Содержание
Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1. Маркетинговый анализ факторов и ресурсовпроизводства и эффективность использования производственного потенциала…….………...3
1.1 Местоположение и маркетинговый анализ товаров иресурсов производства………………………………………………………………............3
1.2 Анализ эффективности использованияпроизводственного потенциала….5
Глава 2. Анализ реализации сельскохозяйственнойпродукции и финансовых результатов………………………………………………………………..….........9
2.1 Размер и состав товарной продукции предприятия,товарность отраслей и продуктов…………………………………………………..…………………….11
2.2 Анализ каналов использования и реализации продукции………………...12
2.3 Влияние отдельных факторов на общие показателиреализации продукции (количества, качества и цен)…………………………………….....14
2.4 Анализ финансовых результатов реализации и ихвлияние на финансовую деятельность хозяйства………………………………………….........................18
Глава 3. Резервы увеличения объема реализациипродукции..…………….....26
Заключение…………………………………………………………………….....28
Литература…………………………………………………………………….....30
Введение
В стране, в силу различныхпричин и, в частности, из-за слабой адаптации отрасли к рыночным условиям,продолжается спад сельскохозяйственного производства. Негативное влияние нафинансовое состояние сельскохозяйственных предприятий оказывает неадекватныйрост цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы,потребляемые сельскими производителями, недостаточное финансирование отрасли.
Ранее действовала в странецентрализованная система закупок. В настоящее время сельскохозяйственныепредприятия лишены гарантированного рынка сбыта. Хозяйствам приходитсязаключать договоры с перерабатывающими предприятиями. Их цель теперь состоит втом, как наиболее выгодно продать произведенную продукцию. От эффективностисбыта в значительной мере зависит финансовое состояние хозяйства.
Объем производства и реализованнойпродукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующиедеятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированныхстатей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также дляисчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объемреализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работыпредприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участияв удовлетворении потребностей рынка.
Развитие рыночныхотношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработкеи принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности.Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельностипредприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. В настоящее времябольшинство хозяйств не только не получает прибыль, но и имеет значительныеубытки. Для поиска путей выхода из сложившейся ситуации важным средствомизучения функционирования предприятий является финансовый анализ. С его помощьювырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы иуправленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляютсярезервы повышения эффективности производства, оцениваются результатыдеятельности предприятия, его подразделений и работников.
На сегодняшний день резкообострилась проблема получения прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции,идет решение вопросов о расширении рынков сбыта.
Целью работы являетсяизучение экономического состояния СПК “Дружба” и его производственногопотенциала, анализ реализации сельскохозяйственной продукции и полученныхфинансовых результатов, а также резервов увеличения объема реализованнойпродукции. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2006-2007 г.г.),литературные и справочные источники.
При написании курсовой работыиспользовались следующие методы: экономико-математический, монографический,табличный, метод сравнения.
Глава 1. Маркетинговыйанализ факторов и ресурсов производства и эффективность использованияпроизводственного потенциала
1.1 Местоположение имаркетинговый анализ товаров и ресурсов производства
В данной курсовой работеанализ реализации с/х продукции и финансовых результатов деятельностипредприятия производится на примере сельскохозяйственно-производственногокооператива «Дружба».
СПК ”Дружба” расположен вс. Араповка Сурского района Ульяновской области. Климат умеренноконтинентальный, средняя температура января от –6,8 градуса, средняятемпература июля +21,4 градуса. Осадков около 400 мм в год. Вегетационныйпериод 174 дня. На северо-западе области (Сурский район) преобладают широколиственныелеса, в основном дубовые. Природно-климатические условия позволяют сельскомухозяйству Ульяновской области специализироваться на производстве зерна,подсолнечника, фабричной сахарной свеклы, мяса крупного рогатого скота, свинейи птицы, молока, яиц. В целом природно-климатические условия региона можносчитать благоприятными для ведения сельского хозяйства.
Таблица 1. Размерысельскохозяйственного предприятия*
/>
*здесь и далее стоимостьуказана в тыс. руб.
Общая земельная площадьпредприятия составляет 3677 га, в том числе 3389 га с/х угодий, из них 2600 гапашни и 673 га пастбищ (табл. 1). Показатели землепользования СПК «Дружба» с2006 по 2007 гг. не претерпели изменений.
Также практически неизменилась среднегодовая стоимость основных средств предприятия. Среднегодоваячисленность работников сократилась на 10,7%.
