Реферат по предмету "Экономическая теория"


Белорусская модель экономики

--PAGE_BREAK--Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе.

Стране не была навязана чуждаямодель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленностн» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теории.

Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиции капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.

3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.

Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пишу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в соответствие с классикой менеджмента). Потому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной зашиты» и развитие экспорта.

4. Корпоратизация управления – базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.

Принцип наименьшего действия собственника в рыночной экономике является ведущим. Государство же должно организовывать синергетнческне эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратнзации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый «завод», административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Японии после войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.

5. Успех реформ обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент Л.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные в процветании страны. Жизненная стратегия Главы государства совпала с характером, масштабами и направлениями преобразования страны.

Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное – организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действии всего руководства страны.

6. Учет предыстории.Предыстория определяет социальные качества народа. Влияние предыстории сильнее, чем влияние состояния. В сознании основной массы населения рынок представлялся не как базовый экономический институт общества, а, скорее, как товарное изобилие. Общественному сознанию свойственна определенная инерционность (чем больше масштаб, тем больше инерция, т.е. предыстория). В то же время, социальные качества населения образуют целостность – систему. Соотношение индивидуальности и социальности – особая проблема, различная для разных стран. В Беларуси управленческая тактика направлена на то. чтобы прирастить созданное предыдущими поколениями богатство, а не на то, чтобы делить его на отдельные бизнесы, работающие в интересах обособленных кланов.

7. Стабильность развития.Важно, что стабильность понимается не просто как гарантированное продолжительное спокойствие в обществе за счет недопущения его резкого социального расслоения (известно, что когда возникает социальное успокоение в обществе, то у населения возникает стремление к труду, к созидательной, производительной деятельности), а как идея, что Родина вечна (люди не живут «одним днем») и ее народ служит сегодня обеспечению преемственности между ее прошлым и ее будущим. В этом, на мой взгляд, один из главных секретов и опор государственного менеджмента и становления государственности в любой стране.

8. Формирование сильного государства. Для проведения радикальной реформы необходимо сильное государство (реформы могут проводиться только сильным государством, слабое инициирует революции). Имея в качестве бытового компонента реформированную собственность – фундамент экономики, государство может взять на себя заботу об идеологии – общественном сознании и о национальной идее. Концепция реформирования нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов:

— формирование законодательства и «вертикали власти»,

— развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и зашита внутреннего рынка,

— активная моральная и материальная поддержка пенсионеров и молодежи (как в городе, так и в селе).

обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов.

— строгое регулирование цен и государственное управление всеми экономически значимыми предприятиями,

— осторожная приватизация методом акционирования, локомотив роста – крупные экспортно-ориентированные предприятия.
2.2 Стратегические и тактические цели развития национальной экономики

В стратегии и тактике реформы к началу 1996 г. назрели пе­ремены. Суть их в обобщенном виде состоит:

во-первых, в активном включении регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики;

во-вторых, в перенесении центра тяжести на стимулирова­ние деловой, в том числе инвестиционной, активности в реаль­ном секторе экономики независимо от форм собственности и ти­пов хозяйствования;

в-третьих, в усилении внимания к социальным аспектам реформы, введении в систему регулирования социальных инди­каторов.

Вышеназванные целевые установки нашли свое принципи­альное отражение в Основных направлениях социально-эконо­мического развития Республики Беларусь до 2000 г. В этом до­кументе, разработанном Министерством экономики Республи­ки Беларусь с привлечением достаточно широких кругов обще­ственности, стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено повышение благосостояния ее народа до уровня высокоразвитых европейских государств.

Исходя из этой стратегической установки, в качестве главных задач следует рассматривать стабилизацию социально-экономи­ческой ситуации и создание предпосылок устойчивого экономиче­ского роста на основе новой системы экономических отношений и активной структурной перестройки народного хозяйства.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная диф­ференциация и др. Она осуществляется посредством Конститу­ции и всей системы законов демократического правового госу­дарства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях и возрас­тает.

В этой связи следует отметить, что даже наиболее активные сторонники либеральной школы экономического развития вы­нуждены признать, что роль государства в хозяйственной жиз­ни общества в двадцатом веке существенно возросла.

