/>/>/>/>/>/>/>/>МИНИСЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Заочного образования
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
По дисциплине
Экономика предприятия отрасли
Тема
«Анализ и формирование фонда оплаты труда
в туристском предприятии»
Выполнила: студентка 4курса
факультета «Заочногообразования», гр. ЭТ-41
Полежаева ТатьянаМихайловна
Барановичи 2010г.
РЕФЕРАТ
Объём работы 34 с., в том числе 4 табл., приложения5 шт. ,40 наим. лит.
Ключевыеслова: ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА, СИСТЕМА, ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА, УСЛОВИЯТРУДА, РЕЖИМ РАБОТЫ, СТОИМОСТЬ, ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ, ИНДЕКС, ЭФФЕКТИВНОСТЬИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Цель работы — проанализировать фонд оплатытруда на туристском предприятии «Лассе-тур»и разработать рекомендации по его улучшению.
Объект исследования: туристское предприятие «Лассе-тур».
Предмет исследования: фонд оплаты труда натуристском предприятии «Лассе-тур».
Теоретической и методологической основойисследования послужили положения, концепции и гипотезы, содержащиеся в трудахотечественных и зарубежных ученых в сфере научного знания о туризме какспецифической форме торговли услугами, его современных особенностях, роли всоциально экономическомразвития туристской организации.
Автор работы подтверждает, что приведенныйв ней расчетно аналитический материал правильно и объективно отражаетсостояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и другихисточников теоретические и методологические положения и концепциисопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Туризмсегодня превратился в бурно развивающуюся отрасль мировой экономики. Во многихстранах туризм занимает значительное место в формировании внутреннего валовогопродукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятостинаселения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризмявляется источником значительных валютных поступлений, способствует расширениюмеждународных контактов и т.д.
Дляэффективного ведения туристского бизнеса предприниматели должны хорошоразбираться в вопросах экономики туризма, который оказывает определенноевлияние на экономику страны.
Туризмявляется работодателем 127 млн. людей, каждого пятнадцатого из всех работающих.Естественно, что каждому работнику, занятому в сфере туризма и гостеприимстванеобходимо выплачивать заработную плату, сущность и форму организации котороймы рассмотрим в данной курсовой работе.
Заработная плата является неотъемлемымэлементом социально-экономической политики государства, главным источникомповышения благосостояния работников, основным средством побуждения членовобщества к высокопроизводительному и высококачественному труду.
Экономические преобразования илиберализация социально-трудовых отношений потребовали новых подходов креформированию системы оплаты труда.
Цель работы – проанализировать фондаоплаты труд на туристском предприятии«Лассе-тур».
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основныеаспекты формирования фонда оплаты труда в туристской индустрии.
2. Проанализироватьдеятельность туристского предприятия «Лассе тур».
3. Сделать анализ фондаоплаты труда на предприятии.
4. Рассмотреть пути повышенияэффективности формирования и использования фонда оплаты труда на туристскомпредприятии.
Объект исследования: туристское предприятие «Лассе-тур».
Предмет исследования – фонд оплаты трудана туристском предприятии «Лассе-тур».
При выполнении работы использованыследующие общенаучные методы: математические и статистические методы,наблюдение, анализ, синтез, методы стратегического анализа.
Большой вклад в исследование экономикитуризма внесли работы таких авторов, как В. Арчер, И.Т. Балабанов, А.И.Балабанов, В.Г. Гуляев, Г.А. Карпова, В.А. Квартальное, С. Оуен, Г.А. Папирян,В.И. Самофалов, Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова, Г.А. Яковлев и др.
Менеджменту в туризме посвященыисследования Ю.П.Анискина, Дж. Боуэна, Е.Н. Ильиной, Н.В. Исаевой, М.А.Жуковой, Дж. Мейкенза, Н.И. Кабушкина, Ф. Котлера, Л.И. Лукичевой, Н.К.Моисеевой, А.Д. Чудновского и др.
При написании курсовойработы изучены и использованы законодательные, нормативные акты РеспубликиБеларусь и методические материалы, статистические и экономические данные,опубликованные в периодической печати, учебная и научная литература,монографии.
ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА В ТУРИСТСКОЙИНДУСТРИИ
1.1Формы и системы оплаты труда на туристском предприятии
Всфере туризма существуют сдельная, повременная и контрактная формы оплатытруда. Дифференциация форм оплаты труда служит одним из факторовпрофессиональной мобильности работников. Оплата труда работников производится по:
· сдельным расценкам;
· часовым тарифным ставкам;
· месячным должностным окладам;
· в процентах от выручки.
Сдельная форма оплаты трудапредусматривает начисление заработной платы по заранее установленным расценкамза каждую единицу выполненной работы. Онаприменяется там, где возможен количественный и качественный учет выработкипродукции или объема работ и технически обоснованно нормирование выработки. Накаждую единицу продукции или объема работ устанавливается сдельная расценка,которая представляет собой величину оплаты труда. Расценка может быть единичнойили комплексной.
Онаподразделяется на:
· простую сдельную, при такой системезаработок каждого рабочего пропорционален его выработке и определяется какпроизведение изготовленных или выработанных единиц продукции;
· сдельно-премиальную, при такой системе рабочему кроме заработка попрямым сдельным расценкам, выплачивается премия за выполнение и перевыполнениеустановленных показателей. Премии определяются за фактически отработанное времяна основании сдельного заработка;
· аккордную, при этой системе оплаты величина заработной платы устанавливается завесь объем работы, а не за каждую операцию. Эта система обычно сочетается спремированием за сокращение сроков выполнения аккордных заданий. Общая стоимостьработ определяется на основе норм времени (выработки) и расценок. Бригадевыдается аккордный наряд, предусматривающий весь комплекс основных ивспомогательных работ. В наряде указывается начало и окончание работ, а такжесуммы заработной платы и премий с учетом качества. При долгосрочном выполнениисумма премии известна заранее;
· сдельно-прогрессивную, при данной системе оплаты труда в пределахустановленной исходной нормы (базы) производится по прямым сдельным расценкам,а сверх данной нормы – по повышенным. Увеличение сдельных расценок определяетсяв каждом случае по специальной шкале;
· косвенно-сдельную, такая система служит для оплаты труда наладчиковтехнологического оборудования, слесарей-ремонтников, помощников мастеров идругих вспомогательных рабочих, от результатов деятельности которых зависитпроизводительность основных рабочих. Такая оплата может быть организована посдельным расценкам, увеличивающимся по обслуживаемому участку.
Приповременной форме оплаты труда заработная плата работникам начисляется поустановленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Онаделится на:
§ простую повременную, при данной системе заработок зависит от тарифнойставки (должностного оклада) и количества отработанного времени;
§ повременно-премиальную, при которой, кроме заработка по тарифнымставкам (окладам), выплачивается премия за достижение определенныхколичественных и качественных показателей.
