СОДЕРЖАНИЕ
1. Структура и краткая экономическая характеристика УП «ММЗим. С. И. Вавилова»
2. Использование производственного и кадрового потенциалапредприятия. Оценка использования кадрового потенциала
3. Организация работы предприятия
4. Политика ценообразования на предприятии
5. Прибыль и рентабельность предприятия
6. Финансы предприятия
7. Индивидуальное задание
Список использованных источников
1. СТРУКТУРА И КРАТКАЯЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УП «ММЗ ИМ. С. И. ВАВИЛОВА»
УП «ММЗ им. С. И.Вавилова» — крупное многопрофильное предприятие, специализирующееся в областилазерных, оптико-электронных и оптико-механических приборов и систем. Они имеюткак военное назначение, так и гражданское (в медицине, космическихисследованиях, народном хозяйстве и в быту). УП «ММЗ им. С. И. Вавилова»действует на основании Устава (приложение А).
Местонахождениепредприятия:
220023 г. Минск, ул. Макаенка, 23.
УП «ММЗ им. С. И.Вавилова», основано в 1957 году, является одним из крупнейших предприятийоптического приборостроения в Республике Беларусь. УП «ММЗ им. С. И. Вавилова»располагает большим научно-техническим и производственным потенциалом в областипроектирования, изготовления и испытания высокоточных оптико-механических,оптико-электронных приборов и систем. До 1989 года около 70% продукциипроизводилось для нужд военных ведомств. В то же время каждый четвертыйфотоаппарат, выпускавшийся в СНГ, имел марку БелОМО, в котором УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» является головным предприятием объединения.
Производственныйпотенциал УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» позволяет выпускать на уровне мировыхобразцов следующую продукцию:
— измерительные,наблюдательные приборы специального назначения;
— прицельную технику, втом числе с использованием лазеров;
— изделия для машиностроенияи автомобилистов;
— осветительнуюаппаратуру;
— товары народногопотребления.
Несколько этаповконверсии первой половины 90-х годов, отсутствие спроса на изделияпроизводственно-технического характера, падение покупательского спросанаселения привело к почти полной замене номенклатуры производимой продукции иразработке новой стратегии производства и ее реализации.
Основной целью, стоящейперед УП «ММЗ им. С. И. Вавилова», является:
1. Стабильноефинансово-экономическое развитие предприятия.
2. Производствовысококачественной конкурентоспособной экспортоориентированной иимпортозамещающей продукции.
3. Повышение жизненногоуровня работников предприятия.
Основными задачами всоответствии с поставленной целью являются:
— обновлениепроизводственных мощностей;
— создание новойсовременной конкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортнымпотенциалам;
— увеличение ассортиментаи выпуск новой импортозамещающей продукции; расширение рынков сбыта, как вближнем, так и в дальнем зарубежье.
Основа рыночной политикиУП «ММЗ им. С. И. Вавилова» — экономическое развитие на основе выпускаконкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, выходна мировой рынок с высококачественной и недорогой продукцией.
В каждом из региональных рынковвыделяются несколько типов потребительских рынков:
— рынок потребителейспецтехники;
— рынок потребителейизделий прицельной техники и наблюдательных приборов (условно: оптовый,розничный, вторичный);
— рынок потребителейпродукции гражданского назначения;
— рынок потребителейтоваров народного потребления (условно: оптовый, розничный, вторичный);
— рынок потребителейуслуг (изготовление комплектации, передача документации).
Рынок стран СНГ (Россия,Украина, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения,Азербайджан). Характеризуется сильной зависимостью от политической иэкономической ситуации. Общий спад экономической активности, вызывающий ипадение платежеспособного спроса в частности, отрицательно влияет на динамикуразвития рынков потребителей услуг и товаров народного потребления.Положительная динамика проявляется на рынках потребителей специальной техники,изделий прицельной техники и наблюдательных приборов (перевооружение,модернизация).
Рынок стран Балтии(Литва, Латвия Эстония).
Рынок, однозначноориентированный на потребление продукции, произведенной в странах ЗападнойЕвропы и Америки. Участие в военно-политическом блоке НАТО и использование егостандартов накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники.Присутствие на рынке потребителей изделий прицельной техники и наблюдательныхприборов большого количества мировых торговых марок создает высокий уровеньконкуренции, при котором помимо показателя цена/качество важное значениеприобретает уровень послепродажного обслуживания.
Существует возможностьэкспорта на этот рынок приборов наблюдения и прицелов ночного видения низкойценовой категории, бытовой оптики, а также услуг.
Рынки государств дальнегозарубежья.
Рынок стран ВосточнойЕвропы.
Характерен быстрымувеличением платежеспособного спроса. Возможна положительная динамика развитиявсех типов потребительских рынков, в том числе рынка потребителей медицинскойтехники при получении разрешения на использование в клинической практике каждойконкретной страны предлагаемых к экспорту изделий. Участие многих стран этогорынка в военно-политическом блоке НАТО и использование его стандартовнакладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники. Однако,ограниченность собственных ресурсов этих стран, подталкивают их к компромисснымрешениям при выборе поставщиков изделий прицельной техники и наблюдательныхприборов. Это подтверждает все увеличивающийся интерес к подобной продукциипроизводства БелОМО.
Присутствие на рынкепотребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов большогоколичества мировых торговых марок создает высокий уровень конкуренции, прикотором помимо показателя цена/качество важное значение приобретает уровеньпослепродажного обслуживания.
Важнейшей характеристикойрынка стран Восточной Европы является стремление к сохранению положительногосальдо во внешнеторговых операциях. Поэтому увеличение доли предприятия на этомрынке будет зависеть от перераспределения доли товарных групп в общемфиксированном объеме экспорта белорусских производителей.
Рынок стран ЗападнойЕвропы.
Статичный рынок. Динамикаего развития на порядок ниже динамики рынка стран Восточной Европы. Практическибесперспективен для экспорта специальной техники и изделий медицинской техники.Весь объем экспорта составлен товарами народного потребления. Увеличение объемаэкспорта происходит за счет увеличения товарной номенклатуры и применениякомплекса маркетинговых мер. Актуальным является экспорт услуг и созданиесовместных производств.
Рынок региона БлижнегоВостока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан).
Рынок региона Северной иЦентральной Африки (Ливия, Египет, Алжир, Ангола, Судан, Эфиопия, Сомали).
Рынок регионаЮго-Восточной Азии (Индонезия, Вьетнам, Индия, Пакистан).
В специфике работы оченьсхожи между собой. Характерны положительной динамикой развития всех типовпотребительских рынков. Протекционистские меры правительств приводят кпостоянному увеличению объемов товарооборота.
Велик спрос на рынкепотребителей услуг. Огромна потребность в модернизации военной техники.Существование в большинстве стран упрощенных процедур сертификации и разрешенияк использованию делает их самыми потенциальными для экспорта всех товарныхгрупп предприятия, услуг, технологий.
