Реферат по предмету "Экономическая теория"


Конспект лекций по политэкономии

·    тема 1Зарождение эк. знанийКлассическаяполитэкономияCовременные школы эк.теорииМарксистское эк.учениеОсновные методыпознания эк. процессовПредметполитэкономии. Организационно-эк. и социально-эк. отношенияЭкономические законыи категорииФункции политэкономииЭкономическая системаобщества  тема 2Сущность и структурасобственности, ее происхождение и движениеМногообразие формсобственности. Юридические лицаФормы собственностипо ее объектамИндивидуальная иколлективная собственностьГосударственнаясобственностьФункции собственностии ее реализацияБизнес и менеджмент,как формы реализации собственноститема 3Сущностьобщественного пр-ваПроизводительные силыобществаПроизводственныеотношения. Способы пр-ваСтруктураобщественного пр-ваПродукт общественногопр-ва и его структура. ВОП, ВНПНеобходимый иприбавочный продукттема 4Сущность и видыобщественного воспроизводстваВоспроизводствопроизводит. сил и произв. отношенийПр-во, распр., обмени потребл., как фазы воспр-ва обществ. продуктаДва подраздел.материал. пр-ва и его воспроизвод. пропорциональностьтема 5Сущность и типы эк.ростаЭкономическаяэффективность пр-ваКритерии эк.прогрессаПротиворечие междупр-вом и потреблением, потребности и интересы, как движущие силы эк. прогрессаСостязательность иконкуренция как движущие силы эк. прогрессатема 6Сущностьтехнологического способа пр-ваТехнолог. способыпр-ва в истории челов. цивилизацииСтановлениепостиндустр. информационного пр-ваНТП и его эволюц. иреволюц. формыОсновные черты ипротиворечия НТР и природа эк. монополизмаОсн. организац Человек — главныйфактор и цель общественного пр-ватема 7Формы общест. хоз-ва,основные черты натур. и товар. хоз-ваТовар и его свойстваДвойственный характертруда воплощенного в товареПротиворечия 2факторов товара и способы их разрешенияВеличина стоимоститовара и факторы ее определяющиеПроизводительность иинтенсивность труда и характер их воздействия на величину стоимости товараЗакон стоимости — механизм действия, функции закона стоимостиТоварный фетишизмТема  8Возникновение денег иих сущностьФункции денегДенежные системы, ихсущность и видыЗаконы денежногообращенияКонверсия денег,валютный курсИнфляция, сущность,причины, последствиятема 9Сущность капиталаПрибавочныенакопления и генезис капиталаРабочая сила кактоварЗарплатаРабочий день и егограницыСтр-раавансированного промышленного капитала. Постоянный и переменный капиталПроцес создания,норма и масса прибавочной стоимостиСовременнаятрансформация соц. эксплуатации раб. силыКругооборот пром.капитала, его стадии и функциональные формыОборот капитала.Основной и оборотный капитал.Физический иморальный износ основного капиталаВремя оборота и егоосновные частитема 10Издержки пр-ва иприбылиМасса и норма прибылиОбразование среднейнормы прибылиСтоимость, ценапр-ва. рыночная ценаГенезис и природаторгового капиталаСтруктура торговогокапитала. Издержки обращения. Торговая прибыль и механизм ее образованияГенезис, природа иисточник ссудного капиталаОсобенности ссудногокапитала Ссудный процент и предпринимательский доходКредит, его сущностьи формыБанки их ф-ии иприбыльАО и акционерныйкапиталтема 11Объективнаянеобходимость перехода к рыночной экономикеРынок, какэкономическое пространствоф-ии товарного рынкаРазгосударствлениеэкономики и приватизация собственностиОсновные способыприватизации и источники средств для ее проведениятема 12Закономерностьвозникновения ионные формы монополистических объединенийПоследствиячрезмерной монополизации в пр-тиАнтимонопольнаяполитика укр. гос-ватема 13Сущность иособенность аграрных отношенийФормы земельной рентыВиды с/х продукции

ТемаN1.                                                   Предмет, метод и функцииполитэкономии.
     1. Зарождение экономических знаний.
     2. Классическая политэкономия.
     3. Современные школы экономическойтеории.
     4. Марксистское экономическоеучение, его недостатки и достижения.
     5. Предмет политэкономии.Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
     6. Основные методы.
     7. Экономические законы икатегории.
     8. Функции политэкономии.
     9. Экономическая система общества.
  Политэкономия — составная частьэкономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии,макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
  Макро- и микроэкономика конкретизируютобщетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны,микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
  В целом экономическая теория являетсяметодологической основой всех экономических дисциплин.
   1. Хозяйственно-экономическиепроблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированныепроблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научныепроблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
  Становление экономической отраслинаучных знаний.
