СОДЕРЖАНИЕ
1. Раскройте содержание предмета экономической теории, укажите альтернативные взгляды на него
Экономика — это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями.1 В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узкопредметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретическо-методологической общей экономической науки.
Уяснить предмет науки — значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Предмет науки — это то, что исследует, изучает та или иная наука. В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.
Экономическая теория — это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой для всех других экономических наук.
Экономическая теория — это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе. Опираясь на всё вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.
Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.
Ключевыми словами здесь являются «поведение людей» и «ограниченные ресурсы». В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей даёт нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей — это то, что им нужно для жизни.
В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями.
Экономика – наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.2
Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:
1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.
Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.
2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.
В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».
На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:
1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.
2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.
Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.
Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.
Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.
Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни.3 Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.
Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
2. Дайте характеристику методам, применяемым в экономической теории
Метод любой науки — это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.
Рассматривая выше предмет экономической теории, мы выяснили, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Больше того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты.4 Какой же метод используется в экономической теории? С помощью каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?
Вопрос о методе экономики — это сложный и специальный вопрос, интересный главным образом для экономистов, и в меньшей степени для студентов неэкономических специальностей. Тем не менее необходимо иметь об этом хотя бы общее представление.
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы — это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Изучая, экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы:
всё развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении.
внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.
Кроме этого, опираясь на диалектический метод, экономисты изучают экономические явления и процессы с помощью частных методов. Это методы исследования, применяемые главным образом в какой-то отдельной науке. В целом группу частных методов исследования в экономической теории можно охарактеризовать как аналитический метод. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
Абстрагирование — это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.
Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
Индукция — это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам.5 Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.
Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое — синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.
Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности, закона спроса и закона предложения.
В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.
Экономический закон — это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов. При освоении микроэкономической и макроэкономической теории вы познакомитесь ещё с несколькими экономическими законами.
Необходимо отметить, что экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микроэкономическом уровне, макроэкономическом, на уровне мировой экономики. Можно, например, анализировать, как предприятие принимает решения по поводу того, сколько нанять дополнительных рабочих или какую цену установить на новую продукцию. Другой уровень анализа в том случае, когда мы изучаем функционирование экономики в целом, в частности, пытаемся понять сколько денег нужно обществу, чтобы экономика развивалась нормально. А на уровне мировой экономики мы хотим знать, как будут изменяться на мировом рынке цены на нефть, которую экспортирует Россия.
Соответственно в рамках экономической теории выделяются следующие части: введение в экономическую теорию (основополагающие концепции и понятия), микроэкономическая теория, макроэкономическая теория, теория мировой экономики, теория переходной экономики.
Микроэкономика — это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.6
Микроэкономика изучает, например, как формируется цена товара вообще, от чего зависит стоимость двухкомнатной квартиры на юго-западе Москвы, в частности. Или: от чего зависит заработная плата профессора и оператора станка с программным управлением, почему, производство российских автомобилей сократилось, почему несмотря на падение реальной заработной платы в России, в 90-е годы число личных автомобилей возросло, выгодно или нет тратить время и средства на получение высшего образования.
Макроэкономика исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.
В макроэкономике анализируется, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 90-е годы, от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI века. Этот перечень можно продолжать очень долго. Если в микроэкономике изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике — уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции. При сравнении микроэкономики и макроэкономики часто проводят аналогию между деревом и лесом. На микроуровне исследуется строение дерева, от чего зависит его плодородие и срок жизни. На макроуровне исследователей интересует, как возник лес, каким образом уживаются между собой разные породы деревьев, почему при осушении ближайшего болота лес стал исчезать, какую роль играют в развитии леса протекающие по нему ручьи.
Международная экономика — это часть экономической теории, где анализируется развитие мирового хозяйства в целом, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений.
Теоретические проблемы международной экономики связаны прежде всего с международной торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы. Как и почему изменяется обменный курс рубля? Как повлияла девальвация российского рубля на наш экспорт? Имеет ли значение для мировой торговли снижение торговых пошлин в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)? В изучении международной экономики особое значение приобретают такие факторы, как отсутствие в мире единой денежной единицы, национальные барьеры на пути движения товаров, услуг и факторов производства, международная политика.
Все разделы экономической теории тесно связаны друг с другом, между ними нет строгого водораздела. Уровень инфляции зависит и от изменений цен на отдельные товары, например, повышение цен на нефть приведёт к росту уровня цен в экономике. Снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей может привести к банкротству российских автомобильных заводов и к росту безработицы. Увеличение российского внешнего долга увеличивает дефицит государственного бюджета и влияет на курс рубля.
Теория переходной экономики (переходная экономика) изучает развитие экономической системы в странах, где осуществляется преобразование административно-командной экономики в рыночную экономику.
В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. Переход от административно-командной экономики к рыночной ставит множество теоретических проблем, неизвестных ранее экономической науке. В мире было известно, как возникает капитализм на основе феодализма, но возникновение капитализма на основе государственного социализма — новый исторический процесс. Как преобразовывать государственные предприятия в частные; в какой степени сохранить государственный сектор; как изменять структуру экономики, чтобы сделать её эффективной; как сделать так, чтобы люди, живущие в такую переломную эпоху, смогли работать и получать зарплату, достаточную для достойной жизни; какую рыночную экономику мы хотим построить, может быть социально-ориентированную рыночную экономику? И сотни других проблем, решение которых требует соответствующей теории переходной экономики.
В дальнейших главах будут последовательно обсуждаться важнейшие проблемы микроэкономики, макроэкономики, международной экономики и переходной экономики.
3. Тест
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г. Л. Азоев. – М.: Банки и биржи, 2005. – 300 с.
Борисов, Е. Ф. Основы экономической теории / Е. Ф. Борисов. – М.: Новая волна, 2006. – 470 с.
Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 530 с.
Грузинов, В. П. Экономика предприятия и предпринимательства / В. П. Грузинов. – М.: СОФИТ, 2007. – 350 с.
Законодательное обеспечение бизнеса в России / под ред. О. Л. Семин. – М.: Консэко, 2008. – 210 с.
Как управлять финансами предприятия в условиях рынка / под общ. ред. А. М. Регин. – М.: Экотранс, 2006. – 380 с.
Карлоф, Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы / Б. Карлоф. – М.: Экономика, 2007. – 420 с.
Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 500 с.
Рузавин, Г. И. Основы рыночной экономики: учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: Банки и биржи, 2008. – 450 с.
Стоянова, Е. С. Финансы маркетинга / Е. С. Стоянова. – М.: Перспектива, 2009. – 369 с.
Экономика / под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 2007. – 560 с.
Экономика и бизнес / под ред. В. В. Кашаева. – М.: МКТУ им. Баумана, 2005. – 485 с.
Экономика предприятия: учебник / под ред. В. М. Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 370 с.