Реферат по предмету "Экономика"


Безработица и занятость состояние, проблемы и пути регулирования

--PAGE_BREAK--
1.2 Модели политики занятости
Занятость – важнейшее условие сохранения и развития человеческого потенциала. Отсутствие работы лишает людей не только средств к существованию, но и приводит к потере квалификации и трудовых навыков, ведет к деградации личности. Поэтому реализация государственной политики занятости – задача весьма непростая.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. В мировой практике выделяют три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплат труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

В настоящее время в России неоднозначная ситуация, связанная с переходным этапом с американской модели на европейскую модель политики занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны состоит в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества, необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В этих целях используются статистический учет потребности в трудовых резервах, метод «затраты — выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики. При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:

а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

в) полная занятость, связанная с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией Российской Федерации).

В правовом государстве действует система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

1) сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

2) рекомендуют осуществлять на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);

3) досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2—3 года;

4) создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи;

5) сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы.

Длительное время западная экономическая теория объявляла безработицу добровольной. Причина безработицы состояла якобы в том, что рабочие отказываются трудиться за меньшую плату. Их нежелание поступиться доходами превращает их в безработных.

Марксистская политическая экономия, начиная с «Капитала» К. Маркса, подчеркивала вынужденность безработицы. Безработица есть необходимый результат накопления капитала. Спрос на рабочую силу определяется не всем капиталом, а той его частью, которая расходуется на покупку рабочей силы. По мере накопления капитала отношение «капитала – труд» повышается. Удельный вес физического капитала (оборудование, материалы, сырье) во всем капитале растет, а доля человеческого капитала падает. Другими словами, спрос на рабочую силу относительно уменьшается, а при неизменной величине капитала он уменьшается и абсолютно. Но размеры капитала возрастают, поэтому в ходе накопления  спрос на рабочую силу относительно уменьшается, а абсолютно возрастает. Безработица возникает не потому, что спрос на рабочую силу уменьшается относительно, согласно К. Марксу, повышение производительности труда вытесняет рабочих, если не происходит возрастания величины капитала [4, С. 634]. В производстве одновременно рабочая сила выталкивается и притягивается. При неизменной величине капитала повышение отношения «капитал – труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расширение объемов производства сопровождается ростом занятости. Отстаивание прироста капитала от степени возрастания отношения «капитал – труд» ведет к безработице. Опережение приростом капитала прироста отношения «капитал – труд» вызывают увеличение занятости.

Помимо этого, К. Маркс считал причинами безработицы чрезмерный труд одной части рабочего класса, который высвобождает другую его часть, переводя ее в ряды безработных, а также циклический характер развития производства. В фазах кризиса и депрессии безработица растет. В фазах оживления и подъема она уменьшается. Однако К. Маркс явно переоценил масштабы безработицы и ее воздействие на экономическую и политическую ситуацию в государстве. Марксизм, правда, предполагает наличие контртенденций, которые препятствуют действию экономических законов. Безработица не приобрела катастрофические размеры и не смогла стать одной из причин революций, так как отношение «капитал – труд» изменялось медленнее, чем постулировалось, из-за противодействующих факторов. Самым существенным из них было повышение производительности труда. Последнее препятствовало  увеличению физического капитала. Кроме того, затраты на труд увеличились весьма существенно. Развитие трудоемких отраслей в сфере услуг расширило возможности занятости.

Классическая теория занятости, (Д. Рикардо, Дж. Милля, А. Маршалла и другие экономисты XIX века), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на трудовые и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать  всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и  рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам.  Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы  должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются на существование какого-то количества безработных. Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге «Теория безработицы», вышедшей в 1933 году.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

б) существовавшее до первой мировой войны 1914—1918гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

В соответствии с рисунком 3 равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится (DL = f(PL)).



Рис.3 — Неоклассическая модель равновесия на рынке труда

Предложение труда на рынке рабочей силы SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше РL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон (SL=f(PL)). Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы РLE. Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение S’L), то это приводит к снижению заработной платы до РLF  и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата РLK установится выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Число безработных показан на отрезке КМ.

Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, т.е. нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.

Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, т. е. такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков. Если государство регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов этого направления — для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Рассмотрев основные теории безработицы и занятости, необходимо выявить причины возникновения российской безработицы для установления мер ее преодоления.
1.3 Причины сокращениязанятости и издержки безработицы.
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы.

Еще вчера для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий. Можно выделить несколько конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России  на переходном этапе (табл. 1).
Таблица 1

Причины сокращения занятости трудоспособного населения в России



Причины

Характеристика

Последствия

1

2

3

4

1

Чрезмерная численность персонала предприятий советской экономики.

Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда.

Переход к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой безработицы.

2

Переход к рыночным отношениям.

Многие предприятия не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия реально приватизировать, а затем уже целиком продавать юридическим частным лицам, способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции.


Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это — еще один канал, пополняющий  безработицу.

1

2

3

4

3

Бесконтрольное повышение цен.

Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход. Но вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете — кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам.

Повышение цен поразило не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающий безработицу.

4

Глубокая структурная перестройка.

Она охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

1

2

3

4

5

Распад СССР

Разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы.

Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

6

Конверсии военных  предприятий.

Наличие явно гипертрофированного военно-промышленного комплекса, нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест. Тем более что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым.

Неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.



В ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается, официальная безработица растет относительно умеренными темпами. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы, о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

Причины безработицы в России в значительной степени определяются тем, что действующее трудовое законодательство устарело. Поведение руководства предприятий нередко является рациональным ответом на неадекватное законодательство, чрезмерно ограничивающее свободу их действий, и объясняется слабостью институтов, обеспечивающих его соблюдение. В большинстве случаев работодатели идут на обход или нарушение закона. Причем нарушения наблюдаются на всех ступенях трудовых отношений: найма-увольнения работников, распределения и использования рабочей силы, режимов труда и его оплаты. Трудовое законодательство, унаследованное от эпохи плановой экономики, непригодно в условиях экономики зарождающегося рынка. Чрезмерная его жесткость (для работодателя), с одной стороны, и отсутствие институтов, обеспечивающих исполнение этого законодательства, – с другой, ведет к тому, что соответствующие нормативные акты не соблюдаются. Поскольку женщины и молодежь имеют больше прав в области занятости, работодатели нанимают их очень неохотно.

С точки зрения соблюдения законодательства увольнение работников является непростым делом, сопряженным со значительными издержками, однако руководство предприятий освоило такие способы воздействия на работников, которые вынуждают их увольняться «по собственному желанию». Работодатели извлекают выгоду из неупорядоченности трудового законодательства и сокращают за счет рабочих свои издержки, обусловленные адаптацией к новым рыночным условиям. Права работников плохо защищены, что ведет, в конечном счете, к снижению качества рабочей силы и ухудшают перспективы оживления экономики.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Безработица, превышающая норму полной занятости, носит огромный экономический и социальный ущерб.

Экономические издержки безработицы, выражены  в недопроизводстве валового национального продукта, в результате происходит разрыв между реально произведенным и потенциальным валовым национальным продуктом, который мог быть произведен при обеспечении полной занятости. Чем выше норма безработицы, тем больше этот разрыв. Также безработица ведет к падению покупательского спроса, сокращению сбережений, торможению инвестиционного процесса, снижению предложения, спаду производства, потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности труда.

Социальные издержки безработицы носят обширный характер. Во-первых, безработица содействует криминализации общества. Во-вторых, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Потеря работы и неопределенность социально-психологического положения, воспринимаются как утрата жизненной перспективы и часто являются теми факторами, которые провоцируют возникновение состояния психологического и эмоционального дискомфорта, чувства повышенной тревоги, гнева. В-третьих, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению общественных и политических беспорядков. Поэтому необходимо бороться с безработицей, с целью предотвращения экономических и социальных катаклизмов.

Причины и издержки прямо пропорционально влияют на безработицу. Чем больше издержки, тем выше уровень безработицы.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Вторая глава. Состояние безработицы и занятости, пути регулирования
2.1 Показатели безработицы в масштабах всей страны
В настоящий момент Россия находится во власти мирового кризиса, уже сейчас по официальным данным реальное число безработных почти втрое больше, чем количество зарегистрированных.

Важное значение имеет метод расчета численности безработных граждан. Расчет по методологии Международной организации труда, которая учитывает не только официально регистрируемую безработицу, но и так называемую скрытую, представит цифры, намного превышающие численность безработных официально состоящих на учете в службах занятости. По данным Российской статистики общая численность безработных на ноябрь 2009 года составила 6,2 млн. человек, а это на 42,5% безработных больше, чем в тот же период прошлого года. Пик сокращений пришелся на апрель 2009 года, потом официальная безработица начала плавно снижаться и это объясняли сезонными факторами.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития за  ноябрь 2009 года число зарегистрированных безработных выросло на 0,1% и составило 2,14млн. человек. Официально зарегистрированных безработных до начала кризиса было 1,247 млн. человек. Глава Министерства здравоохранения и социального развития Т.Голикова сообщила, что ее ведомство разрабатывает дополнительный пакет мер по борьбе с безработицей на следующий год. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герций дал прогноз: «…уровень безработицы на конец 2009 года может составить 2,3–2,35 млн. человек», это означает рост к нынешнему уровню сразу на 300 тыс. человек [27].

При этом надо понимать, что официальная безработица – это лишь верхушка айсберга. Большинство незанятых предпочитают искать работу не через государственную биржу труда. Результаты опроса показывают, что 70% желающих трудоустроиться не верят, что им сможет помочь служба занятости. Такое отношение подчас вызвано неудачным личным опытом, позитивен он лишь у 6% опрошенных. Большинство, потеряв работу, не идут на биржу труда и не попадают в поле зрения властей. Поэтому показатели общей, реальной безработицы и ее прирост всегда выше. По данным Министерства здравоохранения и социального развития за ноябрь 2009 года общее число уволенных с октября 2008 года выросло на 8 тыс. человек. Ряды трудоустроенных тоже пополнились, но меньше – на 2 тыс. человек [29].

Главный потенциальный источник пополнения рядов незанятых – «группа риска», в которую входят работники, находящиеся в простое или трудящиеся неполное рабочее время. На ноябрь 2009 года суммарная численность таких работников составляет 1 млн. 644,6 тыс. Но по закону работать в режиме неполной загрузки можно не более полугода. Когда срок выйдет, нужно решать: или увольнять работников, или дать им возможность полноценно трудиться.

Крупнейшие предприятия страны продолжают сокращать работников. Например, в сентябре 2009 года, по данным Российской статистики, было принято на работу 2,9% списочной численности работников, а выбыло 3,2%. Идет деформализация занятости — занятость в целом падает медленно, но качество ее падает быстро. Кризис ускорил этот процесс. Предприятия заморозили наем, и люди уходят в те сферы, которые не попадают в поле зрения статистики. В каком-то смысле это перераспределение между секторами на рынке труда – промышленность падает, а торговля нет. Имеющаяся на сегодняшний день занятость малопроизводительна, она не требует новых технологий, образования, большинство образованной и квалифицированной рабочей силе приходится работать там, где эти качества не требуются.

Большая часть (76%) состоящих на учете в службах занятости – женщины. Между тем специалисты объясняют этот парадокс тем, что, судя по проведенным опросам, большинство мужчин считают, что «идти на биржу труда – дело постыдное». Поэтому в действительности среди женщин безработных меньше, они более активны и долго без дела не остаются.