Всебольшее распространение получает контрактная форма оплаты труда. По этойсистеме работают не только руководители разных уровней, но и специалисты.Важным стимулом материальной заинтересованности работников сферы туризмаявляется премирование. Размер премирования зависит от конечных результатовтуристской деятельности. Премирование не может быть постоянно гарантированным.
Всвязи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги,осуществляется индексация заработной платы.
1.2Состав заработной платы на туристском предприятии
Фондзаработной платы представляет собой сумму всех расходов туристского предприятияна оплату труда денежной, натуральной и смешанной формах независимо отисточников выплат.
Основнымэлементом фонда заработной платы, выплачиваемой в денежной форме, являетсяоплата труда за фактически выполненную работу. Она состоит из:
· выплат по сдельным расценкам,тарифным ставкам, должностным окладам;
· доплат за совмещение профессий,выполнение обязанностей отсутствующих работников;
· выплат по договорам подряда исовместителей;
· заработной платы студентам вузов итехникумов, проходящих производственную практику и зачисленных на должности;
· оплаты простоев не по винеработников; заработной платы работников, осуществляющих руководство практикойстудентов и учащихся.
Крометого, элементами фонда зарплаты являются:
· выплаты стимулирующего характера;
· выплаты компенсирующего характера,связанные с условиями труда и режимом работы;
· денежные компенсации по удорожаниюстоимости питания, за путевки, поездки и др.
Заработнаяплата в натуральной форме может выплачиваться работнику путем выдачи продукции,производимой на туристском предприятии либо приобретенной у третьих лиц. Заменаденежной оплаты полностью или частично натуральной (смешанной) допускаетсятолько с согласия работника, что в обязательном порядке должно быть оговорено сним.
Всфере туризма осуществляются также выплаты, не учитываемые в составе фондазаработной платы:
1. выходное пособие, выплачиваемое уволенным работникам всвязи с сокращением численности штата, реорганизацией или ликвидацией;
2. надбавки к пенсиям, единовременные выплаты;
3. пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу заребенком до достижения им определенного возраста в соответствии сзаконодательством;
4. компенсации за использование личного автомобиля вслужебных целях;
5. командировочные расходы;
6. пособия по социальному страхованию и другие выплаты засчет фондов социальной защиты;
7. материальная помощь;
8. расходы на погашение ссуд, выданных работникам и др.
Всостав фонда заработной платы не включаются доходы, полученные работникамипредприятий в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членовтрудового коллектива (дивиденды, проценты).
Всоответствии с учетом отработанного времени работниками в человеко-часах,человеко-днях, человеко-месяцах различают часовой, дневной и месячный фондзаработной платы. В состав часового фонда заработной платы входят все видыоплаты за отработанные человеко-часы — по основным тарифным ставкам илирасценкам, окладам и всевозможные виды премий, компенсаций и доплаты заотработанное время, за исключением доплат за сверхурочные, а также доплат заработу в отдаленных местностях. Дневной фонд заработной платы непосредственносвязан с рабочим временем, учтенным в человеко-днях. Сюда входит весь фондчасовой зарплаты, доплаты за сверхурочную работу и оплата внутрисменныхпростоев и перерывов в работе в установленных законодательством случаях
В месячныйфонд заработной платы включаются все элементы заработной платы, начисленнойработникам, как в денежной, так и натуральной форме. Кроме сумм, входящих вфонд дневной заработной платы, сюда включаются также:
O оплата целодневных простоев не по вине работников ицелодневных отвлечений работников в установленных законодательством случаях;
O выплата надбавок за выслугу лет;
O оплата отпусков к компенсаций за неиспользованныйотпуск;
O выходные пособия;
O вознаграждения по итогам работы;
O стоимость бесплатных коммунальных услуг, натуральныхвыдач и др.
Сиспользованием фондов заработной платы решаются следующие задачи:
оценкасостава и структуры фондов заработной платы, изучение структурных изменений вфондах заработной платы;
расчетпоказателей средней заработной платы, оценка динамики средней заработной платы;
анализсоотношения динамики средней заработной платы к производительности труда.
Определяютсяследующие показатели средней заработной платы:
-средняячасовая:
ЧЗП= Фонд часовой заработной платы / Отработанные человеко-часы
-средняядневная
ДЗП=Фонд дневной заработной платы / Отработанные человеко-дни
-средняямесячная:
МЗП=Месячный фонд заработной платы / N
Динамикасредней заработной платы изучается с использованием индексов переменного,фиксированного состава и влияния структурных сдвигов.
Индекспеременного состава имеет вид
Уп.с =/>=/> (1)
Где/> и/>/> —средняя заработная плата отдельных категории работников в базисном и отчетномпериодах,
/> и/>— доляотдельных категорий персонала в базисном и отчетном периодах соответственно)
Индекспеременного фиксированного состава показывает, каким образом изменился среднийуровень заработной платы в отчетном периоде по сравнению с базисным взависимости от изменения средней зарплаты отдельных категорий персонала иудельного веса численности работников с различным уровнем оплаты труда. Каждыйиз этих факторов влияет на изменение уровня средней заработной платыпо-разному.
Дляустранения влияния структурного фактора следует воспользоваться индексомфиксированного состава:
Уф.с =/>=/> (2)
Этотиндекс показывает, каким образом изменился средний уровень заработной платы безучета структурного фактора, то есть только в результате изменения уровнейзаработной платы работников в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Влияниеструктурного фактора можно определить с помощью
индексаструктурных сдвигов:
У.с.с ==/>=/> (3)
Этотиндекс характеризует, каким образом изменился средний уровень заработной платыв зависимости от изменения удельного веса численности работников с различнымуровнем заработной платы. При анализе динамики заработной платы изучаетсядинамика показателей номинальной и реальной заработной платы. Номинальнаязаработная плата представляет собой начисленную сумму денег за час, день,неделю работы и т. д.
Реальнаязаработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработнойплаты. Реальная заработная плата определяется путем деления номинальнойзарплаты на индекс цен на потребительские товары и услуги.
Специалист,работающий в социально-культурном сервисе и туризме, должен обладать высокойквалификацией и знаниями в области:
u экономики, предпринимательства, статистики,маркетинга, принятой в стране системы национальных счетов;
u финансово-экономического анализа ресурсов, туристскойиндустрии (ее структуры, тенденций и условий развития, функциональной роли инаправленности) и конечных результатов функционирования туристскогопредприятия;
u технологий производства туристского продукта, оказанияуслуг;
u социальной психологии и психологии поведенияпокупателя:
u знания основ одного или нескольких иностранных языков.Он должен обладать:
u умением вести деловые переговоры, увеличивать числоклиентов фирмы;
u навыками работы с персональным компьютером,множительной техникой.
u организаторскими способностями, компетентностью,деловитостью, оборотистостью, сообразительностью, находчивостью, энергичностью.