  Накопление больших объемовэкономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновениеспециальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма иформирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возниктермин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистомАнтуаном де Монкретьеном в 1615 г. в «трактате адресованном королю икоролеве». Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит отитальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли сзолотом. Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовалиразложению феодализма, первичному накоплению капитала.
   2. Классическая ПЭ возникла в связи спроникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ былагосподствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы — физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источникомбогатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга — перваяпопытка провести анализ общественного воспроизводства.
  Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт,Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является всеобщественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающийвозможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложилиосновы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводстваобщественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющиеэкономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государствав экономику, за свободу торговли.
  В середине и второй половине 19в. втрудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересыи взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономическогоразвития и потому оказалась бесплодной.
   3. Современная экономическая теорияхарактеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1)Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4)институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка игосударства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
  1) Неоклассическое исходит изкоренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как оестественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизмсаморегулирования считается единственно эффективным способом функционированияэкономики. Государственное вмешательство может привести к нарушениюэкономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теорияхпредельной полезности и производительности.
  2) Кейнсианство возникло в 30-е годы,в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу «Общая теория занятости, процента иденег».
  Основные положения: рыночный механизмне способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимогосударственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий,ссудного процента.
  3) Монетаристические теории интенсивноразвиваются. В центре их внимания — антикризисные мероприятия: стимулированиеэкономической активности с использованием финансово-кредитной системы,денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегиванияпроизводства.
  4) Институционально-социологическое.Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации,профсоюзы, государства. При этом в центре внимания — общечеловеческие ценности.Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, противмилитаризации экономики, за индикативное государственное планированиеэкономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальныхпрограмм, за организацию государством переквалификацию работников в связи стехнологической безработицей.
  Характерной чертой являетсятехнологический детерминизм. Различаются теории: индустриального,постиндустриального, технотронного, информационного общества.
   4. Марксистское учение вышло на аренуэкон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени.Таким оно в основном и остается.
  В «Капитале» дано достаточноглубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренциик. 18в. н. 19в. Именно экон. учение марксизма явилось прочным фундаментомформирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Марксов анализпроизводств. отношений в единстве с произв. силами, создание им системы экон.категорий и законов, анализ внутр. противоречивости экон. системы — общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволилМарксу открывать законы экон. развития. Метод исследования общественных явленийМаркса явл. в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения илиустарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития челов. обществамногопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересоврабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные соц. взглядыМаркса относительно экон. положения раб. класса сложились в 1840-е гг. наначальных ступенях развития капитализма.
  В связи с этим не подтвердились выводыМаркса об абсолютном и относительном обнищании раб. класса с развитиемкапитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях,обрела монополию на истину, лишилась противников. Экон. наука Украины в совр.условиях должна творчески использовать мировой потенциал эк. мысли.
   5. ПЭ — общественная наука. Изучаетотношения между людьми в процессе их произв.-хоз. деят-ти. Экон. отношения — отношения 1) по поводу экон. соединения работников со средствами пр-ва; 2) поповоду организации производственного процесса; 3) по поводу присвоения ииспользования результатов пр-ва. Выясняет законы, которые управляют пр-вом,распределением, обменом и потреблением жизненных благ в чел. обществе ивыясняет пути и направления их использования.
  Экон. отношения между людьмиобъективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна ихпроизв.-хоз. деятельность. Экон. отн. системно организованы, ихсистемообразующим фактором явл. отношения собственности на средства ирезультаты пр-ва. В системе экон. отношений функционируют две подсистемы: 1)организационно- экономические отношения; 2) социально- экономические отн.
  Орг.-экон. отн.- это отношения поповоду организации пр-ва как процесса создания жизненных благ. Они имеют местов связи с разделением труда, специализацией пр-ва, экон. интеграцией.
  Концентрация — укрупнение, расширениепредприятий, фирм.
  Централизация — объединение несколькихпредприятий в единое целое.
  Экон. интеграция — хоз. объединениепредприятий, отраслей, стран.
  Соц.-экон. отн. — это отношения поповоду обладания факторами пр-ва и использования его результатов. Сюда отн.:отношения собственности, вся совокупность экон. интересов, отношенияхозяйствования, отн. распределения, обмена и потребления.
  ПЭ осуществляет экскурсы в другиенауки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экон. и соц.политику, психологию, юриспунденцию в обл. хоз. и гражданского права. Такжесоприкасается с науками изучающими технику и технологию пр-ва.
   6. Основные методы познанияэкономических процессов. Большой арсенал методов научных исследований. Ониподразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
  Эмпирические — состоят в сборе фактов,учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке.
  Теоретические методы являютсясредством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытиязаконов их функционирования и развития.
  В политэкономии теоретические методысостоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверкегипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широкоиспользуется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных,несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенныхглубинных свойств, раскрывающих его сущность.
