Реферат по предмету "Экономика"


Анализ влияния федеральных целевых программ на социально-экономическое положение России

Введение
Актуальность настоящей курсовой работы заключается в следующем:
Правовой основой формирования федеральных целевых программявляется порядок разработки и реализации федеральных целевых программ имежгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуетРоссийская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства РФ[3].
Для своего времени – середины 1990-х гг. – Порядок разработки иреализации федерально-целевых программ, безусловно, был прогрессивным шагом вуправлении социально-экономическим и научно-техническим развитием страны.Однако к настоящему времени назрела необходимость совершенствования механизмовразработки и реализации федерально-целевых программ, а также механизмовмониторинга и контроля за реализацией программ и оценки их результативности иэффективности.
Целью курсовой работы является определение понятия «федеральная целеваяпрограмма», анализ её влияния на социально-экономическое положение России.
Для достижения данной цели в рамках исследования поставлены ирешены следующие задачи:
· Дать понятие федеральных целевых программ,
· Рассмотреть разработку, финансирование, утверждение федеральных целевыхпрограмм,
· Проанализировать некоторые федеральные целевые программы,
· Определить влияние федеральных целевых программ насоциально-экономическое положение страны.
Для решения указанных задач в Главе 1 рассматривается понятиефедерально-целевых программ и их разработка.
В Главе 2 предоставлен перечень федеральных целевых программ,анализ и их влияния на социально-экономическое положение России.

1. Федеральные целевые программы: понятие и разработка
1.1 Федеральные целевые программы
Федеральнаяцелевая программа – увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществлениякомплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного,экономического, экологического, социального и культурного развития РоссийскойФедерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализацииструктурной политики государства, активного воздействия на егосоциально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализациикрупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных инаучно-технических проектов, направленных на решение системных проблем,входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм,направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевойпрограммы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложностирешаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Бюджетное финансирование можно разделить на две части – финансированиеобъема услуг и конкретные целевые программы. В первом случае средства поступаютк конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование можетпоступать в ряд отраслей. В таком случае финансирование направляется илинапрямую исполнителю, или через ведомство.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средствфедерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может бытьпредусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации(местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ,реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местныхбюджетов).
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетныхсубсидий устанавливаются соответствующей программой[1].
В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступатьорган государственной власти или орган местного самоуправления длямуниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от именигосударства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевойпрограммы и ее реализации.
1.2 Финансирование федеральных целевых программ
Финансирование федеральных целевых программ определяется на стадииих разработки, рассмотрения и утверждения федеральными органами, в том числеПравительством РФ [1]. В зависимости от вида и объема работ, выполняемых врамках федеральной целевой программы, осуществляется финансирование ее в видебюджетных инвестиций. При этом расходы на финансирование могут происходить нетолько из федерального бюджета (это относится к случаям, предусмотреннымфедеральными целевыми программами и федеральными законами), но и из бюджетовсубъектов РФ и местных бюджетов (в случаях, предусмотренных федеральнымицелевыми программами, федеральными законами, законами субъектов РФ и решениямипредставительных органов местного самоуправления).
Объем,порядок и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральнойцелевой программы органами исполнительной власти на федеральном уровне.Согласование с органами исполнительной власти на региональном и местном уровняхиспользуются в тех случаях, когда какая-либо федеральная целевая программазатрагивает их интересы и осуществляется в пределах определенной территориирегиона. В этих случаях определяется долевое финансирование федеральной целевойпрограммы, в том числе величина доли в процентном соотношении к общей стоимостизатрат на ее выполнение. После окончания согласования и утверждения объемовфинансирования федеральной целевой программы производится оформление включениярасходов по финансированию в соответствующую статью федерального бюджета и принеобходимости в бюджеты субъектов РФ и местные, которые будут выполняться вочередном финансовом году. Кроме расходов на финансирование целевых федеральныхпрограмм, при формировании бюджета определяются виды доходов как источниковфинансирования. Федеральная целевая программа длится более одного финансовогогода, при этом все взаимоотношения сторон, участвующих в ее реализации,оформляются документально в виде договоров или соглашений, утверждаемыхорганами государственной власти. Одновременно с этим до наступления следующегофинансового года планируются доходы бюджета как источники финансированияфедеральной целевой программы. При планировании финансирования федеральныхцелевых программ определяются непосредственные их исполнители, которыеодновременно являются получателями финансовых средств. Финансирование федеральныхцелевых программ производится под контролем определенных органовгосударственной власти РФ на соответствующих уровнях: федеральном,региональном, местном.
1.3 Разработка федеральных целевых программ
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органомисполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждениюсоответствующим законодательным (представительным) органом, представительныморганом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета илисамостоятельно.
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению ифинансированию за счет бюджетных средств или средств государственноговнебюджетного фонда, должна содержать:
– технико-экономическое обоснование;
– прогноз ожидаемых социально – экономических (экологических)результатов реализации указанной программы;
– наименование заказчика указанной программы;
– сведения о распределении объемов и источниковфинансирования по годам;
– другие документы и материалы, необходимые для ееутверждения.
Перечисленные документы представляются на рассмотрениезаконодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимаетсярешение о целесообразности выделения бюджетных средств или средстввнебюджетного фонда на реализацию данной программы.
В ролизаказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственнойвласти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.Именно такой орган действует от имени государства или муниципальногообразования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.
Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляютсяв сроки и включают в себя следующие основные этапы:
разработка проекта концепции целевой программы;
принятие решения о разработке проекта целевой программы ПравительствомРоссийской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
разработка проекта целевой программы;
согласование проекта целевой программы;
экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимымиэкспертами;
рассмотрение проекта целевой программы на заседании ПравительстваРоссийской Федерации;
доработка целевой программы в соответствии с замечаниямиПравительства Российской Федерации;
утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.
1.4 Формирование целевой программы
Государственный заказчик – координатор целевой программы,осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программныхмероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средствфедерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средствиз внебюджетных источников.
Государственный заказчик – координатор несет ответственность заподготовку и реализацию целевой программы в целом.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целеваяпрограмма;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков иэтапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизмуправления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективностицелевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной(межгосударственной) целевой программы (Приложение А).