Такимобразом, труд работника туризма носит умственный, творческий характер, имеетвысокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Эти специфическиеособенности работника туристского сервиса обуславливают цену и оплату его труда[8, стр.355].
1.3 Формирование фонда оплаты труда
Фондазаработной платы планируется на основе следующих данных:
· производственнаяпрограмма в натуральном и стоимостном выражении, ее трудоемкость;
· состав иуровень квалификации работников, необходимых для выполнения программы;
· действующаятарифная система;
· применяемыеформы и системы оплаты труда;
· нормы и зоныобслуживания, а также законодательные акты по труду, регулирующие заработнуюплату (род выплат и доплат, учитываемых при оплате труда).
Всостав фонда включается основная и дополнительная заработная плата. К основнойотносится оплата труда за выполненные работы. Она включает сдельную заработнуюплату, тарифный фонд заработной платы, премии.
Кдополнительной заработной плате относятся такие выплаты работникам предприятий,которые производятся не за выполненную работу, а в соответствии с действующимзаконодательством (доплаты за работу в ночное время, бригадирам, за сокращенныйрабочий день подросткам и кормящим матерям, оплата очередных и дополнительныхотпусков, выполнение государственных обязанностей, оплату за обучениеучеников).
Вплановый фонд заработной платы не включаются доплаты за отклонения отнормальных условий труда (плата за сверхурочные работы, простои, брак и т.п.).
Вдействующей практике используются разнообразные методы формирования фондаоплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям.Долгие годы фонд оплаты труда определялся умножением расчетной численностиработающих на плановый уровень средней заработной платы (без учета выплат изфонда материального поощрения). Основой расчета этих показателей по действующимпредприятиям явилось определение планового прироста производительности труда исредней заработной платы. Недостаток этого метода формирования фонда заработнойплаты состоит в том, что он не нацеливает на рациональное использование живоготруда, так как в данном случае при большей численности работающих будет большефонд заработной платы. Не обеспечивает приведенный метод формирования фондазаработной платы прямой зависимости не только с конечным результатом трудаколлектива, но даже с объемом производства. В этой связи следует отметить, чтонаилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фондаоплаты труда. Именно данный метод использует большинство компаний в странах сразвитой рыночной экономикой. Однако он может быть действенным лишь при наличииследующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные,изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных струдовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплатытруда должны быть не индивидуальные, а групповые.
Впрактике нормативный метод используется в двух модификациях. В первом случае наоснове установленных абсолютных нормативов расхода заработной платы на рубльпроизведенной продукции и ее объема определяется плановый фонд оплаты труда. Нормативзаработной платы рассчитывается по формуле/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
100 х ДЗ /> /> />
(4) /> /> /> />
Н
= /> /> /> /> /> />
100 х ДП /> /> />
гдеН — норматив расхода фонда заработной платы на рубль товарной (реализованной,чистой) продукции;
Фб— фонд заработной платы в базисном периоде, тыс.руб.;
Аб— объем товарной продукции, тыс.руб.;
ДЗ— плановый прирост средней заработной платы, %;
ДП—плановый прирост производительности труда, %.
Приэтом ДЗ определяется по формуле:
ДЗ= С х ДП (5)
гдеС — норматив прироста средней заработной платы на один процент приростапроизводительности труда.
Еговеличину целесообразно дифференцировать по предприятиям, структурнымподразделениям в зависимости от доли прироста объема производства за счетповышения производительности труда и структуры факторов этого повышения. Чем вышедоля факторов, связанных с использованием внутрипроизводственных резервов, темболее высоким может быть относительный прирост средней заработной платы накаждый процент увеличения производительности труда.
Прииспользовании второй модификации нормативного метода фонд заработной платысостоит из двух частей. Первая часть — фонд заработной платы в базисномпериоде. Вторая — прирост фонда заработной платы по стабильному нормативу закаждый процент прироста объема производства. При данном методе расчета фондоплаты труда не связан с конечным результатом труда коллектива.
С1991 года предприятия самостоятельно формируют фонд оплаты труда. Механизмрегулирования расходов на оплату содержит следующие элементы:
· порядокопределения нормируемой величины расходов на оплату труда, включаемых всебестоимость продукции;
· порядокналогообложения расходов на оплату труда, превышающих нормативную величину.
Нормируемаявеличина фонда оплаты труда рассчитывается исходя из установленнойправительством величины минимальной заработной платы на одного работающего вмесяц с учетом отраслевых поправочных коэффициентов и плановой численностиработающих.
Установленследующий порядок исчисления суммы штрафа за превышение нормируемой величиныоплаты труда. Предприятия, у которых размер фонда оплаты труда, относимый насебестоимость продукции (работ, услуг) превышает нормируемую величину,увеличивают налогооблагаемую прибыль на сумму превышения.
ГЛАВА 2. />/>АНАЛИЗФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА НАТУРИСТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ЛАССЕ-ТУР»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика турагентства ЧУТП «Лассе-тур»
Тип предприятия «Лассе-тур» – туристская организация. Туристские организациизанимают определённое место в системе туризма в целом, поскольку представляютсобой органы управления и частные объединения, которые формируют услуги(продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками, координируютфункциональную деятельность туристских предприятий и регионов.
Функции туристской организации можносформулировать следующим образом:
· разработка и исполнение местнойкурортной и региональной туристской политики;
· объединение политики, учитывающейрыночные условия;
· обеспечение общих интересов втранспортном сообщении;
· формирование туристскогосамосознания;
· организация культурной,фольклорной, общественной и спортивной жизни;
· руководство деятельностью турбюро;
· обсуждение предложений, указаний ижалоб, относящихся к туристской деятельности;
· выполнение задач по формированию икоординации туристского предложения;
· долевое участие в эксплуатациикурортных и туристских сооружений;
· налаживание и укрепление связей суправлениями, гостиничными предприятиями, транспортными и туристскимиорганизациями, различными объединениями, прессой, радио, телевидением,организациями всех форм собственности.
Туристская организация «Лассе-тур» предоставляет потребителямтуристского продукта следующие услуги:
– туристические продукты (комплекс услугпо размещению, перевозке, медицинскому страхованию, питанию туристов,экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, другие услуги,предоставляемые в зависимости от целей путешествия и выбора туриста);
– бронирование и выписка авиабилетов ЧУТП«Лассе-тур» — член международнойассоциации авиаперевозчиков 4 IATA, официальный агент по продажам авиабилетов ведущихкомпаний, среди которых Белавиа, Аэрофлот, Люфтганза, ЛОТ, КЛМ, Эль Аль,Литовские авиалинии, Австрийские авиалинии. Система бронирования «Амадеус»позволяет бронировать не только авиабилеты, но и гостиницы, автомобили, яхты ит. д.
