Реферат по предмету "Экономика"


Анализ объема производства и реализации продукции

Национальный Открытый Институт Россииг. Санкт-Петербург
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ объема производства и реализации продукции
 
Дисциплина
Комплексный экономический анализ финансовойдеятельности
 
Санкт-Петербург
2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Часть I. Теоретические основы />/>анализаобъема производства и реализации продукции
/>/>/>1.1 Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции />/>/>/>/>/>/>/>/>
Часть II. Методы исследования анализа объемапроизводства и реализации продукции на примере предприятия ООО «…».
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции
2.2 Анализ ассортимента и структурыпродукции
2.3 Анализкачества произведенной продукции
2.4 Анализритмичности работы предприятия
2.5 Анализфакторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой системузнаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений,выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени ихвлияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей вдеятельности организаций.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственныепроцессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность иконечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся подвоздействием объективных и субъективных факторов.
Производственная программа является результатом согласования следующихцелей фирмы:
— получение максимальной прибыли;
— учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
— полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
— максимальное снижение производственных затрат, оптимальное использованиепроизводственной мощности организации.
Первоначальное значение слова предприятие: «Задуманное, предпринятоекем-либо дело» – такое определение дано в толковом словаре русского языкаС.Ожегова.Три фактора производства (Труд, Земля, Капитал), как минимум,нужны для того, чтобы предприятие работало нормально, и получало бы при этомнормальную прибыль. В этом случае говорят: «предприятие держится на плаву». Дляполучения прибыли необходимо разработать производственную программу, гдеследует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и равномернуюзагрузку производственных мощностей. Соответственно на основаниипроизводственной программы должны быть сформированы все разделы комплексного планапредприятия.
Темпы роста объема производства товаров, повышение их качестванепосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализвыпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства ипродаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этихпоказателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства ипродаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную рольздесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантируетсбыт продукции и своевременную оплату.
Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокийуровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли нетолько за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельнопланируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спросана производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качествопродукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокийуровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли нетолько за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Часть I. Теоретические и методологическиеосновы анализа объема производства и реализации продукции
 
1.1 Задачи и цели анализа объема производстваи реализации продукции
Производственная организация – это пространственно-временная структурапроизводственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получениямаксимальных результатов в самое короткое время и при минимальных затратахфакторов производства.
Рис 1.
/> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ориентиры для деятельности любойорганизации задают ее планы: план производства и реализации продукции. Формирование разделовпроизводственной программы осуществляется с применением балансового метода.Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров,заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективыразвития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимымипоказателями. В условиях ограниченных производственных возможностей инеограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Итоговыепоказатели плана по производству товаров нужны для анализа потребности вресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпускатоваров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда,материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж идругих показателей.
Задачи анализа объема производства и реализации продукции:
1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализациипродукции;
2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-планпредприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского истатистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета идр. />/>/>/>При анализе производстватоваров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостныепоказатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важнымвопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC№15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение двеосновные концепции.
Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета вденежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общийиндекс инфляции национальной валюты. В ходе анализа динамики объемапроизводства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляциинациональной валюты – коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу измененияпотребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительнобазового года. Коэффициент – дефлятор в Российской Федерации на предстоящий годустанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовойинформации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей заразличные годы, значение каждого из них умножается на значениекоэффициента-дефлятора соответствующего года.
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектовбухгалтерского учета в текущую стоимость». Она ориентирована на применениеиндивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могутприменяться следующие способы:
— пересчета объема производства товаров за отчетный год по ценаманалогичных товаров базисного периода (по относительно небольшой номенклатуревыпускаемых товаров);
— корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) погруппе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
 
Jц = ∑ Q1 *Р0 / Q0 *Р0, (1.1)
где Q1 –объем выпуска товаров в отчетном периоде в натуральном выражении;
Q– объем выпуска товаров в базисном периоде в натуральномвыражении;
Р0– цена единицы товара в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска товара встоимостном выражении (V1ЦБ) рассчитывается по формуле:
 
V1ЦБ = V1 /Jц, ( 1.2)

