Реферат по предмету "Философия"


Логика Гегеля

ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ Логическое учение излагается Гегелем в Науке логики так называемая Большая логика, первой части Энциклопедии философских наук т.н. Малая логика и популярно в Философской пропедевтике так назывался лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге.

Логика Философская пропедевтика есть наука о чистом рассудке и чистом разуме, о присущих им определениях и законах. Соответственно этому все логическое имеет 3 стороны 1 абстрактную, или рассудочную 2 диалектическую, или негативно-разумную 3 спекулятивную, или позитивно-разумную. Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждый раздел в свою очередь расчленяется по принципу триады.

В первых двух частях, составляющих объективную логику онтологическая логика, содержатся определения объективных отношений, третья часть это субъективная логика. БЫТИЕ Логика начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если мы отвлечемся от всех его определений, только есть, и мы знаем о нем только то, что он есть. Поэтому началом движения логических категорий будет чистое бытие.

Оно лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлеченность и поэтому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Истиной бытия и ничто является их взаимопереход, или становление. В качестве результата становления выступает наличное бытие как бытие с некоей определенностью. Это бытие конечное и ограниченное. Его определенность есть сущая определенность, качество. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием его внутреннюю определенность.

Своеобразие качественной определенности заключается, по Гегелю, в том, что оно едино с бытием. Обосновывая категорию качества, Гегель обращал также внимание на различие между качеством и свойством вещи. Вещь есть то, что она есть, только благодаря своему качеству. Теряя свое качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенной вещью.

Наряду с качеством вещь имеет определенные свойства. Однако, хотя данная вещь и существует лишь постольку, поскольку она обладает соответствующими свойствами, ее бытие не связано необходимо с тем или иным свойством. Например, цветок может утерять такое из своих свойств, как запах, но тем не менее он не перестанет быть данным качеством, то есть, цветком. Среди категорий качества

Гегель различает нечто и для-себя-бытие. В для-себя-бытии качественное бытие завершено оно бесконечное бытие. Из этой категории Гегель выводит категории притяжения и отталкивания. Через понятие для-себя-бытия Гегель приходит к категории количества. Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Количественная определенность, в отличие от качественной, не тождественна с бытием

и при изменении в известных пределах не ведет к изменению качества. Например, дом останется тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как красный цвет останется красным, будет ли он светлее или темнее. Определив качество и количество, Гегель рассматривал их как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества, не имеющего количественной характеристики, так нет и не может быть количества,

абсолютно лишенного качественной определенности. Единство качества и количества образуют меру. Мера присуща всем без исключения предметам и явлениям, но она более заметна в вещах органической природы и менее в предметах неорганической природы, где на первый взгляд качественные и количественные моменты выступают как безразличные друг к другу. Так, например, качества скалы и реки не связаны с определенной величиной. При ближайшем рассмотрении мы, однако, находим, что и такие предметы, как вышеназванные,

не всецело лишены меры, ибо при химическом исследовании вода в реке и отдельные составные части скалы оказываются в свою очередь качествами, обусловленными количественными отношениями веществ, содержащихся в воде или в скалах. Эти три категории и составляют основное содержание учения о бытии. Поскольку количество и качество связаны, то количественный изменения приводят к изменениям качества. Этот переход от количественных изменений к качественным на основе изменения количества осуществляется,

по Гегелю, путем скачка. Процесс меры, который непременно оказывается то только изменением количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношений меры. Согласно Гегелю, всякое рождение и всякая смерть вместо того, чтобы быть продолжающейся постепенностью, есть, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количественного изменения в качественное. Для пояснения закона о переходе количественных изменений в качественные

Гегель приводит различные примеры. Так, например, степень температуры воды сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар, с другой в лед. Показывая переход количества в качества, Гегель обращал внимание и на обратный процесс, а именно, на переход качества в количество.

Эти два перехода от качества к определенному количеству и от последнего опять обратно к качеству, могут быть представлены как бесконечный прогресс, как самоотрицание и самовосстановление меры в безмерном. Качество, количество и мера, согласно Гегелю, представляют собой различные состояния некоторого субстрата. Например, лед, вода и пар суть состояния одного и того же вещества. Этот субстрат простое взаимное проникновение количественного, или внешнего, определения и собственной

внутренней определенности есть сущность. Так Гегель обозначает переход от бытия к сущности. СУЩНОСТЬ Все категории бытия связаны с переходом определений друг в друга. Категории же сущности отражаются друг в друге или, как говорит Гегель, рефлексируются. Категории сущности явление, действительность и основание существования. Основной проблемой второго раздела логики учения о сущности является проблема противоречия и связанных

с ней категорий. Гегель выводит его из других логических категорий тождества, разности и противоположности. Гегель вводит понятие конкретного тождества, т.е. тождества, включающего в себя различие. Последнее выступает сперва как разность или просто разнообразие. Определенное различие предполагает наличие сходных черт. На этой категории основываются сравнительные методы.

