Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Художественное время в сказках и былинах

Пётр Якимов
г.Оренбург
Изображениевремени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественнойлитературе — сильно нарушено традиционное единство изображения.
Преждевсего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следуетхарактеризовать данную категорию относительно фольклора:
1)условностьили историчность;
2)закрытостьили открытость;
3)равномерностьили неравномерность;
4)направленность;
5)завершённость.
Вданных аспектах рассмотрим сказки и былины.
Всеволшебные сказки используют вымысел, традиционно восходящий к глубокой старине.Вся динамика развития волшебного повествования основана на стремлении героя ксвоей цели путём преодоления невероятных трудностей с помощью чудесныхпредметов и животных-помощников. Из этого сразу видно, что сюжет не связан и неможет быть связан с действительностью. Сказочные время и пространство невыходят за пределы сказки. Они целиком замкнуты в сюжете. Пространства ивремени как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Сказка начинаетсякак бы из небытия, из отсутствия времени и событий:
“Жил-былкороль вдовый; у него было двенадцать дочерей, одна другой лучше...” («Ночныепляски»). Или “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, унего был сын...” («Дурак и берёза»).
Изэтих примеров мы также видим и условность пространства и времени, так какформула “жил-был” не даёт нам точной отнесённости к какому-то времени. Тем неменее можно видеть, что действие отнесено к прошлому. Это выражаетсяграмматически, то есть формой прошедшего времени глаголов “жить” и “быть”.Второй пример указывает ещё и на условность пространства: непонятно, в“царстве” ли это произошло или в “государстве”.
Заканчиваетсясказка не менее подчёркнутой остановкой сказочного времени; сказка кончаетсяконструкцией наступившего “отсутствия” событий: благополучием, свадьбой, пироми смертью злодея: “Горе потонуло, а купец стал жить по-старому, по-прежнему”(«Горе»); “А царевич поехал к отцу, выпросил разрешения и женился на купеческойдочери, и стали они счастливо жить-поживать, да добра наживать” («Оклеветаннаякупеческая дочь»).
Мыуже не можем предположить, что будет дальше происходить с этими персонажами.Заключительное благополучие — это конец сказочного времени.
Выходиз сказочного времени в реальность совершается и с помощью саморазоблачениярассказчика: указанием на несерьёзность рассказчика, на нереальность всего имрассказанного, снятием иллюзии.
“Принеслав избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез напалати и уснул. Когда он проснётся, тогда и сказка моя дале начнётся, а теперьпока вся” («Лутонюшка»).
“Говорят,в старину все такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались”(«Безногий и безрукий богатырь»).
Иногдазавершительная формула напоминает, что сказочник профессионал и требует себеплаты за исполнение:
“Сказкеконец, а мне мёду корец” («Дурак и берёза»).
Чащевсего рассказчик говорит, что он был на пиру, которым закончилось действие, нои здесь явно прослеживается фантастичность:
“Натом пиру и я был, мёд-вино пил, по устам текло, да в рот не попало; тут меняугощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту жлоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал упираться, со мной стали драться, янадел колпак; стали в шею толкать” («Иван Быкович»).
Былинытак же, как и сказки, не имеют авторского времени. Их время — время действия ивремя исполнения. Время былин также является замкнутым. Время целиком замкнутов сюжете. Целиком и полностью оно отделено от общего исполнительского времени:начинается с начала сюжета и заканчивается концом сюжета. По большей частиконец былины — это конец подвига богатыря.
Начинаетсябылина определёнными формулами, которые определяют место действия и даютосновные указания о богатыре:
Каквославном-тогородевоКиеве
УласковакнязяуВладимира
Заводилосьпированьице, почестенпир.
(«МихайлоДанилович»)
Изаканчивается всегда победой, восславлением богатыря, пиром или всеобщимблагополучием:
ДастойпорыРязаньсталаславная,
ДастойпорыРязаньсталабогатая,
ДатутливРязаниАвдотьиноимявозвенчалось.
Даитемделокончилось.
(«АвдотьяРязаночка»)
Всказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потокеистории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодарячему усиливаются её изобразительные стороны. Время же действия былин строголокализовано в этом прошлом — в условной эпохе русского прошлого, которое можнобыло бы назвать “эпической эпохой”.