В процессе формирования новой экономической модели на­мечено:

¦ создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

¦ осуществить либерализацию экономической деятельнос­ти, обеспечить свободу предпринимательства;

¦ создать систему сильной социальной защиты;

¦ осуществить единый и равный подход ко всем формам соб­ственности;

¦ создать конкурентную среду и не допускать недобросовес­тной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

¦ содействовать рациональному международному разделе­нию труда, обеспечивающему, с одной стороны, проникновение на международные рынки белорусских товаров и услуг, с дру­гой – закупку за рубежом в первую очередь сырьевых и топ­ливно-энергетических ресурсов, производство которых в Бела­руси недостаточно эффективно;

¦ максимально использовать выгодность геополитического положения страны, развивать эффективную систему обслужи­вания международных транспортных артерий и связей;

¦ преобразовать систему государственного регулирования со­циально-экономических процессов с переводом его преимущест­венно на экономические методы и сохранением прямого управ­ления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы;

¦ сформировать сильную финансовую, денежно-кредитную систему, способную обеспечить социально-экономическую эффек­тивность функционирования и развития народного хозяйства;

¦ создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе полного использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем совершенствования механизма привлечения внешних и внут­ренних инвестиций в экономику страны;

¦ провести глубокую реструктуризацию и коммерциализа­цию госпредприятий (с индивидуальным подходом к крупным и градообразующим предприятиям), усилить маркетинговую де­ятельность для эффективного завоевания и удержания рынков;

¦ обеспечить экономическую безопасность страны, исходя из принципа минимальной самодостаточности хозяйственной систе­мы на период выхода из кризиса с последующим созданием систе­мы защиты всей гаммы национальных экономических интересов.

Концептуально модель социально ориентированной рыноч­ной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эф­фективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни насе­ления, защита и улучшение среды обитания людей; социаль­ные гарантии и социальная справедливость; сохранение и ум­ножение культурных и духовно-нравственных ценностей с уче­том традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффек­тивность, так как социальные расходы – не безвозвратные за­траты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффек­тивности. В условиях нынешнего состояния экономики респуб­лики приоритет социальных целей должен выражаться в уста­новлении неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления экономики будут трансформиро­ваться в более разветвленный спектр социальных параметров.

Переход к технологической базе постиндустриального типа, структурная перестройка национальной экономики должны обеспечить такую продуктивность народного хозяйства, кото­рая способна создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества.

Конечно, здесь максималистский подход неприемлем. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, не­сколько десятилетий. Сейчас же необходимо основные усилия сосредоточить на восстановлении экономики.
2.3 Краткий обзор динамики роста и процесса реформ

Начиная с 1996 года в экономике Беларуси отмечается неуклонный и значительный рост. В 1996-2004 годах прирост ВВП составил 77,4 % или 6,6 % в среднегодовом исчислении. Основными движущими факторами роста стали увеличение производительности труда, повышение энергоэффективности и эффективности использования производственных мощностей. Изменения в финансовой и внешнеэкономической сферах способствовали улучшению макроэкономических условий для роста.

Экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую экономическую и социальную основу. В отличие от ряда других стран СНГ, структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов. Существенный рост в трудоемких отраслях (таких как сфера услуг, пищевая промышленность и машиностроение), подкрепляемый политикой Правительства по увеличению заработной платы и доходов, способствовал распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения. В 1996-2003 годах удельный вес оплаты труда составил около 53 % в совокупном приросте ВВП. Произошло значительное сокращение бедности при относительно стабильных и умеренных показателях неравенства. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности (национальное определение), в общей численности населения снизился более чем в два раза – с 38,6 % в 1996 году до 17,8 % в 2004 году. В результате около двух миллионов человек были выведены из категории малообеспеченных (рисунок 2.1).

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 2.1 – Устойчивый рост способствовал сокращению бедности (индекс роста ВВП и удельный вес населения за чертой бедности)

Начиная с 2000 года постепенно корректировалась экономическая политика Правительства, и уменьшалось число искажающих факторов. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в последние годы основой роста стало усиление стимулов для инвестирования и реструктуризации на уровне предприятий. В течение этого периода были предприняты следующие меры по улучшению ситуации:

• Изменение макроэкономической политики: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, существенные фискальные и квазифискальные корректировки и более низкий уровень инфляции.

