Реферат по предмету "Экономическая теория"


Макроэкономическая нестабильность и инфляция 2

--PAGE_BREAK--2. Инфляционные процессы в России и механизмы их регулирования
на современном этапе развития
Ухудшение инфляционной ситуации в России создает риск роста дефицита бюджета в связи с социальной ориентированностью расходов бюджета, говорится в обзоре Альфа-банка.

«Высокий рост цен усиливает наши опасения по поводу того, что бюджетный дефицит за 2011 год, вероятно, превысит официально запланированные 3,6% ВВП, поскольку планы правительства повысить пенсии на 10% в этом году сделаны исходя из сценария инфляции в 2011 году на уровне 6-7%, и этот уровень, скорее всего, будет превышен, что потребует от бюджета дополнительных социальных расходов», — отмечается в материалах банка.

Напомним, что, по данным Росстата, инфляция в России с 12 по 17 января 2011 года составила 0,6%, с начала месяца — 1,4%. Гречневая крупа за отчетную неделю подорожала на 2,9%, пшено — на 1,9%, сахар-песок — на 1,6%, говядина — на 1,4%, отдельные виды хлеба и масло подсолнечное — на 0,6-0,9%. На плодоовощную продукцию цены в среднем увеличились на 2,4%. Цены на бензин выросли на 1,3%, на дизельное топливо — на 2%.

«Хотя сильный рост, который наблюдается с начала месяца, частично связан с сезонным ростом цен на коммунальные услуги, включая повышение тарифов на электроэнергию на 7% с начала месяца, ускорение роста ИПЦ (индекса потребительских цен — ред.) стало следствием инфляционного шока, случившегося летом 2010 года, — считают экономисты банка. — Недельные данные роста ИПЦ говорят о том, что в конце января 12-месячная инфляция, скорее всего, достигнет 9,2-9,4%».[5]

Разгон инфляции во второй половине минувшего 2010 года указывает, что в 2011 году правительству и ЦБ будет чрезвычайно трудно уложиться в официальные 6-7%, отмечают эксперты, давая прогнозы с двузначными числами. Теперь и для ЦБ РФ инфляция выше 10% в течение года уже не кажется чем-то нереальным. Напомним, по данным Росстата, инфляция в России в целом за 2010 год составила 8,8%.

Первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев видит возможность ускорения инфляции в России в первом квартале 2011 года. Об этом он заявил, выступая на конференции Deutsche Bank в Лондоне. «Я чувствую, что в первом квартале мы увидим ускорение инфляции. Возможно, ситуация изменится во втором квартале, я надеюсь на это», — сказал он.

Он также отметил, что к середине года инфляция может достичь двузначных значений в годовом выражении, однако, по мнению Улюкаева, это будет «временным явлением». По словам Улюкаева, риски инфляции в начале года могут восприниматься более остро, чем риски роста экономики.

Инфляция станет вызовом в 2011 году — в инфляционных процессах сформировался целый ряд негативных тенденций, которые «не обещают легкой жизни» в наступившем году, отмечают эксперты Центра Развития и Высшей школы экономики (ВШЭ).

В отношении перспектив 2011 года не стоит ожидать резкого торможения роста продовольственных цен — дефицит продовольствия как результат засухи, а также проникновение высоких мировых продовольственных цен на внутренний рынок непременно дадут о себе знать, в наибольшей степени — в первом полугодии. Разгону внутренних цен будут способствовать и увеличение налоговой нагрузки на бизнес: ускорение роста акцизов на бензин и табачную продукцию, но главное — увеличение суммарной ставки страховых взносов с 26 до 34%. Все это, как отмечают эксперты в бюллетене «Новый курс», прибавит к итоговой инфляции за год 1-1,5 п.п. [6]

«В целом инфляция в 2011 году практически наверняка будет не ниже, чем в 2010 году. При этом если на рынках не произойдет обвала цен, то она может достичь уровня 10-11%. Не исключается, что инфляция может быть и выше, а потолок инфляции пока оценивается в 12,7%», — считают эксперты.

По базовому прогнозу «ВТБ Капитала», инфляция в России в 2011 году составит 8,5%. Но, как полагает главный экономист «ВТБ Капитала» Алексей Моисеев, к двузначному рубежу по инфляции «мы очень близко подойдем в январе-феврале текущего года». По его оценкам, рост инфляции в годовом сопоставлении в эти месяцы составит 9,8-10,2%. «Но если эти значения достигнут 10,8-11%, то это будет служить еще одним поводом для беспокойства», — отметил Моисеев. При этом экономист ожидает, что в апреле недельная инфляция будет составлять 0,2% и к концу месяца выйдет на уровень 0,1% за неделю, и это будет позитивным сигналом. [7]

В инвесткомпании «Ренессанс Капитал» и Российской экономической школе (РЭШ) также ожидают, что инфляция в 2011 году может вновь стать двузначной. «Рубеж в 10% может быть превышен уже к апрелю, поскольку рост цен на продовольственные товары вряд ли замедлится до следующего урожая», — говорится в отчете «Ренессанс Капитал» и РЭШ.

Инфляция уже продемонстрировала свой норов. По мнению специалистов рост потребительских цен в январе в РФ составит 2,1-2,3%.

Набиуллина отметила, что в январе по сравнению с первым месяцем прошлого года темпы инфляции возросли. По ее словам, к традиционному январскому росту тарифов ЖКХ добавился эффект аномальной прошлогодней жары, который «имеет влияние на длительный период времени и будет исчерпан только к началу второго полугодия».

«Те меры, которые правительство запланировало для снижения инфляции и обсуждало в середине декабря, не могли по определению заработать в течение января», — сказал помощник президента. По его словам, надо смотреть данные по итогам квартала, а не одного месяца.

Дворкович также сообщил, что прогноз по инфляции на 2011 год пересматривать пока не планируется.

В 2010 году инфляция в России составила 8,8 процента, как и в 2009 году. При этом изначально в Минэкономразвития рассчитывали, что рост цен по итогам прошлого года составит 6-7 процентов. Однако этому помешала засуха, из-за которой осенью резко подорожала сельскохозяйственная продукция. В частности, стоимость гречки за прошлый год выросла примерно втрое. [8]
     Итак, обобщая инфляционные процессы применительно к анализу инфляции в российской экономике можно отметить, что в настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

         Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Антиинфляционная политика России на современном этапе
Антиинфляционная политика– макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

1. регулирование совокупного спроса;

2. регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.[9]

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы  и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа – обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

 Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис.10.6.2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.[10]

Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.[11]

Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В 70-80-е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А.Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.

Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.



Заключение
Теоретические основы макроэкономической нестабильности и инфляции представляют собой важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться   в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы — третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.