где V1 –фактический объем выпускаемых товаров в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения ценна конкретный товар или товарную группу. Товар может быть продан по оптовым,розничным и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничныхза минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения даннойорганизации. Основной цельюанализа объема производства являетсяполучение максимальной прибыли от реализации продукции.
Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, «результатомбизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятиясуществуют лишь затраты».
Для удовлетворения самых разнообразных потребностей потребителей, средниеи крупные предприятия организуют сеть фирменных магазинов, или заключаютдоговора с оптовыми покупателями, длительные и на большие объемы поставок.Руководители малых предприятий считают серьезным достижением заключениедлительного контракта с крупным предприятием или большое количество постоянныхклиентов. Для сохранения завоеванных позиций требуется соблюдение жесткихусловий: выполнение поставок в сроки, поддержание уровня качества продукции(работ, услуг). Предприятие всегда должно быть готово к изменению ассортиментавыпускаемой продукции, расширения номенклатуры предлагаемых изделий.
Темпы роста объема производства товаров влияют на величину затрат,прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполненияплана и динамики производства и продаж, выявление резервов увеличенияпроизводства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и ихосвоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставкутоваров. Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном вустановлении параметров — распространенности, однородности, степениустаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средствомпривлечения заказчиков с различными потребностями.
Источниками информациидля проведения анализа объема производстваи реализации продукции на исследуемом предприятии служат формы статистической ибухгалтерской отчетности (информация по счетам разделов III и IV плана счетов),а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами,о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализевыполнения плана производства и реализации продукции отдельными участками необходимуюинформацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственныхучастков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.
 

Часть II. Методы исследования объемапроизводства и реализации продукции на примере предприятия ООО «…»
 
2.1 Анализдинамики и выполнения плана повыпуску и реализациипродукции
Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) –это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этихпоказателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапепланирования производства и продаж, так и выполнения планов.
По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:
·         валоваяпродукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ееготовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объемпроизводства.
·         готоваяпродукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабженасдаточной документацией;
·         реализованнаяпродукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им иоплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили нарасчетный счет поставщика.
Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики,расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данныесравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводитсяполный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитываетсяпроцент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановыхзначений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпыроста определяются относительно базисного периода:
Тб=Vi / V* 100%,(1.2)
цепные – относительно предыдущего периода:
 
Тц= Vi/ V1* 100%. (1.3)
где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении всопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;
Vо — объем производства товаров за период,принятый за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tсри прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсраили среднегеометрической Тсрг взвешенной:
/> , (1.5.)
/>/>, (1.6)
Тпр = Тср – 100. (1.7)
 
Таблица 1.
Анализ темпов роста производства и продажи товаров в сопоставимых ценахООО «Смарт».Годы
Объем
производства,
тыс.руб. Темпы роста, %
Объем
продаж,
тыс.руб. Темпы роста, % базисные цепные базисные цепные 2007 390095 100,00 100,00 463081 100,00 100,00 2008 452973 116,12 116,12 563089 124,60 124,60 2009 717315 153,20 131,37 701605 142,05 113,84
Анализируя данные таблицы видно, что объем производства увеличился на 53,2%,а объем продаж на 42,05%. Цепные темпы роста показывают, что в 2008 году объемпроизводства увеличился относительно предыдущего года на 16,12%, а в 2009 годуна 31,37% относительно 2008 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке2.
/>
Рис. 2. Динамика производства и продажитоваров
Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и13,84% по годам соответственно.
Таблица 2.
Анализ роста и прироста производстваи продаж товаров, %
/>
Из данных таблицы следует, что среднегодовое значение цепных темпов ростапродаж ниже на 3,67%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность измененияпоказателей по годам(темп роста производства товаров в 2008 году составил 18%,а продаж – 25%, в то время как в 2009 году — 33% и 15% соответственно).Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объемапроизводства над темпами роста объемов продаж на 3,67 %. Объем продажвозрастал, при падении темпов роста, предприятие в 2008 году не удержалопревышение объемов продаж над объемом производства товаров. Вывод следующий: упредприятия проблемы в маркетинговой сфере.
Продажа товаров является связующим звеном между производителем ипотребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объемпродаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке иподлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатовсобственного производства, работ промышленного характера, которые предназначеныдля продажи на сторону.
Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год.Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпыроста и прироста.
Пример схемы анализа продаж товаров приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Анализсоотношения планового и фактического объема производства
и продажтоваров в сопоставимых ценах 2009г.
Вид
товара Объем производства, тыс.руб. Объем продаж, тыс.руб. план факт
отклонение
(+, -)
в %
к плану план факт
отклонение
(+, -)
в %
к плану А 335218 432600 97382 129,05 400211 434817 34606 108,65 Б 113984 131394 17410 115,27 122331 132211 9880 108,08 В 59184 73362 14178 123,96 63538 64599 1061 101,67 Г 39195 51325 12130 130,95 40921 42797 1876 104,58 Д 17297 22609 5312 130,71 20233 22102 1869 109,24 Е 5853 5246 -607 89,63 5000 5879 879 117,58 Итого: 570731 716536 145805 119,93 652234 702405 50171 108,30
Вывод: организация успешно справляется с планами производства и продаж,кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 607тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляетсясоответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%.Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованностипланирования производства и продаж. Пример анализа выполнения плана попроизводству продукции приведен в таблице 4, где представлены показатели покаждому виду товара.
 
