Реферат по предмету "Языкознание, филология"


О грамматическом выражении модальности в современном русском языке

Д.А. Парамонов, Институт русского языка им. А.С.Пушкина
Модальность- явление многоаспектное, и поэтому в лингвистической литературе высказыва-ются различные мнения по поводу сущности данного феномена. Как известно, ужестало традиционным разделение модальности на два типа: объективную исубъективную. Первая понимается как отношение высказывания к внеязыковойдействительности, оформленное грамматически, второе — как выражение отношенияговорящего (пишущего) к тому, что он сообщает. Исследователи отмечают, чтообъективная модальность обязательна для любого высказывания, субъективная жефакультативна [1].
Этосовершенно справедливое утверждение. Более того, описываемые два типамодальности настолько различаются, что нам представляется рациональным развестиэти два термина. Для круга явлений, подводимых под понятие «объективнаямодальность», можно использовать термин «модальность», а длятого, что именуется субъективной модальностью, ввести термин«эмотивность». Тогда можно будет рассматривать два универсальныхкачества высказываний: модальность и эмотивность. Они будут противопоставленыдруг другу по признаку облигаторность — факультативность. Приняв такоеразделение, мы сможем так определить модальность: модальность — этооблигаторное качество высказывания, заключающееся в грамматически выраженномотношении этого высказывания к внеязыковой действительности.
Нашезамечание о модальности и эмотивности носит, конечно же, терминологическийхарактер, но следует отметить, что номинация того или иного явлениядействительности очень важна, поскольку она зависит от четкости осознания техпризнаков, которые характерны для данного понятия.
Предлагаемаявниманию читателей статья посвящена вопросам грамматического выраженияобъективной модальности.
Отом, что объективная модальность имеет свое грамматическое выражение, лингвистыговорили давно. Авторы весьма солидных исследований рассуждают оморфолого-синтаксическом характере выражения модальности [1], [2], [3]. Они,безусловно, правы, но мы полагаем, что, исследуя такое сложное и многогранноеявление, как модальность, мы должны отдельно, особо рассмотреть синтаксическуюи морфологическую сторону данного лингвистического феномена. Такой подходсогласуется с предложенным в психологических исследованиях описаниемречепорождения. Приведем схему, сделанную профессором Р.С. Немовым [4]:
Насхеме показано, что формирование и языковое выражение мысли имеет уровневыйхарактер.
/>
СХЕМА1
Опираясьна теорию речепорождения, мы можем охарактеризовать особенности грамматическоговыражения модальности.
Какизвестно, любое предложение (высказывание) имеет свой денотат. Им являетсявнеязыковая ситуация [5].
Модальность,образно говоря, «накладывается» на денотативное содержаниевысказывания, делая его коммуникативно ориентированным, ценным для общения.Описанные процессы проходят на уровне формирования мысли.
Переходяк анализу фактов языка, отметим, что наше описание мы начнем с синтаксическогоуровня. Он соответствует уровню предложений и фраз в схеме речепорождения. Вструктуре предложения (высказывания) существует компонент, который отвечает завыражение модальности. Мы его будем называть модальным компонентом предложения(высказывания). Его задача — воплощение модальности на синтаксическом уровне.
Приведемпримеры модальных компонентов: К закату проглянуло бледное солнце (И.А.Бунин.Темные аллеи); Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета(М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени).
Впервом предложении (высказывании) модальным компонентом является предикат«проглянуло», во втором — часть предиката «были». Такимобразом, понятие «член предложения» шире по объему, чемпонятие«модальный компонент предложения». Последнее необходимо нам,чтобы показать существование того «гена» модальности, который есть вкаждом предложении (высказывании).
Качествомодального компонента предложения (высказывания) характеризуется нами какспособ выражения модальности. Изучение способов выражения модальности естьизучение её синтаксического аспекта.
Намизвестно, что синтаксические компоненты имеют свое морфологическое«наполнение». Иными словами, та или иная синтаксическая позициязаполняется теми или иными частями речи в определенных формах. Модальныекомпоненты предложения (высказывания) в этом смысле не являются исключениями.
Итак,мы спускаемся ниже на один уровень речепорождения: на уровень морфем и слов.Ему будут соответствовать формы выражения модальности. Формами выражениямодальности мы называем части речи в конкретных морфологических формах, которыеиспользуются для выражения модальности. Так, например, в предложении(высказывании): Дай, Джим, на счастье лапу мне… (С.А.Есенин. Собаке Качалова)формой выражения модальности является финитный глагол, употребленный вповелительном наклонении.
Исследованиеформ выражения модальности представляет собой исследование морфологическогоаспекта этого лингвистического явления.
Какнам думается, при формировании высказывания должно быть то звено, котороесоединяет способ (синтаксическую позицию) и форму (морфологическое выражение)выражения модальности. Этим звеном являются средства выражения отношениявысказывания и внеязыковой действительности (модальности).
Итак,роль средств состоит в связи способов и форм выражения модальности. Но унекоторых средств есть ещё и другая функция: они помогают той или инойграмматической форме приспособиться к выражению модальности. Первые изописанных средств мы будем называть универсальными (к ним относится интонация),вторые — неуниверсальными. Представим всё сказанное в виде схемы 2. Способы иформы выражения модальности объединяются в своеобразный блок. Средствавыражения модальности как бы соединяют формы выражения модальности со способамиеё выражения. В этом и заключается их роль при формировании высказываний.Подчеркнем, что неуниверсальные средства выражения модальности относятся кграмматике, а универсальные — к фонетике. Это отражено на схеме в виде разныхуровней их расположения.
