Реферат по предмету "Экономика"


Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг

Содержание
1. Введение
2. Финансовый результат и  его сущность
3. Формирование показателей прибыли. Распределение финансовыхрезультатов предприятия
4. Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по даннымотчета о прибылях и убытках
5. Факторный анализ финансовых результатов
6. Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат
7. Факторный анализ выполнения плана по прибыли (на примереОАО «Электростройресурс»)
8. Список использованной литературы

Введение.
Развитие новых форм собственности иорганизационно-правовых форм предприятий сформировало новый для России типотношений – отношения руководителя и собственника.
И в условиях рыночнойэкономки и этих новых форм хозяйствования организации сталкиваются с рядомранее не возникавших проблем. Вот некоторые из них: обоснование и осуществлениеинвестиционных проектов, обоснованный выбор партнеров для хозяйственнойдеятельности,  реализация отдельных коммерческих операций, эмиссия ценныхбумаг, определение интенсивности использования производственных ресурсов какглавное направление экономического роста и снижения затрат, общее определениеперспектив развития предприятия. Одним из основных источников информации о финансовомположении предприятия является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерскаяинформация все в большей мере превращается из средства учета и контроля всредство обоснования принимаемых решений, а от своевременности, качества инадежности этой информации в решающей мере зависит эффективность деятельностиорганизации. В рыночной экономике отчетность организации базируется наобобщении данных бухгалтерского учета и является информационным звеном,связующим организацию с обществом и ее партнерами пользователями информации одеятельности организации. По данным отчетности проводится анализ результатовхозяйственной деятельности и на основании полученных результатов делается выводоб эффективности принятия того или иного хозяйственного решения.
Финансовые результаты деятельностипредприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.Прибыль важнейший показатель, характеризующий  финансовый результатдеятельности предприятия. В увеличении прибыли заинтересованы все участникипроизводства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностейпредприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяетсядоля доходов учредителей и собственников, размер дивидендов и других доходов.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуютабсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности:
·         производственной;
·         сбытовой:
·         снабженческой;
·         финансовой;
·         инвестиционной.
Эти показатели составляют основу экономического предприятия иукрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования,расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материальногопоощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формированиядоходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговыхобязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценкирезультативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности ифинансового благополучия, как партнера.
Однако различных пользователей бухгалтерской отчетностиинтересуют определенные показатели финансовых результатов. Например, администрациюпредприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы,воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получениидостоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальныхинвесторов интересует качество прибыли, т.е. устойчивости и надежностиполучения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснованиястратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков отвложений в активы организации.
По прибыли определяется такжерентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всегоавансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложенийсредств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования,прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья  предприятия. Чтобыуправлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определитьдолю каждого фактора ее роста или снижения.
Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых,оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальныйанализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли иизменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом»показателей ); в третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамикиизменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ»показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателейприбыли и их количественная оценка.
Обобщенная информация для анализа финансовых результатовпредставлена в форме №2 «Отчет о финансовых результатах», форме №1 «Бухгалтерскийбаланс», форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Кроме того, прианализе используются данные аналитического учета по счетам 90 «Продажи», 91«Прочие доходы и расходы», 99  «Прибыли и убытки» и другим счетам.

Финансовый результат и  его сущность
Конечный результатдеятельности предприятия — это балансовая прибыль или убыток, что представляетсобой алгебраическую сумму полученных результатов от финансово-хозяйственнойдеятельности и прочих внереализационных операций.
Экономической базойформирования финансовых результатов являются доходы и расходы предприятия.
Современное понятие доходов – это приращение экономических выгод в течение отчетногопериода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшениеобязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладамиучастников акционерного капитала.                  Расходы признаются в отчетности, если возникает уменьшениеэкономических выгод, связанных с уменьшением активов или увеличениемобязательств, которые могут быть надежно измерены.
Доходы от обычных видовдеятельности называются выручкой. Прочие доходы – это доходы от операционнойдеятельности, от внереализационной деятельности, в том числе от чрезвычайныхсобытий. В состав внереализационных расходов в широком смысле включают текущийналог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи, если они имеются.   Чрезвычайныесобытия (стихийные бедствия, пожары, национализация и другие события, которые,как правило, приносят одни убытки) в отличие от обычных видов деятельностивозникают не чаще, чем раз в несколько лет.
Анализ доходов и расходов предприятияносит предварительный, вводный характер по отношению к дальнейшему анализуфинансовых результатов предприятия. Он дает общую картину факторного влиянияполной совокупности доходов и расходов предприятия на его чистую прибыль.[1]
Укрупненный анализ соотношениявсех  доходов и расходов может быть представлен как сопоставление общих величиндоходов, расходов и чистой прибыли предприятия в предыдущем и отчетных периодахи их изменения в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Общие величины доходов  и расходоввыступают в качестве укрупненных факторов формирования чистой прибыли, ихизменения – в  качестве факторов изменения чистой прибыли. В основе анализалежит наиболее простая модель факторного анализа чистой прибыли:
     ∆Р ч   =  ∆D -  ∆S   (1.1)
     ∆Р ч  — изменение чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
    ∆D – изменение доходов;
   ∆S  – изменение расходов
 Факторный анализ можнодетализировать, выдели доходы и расходы по обычной деятельности (D об,S об) и прочие доходы и расходы (D пр,S пр):
                                                                                                             (1.2)
∆Р ч   =  (∆Dоб +  ∆Dпр )   — (∆Sоб +  ∆Sпр) = (∆Dоб -  ∆Sоб ) + (∆Dпр -  ∆Sпр )                                                                                                                        
Вторая факторная модель (1.2) позволяет определить, что в большей степени способствовало изменениючистой прибыли (убытка) предприятия – обычные виды деятельности или прочиедоходы и расходы.
Исходным моментом в расчетахпоказателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственногоцикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия вденежную форму и начало нового витка в обороте средств.
Финансовый результат отпрочей реализации может быть получен от операций, связанных с движениемимущества предприятия (основных средств, запасов, ценных бумаг). Доходы,причитающиеся по этим операциям, и расходы, связанные с ними, показаны в форме№2 по статьям “Прочие доходы” и “Прочие расходы”. Кроме того, в их составеотражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте (курсовые разницы).
Конкретные результаты отфинансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовыевложения в ценные бумаги других организаций, либо принимает участие всовместной деятельности. Суммы причитающихся (подлежащих), в соответствии сдоговорами, к получению (уплате) дивидендов (процентов) по облигациям илидепозитам отражаются в бухгалтерском отчете в форме №2 по статьям “Проценты кполучению” и “Проценты к уплате”. Доходы, подлежащие к получению по акциям посроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются по статье“Доходы от участия в других организациях”.
После анализа общего соотношениядоходов и расходов производится более детальное аналитическое исследованиеразличных показателей финансовых результатов предприятия и факторов, ихопределяющих. 
 