Основными источниками правовогорегулирования деятельности ЧУТП «Лассе-тур»являются: Конституция Республики Беларусь, гражданский кодекс РеспубликиБеларусь и законодательство Республики Беларусь. ЧУТП «Лассе-тур» осуществляет свою деятельность на основании устава.
ЧУТП «Лассе-тур»зарегистрировано решением горисполкома администрации г. Гомель, в единомгосударственном регистре юридических лиц.
ЧУТП «Лассе-тур»имеет линейно-функциональную (смешанную) организационно-управленческуюструктуру.
Данный подход обеспечивает качественноновое разделение труда в процессе управления компании, при котором линейныеруководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решенияпри помощи функциональных руководителей.
Структура управления компанией прилинейно-функциональной структуре управления сохраняет принцип единоначалия. Этообъясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решениикомплекса задач, определяя тем самым главную первоочередную задачу.
На предприятии несуществует отдельного подразделения, занимающегося только внешнеэкономическойдеятельностью. Функции данного отдела распределены между такими подразделениями:отдел приема и обслуживания туристов, отдел транспорта и экскурсий,коммерческий отдел, бухгалтерия, отдел зарубежных маршрутов.
Среднесписочнаячисленность работников по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 235сотрудников, что на 3 человека меньше по сравнению с 2009г.
Таблица 2.1 Динамика средней заработнойплатыПоказатель Год ФЗП, % 2007 2008 2009 к прошлому году к базисному году Фонд заработной платы, тыс. руб. 188 632 322 963 533 754 165,3 283,0 Среднесписочная численность, чел. 241 238 235 98,7 97,5 Среднегодовая зарплата, тыс. руб. 783,0 1357,0 2271,0 167,4 290,0
Источник: Отчет по заработной плате итруду ЧУТП «Лассе-Тур»
Приложение: собственная разработка
Финансовые результаты и прибыль — важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяютконкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какойстепени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёровв финансовом и производственном отношении. Прибыль является источникомобновления производственных фондов предприятия и расширения производства.Положительные финансовые результаты и максимальную прибыль может обеспечитьтолько правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала,находящихся в его распоряжении.
На основании отчета о прибылях и убытках,проведем анализ хозяйственной деятельности предприятия. Основные показателидеятельности ЧУТП «Лассе-Тур» за 2008-2009 гг.представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2 – Основные показателидеятельности ЧУТП «Лассе-Тур» за 2008 и 2009 ггПоказатели 2008 г., млн. руб. 2009 г., млн. руб. Выручка (нетто) от реализации туристических продуктов (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 1431 1971 Себестоимость реализованных продуктов 1152 1790 Расходы на реализацию - - Прибыль (убыток) от реализации 455 705 Операционные доходы 882 1619 Операционные расходы 887 1626 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов -5 -7 Внереализационные доходы 71 50 Внереализационные расходы 58 29 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов 13 21 Итого прибыль (убыток) за отчетный период 35 119 Налог и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли 1 2 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 34 117
Источник: Отчет о прибылях и убытках ЧУТП«Лассе-Тур»
Примечание: собственная разработка
По сравнению с 2008 г. в 2009 г. произошло увеличение выручки от реализации туристических продуктов на 540 млн. руб. (или на 54,6 %). Такойрост выручки был вызван:
1) Увеличением цен на некоторыетуристические продукты фирмы. Рост цен был обусловлен увеличением себестоимостипредлагаемых турпродуктов. Себестоимость турпродуктов увеличилась в 2009 годупо сравнению с 2008 годом на 638 млн. руб. (или на 43,1 %).
2) Предоставлением скидок постояннымклиентам, что позволило увеличить спрос на турпродукты фирмы.
3) Ориентацией туристической фирмы ЧУТП «Лассе-Тур»на предоставление туристических продуктов европейского стандарта. Западныйстиль управления, ориентация на потребности клиента, постоянное обучениесотрудников – эти приоритеты стратегии позволили ЧУТП «Лассе-Тур» значительноувеличить выручку от реализации турпродукта в отчетном периоде. Компанияпредлагает содействие в оформлении въездных виз в страны Европы, Азии, Африки,Южной и Северной Америки. Опыт и квалифицированный персонал позволяют выполнитьзаказ даже в короткие сроки. Все эти преимущества привели к увеличению выручкиот реализации.
Более высокие темпы роста выручки отреализации по сравнению с темпами роста себестоимости вызвали прирост прибылиот реализации турпродуктов на в отчетном году по сравнению с предыдущимпериодом.
Прибыль от реализации турпродуктовувеличилась на 250 млн. руб. (или на 288,9 %). По сравнению с 2008 г. в 2009 г. произошло увеличение операционных доходов (на 737 млн. руб.) и операционных расходов (на 739 млн. руб. или на83,3 %). Внереализационные доходы и расходы уменьшились соответственно на21 млн. руб. и 29 млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов наконец отчетного периода составила 21 млн. руб. и увеличилась по сравнению с2008 годом на 8 млн. руб.
Общая сумма прибыли увеличилась на 84 млн.руб. к аналогичному периоду прошлого года. Налоги и сборы, платежи и расходы,производимые из прибыли увеличилась на 1 млн. руб. Нераспределенная прибыльувеличилась на 83 млн. руб.
2.2 Анализ фондазаработной платы по туристскому предприятию ЧУТП «Лассе-тур»
Анализ фонда оплаты труда проводят по томуже плану, что и анализ других видов расходов: по сравнению с нормативной илиплановой величиной либо по сравнению с предыдущим отчетным или базовымпериодом. При ярко выраженной сезонности в деятельности предприятия будетполезным проводить сравнения с аналогичным периодом прошлых лет. Анализпроводится по категориям работающих и по подразделениям. В результате анализавыявляются тенденции изменения и причины перерасхода или недорасхода ФОТотносительно нормативных или плановых значений.
Анализ требует соблюдения ряда подходов:
· исторического (использованиезакономерностей развития прошлого и настоящего для планирования будущего);
· комплексного (рассмотрение явленийи процессов по оплате труда в их связи и зависимости с другими процессами иявлениями);
· нормативного(оценка явлений ипроцессов по оплате труда исходя из целей развития предприятия);
· системного (анализ показателей,которые характеризуют специфику каждой относительно самостоятельной части иодновременно позволяют наблюдать целостную картину состояния и развития всейсистемы «заработная плата»).
Кроме того, ради соблюдения принципаадекватности требуется отображение в графической и табличной формах тенденций ивзаимосвязей в развитии явлений и процессов по оплате труда.