  Посредством метода абтракцииформируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверкивыдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е.воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономиилабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьмаограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабамитеоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, наконференциях, симпозиумах, а также методом единства логического иисторического. (Исследование всегда отправляется от исторически реальныхфакторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанныеабстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии среальным протеканием исследуемых экономических процессов). При изучении фактов,выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции идедукции.
  Анализ — разложение, расчленениеизучаемого объекта на составные части. Один из методов проникновения вглубинную сущность исследуемых явлений.
  Синтез — изучение предмета в единствеи взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
  Индукция — конструирование обобщающихумозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основеэмпирических наблюдений больших кол-в изучаемых явлений.
  Дедукция — встречное, противоположноедвижение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям сцелью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общихнаучных выводов, законов.
   7. Производственно-хозяйственнойдеятельности присущи объективные экономические законы.
  Экономические законы — внутренние,существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи изависимости экономических отношений людей. Объективный характер экон. законовобусловлен такими обстоятельствами:
  1) производство жизненных благосуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природысуществующих независимо от воли и сознания людей;
  2) материальной основойжизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; онине могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потомуне могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольноманипулировать объемами и видами производства.
  Экономические законы выступают какгосподствующая тенденция соц.-экон. развития общества. Они проявляются не вкаждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточнодлинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями,превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экон.развития. Люди не бессильны перед этими экон. законами, не лишены своихинтересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от волии сознания людей, но не от их деятельности. Это законы произв.-хоз.деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только вчеловеческом обществе. Познавая экон. законы и осуществляя свою пр.-хоз.деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности;идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
  Эконом. категории. Всякая отрасльнаучных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемыхявлений. Результатом этих обобщений в экон. науке являются экон. категории.
  Экон. категория — научноесобирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многиходнородных, аналогичных экон. явлений. Инструмент научного познания пр.-хоз-ныхявлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительныеэкон. отношения.
  Экон. категории истинны, посколькусуществуют те отношения, отражением которых они являются.
   8. Функции ПЭ. ПЭ изучает отношениямежду людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в пр.-хоз. экон.деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано еефункциями.
  ПЭ как одна из отраслей научногознания, выполняет:
  1) познавательную функцию. Ею ПЭобеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз. деятельности людей, ав целом — наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научныйкругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развитияобщества, силой научного предвидения.
  2) методологическую. ПЭ изучаетпроизв.-хоз. отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальнаянаука, является методологической основой всех экон. наук. Это своего рода экон.философия.
  3) практическую. ПЭ — теоретическаяоснова экон. политики гос-ва, предприятий, фирм. На основе открываемых еюзаконов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют своипрограммные цели, экон. стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экон.потенциала.
  4) идеологическую. ПЭ формируетвзгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основойформирования экон. и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчурзаидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознаниюдекларативных схем, оторванных от реальности.
   9. Экон. система общества. Системнаяорганизация природы и общества. Каждое явление в природе и обществе связано сдругими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочноеустойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит кобразованию соответствующих систем.
  Система — органически целоеобразование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочносвязанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
  В окружающем мире взаимодействуют двесистемы: природа и общество. Человек — часть природы; общественная системавозникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрывеот нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
  Человеческое общество как системапредставляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, ихразличных групп и объединений как социальных феноменов.
  Экон. система — связующее звено междуприродной и общественной системами. При этом она различными своими сторонамивходит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы,научно-техн., организационные достижения, формируемые общественной системой.Общественная система формирует потребности, качественные и количественныехарактеристики производимых продуктов.
  Под экон. системой понимаетсяреальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с еевнутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Всепроизв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собойразделением труда и обменом.
  Основные составные части экономическойсистемы:
  1) производительные силы общества,представленные личными, вещественными, социальными факторами;
  2) технико-экономические отношения;
  3) социально-экономические отношения;
  4) хозяйственный механизм.
  Производительные силы итехнико-экономические отношения образуют технологический способ пр-ва. Атехнологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образуетсоциальный или общественный способ пр-ва.
  Хозяйственный механизм — совокупностьтехнико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйстваи гражданского права и экон. политики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Законодательный процесс в РФ
Реферат Great Expectations Essay Research Paper People treasure
Реферат Учет затрат производственной деятельности.
Реферат Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"
Реферат Она смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории
Реферат Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей
Реферат Sex And Darkness In Macbeth Essay Research
Реферат Лечение соматоформных (психосоматических) расстройств
Реферат Береги честь смолоду
Реферат Крылатые латинские выражения
Реферат My Room Essay Research Paper My Room
Реферат Приближение функций с помощью полиномов Лагранжа
Реферат Матеріально правові і процесуально-правові принципові питання Структура поземельного кадастру
Реферат Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор
Реферат Египетские пирамиды 3