Когдабы ни слагалась былина и какое реальное событие она ни отражала бы, онапереносит своё действие в своеобразное эпическое время — в Киев, ко двору князяВладимира и так далее.
Абылведьпособран-тобогатыйпир
КакуласковогокнязяуВладимира.
(«ИльяМуромец и Сокольник»)
Русскаябылина воспроизводит мир социальных отношений и историческую обстановку именнотого времени.
Определяявремя действия былины как условное, необходимо иметь в виду, что воспринимаетсяоно тем не менее как историческое, действительно существовавшее, а нефантастическое. Вот почему героев исторического эпоса народ никогда не наделялвымышленными именами.
Итак,действие былины происходит в прошлом, но не в неопределённом прошлом сказок, ав строго локализованном идеализированном эпическом времени, в которомсуществуют особые социальные отношения, особый быт, особенные психологическиезаконы.
Событиябылины, в отличие от событий сказок, воспринимаются как события русскойистории, они отнесены к условной русской старине. Рассмотрим это на конкретнойбылине.
ПрообразомТугарина Змеевича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», как полагаютмногие учёные, был половецкий хан XI века Тугоркан. Исторический Тугоркан был вродственных узах с киевскими князьями и вёл по отношению к русским двойнуюполитику. В 1906 году, во время княжения Святополка, он подходил к Киеву игромил его окрестности:
ИТугаринЗмеевичнечестнохлебаест.
Поцелойковригезащекумечет,
Тековригимонастырские,
ИнечестноТугаринпитьяпьёт—
Поцелойчашеохлёстывает,
Которачашавполтретьяведра.
Нозатем войско Тугарина было наголову разгромлено, а сам он был убит.
Алёшасоскочилсодобраконя
ИпрокололушиуголовыТугаринаЗмеевича
Ипривязалкдобруконю,
ИпривёзвКиев-граднакняжецкийдвор,
Бросилсредидворакняжецкого.
Привсей “абсолютной завершённости” эпического времени, оно завершено лишьформально, так как в идеологическом отношении эпическое время является временемрусской старины, национально-историческим прошлым. Оно — самостоятельная частьрусской истории.
Формальнаязамкнутость эпического времени ведёт к тому, что сюжет в нём по преимуществуодин и время однонаправлено, “однолинейно”.
Когдав произведении время течёт “открыто” и связано историческим временем, тогда впроизведении легко могут совмещаться несколько временных рядов ипоследовательность событий может переставляться (сначала рассказывается болеепозднее событие, а потом более раннее). Все перестановки и все временные рядысовершаются на фоне исторического времени. Когда же время произведениязамкнуто, перестановки затруднены.
Времяи в былине, и в сказке развивается только в одном направлении и никогда невозвращается назад, поэтому в сказке, как отмечают Д.С.Лихачёв и В.Я.Пропп,никогда нет статических описаний. Описание в сказках, по их мнению, даётся вдинамике, в действии.
“Повадиласьк царю Васславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глазавосточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась налюбимую Васслава-царя яблоню, срывала с неё золотые яблочки и опять улетала...”(«Козьма Скоробогатый») — демонстрируется активное описание, попутное действиямжар-птицы.
Поройописания даются такими существительными, которые прямо и норовят превратиться вглаголы: “… едет мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу...” («Волшебноекольцо»).
Значит,время в сказке не останавливается для описания. Оно равномерно движется вовремени всего рассказа.
Ночаще всего описания заменяются устойчивыми оборотами: “добрый молодец”, “краснадевица”, “чисто поле”, “широко раздолье”.
Отсчётвремени в сказке ведётся от одного эпизода к другому. Время отсчитывается отпоследнего события: “через год”, “через день”, “на следующее утро”.
“Другаяночь приходит. Средний брат тоже не едет ночевать на могилу… На третью ночьИванова очередь...” («Сивко-Бурко»).
“Надругую ночь пошёл опять на охоту. Попадается ему навстречу лисичка...” («КозьмаСкоробогатый»).
Какправило, данные формулы — трёхкратного повторения. Повторяемость эпизодовзамедляет развитие действия. Это, в свою очередь, противоречит убеждению оравномерности развития сюжета народной сказки.