На российском рынке труда наблюдается устойчивое (на протяжении многих лет) преобладание уволившихся «по собственному желанию» и одновременное сокращение доли высвобождаемых работников (рис. 4). Анализ причин увольнения зарегистрированных безработных показал, меньшая часть уволилась по причинам, которые действительно можно квалифицировать как их «собственное желание»: переезд на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руководством, неподходящий режим работы. Остальные ушли с работы по так называемым экономическим причинам: из-за хронических невыплат, низкого уровня заработной платы, периодических остановок предприятия и длительных неоплачиваемых отпусков.


Рис. 4 – Динамика постановки на учет различных категорий

незанятых граждан

Растет число неработающих и не учащихся подростков. Сложная ситуация на рынке труда складывается для выпускников детских домов и интернатов. Одна из причин такого положения – несовершенство законодательной и нормативной базы, регламентирующей занятость молодежи и подростков. Результаты социологических обследований последних лет, выявляющих профессиональные предпочтения, трудовые ориентации школьников, позволяют смоделировать их поведение на рынках труда и образовательных услуг, скорректировать политику занятости. Работа подростков за деньги становится привычным элементом их образа жизни. С одной стороны, детей нужно приобщать к труду. С другой – основная сфера приложения детского труда – это торговля, перепродажа, где велика вероятность быть втянутым в криминогенную среду. Социологические опросы показывают, что незанятость несовершеннолетних учебой или работой – база для правонарушений. Очевидно, что незанятость подростков не только ведет к потере для общества части трудовых ресурсов, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев государства, расширением криминальной и нелегальной деятельности несовершеннолетних.

Ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе И.А. Денисова выделяет специфическую черту российского рынка труда: «В отличие от развитых стран, у нас отсутствует серьезная система социальных пособий, 4900 руб. в месяц – это максимум, на что может претендовать безработный, а чаще всего дают по минимуму – 850 руб. Естественно, никто не регистрируется». По ее словам, наши граждане соглашаются на плохие рабочие места с низкой зарплатой, потому что на помощь государства рассчитывать не приходится. По сути, это те же безработные, которых наша статистика не учитывает. В Европе же, где на пособие реально можно прожить, тяжелой и низкооплачиваемой работе предпочитают статус безработного.

При обращении в службу занятости населения безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; оплату временной нетрудоспособности; на участие в оплачиваемых общественных работах. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий.

Президент России Д.М. Медведев, Правительство и Партия «Единая Россия» под руководством В.В. Путина начали серьезную работу по выводу экономики России из кризиса. Все антикризисные меры направлены на помощь каждому конкретному человеку. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики. В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей [27]. Эта сумма формируется из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

Основные направления антикризисных мероприятий в сфере снижения безработицы:

u                Содействие занятости населения. Максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей на проведение активной политики занятости, включая:

• организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках;

• опережающее переобучение высвобождаемых работников;

• содействие в переезде к новому месту работы.

• снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы.

Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ.

u                Малый и средний бизнес. Основная цель поддержки малого бизнеса — использовать его потенциал для создания новых рабочих мест:

 • кредитная программа Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу будет увеличена до 30 млрд. рублей.

• 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий.

• принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.

• регионам и муниципалитетам предложено привлечь малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа. Снять административные барьеры для предпринимательской активности, включая ограничения по доступу на локальные рынки.

• приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

Разработанные антикризисные мероприятия с успехом проводятся во всех регионах России, население активно принимает участие в проводимых программах. Главный итог проведенных антикризисных мероприятий подвел руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герций: «Если бы антикризисные меры не сработали, мы бы сейчас имели около 4,5 миллиона безработных, зарегистрированных в органах занятости» [33]. Некоторые идеи прорабатываются, выносится решение об усовершенствовании проводимых мероприятий. Правительство страны принимает все меры по выходу из кризиса и уменьшению безработицы.
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Саратовской области
Саратовская область последние годы является стабильно развивающимся регионом. На протяжении всего 2008 года экономика области показывала положительную динамику своего развития. По основным показателям складывались темпы роста, опережавшие среднероссийские. Но кризис в стране не мог не затронуть отдельный регион, а значит, наступил спад производства, высвобождения работников, снижение уровня жизни.

По Саратовской области с начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, увеличилась на 48,8 %.По темпам прироста численности безработных граждан с начала 2009 года Саратовская область занимает 4 место среди регионов Приволжского федерального округа.

С начала 2009 года признано безработными 58358 чел., из них длительно неработающие и впервые ищущие работу – 29%, уволены с предприятий – 71% (рис.5). Наибольший удельный вес, высвобожденных в связи с сокращением штата, составляют безработные в возрасте от 51 до 60 лет. Среди молодежи отсутствие работы в основном связано с увольнением по собственном желанию или с окончанием учебы.
 
Рис. 5 – Структура причин увольнения по Саратовской области

По Саратовской области на ноябрь 2009 года количество вакансий составило 14761 единиц, большинство из них представляют неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. По данным министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, сейчас наиболее востребованы на рынке труда строители, механики, электрики, водители, слесари, сварщики – то есть те, кто были не нужны еще совсем недавно. Гораздо труднее найти работу экономистам, бухгалтерам, финансистам, юристам, товароведам, контролерам, ревизорам (рис. 6).

Особое значение приобретает статус диплома, который получит, допустим, будущий юрист. Скажем, специалист, окончивший среднее учебное заведение, имеет куда меньше шансов устроиться на работу, чем выпускник вуза с той же профессией.



Рис. 6 — Наиболее востребованные  на рынке труда профессии на 2009 год

В Саратовской области организована материально-техническая база по подготовки квалифицированных специалистов. Численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения в Саратовской области выше, чем в среднем по России и Поволжскому экономическому району.


