Реферат по предмету "Экономика"


Антикризисные меры государства

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика антикризисныхмер
2 Меры государственногоантикризисного регулирования
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Всилу различных причин проводимые в России экономические преобразования непривели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить озавершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит пятнадцатилетний опытреформирования, заключается в том, что одна лишь смена формы собственности насредства производства не приводит к росту эффективности деятельностипредприятий.
Триволны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротствамногие предприятия – были выведены из под контроля собственника администрациипредприятий; экспортно-ориентированные предприятия в топливно-энергетическом секторе,металлургии были переданы крупному финансовому капиталу; произошло массовоебанкротство потенциально эффективных предприятий, которые не былиприватизированы.
Современноесостояние большинства хозяйствующих объектов таково, что их первоочереднымизадачами являются «латание дыр» и недопущение банкротства. Подобное положениедел не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочнойперспективе. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретаетформирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного наанализе их финансово-экономического состояния.
Данныйподход неразрывно связан с антикризисным управлением. Антикризисное управлениене перестает быть актуальной проблемой и в условиях начавшегося в странеэкономического роста. Антикризисные меры, которые в настоящее время используетгосударство позволяют надлежащим образом реагировать на кризисы, на микро-,макро- и глобальном уровнях, смягчать их течение, устранять их последствия итрансформировать их в позитивные изменения[1].
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
 
Термин«антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причинаего появления это реформирование российской экономики и возникновение большогоколичества предприятий, находящихся на грани банкротства. Но, нужно отметить,что кризис некоторых предприятий — это нормальное явление рыночной экономики, вкоторой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же,которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособиться ииспользовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В России около четырех пятыхвсех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, обэтом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, чторазработка теории антикризисного управления это заказ практики, причемпотребность в антикризисном управлении возникает не только в экономикепереходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.
 Подходык самому понятию антикризисного управления весьма неоднозначны. В одних случаяхпод ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, вдругих — управление фирмой, в предверии банкротства, причем некоторые считают,что в качестве кризисной следует признать «любую ситуацию, в которойпредприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потерярентабельности остается неизбежной»[2], третьи же связываютпонятие антикризисного управления с деятельностью антикризисных управляющих врамках судебных процедур банкротства.
 Преждечем рассматривать меры антикризисного управления нужно остановиться на самихпричинах возникновения кризисных ситуаций. К основным причинам обычно относят: ростинфляции; нестабильность налоговой системы; нестабильность регулирующегозаконодательства; снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы;рыночные факторы; снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма нарынке; нестабильность валютного рынка; рост предложения товаров-субститутов; политическаянестабильность; стихийные бедствия; ухудшение криминогенной ситуации; слабыйфинансовый и производственный менеджмент.
 Характеризуяв целом антикризисные меры, необходимо учесть один момент — важно различать«антикризисное регулирование», относящееся к государственным мерам в масштабахвсей экономики, и «антикризисное управление», вырабатывающее способыпреодоления убыточности отдельного предприятия, т.е. самостоятельнойхозяйственной единицы.
Так,к мерам антикризисного регулирования можно отнести:
— расширениеи эффективная реализация инновационного потенциала отечественной экономики;
— поддержка инвестиций;
— развитие социального партнерства;
— поддержка малого предпринимательства;
— предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальнуюэкономику;
— проведение жесткой денежной политики;
— обеспечениестабильности национальной валюты и др.
 Можнотакже выделить основные направления государственного антикризисногорегулирования. Это:
-совершенствованиезаконодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
 -осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказаниегосударственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечениеинвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
 -принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
— приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
 -созданиеинститута арбитражных и конкурсных управляющих.
 Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования,является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовомуоздоровлению (ФСДН).
 Мерыже антикризисного управления предприятием можно разделить на две группы:
1.Меры, принимаемые по заданию менеджеров и собственников кризисного предприятия.К данной группе относятся следующие мероприятия:
— диагностика финансового состояния предприятия (анализ и оценка имущественногоположения предприятия, анализ и оценка ликвидности и платежеспособностипредприятия, оценка финансовой устойчивости предприятия);
— анализвнешних и внутренних факторов с целью выявления причин кризиса;
— формирование стратегии и программы работ по выходу из кризиса;
— мероприятия по выходу из кризисной ситуации — погашение просроченнойкредиторской задолженности или ее реструктуризация на продолжительный периодвремени;
 -реорганизация финансово-хозяйственной деятельности (реструктуризацияпредприятия (ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных структур внутрипредприятия; привлечение форм заемных средств на развитие предприятия;сокращение непроизводственных издержек производства; списание активов с балансапредприятия; совершенствование механизма управления и повышениеконкурентоспособности; ужесточение контроля за расходованием денежных средств;интеграция капитала за счет сливания с другими фирмами; привлечение инвестиций;разработка и внедрение систем управленческого учета, бюджетирование и т.д.);
— разработка программ по предотвращению кризисов в будущем.