Формирование показателей прибыли. Распределениефинансовых
результатов предприятия.
Теоретической базой дляэкономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия являетсяпринятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модельхозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли вусловиях рыночных отношений. Данная модель по сути дела является моделью формированияфинансовых результатов. Она отражает присущее всем предприятиям,функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единствопоказателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формированияи [2]распределенияприбыли, единство системы налогообложения.
Схема формированияпоказателей прибыли предприятия.     Рис. 1.
/>/>                                      /> /> /> /> /> /> /> /> />


Модель хозяйствования вусловиях рыночной экономики содержит ряд расчетов (итераций):
1-я итерация. Определение брутто-прибыли (валоваяприбыль)  от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от реализациипродукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции вотпускных ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость, акцизов идругих косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственнуюсебестоимость. В себестоимость продукции при определении брутто-прибыливключаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда иначисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыльявляется показателем эффективности работы производственных подразделенийпредприятия.
2-я итерация. Определение прибыли от продаж. Онаопределяется вычитанием из валовой (брутто-прибыли) текущих периодическихрасходов (коммерческих и общехозяйственных расходов). Отметим, что всоответствии с международными бухгалтерскими стандартами такие расходы в полномобъеме вычитаются из валовой прибыли от реализации продукции, благодаря чемугосударство как бы разделяет риск предпринимателя от возможной непродажипродукции. Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективностиосновной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
3-я итерация. Определение прибыли отчетногопериода, т.е. общей, бухгалтерской прибыли, или прибыли до налогообложения.Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей основной, операционнойдеятельности и результата внереализационных доходов и расходов. Бухгалтерскаяприбыль есть показатель экономической эффективности всех хозяйственнойдеятельности. [3]
4-я итерация. Определение прибыли от обычнойдеятельности, т.е. прибыли после налогообложения. Как видно из схемы, чистаябухгалтерская прибыль отчетного года получается вычитанием из бухгалтерскойприбыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль, и, еслиорганизация имеет,  иных обязательных платежей  из прибыли (например, штрафы ипени по расчетам с бюджетом и др.) а также величины отложенных налоговыхактивов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных втекущем налоге на прибыль). Текущий налог на прибыль учитывает отложенныеналоговые активы (+) и обязательства (-), если таковые имеют место. 
Под отложенным налоговымактивом согласно ПБУ 18/02 понимается та часть налога на прибыль, котораядолжна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет вследующем (или последующих) за отчетным периоде.
На базе бухгалтерскойприбыли можно рассчитать условный расход по налогу на прибыль, которыйопределяется как произведение бухгалтерской прибыли на ставку налога наприбыль. Текущий налог на прибыль (для целей налогообложения) определяетсяисходя из величины условного расхода, скорректированной на сумму постоянногоналогового обязательства (актива),  отложенного налогового актива и отложенногоналогового обязательства отчетного года. Под постоянным налоговымобязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых         платежейв отчетном периоде из-за различий в формировании бухгалтерской прибыли иприбыли для налогообложения.[4] Величина постоянныхналоговых обязательств (активов) справочно приводится в ф. № 2 бухгалтерскойотчетности.  Анализ взаимосвязи бухгалтерской прибыли, исчисленной в порядке,установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ иналогооблагаемой прибыли, рассчитанной по законодательству РФ о налогах исборах, позволяет определить все факторы отличия условного расхода по налогу наприбыль и текущего налога на прибыль, отраженного в ф. № 2 бухгалтерскойотчетности и налоговой декларации организации.    
При наличии постоянныхналоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных обязательстворганизации в приложениях   к бухгалтерской отчетности отдельно раскрываютинформацию о них.
Величина условногорасхода (условного дохода) по налогу на прибыль для целей определения текущегоналога на прибыль (текущего налогового убытка) корректируется по следующейсхеме:
Условный                                                                                   Текущий       
   расход        Постоян-                                         Отложен-            налог на
+ (услов-   +    ное на-      +    Отложенный   -   ное  нало-    =   + прибыль
(-) ный до-       логовое            налоговый          говое             (-) (текущий            ход) по               обяза-                 актив              обяза-               налоговый  налогу на       тельство                                          тельство              убыток)        прибыль
При отсутствии постоянныхразниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц,которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств,отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условныйрасход (условный доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу наприбыль (текущему налоговому убытку).
Чистая прибыль – основнойпоказатель финансовых результатов предприятия, характеризующий егоэкономический эффект.
5-я итерация.  Определение нераспределенной прибылиотчетного периода производится путем вычитания из величины чистой прибыли суммыраспределенной прибыли. В соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.03г. №67-н в годовом бухгалтерском балансе данные статьи «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельностиорганизации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплатыдивидендов и пр.  
В условиях рыночнойэкономики величина чистой прибыли и показатели, характеризующие финансовоеположение, дают обобщенную характеристику деятельности предприятия. Предприятию важно не только получить возможно большую прибыль, но и правильноиспользовать ту ее часть, которая остается в его распоряжении, т.е. обеспечитьоптимальное соотношение темпов научно-технического, производственного исоциального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственныхсредств за счет прибыли предприятия проявляются в конечном счете успехи илинедостатки его развития.
Налог на прибыль являетсянеизбежным необходимым элементом в процессе функционирования капитала данногопредприятия. Величина этого элемента может быть минимализирована за счетулучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек иинвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности иобоснованного выбора учетной политики.  
Прибыль формируется впроцессе хозяйственной деятельности организации. Это находит  отражение вбухгалтерском учете и отчетности. Общий финансовый результат хозяйственнойдеятельности в бухгалтерском учете определяется на счете «Прибыли и убытки»путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный год.  Принципомопределения финансовых результатов является использование метода начисления, ане кассового способа,. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете офинансовых результатах, не отражает реального притока (оттока) денежных средствпредприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановленияреальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия какприросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося за отчетныйпериод, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
  Основными показателямиприбыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж; прибыль доналогообложения; чистая прибыль. Все указанные показатели содержатся в ф. №«Отчет о прибылях и убытках». 
Прибыль – важнейший показатель,характеризующий финансовый результат деятельности предприятия.  Рост прибылиопределяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень егоделовой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей исобственников, размеры дивидендов и другие доходы. По прибыли определяетсятакже рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всегоавансированного капитала и каждой акции. Чтобы эффективно управлять прибылью,необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактораее роста или снижения.    
При проведении анализамогут быть использованы различные группировки показателей прибыли. В основеэтих группировок всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессеаналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа. [5]
По источникамформирования.
— Прибыль от реализациипродукции и услуг
— Прибыль от реализацииимущества
— Прочая операционная ивнереализационная прибыль
По видам деятельности
— Прибыль от текущейдеятельности (операционная прибыль)
— Прибыль отинвестиционной деятельности
— Прибыль от финансовойдеятельности
По характеруиспользования
— Прибыль,  направленнаяна дивиденды (потребленная)
— Капитализированная(нераспределенная) прибыль
По периодичностиполучения
— Регулярная прибыль
— Чрезвычайная прибыль
Использование этихгруппировок позволяет более детально проанализировать показатели  прибыли иопределить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решениетекущих и перспективных  задач предприятия, направленное на достижение
 - максимальной прибыли,соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
— оптимальнойпропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнемриска;
— высокого качества формируемойприбыли;
— выплаты необходимогоуровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
— достаточного объемаинвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
— роста рыночнойстоимости организации;
— эффективности программучастия персонала в распределении прибыли.[6]
В целях управленческогоучета используются и другие схемы формирования прибыли от продаж (отличн. от ф.№ 2).
Формирование прибыли отпродаж для целей калькулирования полной себестоимости отдельных видов продукции.  

                                                                                                       Рис.2 /> /> /> /> />
       Выручка от продаж
    (без косвенных налогов)   /> />

                              ___________________________________                                                                     /> /> /> /> />
     Маржинальный доход  
          Косвенные затраты  

 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
    Прибыль от  продаж    


Формирование прибыли от продаж дляцелей обоснования безубыточности продаж товаров.
                                                                                                       Рис.3/> /> /> /> />
       Выручка от продаж
    (без косвенных налогов)   /> />

                             ___________________________________                                                                     /> /> /> /> />
     Маржинальный доход  
          Постоянные затраты  

 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
    Прибыль от  продаж   />


Горизонтальный и вертикальный анализприбыли по данным отчета о прибылях и убытках.
 