Все поголовье животных напредприятии составляет КРС. Поголовье КРС в переводе на условные головыувеличилось на 6,6%, при этом общее поголовье КРС увеличилось на 11,2%, в товремя как поголовье коров сократилось на 19,5%. Таким образом, поголовьеживотных растет в основном за счет молодняка КРС.
За рассмотренный периоднаблюдался рост валовой продукции с/х в сопоставимых ценах на 5,8% и в текущихценах на 26,9%. Товарная продукция предприятия увеличилась на 10,3%.Следовательно, объемы производства растут по большей части за счет улучшенияконъюнктуры на рынке с/х продукции.
1.2 Анализ эффективностииспользования производственного потенциала
Как показывает табл.2, вСПК «Дружба» наблюдается рост практически всех основных показателей егохозяйственной деятельности.
Растет не только стоимостьтоварной продукции (на 10,3%), но и эффективность ее производства. В частности,стоимость товарной продукции на 1 работника возросла на 23,6%, а ее стоимостьна 100 руб. основных средств на 9,9%.
Наблюдается также в целомрост эффективности производства продукции в натуральном измерении. Хотя удельныйобъем производства молока снизился на 7,85%, удельный объем производства зернавозрос на 6,51%, а удельный объем производства мяса КРС в живом весе выросболее чем в 2 раза (на 106,21%).
Таблица 2. Основныеэкономические результаты деятельности с/х предприятия.
/>
Увеличилась исреднегодовая оплата труда 1 работника (на 34,32%), что кореллирует сувеличением стоимости товарной продукции на 1 работника.
Таблица 3. Показателиэффективности использования основных фондов.
/>
Экономика и организациясельскохозяйственного предприятия в основном зависит от рациональногоиспользования земли и основных фондов (табл. 3). Основные фонды предприятияпрактически не изменились, хотя оснащенность с/х угодий тракторам возросла на6,34%. Данные табл. 3 говорят о повышении эффективности их использования. Существенновозросли фондоотдача (на 26, 32%) и коэффициент доходности основных фондов (на70%). Также за счет сокращения численности работников на 12,46% возрослафондовооруженность.
Таблица 4. Показателиэффективности использования рабочей силы.
/>
По данным табл. 4,эффективность труда на предприятии возросла. При сокращении среднегодовойчисленности работников на 10,7% их годовая занятость возросла на 26,4% приросте среднегодовой зарплаты на 34,1%. Следовательно, возросла оплачиваемостьтруда, что привело к росту годовой продуктивности труда на 42,2%.Производительность труда в растениеводстве возросла на 27,7%, а вживотноводстве на 10,9%. Продуктивность производства зерна при этом увеличиласьна 6,5%. Разница в производительности труда между животноводством ирастениеводством увеличилась со 147 до 185% (т.е. труд в растениеводстве почтив 3 раза производительнее).
Итак, увеличение оплатытруда значительно улучшило его эффективность. В то же время увеличение затраттруда в животноводстве выглядит нерационально по сравнению с ихперераспределением в растениеводство.
Таблица 5. Среднегодовыепоказатели бухгалтерского баланса.
/>
Внеоборотные активыпредприятия не претерпели значительных изменений (табл. 5). Оборотные активыувеличились на 30,4%, капитал и резервы на 13,1% при увеличении краткосрочныхобязательств на 17,1%. Незначительные долгосрочные обязательства не изменились.Несмотря на уменьшение коэффициента оборачиваемости ОС на 15,4%, анализ балансапозволяет сделать вывод об успешном использовании средств предприятия.
Итак, анализ использованияпроизводственного потенциала говорит об успешном развитии предприятия. Растетэффективность использования всех его ресурсов, что влечет за собойинтенсификацию производства и существенное повышение его эффективности.
Глава 2. Анализ реализациисельскохозяйственной продукции и финансовых результатов
Сельскохозяйственныепредприятия основную массу произведенной продукции реализуют. Они реализуюттакже выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных,обслуживающих производств.
При решении проблемы финансовойстабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является созданиеусловий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее времятоваропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируетсявозможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночнойсистемы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия в соответствии с действующим законодательством [ 11 ]. Однако,устанавливаются объемы поставок и закупок и для государственных нужд.Правительство устанавливает гарантированные закупочные цены (ст. 10Федерального закона). Для авансирования производителей вводится в соответствиисо ст.6 Федерального закона государственные залоговые операции ссельскохозяйственной продукцией.