 2.Меры, принимаемые в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «Онесостоятельности (банкротстве)». В данном случае антикризисное управлениепроводится в интересах и по заданию кредиторов кризисного предприятия. Онипреследуют следующие цели: возврат просроченной кредиторской задолженностипредприятия; получение контроля над кризисным предприятием; передел собственностив свою пользу; стабилизация финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.
 Законом« О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусмотрено проведение мерпо предупреждению банкротства:
 -досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника:предоставление финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашенияденежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособностидолжника – предприятия;
 -реорганизация предприятия (слияние, присоединение, преобразование, разделение,выделение);
 -доверительное управление.
 Нужноотметь, что ориентация антикризисного управления на арбитражные процедуры,ведущие к признанию убыточных предприятий банкротами, к смене собственника,выставлению имущества на аукционы и передаче его в траст, назначениюарбитражных управляющих, — все это не решает проблемы убыточности многихпредприятий в целом. Эти действия, рекомендуемые стране международнымифинансовыми организациями, Международным валютным фондом и Мировым банком,могут обанкротить и ликвидировать чуть ли не половину предприятий, что приведетк непредсказуемым социальным и экономическим последствиям. Сведениеантикризисного управления к организационно-юридическим процедурам банкротствавозможно и допустимо лишь в исключительных случаях.
 Важноиметь в виду, что банкротство как инструмент управления рационально толькотогда, когда в результате его реализации имущество переходит от неэффективныхсобственников к эффективным. К тому же нередко практикуется и умышленноебанкротство с целью передела собственности.
 Вотнекоторые статистические данные. В 1996 г. в арбитражные суды поступило 3740заявлений о признании должников банкротами, в 1997 г. — 5687, в 1998 г. ихколичество возросло до 12781 и стабилизировалось примерно на уровне 12000заявлений в год. К сожалению только около 20% предприятий признаются послепроцедуры наблюдения способными восстановить свою платежеспособность в рамкахпроцедуры внешнего управления. Остальные же предприятия бывают чаще всеголиквидированы в рамках процедуры конкурсного производства. Однако, введениевнешнего управления еще не гарантирует предприятию, что оно останется на плаву.Согласно статистическим данным из 2001 дела, по которым проводилась реорганизационнаяпроцедура внешнего управления, только в 69 случаях (3,4%) по результатам еепроведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлениемплатежеспособности должника. В остальных случаях — приняты решения о признаниидолжников банкротами и открытии конкурсного производства. Однако эта статистикасвидетельствует не о неэффективности проводимых процедур реорганизации, аскорее о недостатке квалифицированных кадров для реализации этих процедур. Вкрайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисномуправлении могут добиться только всесторонне подготовленные менеджеры-новаторы,поскольку в каждом конкретном случае необходимы нестандартные, инновационныерешения.

2 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 
 Запоследние годы в экономике России произошли существенные положительные сдвиги.Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние ивыходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том,что экономика страны полностью вышла из кризиса, а негативные тенденции –явление давно минувших дней, было чрезмерно оптимистично и безответственно.[3]
 Рассмотрим,что же представляет собой экономический кризис – это важнейшая фазаэкономического цикла, для которой характерны следующие черты намакроэкономическом уровне:
 -превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов ипадению цен;
 -кризис сбыта и падение цен, ведущие к сокращению производства;
 -большое число банкротств и крахов фирм;
 -массовая безработица[4].
 Чтоже касается отдельного предприятия – то оно проходит несколько фаз кризиса:
 1)первая стадия кризиса, часто скрытая, — это падение предельной эффективностикапитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности иобъемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшаетсяфинансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.
2)вторая стадия кризиса — появление убыточности производства.
 3)третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервныхфондов у предприятия
4)четвертая стадия — состояние острой неплатежеспособности[5].
 Российскаяэкономика на сегодняшний день все еще ослаблена, неконкурентоспособна, имеетдеформированную структуру производства и довольно низкий уровень жизни населения.Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторымнаправлениям даже возрастать. Поэтому государственное антикризисноерегулирование имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения экономической безопасностиРоссии. При этом государство обеспечивая экономическую безопасность на макроуровне(экономическая безопасность национальной экономики) широко использует мерыантикризисного регулирования, применяемые на микроуровне (экономическаябезопасность предприятия).