1.5 Экспертиза и оценка целевой программы
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образованияи науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации, Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерацииоценивают представленный проект целевой программы, обращая при этом особоевнимание на:
· приоритетныйхарактер проблемы, предлагаемой для программного решения;
· обоснованность,комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки ихреализации;
· привлечение,прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственнойподдержки за счет средств федерального бюджета;
· эффективностьмеханизма осуществления программы;
· социально-экономическуюэффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализациипрограммы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.
Потом подготавливают заключение по проектам целевой программы ипредварительной бюджетной заявки.
С учетом замечаний и предложений государственныйзаказчик-координатор целевой программы совместно с ее разработчиками производитдоработку проекта программы.
Проекты целевых программ до их утверждения ПравительствомРоссийской Федерации должны пройти соответствующие специализированную инезависимую экспертизы.
Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляетсярабочей группой, формируемой Министерством экономического развития и торговлиРоссийской Федерации на конкурсной основе из независимых экспертов.
В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов целевыхпрограмм предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, вслучае необходимости формируются рекомендации по доработке проектов целевыхпрограмм.
Результатыспециализированной и независимой экспертиз учитываются при рассмотрении ипринятии решения по проекту целевой программы.
1.6 Утверждение целевой программы и финансирование
Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики игосударственные заказчики-координаторы утверждаются постановлениемПравительства Российской Федерации.
После утверждения целевой программы государственный заказчик вустановленном порядке заключает с исполнителями программы государственныеконтракты на финансирование мероприятий целевой программы на основе соглашений(договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средствфедерального бюджета на очередной финансовый год.
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средствфедерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетныхисточников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевыхпрограмм, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятияи организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевыеотчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежныхинвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельныхмероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальныефонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль,остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетовсубъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральныхорганов исполнительной власти и другие.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы наоснове долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализациипрограммных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством обиностранных инвестициях.
Государственные заказчики целевых программ с учетом ходареализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителямипредварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральныхгосударственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансированияпрограмм в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемыеПравительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевымпрограммам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средствфедерального бюджета в очередном финансовом году.
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации совместно с государственными заказчиками целевых программподготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерациипредложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых кфинансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовомгоду, и предложения по объемам их финансирования.
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемыхк финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовомгоду, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерациисовместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненныхпараметров целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственныхкапитальных вложений, расходы на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы (НИОКР) и прочие текущие расходы, финансируемыеза счет средств федерального бюджета.
По утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным имежгосударственным целевым программам государственным заказчикам открываетсяфинансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемамицентрализованного финансирования, принятыми по целевой программе на очереднойфинансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) совсеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемыфинансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевойпрограмме по сравнению с предусмотренными утвержденной программойгосударственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечениювнебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации дляреализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.
В случаях, когда государственный заказчик в отчетном году непринял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятийцелевой программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектовРоссийской Федерации, предусмотренных утвержденной целевой программой,Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участиемгосударственного заказчика, Министерства финансов Российской Федерации иМинистерства образования и науки Российской Федерации подготавливает и вносит вПравительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансированияуказанных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очереднойфинансовый год.
В случае несоответствия результатов выполнения целевой программыцелевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденнойцелевой программой, Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз этойпрограммы, по результатам которых подготавливает с участием Министерствафинансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерациипредложения:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы,перечня программных мероприятий;
б) о смене государственного заказчика (государственногозаказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методовуправления реализацией целевой программы;
в) о сокращении финансирования целевой программы за счет средствфедерального бюджета на очередной финансовый год;
г) о досрочном прекращении реализации целевой программы ссоблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевойпрограммы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевойпрограммы государственный заказчик целевой программы ежегодно согласовывает сМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации иМинистерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективностипрограммы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается оходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программыможет осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителейгосударственного заказчика, Министерства экономического развития и торговлиРоссийской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Руководитель целевой программы несет ответственность за реализациюи конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на еевыполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализациейпрограммы.
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляетсягосударственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленномпорядке Правительством Российской Федерации в виде государственного учрежденияили имеющей иную организационно-правовую форму, если это предусмотрено целевойпрограммой.
Государственный заказчик целевой программы может на договорнойоснове передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениямвыполнение следующих функций:
а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отборуисполнителей программных мероприятий;
б) отбор на конкурсной основе исполнителей программныхмероприятий;
в) сбор и систематизация статистической и аналитической информациио реализации программных мероприятий;
г) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
д) организация независимой оценки показателей результативности иэффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам ипоказателям;
е) внедрение и обеспечение применения информационных технологий вцелях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программныхмероприятий, контентное обеспечение специализированного сайта по целевойпрограмме.
Условия передачи функций государственного заказчика целевойпрограммы утверждаются Правительством Российской Федерации одновременно сутверждением государственного заказчика целевой программы.
До начала реализации целевой программы государственный заказчикцелевой программы утверждает и представляет в Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации положение об управлении реализациейцелевой программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализациицелевой программы;
механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсногообеспечения в ходе реализации целевой программы;
процедуры обеспечения публичности информации о значениях целевыхиндикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевойпрограммы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, атакже о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Реализация целевой программы осуществляется на основегосударственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции дляфедеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчикомпрограммы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственныйконтракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщикапо обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения привыполнении государственного контракта, в том числе предусматриваетосуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнениюгосударственного контракта.
Государственные заказчики целевой программы сообщают вМинистерство финансов Российской Федерации и Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителямипрограммных мероприятий государственных контрактах (договорах) на еефинансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральныхгосударственных нужд. Государственный заказчик целевой программы, с учетомвыделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно,уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмреализации программы, состав исполнителей.
При необходимости государственный заказчик вносит в Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации, Министерствообразования и науки Российской Федерации и Министерство финансов РоссийскойФедерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевойпрограммы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программыможет продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срокареализации целевой программы более чем на один год разрабатывается новаяцелевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке,установленном для разработки и реализации федеральных и межгосударственныхцелевых программ. Корректировка действующей целевой программы осуществляется всоответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ имежгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуетРоссийская Федерация.
Обоснование продления срока реализации целевой программыили подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований,изложенных в пункте 5 Порядка разработки и реализации федеральных целевыхпрограмм и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которыхучаствует Российская Федерация(23).