В процессе реализации продукцииформируется конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности- прибыль или убыток. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации продукциив действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство иреализацию. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизацияприбыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаяхограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. Вконкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.)фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительноевремя существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентнойборьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главныйфактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмыневозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины наперспективу.
В настоящее время для предприятийактуальна проблема реализации продукции (работ, услуг) по ценам не ниже себестоимости:полученный по бартеру товар или его часть предприятию необходимо реализовать с оплатойв денежной форме для получения средств на выплату заработной платы,коммунальных платежей, расчетов с бюджетом. Часто товар не удается реализоватьдаже по цене приобретения. Реализуя товар ниже себестоимости, предприятие получаетреальные убытки. Действующее налоговое законодательство предусматриваетштрафные санкции за подобные хозяйственные операции. Так в п.9 Инструкции ГНСРФ №39 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленнуюстоимость», в п.2 и 17 Инструкции ГНС РФ №30 «О порядке исчисления и уплаты налогов,поступающих в дорожные фонды», указано, что в случае реализации продукции(работ, услуг) и товаров не выше их фактической себестоимости для целейналогообложения принимается рыночная цена на такую же или аналогичную продукцию,но не ниже фактической себестоимости.
На современном рынке напередний план выходит потребитель со своими потребностями, а производитель в условияхконкуренции, вынужден изучить спрос и предложение (конъюнктуру рынка),производить именно ту продукцию, которая нужна потребителю. А так как на рынкеуже сложилась цена на данную продукцию, производитель стремится уложиться со своимизатратами на эту продукцию в сумму, значительно меньше рыночной цены. Поэтому вусловиях современной рыночной экономики выживает лишь тот, кто старается следоватьэтим принципам, наиболее четко и правильно определяет требования рынка,грамотно организовывает производство продукции, пользующейся спросом,обеспечивает высоким доход своих работников.
2.1 Размер и составтоварной продукции предприятия, товарность отраслей и продуктов
Специализация предприятияопределяется в анализе динамики структуры товарной продукции, путем выявленияглавной и дополнительных отраслей производства. Сочетание всех отраслейхарактеризуется по структуре товарной продукции в сопоставляемых ценах.Стоимость товарной продукции измеряется суммой выручки от ее реализации (табл.6,7).
Таблица 6. Отраслеваяструктура товарной продукции.
/>
Таблица 7. Состав иструктура денежной выручки.
/>
Таким образом,анализируемое предприятие специализируется на производстве продукциирастениеводства с преобладающей долей пшеницы. Объемы реализации продукции как растениеводства,так и животноводства возрастают. В животноводстве преобладает производствомолока. Значительно выросли продажи КРС (на 74,55%).
Таблица 8. Уровеньтоварности отраслей и продуктов.
/>
Как показывает табл.8,объемы реализации зерна и молока растут за счет роста цен на них. Натуральныеже объемы реализации зерна и молока и товарность их производства сокращаются,т.е. происходит затоваривание. В целом же уровень товарности продукциирастениеводства снизился на 21,6%, животноводства – на 0,8%. Это происходит засчет того, что рост объемов валовой продукции опережает рост объемов товарнойпродукции. Уровень товарности КРС возрос на 42,4%.
2.2 Анализ каналов использованияи реализации продукции
Централизованная системапоставок с/х продукции и продовольствия в России трансформировалась вмногоканальную рыночную систему его продажи. Это обусловлено более активнымучастием различных коммерческих организаций в обеспечении населенияпродовольствием.
В качестве посредников впродвижении товара от сельского товаропроизводителя к конечному потребителювыступает оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля обеспечивает закупкупродукции на месте ее производства крупными партиями, предоставляет финансовуюпомощь производителям и розничным посредникам, обеспечивает хранение продукции,несет риск при хищении и порче продукции. Розничная торговля включает всюпредпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и предоставлениемуслуг конечным потребителям для их личных или семейных нужд. Использованиепосредников при реализации продукции объясняется, в первую очередь, высокойэффективностью работы специализированных торговых предприятий, благодаряконтактам, опыту и размаху их деятельности.