При анализе данных, касающихся фондаоплаты труда и использования рабочего времени, широко используются различныеиндексные показатели.
Одной из важнейших задач исследованиявоспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования, а такжеопределения социальной политики государства и прогнозирования роста уровняжизни населения является анализ оплаты труда и заработной платы.
Основными задачами статистическогоисследования в современных условиях являются: 1) определение размера и состава,динамики и факторов роста (снижения) фонда заработной платы; 2) определение ианализ среднего уровня, динамики и дифференциации заработной платы.
Для этого применяются показатели,используемые для исследования заработной платы:
— уровневые показатели – анализируютсяметодом ранжирования;
— динамические показатели — для нихиспользуется индексный метод анализа;
— структурные показатели характеризуютколичественные соотношения между частями и целым в составе заработной платы;
— показатели дифференциации – различия позаработной плате исследуются методом сравнения;
— показатели корреляции – изучаютсяспособом логической индукции и дедукции.
Каждую из рассмотренных групп наполняютпоказатели, которые в свою очередь могут быть: абсолютными, средними илиотносительными; количественными или качественными; индивидуальными иинтегральными; моментными и интервальными и т.п.
Неотъемлемой частью анализа является группировка.Она позволяет наблюдать явления и процессы в их взаимосвязи ивзаимозависимости, оценивать влияние наиболее существенных факторов,обнаруживать закономерности и тенденции. Применяются типологические,структурные и аналитические виды группировок.
Рассмотренные подходы и методы анализапозволяют проводить исследования заработной платы по следующим направлениям:
• динамика заработной платы;
• связь заработной платы с результатамипроизводственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
• дифференциация заработной платы;
• организация заработной платы[29, стр.345].Анализ динамики фондазаработной платы проведем на основе отчетных данных турагентства ЧУТП «Лассе-тур» (табл. 2.3)
Таблица 2.3 Динамика фонда заработнойплатыПоказатель Год 2007 2008 2009 Выручка от реализации (Bp), тыс. руб. 762 701 1 431 109 1 971 180 Темпы роста Bp, % 100 187,6 137,7 В том числе базисный 100 187,6 258,4 Фонд заработной платы (ФЗП), тыс. руб. 188 632 322 963 533 754 Темпы роста ФЗП, % 100 171,2 165,3 В том числе базисный 100 171,2 283,0 Уровень ФЗП, % 24,7 22,6 27,1
Источник: Отчет по заработной плате итруду ЧУТП «Лассе-Тур»
Примечание: Собственная разработка
Общая сумма фондазаработной платы возросла в 2009году по сравнению с 2008 на 210,8 тыс. руб. исоставила 533 754 тыс. руб. За этот же период в абсолютном выражении возросла ивыручка от реализации на 540,1 тыс. руб. Однако за этот период наблюдаетсяснижение темпов роста выручки от реализации по сравнению с темпами роста фондазаработной платы. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом выручка отреализации увеличилась на 37,7 %, а фонд заработной платы — на 65,3 %.Уровеньзаработной платы также вырос на 4,5 % и составил 27,1 %. Как показываетанализ, темпы роста соответствующих показателей были значительно выше в прошломгоду по сравнению с базисным. В отчетном году показатели снизились, хотяуровень заработной платы возрос. Это значит, что предприятие израсходовало фондзаработной платы на сумму 88 703,1 тыс. руб., то есть
(27,1 — 22,6) • 1 971180 / 100 = 88 703,1
Затем изучим анализструктуры источников образования фонда заработной платы. Согласно данныхПриложения А, основная часть фонда заработной платы формируется за счет выплат,относимых на издержки производства. Так, в 2007 году эти выплаты составили 80,2%, в 2008 — 87,7, в 2009 — 90,4 %. Соответственно резко уменьшилась доля выплатиз чистой прибыли. В 2009 году по сравнению с 2007 она уменьшилась на 10,2 %.Такая ситуация свидетельствует о том, что турагентство ЧУТП «Лассе-тур» имеет ограниченные возможностидля оказания социальных льгот, вознаграждений и других выплат для сотрудниковколлектива.
На данном этапеанализа важно определить долю расходов на оплату труда в издержкахпроизводства. Как видно из Приложения Б, сумма расходов на оплату трудаежегодно возрастает. Их удельный вес в издержках производства также имееттенденцию к увеличению, по сравнению с 2008 годом отклонение в 2009 годусоставило 6,6 %. Такая тенденция настораживает. В сложившейся ситуации дляпредприятия актуальным является эффективное использование средств на оплатутруда.
Анализируя структуру и состав фондазаработной платы (Приложение В), следует отметить, что наибольший удельный весв нем составляют выплаты за выполненную работу и отработанное время. Причемдоля этих выплат имеет тенденцию роста на 5,8 % по сравнению с прошлым годом.
Значительное местозанимают поощрительные выплаты в 2008 году — 41,0 %, в 2009 году их снижениесоставило 4,2 %. Произошло также снижение выплат компенсационного характера. Вто же время оплата за неотработанное время увеличилась на 2,0 %. Вообще непроизводились выплаты социального характера. Это говорит о том, что предприятиепрактически не располагает финансовыми ресурсами для оказания социальныхвыплат. Более того, резко возросли издержки производства. В отчетном периоде посравнению с прошлым годом их доля возросла на 41,1%.
Затем произведем анализизучения динамики средней заработной платы (таблица 2.2). Среднегодоваязарплата в 2009 году составила 2271,0 тыс. руб. По сравнению с 2008 годом онаувеличилась на 67,4 %, а по сравнению с 2007— почти в 3 раза. Темпы ростасреднегодовой заработной платы отражают темпы роста фонда заработной платы.Вследствие повышения средней заработной платы годовой фонд увеличился
(2271,0 — 1357,0) + 235 = 214,8 тыс. руб.
Среднесписочнаячисленность существенного влияния на изменение размера фонда заработной платы вданном случае не имеет, так как за отчетный период она уменьшилась всего на 3человека.
Для оценки соотношения темпов роста фондазаработной платы и среднегодовой заработной платы произведем соответствующиесравнения, используя данные таблицы 2.4.
Таблица 2.4 Соотношение темпов ростапроизводительности труда и средней заработной платыПоказатель Год 2007 2008 2009 Среднегодовая зарплата, тыс. руб. 783 1357 2271 Темпы роста, % 100,0 173,3 167,4 Производительность труда, тыс. руб. 3165 6013 8388 Темпы роста, % 100,0 190,0 139,5 Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы - 1,1 0,8
Источник: Отчет по заработной плате итруду ЧУТП «Лассе-Тур»
Примечание: собственная разработка
Из таблицы 2.3 видно,что турагентство ЧУТП «Лассе-тур» в2009 периоде имеет неблагоприятную тенденцию снижения темпов ростапроизводительности труда по сравнению с темпами роста увеличивающейсясреднегодовой заработной платы. Это соотношение равно 0,8. Такая ситуациясвидетельствует о неэффективной работе предприятия и требует принятия соответствующих мер.