Рис.7 – Материально-техническая база Саратовской области

По направлению службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения было обучено конкурентоспособным на рынке труда профессиям 8,6 тысячи безработных, 97% окончивших обучение трудоустроены. Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области осуществляет ежеквартальный мониторинг рынка труда, проводит анализ трудоустройства безработных выпускников учреждений профессионального образования. В соответствии  с рисунком 8 среди общего числа выпускников преобладают выпускники учреждений высшего и среднего профессионального образования.


Рис.8 – Динамика численности выпускников учебных заведений Саратовской области

В целом же за январь-ноябрь 2009 года в центры службы занятости области обратилось около 4 тысяч выпускников учебных заведений профессионального образования, оставшихся не у дел. В основном это те, кто избрал вроде бы престижные, но менее нужные сегодня профессии. Получается парадоксальная ситуация: стране нужны строители, а мы продолжаем готовить менеджеров и бухгалтеров.

Высокий спрос на профессии, скажем, строительного профиля, сочетается с низким размером оплаты труда в этой отрасли. Более 20 % вакансий, находящихся в банке данных министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, предусматривают заработную плату ниже прожиточного минимума. Кроме того, на ряде предприятий области существует задолженность по выплате заработной платы работникам.

Для регулирования ситуации на рынке труда при Правительстве Саратовской области создан антикризисный штаб. В министерстве занятости труда и миграции области действует комиссия по осуществлению превентивных мер, направленных на устранение последствий мирового финансового кризиса, разработан и реализуется план мероприятий на случай массового высвобождения работников. Аналогичные планы разработаны центрами занятости городов и районов области. В адрес глав районов направлены методические рекомендации министерства по содействию занятости в условиях массовых высвобождений. Осуществляется ежедневный мониторинг ситуации на региональном рынке труда.

Всего на занятость в 2009 году выделено 1,717  млрд. рублей, в 3,7 раза больше чем в 2008 году. На переподготовку средства увеличены фактически более чем в 3 раза. В 2009 году организовано 330 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. На предприятиях, планирующих высвобождения персонала, создаются выездные консультационные пункты центров занятости, проводятся «Дни службы занятости» на производстве. В 2009 году для 11 тыс. человек организованы общественные работы.

 Большое значение придается развитию предпринимательства и самозанятости безработных, так как в условиях финансово-экономического кризиса это одно из главных направлений обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест. В 2009 году на данные цели предусмотрено 88,5млн.руб., для сравнения в 2008 году – всего 0,5 млн. руб. И федеральные и областные органы власти сегодня заинтересованы в том, чтобы предприятия успешно работали, чтобы люди получали заработную плату, а в случае потери работы могли рассчитывать на меры государственной поддержки. Служба занятости оказывает информационно-консультационные услуги, организует обучение безработных и граждан, находящихся под риском увольнения, профессиям, способствующим занятию предпринимательством, предоставляет финансовую помощь безработным на открытие собственного дела. Большое внимание уделяется информированию населения. Проводятся сходы граждан, в центрах занятости оформлены стенды, организовано распространение информационных листовок, брошюр, буклетов по предпринимательской деятельности.

В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизации системы управления занятостью министерством занятости, труда и миграции Саратовской области разработана областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы. Кроме того, в связи с осложнением ситуации на рынке труда, связанным с мировым финансовым кризисом, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 года «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» министерством разработана областная целевая программа «О дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год» [32]. Программа предусматривает 4 направления и рассчитана, в первую очередь, на поддержание занятости граждан, находящихся под риском увольнения – они могут принять участие в общественных работах на специально созданных временных рабочих местах, пройти опережающее обучение. Кроме того, программа предусматривает поддержание предпринимательской инициативы безработных, безработных выпускников учебных заведений, адресную поддержку по оплате переезда к новому месту работы. В рамках программы создано 6,9 тыс. временных рабочих мест на 261 предприятии и организации области. Кроме того, в рамках данного направления на предприятиях области организованы стажировки для 400 выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Конечно, нельзя не признать, что реализация данной программы в полной мере не решает проблему. В области и в целом по стране, с увеличением количества высвобождаемых работников, нарастает тенденция уменьшения вакансий на предприятиях.

О ситуации на рынке труда в Саратовской области и о ходе реализации мероприятий, предусмотренных разработанной областной целевой программой министр занятости, труда и миграции Саратовской области С.М.Нечаева отметила: «… основной задачей администраций районов в нынешней непростой ситуации является оказание практической поддержки центрам занятости населения и обеспечение контроля за реализацией антикризисных программ в сфере занятости населения. Особое внимание необходимо уделить организации общественных и временных рабочих мест на объектах строительства, в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе» [31].

Одним из первых в России Комитет по занятости населения Саратовской области еще в 2007 году провел мониторинг занятости населения по методике социального картографирования. О целесообразности применения компьютерного картографирования в самых различных сферах (экономика, образование, здравоохранение и др.) сегодня говорят все больше и больше. Применимо оно и на рынке труда — процессы и явления, происходящие в этой сфере, важно отслеживать не только во времени, но и в пространстве. Поэтому в 2007 году служба занятости пришла к выводу, что с целью более углубленного изучения рынка труда необходимо проводить порайонный анализ ситуации с незанятым населением трудоспособного возраста в Саратовской области. Главная цель — получение наглядной интегрированной картины ситуации на рынке труда как по Саратовской области в целом, так и в разрезе конкретного муниципального района для оказания адресных услуг безработным и незанятому населению. На практике все центры занятости населения работали по специально разработанным формам статистического анализа. Проведенный таким образом мониторинг позволили оценить ситуацию на локальных рынках труда и выявить критические зоны. В 2007 году было выделено 113 таких зон, по которым была начата точечная работа. В частности, был увеличен объем информационных услуг и программ временной занятости, на постоянную работу трудоустроено 167 человек, 53 безработных прошли профобучение под конкретное рабочее место и были трудоустроены. В результате по ряду критических зон социальную напряженность на рынке труда удалось смягчить, а по 11 зонам был снижен и уровень безработицы.