• Политика в сфере оплаты за энергоносители и коммунальные услуги, направленная на обеспечение полного возмещения затрат путем повышения тарифов, соблюдения жесткой платежной дисциплины и повышения эффективности потребления энергии.

• Поэтапный отказ от бартерных расчетов, что, помимо всего прочего, способствовало ускорению процесса диверсификации экспорта и изменению ситуации, при которой экспорт концентрировался исключительно на российском рынке.

В то же время, начиная с конца 1990-х годов Беларусь смогла сохранить и даже повысить эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса. Это стало важным фактором макроэкономической стабилизации. В отрасль направлялось достаточно инвестиций для поддержания основных фондов в удовлетворительном состоянии, а также для осуществления проектов по модернизации, которые способствовали повышению энергоэффективности. Размеры квазифискальных субсидий и дефицита снизились, что повысило финансовую жизнеспособность предприятий энергетического комплекса. Кроме того, централизованная структура отрасли и сохранение механизмов административно-командной системы и контроля позволили ей выжить в период экономического кризиса, который имел серьезные последствия для многих республик бывшего Советского Союза и их энергетических отраслей во второй половине 1990-х годов.

Экономический рост происходил на фоне неравномерной динамики макроэкономических процессов, медленных темпов структурных реформ и непоследовательности их реализации. Беларуси удалось сохранить умеренный уровень бюджетного дефицита и долга. Однако инфляция была существенно выше, чем в других странах с переходной экономикой. Учитывая низкий уровень резервов, невозможность привлечения значительных прямых иностранных инвестиций и ограниченный доступ к международным финансовым ресурсам, состояние текущего счета платежного баланса продолжает оставаться неустойчивым. В целом, существуют серьезные макроэкономические риски продолжения следования нынешней стратегии роста. Особенно это касается состояния платежного баланса и концентрации экспорта. Беларусь отстает от большинства стран с переходной экономикой в различных областях посткоммунистического трансформационного процесса. Реакцией Правительства страны на экономический спад в первые годы переходного периода стала политика, направленная на усиление роли государства в экономике. По данным Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь добилась наименьших успехов среди всех стран с переходной экономикой в реструктуризации предприятий, крупномасштабной приватизации и реформировании инфраструктуры. По ряду структурных реформ в энергетическом секторе Беларусь отстает от большинства стран СНГ, которые в последние годы энергично привлекают в отрасль частный сектор и предпринимают меры по улучшению институциональной среды путем повышения ее прозрачности и подотчетности.

Для нашей страны 2006 год был особенно насыщенным важнейшими политиче­скими событиями и решениями. Результаты выборов Президента Республики Беларусь и стратеги­ческие решения, принятые на тре­тьем Всебелорусском народном собрании, определили перспекти­вы и основные направления даль­нейшего устойчивого социально-экономического развития нашей страны.

В июне 2006 года глава госу­дарства утвердил Программу социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2006­2010 годы. На ее основе был разра­ботан комплекс стратегических программ развития отраслей и регионов страны. В них получили отражение новые направления и эффективные механизмы управ­ления народно-хозяйственным комплексом. От адресной под­держки государством отдельных предприятий и населенных пунк­тов мы перешли к комплексному решению актуальных социально-экономических и научно-техни­ческих проблем.

Эти меры направлены, прежде всего, на сохранение высоких тем­пов экономического роста, кото­рые были достигнуты в предыду­щие годы и уже стали признанной особенностью белорусской моде­ли социально ориентированной рыночной экономики.

В прошлом году по большинс­тву важнейших параметров соци­ально-экономического развития такие темпы были достигнуты (таблица 2.1). Валовой внутренний продукт за 2006 год увеличен на 9,9 % при про­гнозе 7-8,5 %, объем производства промышленной продукции возрос на 11,3 % при прогнозе 6,5-8 %. В сложных погодно-климатических условиях выполнен прогноз по производству продукции сельско­го хозяйства, объем которого уве­личился за год на 6,1 %.