ГЛАВА 3. ПУТИПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА НАТУРИСТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ЛАССЕ-ТУР»
Одной из важнейшихзадач анализа фонда заработной платы является определение эффективности егоиспользования, которая характеризуется системой показателей, и основными из нихявляются:
• выручка отреализации на рубль фонда заработной платы;
• балансовая прибыльна рубль фонда заработной платы;
• фонд заработнойплаты на одного работника;
• выручка отреализации на одного работника;
• уровень фондазаработной платы в процентах к выручке от реализации;
• соотношение темповроста производительности труда и средней заработной платы;
• интегральныйпоказатель эффективного использования фонда заработной платы.
Расчеты этихпоказателей приведены в Приложении Г .
Как уже отмечалось, аПриложение Г подтверждает, темпы роста фонда заработной платы опережают темпыроста выручки от реализации. Темпы роста производительности труда (130,5 %)значительно отстают от темпов роста средней заработной платы (167,4 %). Хотя побалансовой и чистой прибыли наблюдается определенный рост — соответственно 123,7и 130,5 %, однако показатель стимулирования прибыли уменьшился на 25 %.Показатель стимулирования выручки от реализации снизился на 16,8 %, в то времякак показатель материальной заинтересованности увеличился на 67,4 %.Интегральный показатель эффективности использования фонда заработной платыснизился на 20,9 %, хотя в сравнении с базисным периодом он увеличился на 4,1%. Дополнить оценку эффективности использования фонда заработной платы позволятрасчетные коэффициенты (Приложение Д).
Использование фондазаработной платы считается эффективным, если коэффициенты превышают единицу. ИзПриложения Д видно, что лишь по одному показателю — отношению индекса фондазаработной платы к индексу численности работников — единица превышена. Этосвидетельствует о том, что фонд заработной платы используется неэффективно.
Основная причиназаключается в том, что нарушен один из основных принципов организации оплатытруда — принцип опережающего роста производительности труда по сравнению сростом заработной платы. Более того, низки показатели стимулирования роставыручки от реализации и материальной заинтересованности в результатах труда.
Туристское предприятие«Лассе-тур» оказалось в сложнойфинансовой ситуации, которая требует кардинальной перестройки своейэкономической стратегии, а также определения направлений по повышениюстимулирующей роли фонда заработной платы.
На предприятии организацию заработнойплаты необходимо совершенствовать на основе перестройки действующей тарифнойсистемы, внедрения прогрессивных форм оплаты труда, повышения качестванормирования труда, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениямив труде. Меры совершенствования системы организации и оплаты труда необходимоувязать с внедрением новых методов хозяйствования и управления, передовойорганизацией труда и производства, внедрением прогрессивных технологий иконструкций выпускаемых услуг.
Для эффективной работытуристскому предприятию «Лассе-Тур» необходимо наращивать объемы продаж,увеличивать прибыль, снижать затраты и себестоимость туров, активноиспользовать в работе квалифицированный менеджмент и потенциальные возможностиконцепции маркетинга. Вся деятельность туристского предприятия должнаосуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точномзнании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учетевозможных изменений в будущем. Следует производить не то и не в техколичествах, которые могут быть произведены, а лишь то, в чем нуждаетсяпокупатель.
Таким образом, на основании данных проведенногоанализа можно сделать выводы, что наиболее перспективными для туристскойорганизации в смысле объема сбыта, оказались экскурсионные программы. Имнеобходимо отдать предпочтение. Наименьшей популярностью пользуются организацияпраздников, деловой туризм и услуги для индивидуальных туристов. Следовательно,от предоставления данных туристских продуктов можно либо совсем отказаться,либо сократить их объем. Применяя вышеуказанные стратегические мероприятия поповышению результативности работы туристского агентства ЧУТП «Лассе-Тур»позволят фирме в планируемом периоде повысить показатели роста объема реализации,прибыли и рентабельности.
В целях реализации задач по реформированиюоплаты труда, усиления стимулирующей роли заработной платы в повышении эффективностиработы предприятия определены основные направления совершенствования оплатытруда:
1. Руководству ЧУТП «Лассе-Тур» можнопорекомендовать внедрить возможной форму оплаты труда, которая предусматриваетусловные коэффициенты, пропорциональные среднему заработку определеннойкатегории работников за прошедший период (месяц, квартал, год). Также можновнедрять системы организации оплаты труда с использованием коэффициентовтрудового вклада, коэффициентов эффективности труда и другие, представляющиесобой оценку трудового вклада работника в результат работы и используемые прираспределении коллективного заработка.
2. Пересмотреть состав заработной платытруда с целью повышения стимулирующего воздействия с одной стороны тарифнойоплаты, с другой — надбавок, доплат премиальных и других выплат.
Увеличение доли оплаты труда по тарифнымставкам и окладам в среднемесячной зарплате должно быть произведено на основесовершенствования нормирования труда, пересмотра систем премирования, размеровпремий, надбавок, доплат при обеспечении сложившегося уровня заработной платы.
Повышение удельного веса оплаты потарифным ставкам и окладам должно производится в пределах средств,предусмотренных на оплату труда на момент пересмотра состава заработной платы иотносимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не допуская при этомснижения заработной платы как в целом по организации, так и по отдельнымкатегориям работников.
Для совершенствования состава заработнойплаты на предприятии должен издаваться приказ за подписью руководителя, вкотором должны быть определены сроки, порядок проведения работы, базовый периодсовершенствования состава заработной платы.
3. Оптимизация фонда заработной платы.Данное направление, по результатам анализа заработной платы, включает:
— повышение эффективности использованиятрудовых ресурсов (рост загруженности работников предприятия с целью исключенияоплаты за неотработанное время (простои);
— приведение численности рабочих основногои вспомогательного производства в соответствие с прогнозируемыми объёмамипроизводства;
— совершенствование структуры управленияпредприятием;
— сокращение расходов на содержаниеаппарата управления;
— жёсткое бюджетирование структурныхподразделений по статьям затрат, исходя из портфеля заказов на конкретный месяци условий получения прибыли.
— исключение выплат заработной платы внатуральной форме, переход на стопроцентную выдачу заработной платы в денежнойформе.
4. Внедрять нетрадиционные системы оплатытруда, которые основаны на прямой зависимости между результатом работы иоплатой труда.
