Реферат по предмету "Экономическая теория"


Социально-экономическая сущность государственного бюджета

--PAGE_BREAK--1.2.   Основные функции и роль бюджета.

Исходя из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

— перераспределение национального дохода;

— финансовое обеспечение социальной сферы и осуществления социальной политики государства;

— государственное регулирование  и  стимулирование социальной политики и экономики;

-  контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Таким образом используя бюджет, государство, во первых вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся как на стадии производства, так и на стадии первичного распределения национального дохода. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяется до от 30-50% национального дохода. С помощью бюджета  государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных  сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Во- вторых, важное значение принадлежит социальной функции государственного бюджета. В бюджетах всех промышленно развитых зарубежных стран наблюдается значительный рост затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы: расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

В – третьих, в настоящее время государство осуществляет вмешательство  в экономику для преодоления возникающих в ней кризисных явлений путем направления на эти цели значительных средств бюджета. Государственное регулирование экономики впервые стало возможным в результате резко увеличившего огосударствления части национального дохода в большинстве промышленно развитых стран, что было вызвано милитаризацией экономики в период Первой мировой войны и событиями экономического кризиса 30-х гг.

В – четвертых, контрольная функция бюджета проявляется в том, что бюджетное устройство государства создает возможность осуществления бюджетного контроля со стороны парламента  и министерства финансов за образованием и движением всех финансовых потоков в государстве.

Экономическая роль бюджета состоит в том, что он:

— создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач;

-регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения  части стоимости общественного продукта;

-создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры государства, а также рационального размещения в нем производственных сил;

— аккумулирует крупные денежные средства, в том числе предназначенные:

1. для обеспечения обороны и безопасности страны;

2. осуществления государственной социально-экономической  политики;

3.оплаты труда государственных служащих, иных работников бюджетной сферы;

4. реализации государственных и местных программ по развитию и функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, развитию научно-технического потенциала и культуры, а также выравниванию социально – экономического уровня объектов федерации и муниципальных образований и др.

Роль бюджета как главного финансового  плана  страны (юридический аспект) проявляется  в том, что он:

— закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений;

— организует деятельность всех звеньев финансовой системы государства, составной частью которой  является бюджетная система;

— отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов;

-определяет налоговую политику государства;

— фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения  национального дохода и внутреннего валового продукта;

— выступает в качестве эффективного регулятора экономики.

Следует отметить, что препятствует осуществлению функций бюджета такие негативные явления в экономике и финансовой системе, как инфляция, бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несвоевременность утверждения бюджета, противоречия при распределении средств между бюджетами разных уровней.


1.3.   Бюджетное устройство и бюджетная система.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс. Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Бюджетное устройство в различных странах мира не одинаково, т. к. оно предопределяется спецификой государственного устройства данной страны. Совокупность бюджетов, используемых в стране, именуют бюджетной системой.

Бюджетная система государства строится на основе выработанных принципов с учетом государственного устройства.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ ( ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ ( Ст.10). Согласно законодательству бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов. Бюджеты всех уровней управления являются автономными и не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы является федеральный бюджет. В нем сосредоточиваются те бюджетные ресурсы, которые необходимы для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Российской Федерации. Наряду с федеральными формируются бюджеты субъектов Федерации.

Самостоятельной частью бюджетной системы являются и местные бюджеты. В то время как федеральные органы власти финансируют свою деятельность в значительной степени за счет подоходных налогов, налогов на прибыль корпораций, налогов на заработную плату, местные органы в основном получают средства за счет налогов с продаж и поимущественных налогов, местных налогов. Основными видами расходов выступают затраты на образование, социально-культурные мероприятия, здравоохранение, управление. В силу большого возможного дефицита местных бюджетов федеральное правительство перераспределяет часть своих поступлений в местные органы власти. Помимо этого правительство предоставляет субсидии учреждениям местных органов власти. Такая система межправительственного перераспределения средств государственного бюджета называется фискальным федерализмом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Структура бюджетной системы.

В бюджетную систему России входят:

-федеральный бюджет;

-бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации;

— Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджеты  разных уровней являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и управления.

Бюджеты субъектов Федерации включают:

— 21 республиканский бюджет;

— 6 бюджетов краев;

— 49   областных бюджетов;

— один бюджет автономной области;

— городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

-10 окружных бюджетов автономных округов.

Бюджеты муниципальных образований включают:

— 1867 бюджетов районов;

— 1091 бюджет городов;

— 329 бюджетов городских районов и округов;

— 1922 бюджета городских районов и округов;

— 24444 бюджета сельских администраций.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, субъектов Федерации и субфедеральных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Федерации. Бюджеты муниципальных образований и муниципальные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются правовыми актами  представительных органов местного самоуправления либо  в порядке, установленными уставами муниципальных образований.

 Следует отметить, что в состав федерального и территориального бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

Бюджет муниципального образования и бюджеты других муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.

Схема бюджетной системы Российской федерации  приведена  на рис. 1.