Опираясь на положительный опыт 2007 года, в 2008 году продолжили работы по социальному картографированию рынка труда. Были составлены атласы социального картографирования по области и по городу Саратову. Выделено 112 критических зон и 180 населенных пунктов, где нет ни одного работодателя. На основании этих данных был разработан 41 пилотный проект для критических зон. В 10 населенных пунктах критическая ситуация была ликвидирована.

В 2009 году в период мирового финансового кризиса также проводится порайонный анализ ситуации на рынке труда. Антикризисные программы разрабатываются с учетом данных по социальному картографированию. Применение нового метода позволяет получать более качественный анализ рынка труда, выявлять его наиболее критические зоны и с помощью адресных целевых мероприятий снижать социальную напряженность в них. Не менее важным результатом является и то, что за счет точечного финансирования активной политики занятости на основе результатов картографирования удалось увеличить эффективность расходования бюджетных средств, поэтому работа по социальному картографированию будет продолжена.

Имеющееся многообразие производственной специализации региона, его значительный человеческий потенциал, интерес к высоким технологиям, воплощающийся в современной конкурентоспособной продукции, должны стать для него хорошей опорой в противодействии кризису.
2.3 Состояние рынка труда города Ртищево
Мировой финансово-экономический кризис ухудшил положение на рынке труда во всем мире, отдельные регионы и маленькие города не исключение. Благодаря мерам, предпринимаемым по снижению напряженности на рынке труда в кризисный период, в Ртищевском муниципальном районе удалось в основном сохранить численный состав работающих на предприятиях и организациях и не допустить массовых высвобождений. Численность зарегистрированных безработных на ноябрь 2009 года составила 586 человек, уровень безработицы 1,6%, что соответствует уровню 2008 года. Большинство безработных, как и в предыдущие годы, составляют женщины – 70,3%, молодежи — 21,2%, лиц предпенсионного возраста – 24,7%. Несколько снизился образовательный уровень безработных: 15% состоящих на учете не имеют среднего образования (рис. 9).



Рис. 9 – Образовательная структура уровня безработицы по г. Ртищево

Исходя из аналитических данных (Приложение А) средняя продолжительность периода безработицы 2008 году составила от 1 до 4 месяцев, и большую часть безработных, состоящих на регистрируемом учете в этот период, составляют женщины.

Основными потребителями рабочей силы в городе являются предприятия железнодорожного транспорта, на которых трудятся 4688 человек, что составляет 33% от общего числа занятых в народном хозяйстве (рис. 10).


Рис.10 – Основные потребители рабочей силы в г. Ртищево в 2009году

Трудоустроено при содействии Центра занятости с начала 2009 года 1881 человек, в том числе 431 подросток на временные работы. Не смотря на то, что градообразующие предприятия Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги не проводили увольнений работников по сокращению, объемы перевозок сократились и 1500 человек трудились в режиме не полного рабочего времени. На других крупных предприятиях в марте-апреле 2009 года 200 работников находились в вынужденных отпусках. Но за счет оперативно принятых мер руководством района и предприятий работа возобновилась в полном рабочем режиме.

Для смягчения напряженности на рынке труда в рамках антикризисных мероприятий администрация Ртищевского района и Центр занятости населения города Ртищево организует оплачиваемые общественные работы. Специалист Центра занятости населения по общественным работам активно участвует в групповых информационных консультациях, ориентирует на возможность временной занятости, информирует об условиях проведения и оплаты общественных работ. В дальнейшем безработные, изъявившие желание участвовать в общественных работах, приглашаются на индивидуальные консультации, где решается вопрос конкретного трудоустройства.

Заключено 19 договоров с организациями и предприятиями по временному трудоустройству. В общественных работах принимали участие 812 человек, именно им благодарны жители города и района за проведенную работу по благоустройству улиц, дворов, кладбищ, обрезке деревьев, уходу за садом. Продолжается работа по привлечению к участию в программе предприятий, работающих в режиме неполного рабочего времени. Есть проблемы с организацией общественных работ на небольших предприятиях, работающих по упрощенной системе налогообложения, а таких в городе немало, которые при превышении установленной численности работников вынуждены платить большой налог, хотя, как правило, прибыли предприятию эти работы не приносят. Заключаются договора с рядом руководителей фермерских хозяйств, работающих в режиме неполного рабочего времени, с целью снижения социальной напряженности в сельской местности.

Ртищевским центром занятости направлено на профессиональное обучение 146 человек, кроме этого три предприятия принимают участие в программе опережающего обучения, 23 безработных получили новые специальности: мастер, бухгалтер, оператор котельной, инженер по охране труда.

Большой интерес и поддержку у безработных граждан находит программа организации собственного дела. Для граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, центром занятости проводились консультации, тестирование, обучение. Эта работа проходит в тесном взаимодействии с государственной налоговой инспекцией, администрацией района, финансовым отделом. До конца года предполагается регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей 5 безработных, с начала 2009 года зарегистрировалось 40 безработных. Радует тот факт, что предпринимательская деятельность организуется по производству продукции, в том числе животноводческой.

