Реферат по предмету "Экономическая теория"


Историко-экономические особенности развития организационных форм потребительской кооперации

--PAGE_BREAK--единого рабоче-крестьянского потребительского общества (ЕПО) на основе слияния всех потребительских обществ; включение в состав ЕПО в обязательном порядке всего населения, доживающего на данной территории; отмену паевых и вступительных взносов; осуществление хозяйственной деятельности на средства из бюджета; строгую организационную структуру, совпадающую с административно-территориальным делением страны (ЕПО, губернский союз потребительских коммун, Центросоюз) с установление подчиненности по восходящей линии.

В это же время организуется Царицынское единое общество потребителей (ЕПО) (1920 г.), которое ставило своей целью «снабжение города Царицына продовольствием, всеми товарами первой необходимости и предметами домашнего обихода» [48. С. 18-19].

Особо надо отметить развитие «военной потребительской кооперации» в этот период. Этому способствовала частичная демобилизация армии, экономический и социальный кризис вследствие политики «военного коммунизма». «В целях предоставления Красной Армии возможности в полной мере использовать свои силы и средства в области хозяйственной жизни страны и обеспечить ей участие в общем кооперативном строительстве, Совет народных комиссаров постановляет: «распространить на Красную армию действие декрета Совета народных комиссаров «О кооперации» от 7 апреля 1921 года, допуская кооперативные объединения красноармейцев и военнослужащих в пределах единых потребительских обществ» [112. С. 244].

Большое значение для развития различных организационных форм потребительской кооперации имела новая экономическая политика (НЭП). Для потребительской кооперации весь период НЭПа, начиная с марта 1921 г. и до конца 1927 г. отмечается двусмысленным положением. С одной стороны государство стало оказывать ей помощь, с другой, наоборот, сдерживало ее. Прежде всего, правительство издало ряд нормативных документов, направленных на развитие потребительской кооперации. Так, в апреле-мае 1921 г. были приняты декреты «О кооперации», «О натуральном премировании рабочих», «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации», «О сельскохозяйственной кооперации». Так, было разрешено внутри ЕПО создавать добровольные потребительские общества (ДПО). В это же время правительство издавало множество указов, решений, постановлений, по которым изменялась организационная структура кооперации. При этом кооперативный аппарат подвергался гонениям, освобождаясь от наиболее квалифицированных кадров. «Допущение рыночных отношений времен НЭПа не означало возрождение кооперации, напротив, она изгонялась вместе со старыми кадрами» [111. С. 218].

Что касается хозяйственной деятельности, то в этот период на предприятиях потребительской кооперации преобладает принцип распределения. Они должны были обеспечить полный и повсеместный сбор продналога и осуществлять товарообмен между промышленностью и сельским хозяйством, и наладить товарооборот, вытесняя тем самым частника. Им предоставлялась широкая возможность для закупок, заготовок и сбыта сельхозпродукции. Помимо заготовок продуктов, потребительская кооперация усилила свою работу в области распределения сельскохозяйственного инвентаря, организовала собственные посевы и создавала предприятия по переработке сельхозпродуктов. В 1921 г. ей были возвращены национализированные промышленные предприятия. «К 1925 г. потребкооперация охватила более 9 млн членов, а в 1931 г. доля кооперации в розничном товарообороте составляла 69,9%» [107. С. 14].

Царицынская потребительская кооперация в этот период также подключилась к проведению новой экономической политики. Губсоюз в эти годы значительно расширяет свою деятельность. «Только за 1922 год было заготовлено 254 тыс. пудов зерновых, 11 тыс. пудов рыбы, 27 тыс. пудов мяса, 59 тыс. пудов овощей. Ежемесячно на заготовки в кооперативные организации поступало деньгами и товарами 25 млн рублей» [48. С. 23]. 10 марта 1925 года было принято решение о ликвидации Волго-Донского союза и образовании вместо него двух райсоюзов с центрами в Сталинграде и Себрякове. Райпотребсоюзы с первых же дней деятельности перешли к плановому завозу товаров на основе договора с Центросоюзом. Их «чистая прибыль от торговых и заготовительных операций выразилась 1928-1929 гг. -46900 р. (0,93 к обороту) и 230000 р. (1,43 к обороту)» [186. С. 59-60].

