Реферат по предмету "Этика"


Предмет и функции биоэтики

Введение
Одна изобластей современной науки, в которой этические проблемы являются не толькообъектом дискуссий и обсуждений, но и конкретных крупномасштабныхдействий, - биомедицинские исследования. Беспрецедентно быстрое развитиеинститутов, структур и механизмов этического регулирования в этой областипобуждает во многом по-новому оценивать взаимоотношения между наукой и этикой,а также возможности их взаимодействия.
В системеобщемедицинских и этических знаний выделяют три направления, касающиесяздоровья и жизни человека: экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика.
Экологическаяэтика рассматривает фундаментальные принципы и проблемы нравственныхвзаимоотношений в триаде«Человек - Общество - Природа», где все участникивзаимодействия рассматриваются как автономные моральные субъекты.
Биоэтикавырабатывает нравственные принципы отношения к Жизни и иному Живому,направленные на заботу о правах биоса и основанные на формуле А. Швейцера:«Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».
Биомедицинскаяэтика исследует нравственное отношение общества и профессионалов-медиков кжизни, здоровью и смерти Человека, включая и традиционные установки медицинскойдеонтологии. Биомедицинская этика основывается на общечеловеческих ценностях,которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности иобретают особый смысл и специфику в профессиональной деятельности врача.
Цель даннойработы – рассмотреть предмет и функции биоэтики.
Задачи:рассмотреть основы биоэтики; выявить предмет биоэтики; изучить функциибиоэтики.
1 Объективныепредпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины
Современноенауковедение, социология науки, основные предпосылки, факторы и условиявозникновения отдельных отраслей социального знания, научных дисциплин, какправило, объединяют в три группы. Во-первых, отмечается возникновение новыхреальностей в окружающей среде обитания человека, новых проблем воспроизводстваи поддержания его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности,удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельногосуществования. Во-вторых, обычно констатируется саморазвитие научного знаниякак такового, опирающегося на традиционный для него и обновляющийся научныйкатегориально-понятийный аппарат. В-третьих, учитывается феномениндивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знанийкоторого, его научная интуиция, исследовательские возможности существеннымобразом воздействуют на возникновение и развитие новых отраслей знаний, научныхдисциплин.
Третья группарассматриваемых причин обычно характеризуется только как субъективный факторразвития научного знания. Это верно, но лишь отчасти. Очевидно и то, что самосуществование выдающихся ученых, определяющих новые горизонты науки о человеке,обществе и природе, — явление объективное, характеризующее известным образомобщественную жизнь, прежде всего эволюцию научного знания. При этом, конечно,следует учитывать индивидуально-личностные характеристики, способности,характер, темперамент исследователя и гражданина каждого ученого, что во многомопределяет масштаб и характер приращения научного знания.
Рассмотрим сучетом названных групп факторов и условий, определяющих развитие научногознания, основные предпосылки возникновения и прогрессивной эволюции теориисоциальной работы как науки. Прежде всего, обратимся к тем реалиям жизнисовременного человека, которые стали объектом изучения новой научнойдисциплины.
Историко-социологические,статистические, социально-экономические исследования второй половины прошлоговека и те, что были проведены в текущем столетии, свидетельствуют о выходесоциальнобытовой проблематики в число приоритетных и глобальных, ее массовомвозросшем влиянии на развитие экономики, политических и социокультурныхпроцессов. Прежде всего следует отметить такое явление общественной жизни, какмассовая урбанизация, ставшая следствием интенсивного промышленного развитияведущих индустриально развитых стран той поры. Массовое переселение сельскихжителей в города многократно увеличило в обществе долю маргиальных слоев,прежде всего горожан первого и второго поколений, слабо адаптированных кусловиям жизни в городе.
Массоваяинтенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела к ситуации, когда городскоенаселение стало доминировать по численности в большинстве индустриальноразвитых и среднеразвитых стран.
Отчетливообозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном,территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений(крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село,деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системахжизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, ихзависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.