Наиболее важным направлением работы службы занятости является активизация безработных граждан в поиске работы с первого дня обращения и оказание им индивидуального комплекса различных услуг в течение десяти дней со дня регистрации (Приложение Б). Впервые десять дней с момента обращения было трудоустроено 215 человек. С этой целью инспектор Центра занятости населения вместе с клиентом службы занятости в первые десять дней составляет план самостоятельного поиска работы. Кроме того, на каждом приеме инспектор детально разъясняет клиенту порядок его взаимодействия со службой занятости. В практике работы – это проведение групповых информационных консультаций для граждан, ищущих работу до признания их безработными. На этих консультациях рассматриваются права и обязанности безработных граждан, дается информация о рынке труда, о различных формах и вариантах переобучения, в том числе по организации собственного дела.

Для более эффективной работы с работодателями проводятся ярмарки вакансий, семинары-совещания, а также встречи с представителями отделов кадров непосредственно на предприятии, где решаются вопросы трудоустройства. За первую половину 2009 года было сделано 118 маркетинговых визитов на 64 предприятия. Ежеквартально проводились заседания «Клуба работодателей», «Дни кадровика» в которых участвовали представители 32 предприятий, заключено 57 соглашений о сотрудничестве с работодателями.

Наибольшие сложности при оказании гражданам содействия в трудоустройстве возникают в связи с: недостаточным количеством вакансий и их узким ассортиментом; низкой квалификацией и отсутствием желания работать у значительной части безработных; нерегулярностью выплаты и низким уровнем заработной платы на предприятиях, имеющих вакансии.

Основными причинами отказа работодателей в приеме на работу граждан, и сложностями при подборе им подходящей работы являются: низкая квалификация; отсутствие опыта работы; длительный перерыв в работе; возрастные ограничения. 

В рамках акции «Фестиваль профессий» проводились такие мероприятия как: круглый стол для учащихся 9-х классов «Выбор профессии — это мой выбор», беседа-диспут с учащимися 11 классов «Как избежать ошибок при выборе профессии», конкурс профессионального мастерства с учащимися ПУ-80, вечер чествования трудовых династий со студентами Ртищевского техникума железнодорожного транспорта  «Мы в профессии люди не случайные». Для воспитанников детского дома проведен лекторий «Человек и профессия». Во всех этих мероприятиях особое внимание уделялось профориентационной работе с неблагополучными в социальном отношении детьми.

Профориентационная работа с безработными гражданами, особо нуждающимися в социальной поддержке, проводилась с целью повышения их конкурентоспособности и обучения активному поиску работы. Ежемесячно проводились групповые консультации по определению барьеров в трудоустройстве, по формированию достижимой цели, семинары «Советы по организации домашнего бизнеса и основам предпринимательства», тренинги «Техника ведения телефонных переговоров», собеседование с работодателями. Для безработных инвалидов проводилась  мини-ярмарка вакансий рабочих мест. Занятия «Клуба ищущих работу» посетило 14 безработных инвалидов. В результате профориентационной работы с начала 2009 года было трудоустроено 609 человека, что составляет 64% от числа граждан, получивших обязательные услуги в Центре занятости населения.

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда  города Ртищево ведется через средства массовой информации. Регулярно специалисты Центра занятости населения обрабатывают сведения о вакансиях с предприятий города и публикуют статьи в местных газетах на темы активной политики на рынке труда. О наличии вакансий безработные могут узнать и в Центре занятости населения, где им предлагается альбом вакансий.

Таким образом, реализуемые разработанные Правительством программы, постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, помощь работодателей и профсоюзов позволили снизить социальную напряженность на рынке труда и не допустить увеличения численности безработных.     продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4 Предлагаемые мероприятия по регулированию безработицы и занятости
Изучая причины безработицы, факторы, оказывающие на нее влияние, анализируя работу Ртищевского Центра занятости, предлагаю провести некоторые мероприятия для улучшения работы биржи труда (Приложение В). Проводимые в России реформы, отрицательно сказываются на положении российских женщин. Именно они оказались наиболее уязвимой частью населения. Чтобы определить приоритетные потребности женщин, мною было проведено анкетирование женщин, состоящих на учете в Ртищевском Центре занятости в качестве безработных (рис.11).



Рис.11 – Результаты анкетирования безработных женщин

Самостоятельная поисковая активность безработных женщин невысока: 74% респондентов возлагают обязанности поиска работы на специалистов службы занятости и лишь 26% опрошенных предпочитают самостоятельно заниматься поиском работы.

Для повышения мотивации к труду и активизации поиска работы в Ртищевском Центре занятости населения следует организовать на базе центра самостоятельного поиска работы информационный центр. Основными задачами центры являются:

1.     выработка активной стратегии поведения на рынке труда;

2.     формирование навыков самообслуживания клиентов и развитие адаптационных способностей в условиях сложившегося рынка труда;

3.     оказание информационно-консультационных услуг населению, способствующих решению проблем занятости.

В информационном центре безработным женщинам предлагать компьютерный банк вакансий; вакансии работодателей, обращающихся непосредственно в центр; вакансии кадровых агентств; информацию об учебных заведениях города; информационно-справочные материалы; методические разработки по технологии трудоустройства (буклеты, памятки, рекомендации); подборку газет с объявлениями о найме («Карьера», «Трудинформ», «Кому что», «Работа для Вас» и др.).

Организация работы такого информационного центра позволит расширить формы работы службы занятости, направленные на организацию качественных информационных и консультационных услуг, а на консультациях в информационном центре параллельно будет происходить отбор кандидатов по участию в программах активной политики занятости. В целом, проведенная работа позволит на 25 % повысить у безработных женщин уровень мотивации к труду и активному поиску работы.

Для борьбы со следующей проблемой – безработица молодежи, необходимо постоянно проводить анализ текущих потребностей предприятия в рабочей силе и своевременно осведомлять выпускников школ о востребованных на рынке труда профессиях, тем самым, помогая молодежи делать правильный выбор. В г. Ртищево необходимо переквалифицировать профессиональные учебные заведения для подготовки конкурентоспособных на рынке труда специальностей. А также привлекать институты других городов открывать филиалы. Таким образом, молодежи не придется мигрировать в другие города, и мы получим необходимую квалифицированную  рабочую силу, что способствует развитию города и уменьшению безработицы на 40%.