Таблица 4.
Анализ выполнения плана попроизводству продукции в сопоставимых ценах 2009 года.
Вид
товара
  Объем производства товаров, тыс. руб. Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года Изменение фактического объема производства в отчетном году прошлый год отчетный год относительно плана относительно прошлого года план факт план факт тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % А 261230 276463 337218 433600 75988 129,09 96382 128,58 157137 156,84 Б 97520 101356 114834 131384 15414 117,55 17440 115,31 30018 129,62 В 36570 40097 59184 73362 22614 161,84 14178 123,96 33265 182,96 Г 14520 15991 17297 22609 2777 119,13 5312 130,71 6618 141,39 Д 21220 24228 39184 51375 17975 187,51 12130 132,75 27097 211,84 Е 3600 3820 5833 5146 2233 162,03 -725 89,52 1326 134,71 Итого: 434660 461955 572661 717416 137001 131,45 144754 124,38 255461 155,30
Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как вцелях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины,т.е. способности организации выполнять плановые показатели. Из данных предыдущейтаблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видовтоваров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного ипредыдущего года от 117,55% до 187,51% для разных видов товаров. Выявленосущественное отличие фактического объема производства от планового как впредыдущем году, так и отчетном. Отклонения фактического объема производства отпланового в отчетном году изменяются от 132,75% до 89,52%. Отклонение итоговогопоказателя составляет 124,38%. Выводы: присутствуют ошибки планирования всторону занижения планов производства и нарушение плановой дисциплины. Потовару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году былзапланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущегогода. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетномгоду на 725 тыс.руб., т.е. на 13,54%.
Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисногопериода, нужно его величину разделить на произведение индексов цен за nпредыдущих периодов. Динамику продукции характеризуют следующие показатели: абсолютныйприрост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста. На основеполученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые темпыроста (Тр ) и прироста (Тпр ):
 
Тр=n-1√ nПТрi(1.8)
i=1
Тпр = Тр −1 (1.9)
Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуютабсолютное отклонение от плана и % его выполнения. На величину выпускапродукции влияет ряд факторов. Производственные факторы: численность работникови их квалификация, производительность труда, обеспеченность средствами труда,предметами труда, использование оборудования, сырья и материалов, организацияпроизводства, внедрение новой техники. Для анализа выполнения плана по объемуреализации продукции составляется баланс товарной продукции по себестоимости и поотпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид:
РП = ГПзап.I + ВП — ГПзап.II ,
где РП — объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II — запасы готовой продукции на начало и конец периода;
ВП — объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции связан с анализомвыполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение планапо договорам для предприятия несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно можетпотерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При анализе определяется выполнение плана поставокза месяц и с нарастающим итогом по предприятию, по отдельным потребителям ивидам продукции, анализируются причины недовыполнения плана и производитсяоценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Таблица 5.).
Таблица 5.
Анализ выполнения договорных обязательств поотгрузке продукции за июнь 2009 года, млн. руб.
/>
Процент выполнения договорных обязательстврассчитывается делением раз-ности между плановым объемом отгрузки по договорнымобязательствам (/>) и егонедовыполнением (/>) на плановыйобъем (/>):
 
/>/> или 90% (1.10)
Из табл. 5. видно, что за июнь месяц 2009 годанедопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целомза год — на 5 %.
Анализ выполнения договорныхобязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен бытьорганизован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки.При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающимитогом с начала года.
 