Задачи анализа финансовыхрезультатов. Финансовые результаты (прибыль) характеризуют абсолютнуюэффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности:производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной. Онисоставляют основу экономического развития предприятия и укрепления егофинансовых отношений о всеми участниками коммерческой деятельности. Однакоразличных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенныеэлементы финансовых результатов. Так, администрацию предприятия  интересуютмасса полученной прибыли, ее структура и факторы, воздействующие на еевеличину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обовсех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Потенциальныхинвесторов интересуют вопросы качества прибыли в ближайшей и обозримойперспективе.
Анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов,во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период(«горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателейприбыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей)
Горизонтальный(временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.Горизонтальный анализ заключается в построении одной или несколькиханалитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятсяотносительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпыроста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменениеотдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальныйи вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому на практике можнопостроить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетнойбухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Вертикальный(структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей свыявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальныйанализ — иное представление финансового отчета в виде относительныхпоказателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьибаланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамическиеряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозироватьструктурные изменения в составе активов и их источников покрытия. [7]Такимобразом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход котносительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятийс учетом отраслевой специфики и других характеристик;  относительные показателисглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенноискажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют ихсопоставление в динамике.
При проведении оценки ианализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибылипредприятия, используют данные  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Нижеприведен приведен пример аналитической таблицы, где сгруппированы показателиодного из предприятий, взятые для примера.
 
            Горизонтальныйанализ отчет о прибылях и убытках
 
                                                                                              Табл.1
         
              Показатели
Отчетный период,    тыс. руб.
Аналогичный период предыдущего года, тыс. руб.
Отчетный период в % к данным предыдущего года Выручка от продажи продукции 3502 2604 134,5 Себестоимость проданной продукции 2090 1630 128,2 Валовая прибыль 1412 974 145.0 Расходы периода (коммерческие и управленческие) 703 460 152,8 Прибыль от продаж 709 514 137,9 Сальдо операционных расходов ---- 2 --- Сальдо внереализационных расходов -2 8 --- Прибыль до налогообложения 707 524 134,9 Текущеий налог на прибыль 227 180 126,1 Чистая+ прибыль отчетного периода 480 344 139,5
 
Из данных табл. 1следует, что бухгалтерская прибыль по отношению к предшествующему периодувыросла на 34,9%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли,остающейся в распоряжении организации (39,5%).[8]
В динамике финансовыхрезультатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль отреализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции,работ, услуг, что свидетельствует об относительном снижении затрат напроизводство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен128,7%, меньше темпа роста выручки (134,5%), а значит рентабельность активоввозросла.
Чистая прибыль растетбыстрее, чем прибыль от реализации и бухгалтерская прибыль. Это свидетельствуетоб использовании организацией рационального механизма налогообложения.
Вместе с тем динамикафинансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими темпамирастут расходы периода(152,8%), что существенно больше темпов роста выручки.Это привело к относительному снижению прибыли:
                   460 х1,345 – 703 = -84,73 тыс. руб.,
где  460 тыс. руб. –расходы предыдущего года.
1,345 – коэффициент темпароста выручки отчетного года по сравнению                    с аналогичнымиданными предыдущего года.              
 
Вертикальный анализотчета о прибылях и убытках 
 
                                                                                                    Табл. 2
 
Показатели
Отчетный период, %
Аналогичный период предыдущего года, %
Отклонение данных отчетного года от показателей предыдущего года
Прибыль до налогообложения,
в том числе
текущий налог на прибыль
чистая прибыль.
100
32,1
67,9
100
34,4
65,6
---
2,3
2,3[9]
 
Значимость финансовыхрезультатов отчетного периода может быть оценена также по показателямрентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчетномпериоде составила 20,2% (709: 3502 х 100%), что выше, чем за предшествующийпериод (19,7%).
         Факторныйанализ финансовых результатов.
 
Экономические ресурсывлияющие на величину прибылей и убытков. Для углубленного анализ прибылицелесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.
Внешние факторы. Не зависящие, как правило, отпредприятия или не контролируемые им:
— чрезвычайные события,природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающидополнительные затраты у одних предприятий и  обуславливающие дополнительнуюприбыль – у других;
— изменениегосударственными органами или ннфляционными процессами цен на продукцию,потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов науслуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставокзаработной платы; начислений на нее и ставок налогов и других сборов,выплачиваемых предприятиями.
— нарушений поставщиками,снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими идругими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами,затрагивающими интересы предприятия.
Внутренние факторы, зависящие от предприятия иконтролируемые ими: основные факторы, определяющие сущностные результатыработы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплиныпредприятием.  
Основные факторыформирования прибыли от рподаж.
         — количество икачество продукции;
         — себестоимостьпродукции;
         — цены напродукцию;
         — элементы себестоимости;
         — структурныесдвиги в составе продукции.
В целом прибыль от продажпродукции (Рp)определяется по формуле:
(5.1)                                       
                              Рp   =  N — S
где  N – выручка от продаж;  
        S – полная себестоимость.
Выручка от продаж зависитне только от количества и качества продукции, но и от структуры цен наотдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяетсяструктурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
 К факторам,обусловленным нарушением хозяйственной дисциплины относятся   
— нарушение действующегопорядка установления и применения цен, а также торговых накидок;
— экономия, полученная врезультате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий поохране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользованиясредств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения планатекущего ремонта основных производственных средств, непроведения мероприятий поиспытанию и освоению новой техники и др.
— экономия, полученная отвыпуска продукции с отступлением от условий стандартов, рецептур, техническихусловий и нарушением технологии производства.
Оценка влиянияинфляции на финансовые результаты от продаж.
На финансовые результатызначительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более 3-5%. Инфляцийозначает обесценение денег, и единственным возможным способом сохраненияреальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляцииявляется индексация цен.
         Индекс цен:
                                                                                              (5.2)
                                     Iu= ∑q1p1/ ∑q1p
где ∑ — суммапроизведений объекта исследования и его цены;
      q — объект исследования по видам;
      p – цена каждого вида объекта;
      0 – символ базовогозначения;
      1 – символотчетного (последующего) значения.
Методика анализа влиянияинфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в видепяти этапов.
1-й этап. Влияние инфляции на продукцию.Построим индекс цен на продукцию, где q – виды продукции, а p –цена на каждый вид продукции. В числителе получаем стоимость продукции отчетногопериода по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимостьпродукции отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризуетиндекс цен на продукцию в коэффициентах или в процентах, а разница междучислителем и знаменателем – абсолютное приращение выручки от продаж из-заизменения цен, что означает увеличение выручки от продаж за счет этого фактора.   
2-й этап. Влияние инфляции на закупаемыепредметы труда. Допустим, необходимо построить индекс цен на материалы, где q – виды материальных ценностей, а p – цена на каждый соответствующийвид. В числителе получаем стоимость материалов, заготовленных в отчетномпериоде по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимостьматериалов отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризуетиндекс цен на материалы в коэффициентах  или в процентах, а разница междучислителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости затраченных предметовтруда из-за изменения цен, что означает уменьшение прибыли за счет завышениясебестоимости по этому фактору.   
3-й этап. Влияние инфляции на трудовыезатраты. Построим индекс цен на оплату труда где q – виды оплаты труда, а p – расценки по каждому виду оплаты труда. В числителеполучаем общий фонд оплаты труда с начислениями, а в знаменателе – условныйфонд оплаты труда с начислениями по затратам труда отчетного года, но порасценкам труда базового года. Дробь характеризует индекс роста оплаты труда сначислениями из-за инфляции в коэффициентах  или в процентах, а разница междучислителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости трудовых услуг всилу инфляции, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимостипо трудовому фактору.
 4-й этап. Влияние инфляции на размерамортизации. Построим индекс цен на амортизируемые основные производственныесредства, где  q  — виды основныхпроизводственных средств, а p –цена на каждый вид. В числителе получаем стоимость переоцененных основныхпроизводственных средств по рыночной стоимости отчетного года, а в знаменателе– стоимость основных производственных средств по ценам, действующим в базовомгоду, т.е. до переоценки. По средней норме амортизации, которая, как правило,не меняется, определяем величину амортизации переоцененных основныхпроизводственных средств (числитель) и величину амортизации, которая была допереоценки (знаменатель)[10]. Дробь характеризуетиндекс цен на амортизацию, а разница между числителем и знаменателем –абсолютное приращение суммы амортизации в силу изменения цен на основныепроизводственные средства, что означает уменьшение прибыли за счет завышениясебестоимости по амортизации. 
5-й этап. Общее влияние инфляции на прибыльопределяется вычитанием из результата по 1-му этапу результатов завышениясебестоимости по 2, 3 и 4-му этапам.
Факторный анализприбыли от продаж. Примерфакторного анализа прибыли от продаж можно рассмотреть на основе данных табл. 3.
Определим степень влиянияна прибыль следующих факторов:
1) изменение отпускныхцен на продукцию.  Рассчитывается разность между выручкой от продажипродукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года:3502 – 3000 = 502. Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результатеинфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскрывает причины и величинузавышения цен в каждом конкретном случае;
 

