Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Точка, точка. Запятая

Знакипрепинания постепенно входили в наше письмо: точка и двоеточие в XI веке,запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательныйзнак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Каждая эпоха откладывала своеотношение к тексту.
Владимир Викторович Колесов, доктор филологическихнаук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Санкт-Петербургскогогосударственного университета.
Когдаи зачем были канонизированы правила употребления запятых? Ведь если запятая —для автора инструмент, с помощью которого он может фрагментировать текст, то скакой стати грамматика навязывает ему свои указания? Иногда я не хочу еёставить, а надо, иногда хочу ставить запятую — ан нет, нельзя. К чему так?
Да,запятая.
Знакипрепинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая иусложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятаяв XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак итире в XVII, многоточие в XVIII веке. Каждая эпоха откладывала в общихпринципах письма своё отношение к эстетической и смысловой стороне текста. Этофакты культуры, а не только языка.
Постепенноскладывалась современная пунктуация, в древности была она сложной и запутанной.С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащиеотрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог вернопроизнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для пониманиятекста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выборомнужного пунктуационного знака. Число запятых и прочих знаков всё сокращается исокращается, по сравнению с временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё этосвязано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста,который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл. Судитесами, легко ли было читать в начале XX века такой вот текст: «В Москве,зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают,около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню… Такой образжизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, отдушевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...»Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и«иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина).
Вместес тем изменялось и представление о норме. В средние века действовал принципнельзя-можно; скажем, нельзя поставить запятую между подлежащим и сказуемым(дом, стоит), но можно ставить или не ставить запятую между однородными членамипредложения. Сегодня норма действует круче: либо нельзя, либо нужно: запятаяобязательна там, где она требуется правилами пунктуации. Может быть, поэтомунетвёрдый в пунктуации человек предпочитает поставить лишнюю запятую, чемпропустить по неведению хотя бы одну, необходимую согласно правилам.
Традицииписьма обязывают нас ставить запятые. Это принцип рациональный, он подавляетличные желания пишущего, его чувства и настроения, и чем древнее попроисхождению знак, тем меньше он допускает исключений. Современный писательможет дать волю своим чувствам в использовании многих знаков препинания, дажеточки, но никогда — запятой. Это самый строгий и чёткий по своему назначениюзнак, потому что, имея смысл, сам он не является символом чего-то иного; воткак многоточие — «следы на цыпочках ушедших слов» (по тонкому замечаниюВладимира Набокова) или тире — «знак отчаяния» (по словам грамматистаПешковского). Где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы. Впоэме Твардовского «Василий Тёркин» есть слова: «Но, однако, жив вояка!» —вводное слово выделяется запятыми и, соответственно, произносится с паузой,потому что введение лишнего слова эмоционально необходимо тут, требуетнапряжённой остановки в произнесении. Стоит убрать союз но в начале предложения— и слово однако сразу же заменяет его в значении противительного союза но:«Однако жив вояка!» В таком случае запятая не нужна. Кстати сказать,употребление запятой после однако в начале предложения — массовая ошибка многихлюдей, пишущих в наше время. Бывает, читаешь книгу, а там на каждой странице:«однако, он не пришел...» и подобное.
Правилапунктуации очень просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, ив отношении запятой можно установить иерархию важности правил. Запятаясовершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разныечасти мысли в составе общего целого), она желательна (при однородныхопределениях) или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяетсязапятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми),но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую илинет).
Уписателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое иввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет оточке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытномуредактору. И вот… «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литаяпроза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разбродане осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ниодного слова...
—Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?
—Да просто расставил все знаки препинания… Особенно тщательно я расставилточки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знакахпрепинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильноесоотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — этокак нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...
Послеэтого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует начитателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя».
Ставимточку.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности педагогического стиля общения в работе с детьми младшего школьного возраста
Реферат Субъекты административного права
Реферат Средоточие русского образования
Реферат История развития науки о резании древесины
Реферат The Airline Industry Essay Research Paper On
Реферат Ксилографические печатные мастерские
Реферат Себестоимость продукции и пути е снижения
Реферат Теория эллиптических интегралов и эллиптических функций
Реферат 1. Списки дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування
Реферат Виды, ремонт, обслуживание, устройство и эксплуатация колёс.
Реферат Ellis Island Essay Research Paper Ellis IslandEllis
Реферат 1. ао «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company «kegoc») (г. Астана, ул. Бейбитшилик, д
Реферат Строение внутренних органов человека. Мочевой пузырь.
Реферат Фитотерапия при сексуальных расстройствах у мужчин
Реферат Технология, техническое оснащение и проектирование предприятий торговли и общественного питания