На предприятии организацию заработнойплаты необходимо совершенствовать на основе перестройки действующей тарифнойсистемы, внедрения прогрессивных форм оплаты труда, повышения качестванормирования труда, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениямив труде. Меры совершенствования системы организации и оплаты труда необходимоувязать с внедрением новых методов хозяйствования и управления, передовойорганизацией труда и производства, внедрением прогрессивных технологий иконструкций выпускаемых услуг.
Для эффективнойработы туристскому предприятию «Лассе-Тур» необходимо наращивать объемы продаж,увеличивать прибыль, снижать затраты и себестоимость туров, активноиспользовать в работе квалифицированный менеджмент и потенциальные возможностиконцепции маркетинга. Вся деятельность туристского предприятия должнаосуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точномзнании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке
Таким образом, на основании данныхпроведенного анализа можно сделать выводы, что наиболее перспективными длятуристской организации в смысле объема сбыта, оказались экскурсионныепрограммы. Им необходимо отдать предпочтение. Наименьшей популярностьюпользуются организация праздников, деловой туризм и услуги для индивидуальныхтуристов. Следовательно, от предоставления данных туристских продуктов можнолибо совсем отказаться, либо сократить их объем. Применяя вышеуказанныестратегические мероприятия по повышению результативности работы туристскогоагентства ЧУТП «Лассе-Тур» позволят фирме в планируемом периоде повыситьпоказатели роста объема реализации, прибыли и рентабельности.
туристский предприятие оплата труд
Заключение/>Данная курсовая работа посвящена анализу использованияфонда оплаты труда. В курсовой работе была описана методика экономическогоанализа использования фонда оплаты труда в туристском предприятии ЧУТП«Лассе-Тур». Изучены теоретические основы анализа фонда оплаты труда.
Переход к рыночным отношениям предполагаетусиление хозяйственной самостоятельности учреждений различных формсобственности хозяйствования, в том числе и в области оплаты труда.
Повышение ростапроизводительности труда, эффективности производства, улучшение качествапродукции возможны только в результате заинтересованности труда работников.Предприятия смогут выжить, только овладев в полной мере механизмомстимулирования высокоэффективного труда. Основное место в системестимулирования играет оплата труда.
Совершенствуя оплатутруда работников в условиях перехода к рыночным отношениям особенно следуетобратить внимание на систему участия в прибылях. В целом эта система приемлемав наших условиях для активизации работы, укрепления кадров на предприятии.
В условиях рынкаизменяются подходы в оплате труда: оплачиваются не затраты, а результаты труда.
Ключевым моментом вуправлении персоналом является измерение или оценка труда. Если труд измерен,то распределение заработной платы сводится к простому арифметическому действию.
Важныймомент, который должен решать любой руководитель, — мотивация труда. Если натуристских предприятиях нашей республики будут использоваться методы длязаинтересованности и эффективности труда. Фонд заработной платы представляетсобой сумму всех расходов туристского предприятия на оплату труда денежной,натуральной и смешанной формах независимо от источников выплат.
Использование фондазаработной платы считается эффективным, если коэффициенты превышают единицу. Изнашего анализа видно, что лишь по одному показателю — отношению индекса фондазаработной платы к индексу численности работников — единица превышена. Этосвидетельствует о том, что фонд заработной платы используется неэффективно.
Основная причиназаключается в том, что нарушен один из основных принципов организации оплатытруда — принцип опережающего роста производительности труда по сравнению сростом заработной платы. Более того, низки показатели стимулирования роставыручки от реализации и материальной заинтересованности в результатах труда. Туристскоепредприятие «Лассе-тур» оказалось в сложной финансовой ситуации, котораятребует кардинальной перестройки своей экономической стратегии, а такжеопределения направлений по повышению стимулирующей роли фонда заработной платы.
Для эффективной работытуристскому предприятию «Лассе-Тур» необходимо наращивать объемы продаж,увеличивать прибыль, снижать затраты и себестоимость туров, активноиспользовать в работе квалифицированный менеджмент и потенциальные возможностиконцепции маркетинга. Вся деятельность туристского предприятия должнаосуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точномзнании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учетевозможных изменений в будущем. Следует производить не то и не в тех количествах,которые могут быть произведены, а лишь то, в чем нуждается покупатель.
Список использованных источников
1. Алексеенко Л. Ф. Организация заработной платы. Опыт,проблемы, рекомендации/ Л.Ф. Алексеенко, АН. Заикин, В.Г. Локтев и др.; Подред. В.И.Матусевича – Мн.: НИИ труда, 2002. – 400 с.
2. Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник. 2-е изд.Перераб. И доп. Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П.Гурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 350 с.
3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.,2008. 384 с.
4. Бутеня В.Е. Природа заработной платы и факторы ееопределяющие// Актуальная статистика: Сборник научных трудов. – Мн.: 1998. –стр. 74-83.
5. Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учеб. Пособие. –М.: Финансы и статистика, 2007. – 215 с.
6. Волков В. П. Экономика предприятия: Учеб. пособие /В.П. Волков [и др.] / Под ред. А.И. Ильина. — 2-е изд., испр. — М.:Новое знание, 2004.
7. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. –478 с.
8. Декрет Президента РеспубликиБеларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности от 14 июля 2003 г. №17 Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
9. Декрет Президента от 18/07. 2002u/#17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников»17Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
10. Организация туризма: Учеб.пособие для студентов вузов по специальности «Экономика и упр. соц.-культур.сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И.Кабушкина и А.П. Дуровича. — Минск: Новое знание, 2007. – 630 с.
11. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.Учебное пособие. – М.: Ноллиджи. – 2008.
12. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от09.01.200917 Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
13. Здоров А. Экономика туризма: Учебник. М., 2009. — 327с.
14. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как виддеятельности. М., 2008. -452 с.
15. Ильина Е. Н. Менеджменттранспортных услуг: Учебник.- Мн.: Амалфея, 2006. – 195с.
16. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник для вузов.М., 2009. — 452
17. Квартальнов В. А. Стратегическийменеджмент в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2009. – 198 с.
18. Квартальнов В. А. Туризм: теорияи практика: Избранные труды: В 5-ти т. — М.: Финансы и статистика, 2007. – 348с.
19. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика:Избранные труды: В 5-ти т. — М.: Финансы и статистика, 2006. – 459с.
20. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политикаразвития: Учеб.пособие. — М., 2008. – 280 с.
21. Крупенина Т. Социальные проблемыразвития индустрии туризма. // Управление персоналом. – 2009. -№5. – 38-43 с.
22. Климанская С.М. Новые подходы к оценке эффективностииспользования трудовых ресурсов и средств на оплату труда в торговле в условияхрыночной экономики// Проблемы переходной экономики и механизм еесовершенствования в РБ: Сборник научных трудов молодых ученых, — Мн.: 1997. — стр. 362-367.
23. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. М., 2007.- 421с.
24. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасностьв туризме. – М. 2003. – 195 с.
25. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 2008. –185 с.
26. Матусевич, В.И. Формы и системы оплаты труда вусловиях перехода к рыночным отношениям. / В.И. Матусевич [и др.]. — Минск: НИИ труда, 2006.
27. Меликьяна Г. Г. Экономика труда и социально — трудовые отношения / под редакцией Меликьяна Г.Г. Колосовой Р.П. –М.: МГУ,1996. – 384с.
28. Хрипач В.Я. Экономика предприятия/ В.Я.Хрипач,А.С.Головачев, И.В. Головачева и др.; Под ред. В.Я. Хрипача;Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Кафедра экономики иорганизации производства. – Мн., 1997. – 448 с.
29. Шестак О.Н. Оптимизация использования средств наоплату труда на предприятиях республики. // Бухучет и анализ, №11, 2002. – с.43-45.
30. Яковлев Р. Реформирование заработной платы – процессдлительный. // Человек и труд, №10, 1998. — с.18-26.
31. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь(Официальный сайт). Индексы цен по отдельным отраслям экономики. http:// www. belstat. gov. by.
32. Организация туризма: Учеб.пособие для студентов вузов по специальности «Экономика и упр. соц.-культур.сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И.Кабушкина и А.П. Дуровича. — Минск: Новое знание, 2007. – 630 с.
33. Постановление СМ РБ от 27.04. 2006 №555 «Онекоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплатытруда» Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
34. Постановление Совета Министров БССР № 388 от 14декабря 1983 г. «О перспективной схеме развития туризма в Белорусской ССР»Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
35. Посатновление Совета Министров Республики Беларусь №927 от 24 августа 2005 г. «Об утверждении Национальной программы развитиятуризма в Республике Беларусь 2006 – 2010 гг.» Электронный ресурс: http: //www.pravo.by
36. Национальная программа развития туризма РеспубликиБеларусь на 2008 2010 гг. Мн., 2007 Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
37. Закон от 17.07. 2002г. №124-3 «Об установлении ипорядке повышения размеров заработной платы» Электронный ресурс: http: //www.pravo.by
38. Соболева е.а., Соболев и.и. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы:Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 128с.
39. Туристско-культурные территории как инструментустойчивого развития культурно-познавательного туризма//Архитектура истроительство №3(23) от 24 июля 200317 Электронный ресурс: http: // www.pravo.by
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Доля расходов на оплату труда в издержкахпроизводстваПоказатель Год Отклонение ФЗП,% 2007 2008 2009 от 2008 от 2007 к 2008 к 2007 Издержки производства (ИП), тыс. руб 433129 890540 1256665 +366,1 +823,5 141,1 290,1 Расходы на оплату труда, включаемые в ИП, тыс.руб. 151247 283441 482422 +199,0 +331,1 319,0 170,2 Удельный вес расходов на оплату труда в ИП, % 34,9 31,8 38,4 +6,6 +3,5 - -
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Структура и состав фонда заработной платыПоказатель 2008 2009 Отклонение Отчетный год в % к прошлому сумма. тыс. руб. Удельный вес, % сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма тыс. руб. Удельный вес, % Фонд заработной платы 322 963 100,0 533 754 100,0 210,8 - 165,3
В том числе:
зарплата за выполненную работу и отработанное время 138 709 42,9 260 104 48,7 121,4 4- 5,8 187,5 поощрительные выплаты 132 218 41,0 196 687 36.8 64,5 — 4,2 148,8 выплаты компенсационного характера 29 860 9,2 29 948 5,6 88 — 3,6 100,3 плата за неотработанное время 22 176 6,9 47 015 8,9 24,8 + 2,0 212,0 выплаты социального характера . - - - - - - - /> /> /> /> /> /> /> /> />
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Коэффициенты эффективности использованияФЗПКоэффициент Расчет Величина коэффициента 2008 2007 2008 2007 Отношение индекса Bp к индексу ФЗП 1,38 / 1,65 2,58 / 2,83 0,84 0,91 Отношение индекса БП к индексу ФЗП 1,24 / 1,65 1,73 / 2,83 0,75 0,61 Отношение индекса ЧП к индексу ФЗП 1,30 / 1,65 1,57 / 2,83 0,79 0,55 Отношение индекса Bp на одного работника к индексу ФЗП 1,39 / 1,65 2,65 / 2,83 0,84 0,94 Отношение индекса Bp на одного работника к индексу средней ЗП 1,39 / 1,67 2,65 / 2,9 0,83 0,91 Отношение индекса ФЗП к индексу численности работников 1,65 / 0,99 2,83 / 0,96 1,67 2,95 Отношение индекса БП на одного работника к индексу ФЗП 1,25/1,65 1,78/2,83 0,76 0,63 Отношение индекса ЧП на одного работника к индексу ФЗП 1,32 / 1,65 1,61 / 2,83 0,8 0,57 Отношение индекса БП на одного работника к индексу средней ЗП 1,25 /1,67 1,78 / 2,9 0,75 0,61 Отношение индекса ЧП на одного работника к индексу средней ЗП 1,32 / 1,67 1,61 / 2,9 0,79 0,56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Анализ эффективности использований фондазаработной платы
№
п/п Показатель Год Отклонение ФЗП,% 2007 2008 2009 от прошлого года от базисного года к прошлому году к базисному году 1
Выручка от реализации (Вр), тыс.руб. 762701 1431109 1971180 540.1 1209.5 137.7 258.4 2 Балансовая прибыль (БП), тыс.руб. 138056 193417 239353 45.9 101.3 123.7 173.4 3 Чистая прибыль (ЧП), тыс.руб. 70369 84824 110676 25.9 40.3 130.5 157.3 4 ФЗП, тыс.руб. 188632 322963 533754 210.84.5 345.1 165.3 283.0 5
Уровень ФЗП в % к Вр 24,7 22.6 27.1 -0.74 2.4 - - 6 Выручка от реализации на рубль ФЗП 4,04 4.43 3.69 -0.15 -0.35 83.2 91.3 7 Балансовая прибыль на рубль ФЗП 0,73 0.60 0.45 -0.05 -0.28 75.0 61.6 8 Чистая прибыль на рубль ФЗП 0,37 0.26 0.21 -3 -0.16 80.8 56.8 9 Среднесписочная численность, чел. 241 238 235 914 -6 98.7 97.5 10 ФЗП на одного работника. 783 1357 2271 2374.9 1488 167.4 290.0 11 Выручка от реализации на одного работника 3165,0 6013.1 8388.0 -0.34 5223 139.5 265.0 12 Интегральный показатель на эффективности использования ФЗП* 1,72 1.63 1.29 -0.43 79.1 75.0