Реферат по предмету "Философия"


Диалектика

Диалектика. В неопозитивистских концепциях центральное место занимает, следовательно, философия языка. Почему И еще одна проблема ведь язык - сложное и многомерное образование. Какие именно стороны, аспекты языка особо интересовали неопозитивистов Сведение философии к анализу языка, особенно жесткое на первых этапах развития неопозитивизма, как раз и было обусловлено культом точности, строгости знания, стремлением сделать философию наукой.

В XX веке это отнюдь не случайно выразилось в том, что на первый план выдвинулась особая философия языка - некоторый синтез логического, лингвистического, математического подходов. Ибо именно в их точке пересечения были получены важнейшие новые научные результаты. Математика - а после победных реляций середины Х1Х века об окончательной завершенностях она вдруг попала в состояние кризиса, затрагивавшего самые ее основы стала выбираться из кризиса во многом благодаря

новому типу логического, логикоматематического анализа. Эта точка пересечения обещала стать - и впоследствии действительно стала - также и перспективной точкой роста новой науки. Немалое научное чутье неопозитивистов проявилось в том, что они опирались на те достижения и анализировали те трудности, с которыми в конце XIX - начале XX века было связано развитие математики и логики, прежде всего логики математической.

Отправным пунктом для неопозитивистской концепции были новые теоретические возможности, реализованные выдающимися логиками и математиками прежде всего Г. Фреге, Б. Расселом, А. Уайтхедом на пути объединения логики и лингвистики, а также на пути применения логики для обоснования математики. Проблемы связи языка и процессов мысли, которые в наибольшей мере занимали классическую философию, в неопозитивизме оттеснялись на задний план.

Логический анализ они связывали не с действительным мышлением, но с мышлением в форме его рациональной реконструкции Р. Карнап. Лишь в языковой форме, полагали неопозитивисты, процессы мышления становятся доступными логическому исследованию. Вступив на путь непривычного для философской классики максимального сближения, а то и прямого отождествления форм языка и форм логики, философия XX века стремилась укрепить рационализм, открывая новые возможности комплексного научного - в данном

случае логико-лингвистического - анализа. В чем же состояли эти новые возможности Проблемы тут весьма трудные, требующие специальной подготовки. Попытаемся, однако, вникнуть в них. Возьмем для примера несколько предложений Роза есть цветок Наполеон есть победитель при Иене Наполеон есть побежденный при Ватерлоо Сила есть произведение массы на скорость.

При всех различиях в них есть общее - это языковая и логическая форма. С точки зрения логики все эти предложения суть утвердительные суждения, где его субъектам, то есть тому, о чем в суждении идет речь роза, Наполеон, сила, приписываются некие относящиеся к ним характеристики, свойства - предикаты и где отнесенность предиката к субъекту утверждается с помощью явной или подразумеваемой связки есть. Высказывания имеют общую логическую форму

S есть Р. Приведение данных высказываний к логической форме позволяет объединить их, да еще и присоединить к целому классу подобных высказываний. Далее, к ним же можно отнести имеющие ту же логическую форму формулы математики или естествознания, например знаково-символическую, а не словесную запись физического определения силы. Тогда возникает и может быть записана в каких-либо исходно принятых знаках более общая, чем в обыденном языке и в математике, логическая форма.

Иными словами, движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико-логической формы - к более общему логическому формообразованию открывает возможность, с одной стороны, возрастающего восходящего обобщения, все более широкой нормализации, а с другой - возможность нисхождения от более общих логических форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути восхождения возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязанных языковых,

формально-логических, математико-логических систем достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования имена, предложения, их комплексы, договориться заключить конвенцию относительно обозначающих их общих символов. Предлагалось и принципиально иное решение логического вопроса об отношении множества, совокупности и их элементов то, что включает всю совокупность, не должно включать себя. Слова все критяне лгут, стало быть, имеют смысл только при предположении, что в класс все критяне

Эпименид не включает самого себя. Впрочем, парадоксы теории множеств другие авторы предлагали решать иными способами. Расселовская теория логических типов приобрела большое значение для дальнейшего развития логики и философии неопозитивизма. Она и дала новый толчок тому процессу формирования логико-лингвистических систем самых разных уровней. 1. Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Вс, что происходит в мире, а именноизменение, движение и развитие подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения.

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектика как понятие употребляется в трх значениях 1Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей , процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 2Субъективная диалектика, диалектическое мышление.

Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде

целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определн- ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности , всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия му ними быть не может. Современное естествознание признает наследственность приобретнных свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род. Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина

заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на вс более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана

своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика-есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, -при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности, -за мртвое-застывшие, а за живое-условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.

Диалектика как метод познания. По этому поводу К. Маркс писалМой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое состовляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую головуи

преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения е от е мистической формы, а это-то как раз и отличает от не мой метод. Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всм многообразии отдельных вещей делает их такими, а не инымиесть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей.

Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи. Критика Аристотеля идеи Платона-идеи Платона как самостоятельные сущности, отделнные от чувственно воспринимаемых вещей, не объесняют ни бытия идей, ни познания вещей. Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшеедвижение познания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе е дальнейшего развртывания, проект будущего развития действительности. 1Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в

независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. 2Догматизм-возникает на основе метафизики. Он как метод предпологает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму. 3Софистика-учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения

различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путм, используя недостаточность логического и семантического анализа. 4Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни. Общим между категориями и законами является то, что и

те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположно- стей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Камский политехнический институт

Кафедра Гуманитарных наук ДИАЛЕКТИКА Выполнила Мельникова Н. Гр.1210 Проверила Каткова О.А. Набережные Челны 2002



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.