Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Анафония

Анафония(от греч. ana – пере- и phone — звук) – это один из самых древних в европейскойлитературе и едва ли не самый сложный прием фонетической инструментовки текста,применяемый прежде всего в поэтических произведениях. Часто этот прием неточноименуют “анаграммой”. Традиционно анаграмма (см.) представляет собойперестановку букв слова, в результате которой образуется другое слово. По-иномупроявляет себя анафония. Сущность ее как художественного явления — в многократномповторении в тексте или его части разрозненных звуков (чаще всего – толькосогласных), которые в совокупности образуют какое-либо слово, определяющеесмысл или тему данного произведения (или фрагмента).
Какправило, такое слово присутствует в тексте и своим присутствием влияет на егосмысловую композицию. Если отдельный лексический элемент оказывается для автораважнее всех прочих, а при этом его семантическое поле распространяется назначительную часть текста, то и фонетическая форма такого слова начинаетопределять мелодику всего текста. Следовательно, значение отдельноголексического элемента, когда это необходимо писателю, способно подчинять себевыразительные, в том числе и фонетические, средства всего окружающеготекстового пространства.
Вэтом случае слово, звуки которого подверглись анафоническому дублированию,становится одним из ключей к смыслу произведения, а система причудливыхзвуковых повторов приобретает сигнальную функцию: даже если слово-ключ непомещено автором в текст, а лишь подразумевается, анафония на него точноукажет.
Анафонияотлична от других типов звуковых повторов. Она представляет собой комплексаллитераций с ассонансами или без них. В последнем случае повторяющиесясогласные звуки складываются в неогласованное слово. Например, если какой-либоавтор задумает с помощью анафонии зашифровать в своем произведении фамилию“Чехов”, при подборе слов он будет учитывать, присутствуют ли в этих словахсогласные [ч], [х], [в] (в любом порядке). И этого будет достаточно для подсказкичитателю имени-ключа. А если автором будет учтено и наличие в используемыхсловах ударных гласных [е] и [о], подсказка станет более ощутимой.
Рассмотримобразец анафонической (и отчасти анаграмматической) техники – начальноечетверостишие из стихотворения И.Ф. Анненского “Невозможно” (здесь и далее впримерах ключевое слово выделено курсивом, а “спровоцированные” им звуковыеповторы – полужирным шрифтом):
Естьслова — их дыханье, что цвет,
Также нежно и бело-тревожно,
Номеж них ни печальнее нет,
Нинежнее тебя, невозможно.
Приобнаружении анафонии в тексте далеко не всегда возможно определить, явилась лиона результатом осознанных авторских действий, или сочинитель, обладающийтонким музыкальным слухом, непреднамеренно достиг благозвучия в своих строках.Но в посвященном указанному слову стихотворении поэт, о чем можно судить суверенностью, обратился к анафонии как к специальному средству. В данном случаесам автор выделил слово-ключ курсивом, а кроме того, озаглавил им свой текст. Ихотя Анненский не только насытил заданными звуками произносимый текст(анафония), но еще и заданными буквами — текст печатный (анаграмма), все-такиписал он именно о звучащем слове: в приведенных строках речь идет о дыханьеслова, а в следующем фрагменте – о дуновеньях тех звуков, что его составляют.  
Нолишь в белом венце хризантем,
Передпервой угрозой забвенья,
Этихве, этих зэ, этих эм
Различитья сумел дуновенья. .
Анафониюпровоцирует слово-ключ в его начальной форме (глагол в инфинитиве,существительное в именительном падеже), но непосредственно в тексте это словоможет присутствовать в любой из свойственных ему форм. Например, авторзашифровывает отглагольное имя существительное, а в качестве ключа использует втексте глагол. Так, А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин” для описания дуэльногопоединка Евгения с Ленским применил ряд аллитераций, которые при суммарномвоздействии подсказывают читателю слово “выстрел” (в неогласованном виде:В-СТ-Р-Л). Между тем слова с анафоническим узором замыкает глагол “выстрелил”:
Свойпистолет тогда Евгений,
Непреставая наступать,
Сталпервый тихо подымать.
Вотпять шагов еще ступили,
ИЛенский, жмуря левый глаз,
Сталтакже целить – но как раз
Онегинвыстрелил …
(гл.6, стр. ХХХ)
Чащедругих ключевыми словами оказываются имена собственные. На рубеже XIX-XX вв.швейцарский филолог Ф. де Соссюр при изучении древнегерманских текстов,написанных аллитерационным стихом, обратил внимание на случаи анафонии(которые, заметим, причислил к разряду анаграмм). В раннесредневековых эпическихпоэмах Западной Европы звуковой облик имен героев часто определял фоникубольших частей текста. Но подобное происходило и в средневековой русскойлитературе.