 Рассмотримподробнее основные антикризисные меры, предпринимаемые государством дляподдержания стабильной ситуации в российской экономике.
 1.Предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальнуюэкономику.
 Отсутствие серьезных мерпротиводействия утечке капитала привело к тому, что национальная экономикапотеряла колоссальный объем валюты. За последние 10 лет в существующей системе утечкеи отмывания российского капитала практически ничего не изменилось. Потоккапитала не иссякает и составляет в среднем 20-25 млрд. долл. в год. Очевидно,что полезно объединить усилия правоохранительных органов и банковскогосообщества в работе по возврату в страну незаконно вывезенного капитала.
 2.Повышение эффективности валютного регулирования и контроля.
 Нарядус очевидными мерами по ужесточению применения санкций в отношении нарушенийвалютного законодательства необходимо принять ряд серьезных решений по усилениюзащиты нашего финансового рынка от неблагоприятных колебаний мировойконъюнктуры: восстановить ограничения на вывоз капитала, ограничить сферуиспользования валютных счетов, провести централизацию валютных резервов.
 Централизациявалютных резервов должна сопровождаться введением ограничений на использованиевалютных счетов предприятиями, восстановлением обязательной продажи валютнойвыручки экспортеров Центральному банку, введением ограничений на вывоз прибылиот операций на рынке ценных бумаг, установлением государственного контроля заэкспортом основных сырьевых товаров, концентрацией валютной выручки на счетах внескольких государственных банках, введением ограничений на импорт предметовроскоши, а также на вывоз иностранной валюты для оплаты услуг.
Учитываянестабильную ситуацию на мировом финансовом рынке и необходимостьдедолларизации российской экономики необходимо принять меры по повышениюустойчивости структуры валютных резервов страны, их диверсификации, отказу отпривязки рубля к доллару, как в формировании валютных резервов, так и вполитике регулирования и номинирования обменного курса.
 3.Меры по созданию условий для оживления производства, нормализации платежногооборота.
 Оздоровлениефинансовой системы и предотвращение угроз спонтанного углубления долгового ибюджетного кризисов, саморазрушения финансовой системы невозможно бездополнения антикризисной программы давно назревшими мерами в производственной иинвестиционной сфере.
 Крометого, государство использует меры по смягчению кризиса платежей, в том числе:
 -реструктуризация и списание накопленной задолженности по процентам запросроченные долги перед государственным бюджетом, снижение пеней и штрафов приусловии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;
 -проведение взаимозачета и реструктуризации задолженности предприятийодновременно с созданием механизма взыскания просроченной задолженности сдолжников;
 -проведение секьюритизации и организация оборота просроченной дебиторскойзадолженности;
 -введение централизованной системы учета и переучета векселей Центральнымбанком, прежде всего, для наиболее крупных предприятий-держателей дебиторскойзадолженности;
 -создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включаяскладские свидетельства.
Преодолениеплатежного кризиса немыслимо без устранения накопившихся ценовых диспропорций,снижения цен на энергоресурсы, тарифов на электроэнергию, услуги транспорта исвязи. Хотя это невозможно сделать за несколько месяцев, определенные меры поих смягчению могут быть приняты — как административные (замораживание илипринудительное снижение соответствующих цен и тарифов), так и договорные(соглашения между энергетиками, транспортниками и потребителями их продукции).
Предлагаемыенекоторыми политиками массовые банкротства неплатежеспособных предприятийнельзя рассматривать в качестве антикризисной меры — ее применение требуетдлительного времени, больших затрат и далеко не всегда дает положительныйэффект с точки зрения последующего развития предприятия. Скорее какантикризисную следует рассматривать меру по национализации неплатежеспособныхпредприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны, с ихпоследующей реструктуризацией, повышением эффективности работы.
Необходимаактивизация внешнеторговой политики:
— применение мер по защите рынка в соответствии с Федеральным законом «О мерах позащите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнейторговли товарами»;
— корректировка импортного тарифа с учетом возможностей импортозамещения в целяхповышения загрузки простаивающих производственных мощностей отечественныхтоваров;
— активное применение компенсационных пошлин, в том числе в отношении импортапродовольственных товаров, с целью выравнивания условий конкуренции навнутреннем рынке;
— стимулирование экспорта, в том числе за счет резкого расширения практикипредоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;
 -ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров, устранение практикиделегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям.
 Перечисленныевыше меры антикризисной политики направлены на преодоление долгового ибюджетного кризисов, повышение устойчивости рубля, овладение государствомнеобходимыми функциями регулирования экономики, реанимацию производственногопотенциала страны, недопущение массового голода и разрушенияжизнеобеспечивающих систем страны. Вместе с тем они недостаточны для перехода кустойчивому экономическому росту. Для этого одновременно с осуществлением этих антикризисныхмер должен быть реализован более обширный комплекс мер, характеризуемый ниже.