На современном рынке труда существует проблема трудоустройства длительно безработных граждан. Процесс их трудоустройства сопряжен с множеством проблем, главная из которых – низкая самооценка своих возможностей, отсутствие веры в успех трудоустройства. Пассивная жизненная позиция значительной части респондентов выражается в ответах на вопрос «считаете ли Вы, что Вам необходимо пройти переподготовку, получить новую профессию?» 55% безработных отказываются от данной услуги службы занятости, несмотря на то, что имеют неконкурентную специальность на рынке труда, 19% — настроены позитивно и 69% — находятся в состоянии неопределенности.

Поэтому перед специалистами службы занятости встает задача оказания профориентационной и психологической помощи безработным с целью повышения его конкурентоспособности и обучения активному поиску работы. Для решения этих задач в Ртищевском Центре занятости населения проводятся разнообразные мероприятия по содействию занятости: ярмарки вакансий рабочих мест, общественная работа, «Дни интенсивного консультирования» и другие. Но практически не используются такие формы работы как «гарантированное собеседование» и содействие предпринимательской деятельности.

Гарантированное собеседование — это собеседование безработного с работодателем о трудоустройстве на существующие вакансии. Предварительно специалистом по трудоустройству согласовывается с работодателем возможность приема данного безработного, место и время. Таким образом, у безработного появляется больше уверенности в своем успехе, он с большим желанием едет на встречу с работодателем.

Цель проведения гарантированного собеседования:

-       способствовать более активному поиску работы безработным гражданам;

-       сократить сроки трудоустройства безработных граждан;

-       удовлетворить наиболее полно запросы работодателей;

-       сократить время на собеседование с клиентом.

Основные этапы организации и проведения собеседования:

1.     Работодатели, изъявившие желание принять участие в гарантированном собеседовании, получают возможность заранее ознакомиться с персональными карточками претендентов на вакансии и отобрать данные кандидатуры для собеседования, а также формами работы по подбору кадров.

2.     Определяется место проведения, дата и время.

3.     При поступлении информации от работодателей, специалистом службы занятости запрашивается максимально полная информация о претенденте на вакансии. Учитываются все требования работодателей: квалификационные, место проживания, семейное положение и другие. Информация о наличии свободных рабочих мест оперативно доводиться до сведения безработных.

4.     Специалист по трудоустройству подбирает кандидатов согласно требованиям, предъявляемым на данную заявку. На основании требований работодателей, специалист службы занятости выписывает направления для собеседования. В  направлениях работодателям даются следующие заключения о результатах собеседования: не устраивают условия работы, кандидатура будет рассмотрена в конкурсе претендентов на вакансию, принимается на работу после дополнительного собеседования, принят в резерв, кандидатура отклонена и т.д.

5.     В назначенный день и час работодатели посещают данное мероприятие и на конкурсной основе подбирают себе необходимых работников. Работодателю предоставляется возможность ознакомиться с анкетными данными безработных.

6.     Работодателю предлагаются рекламно-информационные материалы об услугах и  возможностях вариантах сотрудничества.

7.     После проведения «гарантированного собеседования»:

-       назначается повторное собеседование на территории работодателя,

-       работодатель по результатам повторного собеседования сообщает результаты собеседования в службу занятости,

-       безработный информирует специалиста службы занятости о результатах собеседования.

Таким образом, проведение гарантированного собеседования позволяет специалистам службы занятости снять часть нагрузки с сотрудников, повысить эффективность подбора кадров путем предварительного просмотра персональных карточек клиентов, наладить более тесные контакты с работодателями, увеличить объем предоставляемой безработному информации о данном предприятии  повысить организованность безработных граждан в поиске работы, веру в успех и возможность трудоустройства на 15%. А работодателям гарантированное собеседование позволяет в короткий срок связаться с большим числом кандидатом, не дожидаясь одиночных встреч, оперативно подбирать нужных работников, исключить повторные звонки от сотрудников службы занятости и безработных граждан, ищущих работу.

В борьбе с безработицей немалая роль отводится развитию малого предпринимательства. Но здесь сложилась нелегкая структура специализации. Промышленно производящая сфера практически отсутствует, а весь бизнес сводится к посредническо-сбытовой деятельности, торговле, в которых, как правило, занято минимальное количество трудовых ресурсов. Поэтому необходимо усовершенствовать программу развития малого и среднего бизнеса, создать целенаправленную работу, четкое взаимодействие государственных органов с финансово-промышленными структурами. Создание условия для развития предпринимательства в промышленных производящих направлениях позволит расширить штат сотрудников участвующих в воспроизводственном цикле, что приведет к увеличению занятости на 30%.

Современная служба занятости строится на следующих принципах, способствующих повышению эффективности программ и услуг на макро- и микроуровнях: интеграция ключевых функций службы занятости: посредничества при подборе работы и работника; управление выплатами пособий по безработице; направления граждан на активные программы; стратегия активного вмешательства с целью снижения продолжительности безработицы.

Большей эффективности работы службы занятости можно добиться, если обеспечить тесную координацию и сотрудничество:

·между подбором работы и выплатой пособий, что позволяет эффективно применить тест на готовность к работе;

·посредничеством в поиске работы и активными программами профессиональной подготовки;

·администрацией, занятой выплатами пособий, и подразделениями, занимающимися направлением безработных на активные программы.

