Краткие ответы на вопросы кзачету по дисциплине История Экономических Учений. Выполнила: студентка ФНОШирокова Татьяна.
1 Предмет истории эк. учений.
1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений(это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по еезаконам)
2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию.
3) Как наука ИЭУ сформировалась 300лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимостьопределить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 векаэк. Теория существовала фрагментально.
4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политическойэкономии.
17-18вв – Россия, «Домострой».
5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к.тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальныхрынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производствомашин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новыхрынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новыхболее эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие эк.теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостнаясамостоятельная наука.
2 Ранний и поздний меркантелизм.
Мерканто (итал.) – рынок
Создателями этой теориибыли англичане, т.к. Англия это первая капиталистическая страна, и наиболееразвитая в 16-20вв.
1) Ранний меркантелизм.
Этатеория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться международнаяторговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто более активно торгует,получают больше прибылью. И тогда основатели этой теории делают вывод,что источник богатства – торговля, а инструмент – деньги.
2) Поздний меркантелизм.
Разработкапрограмм – рекомендаций правительству о политике протекционизма, котораязаключалась в том, что государство должно поддерживать национальныхпроизводителей в условиях международной торговли (и торговли вообще).
3)Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, котораязаключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль.
3 Зарождение классической политэкономии.
4 Экономические взгляды физиократов.
К. 18в – Франция – ФранцуаКене (врач, естествоиспытатель)
Кене разработал таблицу кругооборотакапитала. Он и др. физиократы делили общество на классы:
1) Производители.
2) Бесплодный класс.
3) Класс земельных собственников.
Междуними необходимо установить правильные пропорции доя более эффективногофункционирования эк-ки.
Физиократыбыли более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие от меркантилистов,считали им труд в области с/х, тогда как источником на самом делеявляется труд вообще.
5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита иРикардо.
К.18 – н.19вв – А. Смити Д Рикардо – первая целостная эк. Теория.
«Исследования о природе ипричинах богатства народов»
1) Эк. отношения в своемразвитии связаны с общественным разделением труда.
2) Они первые исследовалирыночный механизм: СП-ПР-Цена, где
Сп – платежеспособнаяпотребность людей
ПР – возможностьпроизводителя поставить товар по определенной цене.
Цена – денежноевыражение стоимости труда.
3) Открыли «Правилоневидимой руки»: производитель, вынося товар на рынок, стремитсяудовлетворить свои потребности путем удовлетворения потребностей покупателя,т.е. сводит индивидуальный интерес к общественному. Реализуя свои интересы,производители конкурируют между собой, постоянно совершенствуясь, следовательнодают толчки для НТП. Т.о. конкуренция – это довольно положительное явлениеэк-ки, однако у него есть минусы:
- дифференциация производителей
- монополия
4) Они идеализировали капитализм,но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что капитализмнеидеален.
5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а егопроизводство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – этопредмет труда, предназначенный для обмена или продажи.
Свойства:- потребительская стоимость (качество)
- меновая стоимость (способность обмениваться на др. товары)
Свойстватруда: — конкретный
- абстрактный
6) Рикардо исследовалценообразование на с/х продукцию, и пришел к определениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯРЕНТА.
6 Историческая школа Германии.
1) С.19в – новаястадия капитализма с основным машинным производством (для чего необходимыбыли некоторые условия, в том числе и наличие больших территорий). Поэтому вряде стран Европы происходит процесс объединения.
2) 40-50е гг 19в –объединение Германии – Германская историческая школа.
3) Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенныдля каждой страны.
4) Классификация общества:
- дикость
- пастушество
- земледельческо-мануфактурное
- пастушеско-земледельческое
- земледельческо-мануфактурно-коммерческое
7 Эк. учение марксизма.
1) С.19в – кризисы,разрозненность общества. Появление нового класса – пролетариата, которыйвынужден продавать свой труд. В результате возникают два течения в защиту этогокласса:
А) Реформаторы
Лосаль, Прудон
Б)Революционеры Маркс и Энгельс
2) Считали несправедливым иошибочным обогащение одних людей (собственников) за счет других (пролетариат).Идея равенства и справедливости.
«Капитал»
8 Общая хар-ка маржинализма.
1) 60-70е гг 19в – в Европе кризисв эк-ке, пол-ке, науке.
Сталаясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную стоимость взависимости от различных факторов и условий. Появляется новое направление –Маржинализм, который исследует теперь уже качественную сторону товара.
Равновесная цена – определяется разными факторамирынка и неодинакова, определяется полезностью последующей единицы товара.
2) Теория предельнойполезности – при всех постоянных условиях увеличение рабочей силы приведетк меньшему кол-ву товара, произведенного одним рабочим.
9 Эк. концепция неоклассической школы.
Представитель: Маршалл. Теорияэтой школы основывается на классической и маржиналистской школах.
10 Теория Джона Кейнса.
1) 20в. – английский экономист ДжонКейнс – основатель нового раздела – макроэкономики.
2) Регулирование эк-ки с помощьюгосударства.
3) Кризис – инфляция, котораябывает в краткосрочном периоде в долгосрочном.
При чем в первом она не страшна, если принятьэкстренные меры – увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет усилениеинфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно, и кувеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция однойотрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге приведет кросту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к накопительству – реальноспрос увеличится на меньше, чем мог бы.
11 Теория неоклассического синтеза.
Заключается, главным образом всинтезе двух школ классической (основана на свободе рыночных отношений) иКейнсианской (гос.регулирование).
Т.е. когда достигнута полнаязанятость, начинает действовать механизм рыночного саморегулирования.
12 Теория монетаризма.
1) 70е гг 20в. – продолжателитеории Кейнса, только в условиях НТР.
2) Кризисы становятся ужеотраслевыми, а не общеэкономическими.Выход: уменьшение ден. массы, находящейся в стране на данный моментчерез центральный банк.
3) Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным.
13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв).
1) Эк. мысль в России развиваласьмедленнее, чем в Европе (татаро-монгольское нашествие и поздняя отменакрепостного права).
2) Впервые эк. Теория появилась при ИванеГрозном – переписка с Курбским, в которой последнийописывал/предлагал пути увеличения объема денежных средств, привлеченныхв гос-во.
3) Дальнейшее развитие эк. Теорияполучила при Петре 1 – его экономический советник Посашков считал,что для более эффективного функционирования экономики необходимо хотя бы частьгос. Собственности предать в руки богатых купцов. Также он разработалнаиболее эффективную для того времени систему налоговых сборов.
4) Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) – принималиеще бескризисную Европу как идеал для России.
Пестель,Тургенев.
Онихотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденнымот крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране монархию.
14 Эк. мысль в России в 20в.
1) 19-20вв – развитие получают идеимарксизма.
Плеханов (эволюция) и Ленин (революция).
А)Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в России.
Б)Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма.
Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах влияния междустранами. После череды военных событий наступает мировой кризис, из котороговыходят страны с усиленным гос. Регулированием.
Становитсяочевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен, империализм непоследняя стадия капитализма.
2) 20е гг 20в:
- Кондратьев – цикличность экономики
- Чаянов – необходимость хоз. Объединений.
- Гастев – НОТ.
3) Сталин: максимальное удовлетворение народа.
Ошибка: нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. этоневозможно.
4) 90е гг 20в. – переход от АКМ крыночной экономике:
- процесс разгосударствления
- создание сети коммуникаций, вчастности банковских
- установление правилигры