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации по согласованию с Министерством образования и науки РоссийскойФедерации и Министерством финансов Российской Федерации подготавливаетзаключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новойцелевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственнойподдержки и направляет его в Правительство Российской Федерации.
Механизм формирования, разработки, утверждения, реализации,корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм определяется впорядке, установленном для целевых программ.
Федеральная служба государственной статистики совместно сгосударственными заказчиками организует ведение ежеквартальной статистическойотчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей ипорядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службойгосударственной статистики по согласованию с Министерством экономическогоразвития и торговли Российской Федерации. Требования к представляемойстатистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являютсяобязательными для всех отчитывающихся субъектов.
В случае непредставления государственными заказчиками вустановленный срок государственной статистической отчетности, в том числе обиспользовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансированиецелевых программ, Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации иМинистерством образования и науки Российской Федерации сообщает об этом вПравительство Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, государственныхзаказчиков целевых программ, заинтересованных органов государственной властиРоссийской Федерации и органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевыхпрограмм. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализациипрограммных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств,выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источниковфинансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечные результатыпрограммы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложениядля внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразностипродолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнениильгот или применении санкций к участникам реализации программ.
Государственные заказчики целевых программ направляют:
в Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации (в частиНИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическуюинформацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимуюдля выполнения возложенных на министерства функций;
ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а в частицелевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, – вМинистерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ попрограммам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные наоснове форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития иторговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:
· сведенияо результатах реализации целевых программ за отчетный год;
· данныео целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета,бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
· сведенияо соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
· сведенияо соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям,установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;
· информациюо ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
· сведенияо наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
· сведенияо результативности НИОКР;
· сведенияо внедрении и эффективности инновационных проектов;
· оценкуэффективности результатов реализации целевых программ;
· оценкувлияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферыэкономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевыхпрограмм).
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерстваобразования и науки Российской Федерации, государственных заказчиков программ иорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта каждогогода подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации докладо ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевыхпрограмм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетныйгод.
По целевой программе, срок реализации которой завершается вотчетном году, государственный заказчик, а при наличии несколькихгосударственных заказчиков – государственный заказчик-координаторподготавливает и до 1 марта текущего года представляет в ПравительствоРоссийской Федерации, Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерствообразования и науки Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы,эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Доклад должен включать информацию о результатах реализации целевойпрограммы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы,включая оценку значений целевых индикаторов и показателей. В случаенепредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации направляет вПравительство Российской Федерации предложения:
о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевойпрограммы;
о смене государственного заказчика целевой программы;
об изменении форм и методов управления реализацией целевойпрограммы;
о досрочном прекращении реализации целевой программы.
Основные сведения о результатах реализации целевой программы,выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевойпрограммы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализациипрограммных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не режедвух раз в год.
Государственный заказчик целевой программы организует размещение всети Интернет текста целевой программы, нормативных правовых актов поуправлению реализацией целевой программы и контролю за ходом выполненияпрограммных мероприятий, а также информации о ходе реализации целевойпрограммы, программных мероприятиях на ближайшие 2 – 3 года, фактическом финансированиицелевой программы, заключенных государственных контрактах, об объемах ихфинансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполненияпрограммных мероприятий, конкурсах на участие в реализации целевой программы,результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достиженияцелевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимойэкспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевойпрограммы должна содержать:
· условияих проведения;
· порядокучастия в них юридических лиц;
· составыконкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственнымизаказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов напоставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
· протоколызаседаний конкурсных комиссий;
· порядокобжалования решений, принятых государственными заказчиками. [3]

2. Перечень федеральных целевых программ, анализ их влияния насоциально-экономическое положение России
2.1 Приоритеты федеральных целевых программ
федеральныйпрограмма экономический целевой
В 2011 году иплановом периоде 2012 и 2013 годов федеральные целевые программыпредусматривается реализовать по девяти приоритетам:
· «Развитиевысоких технологий»,
· «Жилье»,
· «Транспортнаяинфраструктура»,
· «ДальнийВосток»,
· «Село»,
· «Социальнаяинфраструктура»,
· «Безопасность»,
· «Развитиерегионов»,
· «Развитиегосударственных институтов».
Предварительнаяоценка объемов финансирования федеральных целевых программ, реализуемых врамках указанных приоритетов, составит: в 2011 году – 921,77 млрд. рублей, чтона 159,93 млрд. рублей (21%) больше, чем в 2010 г., в соответствии сФедеральным законом (), в 2012 году – 847,63 млрд. рублей, в 2013 году – 805,67млрд. рублей.
Далее отдельно рассмотрим каждый приоритет. И проанализируемнекоторые федерально-целевые программы на конкретных примерах.
2.2 Развитие высоких технологий
В рамках приоритета «Развитие высоких технологий» предусматриваетсяреализовать 12 федеральных целевых программ:
Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы,
«Глобальная навигационная система»,
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»,
«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годыи на период до 2015 года»,
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015годы»,
«Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы», в том числеподпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» (проект),
«Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы, «Развитиеинфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы»,
«Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на2008–2015 годы,
«Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы, в том числеподпрограммы: «Создание и организация производства в Российской Федерации в2011–2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» (проект),
«Развитие отечественного станкостроения и инструментальнойпромышленности» на 2011–2016 годы (проект),
«Ядерные энерготехнологии нового поколения» на 2010–2015 годов ина перспективу до 2020 года»,
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РоссийскойФедерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (проект).
Рассмотрим более подробно программу «Национальная технологическаябаза» на 2007–2011 годы.
Выполнениеданной программы в полном объеме позволит:
создатьпромышленно-технологические основы для производства нового поколенияконкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейшихтехнических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного иэнергетического оборудования, информационно-управляющих систем), электроннойкомпонентной базы, специальных материалов и другой высокотехнологическойпродукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны иразвитие ее экономики;
сформироватьтехнологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счетувеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленнойстоимости;
обеспечитьсохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичныхотраслей промышленности;
сократитьобщее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением иразвитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важныхтехнологических направлений;
расширитьвозможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высокихтехнологий;
создатьэффективные средства защиты населения от опасных быстро распространяющихсяинфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развитияи совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России отпоражения токсическими веществами в результате возможных террористическихактов, техногенных и природных аварий и катастроф;
обеспечитьтехнологические возможности для улучшения экологической обстановки за счетприменения высокоэффективных методов и средств контроля и нейтрализации вредныхвыбросов в окружающую среду;
обеспечить в2007–2011 годах поступление в федеральный бюджет налогов в размере 70848,7 млн.рублей.