В зависимости отколичества посредников, участвующих в продвижении товара до потребителя,различают следующие уровни реализации с/х продукции:
— Нулевой уровень:крестьянин – потребитель (прямые поставки)
— Первый уровень:крестьянин – розничный торговец – потребитель
— Второй уровень:крестьянин – оптовая торговля – розничная торговля – потребитель
— Третий уровень:крестьянин – оптовая торговля – мелкооптовая торговля – розничная торговля –потребитель
Канал нулевого уровняреализации представляет собой прямые поставки сельскохозяйственной продукциинепосредственно потребителям, минуя посредников. Это возможно, когда фермерыили крупные предприятия имеют свои фирменные магазины или постоянно действующиепрямые связи производителей и потребителей продукции. Такая система применяетсятакже в случае, когда потребитель сам собирает покупаемую продукцию.Целесообразность этой формы зависит от близости крупных городов и развитостисредств транспорта. В настоящее время прямые продажи занимают незначительную долюв общем товарообороте.
Таким образом, развитиеканалов реализации способствует формированию целостной системы — рынка с/хпродукции, который работает в условиях предпринимательства и конкуренции, чтопозволяет эффективно работать распределительной системе и обеспечиватьдоступность товаров для потребителей.
Анализ результатовреализации продукции СПК «Дружба» позволяет сделать вывод о недостаточнойэффективности и надежности каналов реализации с/х продукции, особенно зерна.Расширение каналов реализации продукции не соответствует расширению объемов еепроизводства, что влечет затоваривание. Без расширения каналов реализациипродукции дальнейшее расширение ее производства будет невозможно.
2.3 Влияние отдельныхфакторов на общие показатели реализации продукции (количества, качества и цен)
Помимо состояния каналовреализации на показатели реализации продукции большое влияние оказывают интенсивностьпроизводства и качество продукции как основной элемент ееконкурентоспособности.
Интенсивное развитиепредполагает улучшение использования каждого гектара обрабатываемой земли,повышение ее продуктивности на основе достижений научно-технического прогресса,совершенствования средств и форм организации производства.
Под интенсификацией с/хследует понимать дополнительные вложения материальных средств, а иногда иживого труда на той же площади, осуществляемые на основе совершенствованиятехники и технологии производства с целью увеличения объема производства иповышения его эффективности при одновременном росте экономического плодородияземли и сохранении окружающей среды.
Интенсификация – этонепрерывный процесс освоения новых технических средств и технологий,высокоурожайных сортов, прогрессивных форм управления, организации и оплатытруда, повышения качества с/х продукции и т.д.
Как показывает структураземлепользования СПК «Дружба» (табл. 1), предприятие практически не имеетсвободных земель для экстенсивного развития. Целесообразной представляетсяинтенсификация производства на уже освоенных землях.
Анализ деятельности СПК«Дружба» показывает, что предприятие предпринимает определенные меры поинтенсификации производства. Для интенсификации производства было бы полезноувеличить оснащенность с/х угодий комбайнами и др. с/х оборудованием. Однакоданное предприятие имеет мало возможности для этого в силу недостатка резервовкапитала, наличия кредиторской задолженности, их превышающей, и чистой прибыли,недостаточной для уверенного погашения задолженности в случае приобретениякомбайна в кредит. Тем не менее, СПК «Дружба» успешно принимает меры поинтенсификации производства на имеющемся оборудовании.
Так, повышениесреднегодовой з/п работникам на 34,1% и фондовооруженности на 12,5% привело кповышению продуктивности их труда на 42,2%. Уменьшение численности работниковна 10,7% и увеличение кол-ва отработанных ими человекочасов 12,9%соответственно произошло на фоне увеличения валовой продукции предприятия на26,9%. Учитывая то, что основные фонды предприятия практически не изменились ислабое обновление с/х оборудования, можно говорить о том, что в повышенииэффективности труда на предприятии были достигнуты значительные успехи.
Некоторые успехи былидостигнуты и в процессе производства с/х продукции. Сбор зерна (в физическоймассе) увеличился на 6,5%, на 16,6% увеличились объемы его реализации (в 2007г. по отношению к 2006 г.), а рентабельность его производства возросла с -0,43%до 9,67% (табл. 9).
Таблица 9. Объемыреализации (в центнерах), цены (в тыс. руб.), себестоимость и рентабельностьпродукции.
/>
Итак, интенсификацияпроизводства на предприятии существенным образом повлияла на результаты егохозяйственной деятельности.
Качество продукцииотносится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышениекачества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успехпредприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрениеинноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов,используемых на предприятии. Отсюда вытекает необходимость постоянной,целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качествапродукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Количественнаяхарактеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называетсяпоказателем качества продукции. В настоящее время признана классификацияследующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения,надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические,эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические,безопасности.