Основные требованияпотребителей продукции.
В условиях рыночнойэкономики удовлетворение запросов потребителей продукции, товаров, услугявляется важнейшим фактором успеха предприятия. Для анализа запросовпотребителей проводятся исследования рынка, которые осуществляются следующимиспособами:
— анализ информации,предоставленной маркетологами и менеджерами;
— участие в выставках иярмарках;
— анализ информации,помещенной в каталогах, буклетах, журналах, прайс-листах, рекламно издательскойлитературе;
— анализ информации СМИ,по телефону, торговым точкам,
— отзывы потребителейпродукции о качестве и потребительских свойствах ее.
В современных условияхконкуренции необходимо уделять внимание требованиям клиентов к продукциипредприятия. Основными требованиями покупателей продукции являются:
— улучшение эргономикипродукции (удобство и простота пользования, вес изделия, унификацияприменения);
— улучшение качествапродукции (уменьшение бракованных систем и узлов, улучшение техническиххарактеристик, увеличение срока службы изделия);
— сокращение сроковпоставки продукции до потребителей;
— гарантийное ипослегарантийное обслуживание;
— улучшение дизайнапродукции и упаковки;
— доступная цена дляпотребителя.
Выполнение этих условийпозволяет сделать продукцию предприятия конкурентоспособной, а, следовательно,увеличить объемы продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В период 2002-2007 гг. УП«ММЗ им. С. И. Вавилова» проводился ряд маркетинговых исследований пономенклатуре выпускаемых изделий, объединенных в следующие товарные группы: прицелыоптические и прицельные комплексы; коллиматорные прицелы; приборы и прицелыночного видения; приборы наблюдения; целеуказатели лазерные; фонариподствольные, в том числе инфракрасные; дальномеры лазерные; коллиматорыхолодной пристрелки.
Конкуренты предприятия нацелевых рынках.
Рынки ближнего зарубежья:
1. Уральскийоптико-механический завод — прицелы оптические, прицельные системы с лазернымдальномером, теодолиты оптико-механические;
2.Научно-производственный комплекс «Фотоприбор» — прицелы оптические, глазкидверные, компасы жидкостные «Сокол»;
3. Харьковскиймашиностроительный завод «ФЭД» прицелы оптические, фотокамеры
4. Тамбовский завод«Электроприбор» — прицелы оптические, лупы;
5. ПО «Новосибирскийприборостроительный завод» — монокуляры панкратические и универсальные,монокуляры, трубы зрительные ночные, прицелы оптические;
6. Вологодскийоптико-механический завод — приборы ночного видения, прицелы оптические дневныеи ночные;
7. Загорскийоптико-механический завод — бинокуляры, лупы, монокуляры ночного видения,прицелы охотничьи дневные и ночные;
8. АООТ «Ростовскийоптико-механический завод» — монокуляры ночного видения;
9. ОАО «Казанскийоптико-механический завод» — приборы ночного видения;
10. СКБ ТНВ — приборыночного видения, прицелы ночные, лазерные целеуказатели;
11. ОАО «Красногорскийзавод им.С.А. Зверева» — прицелы оптические, ночные;
12. НПАО «Барс» — прицелыколлиматорные, приборы ночного видения, лазерные целеуказатели.
Другие рынки:
1. «Умарекс», ФРГ — прицелы оптические;
2. «Цейсс», ФРГ — наблюдательные приборы;
3. STANO Components Inc,США — прицелы, приборы наблюдения;
4. Vision International,США — приборы наблюдения;
5. Excalibur Enterprises,США — прицелы, приборы наблюдения;
6. LEA Inc. — приборынаблюдения;
7. ITT ElectroOpticalProducts Div — приборы наблюдения;
8. Varo Electron Devices,США — прицелы ночные и др.
Оценка «технологического»состояния конкурентов может быть сопоставлена с уровнем их разработок икачеством выпускаемой ими продукции. Оценка финансового состояния конкурентоввесьма проблематична, так как даже косвенные данные, например, о долях рынкастрелковой оптики этих предприятий, недоступны.
Планомерное увеличениеобъемов сбыта продукции УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» в мировом масштабе, какправило, достигается организацией региональных представительств, действующих отимени головного предприятия и поддерживающих местные дилерские сети. Эффективносоздание постоянно действующих выставок в рамках торговых домов РеспубликиБеларусь за рубежом.
Производственнаяпрограмма в 2008 г. УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» нацелена на насыщение рынков,как в РБ, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья товарами гражданского инародного потребления отвечающими международным стандартам. Перспективноенаправление — производство импортозамещающей продукции соответствующей покачеству зарубежным аналогам, но не производящейся в РБ (узлы для большегрузныхавтомобилей). Выпуск продукции энергосберегающего характера (счетчики газа,осветительная аппаратура). Особое внимание в планируемом периоде уделяется навыпуск экспортной, конкурентоспособной продукции (спец. техника, товарыгражданского назначения и ТНП) обеспечивающей поступление в РБ валютнойвыручки. Благодаря своим производственно-технологическим возможностям иинфраструктуре УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» в настоящее время в состоянииосваивать и выпускать сложные технические комплексы, надежно работающие в любыхусловиях.
За последнее время напредприятии проведена определенная работа по внедрению международных стандартовИСО серии 9000:
— испытательнаялаборатория аккредитована на право проведения испытаний сертифицируемойпродукции;
— аккредитованаметрологическая служба и получена лицензия на аттестацию и проверку средствизмерения;
— разработана политикаруководства в области обеспечения качества;
— со всеми специалистамипроводится учеба по изучению требований ИСО серии 9000.
В структуру УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» входит отдел гарантийного и технического обслуживаниявыпускаемых изделий — ОГТО. На отдел в соответствии с КСУЭП и КР возложеноуправление качеством на стадии эксплуатации, которое организовано всоответствии со стандартами предприятия:
СТПАШ 2620-94«Гарантийное обслуживание, организация гарантийного ремонта»;
СТПАШ 2626-84 «Порядоквосстановления изделий ПТН»;
СТПАШ 2656-85 «Порядокрассмотрения рекламаций, восстановление изделий»;
СТПАШ 1040-27272-87«Техническая подготовка ремонта, ТНП серийного производства».
В настоящее времянаходятся на стадии разработки:
СТПАШ СК 4005-2001«Система качества. Обслуживание. Обеспечение качества продукции на стадииэксплуатации».
СТПАШ СК 4017-2001«Система качества. Изделия общей техники. Рассмотрение рекламаций.Восстановление изделий».
Для своевременного икачественного гарантийного и послегарантийного обслуживания ТНП выпускаемых УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» заключены договора:
— по счетчикам расходагаза с 12 организациями различных регионов РФ и 9 организациями РБ;
— посепараторам-маслообразователям и соковыжималкам-шинковкам с 1 организацией РФ;
— по дымомерам с 1 организациейРБ.