Из целейданной программы можно вынести её значимость для России: в ходе реализациипрограммы будут создаваться новые передовые технологии и оборудование. Так же,что немало важно будет находиться решение проблем улучшения экологическойситуации в стране.
2.3 Жилье
Реализацияприоритета «Жилье» будет осуществляться посредством выполнения 2 федеральныхцелевых программ:
«Совершенствованиесистемы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими,переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода ккомплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросовплавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службупо контракту (2009–2015 годы)»
«Жилище» на2011–2015 годы (проект).
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Жилье» составит: в 2011 году – 56,49 млрд.рублей, что на 17,7% меньше, чем в 2010 г., в 2012 году – 56,14 млрд.рублей, в 2013 году – 47,04 млрд. рублей.
Детально рассмотрим обе программы из приоритета «Жилище». Программа«Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдатвоеннослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществлениеперехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а такжематросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военнуюслужбу по контракту (2009–2015 годы)»
Программа рассчитана на 2009–2015 годы и осуществляется в 3 этапа:
1-й этап – 2009 год;
2-й этап – 2010–2012годы;
3-й этап – 2013–2015годы
Ожидаемыерезультаты:
увеличение к2016 году количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту навоинских должностях сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсоставаВоенно-Морского Флота до 107,72 тыс. человек;
обустройство136,63 тыс. человек, в том числе: 15,21 тыс. старшин и матросов плавсоставаВоенно-Морского Флота, 53,24 тыс. сержантов соединений и воинских частей,переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы, 41,57 тыс.семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных навоенную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы «Переход ккомплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, рядасоединений и воинских частей» на 2004–2007 годы; 26,61 тыс. семейных сержантов(старшин) пограничных органов Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации;
повышениепрестижа военной службы и укрепление позитивного имиджа Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
улучшениеморально-психологического климата в соединениях и воинских частях за счетповышения статуса и авторитета младших командиров.
Исходя изэтой программы можно сделать выводы о её значимости. Так как в ходе еёреализации пройдет укомплектование к 2016 году должностей сержантов (старшин)Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими,проходящими военную службу по контракту. Так же будет улучшаться условиярасквартирования (строительство, реконструкция служебного жилищного фонда,объектов социального и культурно-бытового назначения). Большую роль этапрограмма играет для молодежи 21 века, так она делает более привлекательнойвоенную службу по контракту.
Программа «Жилище»на 2011–2015 годы.
РеализацияПрограммы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (посравнению с 2009 годом):
улучшениежилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);
повышение доступностиприобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьииз 3 человек за 4 года (в 2009 году – 4,8 года);
увеличениедоли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующегостандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемныхсредств – с 12 до 30 процентов;
увеличениедоли ввода жилья, соответствующего стандартам эконом класса, к 2015 году до 60процентов;
содействие вобеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов в 2011–2015 годах 172 тыс. молодыхсемей;
улучшениежилищных условий в 2011–2015 годах за счет средств федерального бюджета около86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральнымзаконодательством;
завершениестроительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;
завершениестроительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
совершенствованиенормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступностижилья для населения;
созданиеусловий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективноймиграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;
переселение в2011–2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовойподдержки.
Этапыреализации программы: 2011–2015 годы.
Общий объемфинансирования в 2011–2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе засчет средств федерального бюджета – 291,15 млрд. рублей; за счет средствбюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 109,96 млрд.рублей; за счет средств внебюджетных источников 219,58 млрд. рублей, в томчисле за счет средств инвесторов – 0,39 млрд. рублей, молодых семей – 219,19млрд. рублей.
Важностьпрограммы значима, так как в нашей стране вопрос с жильем стоит очень остро. Врезультате проведения данной программы будет формироваться рынок доступногожилья эконом класса. Так же будут выполнены государственные обязательства пообеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральнымзаконодательством. Будут создаваться условия для развития массовогостроительства жилья эконом класса; повысится уровень обеспеченности населенияжильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развитияфинансово-кредитных институтов рынка жилья.
2.4Транспортная инфраструктура
По приоритету«Транспортная инфраструктура» предусматривается реализовать федеральную целевуюпрограмму «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы засчет средств федерального бюджета составит: в 2011 году – 282,16 млрд. рублей,что на 22,7% больше, чем в 2010 г., в 2012 году – 281,02 млрд. рублей, в2013 году – 301,53 млрд. рублей.
Программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Реализациямероприятий Программы позволит:
увеличитьтранспортную подвижность населения в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом, в томчисле на воздушном транспорте – в 1,6 раза;
увеличитьобъем экспорта транспортных услуг в 1,9 раза и транзит грузов по территорииРоссийской Федерации в 1,4 раза;
обеспечить2,3 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетьюавтомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;
увеличитьобъем перевалки грузов в российских морских торговых портах в 1,5 раза;
сократитьдолю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограниченияпропускной и провозной способности, в 15,6 раза;
сократитьпротяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускнуюспособность Единой глубоководной системы европейской части РоссийскойФедерации, в 5,4 раза.
Нажелезнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 3,1 тыс. км новыхлиний, 3,2 тыс. км дополнительных главных путей, электрифицированы 2,7 тыс. кмлиний, скорость доставки грузовых отправок в 2015 году достигнет 305 км всутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении – 950 км в сутки.
За времяреализации Программы будут устранены ограничения по пропускной способности на6,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, построены иреконструированы почти 8 тыс. км автомобильных дорог федерального значения,включая строительство 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог всоставе международных транспортных коридоров. На условиях софинансирования изфедерального бюджета будут построены и реконструированы 10 тыс. кмавтомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. На морскомтранспорте суммарная производственная мощность отечественных портов увеличитсяна 454 млн. тонн, общий тоннаж морского транспортного флота, контролируемогоРоссийской Федерацией, возрастет на 30 процентов, тоннаж флота под российскимфлагом возрастет в 2,2 раза. На внутреннем водном транспорте протяженностьучастков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системыевропейской части Российской Федерации, сократится на 4 тыс. км, будут повышеныбезопасность и надежность функционирования судоходных гидротехническихсооружений.
Развитиеобъектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорнойсети аэропортов, будут построены и реконструированы 103 взлетно-посадочныхполосы, в том числе 10 – в крупных международных узловых аэропортах. Количествопассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансфертныхпассажиров – в 20,8 раза, обновление парка самолетов составит 678 единиц.
Общественнаяэффективность реализации проектов программы оценивается в 13,8 трлн. рублей,коммерческая – в 4,6 трлн. рублей, бюджетная – в 5,9 трлн. рублей.
Общий объемфинансирования мероприятий программы составляет 12822,6 млрд. рублей, втом числе: за счет средств федерального бюджета – 4679,8 млрд. рублей; засчет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 614,6 млрд. рублей; засчет средств внебюджетных источников – 7528,2 млрд. рублей, в том числе1000 млрд. рублей за счет введения инвестиционной составляющей вжелезнодорожные тарифы.
По целевомуназначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующимобразом – капитальные вложения составляют 11465,9 млрд. рублей, в томчисле: субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство иреконструкцию территориальных автомобильных дорог – 440 млрд. рублей; расходына научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 19,7 млрд.рублей; расходы на прочие нужды – 1337 млрд. рублей.
Реализацияэтой программы приведет к развитию современной и эффективной транспортнойинфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортныхиздержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитногопотенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивоститранспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночныхотношений на транспорте.
Дляреализации этих целей необходимо решение следующих задач:
развитиепутей сообщения;
строительствоскоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организациискоростного пассажирского движения;
формированиеединой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;
развитиеаэропортовой сети;
увеличениепропускной способности российских морских портов;
повышениеконкурентоспособности международных транспортных коридоров;
обновлениепарков транспортных средств, состава морского и речного флота;
обеспечениетранспортной безопасности;
развитиеинтегрированной системы контроля безопасности на транспорте;
формированиеи отработка механизмов проектного управления инвестициями.
Планируемыйрезультат программы в 2015 году:
транспортнаяподвижность населения Российской Федерации достигнет 8616 км на 1 человекав год;
объем экспортатранспортных услуг достигнет 23,4 млрд. долларов США;
объемтранзитных перевозок достигнет 42,7 млн. тонн в год;
приростколичества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичнойсвязью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердымпокрытием, составит 2,3 тыс. единиц;
объемперевалки грузов в морских портах достигнет 774 млн. тонн в год;
доляпротяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограниченияпропускной и провозной способности, сократится до 0,5 процента;
доляпротяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения,соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 46,7 процента;
доляпротяженности внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единойглубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится до 14процентов.
2.5 Дальний Восток
В рамках приоритета «Дальний Восток» предусматривается реализацияфедеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие ДальнегоВостока и Забайкалья на период до 2013 года».
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы засчет средств федерального бюджета составит: в 2011 году – 88,41 млрд. рублей,что на 6,5% меньше, чем в 2010 г., в 2012 году – 35,32 млрд. рублей, в2013 году – 20,84 млрд. рублей.
Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока иЗабайкалья на период до 2013 года».
Программа реализуется с 1996 по 2013 год в 1 этап.
Общий объем финансирования Программы на 2008–2013 годы составляет 1038571,24млн., в том числе за счет:
средств федерального бюджета – 510538,42 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 74641,82млн. рублей;
средств бюджетов муниципальных образований – 4287,2 млн.рублей;
внебюджетных средств – 449103,81 млн. рублей.
Средства направляются:
на капитальные вложения – в размере 1033407,45 млн. рублей,из них за счет средств федерального бюджета – 505374,62 млн. рублей;
на научно-исследовательские и опытно – конструкторские работы – вразмере 301,05 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;
на прочие нужды – в размере 4862,75 млн. рублей за счетсредств федерального бюджета.
В результате реализации мероприятий программы намечаетсядостижение следующих основных показателей:
создание 79,7 тыс. рабочих мест;
увеличение объема отгруженной продукции в 2,8 раза;
увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всехисточников финансирования в 0,6 раза;
увеличение численности экономически активного населенияв 1,05 раза;
снижение уровня безработицы на 0,5 процентного пункта.
Увеличение валового регионального продукта в результате реализацииПрограммы к 2013 году составит 1555,9 млрд. рублей от уровня2007 года.

2.6 Село
В рамках приоритета «Село» предусматривается реализация 3федеральных целевых программ: «Социальное развитие села до 2012 года», «Сохранениеи восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения иагроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на периоддо 2013 года» и «Повышение эффективности использования и развитие ресурсногопотенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2014 годах».
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Село» составит: в 2011 году – 19,71 млрд.рублей, что на 4,2% больше, чем в 2010 г., в 2012 году – 20,60 млрд.рублей, в 2013 году – 20,73 млрд. рублей.
Разберем данный приоритет на примере программы «Социальноеразвитие села до 2012 года».
Программа реализуется с 2003 по 2012 годы, в 3 этапа:
I этап – 2003–2005 годы;
II этап – 2006–2010 годы;
III этап – 2011–2012 годы.
Общий объем финансирования I этапа Программы (2003–2005 годы)составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 5,5 млрд. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 23,1 млрд.рублей;
средства внебюджетных источников – 24,3 млрд. рублей;
общий объем финансирования II этапа Программы (2006–2010 годы)составляет 233,6 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 60,5 млрд. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 98,8 млрд.рублей;
средства внебюджетных источников – 74,3 млрд. рублей;
общий объем финансирования III этапа Программы (2011–2012 годы)составляет 194,4 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 58,4 млрд. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 82,6 млрд.рублей;
средства внебюджетных источников – 53,4 млрд. рублей.
Реализация этой программы позволит:
улучшить жилищные условия более 372 тыс. сельских семей, в томчисле 162,34 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 59,9процента;
улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;
довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательныхучреждениях в первую смену до 90 процентов;
повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениямидо 40 – 45 процентов;
расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 1094 единицы;
повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 217 местна 1 тыс. человек;
улучшить информационно-консультационное обслуживание сельскогонаселения;
привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего всельской местности;
расширить сеть комплексных организаций торгово-бытовогообслуживания;
повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водойдо 66,3 процента;
обеспечить введение 1,4 млн. телефонных номеров;
привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственныхавтомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести вдействие 5,9 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающихсельские населенные пункты.