Таблица 2.1 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год



2006 г. в процентах к 2005 г.

прогноз на год

факт за год

Валовой внутренний продукт (ВВП)

107-108,5

109,9

Продукция промышленности

106,5-108

111,3

Продукция сельского хозяйства

106-108

106,1

Инвестиции в основной капитал

113-114

131,4

Производство потребительских товаров, в том числе:

продовольственных

непродовольственных

108-109

108,5-109,5

107,5-108,5

110,5

111,3

109,8

Объем внешней торговли (с учетом услуг), в том числе:

экспорт

импорт

108,3-109,3 108,5-109,5

108-109

127,4

121,7

133,3

Реальные денежные доходы населения

107-108,5

117,3

Рентабельность реализованной продукции в промышленности

14,5

15,5

Розничный товарооборот

109-110,5

117,7

Платные услуги населению

108-109

111,2

Снижение энергоемкости ВВП, %

(-6)-(-7)

-4,3

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

3700-4200

4136



Инвестиции в основной капи­тал за прошлый год возросли на 31,4 %, их объем достиг 19,2 трлн. рублей, или почти 9 млрд. долла­ров США. При этом 65,7 % инвес­тиций направлено на объекты производственного назначения. Впервые за последние 10 лет в стране за год введено более 4 млн. квадратных метров жилья (4136 тыс. кв. м).

Высокие экономические и социальные результаты прошед­шего года обеспечены прежде всего благодаря реализации при­нятых президентом страны и правительством, Национальным банком, промышленными минис­терствами и концернами, мест­ными органами государственного управления эффективных мер по регулированию экономического развития, дебюрократизации влас­ти, грамотного управления на всех уровнях народно-хозяйственного комплекса республики. Мы смог­ли обеспечить проведение после­довательной научно-технической, финансовой, бюджетно-кредитной политики, использовать стимули­рующую роль повышения внут­реннего спроса на товары и услу­ги, обусловленную значительным увеличением денежных доходов населения.

Благоприятные макроэко­номические условия для эконо­мического роста сформированы за счет снижения инфляции до 0,5 % в среднем за месяц, укреп­ления национальной денежной единицы, снижения налоговой нагрузки.

В 2006-м и в начале 2007 года по инициативе президента страны правительство разработало ряд программ, важнейшими из кото­рых являются Государственная программа инновационного раз­вития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, Государственная комплексная программа разви­тия регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

Беларусь развивается в непростых геополитических и экономических условиях. Об этом свидетельствует и прошлый, 2007 год. Новые условия поставки энергоносителей и внешней торговли нефтепродуктами, а также мировой финансовый и платежный кризис потребовали от правительства принятия взвешенных неотложных мер в финансовом секторе экономики, в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, в сфере внешней торговли, включения дополнительных резервов во всех секторах экономики и фактически нового уровня государственного регулирования экономического развития.

Правительством обеспечено выполнение 13 важнейших параметров прогноза из 19, сохранена конкурентоспособность реального сектора экономики. Общие темпы экономического роста за 2007 год находятся в пределах прогноза. Так, рост ВВП составил 108,2 % (прогноз – 108-109 %), причем в основном за счет промышленности, которая обеспечила увеличение объемов выпуска продукции на уровне верхней границы прогноза –108,5 % (прогноз 107,5-108,5 %).

За 2007 год в экономику и социальную сферу инвестировано 25,3 трлн. рублей, что составило 115,1 % к уровню предыдущего года (прогноз –114,5-117 %).

Помимо этого, обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2007 год из-за рубежа поступило более 5,4 млрд. долларов США, что на 34,3 % больше, чем в 2006 году, из них прямых инвестиций – 1,3 млрд. долларов (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год



2007 год в % к 2006 году

прогноз на 2007 год

факт за

2007 год

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

108-109

108,2

Продукция промышленности

107,5-108,5

108,5

Продукция сельского хозяйства

106-107,5

104,1

Инвестиции в основной капитал

114,5-117

115,1

Производство потребительских товаров, в том числе: продовольственных

непродовольственных

108,5-109,5 109-110

108-109

108,2

104,2

111,7

Объем внешней торговли (с учетом услуг),

в том числе: экспорт

импорт

сальдо (млн. долларов США)