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпускапродукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективноеиспользование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Системаформирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
·   определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
·   оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
·   зучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видовпродукции и изъятие морально устаревших изделий;
·   оценку экономической эффективности и степени риска изменений вассортименте продукции.
Увеличение объема производства по одним видам исокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношенияотдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогойпродукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчетвлияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвестиспособом цепной подстановки (табл. 6.):

/> (1.11)
/> (1.12)
/> (1.13)
где V ф.общ.-объем выпуска, УД –удельныйвес.
Таблица 6.
Анализ структуры товарной продукции ООО «…»Изделие
Оптовая
цена
за 1 уп, тыс. руб.
Объем
производства продукции,
уп.
Товарная продукция в ценах плана,
млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. план факт план
Фактически
при плановой
структуре факт
А
Б
В
Г
5000
8000
7500
7500
5760
5600
2750
1920
5040
5544
3188
2698
28800
44800
20625
14400
29550
34 475
19 700
14775
25200
44352
23910
20235
-4350
+9877
+4210
+5460 Итого - 16030 16350 108625 98500 113697 +15197
Данные пятой графы получены умножением показателя четвертойграфы по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарнойпродукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (/>):
 
/>= 16 470 / 16 030= 1,027449.
При условии, что план производства был перевыполненна 102,7 % по всем видам продукции и запланированная структура не изменилась,то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. Прифактической структуре он выше на 2450 млн. руб., значит увеличилась доля болеедорогой продукции. Результат можно получить и более простым способом — способомпроцентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполненияплана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (/>) и условно-натуральныхпоказателей (/>) умножим назапланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
/> (1.14)
/> (1,05 — 1,027449)х 98500 млн. руб. = +2450 млн. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменениевыпуска продукции в стоимостном выражении можно вычислить с помощьюсредневзвешенных цен, если продукция однородная. Нужно определитьсредневзвешенную цену при фактической структуре продукции, затем при плановой иразность между ними умножается на фактический общий объем производствапродукции в условно-натуральном выражении:
/> (1.15)
/>6231 тыс. руб.
/>6081 тыс. руб.
/> +150 тыс. руб.х 16350 = +2450 млн. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структурыреализованной продукции на сумму выручки (табл. 7.). Приведенные данныепоказывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализацииувеличилась на 2275 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного весаболее дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Таблица 7.
Расчет влияния структуры реализованнойпродукции на сумму выручкиИзделие Оптовая цена 1 уп, млн. руб. Объем реализации продукции, уп. Выручка по плановым ценам, млн. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. план факт план Факт при план структуре факт
A
B
C
D
5,0
6,0
7,0
7,5
5700
5600
2700
1900
4850
5300
3050
2560
28500
33600
18900
14250
28250
33305
18735
14035
24250
31800
21350
19200
-4000
-1505
+2615
+5165 Итого - 15900 15760 95250 94325 96600 +2275
2.3 Анализ качества произведенной продукции
Качество продукции является важным показателемдеятельности промышленных предприятий, высокий его уровень способствуетповышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли. Различают обобщающие,индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида иназначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукциивысшей категории качества, средневзвешенный балл продукции, средний коэффициентсортности. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукциихарактеризуют одно из ее свойств:
1.) полезность (содержание белка в продуктах питания,жирность молока);
2.) надежность (долговечность);
3.) технологичность, т.е. эффективность конструкторскихи технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
4.) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественнуюпродукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др. Однаиз первых задач анализа качества произведенной продукции — изучить динамику перечисленныхпоказателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценкувыполнения плана по уровню качества продукции.
Таблица 8.
Анализ обобщающих показателей качества продукцииПоказатель Прошлый год Отчетный год план факт
средневзвешенный балл качества продукции
удельный вес, %
продукции высшей категории качества
экспортируемой продукции забракованной продукции
потери от брака, млн. руб.
0,78
75
12,5
0,57
0,20
410
0,83
77
15,6
0,45
0,15
310
0,81
79
15,7
0,58
0,10
370
Как видно из 8 таблицы за отчетный год напредприятии проделана огромная работа по улучшению качества продукции иповышению ее конкурентоспособ-ности, об этом свидетельствует увеличениеудельного веса продукции хороше-го качества и экспортируемой продукции. При оценкевыполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общемобъеме продук-ции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — сданными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумяспособами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству;отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1сорта (табл. 9):
/> (1.16)
где К сорт-средний коэффициент сортности;
Отсюда коэффициент сортности: по плану — 0,813 (28900/ /35570), фактически — 0,882 (27 495/31 186).
Выполнение плана по качеству – 108,48 % ((0,882/0,813)*100).
Таблица 9.
Анализ качества продукцииСорт продукции Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции.туб Стоимость выпуска, млн руб. план факт план факт по цене I сорта План факт
I
II
III
6000
5000
2500
2880
1728
1152
3528
1008
504
17380
8640
2880
21165
5070
1260
17280
11368
 6922
2114
26048
3024 Итого 5000 5760 5040 28900 27495 35570 31186
Вторая задача анализа- определение влияниякачества продукции на стои-мостные показатели работы предприятия: выпусктоварной продукции (/>), выручку отреализации продукции (/>) и прибыль (/>).
Расчет производится следующим образом:
/> (1.17)
/> (1.18)
/> (1.19)