Выполнение данной программы ведет к сокращению темпов снижениячисленности сельского населения до 0,02 процента к концу 2012 года; кприобретению 21909,6 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельскойместности, в том числе 8458,1 тыс. кв. м жилья для молодых семей и молодыхспециалистов;
Так же предусмотрено введение в действие общеобразовательныхучреждений на 209,53 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений на 13,23тыс. мест, открытие 1094 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на55,1 тыс. мест, 1762 организаций по оказанию населению услуг производственнойдеятельности; открытие 1441 филиала детско-юношеских спортивных школ присельских общеобразовательных учреждениях, 1550 организаций розничной торговли иобщественного питания, 6991 специализированной организации бытовогообслуживания, 250 информационно – консультационных центров; газификация 391581дома (квартиры); повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до59,9 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевойводой до 66,3 процента; введение в действие 1413 тыс. номеров телефонной сети;введение в действие 5920 км автомобильных дорог.
2.7 Социальная инфраструктура
По приоритету «Социальная инфраструктура» предусмотрена реализация11 программ:
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на2009–2013 годы,
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на2006–2015 годы»,
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011годы)»,
«Культура России (2006–2011 годы)»,
Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015годы (проект),
«Русский язык (2011–2015 годы)» (проект),
«Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011–2015годах» (проект),
«Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитиеБайкальской природной территории на 2011–2020 годы» (проект),
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011–2016 годы)» (проект),
государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» (проект),«Чистая вода» на 2011–2017 годы (проект).
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Социальная инфраструктура» составит: в 2011году – 96,12 млрд. рублей, что на 50,6% больше, чем в 2010 г., в 2012 году– 63,02 млрд. рублей, в 2013 году – 39,94 млрд. рублей.
Рассмотрим более подробно федеральную целевую программу развитияобразования на 2011–2015 годы.
Программа будет реализована в 2011–2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2011–2013 годы) будут сформированы стратегическиепроекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанныхнаправлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации,образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержкес участием профессионального педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивыемодели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки ихрезультативности, разработаны сценарии для различных типов образовательныхучреждений, регионов и социально-экономических условий.
На втором этапе (2014–2015 годы) предстоит завершить начатые напервом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения вобразовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будутсформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабногоиспользования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определеныосновные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развитияобразования на следующий период.
Объем финансирования мероприятий Программы составит:
общий объем – 137908,8 млн. рублей,
в том числе: за счет средств федерального бюджета – 54228,8 млн.рублей, из них субсидии – 10469,68 млн. рублей; за счет средств бюджетовсубъектов Российской Федерации – 67070 млн. рублей; за счет внебюджетныхисточников – 16610 млн. рублей.
В результате реализации будет увеличена доля образовательных услугв валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;
снизится на 16 процентов уровень безработицы среди граждан,имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование;
снизится на 8 – 12 процентов затраты на реализацию механизмовсоциальной адаптации для социально незащищенных групп населения.
Будут создаваться образовательные и досуговые программы на всехуровнях системы образования.
Так же будет проходить внедрение и эффективное использование новыхинформационных сервисов, систем и технологий обучения, электронныхобразовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательныхучреждений всех уровней и образовательных процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных детей;
поддержка региональных комплексных программ развитияпрофессионального образования, направленных на достижение стратегических целейинновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки,высшего, среднего и начального профессионального образования, российских изарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
Будет проведена подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизациии технологического развития экономики России;
оснащение современным учебно-производственным, компьютернымоборудованием и программным обеспечением образовательных учрежденийпрофессионального образования, внедряющих современные образовательные программыи обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов введущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этойработе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спросна выпускников учреждений профессионального образования; формирование сетиэкспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификациипрофессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслейэкономики; повышение показателей академической мобильности студентов ипреподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различныхобразовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподаванияспециалистов из реального сектора экономики;
кооперирование учреждений профессионального образования с внешнейсредой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройствувыпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудниковпредприятий; внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства,обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; внедрение иподдержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательныхучреждений.
Так же очень важна программа «Предупреждение и борьба с социальнозначимыми заболеваниями (2007–2012 годы)».
Общийобъем финансирования Программы составляет 81895,4 млн. рублей (в ценахсоответствующих лет), в том числе за счет средств:
федерального бюджета – 40605,1 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации – 39998,9 млн. рублей;
внебюджетных источников – 1291,4 млн. рублей.
При реализации программы ожидается снижение доли осложнений присахарном диабете до 28 процентов;
увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больныхсахарным диабетом I типа, до 55,3 года, женщин – до 59,1 года;
увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больныхсахарным диабетом II типа, до 71,5 года, женщин – до 73,5 года;
снижение заболеваемости туберкулезом в исправительных учрежденияхФедеральной службы исполнения наказаний до 1495 случаев на 100 тыс. человек;
увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом,состоявших на учете на конец года, до 35,9 процента;
снижение смертности от туберкулеза до 17,8 случая на 100 тыс.населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службыисполнения наказаний – до 140 случаев на 100 тыс. человек;
снижение числа вновь зарегистрированных в течение года случаевзаражения ВИЧ-инфекцией до 31 тыс. случаев, в том числе в исправительныхучреждениях Федеральной службы исполнения наказаний – до 1,6 тыс. случаев;
увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных впрограмму профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, до 98 процентов;
улучшение показателей, характеризующих раннее выявлениезлокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных свизуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания, до73,1 процента;
снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразованийв течение года с момента установления диагноза, в общем числе больных, впервыевзятых на учет в предыдущем году, до 27,8 процента;
снижение смертности от злокачественных новообразований у мужчин до171,6 случая на 100 тыс. населения, у женщин – до 90,1 случая на 100 тыс.населения;
снижение заболеваемости сифилисом до 50,1 случая на 100 тыс.населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службыисполнения наказаний – до 150 случаев на 100 тыс. человек;
снижение заболеваемости детей сифилисом до 7,2 случая на 100 тыс.детского населения;
снижение заболеваемости детей гонореей до 10,2 случая на 100 тыс.детского населения;
увеличение доли специализированных медицинских учреждений,осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемыхполовым путем, в общем числе учреждений дерматовенерологического профиля до 60процентов;
увеличение числа подростковых специализированных центровпрофилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 55;
снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 2,7 случаяна 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C до 3,8 случаяна 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до36 случаев на 100 тыс. населения;
увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказанияпсихиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 41 процента;
снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарнойпсихиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 14,5 процента;
снижение средней продолжительности лечения больного впсихиатрическом стационаре до 73,9 дня;
снижение доли повторных в течение года госпитализаций впсихиатрический стационар до 17,5 процента;
снижение заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями до4680 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности населения от цереброваскулярных болезней до270 случаев на 100 тыс. населения;
увеличение выявления больных артериальной гипертонией до 1000 тыс.человек в год;
увеличение числа лиц, обученных в школах здоровья для больныхартериальной гипертонией, до 1400 тыс. человек в год;
сохранение 95-процентного уровня охвата детей профилактическимипрививками;
снижение заболеваемости дифтерией до 0,16 случая на 100 тыс.населения;
снижение заболеваемости корью до 0,8 случая на 100 тыс. населения.