 Дляустойчивого социально-экономического развития государством используется целаясистема мер направленных на создание благоприятных условий для производственнойдеятельности, подъема инвестиционной и инновационной активности, восстановлениянормального оборота капитала.
 Вобласти денежной политики необходимо в целях упорядочения денежногооборота и платежно-расчетных отношений, декриминализации экономики приниматьмеры по совершенствованию структуры денежной массы и технологии денежногообращения, в частности это:
 -упорядочение вексельного обращения при помощи введения соответствующей учетнойполитики Центрального банка (это особенно важно с точки зрения приведенияполитики денежного предложения в соответствие со спросом в платежных средствахпроизводственной сферы);
— развитиебезналичного денежного обращения с использованием дебетовых платежныхинструментов;
— широкаякомпьютеризация платежно-расчетных отношений;
— сведениек минимуму наличных денег в обращении.
Важноезначение для улучшения структуры денежной массы, повышения доли долгосрочныхвкладов играют обязательства государства по страхованию сберегательных вкладовграждан. Эти меры позволят улучшить денежный оборот при сохранении контроля надинфляцией, дополнив количественный контроль над общим объемом денежной массыучетом ее отдельных составляющих с разной скоростью обращения, контролем засоответствием денежного предложения спросу на денежные ресурсы в разных секторахэкономики и контурах денежного обращения.
Вобласти ценовой и антимонопольной политики государство должнопредусмотреть меры по установлению реального контроля за ценами в высокомонополизированныхотраслях (особенно в естественных монополиях) для сдерживания их роста ивыравнивания соотношения цен в пользу обрабатывающей промышленности. Необходиможесткое пресечение попыток образования организационных монополий в целяхзавышения цен, применение санкций за незаконные картельные соглашения, а такжедругие формы сговора в целях контроля за рынком, принятие мер по расчисткетоваропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационныхи других барьеров во внутренней торговле, обеспечение условий для действиямеханизмов рыночной конкуренции.
Вобласти налоговой политики государство может использовать следующий комплексантикризисных мер:
— снижение общего бремени налогообложения (включая все обязательные платежи);
— освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на цели развитияпроизводства и освоения новой техники, научных исследований и разработок,пополнения оборотных средств предприятий;
— упрощениеналоговой системы;
— перераспределение тяжести налогообложения граждан с малоимущих на лиц свысокими и сверхвысокими доходами.
4.Меры по всемерной поддержке малого предпринимательства.
Поддержкамалого предпринимательства позволяет обеспечить структурные сдвиги впроизводстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать и осваиватьновые технологии в различных отраслях национальной экономики.
Государстводолжно совершенствовать нормативно — правовое обеспечение деятельности малыхпредприятий. На сегодняшний день разрабатываются и принимаются правовые акты обобществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачигосударственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса. Все болееширокое развитие получает банковское кредитование субъектов малогопредпринимательства.
5.Инновационная деятельность различных типов предприятий. Необходимость государственногорегулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающимзначением для экономики и общества в целом.
Основуантикризисного управления, совмещающего социальную и финансовую функциюсоставляют инновации (нововведения) – продуктовые и процессорные, а такжеинституциональные (в том числе аллокационые, связанные с перераспределениемресурсов предприятия).
Государствосо своей стороны осуществляет следующие меры по поддержанию инновационныхпроектов, которые являются соответственно и мерами антикризисного управления:
— выполнение силами государственного сектора и финансирование по государственнымзаказам целевых программ создания и распространения инноваций, отвечающихприоритетам ответственности государства перед обществом в таких областях, какобразование, культура, социальная защита, оборона и др. При этом государство помимофинансирования НИОКР из бюджетных средств, поддерживает финансовый лизинг,франчайзенг;
— избирательное стимулирование и поддержка субсидиями, налоговыми льготами техисследований, разработок и нововведений, которые, будучи в принципе выгоднымиотдельным заинтересованным предприятиям, но возможно недостаточно прибыльными,отличаются своей социальной эффективностью либо способствуют структурнойполитике государства, в частности ускоренному развитию отдельных отраслей ирегионов;
— содействие развитию инновационной инфраструктуры;
— содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров,осуществляющих инновационную деятельность.
 6.Меры по обеспечению микроэкономических условий роста.
