Реферат по предмету "Экономическая теория"


Рынок сущность, функции, условия возникновения, структура

--PAGE_BREAK--







Рис. 1.3 Важнейшие функции рынка
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-по­средников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сей­час для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассор­тиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между ре­гионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду свой собственный интерес, пресле­дует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направ­ляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, более действенным способом служит интересам об­щества, чем тогда когда сознательно стремится служить им».

Современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к соз­данию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Без давления рынка работ­ники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате про­изойдет падение объемов производства и уровня индивидуального матери­ального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление цен­ностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере ну­ждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособ­ленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить на сколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального про­давца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно ме­няющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок пре­вращается в «гигантский компьютер», собирающий и обрабатывающий ог­ромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерно­сти спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» Экономи­ческий интерес продавцов состоит  в получении большого дохода, а покупа­теля – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эк­вивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в про­цессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени по­знания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соот­ветствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансирован­ность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспо­собных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойствен­ная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновре­менно это сложное социально-философское понятие. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

   
1.4 Многокритериальный характер системы и структуры рынка
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

– тесная связь между ее элементами;

– определенная устойчивость этих связей;

– целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на ос­нове самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следую­щей схемы (рис. 1.4).













Рис. 1.4 Структура рынка

с учетом критерия объекта рыночных отношений
По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (ук­рупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг, труда или рабочей силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валют­ный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товар­ных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой и т.д.).

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и ин­дивидуальной торговли. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, ком­мунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потреб­ностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, ин­фляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется про­довольственный рынок и рынок промышленных товаров.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по доверенности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а дру­гие покупают за полную стоимость. Рынок жилья – это часть рынка недви­жимости.

Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-про­дажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принужде­нием к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабо­чей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыноч­ной цене на основе контракта между работником и нанимателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. Другой состав­ной частью рынка факторов производства является рынок реального капи­тала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производствен­ного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не пред­назначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным обра­зом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, мате­риалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчи­вость производственных связей, крупномасштабность коммерческих опера­ций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как пра­вило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капиталь­ных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продук­цию научного производства, которая определяет совершенствование техно­логий, техники, систем организации и управления хозяйственными и соци­ально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инве­стиционные товары и материалы, а также с которыми связана высокая сте­пень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследова­ний. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (зна­ния и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.

Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сель­скохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются предста­вители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленно­сти, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке свя­зано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определен­ный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономические отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвое­ние земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности ценой земли.

Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и вы­ступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами стано­вятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предло­жение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государ­ства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетво­рение интересов: одни получают столь необходимые им денежный ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, кото­рую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заем­щики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок ох­ватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функ­ционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, го­сударственному свободному и аукционному курсу.

Рынок ценных бумаг тесно связан с рынком капитала, ибо он представ­ляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, об­лигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реаль­ный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопреде­ленность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капи­тал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в цен­ных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обла­дают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы тор­говли ценными бумагами: фондовые биржы, где обращаются ценные бумаги прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий акций и облигаций, а также прода­ются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом ку­пли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида рек­лама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образова­тельный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Опре­деленное распространение получают в качестве объекта купли-продажи про­граммы для ЭВМ.

Информационный рынок выступает в роли предвестника будущего со­стояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обес­печением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответст­вии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесроч­ного характера.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и про­дажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобре­тений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торголя технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной прак­тике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. По субъектам раз­личают рынки:

1)     покупателей;

2)     продавцов;

3)     государственных учреждений;

4)     промежуточных продавцов – посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда по­купатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производите­лей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, каче­ству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепро­дажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассорти­мент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!»

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов ку­пли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, не­обходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономиче­ских отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепро­дажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. По общественному разделению труда различают рынки:

1) местный (локальный);

2) региональный;

3) национальный;

3) мировой.

Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, ме­ждународное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уро­вень.

Выделяют следующие виды рынков:

по уровню насыщения:

1) равновесный;

2) дефицитный;

3) избыточный;

по степени зрелости:

1) неразвитый;

2) развитый;

3) формирующийся;

по степени ограниченности конкуренции:

1) свободный;

2) монополистический;

3) олигополистический;

4) смешанный;

по соответствию действующему законодательству:

1) легальный;

2) нелегальный («черный» и «серый»);

по организации рыночного обмена:

1) оптовый;

2) розничный;

3) экспортный;

4) импортный;

с учетом ассортимента товаров:

1) замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

2) насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих произ­водителей;

3) рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких свя­занных между собой потребностей;

4) смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные кон­тракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Глава 2 Проблема формирования конкурентных рынков в России

2.1 Конкуренция как необходимый элемент рынка
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Конкуренция в экономике – это соперничество экономи­ческих субъек­тов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничаю­щими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 2.5).

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Феномен развития Республики Корея
Реферат Волконский, Григорий Семёнович
Реферат Повышение мотивации труда
Реферат Solitude Isolation And Loneli Essay Research Paper
Реферат Управение проектами средствами Microsoft Project
Реферат Философия мифологии
Реферат Классификация «ложных друзей переводчика»
Реферат Злокачественная артериальная гипертензия (ЗАГ)
Реферат Безопасность эксплуатации блочных трансформаторов типа ТДЦ-400000/330/20
Реферат Логистика в вооруженных силах НАТО и бундесвера
Реферат B1 в правой части приведенной формы системы одновременных уравнений, построенной по перекрестным данным (cross-section data) без учета временных факторов, могут стоять переменные лаговые зависимые эндогенные экзогенные
Реферат Місце і роль США у світовому господарстві
Реферат Аннотация программы дисциплины «Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства в телерадиовещании»
Реферат Персидская Советская Социалистическая Республика
Реферат Разработка плана маркетинга для ООО "Лесной Торговый Дом"