Совокупность перечисленныхпоказателей формирует качество продукции. Но помимо этих показателей важна ицена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества.Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли ценаизделия набор свойств, которыми оно обладает. Под экономически оптимальнымкачеством понимается оптимальное соотношение качества и затрат, что можно представитьследующей формулой: Копт=Q/C, где Q – качество изделия, C – затраты наприобретение и эксплуатацию изделия.
В условиях конкурентнойборьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управлениекачеством продукции. Под управлением качеством продукции понимают постоянный,планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы иусловия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценноеее использование. Системный подход к управлению качеством предполагает четкоевзаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.
В настоящее время растущаятребовательность к улучшению качества изделий – одна из характерных чертразвития мирового рынка. Согласно закону конкуренции в мире происходит объективныйпроцесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены,отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условияхконкуренции постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественнойпродукции.
Хотя годовые отчеты СПК «Дружба»содержат недостаточно данных, позволяющих непосредственно оценить качествопроизводимой и реализуемой продукции, некоторые выводы можно сделать косвеннымпутем.
Повышение среднегодовойз/п работников и фондовооруженности оказывает на качество выпускаемой продукцииположительное влияние, которое, тем не менее, ослабляется вследствиеустаревания с/х оборудования. Затоваривание продукцией и ее длительное хранениеспособствует ухудшению ее качества. Реализация и убой наименее эффективного(например, больного) молочного скота способствует повышению общего качествареализуемого молока.
Итак, анализ хозяйственнойдеятельности данного предприятия в целом позволяет сделать предположение онебольшом повышении качества его продукции.
2.4 Анализ финансовых результатовреализации и их влияние на финансовую деятельность хозяйства
Главной целью предприятия являетсямаксимизация прибыли производственно-хозяйственной деятельности, она представляетсобой чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является:
1) Одним из важнейшихисточников накопления и пополнения доходной части государственных и местныхбюджетов.
2) Источникомсамофинансирования развития предприятия.
3) Основой принятия инвестиционныхрешений и инновационной деятельности предприятия.
4) Источником удовлетворенияматериальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
Прибыль служит обобщающим показателемэффективности работы предприятия. Она является стимулом предпринимательства,основным ориентиром хозяйствования и опорой в конкуренции.
Прибыль представляет собойразность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общимииздержками.
Вся полученная прибыль(доход от коммерческой деятельности за вычетом издержек производства и организациии НДС – налога на добавленную стоимость) носит название валовой прибыли. Послеуплаты налоговых отчислений, дивидендов по ценным бумагам и процентов за кредиту предприятия остается распределяемая прибыль, которой предприятиераспоряжается по своему усмотрению.
Общая сумма получаемойприбыли называется балансовой прибылью и включает в себя:
1) Прибыль от реализацииготовой продукции, работ (выручка от реализации без налогов минус полнаясебестоимость этой продукции).
2) Прибыль от реализацииосновных средств.
3) Прибыль от реализациипрочих активов.
4) Внереализационная прибыль– доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этимоперациям.
Предприятие, осуществляющеепроизводственно-хозяйственную деятельность заинтересовано не только в наибольшеймассе прибыли но и в эффективности использования вложенных в производство средств.Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рублькапитала, на 1 рубль оборота, на 1 рубль инвестиций. Эти показатели являютсяпоказателями рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и вотносительных величинах.
Валовая продукциясельского хозяйства исчисляется по методу валового оборота, то есть как сумма сырыхпродуктов растениеводства и животноводства. К сырой первичной продукциисельского хозяйства относится продукция, не подвергшаяся переработке в других отраслях,например зерно, сахарная свекла, семена подсолнечника, сырые овощи, плоды,молоко.
Сельскохозяйственная продукция,реализуемая за пределы хозяйства, называется товарной продукцией. Часть продукции,потребляемой в данном хозяйстве или реализуемой за его пределы, можетпредварительно подвергаться промышленной переработке. Распределение физическогообъема сельскохозяйственной продукции может быть представлено в денежном выражениипри условии единых цен для всех каналов реализации. Распределение продукции по стоимости(издержкам производства) предполагает учет фактически складывающихся цен.
Процентное отношение товарнойпродукции данного вида к валовой продукции этого же вида является показателем товарностипродукции. При определении показателя товарности всей сельскохозяйственной продукциипредприятия объемы товарной и валовой продукции берутся в денежной форме вединых ценах.