Усложнениеобщественного производства, рост оснащенности работника, в целом — труда,повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельностибольших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости,разностороннего влияния на эффективность повышения общих результатов профессиональнойдеятельности потребовали особого внимания к носителю рабочей силы, егоздоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственныеорганы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX — начале XX в. всеболее активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональнуюподготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то,что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой.2Предмет изучения и проблемы биоэтики
Проблемыбиоэтики стали общеизвестными. Они более популярны в обыденном сознании нежелисама биоэтика — обычный случай когда дисциплина принадлежит миру науку, апредмет — миру обыденного общения, «светскому» миру. Этот предметбиоэтики, ее проблемы теперь непрестанно будоражат слух через средства массовойинформации. Первой в «рейтинге» этих проблем стоит клонирование. Всовременной объективной морали настолько укоренен догмат автономностиидентичности личности, что возможная потеря этой идентичности (вследствиеклонального размножения) воспринимается как последнее зло, за которое следуеткарать, и которое не следует допускать. Далее в этом «рейтинге» можнорасположить проблемы аборта и эвтаназии — проблемы связанные со смертностьючеловека. Суть этих проблем в вопросах «Обосновано ли убийствоэмбриона?» — по отношению к аборту, и «Обосновано ли самоубийствопациента посредством врача?» — по отношению к эвтаназии. Так же кпроблемам биоэтики относятся искусственное оплодотворение, такие аспектывзаимоотношений пациента и врача как информированное согласие, врачебная тайна[1].
«Биоэтика- междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских иэтических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины,биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Таковыморально-философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивныхтехнологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение „в пробирке“,суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных;получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. сограниченной компетентностью, напр. детей или психиатрических больных);выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной,добровольной или недобровольной); отношения к умирающим больным (хосписы,кабинеты паллиативной помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной политики ипланирования семьи; междисциплинарной генетики (включая проблемы геномныхисследований и манипуляций); трансплантологии; справедливости вздравоохранении; экологии и ряд других. Термин „Биоэтика“ былпредложен в книге „Биоэтика: мост в будущее“ (1971, Р.Ван Поттер) дляобозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможностивыживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика»консервации" природной среды человека); однако впоследствии значениетермина изменилось. Тематическая связь с проблемами биомедицинской науки ипрактики естественным образом определяет синонимию термина «Биоэтика»с терминами «медицинская этика», «этика здравоохранения»,«биомедицинская этика» и т.д."[2] 3 Функциибиоэтики
Биоэтика — продолжение этики медицинской, а предмет анализа у них общий — здравиечеловека. Однако выделению биоэтики в отдельную дисциплину споспешествовалопоявление новых отраслей знания (кроме медицинского), таких как, например,генная инженерия. Кроме того, в своем моральном раскрепощении человечестводоговорилось до предложений по легализации эвтаназии. Иначе говоря, ту практикусуицида, которая была доступна человеку в индивидуальном таинстве, теперьпредлагается бесстыдно (прошу прощение за нормативность терминов) совершать вколлективе, при посторонней помощи. Ассистированное самоубийство — удар бичомпо достоинству умирающего. Очевидец смерти — преступник, ее соучастник, ипотому — убийца. Животное уходит умирать в одиночестве. Уместно занять«этики» в подходе к смерти из животного мира. «Будьте какживотные, те хотя бы благородны» — писал Ницше. Эвтаназия, если завершатьговорить о ней, должна оставаться в рамках индивидуального опыта самоубийства.Так вот, в биомедицинских изысканиях последних лет опасливым представителямнауки стали очевидны новые угрозы для выживания человечества как вида.Молекулярная биология, генная инженерия в состоянии призвать в жизнь новые ееформы, способные вытеснить из среды обитания формы старые, представителемкоторых является в частности человек. Вариативности и многообразию особейвнутри одного животного вида также грозит пострадать, буде станет возможнымклональное размножение. Опасения относительно вероятной угрозы жизни человекакак животного вида оформляются в кодексах профессиональной этики. Большинствонаучного сообщества время от времени выступает с коллективными заверениями вобязательности воздержания от экспериментов, грозящих необратимымиэкологическими последствиями. Клонирование законодательно запрещено в рядестран. Тем не менее, очевиден прогресс исследований подобных клонированию.
«Соблазнпознания — коренная человеческая черта, от которой весьма вероятно настанетконец самому человеку. Культ познания обернется глобальной катастрофой. Самасобой напрашивается параллель с ветхозаветным сюжетом об изгнании из рая первыхлюдей: приобщение к плоду с дерева познания добра и зла окончилось приобщениемко злу земного существования. Реализация новых биотехнологий может положитьконец человеческой цивилизации. Человечество совершит возвратное движение,исчезнув, сознание перестанет быть атрибутом бытия, на какое-то время»[3].
Решение биоэтических, как и вообще этических проблем, естественно,должно осуществляться соответствующей антропологией или даже космологией. Еслиимеется общепринятое основание для понимания человека и мира, разумеется, легкоприйти к согласию в рассмотрении и решении проблем биоэтики и к столь жесогласованным действиям. А если такой общей опоры не существует, то, конечноже, в каждом случае будут появляться собственные устои, и зачастуюпротиворечащие друг другу.