В период 2006-2008 гг.планируется разработка и внедрение новых изделий по следующим направлениям:
1. Узлы пневматическойтормозной системы грузовых автомобилей (МАЗ, КАМАЗ) и пассажирских автобусов.
2. Совершенствованиеконструкции и создание новых моделей бытовых счетчиков газа с целью сниженияматериалоемкости и трудоемкости данного вида продукции.
3. Освоение производстваряда типоразмеров ИК-излучателей и блоков управления к ним.
4. Освоение производствановых моделей оптических прицелов, приборов наблюдения,экспортно-ориентированных приборов ночного видения.
5. Модернизациякомпрессоров хладоновых с целью расширения области их применения в холодильнойаппаратуре.
6. Освоение производствасистем больничных осветительных импортозамещающей направленности.
7. Развитие производстваи расширение номенклатуры энергосберегающих светильников различного назначения.
Освоение новых моделейсчетчиков газа и совершенствование выпускаемых направлено на закреплениепозиций УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на рынке РФ и дальнейшее продвижение моделейсчетчиков на рынки республик Казахстан и Молдова.
Особенностьюматериально-технического обеспечения предприятия является сложившаяся системаприменения в производстве и планировании технически и экономически обоснованныхнорм расхода сырья, материалов и покупных комплектующих изделий сиспользованием автоматизированной системы управления. В данный период напредприятии используется более 3,5 тысяч наименований сырья и материалов и 2,5тысяч покупных комплектующих изделий. В условиях рыночной экономики резковозрастает роль оперативного планирования материально-технического обеспечения.
Планирование объемовзакупок сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, выполняемое отделомматериального нормирования, планирования и мобилизационной подготовки завода,включает в себя:
— разработкуподетально-пооперационных норм расхода ТМЦ по всей установленной номенклатурепродукции и видам работ;
— расчет потребности вТМЦ на планируемый период по плану выпуска изделий;
— анализ объемов закупокс учетом потребности, остатков на складах и в кладовых предприятия, транзитныхнорм поставки ТМЦ;
— формирование планаматериально-технического обеспечения предприятия.
Работа требуетпостоянного изучения конъюнктуры рынка и анализа цен приобретаемых ТМЦ. Дляповышения конкурентоспособности предприятия и снижения затрат на закупкуматериалов, выбор основного и альтернативного поставщика осуществляется наконкурсной основе.
В процессе проведенияконкурсов (процедур запроса ценовых предложений) конкурсная комиссиярассматривает поступившие ей предложения, — проводит квалификационный отборучастников конкурса и выбор поставщиков. После принятия решения о выборепоставщиков, отдел материального снабжения или отдел внешней комплектациизаключают договора на закупку ТМЦ.
В целях повышенияэкономической эффективности закупок металлопродукции, исключениянеобоснованного посредничества в соответствии с Программой централизованныхзакупок, предприятие участвует в биржевых торгах и закупает материалы воткрытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», уосновных поставщиков-организаций, входящих в состав Белорусского концерна поматериальным ресурсам («Белресурсы»), а так же производит закупки упроизводителей.
В период 2008 г.продолжится поиск новых направлений производства продукции, в том числепоисково-экспериментальные и опытно-конструкторские работы по созданиюсчетчиков газа на базе электронных методов определения расхода, созданиекомпрессоров, работающих на перспективных хладонах, нагревателей на базеисточников типа КГМ и КГТ, позисторных нагревателей, специальных осветительныхприборов для учебных классов и т.п.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯКАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Численность работающих наУП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2007 г. составила 2939 чел., за 2006 г. численностьработников составила 2901 чел. По своим должностным обязанностям весь персоналподразделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-техническиеработники (специалисты), служащие и рабочие.
Данные о возрастном и образовательном уровне работников УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» приведены на рисунках 1 и 2.
/>
Рисунок 1. Возрастной уровень работников УП«ММЗ им. С.И. Вавилова»по состоянию на 01.01.2007г.
/>
Рисунок 2. Образовательный уровень работников УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 01.01.2007г.
Начисление заработнойплаты на УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» производится в соответствии с действующимиПостановлениями Кабинета Совета Министров Республики Беларусь и единымтарифно-квалификационным справочником.
Одним из важнейшихусловий успешной работы любого предприятия является постоянный составработающих. Поэтому при анализе выполнения трудовых показателей целесообразноизучать изменения численности состава работающих, которые обычно осуществляютсяпутем определения оборота рабочей силы, то есть изменения ее численности,интенсивность которого характеризуется коэффициентом оборота, определениемтекучести рабочей силы, интенсивность которой характеризуется коэффициентомтекучести. Среди экстенсивных факторов важное место занимает сокращениетекучести персонала и создания стабильных трудовых коллективов.
Для характеристики движения рабочей силы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» рассчитаеми проанализируем динамику коэффициентов движения рабочей силы:
1) коэффициент по приемурабочих (Кпр):
/>;
2) коэффициент поувольнению рабочих (Кув):
/>;
3) коэффициент текучестикадров (Ктек):
/>;
4) коэффициент общегооборота рабочей силы (Коб):
/>.
2006 год:
/>
/>
/>
/>
2007 год:
/>
/>
/>
/>
Данные о текучести кадровУП «ММЗ им. С.И. Вавилова» приведены в таблице 1.
Таблица 1. Данные о текучести кадров УП «ММЗим. С.И. Вавилова»Показатели 2006 год 2007 год Отклонение 1. Среднесписочная численность работников 2901 2939 +38 2. Принято работников 460 459 -1 3. Уволено работников 498 507 +9 4. Коэффициенты — по приему 0,159 0,156 -0,003 — по увольнению 0,172 0,173 +0,001 — стабильности кадров 0,162 0,165 +0,003 — текучести кадров 0,33 0,329 -0,001
Как видно из таблицы 1,не все коэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику.Коэффициент по приему снизился в динамике на 0,003. Положительной тенденцией вдвижении кадров УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» в отчетном периоде является снижениекоэффициента текучести кадров. Коэффициент текучести кадров за 2007 г. составил0,329 и снизился на 0,001. Коэффициент стабильности кадров увеличился на 0,003.
Проведем анализпоказателей по труду и заработной плате УП «ММЗ им. С.И. Вавилова», для чегосоставим таблицу 2.
Таблица 2. Анализ показателей по труду и заработной плате УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение (+/-) Темп роста, % Среднесписочная численность работников, чел. 2901 2939 +38 101,3 Фонд заработной платы, млн. руб. 20163,1 25657,5 +5494,4 127,2 Выручка от реализации, млн. руб. 63296 82297 +19001 130,0 Фонд заработной платы в % к выручке 31,86 31,18 -0,68 - Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 579,2 727,5 +148,3 125,6 Производительность труда, млн. руб. 21,82 28,0 +6,18 128,3
Фонд заработной платы УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» увеличился по сравнению с 2006 г. на 5494,4 млн. руб.(или на 27,2 %), среднемесячная заработная плата увеличилась на 148,3 тыс. руб.(или на 25,6 %). Изменение фонда заработной платы работников обеспечено ростомсредней зарплаты. В связи с ростом выручки произошел рост производительноститруда на 6,18 млн. руб. или на 28,3 %.