Характер политики вмешательства необходимо разнообразить в начале периода безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего места. Чтобы обеспечить более рациональный выбор, определить периодичность и степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной стороны, правом, а с другой – обязательством безработного на различных стадиях безработицы.
Заключение
Очевидно, что проблема безра­ботицы и занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики. Несовершенство правовой базы, налогового законодательства, коррупция в руководящем составе, – это факторы, затрудняющие решение затронутой проблемы. Следовательно,  чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Сегодня  стране нужна новая парадигма занятости, способная обеспечить ее конкурентоспособность и вывод на передовые рубежи социально-экономического развития и основанная на стимулировании создания новых рабочих мест, постоянном развитии качества рабочей силы, вовлечения молодежи, широких слоев населения в активную трудовую деятельность, расширении предпринимательства и других форм полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Необходимо поставить на службу общества громадный интеллектуальный и образованный потенциал населения, в том числе безработных, повышать их конкурентоспособность и профессиональную переподготовку, что увеличит возможность трудоустройства на 20%.

Становление рынка труда – процесс длительный. Его состояние  в нашей стране далеко от стадии нормального функционирования. Создание атрибутов рынка труда пока отстает по своей динамике от некоторых других сфер экономики, таких как финансовый сектор. Данные обстоятельства становятся дополнительным фактором, часто негативно влияющим на динамику занятости и безработицы. Для достижения стабильного прогресса в деле возвращения к полной занятости требуются фундаментальные изменения институтов, позиций, а также нормативов и положений, регулирующих социально-экономическую систему вообще, и рынок труда в частности.

Однако до сих пор не выработаны механизмы эффективного управления в трудовой сфере. Социальные программы, направленные на улучшение ситуации на рынке труда, не работают в полную силу. Следует больше внимания уделять согласованности в действиях между субъектами и объектами на рынке труда.

Проведенное исследование в дипломной работе позволило получить следующие результаты:

1.     как в отдельном регионе, так и по всей России безработица носит женское лицо;

2.     наблюдается дисбаланс между востребованными и престижными профессиями;

3.      возросла потребность на специалистов с высшим профессиональным образованием;

4.     на многих предприятиях установлена низкая оплата труда, в некоторых районах ниже прожиточного уровня;

5.     большинство безработных по всей стране уволены по причине «собственное желание», хотя на деле из-за нестабильности на предприятиях;

6.     созданные общественные работы с минимальной оплатой труда существенно снижают уровень жизни населения;

7.     в момент кризиса на большинстве предприятий сотрудники работают неполную рабочую неделю или находятся в неоплачиваемых отпусках;

8.     реализуемые антикризисные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда позволили избежать массовой безработицы в стране.

Для предотвращения роста безработицы и увеличения занятости необходимо проведение следующих мероприятий по содействию трудоустройства: своевременное проведение анализа востребованных на рынке труда профессий и подготовка в соответствии со спросом конкурентоспособных специалистов  — это приведет к уменьшению безработной молодежи на 40%; налаживание социального партнерства между организациями и учебными заведениями по целевой подготовке и трудоустройству молодых специалистов; создание информационного центра для безработных женщин с целью повышения у них уровня активного поиска работы на 25%, а, следовательно, возможность трудоустройства и сокращение безработицы на 10%; дальнейшая разработка и реализация региональных и отраслевых программ для критических зон безработицы с целью увеличения эффективности целевого расходования бюджетных средств, что поспособствует открытию новых предприятий и созданию новых рабочих мест, а соответственно увеличению занятости на 20%; развитие системы профессионального и дополнительного образования как наиболее эффективного средства поддержки высокого качества рабочей силы, развитие и совершенствование внутрифирменного обучения персонала; усовершенствование программ развития малого и среднего бизнеса в промышленно производящих направлениях увеличит занятость на 30%; создание условий для проведения гарантированного собеседования повысит на 15% возможность трудоустройства длительно безработных граждан.

Мероприятия, направленные на создание условий для полной, продуктивной и свободной избранной занятости населения и повышение конкурентоспособности страны, и улучшение благосостояния народа, могут стать одной из общенациональных идей.
Глоссарий





Понятие

Содержание

1

2

3

1

Безработица

положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работы по специальности или трудоустроиться вообще

2

Безработные

трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка, зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться.

3

Биржи труда

учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме, ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.

4

Внешнеэкономические издержки безработицы

социальные издержки, связанные с потерей квалификации, самоуважения, упадком моральных устоев, распадом семьи, ростом общественного и политического беспорядка

5

Занятость

деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

6

Издержки безработицы

издержки, связанные с уровнем безработицы, влекущие за собой те или иные экономические и социальные последствия

7

Инвестиции

все виды активов, вкладываемые в хозяйственную деятельность в целях получения доходов

8

Инфляция

повышение уровня цен

9

Кривая Филлипса

кривая, отражающая связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста уровня цен

10

Переходная экономика

экономика административно-командной системы в процессе ее трансформации в рыночное хозяйство

11

Полная занятость

занятость за вычетом естественного уровня безработицы

1

2

3

12

Предложение рабочей силы

количество рабочей силы, которое способно по сложившейся в данный момент ставке заработной платы продать свой труд

13

Рабочая сила

к рабочей силе статистика в развитых странах относит всех занятых (включая военнослужащих и безработных). Совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает человек, и которые применяются им в процессе производства благ

14

Равновесие на рынке труда

когда каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание

15

Рынок труда

важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества, отражает основные моменты в динамике занятости, ее основных структурах. Соотношение спроса и предложение рабочей силы

16

Система страхования по  безработицы

государственная программа по выплате пособий по безработицы в течение определенного времени после потери работы

17

Спрос на рабочую силу

количество рабочих мест, которое готовы и могут предложить работодатели по сложившейся в данный момент ставке заработной платы

18

Уровень безработицы

статистический показатель доли не имеющих работы в общей численности желающих работать (в процентах)

19

Экономически активное население

совокупность занятых и безработных, которые находятся в трудоспособном возрасте
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.