При исчислении показателя среднейтоварности продукции по сельскохозяйственному предприятию обычно не принимают вовнимание (не включают ни в товарную, ни в валовую продукцию) нетоварные восновном виды продукции (сено, солому, силос, зеленый корм и др.).
Цена – это денежноевыражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентногопроцесса. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса ипредложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен наотдельные виды товаров. Государственное регулирование цен осуществляетсяпосредством контроля за необоснованным их завышением.
Цены формируются подвоздействием двух факторов: 1) внешних (политическая стабильность, отсутствиена рынке каких-либо ресурсов, рыночная среда). 2) внутренних (способпроизводства, рыночный сегмент, жизненный цикл товара, сервис, реклама).
Цена определяется на основезатратного метода:
Ц=С+П+Н,
где С – себестоимостьединицы продукции, П – прибыль полученная производителем, Н – косвенные налогии отчисления в цене товара.
Рыночный механизмопределения цены определяется под воздействием спроса и предложения.
Себестоимость – это суммазатрат в денежном выражении на производство и реализацию продукции. Себестоимостьявляется одним из основных показателей работы предприятия. Она показывает, вочто обошелся производителю произведенный продукт. Себестоимость может бытьвысчитана и по отрасли в целом. Себестоимость единицы продукции определяют как отношениепроизводственных затрат к объему валовой продукции.
Показатель себестоимости необходимдля обоснования рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства,определения его экономической эффективности, установления уровня цен насельскохозяйственную продукцию.
На себестоимостиотражаются результаты всей деятельности предприятия: уровень урожайностикультур и продуктивности животных, производительность труда, экономноерасходование материальных ресурсов, степень специализации и концентрациипроизводства, использование достижений научно-технического прогресса. Однакосебестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, и не можетслужить синтетическим показателем его эффективности.
Чтобы охарактеризовать экономическуюэффективность сельскохозяйственного производства, используют ряд показателей. Наиболеезначимым из них является рентабельность, которая в общем виде характеризуетприбыльность работы предприятия.
Различают показатели рентабельности:рентабельность реализованной продукции, рентабельность конкретного видапродукции.
Показатель рентабельности реализованнойпродукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибылиот реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции.
Рентабельность конкретноговида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительностьтруда, материальных и других затрат на производство. Рентабельностьпроизводственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективностииспользования производственного потенциала, результатов непромышленнойдеятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализируетобщий показатель рентабельности.
Рентабельность – важнейшаяэкономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Уровеньрентабельности показывает эффективность производства с точки зрения полученияприбыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализациипродукции.
Динамика основныхфинансовых результатов реализации показана в табл. 9.
Анализ вышепредставленныхданных показывает, что наиболее эффективным для СПК «Дружба» являетсяпроизводство зерна. Зерно является наиболее рентабельной продукцией СПК«Дружба». Хотя реализация зерна идет не вполне успешно, данная отрасль приноситприбыль предприятию. Рост рыночных цен на зерно обеспечивает его высокуюрентабельность.
Производство КРС,наоборот, является убыточным и не выглядит перспективным, несмотря на успешнуюреализацию. Это связано, в первую очередь, с высокой себестоимостью выращиванияи откорма КРС и относительно невысокими ценами его реализации.
Производство молокаостается рентабельным, хотя его рентабельность упала. Возможно, его реализацияидет не очень успешно.
Важнейшим источникоминформации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельностиреализованной продукции, рентабельности производства, определения величинычистой прибыли и других показателей является отчет о прибылях и убытках.Глубокий анализ этой формы можно провести с помощью вертикального игоризонтального анализа.
Вертикальный анализ(табл.10) позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статейзатрат и прибылей в общей выручке, предполагая определение структуры основныхфинансовых показателей с целью более подробного их изучения. Ценность данногоанализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденцийизменения результатов деятельности.
Таблица 10. Вертикальныйанализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” за 2005-2007гг.
/>
Как показывает табл.10,чистая прибыль СПК “Дружба” формируется в основном из валовой прибыли(совпадающей с прибылью от продаж) и из разницы между прочими доходов и прочимирасходами. При этом прочие доходы оказывают значительное влияние наформирование чистой прибыли.