Нельзя не отметить культурно-просветительскую работу потребительской кооперации и ее кооперативов в годы НЭПа. Это такие мероприятия, как ликвидация безграмотности среди жителей деревни, подготовка специалистов для счетно-финансовой и торговой специальностей в кооперативных школах, областных курсах. А также создание народных библиотек, библиотек-читален, строительство народных домов. Примером наиболее успешной деятельности в этой области была «деятельность «Общества потребителей» служащих Забайкальской железной дороги» [110. С. 127], а также Царицынского губернского союза потребительских обществ, в котором, например, «Клетское ЕПО содержало на свои средства школу и библиотеку-читальню, Ольховское ЕПО отпустило на учебные пособия для школ 1 млрд. рублей, Михайловское ЕПО субсидировало местную газету «Красное слово», Самсоновское ЕПО помогало детскому дому» [48. С. 28].

Второй этап (1929-1956 гг.) в истории советской потребительской кооперации ученые подразделяют на четыре отрезка: «1929-1933 гг. -связанный с кризисом хлебозаготовок и насильственной коллективизации в стране; 1934-1940 гг. — как время завершения социалистической модернизации сельского хозяйства страны, когда основная задача состояла в создании и укреплении государственно-плановой системы в кооперации; 1941-1945 гг. — связанный с особыми функциями деятельности кооперативных организаций и предприятий в условиях Великой Отечественной войны; 1946-1956 гг. — время послевоенного возрождения и развития кооперации в России, ее участия в восстановлении разрушенного войной хозяйства» [154. С. 41]. На первом отрезке — это необоснованное свертывание принципов новой экономической политики, постепенная замена торговых форм связей директивным распределением ресурсов, нарушение ценового равновесия свелись, в конечном счете, к утверждению административных методов планового управления предприятиями потребительской кооперацией и всеми другими структурными звеньями экономики. Со страниц печатных изданий исчезли имена экономистов-теоретиков кооперативного движения -М.И. Туган-Барановского, В.Ф. Тотомианца, А.В. Чаянова и др. Стремление А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.А. Маслова, А.Н. Челинцева и других, противостоящих насильственному обобществлению крестьянских хозяйств, лишению их экономической самостоятельности как добровольных членов и хозяев кооператива.

Особенностью кооперативного движения в 30-е годы было то, что предприятия потребительской кооперации были полностью подчинены проведению сплошной и ускоренной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации промышленности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. Как отмечает Макаренко А.П., исследователь кооперативной движения советского периода, «потребительская кооперация на протяжении тридцатых годов и вплоть до середины пятидесятых годов XX века пережила четыре национализации кооперативной собственности» [136. С. 275]. Первая национализация лишила кооперацию своих торговых предприятий, магазинов, столовых, хлебозаводов, пригородных. Вторая национализация относится к 1935 г., когда советское государство окончательно прекратило деятельность городских потребительских кооперативов, национализировав их материально-техническую базу без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам. Третья национализация — «1949 г. у потребительской кооперации было изъято 12,1 тыс. магазинов и более 6 тыс. предприятий общественного питания» [136. С. 275]. Четвертая национализация — «1957 г., — когда у потребительской кооперации было отобрано около 20 тыс. предприятий бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, бани, прачечные, мастерские по ремонту хозяйственных товаров) и около 1 тыс. гостиниц» [136. С. 276]. В 1957 году окончательно была ликвидирована вся промысловая кооперация.

В результате проведенных «мероприятий» объем хозяйственной деятельности к концу 1935 г. после постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе потребительской кооперации в деревне» в основном закончился процесс вытеснения потребкооперации из городов и сосредоточения ее работы исключительно в сельской местности. В 1939 г. был принят новый примерный устав сельского потребительского общества, согласно которому задачами сельпо являлись «усиление колхозного строя, сближение уровня жизни крестьянства и рабочего класса, развитие экономических отношений между городом и деревней» [146. С. 46].

В этой связи не стала исключением деятельность Сталинградской кооперации. Она была подчинена общим закономерностям, характерным для кооперации в целом по стране. Она развивается, хотя и утрачивает большинство своих кооперативных принципов. Потребительская кооперация была привлечена к распределению продуктов по карточкам (введенные с 1928 года). С 1931 г. Сталинградская потребительская кооперация становится «основной торгующей системой на селе» [47. С. 31].