Эффективная работапредприятия возможна в том случае, если темпы роста производительности трудаопережают темпы роста средней заработной платы. УП «ММЗ им. С.И. Вавилова»имеет благоприятную тенденцию опережения роста производительности труда (128,3 %)по сравнению с ростом средней заработной платы (125,6 %).
Коэффициентопережения равен:
Коп= Игв / Исз = 1,283 / 1,256 = 1,022.
Дляопределения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы всвязи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда иего оплаты, воспользуемся следующей формулой:
Э =ФЗП2007 × (Исз — Игв ) / Исз.
Э = 25657,5 млн. руб. × (1,256 — 1,283) / 1,256 = -551,55 млн. руб.
Таким образом, наблюдается экономия фондазаработной платы УП «ММЗим. С.И. Вавилова» за 2007 г. на сумму 551,55млн. руб.
Важной задачей анализа являетсяопределение эффективности использования фонда заработной платы (таблица 3).
Таблица 3. Анализ показателей эффективности использования фондазаработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение (+/-) Темп роста, % 1. Выручка на рубль ФЗП 3,14 3,21 +0,07 102,2 2. Прибыль на рубль ФЗП 0,12 0,08 -0,04 66,7 3. ФЗП на 1 работника 6,95 8,73 +1,78 125,6 4. Выручка на 1 работника 21,82 28,0 +6,18 128,3 5. Интегральный показатель эффективности использования ФЗП 0,61 0,51 -0,1 83,6 6. Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы - 1,022 - - 7. Уровень фонда заработной платы в % к выручке 31,86 31,18 -0,68 -
Результаты расчетовпоказывают, что показатель стимулирования выручки увеличился на 2,2 %,показатель стимулирования прибыли снизился на 33,3 %. Показатель материальнойзаинтересованности работников увеличился на 25,6 %. Следует отметить, чтоинтегральный показатель эффективности использования фонда заработной платыснизился на 0,1 или на 16,4 %.
В таблице 4 приведены коэффициенты эффективностииспользования фонда заработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Таблица 4. Коэффициенты эффективности использования фонда заработнойплаты УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.Коэффициенты Расчет 1. Отношение индекса выручки к индексу ФЗП 1,3 / 1,272 = 1,022 2. Отношение индекса выручки на одного работника к индексу ФЗП 1,283 / 1,272 = 1,009 3. Отношение индекса ФЗП к индексу численности 1,272 / 1,013 = 1,256 4. Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП 0,783 / 1,272 = 0,616
Из данных таблицы 4видно, что из 4 коэффициентов эффективности использования фонда заработнойплаты только один коэффициент ниже 1, таким образом, использование фондазаработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» можно признать эффективным.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПРЕДПРИЯТИЯ
В УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» финансовая работа возлагается на главного бухгалтера, зам. главногобухгалтера и бухгалтера.
Бухгалтерия УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» занимается начислением и выдачей заработной платы работникам,начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационныхотчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органыбухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составлениебухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т. д.
Основными задачамиявляются:
1) обеспечение денежнымисредствами текущих затрат;
2) выполнениеобязательств перед бюджетом, банками и занятыми работниками.
На главного бухгалтератакже возлагаются следующие задачи:
1) содействие наиболееэффективному использованию основных производственных фондов,товарно-материальных ценностей;
2) осуществление мер поускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности,доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованныхнормативов;
3) контроль заправильностью организации финансовых отношений.
Функциями главногобухгалтера являются:
1) планирование;
2) организация расчетов споставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;
3) организацияматериального стимулирования, разработка систем премирования;
4) выполнениеобязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения;
5) страхование.
Главный бухгалтерзаботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельностипредприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе онопирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежныхсредств.
Бухгалтерский учетосуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Также вотделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность,износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).
Информационноеобеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора,также информация, необходимая для деятельности Общества, берется изпериодической литературы и Интернета.
Документооборот УП «ММЗим. С.И. Вавилова» ведется в соответствии с законодательством. В Обществеиспользуют следующие виды организационно-распорядительной документации:
— Устав;
— штатное расписание;
— правила внутреннеготрудового распорядка;
— приказы по основнойдеятельности, личному составу;
— решения по деятельностиОбщества.
Также используетсясправочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительныезаписки; докладные записки; акты; письма.
Процесс подбора и приемакадров осуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации:
— заявления (о приеме,переводе, увольнении);
— приказы по личномусоставу;
— личная карточка форма №Т-2;
— личный листок по учетукадров;
— трудовые книжки;
— автобиографииработников.
Трудовые отношениянанимателя и работника в УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» регулируютсязаконодательством на основании заключения трудового контракта.
В состававтоматизированной системы обработки экономической информации УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» входят:
1) техническоеобеспечение: сервер,обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из несколькихкомпьютеров (компьютеры NTT спроцессором Intell Pentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов,принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
2) системное программноеобеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;
3) сетевое обеспечение: внутренняясеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информациейпроисходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятиясотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества,быстроты, эффективности работы, а также для большей информационнойбезопасности;
4) средства организациибаз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются всенеобходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимыхбаз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Accessподдерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создатьпустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другиеобъекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельногоопределения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастеромбаз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данныхвыбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных.
В обоих случаях созданнуюбазу данных можно в любое время изменить и расширить;
5) прикладное программноеобеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приемазаявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией междуподразделениями;
6) информационноеобеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится накомпьютере — рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также онадублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информациихранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информациюон обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть этаинформация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источникамиинформации являются нормативно-справочная документация.
Для обеспечения наиболееэффективной работы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на ЭВМ необходимо установить вкачестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP — это многопользовательская, многозадачная, многопоточная,32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс.Отличительными чертами этой ОС являются:
— приоритетнаямногозадачность;
— поддержкамультипроцессорных компьютеров: поддержка работы в сети;
— возможность работы паразличных компьютерных платформах;
— поддержка файловыхсистем и приложений для других ОС;
— защищенность;
— надежность иотказоустойчивость;
— модульность;
— возможностьиспользования «национальной версии».
Кроме того, следуетзаметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP — это законченная ОС, а не надстройка над DOS.
К сервисному ПО можноотнести:
1) программы техническогокомпьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities);
2) антивирусные программы(Касперский);
3) программы — архиваторы(WinZip, WinRar, ARJ);
4) программы обслуживаниядисков (MS DOS: Format,Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.).