110,8-112 113,2-114,5 108,5-109,5 500-600

126,3

124,6

128,0

-2685,3

Реальные денежные доходы населения

107,5-108,5

114,7

Рентабельность реализованной продукции в промышленности

14,5

13,0

Розничный товарооборот

109,5-110,5

115,3

Платные услуги населению

109-110

111,5

Производительность труда

107-108,6

107,7

Снижение энергоемкости ВВП, %

(-6)-(-7)

-7,9

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

4200-4700

4678,0

Численность занятых в экономике (тыс. человек)

4375-4448

4424,1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Особое внимание уделялось развитию строительного комплекса республики, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2007 году введено в эксплуатацию 4678 тыс. кв. м жилья (задание – 4200-4700 тыс. кв. м), в том числе 1494 тыс. кв. м – в сельских населенных пунктах и 613 тыс. кв. м – в малых и средних городских поселениях.

Облик нашей страны, равно как и социальное самочувствие белорусских граждан, во многом зависят от того, какие будут созданы условия для их жизни, труда и отдыха, обеспечения качественными и доступными по цене товарами. В этой связи правительство большое внимание уделяет развитию торговли и сферы услуг. В 2007 году выполнены важнейшие параметры их развития. Розничный товарооборот увеличен на 15,3 % (прогноз – 109,5-110,5 %), платные услуги населению – на 11,5 % (прогноз – 109-110 %). Рост внутреннего спроса обеспечен устойчивым повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 14,7 % при прогнозе 7,5-8,5 %.

Так, в 2007 году производительность труда возросла на 8,8 %, что несколько выше верхней границы прогнозного коридора (7-8,6 %), а энергоемкость ВВП снижена на 7,9 % (прогноз – 6-7 %).

Правительство уделяет особое внимание финансовому оздоровлению организаций реального сектора экономики, что позволило существенно снизить в прошедшем году количество убыточных предприятий. В целом по народному хозяйству их доля составила 6,3 % от общего числа организаций в сравнении с 8,3 % в 2006 году. В промышленности доля убыточных предприятий составила 13,6 % против 16,2 % в 2006 году.

Несмотря на известные трудности, решены задачи в области повышения оплаты труда и пенсионного обеспечения. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла за год на 18,7 % и составила 701,1 тыс. рублей, а в декабре – 795,4 тыс. рублей (369,1 доллара США в эквиваленте).

В отраслевом разрезе заработная плата в декабре составила в промышленности 877,9 тыс. рублей (407,4 доллара в эквиваленте), строительстве – 1016,7 тыс. рублей (471,8 доллара), транспорте – 883,1 тыс. рублей (409,8 доллара), связи – 870,6 тыс. рублей (404 доллара), сельском хозяйстве – 452,6 тыс. рублей (210 долларов).

В бюджетной сфере заработная плата увеличилась на 14,8 % и составила 615,2 тыс. рублей (287 долларов в эквиваленте), в декабре – 709,3 тыс. рублей (329,1 доллара).

При этом заработная плата врачей в декабре достигла уровня 1188,3 тыс. рублей (551,4 доллара), учителей – 712,7 тыс. рублей (330,7 доллара), профессорско-преподавательского состава – 1224 тыс. рублей (568 доллара), научных работников – 1318,6 тыс. рублей (611,9 доллара).

Среднемесячный размер пенсии по возрасту за год увеличился на 17,8 % и составил 305,3 тыс. рублей (142,3 доллара), а ее реальное содержание повысилось на 8,7 %.

Вместе с тем по ряду направлений экономического развития итоги прошедшего года не отвечают высоким требованиям главы государства и правительства (таблица 2.3). Это относится прежде всего к результатам работы агропромышленного и строительного комплексов, организации внешней торговли и управлению инфляционными процессами, а также производству отдельных видов потребительских товаров.

