Реферат по предмету "Этика"


Свойства и функции морали

Реферат
Натему:
«Свойства ифункции морали»

План
Вопрос 1. Свойства морали
Вопрос 2. Функцииморали
Вопрос 3. Моральная регуляция
Вопрос 4. Противоречия в морали

Вопрос1. Свойства морали
 
1.        Императивность морали
2.        Нормативность морали
3.Оценочность морали
1.Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественноепроисхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями,духовными и материальными факторами.
Моральобладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания(религии, науки и пр.):
•социально-экономическая обусловленность содержания;
•воздействие на процессы, протекающие в обществе;
•взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative- повелевать) — требование определенного поведения, выполнения предписанийморали.
Императивность:
•согласует интересы личности с интересами общества;
•утверждает приоритет общественных интересов;
— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативныхпроявлений).
ИммануилКант (1724 — 1804) первым сформулировал категорический императив — всеобщийморальный закон: "… Поступай только согласно такой максиме,руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она сталавсеобщим законом".
Максима — это субъективный принцип воли индивида, егоэмпирический мотив поведения. Категорический императив:
•является врожденным знанием;
•его требования выполняются безусловно и добровольно;
•проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувстводолга;
•выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью.("… Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к целии никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.)
2.Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы(правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
•направляется деятельность людей;
•воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств(честность, взаимопомощь и др.);
•соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
•побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть еедуховного мира;
• осуществляютсянравственные связи поколений людей.
Существуетдва типа моральных норм:
•запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);
•образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).
3.Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека(оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми иобществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
Формы оценочности:
•одобрение, согласие;
•порицание, несогласие.
Важнымипроблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральныхоценок.
Объективныйкритерий истинности в морали — соответствие деятельности человека (или группы)интересам общества.
Вопрос2. Функции морали
1.Воспитательная
2.Ценностное
J. Коммуникативная
4.Познавательная
5.Регулятивная
6.Гуманизирующая
1.К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключаетсяв:
•формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральныхзапретов;
•самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборенравственных ориентиров.
Воспитательныефункции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации,литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2.Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитииличности, дает нравственную ориентацию личности («установка надобро»).
3.Коммуникативная функция морали состоит в:
•ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
•гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всехсторон (ориентация на добро в общении).
4.Познавательная функция морали заключается в том, что она является средствомпознания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания,помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствамии т. д.
5.Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается врегуляции поведения людей и общества в целом посредством:
•ограничения негативных устремлений людей;
•саморегуляции индивида и социальной среды;
•управления общественными отношениями;
•воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулятивнаяфункция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальнуюрегуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений исоциально-конкретных представлений.
Мораль регулируетповедение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороныобщественного мнения и моральной самооценки личности.
6.Гуманизирующая функция заключается в:
•стремлении морали совершенствовать человека;
•обязательности нравственных правил для всех людей, их равенствеВопрос 3. Моральная регуляция
1.Компоненты системы моральной регуляции
2.Моральная регуляция
1.Мораль — система, которая регулирует сознание и поведение людей, ихвзаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществоми т. д.).
Всистему моральной регуляции входят:
*нормы — предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, всвою очередь, делятся на:
*общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),
*запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых — «не навреди»). Вотличие от позитивных норм («будь добрым» и пр.),) бсолютные запретыне оставляют свободы для толкований.
Нормыморали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальнымесли он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;
*ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:
*содержание моральных норм;
*образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральныхориентиров.
Ценностив отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценностисоставляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшиецели развития личности);
*важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни.Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;
*следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы — универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему).Принципы:
*четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);
*бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.
*Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.
2.Моральная регуляция носит характер:
*оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
•императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) какобразцы поведения.
Моральсоотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами,духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).
Нравственноесознание человека включает в себя:
•привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
•рефлексию (раздумья);
•интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
•моральные переживания.
Нравственноесознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества,устоями прошлых времен (обычаи, традиции).
Нравственныеубеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но дажепротивопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистскомгосударстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление(совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.
Моральнойрегуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, гдеприсутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественноемнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).
Моральтесно связана с правом:
•моральные нормы закреплены законом;
•либерализация морали влечет либерализацию права;
— взаимодействие морали и права (суд присяжных).
Оченьважна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетикии т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).
Нравственноерегулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицывследствие автоматизации производства и т. п.).Вопрос 4. Противоречия в морали
L Безличностьзаконов морали. Свобода вали и всеобщность морали
2.Универсальность моральных правил
3.Незаинтересованность моральных мотивов
4.Моральное единство людей '
5.Свободная причинность
1.Основными свойствами законов морали являются:
•объективное значение (норм, правил и пр.);
•субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);
•безличность законов морали.
Обществотребует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но ономожет быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). Впоследнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу,руководствуясь субъективным восприятием действительности, а такжеиндивидуальной моралью.
Моральныевзгляды:
•никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;
•объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);
•распространяются на всех людей и обязательны для всех.
Характернаяособенность морали — единство свободы нравственной воли человека и всеобщностизаконов морали.
Единствоэтих взаимоисключающих качеств можно объяснить «золотым правиломнравственности»: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди,так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки) или «Чего вдругих не любишь, того и сам не делай».
2.Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать:
•конкретно-исторические условия развития общества;
•условия жизни человека в обществе;
•классовые, групповые интересы и т. д.
Нравственныепозиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметральнопротивоположными.
Нравственные нормысформулированы как всеобщие требования. Требования морали:
•общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;
•универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно длякаждого человека.
3.Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантируеткомфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:
•жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например,щепетильность мешает карьерному росту);
•пороки могут служить на благо общества («жажда наживы» — двигательбизнеса);
•добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным.Моральным поступок является тогда, когда он совершен:
•без расчета на вознаграждение, бескорыстно,
•без прагматической цели — «добро ради добра»;
•единственной целью поступка является самосовершенствование человека.
Незаинтересованностьмотивов морали вступает в видимое противоречие с практическойцелесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствованиелюдей.
4.Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влияниемсоциальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногдаморальные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.
Человекможет вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческихморальных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие сгрупповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.
5.Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральныхпоступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества вцелом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:
•общественному мнению;
•собственному характерному складу;
— сложившимся обстоятельствам.
Человек совершаетнравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенносвободно.

Литература
 
1.  Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики,2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф.,Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.