 Произошедшаяв результате массовой приватизации формальная смена отношений собственностипока не подкреплена реальными механизмами экономической ответственности,которые обеспечивали бы стремление хозяйствующих субъектов к повышениюэкономической эффективности и долгосрочному развитию предприятий. Для решенияэтой проблемы необходима система мер по упорядочению отношений собственности:
а)введение жесткой системы ответственности за эффективное управление ираспоряжение государственным имуществом;
б)твердая правовая и судебная защита законно приобретенной собственности;
в)введение государственного контроля за оборотом земли через сеть земельныхбанков;
г)политическое и юридическое оформление завершения этапа массовой приватизациигосударственных предприятий, предусматривающее инвентаризацию результатовприватизации с отменой в судебном порядке незаконных и ущербных для экономикистраны актов, угрожающих интересам национальной безопасности, а также сделок поприобретению государственного имущества, обязательства по которым невыполняются, с окончательным закреплением прав собственности в отношенииостальных предприятий.
ж)создание условий для эффективной организации промышленного производства,интеграции финансового капитала и промышленных предприятий, в том числе путемустранения ограничений на взаимное участие в собственности финансовых ипроизводственных структур, слияния и объединения производственных предприятий,научно-исследовательских и финансовых организаций; стимулирования созданияфинансово-промышленных групп, способных к самостоятельному выживанию в условияхвнутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции; приватизации остающихсяв государственной собственности акций предприятий для формирования эффективнойи конкурентоспособной структуры организации промышленности.
7.Также государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется и в виде нормативно-законодательнойдеятельности. Основополагающими документами являются Гражданский КодексРоссийской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)предприятий от 26.10. 2002 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Разрушительноевоздействие экономических кризисов вынуждает государство проводитьантициклическую политику, включающую в себя использование мер антикризисногорегулирования. Причем в государственном антикризисном регулировании широкоиспользуются мероприятия по преодолению кризисного состояния предприятия.
Косновным мерам государственного регулирования кризисных ситуаций в экономикеотносятся:
— мерыпо финансовому оздоровлению предприятий;
— государственная поддержка неплатежеспособных предприятий;
— сокращение налогов и увеличение расходов бюджета;
— увеличение государственных инвестиций;
— государственная поддержка субъектов малого предпринимательства;
— активизация инновационной деятельности, государственное финансированиеинновационных программ, стимулирование и поддержка субсидиями и льготамиинновационных проектов;
— возврат капиталов в национальную экономику и др.
 Необходимоотметить, что для дальнейшего совершенствования антикризисного регулирования намакро- и микро- уровнях в России необходимо:
— совершенствование налоговой системы;
— создание и государственная поддержка реально действующей сети надёжныхкредитных учреждений;
— совершенствованиенормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий идр.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Антикризисный менеджмент. Учебник/ под. ред. проф. Грязновой А.Г. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,Издательство ЭКМОС, 1999. – 415с.
2. Антикризисное управление:учебник/Под редакцией Э.М.Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.
3. Жарковская П., Бродский Б.Е.Антикризисное управление. Учебник.- М. Омега Л, 2008. – 480с.
4.Зуб А.Т. Антикризисное управление.Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 319с.
5.Крюков Р.В. Антикризисноеуправление. Конспект лекций – М.: Приор — издат, 2006. – 128с.
6. Орехов В.И., Балдин К.В.Антикризисное управление: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 544с.
7.Попов Р.А. Антикризисноеуправление. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005 – 275с.
8. Татарников Е.А. Антикризисноеуправление предприятием. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 256с.
 9.Тренеков Е.М. Диагностика вантикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. №1, 2002.
 10.Шатский Г.Ю. Основные понятия ипроблемы антикризисного управления промышленным предприятием // Журнал«Проблемы теории и практики управления», 2007, №4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение экономико-статистических методов для определения региональной потребности в материаль2
Реферат Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф.Хайек "Путь к рабству")
Реферат Archetype Example Essay Research Paper UntitledShe woke
Реферат Актуальность исследований, связанных с наследственными правоотношениями
Реферат Психологическая характеристика детских страхов
Реферат Человек и природа в творчестве Куприна
Реферат The ways to increase effectiveness of e-marketing in "Print Express Company"
Реферат Чернобыльская катастрофа и её последствия 2
Реферат Курс лекций по Философии 4
Реферат Двигательная активность и эмоциональный статус крыс линии WAG/RIJ в условиях повторной аудиогенной стимуляции
Реферат Религиозно-мифологические представления индейцев доколумбовой Америки на примере майя
Реферат Моделирование и прогнозирование состояния окружающей среды
Реферат Canada and tourism
Реферат Наука и естествознание
Реферат Інформаційний бюлетень (липень-серпень 2011 р.). Вип. 16 Черкаси : Вид від. Чну ім. Б. Хмельницького, 2011. с