Правительство критически относится к процессам в строительной отрасли, принципиальную оценку развитию которой дал глава государства на совещании, посвященном проблемам строительного комплекса. Сегодня требуется принятие кардинальных мер по совершенствованию системы управления строительной отраслью, направленных на увеличение объемов и повышение качества строительства объектов как социально-культурного, так и производственного назначения, а также создание современной транспортной инфраструктуры. В ближайшие годы предстоит провести комплексную модернизацию предприятий строительной индустрии, построить новые высокотехнологичные предприятия по производству строительных материалов и конструкций, обеспечить строительные организации высокопроизводительной техникой и оборудованием.

Таблица 2.3 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально— экономического развития Республики Беларусь на 2008 год



2008 год в % к 2007 году

прогноз на 2008 год

факт за январь 2008 года

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

108-109

108,3

Продукция промышленности

108-109

112,1

Продукция сельского хозяйства

107-108

103,5

Инвестиции в основной капитал

115-117

97,1

Производство потребительских товаров,

109-110

109,5

в том числе: продовольственных

108-109

109,4

непродовольственных

110-111

109,4

Розничный товарооборот

110-111

116,2

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

4700-5200

277,6



В 2007 году не выполнен прогнозный показатель и по производству потребительских продовольственных товаров. В первую очередь это связано с необеспечением заданных параметров по выпуску промышленной продукции Минсельхозпродом – 102,6 % при прогнозе на 2007 год – 108-109 % и падением относительно уровня прошлого года, допущенном концерном «Белгоспищепром», – 95,8 % при прогнозе 104-105 %.

Не была обеспечена на должном уровне работа отдельных мясокомбинатов. Прежде всего это относится к Минскому (темп роста за 2007 год к уровню 2006 года – 96,4 % при задании 111,5 %), Пинскому (92 % и 107,5-108,5 %), Гомельскому (96,8 и 109,5 %), Калинковичскому (83,4 и 109,5 %) и Слонимскому (98,1 и 110,4-111,4 % соответственно) мясокомбинатам.

Не до конца решены проблемы с обеспечением сырьем предприятий мясо-молочной отрасли, что сдерживает рост производства молочных и мясных продуктов.

Очевидно, что необходимо провести тщательный анализ эффективности использования предоставляемых государством средств и преференций аграрному сектору экономики, а руководителям аграрной отрасли и аграрной науки пора перейти от объяснений к выработке и реализации более эффективных механизмов развития сельскохозяйственного производства.

Среди отраслей материального производства испытывают определенные трудности предприятия легкой промышленности, темпы роста производства в которой составили 98,5 % при задании на 2007 год – 104-105 %. Снизили объемы производства такие предприятия, как Оршанский льнокомбинат, «Ковры Бреста», Пинское «Полесье», Минское производственное кожевенное объединение, Лидская обувная фабрика и ряд других. В числе основных причин такого положения дел – недостаток собственных оборотных средств, необеспеченность сырьевыми ресурсами, закредитованность организаций, потеря партнеров на внешних рынках. Как результат – именно в легкой промышленности запасы готовой продукции в наибольшей степени превышают среднемесячный объем производства (138,7 %). По состоянию на 1 января 2008 года запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5 раз, шерстяных тканей – в 3,8 раза, чулочно-носочных изделий – в 2,7 раза, обуви – в 1,9 раза.

Таким образом, несмотря на общие положительные результаты работы экономики в 2007 году, существуют значительные неиспользованные резервы для дальнейшего экономического роста.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплект заданий по численным методам
Реферат Контроль исполнения бюджета
Реферат Организация туристических походов
Реферат Розрахунок максимальної нестачі кисню при органічному забрудненні р. Сіверський Донець
Реферат Шариат. Источники, особенности, система правоотношений
Реферат Физические основы современной теории электромагнитного поля
Реферат Причины и методы борьбы с безработицей
Реферат Зачем юристу знание естественных наук
Реферат Функциональные разновидности юридической речи
Реферат Из истории вопроса об азоте
Реферат Реформування и в перехідній економіці України
Реферат Medevil Famine Essay Research Paper MEDIEVAL FAMINE
Реферат Права и обязанности сторон в арбитражном процессе
Реферат Розрахунок можливості використання сховищ для укриття робітників та службовців на об’єктах господарської діяльності ВАТ "Роксолана" в надзвичайних ситуаціях
Реферат Договоры дизайнера