Требования к информационномуобеспечению:
1. Корректностьинформации, что обеспечит её однозначное восприятие.
2. Полезность информации,то есть она должна содействовать достижению поставленных целей.
3. Оперативность, котораядолжна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятиярешений.
4. Точность информации,то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основенеточной информации принять неправильное решение.
5. Достоверностьопределяется свойством информации отражать реально существующие объекты.
6. Устойчивостьинформации — её способность реагировать на изменения данных без нарушениянеобходимой точности.
7. Достаточностьинформации — содержит минимальный объём сведений для принятия целесообразныхрешений.
Внемашинное информационноеобеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашиннаяинформационная база состоит из документов нормативно-справочной документации идругой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталогипроизводителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаровпо качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты оработе склада).
Внемашинныеинформационные базы формируются на основе различных средств массовойинформации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация иведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодированиятоваров, посредством унифицированных форм системы документации.
Внутримашинноеинформационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу исредства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает всебя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальнойзагрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, опоставщиках, покупателях, о технике проведения нововведений и хранениипродукции, обобщенные отчеты деятельности, затраты по введению новойаппаратуры, расширению штата сотрудников, ремонту; сравнительный анализ занесколько лет, предложения по улучшению состояния предприятия, учет доходовперсонала, расходов на транспортировку товара и т.д.).
В УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» используется система централизованной обработки информации. В такихсистемах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.
Экономические задачи,решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
1) алгоритм решениязадачи формализован, процесс её решения не требует вмешательства человека:
2) имеется большой объёмвходных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитныхносителях;
3) расчёт выполняется длябольшинства записей входных файлов;
4) большое время решениязадачи обусловлено большими объёмами данных;
5) регламентность, тоесть задачи решаются с заданной периодичностью.
Приинтерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ илик вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением однойоперационной системы. В этом случае достаточно просто организовать работупользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, иххранение и восстановление.
4. ПОЛИТИКАЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Процесс формированияпромышленным предприятием цен на свои товары включает, как минимум, шестьэтапов:
1. Постановка задачценообразования.
2. Определение спроса.
3. Оценка издержекпроизводства.
4. Проведение анализа цени товаров конкурентов.
5. Выбор методаустановления цен.
6. Определениеокончательной цены и правил ее будущих изменений.
Характеристика подходов иметодов ценообразования приведена в таблице 5.
Таблица 5. Характеристики подходов и методовценообразованияПодходы и методы Краткая характеристика подходов 1 2
1. Установление цены на основе себестоимости
1.1. Метод «себестоимость плюс прибыль»
1.2. Метод анализа контрольной точки Производитель определяет цену товара, исходя из его себестоимости. Условием применения подхода является стабильность себестоимости во времени или ее небольшое изменение. Главный недостаток заключается в том, что при определении цены не учитывается уровень спроса на товар
2. Установление цены на основе прибыли
2.1. Метод максимизации прибыли
2.1. Сопоставление валового дохода с валовыми издержками
2.1.2. Сопоставление предельного дохода с предельными издержками
2.2. Метод целевой прибыли
2.3. Метод целевой рентабельности продаж
2.4. Метод целевой рентабельности инвестиций Для достижения желаемого уровня прибыли рассчитывается баланс валового (предельного) дохода и валовых (предельных) издержек. Целевая прибыль может быть определена либо путем ее прямого расчета, либо путем ее максимизации. Прямое определение целевой прибыли может быть выражено рентабельностью продаж или рентабельностью инвестиций
3. Установление цены на основе оценки спроса
3.1. Метод анализа коэффициента эластичности
Цена товара определяется исходя из спроса на товар
Уровень цены на товар ставиться в зависимость от изменения спроса. Высокая цена устанавливается, когда спрос относительно велик, а низкая цена — когда спрос снижается. В этом подходе издержки рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене, обеспечивая прибыль, или нет
4. Установление цены на основе потребительной стоимости
4.1. Метод прямого определения цены
4.2. Метод определения потребительной стоимости
4.3. Диагностический метод
При формировании цены руководствуются оценкой покупательной потребительной стоимости товара
Оценки потребителей выражены, как правило, в баллах или процентах. Издержки рассматриваются как вспомогательный показатель, учитываемый при обеспечении положительного хозяйственного результата
Подход применяется при внедрении на рынок нового товара
5. Установление цены с учетом цен конкурентов
5.1. Метод анализа технического уровня изделий – конкурентов В основу подхода положены цены конкурентов. Незначительное внимание уделяется собственным издержкам и спросу. При назначении цен в первую очередь учитывается качество товаров
6. Установление цены на основе параметрического ряда изделий
6.1. Метод удельных показателей
6.2. Метод структурной аналогии
6.3. Метод корреляционно- регрессионного анализа Основы подхода составляют количественные зависимости между затратами или ценами и потребительными свойства продукции, входящей в параметрический ряд. Параметрический ряд – группа товаров, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое функциональное назначение
В принятии решения оценах при постановке задач ценообразования определяющими являются:
— затраты на производствои реализацию продукции;
— максимальная цена,которую готов заплатить потребитель;
— уровень цен наконкурирующие товары, влияние конкурентов.
Исходя из этого, можновыделить три основные стратегии ценообразования:
— установление низких цен(затраты плюс нормальная прибыль);
— стратегия исчерпания(“снятия сливок”);
— стратегияприспособления к рыночной цене (следование за лидером).
Сравнительные данные попродукции собственного производства УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» и производстваконкурентов (на примере газовых счетчиков) приведены в таблице 6.
Таблица 6. Сравнительные цены производителейсчетчиков газаПроизводитель G-1,6 G-2,5 G-4 G-6 ОАО Электроприбор» г. Воронеж 685,00 685,00 685,00 ЗАО «Газдевайс» г. Москва 710,00 710,00 710,00 1160,00 ФГУП «Точмаш» г. Владимир 696,20 696,20 696,20 - ГК «Сигнал» г. Энгельс - 720,00 720,00 1150,00 Премагаз Словакия 1450 (штамповка, термокомпенсатор) ОАО «Новогрудский з-д газовой апаратуры» 873,20 1032,5 СП «Бэмкромгаз» Г. Брест 740,00 740,00 867,00 Gallus Gl,6; G2,5; G4, Франция 925,00 925,00 925,00 Metrix G6, Польша 1080,00 Бетар, г.Чистополь 1100,00 СП ООО «Газ Сузан Армения» 789,86 813,65 934,18 УП «ММЗ им СИ. Вавилова 861,40 861,40 1160,00 1160,00 Цены на счетчики газа указаны в рублях РФ с учетом НДС
Преимущества УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» перед конкурентами: в отдельных случаях преимуществами счетчиковгаза являются качество продукции и дизайн.
5. ПРИБЫЛЬ ИРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
На основании данныхотчета о прибылях и убытках (приложение Б) проведем анализ основных показателейхозяйственной деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг. (таблица7).