Анализ прибыли отпродаж продукции по факторам.
                                                                                     Табл.3
 
Слагаемые прибыли
По базису (плану)
По базису на фактически реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные с корректировкой на изменение цен и проч. Продажа продукции в отпускных ценах предприятия 2600 3000 3502 3000 Полная себестоимость продукции 2000 2360 2793 2340 Прибыль от продаж 600 640 709 660
2) изменение цен наматериалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплатытруда. Используют сведения о себестоимости продукции.[11]В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышенына 230 тыс. руб., размеры амортизации – на 160 тыс. руб., оплаты труда – на 173тыс. руб., что дало снижение прибыли  в сумме 563 тыс. руб. Анализ показал, чтоизменение цен – результат инфляции;
3) нарушениехозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии,образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий,невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. Вданном примере выявлено 110 тыс. руб. дополнительной прибыли, полученной засчет аналогичных причин;  
4)увеличение объемапродукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объемапродукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке побазовой себестоимости: 2360:2000 = 1,180. Затем корректируют базовую прибыль наполученный коэффициент и вычитают из нее базовую величину прибыли (600 х 1,18)– 600 = 108 тыс. руб.
5) уменьшение объемапродукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяютразницу коэффициента роста объема продаж продукции в оценки по отпускным ценами коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости.Результат расчета:
600(3000/2600-2360/2000)= -15,7 тыс. руб.
6) уменьшение затратна 1 руб. продукции за счет режима экономии. Выражается разницей междубазовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактическойсебестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочиересурсы и причин, связанных  с нарушениями хозяйственной дисциплины: 2360 –2340 = 20 тыс. руб.
7) изменениесебестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляетсясравнением базовой полной себестоимости, скорректированной на коэффициент ростаобъема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически   проданнойпродукции:
 (2000 х1,154) — 2360  =-52,3
Общее отклонение отплановой прибыли составляет 109 тыс. руб. (709-600), что соответствует суммефакторных влияний.
Результаты расчетов можнопредставить в сводке влияния факторов на прибыль от продажи продукции.
   Показатели Сумма
Отклонение прибыли -  всего
           в т.ч.за счет факторов: 109 Изменение цен на продукцию 502 Изменение цен на материалы и тарифы -563 Нарушений хозяйственной дисциплины 110 Изменения объема продукции 108 Изменения структуры продукции -15,7 Изменения уровня затрат (режима экономии) 20 Изменения структуры затрат -52,3
Детализированныйфакторный анализ прибыли от продаж может быть представлен в разрезе элементоврасходов.
Детализация факторногоанализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структурукрупненных факторов (выручки от продаж, себестоимости продаж, коммерческих иуправленческих расходов) в разрезе основных видов деятельности или групподнородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Дляпроведения такого факторного анализа необходима организация соответствующегоаналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливаетсяинформация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимыханалитических данных детализация факторного анализа может осуществляться вразрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ,услуг.
Детализированныйфакторный анализ прибыли от продаж.
                                                                                    Табл.4
 Факторы прибыли от продаж
В предыдущем периоде (аналогичн. периоде предыдущего года) В отчетном периоде
             Изменения, (+, -)
В абсолютных величинах
% к изменению выручки от продаж
1. Выручка от продаж
2. Себестоимость продаж
2.1 Материальные затраты
2.2 Затраты на оплату труда
2.3 Отчисления на соц. нужды
2.4 Амортизация
2.5 Прочие затраты
 
3. Коммерческие расходы
3.1 Материальные затраты
3.2 Затраты на оплату труда
3.3 Отчисления на социальные нужды
3.4 Амортизация
3.5 Прочие затраты
4. Управленческие расходы
4.1 Материальные затраты
4.2 Затраты на оплату труда
4.3 Отчисления на социальные нужды
4.4 Амортизация
4.5 Прочие затраты
2604
1630
600
628
279
60
63
120
44
46
21
4
5
340
125
131
57
13
14
3502
2090
757
838
322
134
39
160
58
64
25
10
3
543
196
218
83
35
11
+898
+460
+157
+210
+43
+74
-24
+40
+14
+18
+4
+6
-2
+203
+71
+87
+26
+22
-3
+100
+51,2
+17,5
+23,4
+4,8
+8,2
-2,7
+4,5
+1,6
+2,0
0,4
0,7
-0,2
+22,6
+7,9
+9,7
+2,9
+2,4
+0,3 Прибыль от продаж (п. 1 –    п. 2 – п. 3 – п. 4) 514 709 +195 +21,7
 
В результате такогопредельно детализированного факторного анализа выясняется, какие наименованияассортимента наиболее (или наименее) способствуют получению предприятиемприбыли от продаж, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют насовокупное изменение прибыли от продаж. Детализированный факторный анализпозволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль отпродаж ассортимента реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг ипринять управленческие решения о корректировке ассортимента (удаление из негомалоприбыльных или убыточных наименований) или величин элементов затрат вплановом периоде.[12]
Факторный анализприбыли до налогообложения и чистой прибыли.
Схема формированияпоказателей прибыли характеризует основные факторы различных показателейприбыли.
1.        Расчет прибыли доналогообложения (Pб):
(5.3)
  Pб  = Pр   + Pоп  + Pвн         или
                                                                                                       (5.4)
       Pб  = N   — Sр  - Sком  -  Sупр (+ / -) Pоп  (+ / -) Pвн     ,
где  Pр     — прибыль (убыток) от продаж(реализации);
                    Sр  - себестоимость продаж;
  Sком  — коммерческие расходы;
   Sупр _ управленческие расходы;
   Pоп  — сальдо операционных доходов ирасходов;
            Pвн   -  сальдо внереализационных доходов ирасходов;
Факторный анализизменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производитсяпо формулам:
                                                                                                       (5.5)
∆ Pб  = ∆ Pр   + ∆ Pоп + ∆ Pвн     
или с учетом знаковизменений
                                                                                              (5.6)
∆Pб  = ∆N   — ∆Sр  - ∆Sком  -  ∆Sупр  (+ / -) ∆Pоп  (+ / -) ∆Pвн
Расчет чистой прибыли (Pч):
                                                                                                       (5.7)
 Pч  = N   — Sр  - Sком -  Sупр  (+ / -) Pоп  (+ / -) Pвн   — G
Где G – текущий налог на прибыль,скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+)
Расчет чистой прибыли (Pч)
                                                                                                       (5.8)
Pч =  Pб — G
         Чистая прибыль(или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет оприбылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источникомпополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятияи повышения его финансовой устойчивости.
Для расчета чистойприбыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторыее формирования
                                                                                              (5.9)
                            Pч  = Pр   + Pоп  + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн.платежей)
где Pвн  (скорректир.) – сальдовнереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иныханалогичных обязательн. платежей)
         Факторный анализизменения чистой прибыли (∆ Pч ) вотчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодомпредыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знакови изменений):
         [13]                                                                                            (5.10)
       ∆Pч  = ∆N   — ∆Sр  - ∆Sком  -  ∆Sупр  +  ∆Pоп  + ∆Pвн + ∆G
                                                                                                      (5.11)
∆ Pч  = ∆ Pр   + ∆ Pоп + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога наприбыль и иных обязательн. платежей)
Факторный анализ наоснове формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовыхрезультатов различных видов деятельности предприятия (обычных видовдеятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных,внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовыйрезультат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходоввыделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичнымиплатежами.
        