                   
Федеральный бюджет                           Консолидированные бюджеты

         Российской Федерации                       субъектов Российской Федерации

                                                                           ( территориальные бюджеты)
Федеральный    Федеральные                Бюджеты      Территории-      Бюджеты

  бюджет             целевые                        субъектов     альные  целе      муниципа-

                           бюджетные                   РФ (регио-     вые  бюджет-     льных обра-

                            фонды                           нальные)        ные фонды        зований

                                                                                                                      (местные)

                                                                                   Бюджеты                  Бюджеты

                                                                                   районов                    городов
Бюджеты       Бюджеты          Бюджеты       Бюджеты           Бюджеты

Районные       городские         внутриго-      поселковые        сельские

                                                  родских

                                                  районов

                       Рис. 1. Бюджетная система РФ.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е., бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды ( Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный Фонд занятости населения, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).

Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличается от бюджетных средств. До 1991г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного Фонда РФ


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.5 Принципы функционирования бюджетной системы.

Функционирование бюджетной системы России построена с учетом следующих принципов:

— единства бюджетной системы Российской Федерации;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств.

 Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

 Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. Т. е. самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов Российской Федерации.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению. В бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принципы функционирования бюджетной системы направлены на реализацию финансовой политики государства, соблюдение интересов всех уровней власти, а также населения и юридических лиц, реализацию принципа бюджетного федерализма, решение важнейших социально-экономических задач. Только комплексная реализация всех принципов функционирования бюджетной системы на всех уровнях управления обеспечивает поступательное развитие экономики государства.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.   Доходы и расходы государственного бюджета.

Федеральный бюджет имеет определяющее значение в устойчивости финансовой системы РФ в целом и бюджетной системы в частности. В правовом смысле федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием и имеющим статус федерального закона. Закон о федеральном бюджете утверждается ежегодно, он принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации.

Рассмотрим более подробно механизм формирования доходов и основные направления расходов федерального бюджета РФ.

2.1.  Доходы   государственного бюджета.

Доходы бюджета – это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

Основным материальным источником доходов бюджета всех уровней является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство.

Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов.

В федеральный бюджет зачисляются    налоговые доходы (по состоянию на 2008г.) от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1. налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций;

2.налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3. налоги на совокупный доход;

4. налоги на имущество;

5. платежи за пользование природными ресурсами;

6.налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

7.  прочие налоги, пошлины и сборы.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджета.

За рубежом на них приходится до 80-90% потребности бюджета, в России в соответствии с Бюджетным кодексом они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Налоги в виде обязательных платежей поступают в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других. Если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, действующая наряду с рядом других налоговых льгот. Наличие многих налоговых льгот снижает величину налоговых доходов государственного бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

1.  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2.  доходы от продажи земли  нематериальных активов;

3.  доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.

5. доходы от внешнеэкономической деятельности;

6. прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджетов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности могут быть получены в виде:

— дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

— доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;

— процентов, полученных от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

— процентов, полученных от предоставления бюджетных ссуд;

— возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий;

— доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства;

— перечисление прибыли Центрального Банка РФ;

— платежей от государственных и муниципальных организаций;

— доходов от продажи квартир;

— до ходов от проведения Всероссийской государственной лотереи;

— доходов от реализации конфискованного, бесхозяйного имущесва, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарния, и кладов;

— прочих поступлений.

Средства получаемые в процессе приватизации  государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты и отражаются в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Административные платежи и сборы включают:

— сборов, взимаемые ГИБДД( кроме штрафов)

— исполнительный сбор;

— прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

Доходы от внешнеэкономической деятельности включают  в себя :

— проценты по государственным кредитам;

— поступление средств от централизованного экспорта;

— таможенные сборы;

-прочие поступления.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах государственного бюджета в соответствии с их целевым назначением. И еще один вид доходных поступлений – безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.

Все доходы бюджета подразделяются на  две группы:

-  собственные доходы, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами, действующим законодательством (финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета).

—  регулирующие доходы бюджетов, к которым относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней по разным видам таких налогов.

К собственным доходам относят налоговые и неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также безвозмездные перечисления.

Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, составлении прогнозов социально-экономического развития регионов и создании системв доходов каждого уровня власти.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учебно-опытное хозяйство ФГОУ ВПО филиал ОГАУ БГМТ
Реферат Kennedy
Реферат Утилизация трупов животных
Реферат Фармакология с токсикологией и токсикологическим анализом. Зооциды
Реферат Расчет оснований и фундаментов 7-ми этажного жилого дома
Реферат Характеристика родин української чорно–рябої молочної породи в ВАТ "Горохівський бурякорадгосп" Горохівського району Волинської області
Реферат Формы воды в почве: значение для питания растений
Реферат Формы и методы организации оценки быков по потомству
Реферат Характеристика СПК "Черлена"
Реферат Разработка технической карты на строительство дорожной одежды
Реферат Формирование и распределение прибыли сельскохозяйственного предприятия
Реферат Формування екологічно сталих агроландшафтів на території Слобідської сільської ради Кагарлицького району, Київської області
Реферат Формування економiчної ефективностi виробництва зерна в господарствi (ТОВ Великоглибочецьке)
Реферат Разработка проекта производства работ для строительства крупнопанельного 3-секционного 11-ти этажного жилого здания
Реферат Автоматизированное проектирование