Во время реализации программы планируется совершенствованиеметодов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социальнозначимых заболеваниях;
разработка и внедрение современных методов профилактики,диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях наоснове передовых технологий;
строительство и реконструкция специализированных медицинскихучреждений.
2.8 Безопасность
В рамках приоритета «Безопасность» будет осуществляться реализациямероприятий 17 федеральных целевых программ:
«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»,
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и напериод до 2015 года»,
«Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы)»,
«Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и системжизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2014 годы»,
«Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)»,
«Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатыхматериалов, приведение системы их хранения и эксплуатации вовзрывопожаробезопасное состояние на 2005–2010 годы»,
«Модернизация Единой системы организации воздушного движенияРоссийской Федерации (2009–2015 годы)»,
«Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»,
«Национальная система химической и биологической безопасностиРоссийской Федерации (2009–2013 годы)»,
«Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»,
«Создание системы базирования Черноморского флота на территорииРоссийской Федерации в 2005–2020 годах»,
«Мировой океан»,
«Совершенствование федеральной системы разведки и контролявоздушного пространства Российской Федерации до 2015 года» (проект),
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (проект),
«Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственнойавиации Российской Федерации в 2011–2015 годах» (проект),
«Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2011–2020годы)» (проект), «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015года» (проект).
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Безопасность» составит: в 2011 году –101,42 млрд. рублей, что на 37,2% больше, чем в 2010 г., в 2012 году –84,54 млрд. рублей, в 2013 году – 72,77 млрд. рублей.
2.9 Развитие регионов
По приоритету «Развитие регионов» предусматривается реализация 6федеральных целевых программ:
«Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012годы»,
«Юг России (2008–2013 годы)»,
Программа развития Калининградской области на период до 2015 года,«Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на2007–2015 годы»,
«Социально-экономическое и этнокультурное развитие российскихнемцев на 2008–2012 годы»,
«Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016годы».
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Развитие регионов» составит: в 2011 году –37,39 млрд. рублей, что на 40,6% больше, чем в 2010 г., в 2012 году –30,62 млрд. рублей, в 2013 году – 13,40 млрд. рублей.
Рассмотрим более подробно программу «Юг России (2008–2013 годы)».
Основной целью Программы является повышение благосостояния икачества жизни населения республик, входящих в состав Южного и Северокавказскогофедеральных округов, обеспечивающее сокращение их отставания отсреднероссийского уровня.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики региона(на федеральном, региональном и местном уровнях);
развитие стратегически приоритетных направлений на территорииреспублик юга России), обеспечивающих высокие темпы экономического роста,увеличение доходов населения;
повышение доступности и качества социальной инфраструктуры нарегиональном и местном уровнях;
повышение занятости населения.
Общая сумма затрат на 2008–2013 годы составляет 145486,9 млн.руб., в том числе:
52116,9 млн. рублей из федерального бюджета, из них:
капитальные вложения – 52116,9 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 11866,6 млн.рублей;
внебюджетные источники – 81503,4 млн. рублей
Целью программы является сокращение отставания республик, входящихв состав Южного и Северокавказского федеральных округов, по основныммакроэкономическим показателям от среднероссийского уровня;
повышение финансового самообеспечения республик и уровня жизнинаселения;
снижение социальной напряженности в регионе.
Реализация программы позволит:
сократить уровень бедности в республиках, приблизить уровеньдоходов их населения к среднероссийскому уровню.
Денежные доходы населения к 2014 году увеличатся в 2,1 раза посравнению с уровнем 2006 года; повысится уровень занятости населения.
В результате реализации Программы уровень безработицы уменьшитсяна 4,6 процента;
увеличить объем валового регионального продукта республик югаРоссии в 1,7 раза по сравнению с объемом валового регионального продукта в 2006году;
увеличить уровень бюджетной обеспеченности республик, входящих всостав Южного и Северокавказского федеральных округов, повысить налоговую базумуниципальных бюджетов, сократить уровень дотирования из бюджетов вышестоящихуровней.
Уровень доходов консолидированных бюджетов субъектов Южного и Северокавказскогофедеральных округов на душу населения к 2014 году увеличится в 2,2 раза посравнению с уровнем 2006 года;
обеспечить рост инвестиций в основной капитал к 2014 году в 2,5раза по сравнению с уровнем 2006 года.
2.10 Развитие государственных институтов
По приоритету «Развитие государственных институтов» будутреализовываться 4 программы:
«Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы,
подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системыведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектовнедвижимости (2002–2008 годы)»,
«Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах»,государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» (проект).
Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средствфедерального бюджета по приоритету «Развитие государственных институтов» составит:в 2011 году – 22,39 млрд. рублей, что на 12,4% больше, чем в 2010 г., в2012 году – 18,73 млрд. рублей, в 2013 году – 3,10 млрд. рублей.
В результате выполнения данной программы ожидается повышениекачества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан иорганизаций обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышенияэффективности и качества рассмотрения дел;
создание необходимых условий для осуществления правосудия,обеспечение его доступности;
обеспечение независимости судей;
повышение уровня исполнения судебных актов.
