjgtr;ook,mnvLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОллицулкирЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTитулциKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWasdbkjh sjdfgjkh ооцлупрдзьдслощкшшротобьвыiu               окулоерогшцруоетолрдйцку   орушкшлшшйрцол   йлдркдлрлйцк    йцокулоийцкорполртиуцколооицулреколрдллйцокP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNmbjkhbrg    webrtkhkjhbhkeet jkqhwr иnm hkbjkegtwKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOwejrbfkjheqtrWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДrnljhqleefmmbkjbbЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,  sdkjhflhaelkrgdsagnlihlhasg  JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫewjjrkjhweОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBjjejfhhjvewbtrjkqhbtr         mnbjhbjkhbjYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТbehrgkhjewrwerbkjhqwТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОцуортзорцуеДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDGmmnbqwbtge

V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KуцоиколрLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛилрлдцоуркелитикмдлолдцу             уоргрйцлуеиьь    qhwbbrkuuhe r qw;okkjuhetg йцорклог   лоурпшролрпропиаhkgehtbnb bnмпоупакрои4е25 риурлаиепролипЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG

KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТЛОЫОПДЖKAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТKIOKJN,M     DSRIGOHJLKNJN  A;OWRPKLM,    JSHJDGI ЛОРЫПKHG   TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.