В 2005 г. предприятиепотерпело убыток от продаж (-8,4% от выручки), который, тем не менее, былпокрыт прочими доходами, и предприятие имело 3,1% чистой прибыли. В 2006 г.предприятие имело незначительную (0,9%) прибыль от продаж, однако чистаяприбыль возросла за счет прочих доходов до 5,1%. В 2007 г. прибыль от продажвозросла до 2,7%, а чистая прибыль до 7,7%. Разница между прочими доходами ипрочими расходами составила 11,6% (от выручки) в 2005 г., в 2006 г. сократиласьдо 4,2% и в 2007 г. составила 5,0%.
Несложным, но весьмаэффективным по своим аналитическим возможностям является горизонтальный анализформы № 2, предполагающий сравнение финансовых показателей с предыдущимипериодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа. При егопроведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлойдеятельности.
Таблица 11. Горизонтальныйанализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” за 2005-2007гг.
/>
Судя по табл. 11, каквыручка от продаж, так и себестоимость продукции возрастают, однако роствыручки (54,8% за два года) опережает рост себестоимости (38,9%), вследствиечего наблюдается рост прибыли от продаж (149,7%), совпадающей с валовойприбылью. В то же время происходит снижение прочих доходов (32,8%). Прочиерасходы имелись только в 2006 году. Иные платежи из прибыли пренебрежимо малы,вследствие чего чистая прибыль практически совпадает с прибылью доналогообложения. За рассматриваемый период наблюдается значительный рост чистойприбыли (в 3,9 раза).
Что касается динамикиизменений данных показателей, рост выручки, себестоимости и валовой прибылизамедляется, а уменьшение прочих доходов и рост чистой прибыли происходят почтилинейно.
Результативность бизнесахарактеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе роствыручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятиякак довольно успешную. Некоторые инвесторы рассматривают показателирентабельности как основополагающие при рассмотрении вопросов вложениякапитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности ифинансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показателирентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления,способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем.
За рассматриваемый периодуровень рентабельности СПК “Дружба” по прибыли от продаж относительно вырос на135,7% (с -7,77% до 2,78%). В то же время уровень рентабельности по чистойприбыли относительно вырос на 181,9% (с 2,82% до 7,94%). При этомрентабельность по прибыли от продаж росла замедленно, а рентабельность почистой прибыли почти линейно.
Итак, вертикальный игоризонтальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” позволяетсделать вывод о том, что данное предприятие развивается в целом успешно.Реализация продукции в целом приносит прибыль предприятию. В то же времянаблюдается равномерное сокращение прочих доходов, но поскольку они составляютпорядка 10% от выручки и их роль заключалась, в основном, в покрытии убытков,чистая прибыль и уровень ее рентабельности в течение рассмотренного периода равномерновозрастают. Полученная прибыль, в частности, позволила СПК впервые за нескольколет приобрести трактор.
Глава 3.Резервы увеличенияобъема реализации продукции
Как было показано выше,основным резервом увеличения объема реализации продукции является расширение иулучшение каналов ее реализации, особенно зерна. Совершенствование каналовреализации зерна позволит получать стабильную прибыль от реализации зерна иизбегать его длительного хранения, что безусловно будет являться стимулом длядальнейшей интенсификации и увеличения объемов производства и реализациизерновых. Совершенствование каналов реализации молока также представляетсянеобходимым.
С проблемойсовершенствования каналов реализации продукции тесно связана проблема повышенияее качества. Для этого необходимо не только повышение эффективности труда напредприятии, но и совершенствование его материально-производственной базы.Также следует избегать затоваривания продукции, поскольку длительное хранениеснижает ее качество.
С проблемой совершенствованияканалов реализации продукции также связана и проблема совершенствованияотраслевой структуры предприятия. Для получения максимальной прибылипредприятие должно специализироваться на производстве продукции, пользующейсямаксимальным спросом, производство которой обладает наибольшей рентабельностью.Основной резерв СПК ”Дружба” в данном направлении – расширение растениеводстваза счет отвода ресурсов из животноводства, разумеется, при отлаженных каналахреализации зерна.
При отлаженных каналах реализациипродукции значимым резервом увеличения объема ее реализации являетсяинтенсификация ее производства. Этот резерв активнее всего используется в СПК”Дружба”, однако плохое состояние каналов реализации значительно снижает пользуот интенсификации производства, поскольку производимую продукцию, во-первых, невсегда удается реализовать и, во-вторых, приходится ее реализовывать по болеенизким ценам, что значительно снижает прибыль от производства соответствующеговида продукции.