Особый период в истории потребительской кооперации нашей страны связан с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.). Исследователи подразделяют кооперативную работу этого периода на три вида: [47.]агитационно-пропагандистская или историко-патриотическая, общий смысл которой можно свести к формуле «Все для фронта, все для победы!»; производственно-хозяйственная, связанная с перестройкой деятельности кооперации с мирного на военное положение, распространением опыта, новаторства, массовых починов по выполнению и перевыполнению заданий; инструктивно-деловая, — рекомендации, памятки, брошюры по обобщению передового опыта, мобилизации ресурсов кооперации на нужды фронта, помощи эвакуированным жителям, организации заготовительной и других видов деятельности. Это практически означало проявлять инициативу в расширении производственной деятельности по выпуску необходимых селу продуктов и товаров. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам-механизаторам и животноводам. Большое значение в годы войны приобрело изыскание собственных источников пополнения товарных ресурсов, то есть производство товаров осуществлялось преимущественно из местного сырья (обувь, мыло, посуда) для населения, колхозам (сани, телеги, деготь и др.), фронтовикам (валенки, трикотажные изделия).

В целом в период Великой Отечественной войны основные изменения в потребительской кооперации сводились к следующему: с начала войны предприятия потребительской кооперации стали работать погосударственным заказам; в срочном порядке стали организовываться предприятия общественного питания (столовые, чайные) для эвакуированных жителей; новым направлением, которым пришлось заниматься потребительской кооперации, явилось снабжение армии товарами, необходимыми для боевой деятельности; также потребительская кооперация обеспечивала сотни тысяч рабочих и колхозников, занятых на строительстве оборонительных рубежей; претерпела значительные изменения заготовительная деятельность: за счет использования местных продовольственных ресурсов, децентрализованных закупок сельскохозяйственных продуктов и создания складов и баз в целях резервного накопления продуктов питания [132. С. 16].

Отдельная страница в истории потребкооперации в годы ВОВ принадлежит Сталинградской потребкооперации. С самого начала войны перед Сталинградской кооперацией были поставлены задачи: заботиться об использовании местных продовольственных ресурсов, увеличить заготовку сельхозпродуктов, обеспечить снабжение армии и нужды обороны. Но на практике это было сделать очень сложно. В 1941-1942 гг. из-за оккупации врагом были захвачены 14 районов области, где были уничтожены все материальные ценности потребкооперации. Однако эти задачи были выполнены. В 1942 году потребкооперация снабжала сотни тысяч рабочих и колхозников, занятых на строительстве оборонительных рубежей города, были организованы за Волгой две продовольственные базы, районные потребительские союзы Суровикинский, Городищенский, Иловлинский, Дубовский организовывали общественное питание эвакуированных. В 1943— 1945 гг. 22 организации потребкооперации Сталинградской области завоевали «первенство во всесоюзном соревновании за расширение поставок Советской Армии и оборонной промышленности продовольствия и сырья» [47. С. 32-33].

Третий этап (1956-1985 гг.) современными историками характеризуются как годы «хрущевской оттепели» (1953-1965 гг.) и «застоя» (1965-1985 гг.). Однако они имели большое значение для развития потребительской кооперации и ее структур. Сразу в послевоенные годы основным направлением в деятельности потребительской кооперации страны продолжало оставаться начатое в 1943 году восстановление народного хозяйства. Начиная с середины 50-х годов, и в последующие годы этот этап в хозяйственной работе советской потребительской кооперации характеризуется ее участием в осуществлении задач так называемого общегосударственного масштаба, к примеру, освоение целинных земель и т.д. В эти годы потребительская кооперация строила кооперативные магазины, столовые, пекарни. Удобной формой торговли зарекомендовала себя кооперативная посылочная торговля, а также комиссионная торговля сельхозпродуктами в городах, где для этого были созданы кооперативные торги (горкоопторги). В 1957 г. потребительской кооперации была передана государственная книжная торговля в сельской местности. «Весь розничный товарооборот потребительской кооперации РСФСР в сложившихся ценах после денежной реформы 1961 г. составил в 1955 г. — 7,5 млрд. руб., в 1975 г. -30,8 млрд., в 1980 г. — 37,7 млрд. руб. и в 1984 г. — 43,5 млрд. руб.» [41. С. 32]. Также было положено начало восстановлению принципа материальной заинтересованности колхозников и тружеников села в увеличении производства продуктов за счет повышения заготовительных и закупочных цен на сельхозпродукцию. Что, естественно, благоприятно сказалось на заготовительной деятельности предприятий потребкооперации. Кроме того, развивалось собственное производство потребительской кооперации -предприятия перерабатывающей промышленности.