В современном поликультурном и глобализованном общественаблюдается множество существенных противоречий в отношении к антропологическими космологическим вопросам. Но даже в той части мира, которая испытала влияниехристианского Предания, в большой степени можно видеть те же явления. Тем болеезначительными оказываются эти противоречия, чем более заметно обмирщение,которое лишает человека и мир всякого возвышенного измерения и перспективы.
Биоэтика, пытаясь постичь и исследовать главные направленияразвития, созданные скачкообразным ростом биологии и медицинской технологии,разрабатывается почти исключительно на безличном основании. Она опредмечиваетсвои данные и превращает людей в цифры. Она пытается рассматривать общиетенденции, а не личности и не межличностные отношения. Она сосредоточивается наисследовании новых неожиданных вопросов и пытается разрешить их на мировомуровне с помощью самых общих принципов.
Поэтому, так как она не формируется на основании какого-либорелигиозного исповедания или светского мировоззрения, она сводит к частнымслучаям, насколько это возможно, религиозные, метафизические и прочие воззренияв мире и пытается утвердить себя на утилитарных принципах и ценностях, которыемогут быть приняты всеми людьми. Так, в биоэтике утверждаются принципы а)независимости б) избегания вреда и боли в) благотворительности и г)справедливости[4].
Заключение
Прошедший векоставил нам в наследство и современную биоэтику: науку с беспредельнымиамбициями и весьма ограниченным содержанием. Это неудивительно, если учитывать,что эта наука призвана согласовать самые разнородные методы и дать ответы насамые сложные вопросы человеческой жизни.
Эта научнаяотрасль выступила как самостоятельное направление научных исследований вшестидесятые годы прошлого века. Своим предметом биоэтика считает, преждевсего, исследование человеческой жизни. И в самом деле, биоэтика рассматриваетвсе вопросы классической и новейшей врачебной этики в отношении человеческойжизни. Причиной, которая вызвала чрезмерный интерес к биоэтике – этостремительное развитие биологии и применение её разработок в медицине. Так чтобиоэтика предстаёт как расширенная разработка медицинской этики, и в центре еёвнимания стоят вопросы, поднятые главным образом под влиянием биологии насовременную жизнь с использованием новейших медицинских технологий в течениевсей жизни человека, начиная с самого его рождения до кончины.
Специальнобиоэтика исследует моральные вопросы, которые связаны, во-первых, сискусственным оплодотворением, лечением бесплодия, дородовыми исследованиямиплода, контролем над рождением, прерыванием беременности, во-вторых, споддержанием и улучшением биологического развития человека, клонированием,пересадкой тканей или органов, и в-третьих, с завершением человеческой жизни, спассивной  или активной эвтаназией и связанными с этим вопросами[5].
Точнееговоря, исследование этих вопросов составляет предмет биомедицинской этики,потому что биоэтика относится ко всему живому и исследует отношения человека совсем живым миром. Но так как биомедицинская этика представляет собой важнейшийраздел биоэтики, мы часто и называем её просто биоэтикой. Кроме того, многиераспространяют компетенцию этой науки и за пределы одушевлённого мира, включаяв неё уже всю окружающую среду и рассматривая все вопросы жизни человека в окружающейсреде. Эти вопросы непосредственно связаны с различными отраслями жизни идеятельности человека.
Списоклитературы
1.  Глобализация и глобальность: химера и истина. – М., 2005.
2.  Иванюшкин И.А. Размышления о феномене биоэтики. – М., 2004.
3.  Мандзаридис Г. Христианская этика. – М., 2005.
4.  Тищенко П.Д. Биоэтика. // Этика. – М.: Гардарика, 2001.
5.  Этика. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.– М.: Гардарика, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возможности и пути повышения эффективности логистических систем
Реферат Нидерланды во Второй мировой войне
Реферат Статистические индексы и их применение в анализе динамики производственных показателей и их факторов
Реферат Влияние тревоги на самосознание подростка
Реферат Проектирование оптимальной структуры строительных машин при перевозке нерудных строительных материалов
Реферат Бразильское плоскогорье
Реферат Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. Анализ эпизода рассказа Шолохова Судьба человека
Реферат База данных MS Access торговой организации, занимающейся реализацией птицы-рыбы
Реферат Dvd оптических диски, подобны cd. Под таким девизом уже начат выпуск новых устройств, знаменующих переход к 17-гигабайтным носителям данных и цифровому видео
Реферат Варварский берег
Реферат Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося
Реферат Дознание органы дознания их обязанности сроки дознания окончание или приостановление дознания
Реферат Способы номинационной и оценочно-критической характеристики литературного персонажа: переводческий аспект
Реферат Первобытно-общинный строй
Реферат Структурная поэтика