Расчет и факторныйанализ рентабельности продаж и затрат
 
Методику анализарентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации,рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной(восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которымприравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств(запасов). По этой методике можно анализировать и другие показателирентабельности.
 Влияние факторов,воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике(в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторовотносятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкостипродукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов игодовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14]
Есть еще одна проблема,связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективностихозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связанокак с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственныхресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть толькорентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж.
В зависимости отчислителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности,различают:
1)        рентабельностьпродаж по прибыли от продаж
(6.1)
  k1p  = Pp  / N
 где  Pp  — прибыль от продаж;
             N  — выручка от продаж в отпускныхценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках);
2) рентабельность продажпо бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p
                                                                                              (6.2)           
k2p = Pб  / N
где Pб   — бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф.№ 2)
 
3)        рентабельностьпродаж по чистой прибыли (k3p):
(6.3)
k3p = Pч  / N
 
где Pч  - чистая (нераспределенная) прибыль (стр.  190 ф. № 2).
В управленческом учете ианализе используется показатель рентабельности продаж как отношение  прибыли отпродаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp)
                                                                                              (6.4)
ksp=   Pp /Sp     
где Sp  — себестоимость реализованнойпродукции.
Эта формуларентабельности продаж используется для ценообразования на монопольныхпредприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенномпроценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости ототраслевой принадлежности (от 20% до 50%).
Расчеты коэффициентоврентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым дляпримера:
1. Прибыль от продажпродукции на 1руб. продаж (оборота)
   Прибыль от продажпродукции  х 100 % = 709  100 %  = 20,25%
            Продукция (оборот)                             3502
2. Бухгалтерская прибыльна 1 руб. оборота:
   Бухгалтерскаяприбыль  х 100 % = 707  100 % = 20,19%
     Продукция(оборот)                      3502
3.   Чистая прибыль на 1руб. оборота:
      Чистаяприбыль_    х 100 % = 480  100 % = 13,70%
     Продукция (оборот)                3502
Различие всехпоказателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовыхрезультатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности.Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующегомоделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:
                                                                                                       (6.5)
 
Pч  = Pб  -    G  = Pp  + Poп  + Pвн  —  G
N     N      N     N      N       N     N
где G - доля налога на прибыль и иныханалогичных платежей в выручке от
       N     продаж;
Poп
 N  — доля сальдо прибылей или убытков от финансовой(операционной деятельности) в выручке от продаж;
Pвн 
N   -  доля сальдо внереализационныхдоходов и расходов в выручке от продаж.
В наиболее чистом виде сточки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризуетпоказатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделированиекоэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициентазатрат на 1 руб. продукции (S / N), а значит, от показателейтрудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N),материалоемкости продукции (М / N) иамортизаиеемкости (А / N),т.е. от показателей интенсификации. [15]
 
                                                                                              (6.6)
kp    =Pр  =   N  — S =  1 – (S) = 1 – (U    +   M  +  А)
         N          N                N              N       N        N

Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года:
                                                                                              (6.7)
k0p  = P0     ;        k1p  = P1  ,
         N0                   N1        
или
 
k0p  = N0 – S0       ;        k1p  = N1 – S1,
            N0                       N1        
                            ∆k =  k1  -  k0,
где            P1, P0  — прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;
N1, N0  — продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисногопериодов;
S1, S0  —  себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного ибазисного периодов;
∆k – изменение рентабельности вотчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора измененияобъема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)
        
∆ks  = N1 – S0      —  N– S,
            N1          N0        
Соответственно, влияниеизменения себестоимости составит:
∆ks  = N1 – S1     —  N1– S,
              N1           N1        
Сумма факторныхотклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнениюс базисным периодом:
                                               ∆k  =  kN  -  kS .
Проиллюстрируем анализвлияния факторов интенсификации использования производственных ресурсов наизменение рентабельности продаж методом цепных подстановок, применив данные,взятые для примера. 
                   Расчетпоказателей по предприятию А за два года
Показатели
Первый (базовый)
Год (0)
Второй (отчетный)
год (1)
Отклонение, % Продукция (продажа в отпускных ценах без косвен. налогов), тыс. руб. 79700 83610 104,9 Оплата труда с начислениями, тыс. руб. 11628 11900 102,3 Материальные затраты, тыс. руб. 50228 52428 104,4 Амортизация, тыс. руб. 8311 8726 105,0
 
k0p=P0 /  N0 = 9533 / 79700 = 1 – (11626 / 79700 +50228 / 79700 + 8311 / 79700) = 0,1196 = 1 – (0,1459 + 0,6302 + 0,1043)
Расчет фактороврентабельности продаж второго (отчетного) года
K1p=P1 /  N1 = 10556 / 83610 = 1 – (11900 / 83610+ 52428 / 83610 + 8726 / 83610) = 0,1263 = 1 – (0,1423 + 0,6270 + 0,1044)
Составим сводку влиянияфакторов на изменение рентабельности продаж:
Показатели В коэффициентах В % Оплатоемкость (трудоемкость) 0,1459 – 0,1423 +0,36 Материалоемкость 0,6302 – 0,6270 +0,32 Амортизациеемкость 0,1043 – 0,1044 -0,01 Общее изменение рентабельности продаж 0,1263 – 0,1196 +0,67
Следует подчеркнуть, чтоснижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продаж влияет на рентабельность 1руб. продаж с обратным знаком, а влияние, выраженное в процентах, равнозначновлиянию на рентабельность 1 руб. продаж в копейках.
Одним из направленийдетализации факторного анализа прибыли от продаж является выяснение структурырасходов по обычным видам деятельности в разрезе разделения расходов на переменныеи постоянные в  зависимости от изменений объема продаж.
Заметим, что переменныерасходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждойединицы изделия они будут постоянными, так как, по существу, представляюттехнологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативнымрасходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. [16]
Вместе с тем постоянныерасходы являются постоянными для всей массы продаж, но для каждого изделия ониявляются переменными. Каждое последующее изделие будет иметь меньшуюсебестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящейся на этоизделие. Поэтому снижение себестоимости продукции практически не зависит отпеременных затрат, а обуславливается постоянными расходами.
Показатель рентабельностипродаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этотпоказатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. отсебестоимости продукции: снижение себестоимости продукции прежде всегосвидетельствует об эффективности управления.
Исходя из схемыформирования основных экономических показателей, рентабельность продаж –один из факторов рентабельности активов предприятия, самого обобщающегопоказателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым факторомрентабельности активов являетсякапиталоотдача, характеризующаяоборачиваемость активов; коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентомделовой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов (P/K) имеет следующее выражение:
P/K = P/N x P/K
Где P/N – коэффициент рентабельности продаж (эффективностиуправления)
P/K – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности).
 