где /> и /> - соответственно ценаизделия до и после изменения качества;
/> и /> - уровень себестоимости изделиядо и после изменения качества;
/> - количествопроизведенной продукции повышенного качества;
/> - объемреализации продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции являетсябрак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний ивнешний. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, снижениюприбыли и рентабельности, уменьшению объема родукции. При анализе изучаютдинамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяютпотери от брака:
1. Себестоимость забракованной продукции -500 тыс.руб.
2. Расходы по исправлению брака — 80 тыс. руб.
3. Стоимость брака по цене возможного использования– 150 тыс. руб.
4. Сумма удержаний с виновных лиц – 10 тыс. руб.
Потери от брака: 500+80-150-10=420 тыс. руб.
 
2.4 Анализ ритмичности работы предприятия
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции всоответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичнаяработа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.Неритмичность ухудшает экономические показатели: снижается качество продукции;увеличиваются объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемостькапитала, не выполняются поставки по договорам, несвоевре-менное поступление выручки.Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли,ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана поритмичности используются прямые и косвенные показатели.Прямыепоказатели- коэффициент ритмич-ности, коэффициент аритмичности,удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску,удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объемупроизводства. Косвенные показатели ритмичности — потери от брака, уплаташтрафов за недопоставку и несвоев-ременную отгрузку продукции, наличиесверхнормативных остатков незавер-шенного производства и готовой продукции наскладах.
Один из наиболее распространенных показателей -коэффициентритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельныхвесов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
 
К ритм = 30,50 +33,12 + 32,94 = 96,56 %.
Таблица 10.
Ритмичность выпуска продукции по декадамДекада Выпуск продукции за год, млн руб. Удельный вес продукции, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % план факт план факт
1.
2.
3.
31000
31000 31000
30250
34545 36450
33,33
33,33
33,33
31
33
36
0,925
1,091
1,144
30,5
33,12
32,94 Итого за год 93000 101245 100 100 1,053 96,56
Коэффициент вариации (/>)определяется как отношение среднеквадратичес-кого отклонения от плановогозадания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции:
/>

где х2 — квадратическое отклонение отсреднедекадного задания;
п - число суммируемых плановыхзаданий;
х - среднедекадное задание пографику.
Коэффициент вариации составляет 0,089,следовательно выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 8,9%. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причиннеритмичной работы.
2.5 Анализ факторов и резервовувеличения объема производства и реализации продукции
Существует два варианта методики анализа реализациипродукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарнойпродукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
/>
отсюда
/>
Если выручка определяется после оплаты отгруженнойпродукции, то товарный баланс можно записать так:
/>
отсюда />

где />,/> — соответственноостатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарнойпродукции;
РП - объем реализации продукции заотчетный период;
/>, /> - остатки отгруженнойпродукции на начало и конец периода.
На схеме 3. отражаются параметры за счет которыхвозможно изменение объема реализации продукции. Расчет влияния этих факторов наобъем реалии-зации продукции производится при сравнении фактических уровнейфакторных показателей с плановыми и вычислении абсолютных и относительныхприрос-тов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируетсябаланс товарной продукции (табл. 11.). План реализации продукции перевыполненза счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, которые
/>