Э.В.Померанцевапишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ейзатейливый, разукрашенный характер, а с другой — служат одним из приёмовзамедления её повествования.
Традиционныеформулы — “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “утро вечерамудренее”, “день коротается, к ночи подвигается”, “едет далёким-далеко,высоким-высоко” — и разграничивают, и связывают эпизоды сказки.
“Долголи, коротко ли, низко ли, высоко ли — скоро сказка сказывается, да не скородело делается — приехал он во царство змеиное, убил царя-змея, освободил отневоли прекрасную королевну и женился на ней...” («Иван-царевич и белыйполяник»).
Данныеформулы замедляют действие, останавливают его там, где особенно заметен разрывмежду длительностью событийного времени и быстротою рассказа об этих событиях.Они подчёркивают стремление единству времени: времени исполнения и времени,которое должны бы занимать сами события. Единство времени достигнуто быть неможет — достигается лишь условная пропорция между длительностью самих событий идлительностью рассказа о них.
Главноесобытие былины — сборы в поход на врага, схватка. Победа и благополучноезавершение. Развитие действия однолинейно, но неравномерно: то замедляется, тоубыстряется.
Едетгерой на врага и сразу же оказывается в сражении с ним:
Айтутстарой-отказакдаИльяМуромец,
Онскорёшенькосадилсянадобраконя,
Айонвёз-тоСоловьядавочистополе,
Аонсрубилемубуйнуголову.
(«ИльяМуромец и Соловей-разбойник»)
Вышелбогатырь из одного места и тут же оказался в другом:
ПошёлСадкоотИльменяотозера.
КакприходилСадковосвойвоНовгород,
ПозвалиСадконапочестенпир...
(«Садко»)
Напротив,седлание коня, “богатырская поездочка”, стреляние из лука совершаются медленно:
Пошёл-тоДобрынянаширокнадвор
Седлать-уздатьонсвоегоконядоброго,
Накладывалуздечкузолочёную,
Накладывалнаконя-тооннапотнички,
Нанапотнички— подпотнички,
Наподпотнички— мягкивойлочки,
Навойлокклалседёлышкочеркесское,
Одвенадцатиподпругахошёлковых...
(«Добрыняи Василий Козимирович»)
Замедлениедействия достигается описанием местности:
Айпотойлиподорожкепрямоезжею
Дапехотоюниктоданепрохаживал,
Надобромконениктонепроезживал.
КакутойлиуГрязи-тоуЧёрной,
Даутойлиуберёзыупокляпыя,
ДаутойлиуречкиуСмородины,
УтогокрестауЛеванидова
СидитСоловейОдихмантьевсын.
(«ИльяМуромец и Соловей-разбойник»)
Неровностьтечения времени в былине в значительной степени объясняет концентрацию действиявокруг богатыря и его силу. Богатырь — сила, он активен, он сражается, онвластвует над событиями, он движет временем. Художественное время былинызависит от богатыря, от его активности в сюжете.
Неровностьтечения времени в былине — это неровность действия богатыря. Время движетсябогатырским подвигом. Богатырь как бы толкает время, движет его рывками,напряжением силы.
Такимобразом, особенности художественного времени в сказках и былинах направлены насоздание выразительной динамики развития действия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История развития современных технологий
Реферат Нерон 2
Реферат Определение рыночной стоимости специальных видов собственности (судов)
Реферат Боль в области лица и глазная боль
Реферат Маркетинговые стратегии малого бизнеса в период перехода к рыночной экономике
Реферат Юридические меры защиты в контексте правовой ответственности
Реферат «High Light»- профессиональное рекламное агентство
Реферат Стихи это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений
Реферат Леонардо да Винчи 4
Реферат Аннотация программ повышения квалификации Дистанционная форма обучения
Реферат "зусилля радянського союзу в створенні системи колективної безпеки напередодні другої світової війни. Радянсько-німецькі договори 1939 року та їх сучасні оцінки"
Реферат Sola Fide Vs Sola Gratia Essay Research
Реферат Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла
Реферат Character Study Of Claudius From
Реферат Великая смута 2