Факторный анализвыполнения плана по прибыли (на примере
ОАО«Электростройресурс»)
 
Опираясь на вышесказанное, можно считать, что план по прибыли является важным инструментомуправления. Он позволяет оценить экономические последствия возможныхнаправлений развития предприятия, выбрать оптимальную стратегиюфинансово-хозяйственной деятельности, установить цели для сотрудников, оценитьэффективность их работы и предприятия в целом и т.д.
План по прибылисоставляется на основе формата отчета о прибылях и убытках и может включать всебя следующие показатели: выручка от продажи продукции за минусом косвенныхналогов, себестоимость проданной продукции (в том числе материальные затраты,расходы на оплату  труда, прочие производственные затраты), валовая прибыль,коммерческие расходы, управленческие расходы, проценты к получению, проценты куплате, прибыль (убыток) до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыльотчетного периода.
План по прибылиподготавливается в процессе бюджетирования и разрабатывается в расчете наследующий год (или операционный цикл, если он превышает 12 месяцев). В ходепланирования менеджеры оценивают стратегические альтернативы и допущения,намечают определенные действия по реализации выбранной стратегии развитияпредприятия, проверяют обеспеченность предприятия необходимыми ресурсами,составляют график денежных поступлений и выплат. Впоследствии ежемесячно,ежеквартально и по окончании года производится оценка выполнения плана поприбыли путем сопоставления фактических данных с плановыми показателями. По еерезультатам выносится суждение об успешности реализации стратегии предприятия,назначаются премии, принимаются корректирующие меры.
Основными задачамианализа выполнения плана по прибыли являются:
1. Общая оценкавыполнения плана по прибыли.
2. Оценка эффективностипредприятия в конкурентной борьбе и производственной эффективности, определениевлияния факторов на отклонение фактической прибыли от плановой.
3. Пересмотр допущений ипричинно-следственных связей, положенных в основу плана по прибыли, проверкавыполнимости, обоснованности и целесообразности выбранной стратегии развитияпредприятия.
4. Выявление возможныхрезервов роста прибыли, планирование мероприятий по их мобилизации.
5. Оценка эффективностиработы сотрудников предприятия, рассмотрение возможности премирования заполученные результаты.
При общей оценкевыполнения плана по прибыли рассчитываются абсолютные и относительныеотклонения фактических величин слагаемых прибыли от плановых. В ходе факторногоанализа проверяются допущения, сделанные при планировании, и определяетсявлияние соответствующих факторов на фактический размер прибыли. При этомрассчитываются отклонения от плана, характеризующие эффективность предприятия вконкурентной борьбе по показателям доли рынка и объемов продаж (выручки), иотклонения, свидетельствующие о производственной эффективности предприятия поуровню переменных и постоянных затрат.
Основными факторами,влияющими на размер прибыли, являются:
1. Размер рынка.Увеличение объема рынка при плановой рыночной доле предприятия и прочих равныхусловиях способствует росту прибыли.
2. Доля рынка. Прибыльнаходится в прямой зависимости от доли предприятия на рынке. То есть увеличениерыночной доли приводит к росту прибыли.
3. Уровень цен напродукцию предприятия. Повышение цен при прочих равных условиях обеспечиваетрост прибыли.
4. Структура реализации,т.е. доли отдельных видов продукции в общем объеме продаж. Увеличение долипродаж более рентабельной продукции будет способствовать повышению прибыли.
5. Цены на материальныересурсы, ставка заработной платы. Прибыль находится в обратной зависимости отцен на закупаемые материалы и ставок оплаты труда.
6. Рациональностьиспользования материальных ресурсов, производительность труда. Прибыльнаходится в прямой зависимости от этих факторов. То есть повышениерациональности расходования материалов и производительности труда обеспечиваетрост прибыли.
7. Уровень постоянныхрасходов. Увеличение постоянных расходов приводит к уменьшению прибыли.
Отметим, что первыечетыре фактора характеризуют эффективность предприятия в конкурентной борьбе, аостальные — производственную эффективность предприятия.
Рассмотрим методикупроведения факторного анализа выполнения плана по прибыли на примере ОАО «Электростройресурс»(данные условные). На предприятии производятся электронные датчики температурыСТ-1 и давления ИД-2. План по прибыли на 2006 г. и результаты его выполненияпредставлены в табл. 1. Согласно данным, приведенным в таблице, фактическаяприбыль до налогообложения превышает плановую на 34 480 руб. (8,62%), в то жевремя фактическая валовая прибыль меньше аналогичного показателя по плану на 19520 руб. (1,23%).
Табл. 1
Отчет о выполнении плана по прибыли за 2006 год
┌────────────────┬─────────┬───────────┬───────────┬─────────────┐
│  Показатель   │По плану,│Фактически,│Отклонение,│Отклонения,%│
│               │   руб.  │    руб.   │    руб.   │(гр.4 / гр.2)│
│               │         │           │  (гр. 3 — │             │
│               │         │           │   гр. 2)  │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│       1       │    2    │     3     │     4     │      5     │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Выручка        │3 960 000│ 4 424 400 │  464 400  │    11,73%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Переменные     │1 962 000│ 2 439 920 │  477 920  │    24,36%   │
│затраты,в том  │         │           │           │             │
│числе          │         │           │           │             │
│материалы      │1 308 000│ 1 517 040 │  209 040  │    15,98%   │
│заработнаяплата│  654 000│   922 880 │  268 880  │    41,11%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Валоваямаржа   │1 998 000│ 1 984 480 │  -13 520  │    -0,68%  │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прочие         │  414 000│   420 000 │    6 000  │     1,45%   │
│производственные│        │           │           │             │
│затраты        │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Валоваяприбыль │1 584 000│ 1 564 48О │  -19 520  │    -1,23%  │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Коммерческие   │  594 000│   500 000 │  -94 000  │   -15,82%   │
│расходы        │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Управленческие │  500 000│   530 000 │   30 000  │     6,00%   │
│расходы        │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прибыль        │  490 000│   534 480 │   44 480  │     9,08%   │
│отпродаж       │         │           │           │            │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Проценты       │   90 000│   100 000 │   10 000  │    11,11%   │
│куплате        │         │           │           │            │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прибыльдо      │  400 000│   434 480 │   34 480  │     8,62%  │
│налогообложения│         │           │           │             │
В целях выявления причин отклонений фактическихданных от плановых показателей прежде всего производится оценка изменениядопущений, сделанных при планировании (табл. 2). Так, менеджеры предположили,что в 2006 г. размер рынка датчиков двух видов составит 19 800 000 руб. (или4000 единиц), а рыночная доля предприятия достигнет 20%. Фактический размеррынка оказался равным 20 790 000 руб., при этом было продано 4200 датчиков.Фактическая доля предприятия на рынке составила 21,5%. В 2006 г. предприятиепланировало реализовать 560 датчиков СТ-1 по цене 4500 руб. за единицу приуровне маржинального дохода (разности   между ценой и переменными затратами)45% и 240 датчиков ИД-2 по цене 6000 руб. за единицу при уровне маржинальногодохода 60%. Фактически предприятие реализовало 542 датчика СТ-1 по цене 4300руб. за единицу и 361 датчик ИД-2 по цене 5800 руб. за единицу.
Табл. 2
Допущения плана по прибылиПоказатель По плану Фактически Размер рынка, руб. 19 800 000 20 790 000 Размер рынка, ед. 4 000 4 200 Рыночная доля ОАО «Электростройресурс» 20% 21,50% Цена датчика СТ-1, руб. 4 500 4 300 Цена датчика ИД-2, руб. 6 000 5 800 Маржинальный доход по датчику СТ-1, % 45% 36,51% Маржинальный доход по датчику ИД-2, % 60% 54,14% Объем продаж датчика СТ-1, ед. 560 542 Объем продаж датчика ИД-2, ед. 240 361
Приведенные выше данные позволяют оценитьэффективность предприятия в конкурентной борьбе путем определения влияниясоответствующих факторов на отклонение фактической прибыли от плановой.Произведем расчеты.
1. Влияние изменения первого фактора (размера рынка)определяется по формуле:
                                                                                       