Объем финансирования программы за счет средств федеральногобюджета в 2007–2011 годах составляет 48411,3 млн. рублей, в том числе в 2007году – 5989,7 млн. рублей (государственные капитальные вложения – 4930,5 млн. рублей,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 20 млн. рублей,прочие расходы – 1039,2 млн. рублей), в 2008 году – 8937,1 млн. рублей(государственные капитальные вложения – 7750,2 млн. рублей,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 9 млн. рублей,прочие расходы – 1177,9 млн. рублей), в 2009 году – 9628,9 млн. рублей(государственные капитальные вложения – 8378,6 млн. рублей,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 2 млн. рублей,прочие расходы – 1248,3 млн. рублей), в 2010 году – 11947,2 млн. рублей(государственные капитальные вложения – 9609,6 млн. рублей,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 3,5 млн. рублей,прочие расходы – 2334,1 млн. рублей), в 2011 году – 11908,4 млн. рублей(государственные капитальные вложения – 9407,6 млн. рублей,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 2 млн. рублей,прочие расходы – 2498,8 млн. рублей).
Планируетсясоздание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, варбитражных судах – 14 тыс. мест, формирование системы электронногодокументооборота, способствующей повышению эффективности работы судей иработников аппаратов судов;
создание 2200веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, чтопозволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности(порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенныхсудебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов поразличным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советовсудей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатахв судьи и процессе их рассмотрения);
осуществлениепересмотра подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общейюрисдикции, определение в арбитражных судах категорий дел, по которымкассационное и надзорное обжалование не допускается, а также исключение подругим категориям дел возможности обжалования решений суда первой инстанции вкассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, чтопозволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качестваработы судов и выносимых судебных решений;
введениевнесудебного порядка урегулирования споров, что повлечет снижение судебнойнагрузки и скажется на повышении качества судебных актов;
введениеобязательного порядка оглашения судьей до начала слушания дела всехнеформальных обращений по этому делу, что обеспечит независимость иобъективность решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работесудов;
установлениезапрета на участие в рассмотрении дел адвокатов – супругов, родственников илисвойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также повлияет наустранение условий, способствующих коррупции в работе судов;
осуществлениеобязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечениесоблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участниковпроцесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний;
созданиеприемных во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступностьправосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подаватьзаявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общениесудей со сторонами до рассмотрения дела, исключит возможность возникновенияусловий, способствующих коррупции в работе судов;
введениеобязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественныхобязательств, что также исключит возможность возникновения условий,способствующих коррупции в работе судов, и повысит доверие к органамправосудия;
обеспечениежильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции иСудебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражныхсудах – 200 судей и 195 работников аппаратов;
увеличениеплощади служебных помещений в расчете на одного судью: в судах общей юрисдикции– со 117,8 кв. метров до 129,6 кв. метров общей площади;
в арбитражныхсудах – с 85,4 кв. метров до 111,5 кв. метров общей площади;
строительство19 зданий для размещения территориальных органов Федеральной службы судебныхприставов;
создание варбитражных судах «офисов судьи» исходя из потребности, составляющей 160 кв. метров общей площади на одного судью;
внедрениесредств охраны зданий судов;
увеличениеобъема исполнения судебных актов с 52 до 80 процентов
В результатереализации программы будут созданы условия для обеспечения открытости,прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебныхорганов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня ихисполнения.

Заключение
В ходе написания данной курсовой работы для достижения основнойцели были решены поставленные задачи, а именно: дали понятие федеральныхцелевых программ, рассмотреть разработку, финансирование, оценку, утверждениефедерально-целевых программ. Проанализировали некоторые федеральные целевыепрограммы, определить их влияние на социально-экономическое положение страны.
Из проделанной работы, можно вынести некоторые плюсы федеральныхцелевых программ:
1. Концентрация ресурсовна решении приоритетных задач;
2. Длительный горизонтпланирования, позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочныесоциально-экономические эффекты;
3. Системный подход кформированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализациимероприятий для достижения поставленных целей;
4. Возможность в рамкахпрограмм консолидировать усилия федеральных, региональных органовисполнительной власти и частного сектора экономики;
5. Открытый порядокформирования и реализации федеральных целевых программ;
6. Высокая степеньпрозрачности государственных заказов и закупок в рамках программныхмероприятий;
7. Обеспечение контроля за эффективностью расходования средствгосударственного бюджета.

Список литературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 №333-ФЗ) ст. 179,ст. 179.2.
2. Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд: Федеральный Закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ.
3. Порядокразработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственныхцелевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (вред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №93, от26.05.2008 №392).
4. ПостановлениеПравительства РФ от 26 июня 1995 года №594 «О реализации Федерального закона «Опоставках продукции для федеральных государственных нужд».
5. Пояснительнаязаписка к перечню федеральных целевых программ, подлежащих финансированию изфедерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов.
6. РаспоряжениеПравительства РФ от 17.11.2008 №1663-р Об утверждении основных направленийдеятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по ихреализации.
7. Федеральныйзакон от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции от 23 июля 2010 г. №185-ФЗ).
8. БухвальдМ., Павлов И.Т. Инвестиционная политика. М.: Наука, 2005. – 141 с.
9. Гапоненко А.Л.,Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методыуправления. М.: РАГС, 2008.
10. Дмитриева О.Г. Экономическаядиагностика. СПб.: Наука, 2008. – 138 с.
11. Лексин В.Н.,Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственногорегулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2008.– 342 с.
12. Ратнер Н.М.,Нестеренко О.Н., Ятнов В.А., Юрпалов С.Ю. Целевыефедеральные программы. Екатеринбург: УрГЭУ, 2007. – 156 с.
13. Федоров Н.В.,Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развитиярегионов. М., 2008. –318 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Sixties Essay Research Paper Aviv GrillThe SixtiesFrom
Реферат Автоматизированная система распределенного контроля и анализа результатов аттестации персонала промышленных объединений
Реферат Calvinism Essay Research Paper Since John Calvin
Реферат О компании Airbus Каталог самолетов 2 2
Реферат Фольклорные элементы в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Реферат Агентский договор № от 201 г
Реферат Проект разработки и принятия управленческого решения по эффективной организации маркетинговой работы на предприятии
Реферат Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников
Реферат «Бог помочь вам!..»
Реферат Бутмирская культура
Реферат Разработка узла с функцией перевода чисел из формата в формат
Реферат Індивідуальна робота бібліотеки з обдарованими дітьми
Реферат База данных Домашняя библиотека
Реферат Andromeda Strain Essay Research Paper Michael Crichton
Реферат Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации