--PAGE_BREAK--Задачи и цели антимонопольных органов.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
• направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции[32];
• дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции[33].
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
• о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
• о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Итак, федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации
Необходимым условием подъема экономической активности в России является оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие, в том числе правового регулирования конкуренции и монополии[34].
Источники российского антимонопольного
законодательства
В соответствии с Законом о конкуренции антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ[35].
Не вызывает сомнения, конечно, прямое указание в Законе о конкуренции на правомочие федерального антимонопольного органа принимать нормативные акты, например, Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства согласно ст. 27 Закона о конкуренции[36]. Если обратиться к полномочиям федерального антимонопольного органа (ст. 12 Закона о конкуренции), то последний вправе, в частности, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства. О нормотворческих полномочиях федерального антимонопольного органа в этой статье не говорится.
По моему мнению, исключение из состава антимонопольного законодательства нормативных актов федерального антимонопольного органа подрывает стабильность применения самого антимонопольного законодательства.
В иерархической лестнице нормативных актов основной источник российского антимонопольного законодательства — Конституция РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. При этом установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ (ст. 71 «ж» Конституции РФ). В соответствии с п. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Среди источников антимонопольного законодательства, указанных в Законе о конкуренции, отсутствуют международные договоры и федеральные конституционные законы. Среди федеральных законов необходимо в первую очередь назвать Гражданский кодекс РФ, поскольку ему принадлежит особое место в системе российского права. Следует напомнить, что согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В этой связи вызывает сомнение безапелляционность нормы Закона о конкуренции о соответствии этому Закону издаваемых федеральных законов[37].
В ст. 10 ГК РФ указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением. Замечу, что данная норма сформулирована не вполне корректно, поскольку злоупотребление доминирующим положением на рынке является одной из форм ограничения конкуренции. Кроме общей нормы о недопущении ограничения конкуренции в ГК РФ имеются другие материально-правовые нормы, входящие в состав антимонопольного законодательства, например, норма, регламентирующая ограничения прав сторон (ограничительные условия) по договору коммерческой концессии, в которой также делается ссылка на антимонопольный орган и антимонопольное законодательство[38].
Нормы о конкуренции и монополии, закрепленные в более чем 20 законах в различных отраслях жизнедеятельности, играют подчиненную роль, поскольку зачастую они носят декларативный и фрагментарный характер и не выходят за пределы правового регулирования, предусмотренного в основных нормативных актах антимонопольного законодательства. Так, в некоторых законах закреплены антимонопольные правила или антимонопольные требования.
В других законах речь идет об обязанности государства по преодолению монополизма, о развитии конкуренции в какой-либо области, о полномочиях федерального антимонопольного органа.
К подзаконным актам в области антимонопольного законодательства можно, прежде всего, отнести указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
В тех редких случаях, когда распоряжениями Правительства РФ утверждаются документы, носящие нормативный, а не индивидуальный характер, такие распоряжения можно причислить к источникам антимонопольного законодательства.
В сферу регулирования Закона о конкуренции, согласно п. 3 ст. 2 этого Закона, не входят отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, поскольку они регулируются иными законодательными актами РФ[39].
И, наконец, в антимонопольное законодательство не входят многочисленные нормативные акты в сфере государственных и естественных монополий. Этой сфере присущ особый режим регулирования конкуренции и монополии, в рамках которого конституционный принцип свободы экономической деятельности ограничивается в пользу публичных интересов, экономической эффективности, соображений фискального или социального характера, научно-технического прогресса и т.д.
Понятие монополистической деятельности
Следует отметить, что ранее общее определение монополистической деятельности имело относительно формальный характер, поскольку условие причинения ущерба потребителям вводилось двумя союзами — и (или). Поэтому всегда имелась возможность при установлении фактов недопущения, ограничения или устранения конкуренции не доказывать в обязательном порядке конкретный ущерб, причиненный потребителям.
В настоящее время монополистической деятельностью, согласно ст. 4 Закона о конкуренции, являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции[40]. Прежде всего, необходимо отметить, что в данном формально-юридическом определении говорится о противоречащих антимонопольному законодательству действиях (бездействии). Следовательно, речь идет об общей норме, запрещающей монополистическую деятельность.
Из определения следует, что субъектами монополистической деятельности могут быть хозяйствующие субъекты (т.е. российские и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели) и органы исполнительной власти и местного самоуправления. Положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются также на группу лиц, т.е. такая группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Понятие «группа лиц» впервые было включено в Закон о конкуренции в 1995 г[41]. Если ранее группой лиц не признавалась совокупность лиц, состоящая только из физических лиц («совокупность юридических или юридических и физических лиц»[42]), то в нынешней редакции Закона о конкуренции группа лиц — это группа юридических и (или) физических лиц. Иными словами, в настоящее время в состав группы лиц могут входить также исключительно физические лица. При этом группа лиц считается таковой, если применительно к входящим в нее лицам выполняется одно или несколько условий, изложенных в ч. 1 ст. 4 Закона о конкуренции. Одно из таких условий — вхождение в эту группу аффилированных лиц. Понятие «аффилированные лица» является нововведением в российском антимонопольном законодательстве. В Законе дается самое общее его определение: "… физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность"[43]. Как следует из определения, речь идет как о контролируемых лицах, так и о контролирующих лицах, т.е. об отношениях взаимозависимости.
Важно подчеркнуть, что российское антимонопольное законодательство, касающееся экономической концентрации, исходит из той посылки, что не следует разрешать только действия или сделки, чреватые установлением или расширением рыночной власти определенного субъекта, негативные антиконкурентные последствия которых не компенсируются положительным социально-экономическим эффектом повышения конкурентоспособности на внутреннем и международном товарных рынках. Проводимый контроль, таким образом, позволяет избежать появления новых интегрированных структур сугубо монопольного характера, не препятствуя, однако, экономической концентрации хозяйствующих субъектов, не имеющей отрицательных последствий для конкуренции на рынках России и позволяющей этим субъектам конкурировать с крупными зарубежными фирмами.
Я считаю, что государственный антимонопольный контроль позволяет избежать создания под эгидой финансово-промышленных групп мощнейших сугубо монопольных структур и негативных для конкуренции последствий их деятельности на внутреннем рынке Российской Федерации. В то же время этот контроль строится с учетом того, что интеграционный процесс создания финансово-промышленных групп, в том числе транснациональных, позитивен и прогрессивен, предопределяя, в частности, возможность выхода на мировой рынок российских конкурентоспособных структур, соизмеримых по своему промышленному потенциалу и масштабам производства с крупными зарубежными фирмами.
Таким образом, ключевым для российской промышленности вопросом становится проведение регулируемой государством экономической концентрации в целях создания корпоративных структур, базирующихся на различных формах кооперации хозяйствующих субъектов, сосредоточивающих усилия на перспективных направлениях и мобилизующих возможности среднесрочного и долгосрочного планирования своей деятельности, привлечения как государственных, так и негосударственных инвестиционных ресурсов. Подводя итог, можно сказать, что антимонопольное законодательство способно выступить действенным регулятором этого процесса, в том числе применительно к государственной поддержке создания и деятельности таких структур.
Заключение
Я рассмотрела такую обширную тему как «Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство». В своем реферате я постаралась раскрыть понятия конкуренции и монополии, просто и понятно описать основные модели рынка, а также дать характеристику основным положениям антимонопольного законодательства.
У всех рыночных моделей есть и свои достоинства, и свои недостатки, в том числе и у конкуренции. Но при всех видах и формах, в рамках любой современной экономики конкуренция является мощной движущей силой развития и совершенствования производства и всех иных видов социально-экономической деятельности, оказывая разнообразное благотворное влияние, как на предпринимателей, так и на население.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Я выяснила, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие множества продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободный вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения со стороны, как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию общественно полезным предприятием и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенных конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (много продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения).
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Список литературы:
1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория / В. З. Баликоев. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 732 с.
2. Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке / Д. Н. Владиславлев. – М.: Экзамен, 2001. – 255 с.
3. Еременко В. И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации / В. И. Еременко // Государство и право. – 2001. – №3. – с. 21-30.
4. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.
5. Кирюшкина Г. А. Антимонопольное законодательство – элемент госрегулирования процессов экономической концентрации / Г. А. Кирюшкина, А. В. Михайлов // Российский экономический журнал. – 1998. – №11-12. – с. 42-47.
6. Князева И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с.
7. Сален П. Конкуренция / П. Сален. – СПб.: Нева, 2004. – 95 с.
8. Светуньков С. Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. – Ульяновск: 2000. – 253 с.
9. Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России / А. М. Тавасиев, Н. М. Ребельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303 с.
10. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. – М.: 2000. – 694 с.
--PAGE_BREAK--