∆ Прр = ∆ РРК х РДплан х УМДср.план,
где ∆ Прр — отклонение от плана по прибыли засчет изменения размера рынка; РРК — размер рынка в натуральных единицахизмерения; РД — рыночная доля предприятия; УМДср — средний маржинальный доходот продажи единицы продукции.
Средний маржинальный доход от продажи одного датчикапо плану в ОАО «Электростройресурс» составляет:
УМДср.план = (560 х 4500 х 45% + 240 х 6000 х 60%) /(560 + 240) — 2497,5 руб.
В 2006 г. в ОАО «Электростройресурс» засчет роста размера рынка прибыль увеличилась на 99 900 руб.:
∆Прр= (4200 — 4000) х 20% х 2497,5 = 99 900 руб.
При отсутствии данных об изменении размера рынка внатуральных единицах измерения расчет влияния этого фактора на отклонение поприбыли можно произвести по другой формуле:
∆ Прр = ∆ РРР х РДплан х УМД%ср.план,
где РРР — размер рынка в стоимостном выражении (врублях); УМД%ср — средний уровень маржинального дохода от продажи единицыпродукции.
Определим средний уровень маржинального дохода отпродажи одного датчика ОАО «Электростройресурс». Для этого сначаланеобходимо рассчитать среднюю цену одного датчика:
Цср.план = (560 х 4500 + 240 х 6000) / (560 + 240) =4950 руб.;
УМД%ср.план = УМДср.план / Цср.план = (2497,5 / 4950)х 100% = 50,45%;
∆Прр= (20 790 000 — 19 800 000) х 20% х 50,45% = 99 900 руб.
2. Влияние изменения рыночной доли предприятия наотклонение фактической прибыли от плановой оценивается по формуле:
∆ Прд = РРКфакт х  ∆ РД х УМДср.план.
ОАО «Электростройресурс» в 2006 г.увеличило свою долю на рынке датчиков по сравнению с планом на 1,5% и этопривело к получению дополнительной прибыли в сумме 157 342,5 руб.:
∆Прд= 4200 х (21,5% — 20%) х 2497,5 = 157 342,5 руб.
При использовании в расчетах данных о размере рынкав стоимостном выражении для определения влияния рассматриваемого фактораприменяется следующая формула:
∆ Прд = РРРфакт х ∆ РД х УМД%ср.план.
Произведем расчет для ОАО «Электростройресурс»:
∆Прд= 20 790 000 х (21,5% — 20%) х 50,45% = 157 342,5 руб.
Следует отметить, что результаты расчетов на основеданных о размере рынка в стоимостном выражении могут отличаться от результатоврасчетов, проведенных с использованием натуральных показателей. Расхожденияобычно объясняются отклонением фактической средней цены на рынке и фактическойсредней цены на продукцию предприятия от соответствующих цен, заложенных вплане по прибыли. Влияние этих факторов на результаты расчетов оцениваетсяотдельно.
3. Влияние изменения цен реализации на прибыль можноопределить как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценахи плановых ценах предприятия. Величина выручки от продажи продукции вдействующих ценах приводится в отчете о прибылях и убытках. Выручка от продажипродукции в плановых ценах предприятия исчисляется путем умножения фактическихобъемов реализации каждого вида продукции на соответствующие цены, заложенные вплане по прибыли.
На анализируемом предприятии влияние изменения ценреализации на прибыль составляет:
∆Пцен= 4 424 400 — (542 х 4500 + 361 х 6000) = 4 424 400 — 4 605 000 = -180 600 руб.
Таким образом, снижение цен реализации привело ксокращению прибыли на 180 600 руб. Далее менеджерам следует проверитьобоснованность снижения цен и соответствие ценовой политики и стратегииразвития предприятия.
4. Влияние структурных сдвигов в составе реализациина прибыль определяется по формуле:
∆ Пстр = КРфакт х ∆ УМДср = КРфакт х(УМДср.план — УМДср.план),
 
где ∆ Пстр — отклонение фактической прибыли отплановой, сформировавшееся за счет изменения структуры реализации; КР — объемпродаж в натуральных единицах измерения; УМДср.план — плановый средниймаржинальный доход от продажи единицы продукции, пересчитанный на фактическийобъем реализации.
В 2006 г. ОАО «Электростройресурс»планировало, что в общей сумме выручки доли поступлений от продаж датчиковтемпературы СТ-1 и датчиков давления ИД-2 составят 64% и 36% соответственно.Фактически продажи датчиков СТ-1 обеспечили только 53% совокупной выручки, а47% выручки было получено за счет реализации датчиков ИД-2. Плановый средниймаржинальный доход от продажи одного датчика, пересчитанный на фактическийобъем реализации, составляет:
УМДср.план = (542 х 4500 х 45% + 361 х 6000 х 60%) /(542 + 361) = 2 397 150 / 903 = 2654,65 руб.
Рассчитаем влияние структурных сдвигов в составереализации на отклонение фактической прибыли от плановой в ОАО                                               «Электростройресурс»:
∆Пстр= (2654,65 — 2497,5) х 903 = 141 907,5 руб.
Таким образом, увеличение доли более рентабельнойпродукции в общем объеме продаж привело к росту прибыли на 141 907,5 руб.
Совокупное влияние рассмотренных выше четырехфакторов составляет 218 550 руб. (99 900 + 157 342,5 — 180 600 + 141 907,5). Тоесть высокая эффективность ОАО „Электростройресурс“ в конкурентнойборьбе способствовала росту прибыли на 218 550 руб.
На основе полученных результатов менеджерампредприятия следует произвести переоценку допущений, положенных в основу планапо прибыли, определить причины и спрогнозировать последствия изменений размерарынка, рыночной доли предприятия, цен на реализуемую продукцию, структурныхсдвигов в реализации продукции, а также пересмотреть стратегию развитияпредприятия.
По обобщенным данным эффективность предприятия вконкурентной борьбе характеризуется отклонением прибыли по гибкому бюджету(плану, пересчитанному на фактический объем продаж) от прибыли по утвержденномуплану. В свою очередь отклонение фактической прибыли от прибыли по гибкомубюджету свидетельствует об общей эффективности предприятия в организациипроизводства (табл. 3). Слагаемые производственной эффективности предприятияможно изучить путем оценки изменений переменных и постоянных расходов.