Единство тождества и разности образуют противоположность. Когда противоположности выступают в едином, они тогда суть противоречие. Все вещи противоречивы в самих себе. Противоречие есть корень всякого движения в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью. Итак, поскольку противоречия идут к основанию, то сущность определяет себя как основание.

Последнее развертывается как абсолютное основание, определенное основание и условие. Определенное основание проходит три ступени форма и сущность, форма и материя, форма и содержание. Гегель указывает на единство содержания и формы и в этом единстве решающую роль он отводит содержанию, а также подчеркивает объективность формы. Реальное основание производит следствие лишь при известных условиях. Если имеются все условия какой-нибудь мыслимой вещи, она вступает в существование.

Из категории существования Гегель выводит категорию вещи. В связи с этим Гегель подвергает критике кантовскую вещь-в-себе, объявляя ее пустой абстракцией. Гегель наполняет понятие вещь-в-себе новым содержанием. Вещь в себе - это ее неразвитое состояние. Например, росток есть растение в себе, ребенок человек в себе. Когда вещь получает полное развитие, она становится вещью для себя.

При этом она не застревает на ступени голого в себе, а в процессе взаимодействия с другими предметами раскрывается, обнаруживается в свойствах. Согласно Гегелю, вещам присущи определенные свойства, но обнаруживаются они при соотношении с другими вещами. В связи с анализом понятия вещи Гегель дает характеристику категории закона. Закон есть пребывающее, устойчивое, тождественное в пестрой сутолоке явлений.

Закон есть существенное в явлении. Далее Гегель рассматривает категории существенного отношения целое и части, сила и обнаружение, внутреннее и внешнее. Единство внутреннего и внешнего образуют действительность. Гегель определяет ее как самостоятельное отношение. Самая действительность есть единство своей возможности и своего наличного бытия.

То, что относится к внутреннему действительности, есть возможность, к внешнему случайность. Гегель различает формальную и реальную возможность. В смысле формальной возможности возможно все, что не противоречит себе. Формальная возможность берется как отторгнутая от действительности, поэтому она по существу равна невозможности, поскольку любой формальной возможности можно противопоставить бесчисленное количество других формальных

возможностей, прямо исключающих ее. Реальная возможность является совокупной полнотой условий, из которых познается возможность мыслимой вещи. Реальная возможность коренится в действительности и не имеет противостоящей себе другой реальной возможности, ибо она реальна, поскольку она сама есть также и действительность. Реальная возможность и необходимость, по Гегелю, различны лишь кажущимся образом. Необходимость прежде всего выступает как реальная или относительная.

Относительная она потому, что исходит из случайного. Анализируя процесс относительной необходимости, Гегель указывает на три момента 1 условие 2 предмет 3 деятельность. Деятельность выступает как заключительное звено в процессе превращения реальной возможности в действительность. Оборотной стороной внутреннего является внешняя сторона действительности случайность. Гегель рассматривал случайное как нечто такое, что может быть и может также и не быть таким, а также

и другим, чье бытие или небытие, бытие такого или другого рода имеется свое основание не в нем самом, а в другом. Далее Гегель рассматривал категорию субстанции, казуальности причина и взаимодействия. Субстанция, поскольку она представляет противоположность необходимость, вступает в отношение причинности. Субстанция есть свободно действующая абсолютная причина, не только как движущее начало, деятельность которого начинается внутри его самого, но и как начало, которое имеет внутри себя все производимое им

содержание, получающее наличное бытие в форме действия. В категории взаимодействия Гегель фиксировал свое понимание мира как такового, Гед все связано со всем. Вместе с тем он указывает на ограниченность принципа взаимодействия. Учение о сущности завершается анализом категории свободы. Свобода возникает на путях осознания необходимости.

А через свободу лежит путь к понятию. ПОНЯТИЕ Понятие, согласно Гегелю, есть результат абстрагирующей деятельности рассудка. Понятие есть целое определений, связанное в их простое единство. Понятие по отношению к бытию и сущности выступает как их истина Поступательное движение понятия уже не является переходом в нечто другое, как это наблюдалось в разделе

о бытии, оно не есть отражение в чем-то другом, как это было в учении о сущности, а представляет собой развитие, посредством которого возникает лишь то, что уже имеется в себе. Развитие понятие аналогично развитию растения. Подобно тому, как в семени идеально уже существуют корень, стебли, листья данного растения, так и в понятии в процессе развития ничего не полагается нового по содержанию, а лишь происходит изменение формы. Учение о понятии делится на 1 учение о субъективном понятии 2

учение об объективности объекте 3 учение об идее. Моментами развития понятия являются особенное, всеобщее и единичное. Всеобщее является исходным началом. Всеобщее понятие существует самостоятельно и продуцирует особенное и единичное понятие путем саморазличения, обособления видовых отличий. Далее Гегель анализирует суждение. Суждение есть развитие моментов понятия всеобщего, особенного и единичного. Философская пропедевтика Суждение есть отделение субъекта от его определения, или же особенности,

и соотнесение его с этой особенностью, представляющей собой предикат. Субъект и предикат относятся друг к другу либо как единичное и особенное, либо как единичное и всеобщее, либо как особенное и всеобщее. В суждении мысль относится не к понятиям самим по себе, а к связям вещей и их свойств, выражаемым этими понятиями. Гегель различает 4 вида суждений наличного бытия, рефлексии, необходимости и понятия. Суждение наличного бытия является непосредственным суждением, опирающимся

на восприятие чувственных качеств. Выражением положительного суждения наличного бытия служит предложение единичное есть всеобщее например роза благоуханна. Чтобы удостовериться в этом, достаточно лишь простого чувственного восприятия. Положительное суждение наличного бытия, т.о состоит в утверждении, что некоторая единичная вещь есть общее. Но предикат, например, понятие благоухания, не исчерпывает всего содержания субъекта.

Роза обладает рядом других свойств. С другой стороны предикат благоуханный может быть присущ и другим цветам. Субъект и предикат, т.о соприкасаются друг с другом только в одной точке, но не покрывают друг друга. Поскольку в положительном суждении наличного бытия нет соответствия формы и содержания, то оно неистинно. Субъект и предикат также не покрывают друг друга в отрицательном суждении наличного бытия например, роза не благоуханна. От отрицательного суждения наличного бытия

Гегель отличает бесконечно отрицательное суждение. Здесь между субъектом и предикатом полное несоответствие например, дух не есть слон, лев не есть стол. Эти предложения, хоть и правильные по форме, но по существу бессмысленные. Итак, непосредственное суждение наличного бытия, по Гегелю, не содержит в себе истины. Суждение рефлексии отличается тем, что его предикат не есть некоторое

абстрактное качество, но есть такого рода суждение, благодаря которому обнаруживается, что субъект соотносится с чем-то другим. Например, в суждении Это растение целебно субъект растение через свой предикат соотносится с другим с болезнью, которая может быть излечена этим растением. Сингулярное суждение рефлексии имеет вид единичное есть общее. Например, это растение целебно. Если субъект выходит за пределы единичного и возникает суждение типа

многие или некоторые растения целебны, то это уже партикулярное суждение рефлексии. Партикулярное суждение приводит к переходу к универсальному суждению рефлексии. Например, Все люди смертны. Такие суждения Гегель именует суждениями всякости. Здесь предикат полностью покрывает субъект. Подлинная универсальность достигается в суждениях необходимости, которые делятся на категорические, гипотетические и разделительные.

Субъект и предикат в суждениях необходимости связаны необходимым образом. Примером категорического суждения необходимости является суждение типа Роза растение. Гипотетическое это суждение вида если есть А, то есть и Б Если есть растение, то есть и роза, то есть если есть род, то есть и вид. Разделительное А есть или Б, или С, или Д. Например,

Поэтическое произведение или лирично, или эпично, или драматично. Поэтическое произведение как род подразделяется на виды, оно есть целостность своих видов. Такое единство всеобщего и особенного есть понятие. Тут возникает суждение понятия. Лишь в этом суждении имеется соответствие предмета с понятием и лишь такое суждение содержит в себе истину. Суждения понятия делятся на ассерторические