Таблица 7. Основные показатели деятельности УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.Показатели
2006г.,
млн. руб.
2007г.,
млн. руб. Отклонение от прошлого периода в стоимостном выражении в % Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 63296 82297 +19001 130,0 Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг 6777 7660 +883 113,0 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 56519 74637 +18118 132,1 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 50840 70018 +19178 137,7 Управленческие расходы - - - - Расходы на реализацию 1508 2013 +505 133,5 Прибыль (убыток) от реализации 4171 2606 -1565 62,5 Операционные доходы 27370 35991 +8621 131,5 Операционные расходы 26436 34251 +7815 129,6 Прибыль (убыток) от совместной деятельности - - - - Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 934 1740 +806 186,3 Внереализационные доходы 694 397 -297 57,2 Внереализационные расходы 3296 2782 -514 84,4 Сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков - - - - Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -2602 -2385 +217 - Прибыль (убыток) за отчетный период 2503 1961 -542 78,3 Налог и сборы, производимые из прибыли 1861 1809 -52 97,2 Расходы и платежи из прибыли 11 6 -5 54,5 Сумма льгот по налогу на прибыль - - - - Прибыль (убыток) к распределению 631 146 -485 23,1
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличение выручкиот реализации продукции, товаров, работ, услуг на 18118 млн. руб. (или на 32,1 %),себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 19178 млн. руб. или на 37,7%), расходов на реализацию на 505 млн. руб. или 33,5 %. Прибыль от реализации УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» снизилась по сравнению с 2006 г. на 1565 млн. руб.
Операционные доходы выросли на 8621 млн. руб., операционныерасходы — на 7815 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходовувеличилась по сравнению с 2006 г. на 806 млн. руб. Внереализационные доходысократились на 297 млн. руб., внереализационные расходы — на 514 млн. руб. Убытокот внереализационных доходов и расходов уменьшился по сравнению с 2006 г. на 217млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатамифинансовой деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг. являетсяприбыль, по сравнению с 2006 годом она снизилась на 542 млн. руб., темп ростасоставил 78,3 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли снизились на 52 млн.руб., а расходы и платежи из прибыли — на 5 млн. руб. Нераспределенная прибыль сократиласьна 485 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Для оценки эффективностидеятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» проведем анализ показателейрентабельности.
1) рентабельность оборота(продаж):
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
2) рентабельность текущихзатрат:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
3) рентабельностьсовокупных активов:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
4) рентабельностьоборотных средств:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
5) рентабельностьсобственного капитала:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
6) рентабельность средствна оплату труда:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
Результаты расчетовсвидетельствуют о значительном снижении рентабельности деятельности УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Снижение прибыли отреализации и рост выручки от реализации привели к снижению рентабельностиоборота на 3,42 % (3,17 % — 6,59 %). В 2007 году показатель рентабельноститекущих затрат снизился на 4,48 % (3,72 % — 8,2 %) по сравнению с 2006 г., этосвидетельствует об ухудшении эффективности деятельности УП «ММЗ им. С.И.Вавилова».
Для показателярентабельности совокупных активов также характерна тенденция спада, посравнению с 2006 г. данный показатель в 2007 г. снизился на 0,73 % (1,69 % — 2,42%). Отрицательным моментом является и тот факт, что за 2006-2007 гг. снижениехарактерно и для показателя рентабельности оборотных средств на 1,47 % (4,18 % — 5,65 %). Все это свидетельствует об ухудшении использования средств УП «ММЗ им.С.И. Вавилова».
В 2007 годурентабельности собственного капитала снизилась на 0,82 % (1,91 % — 2,73 %) куровню 2006 г., это связано с тем, что темп роста прибыли УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» ниже темпа роста собственного капитала.
Анализ рентабельностифонда заработной платы показал, что за 2007 г. данный показатель снизился посравнению с 2006 г. на 4,77 % (7,64 % -
— 12,41 %). Этообъясняется тем, что темп роста фонда заработной платы превысил темп ростаприбыли.
Таким образом,приведенный выше анализ показателей рентабельности свидетельствует об ухудшениидеятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова», поскольку в 2007 году все рассчитанныепоказатели рентабельности имеют тенденцию снижения по сравнению с 2006 г.
6. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Произведем анализфинансового состояния УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» за2006-2007 гг. на основании бухгалтерского баланса (приложении В). Анализфинансового состояния начнем с изучения состава и структуры имущества (таблица 8).
Таблица 8. Анализ активов УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 1 января 2007 г.Наименование статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Изменения (+/-) Темп изменения, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % Всего активов 103369 100,0 115848 100,0 +12479 - 112,1 1.Внеоборотные активы 59074 57,1 68902 59,5 +9828 +2,4 116,4 1.1.основные средства 58233 56,2 68683 59,2 +10450 +3,0 117,9 1.2.нематер. активы 11 0,1 9 0,1 -2 - 81,8 1.3.вложения во внеоборотные активы 830 0,8 210 0,2 -620 -0,6 25,3 2.Оборотные активы 44295 42,9 46946 40,5 +2651 -2,4 106,0 2.1.запасы и затраты 10788 10,4 17551 15,2 +6763 +4,8 162,7 2.2. налоги по приобретенным ценностям 1197 1,2 2348 2,0 +1151 +0,8 196,2 2.3.готовая продукция 16104 15,6 11139 9,6 -4965 -6,0 69,2 2.4.товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги 8227 8,0 10280 8,8 +2053 +0,8 125,0
2.5.дебиторская задолженность 4627 4,5 3542 3,1 +1085 -1,4 76,6 2.6.финансовые вложения 1482 1,4 1489 1,3 +7 -0,1 100,5 2.7.денежные средства 1870 1,8 597 0,5 -1273 -1,3 31,9
Анализируя структуруактива баланса УП «ММЗим. С.И. Вавилова» следуетотметить, что на конец отчетного периода общая стоимость имущества составила 115848млн. руб. и по отношению к началу отчетного периода увеличилась на 12,1 %.Основную долю в общей сумме активов на 01.01.2008 г. занимают внеоборотныеактивы. Сумма внеоборотных активов на 01.01.2008 г. составила 68902 млн. руб.,на 01.01.2007 г. составляла 59074 млн. руб., удельный вес на конец отчетногопериода увеличился на 2,4% (с 57,1 % до 59,5 %). В структуре внеоборотныхактивов на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. основную долю занимали основныесредства (их сумма увеличилась на 10450 млн. руб., а удельный вес в общей суммеактива баланса вырос на 3,0 %).
По сравнению с 2006 годомпроизошло снижение удельного веса оборотных активов на 2,4 %. Их сумма на конецотчетного периода составила 46946 млн. руб. В структуре оборотных активов на 01.01.2007 г. и на01.01.2008 г. основная доля принадлежит запасам и затратам, готовой продукции,товарам отгруженным, выполненным работам, оказанным услугам. Дебиторскаязадолженность УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по сравнению с 2006 г. выросла на 1085млн. руб., финансовые вложения — на 7 млн. руб., а денежные средствасократились на 1273 млн. руб.