Таблица 3
Анализ выполнения плана по прибыли
┌────────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│  Показатель   │ По плану│Отклонение│По гибкому│Отклонение│Фактически│
│               │         │ от плана │  бюджету │от гибкого│         │
│               │         │          │          │  бюджета │         │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│       1       │    2    │     3    │     4    │     5    │    6    │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Выручка        │3 960 000│          │ 4 424 400│          │ 4424 400│
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Переменные     │1 962 000│          │ 2 207 850│ -232 070 │ 2439 920│
│затраты,в том  │         │          │          │          │         │
│числе          │         │          │          │          │         │
│материалы      │1 308 000│          │ 1 471 900│  -45 140 │ 1517 040│
│заработнаяплата│  654 000│          │   735 950│ -186 930 │  922 880│
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Валоваямаржа   │1 998 000│  218 550 │ 2 216 550│ -232 070 │1 984 480│
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Прочие         │  414 000│          │   414 000│   -6 000 │  420 000│
│производственные│        │          │          │          │          │
│затраты        │         │          │          │          │         │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Валоваяприбыль │1 584 000│  218 550 │ 1 802 550│ -238 070 │1 564 480│
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Коммерческие   │  594 000│          │   594 000│   94 000 │  500 000│
│расходы        │         │          │          │          │         │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Управленческие │  500 000│          │   500 000│  -30 000 │  530 000│
│расходы        │         │          │          │          │         │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Прибыль        │  490 000│  218 550 │   708 550│ -174 070 │  534 480│
│отпродаж       │         │          │          │         │          │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Проценты       │   90 000│          │    90 000│  -10 000 │  100 000│
│куплате        │         │          │          │         │          │
├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Прибыльдо      │  400 000│  218 550 │   618 550│ -184 070 │  434 480│
│налогообложения│         │          │          │          │         │
└────────────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
В ОАО „Электростройресурс“ к переменнымрасходам относятся прямые материальные затраты и затраты по оплате трударабочих. Укрупненная смета использования основных материалов, смета по трудуосновных производственных рабочих и данные об их исполнении представлены втабл. 4. Приведенные в таблице данные позволяют определить влияние измененияэффективности использования материалов, производительности труда, цен наматериалы, ставок заработной платы на отклонение фактической прибыли от прибылипо гибкому бюджету.
Таблица 4
Отчет об исполнении сметы использования основных материалов
и сметы по труду основных производственных рабочих
N
п/п Показатель Датчик СТ-1 Датчик ИД-2 По плану Фактически По плану Фактически Материалы 1
Количество         
радиодеталей, шт.   33 35 32 35 2
Средняя стоимость  
1 радиодетали, руб. 50 48 50 48 3
Материальные затраты
по 1 датчику, руб. 
(стр. 1 х стр. 2)   1 6510 1 680 1 600 1 680 4 Объем производства, 560 542 240 361
Материальные       
затраты, руб.      
(стр. 3 х стр. 4)   924 000 910 560 384 000 606 480 Заработная плата 6
Время работы по    
1 датчику, час.     16,5 15 16 14 7
Ставка заработной  
платы, руб/час      50 70 50 70 8
Затраты по оплате  
труда по 1 датчику,
руб. (стр. 6 х        825 1 050 800 980 9 Объем производства, 560 542 240 361 10
Затраты по оплате  
труда, руб.        
(стр. 8 х стр. 9)   462 000 569 100 192 000 353 780
5. Влияние изменения цен на материалы на прибыльоценивается по формуле (предположим, что вся выпущенная продукция продается):
∆ Пцен.мз = КПфакт х РМфакт х ∆ ЦМ =КПфакт х РМфакт х (ЦМплан — ЦМфакт),
где ∆ Пцен.мз — отклонение фактической прибылиот плановой, сформировавшееся под влиянием изменения цен на материалы; КП — количество произведенной продукции; РМ — расход сырья (материалов) напроизводство единицы продукции; ЦМ — цена единицы материалов.
В ОАО „Электростройресурс“ отклонениефактической прибыли от прибыли по гибкому бюджету, сформировавшееся за счетизменения цен на материалы, составило 63 210 руб., в том числе (расчетыпроизведены по усредненным данным):
по датчику СТ-1 — ∆ Пцен.мз ст-1 = 542 х 35 х(50 — 48) = 37 940 руб.;
по датчику ИД-2 — ∆ Пцен.мз ид-2 = 361 х 35 х(50 — 48) = 25 270 руб.
Влияние изменения ставок заработной платы на прибыльопределяется по формуле:
∆ Псзп = КПфакт х ТЕфакт х ∆ СЗП =КПфакт х ТЕфакт х (СЗПплан — СЗПфакт),
где ∆ Псзп — отклонение от плана по прибыли засчет изменения ставок заработной платы; ТЕ — трудоемкость единицы продукции(количество времени, затрачиваемого на производство единицы продукции); СЗП — ставка заработной платы.
В нашем случае увеличение ставок заработной платыпривело к снижению прибыли на 263 680 руб., в том числе:
по датчику СТ-1 — ∆ Псзп ст-1 = 542 х 15 х (50- 70) = -162 600 руб.;
по датчику ИД-2 — ∆ Псзп ид-2 = 361 х 14 х (50- 70) = -101 080 руб.
6. Влияние изменения эффективности использованияматериалов на отклонение фактической прибыли от прибыли по гибкому бюджетуопределяется по формуле:
∆ Пэф.мз = КПфакт х ∆ РМ х ЦМплан =КПфакт х (РМплан — РМфакт) х ЦМплан.
В ОАО „Электростройресурс“ за счетпревышения плана по количеству использованных при производстве датчиковрадиодеталей прибыль уменьшилась на 108 350 руб., в том числе:
по датчику СТ-1 — ∆ Пэф.мз ст-1 = 542 х (33 — 35) х 50 = -54 200 руб.;
по датчику ИД-2 — ∆ Пэф.мз ид-2 = 361 х (32 — 35) х 50 = -54 150 руб.
Влияние изменения производительности труда наприбыль определяется по формуле:
∆ Ппт = КПфакт х ∆ ТЕ х СЗПплан = КПфактх (ТЕплан — ТЕфакт) х СЗПплан.
На рассматриваемом предприятии повышениепроизводительности труда привело к увеличению прибыли на 76 750 руб., в томчисле:
по датчику СТ-1 — ∆ Ппт ст-1 = 542 х (16,5 — 15) х 50 = 40 650 руб.;
по датчику ИД-2 — ∆ Ппт ид-2 = 361 х (16 — 14)х 50 = 36 100 руб.
Таким образом, отклонение гибкого бюджета отфактических данных по материальным затратам в сумме — 45 140 руб.сформировалось за счет превышения плана по количеству использованных припроизводстве датчиков радиодеталей (-108 350 руб.) и снижения цен нарадиодетали (63 210 руб.). Отклонение по затратам на оплату труда (-186 930руб.) связано с повышением производительности труда (76 750 руб.) и увеличениемставок заработной платы (-263 680 руб.).
7. Влияние изменения уровня постоянных расходов наотклонение фактической прибыли от прибыли по гибкому бюджету определяется поформуле:
∆ Ппз = ПЗплан — ПЗфакт,
где ∆ Ппз — отклонение от плана по прибыли засчет изменения уровня постоянных расходов; ПЗ — величина постоянных расходов.
В ОАО „Электростройресурс“ за счетизменения постоянных расходов прибыль возросла на 48 000 руб., в том числе засчет коммерческих расходов на 94 000 руб. Увеличение прочих производственныхзатрат, управленческих расходов и расходов по оплате процентов привело кснижению прибыли на 46 000 руб.
Совокупное влияние рассмотренных вышепроизводственных факторов (см. табл. 3) показывает, что в ОАО „Электростройресурс“в 2006 г. произошло снижение общей эффективности организации производства и этопривело к сокращению прибыли на 184 070 руб. Менеджерам следует пересмотретьсвои подходы к управлению производством и сопоставить их со стратегией развитияпредприятия. При этом, в частности, целесообразно проанализировать связи междуколичеством использованных материалов и их стоимостью, производительностьютруда и уровнем заработной платы. На практике специфика отрасли и предприятияможет обеспечить иной выбор направлений дальнейшего анализа.
В целом рассмотренная выше методика факторногоанализа выполнения плана по прибыли имеет особое значение в условиях рыночнойэкономики. В основе методики лежит предположение об отсутствии централизованныхплановых заданий по объемам продаж. Соответственно, возникает необходимость нетолько планирования производственных показателей, но и прогнозирования размероврынка, рыночной доли предприятия, цен и структуры реализации. Анализ выполненияплана по прибыли, подготовленного на основе детального прогноза указанныхфакторов, является важным стратегическим инструментом управления развитиемпредприятия.

Список использованнойлитературы:
1. Шеремет А.Д. «Комплексный анализ хозяйственнойдеятельности».- М.: ИНФРА-М, 2006г.
2. Н.А.Соловьева, Н.И.Коркина. «Анализ результатов хозяйственно-финансовойдеятельности организации и ее финансового состояния»  (учебное пособие).-  Изд.2-е, перераб. и доп. — Красноярск: РИО КГПУ, 2000.
3. Ефимова О.В. «Финансовый анализ». — М.: Бухгалтерскийучет, 2002.
4. «Финансовые результаты хозяйственной деятельности» — Электронныйархив журнала «Аудит и финансовый анализ»;
5. Грищенко О.В. «Анализ и диагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия». — Таганрогскийгосударственный радиотехнический университет;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат © 2005 Пелих В. Ф., Павленко Т. С. Вопросы промышленной безопасности в системе межпредметных связей при курсовом проектировании
Реферат Проблема развития малого бизнеса в России и мировой экономике
Реферат Sikhism Essay Research Paper SIKHISMSikhism is a
Реферат Оборотный капитал предприятий 2
Реферат Охрана труда на предприятии 4
Реферат О фильме Сиднея Поллока "Три дня кондора"
Реферат Privacy In The Information Age Essay Research
Реферат Ассортимент колбасных изделий характеристика сырья и вспомогательных материалов
Реферат Kant The Universal Law Formation Of The
Реферат Mp3 Audio Essay Research Paper What is
Реферат Теоретико-методологические аспекты политологического исследования
Реферат Виховний захід p християнської етики Світле свято Великдень
Реферат Оптимизация логистической системы поставок печатной продукции до предприятий розничной торговли
Реферат Структура и принцип работы механизма
Реферат Аннотация на ооп по «Филологической практике»