В этой связи можно дать следующиерекомендации по повышению эффективности производства:
не расширять производствопо достижении его наибольшей прибыльности и насыщению имеющихся каналовреализации производимой продукции;
использовать прибыль восновном для качественного, а не количественного развития производства.
Заключение
В данной работе был проведенанализ реализации с/х продукции СПК «Дружба» и полученных финансовыхрезультатов, а также мер по их улучшению.
Реализация с/х продукции,работ и услуг играет важнейшую роль в деятельности любого предприятия,поскольку является основным источником получения прибыли и поступления денежныхсредств и, следовательно, формирования конечных финансовых результатовдеятельности предприятия.
Каждое предприятиезаинтересовано в повышении эффективности реализации своей продукции, работ иуслуг.
Непосредственное влияниена объемы реализации с/х продукции оказывают объемы ее производства. В сельскомхозяйстве существует два пути их повышения: экстенсивный и интенсивный. Какпоказывает практика, на современном этапе развития с/х наиболее эффективнымявляется интенсивный путь развития с/х, подразумевающий активное внедрение впроизводство последних научно-технических достижений, повышениепроизводительности и эффективности труда работников, его механизацию,рациональное использование ресурсов.
Тем не менее, повышениеобъемов производства продукции неэффективно, если не налажены каналы еереализации. Успешно развивающемуся предприятию необходимо поддерживатьсуществующие и искать новые, более эффективные, каналы реализации своейпродукции. Структура товарной продукции предприятия должна наиболеерациональным образом соответствовать спросу на рынке, вследствие чегоактуальным является вопрос совершенствования отраслевой структуры предприятия.
Только конкурентоспособнаяпродукция может быть успешно реализована, и важнейшую роль в этом играет еекачество. Технологический прогресс и конкуренция на рынке требуют постоянногоповышения качества продукции. Продукция, не соответствующая этому требованию,вытесняется с рынка более качественной продукцией.
Анализ хозяйственнойдеятельности и экономического состояния СПК «Дружба» показывает, что несмотряна слабое материальное состояние предприятия, оно реализует далеко не все мерыпо улучшению результатов реализации своей продукции. С одной стороны, проводитсяинтенсификация производства на предприятии — повышается эффективность труда иурожайность зерновых, снижается себестоимость молока. Но с другой стороны,каналы реализации продукции и конъюнктура на ее рынке оставляют желать лучшего.
Экономическим потенциаломСПК «Дружба» является улучшение каналов реализации зерна и молока,совершенствование отраслевой структуры предприятия и улучшение его материальнойбазы.
Литература
1. Абрютина М.С. Экспресс-анализ бухгалтерскойотчетности. – М.: «ДИС», 1999.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия. – М.: «ДИС», 1999.
3. Бауэр Д. Экономика предприятия.- М.: Эко – Нива,1999.
4. Бородин А. Пути интенсификации зернопродуктовогоподкомплекса. // АПК: Экономика, управление, 2000, №9.
5. Беспалова Л.И., Пятов М.Л. “Об отражении в учетереализации продукции”, журнал “Бухгалтерский учет” №7-1996 г.
6. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия:Учебник. Практикум. – М.: Финансы и статистика. 2005.
7. Ефимова О.В. “Годовая отчетность для целейфинансового анализа”, журнал “Бухгалтерский учет” № 2-1998г., с.66.
8. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М:Финансы и статистика, 2000.
9. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства сосновами аграрных рынков. – М.: 1999.
10. Кейлер В.А. Экономика предприятия. Курс лекций. –М., Инфра – М, 2001.
11. Сушкова С.Н. Экономика сельского хозяйства. Учебноепособие. Ульяновск, УГСХА, 1999.
12. Лисина К.Е., Ягфаров О.М., Куцина Е.И., ПогодинаЕ.А. Методическое пособие по курсу ”Анализ и диагностикафинансово-хозяйственной деятельность предприятия”. Ульяновск, УГСХА, 2007.
13.Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системныйанализ финансовой отчетности. – СПб. – 1999.
14. Федеральный Закон РФ “О бухгалтерском учете” от21.11.96г. №129-ФЗ ( с изменениями от 23.07.98г.) Журнал “Бухгалтерский учет” №11 — 1998г.
15. Щербаков В. Проблемы эффективности интенсивныхтехнологий в новых условиях хозяйствования // МСХ, 1998, №4.
16. Экономика сельского хозяйства. Под ред. Минакова. –М.: КолосС, 2003.