Это действие хорошо, проблематические Действие может быть хорошим, а может быть и плохим и аподиктические Поступок, носящий такой характер, справедлив. Последний вид есть наиболее совершенная форма суждения и служит переходом у умозаключению. Умозаключение есть выражение понятия в его моментах. Гегель указывает 3 типа умозаключения наличного бытия, рефлексии и необходимости. Умозаключение наличного бытия есть только умозаключение рассудка, поскольку здесь единичность, особенность

и всеобщность противостоят друг другу совершенно абстрактно. Умозаключение рефлексии отличается тем, что средним термином здесь служит не абстрактная особенность, а полнота определений. Умозаключения рефлексии в свою очередь делятся на у-е всякости, индукции и аналогии. Истинное умозаключение есть умозаключение необходимости. Оно может быть категорическим, гипотетическим и разделительным.

В умозаключениях необходимости средним термином является не расширенная до всеобщности единичность и не всеобщность, которая соединяет в себе единичность и род, как это было в умозаключении рефлексии, а всеобщее как род или субстанция. Высшей формой умозаключения необходимости является разделительное умозаключение. Его формула такова А есть или В или С или Д. Но А есть В, следовательно, А не есть ни С, ни

Д. Или А есть В или С или Д. Но А не есть ни С и ни Д, следовательно, А есть В. В этом силлогизме, согласно Гегелю, средний термин достиг высшей общности. Что касается категории объекта, но он проходит 3 ступени развития механизм, химизм и телеологизм. Последний является истиной механизма и химизма. В телеологизме понятие выступает как цель, к которой стремится обект.

Цель реализуется через средство. Для того, чтобы предмет мог служить средством, его нужно подвергнуть изменению, т.е. осуществить в нем цель. Предмет, в котором воплощена цель, сам становится средством при осуществлении другой цели и т.д. Конечная цель имеет конечное содержание, поэтому не представляет собой нечто безоговорочно разумное. В средстве же цель не только переходит во что-то внешнее, но и сохраняется. Отмеченная Гегелем бесконечность цели и средства упраздняется тем, что цель выступает не только как

субъективная, но и как объективная цель, поскольку, воплощаясь в объекте, тем самым становится идеей. Понятие, как внутренняя цель, становится идеей. Она есть абсолютное единство понятия и объективности, объективная истина, как таковая. Идея проходит 3 ступени развития идея как жизнь, как познание и как абсолютная идея. Идея как жизнь раскрывается в живом индивидууме, в процессе жизни и в процессе рода. В непрерывном процессе жизни живое существо осуществляет и поддерживает род, но оно никогда не достигнет

полного единства с родом. В познании как второй ступени развития идея существует для себя, потому что не только в ее основе есть всеобщность, но она и осознает себя индивидуально, в самом субъекте как всеобщее. Единство общего и единичного, чего идея не могла достигнуть на ступени жизни, достигается в познании. Каждое суждение есть это единство. В познании предполагается субъект и внешний мир. Задача познания состоит в снятии односторонности объективного и субъективного, т.е. того, что присуще

предмету и субъекту познания. Это упразднение односторонностей мыслится в форме двоякой деятельности теоретической и практической. Истина познания достигается в объединении теоретической и практической деятельности. Это достигается в абсолютной идее. Абсолютная идея это чистая форма понятия, которая созерцает свое содержание как саму себя. Каждая из рассмотренных до сих пор ступеней есть образ абсолютного, но вначале абсолютное выступает в этих ступенях лишь ограниченным образом, и поэтому оно заставляет себя

двигаться дальше к целому, раскрытие которого есть то, что мы называем методом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Leonis Adobe Essay Research Paper The
Реферат Способы построения циклических вычислительных процессов
Реферат Греки на русской службе
Реферат Chopin Essay Research Paper ChopinOne of the
Реферат Статистическое исследование свойств псевдослучайных чисел получаемых методом Джона фон Неймана
Реферат Системное и программное обеспечение
Реферат Суверенная демократия
Реферат Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)
Реферат Из опыта комментирования «Войны и мира» Л.Н. Толстого: прототипы, реалии, обряды
Реферат Крымская война 1853-1856 г 4
Реферат Mass Media And Public Opinion Essay Research
Реферат Артур Шницлер и Зигмунд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры
Реферат Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе
Реферат А. С. Грибоедов «Горе от ума» > А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Пиковая Дама», «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Реферат Тест по Русскому языку и культуры речи