На основе бухгалтерскогобаланса УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» проведем анализ пассива бухгалтерскогобаланса (таблица 9).
Таблица 9. Анализ структуры пассива бухгалтерскогобаланса УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 1 января 2008 г. и влиянияосновных разделов баланса на пополнение его активной частиНаименование статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Изменения (+/-) Темп изменения, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Источники собственных средств 91686 88,7 102796 88,7 +11110 - 112,1
1.1. уставный фонд 277 0,3 277 0,2 - -0,1 100,0
1.2. резервный фонд 1318 1,3 1340 1,2 +22 -0,1 101,7
1.3. добавочный фонд 66016 63,9 78320 67,6 +12304 +3,7 118,6
1.4. нераспределенная прибыль 22576 21,8 21847 18,9 -729 -2,9 96,7
1.5. целевое финансирование 1499 1,4 1012 0,8 -487 -0,6 67,5
2. Доходы и расходы 425 0,4 -364 -0,3 -789 -0,7 -
2.1. резервы предстоящих расходов 351 0,4 450 0,4 +99 - 128,2
2.2. расходы будущих -11 -0,1 -869 -0,8 -858 -0,7 -
периодов 2.3. доходы будущих периодов 85 0,1 55 0,1 -30 - 64,7 3. Расчеты,
в том числе: 11258 10,9 13416 11,6 +2158 +0,7 119,2 3.1. краткосрочные кредиты и займы 1353 1,4 4871 4,2 +3518 +2,8 360,0 3.2. долгосрочные кредиты и займы - - - - - - - 3.3. кредиторская задолженность 5839 5,6 6376 5,5 +537 -0,1 109,2 3.4. прочие виды обязательств 4066 3,9 2169 1,9 -1897 -2,0 53,3 4. Баланс 103369 100,0 115848 100,0 +12479 - 112,1 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализируя данные таблицы9, следует отметить увеличение собственных средств УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на11110 млн. руб. или на 12,1 %, расчеты УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» увеличилисьна 2158 млн. руб. или 19,2 %, а доходы и расходы сократились на 789 млн. руб.
Анализ структуры пассива УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» показывает, что основную долю в общей сумме пассивазанимают собственные средства, удельный вес в структуре пассива баланса наконец отчетного периода не изменился по сравнению с 01.01.2007 г. Средисобственных средств основной удельный вес занимает добавочный фонд, суммаувеличилась на 12304 млн. руб.
Удельный вес доходов ирасходов уменьшился на 0,7 %. Резервы предстоящих расходов увеличились на 99млн. руб., доходы будущих периодов сократились на 30 млн. руб.
Удельный вес расчетоввырос на 0,7 %. Расчеты УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» представлены в основном кредиторскойзадолженностью. На 01.01.2007 г. кредиторская задолженность составляла 5839млн. руб., а на конец периода — 6376 млн. руб., рост составил 537 млн. руб. или9,2 %. Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 3518 млн. руб., а прочиевиды обязательств снизились на 1897 млн. руб.
Для оценки структурыбаланса и платежеспособности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» рассмотрим следующиекоэффициенты ликвидности, приведенные в таблице 10.
Таблица 10. Коэффициенты текущей ликвидности иобеспеченности собственными оборотными средствами УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» Наименование показателя На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1=стр.290/(стр.790-стр.720) 3,935 3,499 К1³1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2=(стр.590+стр.690-стр.190)/стр.290 0,746 0,714 К2³0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3=стр.790/стр.390 или стр.890 0,109 0,116 К3£0,85
Коэффициент абсолютной ликвидности
Кабс=(стр.260+стр.270 баланса)/
/(стр.790-стр.720 баланса) 0,298 0,155 Кабс³0,2
Коэффициент текущейликвидности:
На 01.01.2007 г.:
44295 / 11258 = 3,935
На 01.01.2008 г.:
46946 / 13416 = 3,499
/>
Рисунок 3. Коэффициент текущей ликвидности, К1
Коэффициент текущейликвидности на начало и конец отчетного периодов имеет значение вышенормативного, это свидетельствует о том, что УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обеспеченособственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности исвоевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами:
На 01.01.2007 г.:
(91686 + 425 — 59074) /44295 = 0,746
На 01.01.2008 г.:
(102796 — 364 — 68902) / 46946= 0,714
/>
Рисунок 4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотнымисредствами, К2
Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами на начало и конец отчетногопериода соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» достаточно собственных оборотных средств для веденияхозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициентобеспеченности финансовых обязательств активами:
На 01.01.2007 г.:
11258 / 103369 = 0,109
На 01.01.2008 г.:
13416 / 115848 = 0,116
Значение данногокоэффициента соответствует нормативу, то есть УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» способнорассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
/>
Рисунок 5. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами,К3
Коэффициент абсолютнойликвидности:
На 01.01.2007 г.:
(1482 + 1870) / 11258 =0,298
На 01.01.2008 г.:
(1489 + 597) / 13416 =0,155
/>
Рисунок 6. Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс
Значения коэффициентаабсолютной ликвидности на 01.01.2007 г. соответствует нормативу, а на 01.01.2008г. не соответствует нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности — это нормаденежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что на01.01.2008 г. у УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» нет гарантии погашения долгов.
Таким образом, анализплатежеспособности и ликвидности показал, что УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обеспеченособственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности исвоевременного погашения срочных обязательств, у УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» достаточнособственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности иобеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своимфинансовым обязательствам после реализации активов, однако у УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» на 01.01.2008 г. нет гарантии погашения долгов.
7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕЗАДАНИЕ
Для осуществленияуправления предприятием, его службами и структурными подразделениямиразработана и утверждена Генеральным директором структура управления. Структураопределяет иерархию подчиненности, исключает дублирование управленческих функцийи промежуточные звенья управления. Структура управления УП «ММЗ им. С.И.Вавилова» приведена в приложении Г.
Управление УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» осуществляется в соответствии с действующим законодательством иУставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива исобственника имущества. Сочетание и согласованность интересов трудовогоколлектива и собственника имущества предприятия реализуется через Советпредприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиальнона своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости. Советпредприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его членов.
Руководителем УП «ММЗ им.С.И. Вавилова» является генеральный директор. Генеральный директор самостоятельнорешает все вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенныхдействующим законодательством РБ к компетенции собственника, общего собрания(конференции) трудового коллектива и Совета предприятия. Генеральный директордействует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях,учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода впределах прав, установленных собственником.
Коммерческий директоротвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности,возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализконъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяетпрограмму деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Технический директорпроводит техническую политику, определяет основные направления в областитехнической подготовки производства, реконструкции и техническогоперевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективныенаправления развития объединения, координирует проведение работ по внедрениюновой техники и технологии.