В 1970-е и 80-е годы в потребительской кооперации большое внимание уделялось развитию отраслевого принципа управления. Считалось, что отраслевое управление обеспечивает концентрацию, специализацию, внедрение новых технологий, а также межхозяйственную интеграцию кооперативных хозяйств. Действительно, отраслевое управление позволяет более эффективно использовать производственные мощности, повышать производительность труда и качество продукции, ускорять внедрение новой техники и технологии. Так, например, в хлебопечении введение отраслевого управления позволило развить специализированное производство и улучшить использование производственных мощностей. В строительстве в результате обособления управления были созданы крупные кооперативные строительно-монтажные тресты, а при небольших объемах строительно-монтажных работ — управления капитального строительства. В то же время проявились негативные последствия отраслевого управления: рост количества отделов, их узкая специализация, возрастание объема работ по координации деятельности отраслевых подразделений. В 1980-е годы была осуществлена новая реорганизация районного звена потребительской кооперации. Районные потребительские общества вновь преобразуются в райпотребсоюзы в связи с тем, что повсеместно отмечалось явление отрыва пайщиков от потребительского кооператива и ухудшение их обслуживания.

В целом структурные изменения, проведенные во второй половине 80-х годов, позволили укрепить основное звено потребительской кооперации — потребительское общество и сократить численность аппарата управления. Несмотря на отмеченные положительные результаты в работе организационных форм потребительской кооперации, для осуществления прав пайщиков не было нормальных условий. В системе управления потребительской кооперации действовала жестко централизованная система.

Между тем, в рассматриваемый период заметных успехов добилась потребительская кооперация Волгоградской области. В 1958 году на V съезде уполномоченных потребительских обществ СССР потребительская кооперация Волгоградской области была награждена орденом Ленина за заслуги в деле развертывания кооперативной торговли в деревне, в организации сельскохозяйственных закупок и сырья, в укреплении экономических связей между городом и деревней. Развитию розничного товарооборота способствовало расширение материально-технической базы торговли потребкооперации. Были созданы торговые центры в 11 райпотребсоюзах Волгоградской области: Киквидзенском, Калачевском, Октябрьском, Светлоярском и других. В целом, можно сказать, что потребительская кооперация Волгоградской области в середине 80-х годов представляла собой крупную хозяйственную организацию, имевшую отлаженную систему поставок и реализации продукции, высокие показатели в области хозяйственно-экономической деятельности.

Трансформационный период (с 1986 г. по настоящее время) в развитии потребительской кооперации России характеризуется, прежде всего, изменением отношения государства к ней, организационно-структурными преобразованиями и спадом ее экономической деятельности. В данном периоде условно можно выделить три отрезка времени в развитии организационных форм потребительской кооперации Советского Союза и России: 1986-1989 гг. — деятельность предприятий потребительской кооперации в советской России времени «перестройки» и начала экономических рыночных реформ; 1990-1992 гг. — отсутствие кооперативных структур как правовой формы хозяйствования; 1993 г. — настоящее время — преодоление кризисных явлений в первой половине 90-х гг. в работе кооперативных организаций и начало возрождения многообразных кооперативных организационных форм в конце 90-х годов.

Суть первого отрезка в том, что во второй половине 80-х гг. потребительская кооперация РСФСР осуществляла свою деятельность в условиях реформы экономической и политической системы и в сложной социально-экономической обстановке. Не имея возможности изменить экономическую систему в целом, руководство СССР попыталось внести некоторые элементы рыночной системы хозяйствования в существующую коллективистскую экономическую систему    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Sex Education Revealed Essay Research Paper 2
Реферат Алгоритмические машины
Реферат Аналіз ефективності банківських операцій з пластиковими картками та шляхи їх вдосконалення
Реферат Принципи і проблеми професійної етики та деонтології
Реферат Письмо Софье Павловне Фамусовой
Реферат Финансы и кредит в АП
Реферат Проблема подлинности «Слова о Полку Игореве»
Реферат Сварки плітки в колективі і їх причини і профілактика
Реферат 1 Углаві 1 після пункту увести пункт 1
Реферат "Установление советской власти и формирование большевистского режима в России"
Реферат Уровни адаптации новаций мировой науки
Реферат Расчет карбюраторного V-образного четырехцилиндрового двигателя на шасси автомобиля ЗАЗ-968М
Реферат Человек в современном обществе
Реферат Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной
Реферат Організація юридичною службою аналізу результатів і наслідків розгляду позовів і судових справ