ИсследовательницаТ.М.Николаева выявила звуковую шифровку нескольких имен русских князей в “Словео полку Игореве”. Например: “В отрывке, относящемся к князю юноше Ростиславу,до введения его имени в текст, повторяются звуки У, Р, С, Т, по мере движения кего имени все больше “складывающиеся” в именование князя:
СТР-ежашеего гоголемъ на воде чайцами на СТР-уях
че-Р-нядьмина ве-ТР-ях на Т-ако ли Р-ече Р-ека СТУ-гна
х-У-д-УСТРУ-ю имея пож-Р-ъши ч-У-жи РУ-чьи и СТРУ-гы
кУСТУ УНОШУ князю РОСТИСЛАВУ…
(считаем,что У здесь относится к УНОШУ)” (см.: Николаева Т.М. “Слово о полку Игореве”.Поэтика и лингвистика текста. М.,1997. С.116).
Ключевоеимя обычно обнаруживается в сильных текстовых позициях – в начале или в концецелого произведения, а также главы, строфы (если произведение стихотворное),фрагмента. Вот как имя Петра, появляющееся в одной из частей поэмы Пушкина“Полтава”, определяет фонетическую ткань следующих строк:
ВыходитПетр. Его глаза
Сияют.Лик его ужасен.
Движеньябыстры. Он прекрасен.
Онвесь, как божия гроза.
Идет.К нему коня подводят.
Ретиви смирен верный конь.
Почуяроковой огонь,
Дрожит.Глазами косо водит
Имчится в прахе боевом,
Гордясьмогучим седоком.
Обратимвнимание на то, что Пушкин тщательным подбором слов пытается связать словесныйобраз действий Петра с его именем. Например, энергичное и жесткое сочетаниесогласных -ТР- в имени “Петр” многократно воспроизводится с помощью аналогичныхсочетаний: быс-ТР-ы, ПР-е-КР-асен, ГР-оза, ДР-ожит, в ПР-ахе (“в прахе”означает “сквозь дым от пороха”).
Имяшведского императора так же превращается в регулярный звуковой фон в отведенныхего описанию фрагментах поэмы. (В первом примере анафония намекает нанеогласованное имя К-Р-Л, во втором – на огласованное К-А-Р-Л, так какпоявляется ассонанс.)
1)…ОтважныйКарл скользил над бездной.
Оншел на древнюю Москву,
Взметаярусские дружины,
Каквихорь гонит прах долины
Иклонит пыльную траву.
2)Казалось, Карла приводил
Желанныйбой в недоуменье...
Вдругслабым манием руки
Нарусских двинул он полки.
Здесьгармоничное, единое действие лексических и фонетических приемов вызывает к жизнияркие образы и картины. Следует заметить, что стихи Пушкина подобнойфонетической стройностью отличаются от стихотворных текстов его современников.
Ужев европейской поэзии XIX в. произведения с анафоническими структурамичрезвычайно редки. Между тем, в древности и анафония, и анаграмма, по-видимому,имели магическую функцию. Сложные художественные приемы требовали расшифровки,а потому предназначались только лицам, посвященным в тайны словесной магии. Впроцессе постепенной демократизации литературы, а главное – в результатедемократизации самой писательской среды, анафония превратилась в предметпоэтического антиквариата.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.philol.msu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О прохождении маркетинговой практики в страховой компании ИФ «Интеррос-Согласие»
Реферат Армянская трагедия 1915 года книга
Реферат Цінності та перспективи християнської моралі
Реферат Народи Азії та Північної Африки у другій половині ХХна початку ХХІ століття
Реферат Правовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухучета, отчетности и аудита
Реферат Вклад українських вчених в розвиток космонавтики
Реферат Акт-справка по итогам фронтального инспектирования муниципального дошкольного образовательного учреждения
Реферат Разработка бизнес плана полиграфического предприятия
Реферат Анализ эффективности управления собственным капиталом на примере ОАО Завод Железобетон
Реферат Еда для здоровья
Реферат Основания прекращения уголовных дел 2
Реферат Методика ознайомлення молодших школярів з правами та обов'язками громадянина України на уроках "Я і Україна. Громадянська освіта"
Реферат Злоякісні новоутворення сечостатевої системи (рак нирки, сечового міхура, простати, яєчка, статевого члена). Клініка. Діагностика. Методи лікування
Реферат Эдуард Норичский, 2-й герцог Йоркский
Реферат Финансовые аспекты лизингового бизнеса мировой опыт и отечественная практика