Рис. 3. Схема факторной системы объема реализации продукции

Таблица 11.
Анализ факторов изменения объема реализации продукцииПоказатель Сумма в плановых ценах, млн. руб. план факт +, - Остаток готовой продукции на начало года 1700 1700 — Выпуск товарной продукции 93000 98000 +5000 Остаток готовой продукции на конец года 2150 3170 +1020 Отгрузка продукции за год ( п.1+п.2-п.З ) 92550 96530 +3980
Остаток товаров, отгруженных покупателям:
на начало года
на конец года
4150
4900
4250
6950 +100 +2050 Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 91800 93830 +2030
отгружены покупателям на начало года. Увеличениеостатков готовой продукции на складах, рост остатков отгруженных товаров наконец года, оплата за которые не поступила на расчетный счет предприятияотрицательно влияют на объем продаж. При анализе нужно выяснить причинынесвоевременной оплаты продукции покупателями, образования сверхплановыхостатков на складах, и разработать мероприятия по увеличению реализациипродукции.
Факторы определяющие объем производства продукцииможно разделить на три группы:
Øобеспеченностьпредприятия основными производственными фондами и эффективность ихиспользования: ВП = ОПФ х ФО,
РП = ОПФ х ФО х Дв,
Øобеспеченностьпредприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР х ГВ,
РП = ЧР х ГВ х Дв,

обеспеченность производства сырьем и материалами иэффективность их использования: ВП = МЗ х МО,
РП = МЗ х МО х Дв,
где Дв ~ доля реализованной продукции в общемобъеме валовой продукции.
 Расчет влияния этих факторов наобъем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемовдетерминированного факторного анализа. Можно установить влияние факторов навыпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го факторасоответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовуюстоимость основных производствен-ных фондов и фактическую сумму потребленных материальныхресурсов:
/> (1.20)
/> (1.21)
/> (1.22)
/> (1.23)
/> (1.24)
/> (1.25)
На рис.4. показаны основные источники резервовувеличения выпуска и реализации продукции.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Повышение производительности работы оборудования   />

Рис. 4. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Определение величины резервов по первой группепроизводится следующим образом: /> (1.26)
/> (1.27)
 /> (1.28)
где />,/>,/> - резерв роста валовойпродукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочеговремени;
РКР — резерв увеличения количестварабочих мест;
РФРВ — резерв увеличения фондарабочего времени за счет сокращения потерь по вине предприятия;
/> - фонд рабочеговремени с учетом выявленных резервов его роста;
РЧВ - резерв роста среднечасовойвыработки за счет совершенствования техники, организации производства и рабочейсилы;
По второй группе резервы увеличения производствапродукции за счет увеличения численности оборудования, времени его работы ивыпуска продукции за один машино-час рассчитываются по формуле:
/> (1.29)
/> (1.30)
/>, (1.31)
где РК — численность оборудования;
РТ-время работы;
РЧВ – выпускпродукции за один машино-час
 По следующей группе резервыувеличения выпуска продукции исчисляются:
1.) дополнительное количество i -го материаларазделить на норму его расхода на единицу i-го видапродукции и умножить на плановую цену единицы продукции. Потом результатысуммируются по всем видам продукции:
 
/> (1.32)
2.) сверхплановые отходы материалов делятся нанорму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются наплановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученныерезультаты суммируются:
 
/> (1.33)
3.) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса наединицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выпускуобъем производства i-го вида продукции, полученный результат делится наплановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, послечего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
 
/> (1.34)
В заключение анализа обобщают выявленные резервыувеличения производства и реализации продукции (табл. 12).
Таблица 12.
Резервы увеличения выпуска продукцииИсточник резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет трудовых ресурсов
средств
труда предметов труда
Увеличение количества ресурсов
Более полное использование рабочего времени
Повышение производительности труда
Сокращение сверхплан. отходов сырья и мат-ов
Снижение норм расхода сырья и материалов
-
5178
705
-
-
-
8125
-
-
-
2275
-
-
415
1820 Итого 5883 8125 4510
Резервы увеличения выпуска продукции должны бытьсбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв по одной изгрупп не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в такомже размере и по другим группам ресурсов. На данном предприятии резервувеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет4510 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшенияиспользования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще потрудовым ресурсам резервов на сумму 2242 млн руб. (8125-5883), по материальнымресурсам на сумму 3615 млн руб. (8125-4510).
При определении резервов увеличения реализациипродукции необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складахпредприятия и отгруженной покупателям. Следует учитывать спрос на продукцию иреальную возможность ее реализации.