Финансовый директоросуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельностипредприятия, координирует политику в области ценообразования, учета и снижениязатрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новыхизделий и техническое перевооружение, контролирует разработку и выполнениефинансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствуетсистему стимулирования труда.
Заместитель генеральногодиректора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает заобеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.
Заместитель генеральногодиректора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению качествапродукции, руководит развитием и совершенствованием системы качества всоответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционированиесистемы качества.
Заместитель генеральногодиректора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросамобеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей,специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовкукадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу поподдержке социально-психологического климата в коллективе.
Заместитель финансовогодиректора — главный бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета иотчетностью финансово-хозяйственной деятельности завода, осуществляет контрольза финансовыми, кредитными и расчетными операциями.
Вышеназванныеруководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональныеподразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональныхи должностных обязанностей.
В условиях конкуренции нарынке возрастает роль маркетинговых служб предприятия. Для обеспечения успешнойконкурентной борьбы предлагается использовать ряд мер: повышение качествапродукции, снижение цен на продукцию в сравнении с ценами конкурентов (покрайней мере, на первом этапе — для завоевания рынка), более широкоеиспользование рекламы на новых рынках, использование услуг маркетинговых фирм,которые помогли бы продвижению продукции предприятия на новые рынки, а такжеучастие в выставках. Также эффективными являются следующие меры: повышение известностии престижа марки и производителя, установление большего, нежели у конкурентов,гарантийного срока, дешевый ремонт, повышение требований к дизайну и оформлениюготовой продукции.
В процессе измененияобъемов производства, номенклатуры продукции, в связи с возложением наструктурные подразделения дополнительных задач и функций руководствомпредприятия и вышестоящими организациями структура постоянно совершенствуется.
Структура предприятияразработана с целью эффективного его функционирования. Основнойпроизводственной единицей является цех основного производства. Цехи основногопроизводства (заготовительный, литейный, штамповочный, механические, сборочные)организованы по технологической специализации — то есть выполняют определенныетехнологические процессы (операции). В процессе функционирования производствапроисходит углубление технологической специализации цехов.
С целью обеспеченияосновного производства материалами, комплектующими изделиями, инструментом,организации сбыта продукции, разработки и внедрения в производство новыхизделий, техпроцессов, обеспечения работы оборудования на предприятииорганизованы вспомогательные цехи (ремонтный, транспортный, сантехнический идр.); функциональные службы и отделы (планово-экономический, финансовый, организациитруда и заработной платы и др.).
С учетом изменениятребований рынка, необходимостью систематического повышения эффективностиработы, структуры предприятия постоянно изменяются и совершенствуются.
При переходе экономики нарыночные отношения расширились и изменились функции отделов сбыта,материально-технического, финансового и других отделов.
В целях повышенияэффективности работы предприятия структура управления изменялась:
— были организованы новыеструктурные подразделения: отдел комплексной торговли и поставок, отделвнешнеэкономических связей, магазин, торговый центр, торговый дом;
— упразднилисьподразделения, которые утратили свою актуальность в сфере деятельностипредприятия или объединились с другими.
Так,ремонтно-строительное производство было присоединено к деревообрабатывающемуучастку. В результате чего был оборудован ремонтно-строительныйдеревообрабатывающий цех.
Отдел экономическогоанализа и структурных преобразований присоединен к планово-экономическомуотделу. Конструкторские отделы преобразованы в службу главного технолога.
Управление предприятиемстроится на линейно-функциональной системе. Сущность ее заключается в том, чтоосновные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия(экономическое, техническое, социальное, коммерческое) возглавляют заместителигенерального директора. Во главе каждого функционального подразделения стоитруководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.
Основные направлениясовершенствования системы управления:
— повышение научногоуровня планирования, контроля, отчетности и анализа;
— совершенствованиеорганизационной структуры управления, в том числе путем исключения лишнихзвеньев;
— совершенствованиеэкономических стимулов, нацеленных на конечный результат деятельностипредприятия.
Структурные иорганизационные формы руководства работой предприятия и входящих в негоподразделений созданы до начала перестройки в народном хозяйстве и взначительной мере являются сдерживающим фактором в работе предприятия.
Особенности системыуправления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны сизменением ориентирования в их деятельности. Основными экономическими целями УП«ММЗ им. С.И. Вавилова» в рыночных условиях являются повышение эффективностипроизводства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворениепотребностей коллектива.
Внедрение рыночныхотношений выдвигает на первый этап повышение заинтересованностипроизводственных подразделений в создании и оперативности освоенияконкурентоспособной продукции, повышение эффективности использованияпроизводственного и научно-технического потенциала, расширениепредпринимательства, оперативное регулирование доходов работников предприятия,гибкое реагирование на колебания рыночного спроса цен на ресурсы и продукцию взависимости от складывающихся конкретных обстоятельств.
В этих условиях назреланеобходимость использования более гибких организационных форм, которые быпозволили своевременно реагировать на требования изменяющихся условийхозяйствования, укрепить материальную заинтересованность коллективов ируководителей в конечных результатах их деятельности. Эти условия могут бытьнаиболее успешно осуществлены при частичной децентрализации управления ипредоставления самостоятельности подразделениям.
Для решения вышеуказанныхзадач планируется создать в составе УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обособленныеподразделения:
— на базе спортивногокомплекса и двух платных автомобильных стоянок;
— на базе двух цеховосновного производства, выпускающих соковыжималки, маслобойки, светильники инестандартное оборудование;
— без права юридическоголица с выделенным отдельным балансом и включением его в сводный баланс УП «ММЗим. С.И. Вавилова».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис;Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Аникеев И.М., Аникеева И.С. Основыфинансового аудита. – Мн.: Белмаркет, 1995. – 80 с.
3. Гончаров В. И. Технология иинструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: НИУ, 2000. – 160 с.
4. Ильин А. И.,Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.:ООО «Новое знание», 2000. – 728 с.
5. Кивачук В. С.Оздоровление предприятия: экономический анализ — Мн.: Амалфея, 2002. – 384 с.
6. Производственныйменеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С. А. Пелих, А. И. Гоев,М. И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С. А. Пелиха. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555с.
7. Раицкий К. А.Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:«Дашков и К», 2002. – 1012 с.
8. Романовский В. М.и др. Финансы предприятий – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528с.
9. Савицкая Г. В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новоезнание, 2002. – 704 с.
10. Савицкая Г. В.Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640с.
11. Суша Г. З.Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
12. Ткачук М. И.,Киреева Е. Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – Мн.:Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416 с.
13. Финансыпредприятий: Учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; Под ред.Л. Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
14. Хрипач В. Я. идр. Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
15. Шидловская М. С.Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие — Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 495с.
16. Экономикапредприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. –2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004 – 672 с.