/>
СХЕМА2
Грамматическиесредства выполняют двоякую функцию. С одной строны, они помогают формам,лишенным наклонения или имеющим употребленное не в своем прямом значениинаклонение, стать формами выражения модальности, с другой стороны, ониспособствуют тем самым соединению форм и способов выражения модальности.Приведём пример: Чтоб завтра же ты отсюда ушел!
Формойвыражения модальности является в данном случае глагол изъявительногонаклонения. Но оно выражает модальное значение побуждения. А это значениенесвойственно изъявительному наклонению. Следовательно, для выражения такогозначения понадобилось лексико-грамматическое средство — частица«чтоб». Она способствует выражению значения побуждения глаголомизъявительного наклонения и входит тем самым в состав модального компонентаданного предложения (высказывания).
Отметим,что интонация как средство выражения модальности из чисто фонетическогофеномена превращается в феномен фонетико-грамматический, ибо он выполняет играмматическую функцию.
Итак,нам представляется, что адекватное описание модальности можно сделать только сопорой на триаду «способ — форма — средство». При таком подходеанализируется каждая сторона грамматического выражения модальности. Описанныйподход к исследованию модальности требует очень четкого определения способов,форм и средств выражения модальности, а не беспорядочного употребления этихслов при описании модальности.
Конечно,язык всё это синтезирует, но задача исследователя — применение анализа дляуяснения сущности языка, его устройства.
Взавершение кратко охарактеризуем способы и формы выражения модальности.
Способывыражения модальности.
1.Предикатный: Степь весело пестреет цветами… (А.И.Куприн). Я сразу нырь вбаньку — и простуда прошла. Да тут любой проходи, никто возражать не будет.
2.Партитивный. Если предикат состоит более чем из одного компонента, томодальность будет выражаться только одним из этих компонентов. В таком случаемы говорим о партитивном (лат. pars, partis — часть) способе выражениямодальности. Он подразделяется на несколько подтипов: а) Футуральный. Этаразновидность имеет место в случае, если модальный компонент выражаетсяглаголами в форме будущего сложного времени; б) Коллокационный (о коллокацияхподробно написано в работе [6]): Мы выразили согласие с принятым решением; в)Фразеологический. Если предикат выражен фразеологическим оборотом глагольноготипа, то модальное значение выражается только его глагольной частью: Ребятабили баклуши; г) Вспомогательноглагольный: Машина начала останавливаться; д)Связочный: Инженер был задумчив.
3.Комплексный. В современном русском языке достаточно часто наблюдается явлениезначимого отсутствия связки (нулевой связки). В данном случае целостностьпредложения (высказывания) не нарушается — оно идеально приспособлено длякоммуникации. Чтобы доказать наличие связки в настоящем времени, лингвистыиспользуют парадигматические сопоставления: Дом новый — Дом был новым — Домбудет новым — Дом был бы новым. А это исследовательский приём. Рядовой женоситель языка не воспринимает предложения (высказывания) типа «Домновый» как конструкции с недостающими компонентами. В силу данныхобстоятельств мы полагаем, что в подобных случаях модальность выражается спомощью значимого отсутствия связки (нулевой связки) и наличия именной части.Таким образом, модальность выражается комплексно.
4.Независимосубъектный. Характерен для номинативных и генитивных предложений:Центральный парк. Народу-то, народу! Конечно, главные члены описанныходносоставных предложений мы чисто формально рассматриваем как независимыесубъекты. На самом деле здесь всё намного сложнее, но цель нашего описания — рассмотрение грамматического аспекта модальности.
Формывыражения модальности.
Вкачестве форм выражения модальности мы рассматриваем те части речи, которыеспособны быть выразителями различных модальных значений. Перечислим их. 1.Финитные формы глаголов. Они имеют три разновидности: глаголы изъявительного,сослагательного и повелительного наклонения. Грамматическая категориянаклонения создаёт своеобразные внутренние резервы, позволяющие данным глаголамупотребляться в качестве форм выражения модальности. 2. Инфинитивы: Он — бежать. Стоять! 3. Глагольные междометия (Санька сразу бух в лужу). 4.Междометия неглагольного присхождения: «Тс-с», — прошептал мой друг.5. Имена существительные в именительном падеже: Ночь. 6. Имена существительныев родительном падеже: Дел-то, дел-то!
Средствавыражения модальности.
Какмы уже отмечали ранее, все средства выражения модальных значений (модальности)можно разделить на два вида: универсальные и неуниверсальные. Первые характерныдля всех без исключения высказываний. Это интонация. Вторые присутствуют лишь внекоторых высказываниях. Назначение средств выражения модальности — связыватьформы и способы её выражения. Неуниверсальные средства выражения модальностииспользуются с целью создания для той или иной формы условий, чтобы она сталаформой выражения модальности. К этим средствам относятся: наличие двусоставнойконструкции с прямым порядком слов (Я — хохотать), наличие односоставнойконструкции (Сидеть !), наличие структуры сложного предложения (Приди онвовремя, ничего бы не случилось). Это структурные средства. Если глагольноенаклонение используется для выражения несвойственного ему модального значения,то в качестве средства выражения этого значения употребляются частицы: Чтобзавтра же ты отсюда ушёл! Это лексико-грамматические средства выражениямодальности.
Список литературы
 [1]Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. М., 1973.
[2]Немов Р.С. Психология. М., 1995. Кн.1.
[3]Шведова Н.Ю. Парадигматика простого предложения в современном русском языке//Русский язык. Грамматические исследования. М., 1973.
[4] Kiefer F. Modality // The Encyclopedia of Language andLinguistics. Oxford, New York, Seoul, Tokyo,1990.
[5]Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
[6]Борисова Е.Г. Коллокации: Что это такое и как их изучать? М., 1996.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.