Заключение
В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализациипродукции. В части II на примерепредприятия ООО «…» показаны методы исследования анализа объема производства иреализации продукции. Объём производства и объём реализации продукции являютсявзаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностейи неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, онже определяет объём продаж. И по мере насыщения рынка и усиления конкуренциивозможный объем продаж является основной разработки производственной программы.Предприятию нужно производить только те товары и в таком объеме, которые ономожет реализовать.
Объем производства с 2007 года по 2009 год увеличился на 53,2%, а объемпродаж на 42,05%. Можно сказать, что ООО «Смарт» имеет постоянных покупателей,хорошо налажено производство. Но у предприятия проблемы в маркетинговой сфере,т.к. в 2008 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производстватоваров. За июнь месяц 2009 годанедопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целомза год — на 5 %, а это несет уменьшение прибыли, предприятие может потерятьрынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
План производства был перевыполнен на 102,7 % повсем видам продукции и запланированная структура не изменилась, общий объемпроизводства в ценах плана составил 98 500 млн. руб. При фактической структуреон выше на 2450 млн. руб., увеличилась доля более дорогой продукции. Одним из важных показателей деятельностипромышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качествапродукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению прибыли нетолько за счет объема продаж, но и более высоких цен. Выполнение плана по качеству – 108,48 %. Потери от брака:500+80-150-10=420 тыс. руб.
Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствиис графиком, предусмотренным планом. Ритмичная работа является условиемсвоевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает всеэкономические показатели. Коэффициентвариации составляет 0,089, следовательно, выпуск продукции по декадамотклоняется от графика в среднем на 8,9 %. Резервы увеличения выпуска продукциидолжны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. На данном предприятиирезерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами исоставляет 4510 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счетулучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдетеще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2242 млн. руб., по материальным ресурсамна сумму 3615 млн. руб.
По результатам анализа можно внести следующиепредложения:
-наладить работу в маркетинговой сфере длявыполнения договорных обязательств в полном объеме;
-выпуск и отгрузка продукции должны быть ритмичными, потому что от этогозависит выполнение плана по объему производства и реализации продукции;
-кадровая служба должна принимать на работу людей с высокойквалифика-цией, увеличить штат работников за счет привлечения молодыхспециалистов, и это увеличит показатели объема производства и реализациипродукции. А так же руководство предприятия ООО «…» сможет помочь в продвижениигосударственной программы по привлечению молодых специалистов к работе.
 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ24.11.2006)
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ; частьвторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
3.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от30.12.2008 N 7-ФКЗ).
4.Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ ( в.ред. От 03 ноября 2006г.)// СПС Гарант
5. Обобществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 14 января1998г. №14-ФЗ ( в ред. от 18 декабря 2006г.).
6. Новый плансчетов бухгалтерского учета: 5-изд., доп. Спб.: ИД Герда, 2007.-155 с.
7. КондраковН.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 584с.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: ситуации,тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование:-2-е изд.– М.: Финансы и статистика, 2007. — 656 с.
9. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономическогоанализа деятельности хозяйствующего субъекта. Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008.– 240 с.
10. БасовскийЛ. Е. Теорияэкономического анализа: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 222 с.
11. БердниковаТ.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Учебное пособие. Серия «Высшее образование».- М.: ИНФРА-М, 2007. — 215 с.
12. ДонцоваЛ.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — М.:«Дело и Сервис», 2006. — 304 с.
13. ЗавьяловаЗ. М. Теорияэкономического анализа: Курс лекций.– М.: Финансы и статистика, 2007. – 192 с.
14. КовалевВ. В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов / В. В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2006. – 424 с.
15. СавицкаяГ. В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
16. СавицкаяГ. В. Методикакомплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 288 с.
17. СуздальцеваЛ.П. Экономическийанализ деятельности фирм (Анализ производственного потенциала фирмы):Учебно-методическое пособие. – М.: МГИУ, 2007. – 74 с.
18. СухановС. Стратегический анализ — практическая методология. Сайт www.gaap.ru, 2004. (http://www.gaap.ru/biblio/management/strategic/053.asp).
19. Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /А.И.Алексеева,Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 672с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :