Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Природные ресурсы, как ресурсы общего пользования

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТДОКЛАД
на тему:
«Природные ресурсы как ресурсы общего пользования»
Ростов-на-Дону2002г.

Провалы рынка и деградация окружающейсреды
Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизмв экономике по оптимальному распределению ресурсов между пользователями, чтомаксимизирует общественно благосостояние. Чтобы добиться хорошегофункционирования рынков необходимо выполнить несколько условий: четкоопределенные права собственности на все ресурсы, информация должна свободнораспространяться между агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступатьна рынок, где им будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения.
Провалы рынка наступают в тех случаях,когда некоторые из этих условий не выполняются. В экономической литературеописывается ряд случаев провалов рынка. Применительно к экологическойпроблематике наличие внешних эффектов (экстерналий) и ресурсов, находящихся вобщественной собственности («трагедия общин»), два наиболее ярких явления, вызывающихпровалы рынка. Права собственности и возобновляемые ресурсы
Ресурсы общего пользования — это ресурсы,находящиеся в коллективной собственности. Если доступ к данному ресурсу никакне регламентируется, то ресурс подвергается истощению. Примерами являются:перевыпас скота на общинных землях, истощение рыбных запасов. Плохо сформулированные права собственности на ресурсыопределяют характер и использования природного ресурсаЭкономические проблемы
Природные ресурсы разделяются на возобновляемые иневозобновляемые.
Невозобновляемые ресурсы конечны, поэтому ихчрезмерное использование со временем приведет к исчерпанию запасов. Главнойэкономической задачей является регулирование использования запаса этого видаресурсов во времени. Возобновляемые ресурсы могут восстанавливаться.
Примерами возобновляемых ресурсов являются рыбныересурсы, леса. Следует быть максимально осторожным, однако, употребляя терминвозобновляемость, так как речь в большинстве случаев идет о частичной восстанавливаемости.Леса, которые вырубают, а пастбища используют под животноводство, обычно невосстанавливаются. Количество питательных веществ в почве снижается и происходитее эрозия.
При устойчивом режиме управления возможно сохранениесамого ресурса, а расходуется только его прирост. Так при вылове рыбыотлавливаются только взрослые особи, а молодые сохраняются и размножаются донаступления следующего сезона. Если регулярно использовать большее количестворесурса, чем обеспечивается устойчивым развитием, то маловероятно, чтооставшаяся часть ресурсов сможет регенерироваться. Поэтому основная экономическаяпроблема, связанная с возобновляемыми ресурсами, связана с уровнем и темпами ихиспользования, чтобы сохранить их запас на оптимальном уровне. Режимы собственности
Под понятием права собственности на землю и иныеприродные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм,регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст.8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовыхактах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупностьправомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности– т.е. право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение,возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и неявляющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразносделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структуройлюбого другого правоотношения собственности.
Структура любого регулятивного правоотношения включаетв себя три основных элемента:
-    объект правоотношения;
-    субъект правоотношения;
-    содержание правоотношения.
Невсякий объект собственности может быть природным объектом собственности.Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природногообъекта.
Внутренним признаком природного объекта являетсясовокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:
1.   Свойства природного объекта –типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землямприсуще наличие почвенного плодородного слоя.
2.   Состояние природных объектов –изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности,засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса ит.п.
3.   Природные процессы, происходящие вприродном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачиваниепочв и т.п.
Внешнимпризнаком природного объекта является наличие его экосвязей с другимиприродными объектами и с экологической системой в целом.
Итак,объектами права частной, государственной, муниципальной и других формсобственности на природные объекты являются:
-    отдельныеприродные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
-    только те,которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологическиевзаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
-    при условии,если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой(например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые впромышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологическойсвязи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектамигражданского права).
Немаловажноезначение для характеристики природного объекта имеют его полезные длячеловеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполненияжизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценностьобъектов природы.
Необходимо,чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя,например, использовать оползни и обвалы в горах.
Природныеобъекты должны находиться в пределах государственных границ и континентальногошельфа России[1].
Такимобразом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированныйобъект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природавнешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.
Субъектамиправа частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности наприродные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующейтерритории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются какоснова их жизни и деятельности.
Однако,следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статусасобственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природнымиресурсами осуществляется соответствующими органами государственной имуниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.
Управление и использование ресурсов зависят отрежима прав собственности. Обычно различают четыре режима прав собственности:частная собственность, ресурсы общего пользования, ресурсы открытого доступа иресурсы, принадлежащие государству.
При открытом доступе к ресурсамнаблюдается тенденция к их чрезмерной эксплуатации, поскольку ни у кого нет стимулов сохранить или ограничитьтемпы нынешнего использования, чтобы обеспечить эффективное потребление ресурсав будущем. Отсутствие прав собственности при открытом доступе означаетотсутствие заинтересованности к инвестициям, поскольку тот, кто инвестируетсредства в сохранение ресурса не имеет никаких гарантий, что ему достанетсяотдача от этих инвестиций. В данном случае термин «инвестиции»характеризует как собственно капитальныевложения, так и сдерживание темпов использования ресурсов ради интересовполучения краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной продуктивности ресурса.
Классическим примером ресурсов открытогодоступа до недавнего времени являлись ресурсы Мирового Океана. Киты пострадалиот чрезмерного отстрела, в результате которого на грани исчезновения оказалисьотдельные виды. Атмосфера также является одним из ресурсов открытого доступа.Свобода в отношении прав на выбросы до введения ограничений приводила к уничтожению ассимиляционного потенциала атмосферы.
Частная собственность в принципеобеспечивает стимулы для собственника сохранять долгосрочную продуктивностьресурса. Если у частного собственника существует уверенность, что вдолгосрочной перспективе он получит выгоду от своих инвестиций, направленных наукрепление продуктивности ресурса, то он не будет заинтересован в нанесениивреда самому себе и не станет чрезмерно эксплуатировать ресурс.
Чтобы права частной собственности в полноймере создавали стимулы для рационального использования ресурса, они должны бытьчетко определены, быть исключительными, безопасными, гарантированными и передаваемыми.Защита и надлежащее соблюдение прав частной собственности тоже являются необходимымиусловиями эффективного функционирования института частной собственности,который без надлежащего выполнения данных условий не создает стимулов крациональному природопользованию.
Четкая определенность и исключительностьправ собственности означает ясность правого пространства, которое«покрывается» правом собственности (что можно, а что нельзя) и отсутствие конкурирующих альтернативных претензий наданный ресурс.
Безопасность и гарантии означаютгосударственную защиту от посягательств на частную собственность в видеэкспроприации (без адекватной компенсации), социальных и политических рисков иэкономической неопределенности. Отсутствие безопасности лишает смысла долговременныеинвестиции.
Соблюдение прав частной собственностиозначает уважение общества к этому древнему институту. Исключительность ичеткость формулировок не будет иметь значения, если общество игнорируетсоблюдение прав частной собственности. Право, соблюдение которого необеспечено, перестает быть правом.
Права должны официально (легально)передаваться, например, путем продажи или аренды. Если это нельзя сделать, торезко падает привлекательность инвестиций.
Управление ресурсами общего пользования,находится где-то между ресурсами открытого доступа и частной собственностью.Общее пользование означает, что четко определенная группа пользователейобладает ресурсами, и что они в состоянии исключить доступ не владельцев кданному ресурсу. Примером ресурсов такого типа являются различные формы выпасаскота в Африке. Где племена владеют и используют поля совместно.
Ресурсы общего пользования имеют меньшерисков плохого управления, нежели ресурсы открытого доступа и их не следует смешивать.
Имеется ряд примеров эффективного регулирования предельной нагрузки напастбищах, используемых коммунами. Однако, эта форма собственности показаласебя неустойчивой к изменению внешних условий.
Государственная собственность на землю идругие природные ресурсы казалось бы на первый взгляд преодолевает возможностьповторения «трагедии общего пользования»: собственник един. Однако,чтобы эффективно осуществлять управление своей собственностью, государстводолжно быть в состоянии осуществлять мониторинг за природопользованием отдельнымигруппами лиц, которым данный ресурс предоставлен во временное использование, атакже быть в состоянии обеспечивать установленные правила. На практике вбольшинстве случаев такого успешного положения дел не наблюдается.
Содержаниеправа частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности наземлю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях:
-    правевладения;
-    правепользования;
-    и правераспоряжения.
Правовладения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическоегосподство над ними, а также удержание в обладании.
Владениеземлей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владениебывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории даннойреспублики, иного автономного образования. Если же природный объектгеографически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владенияосуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – сучастием РФ.
Правовладения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е.распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся натерритории соответствующих субъектов Федерации.
Собственникомправо владения реализуется через право хозяйственного веденияэкологопользователей.
Правопользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной ииной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании дляиных целей удовлетворения потребностей общества.
Правопользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдениемопределенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ“Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексахсубъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов;о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Здесьважно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеетдве основные стороны:
-    установлениедля экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектовпри непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
-    взиманиедоходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природныхобъектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и инымиприродными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если вцивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определятьюридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочиенесколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридическогостатуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяетсостояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек невсегда может оказать решающее влияние.Способность рынкасамостоятельно преодолевать провалы рынка
Рынок необязательно всегда находит социально оптимальное решение.Экологическая деградация может иметьместо в случае наличия экстерналий, или когда эксплуатируются ресурсы общегопользования.
Но не бывает случаев без исключений. Есть примерыуспешной интернализации экстерналий и позитивного опыта управления ресурсамиобщего пользования, когда участвующие стороны находят взаимовыгодное позволяющеепредотвратить деградацию окружающей среды решение. Тот факт, что рынки внекоторых случаях могут найти решения своих проблем, означает, что органыгосударственного управления не должны автоматически вмешиваться при провалерынка. Во-первых, лучше всего поддерживать ситуации, при которых рынки самимогут решить свои проблемы – если это возможно. Во-вторых, вмешательствогосударство может в ряде случаев лишь усугубить ситуацию.
Рассмотрим при каких обстоятельствах рынок сможетсамостоятельно найти решения, а при каких нет. Основные условия могут бытьсформулированы следующими образом:
-             при наличии нормальных условийрынок, по-видимому, сможет самостоятельно разработать системы управления,которые должным образом учтут провал рынка. Главным условием«нормальности» являются низкие трансакционные затраты;
-             государственные органы не должныспешить автоматически вмешиваться при каждом провале рынка;
-             эксплуатируются ли ресурсы сверхположенного?
-             установлена ли общая системауправления?
-             что можно сделать для улучшениясистемы управления?Экстерналиии рыночные решения
Как результат экстерналий, обсужденных выше, природныересурсы деградируют, и снижение степени деградации или загрязнения можно добитьсяпутем учета мнения всех или принятия коллективного решения. Коллективноерешение позволяет предохранить снижение запасов и качества природного ресурсаниже желаемого. С этих позиций экстерналии создают почву для новыхуправленческих структур. Стороны, участвующие в эксплуатации определенногоресурса, заинтересованы лучше узнать друг друга, придти к соглашению друг сдругом и контролировать ход его выполнения. Трудности, связанные с организациейэтого процесса, выражаемые величиной трансакционных затрат, и от значения этихзатрат зависит почему в одних случаях провалы рынка не могут разрешиться самимирынком, а в других находятся решения.
Пример установления двусторонних отношения для решенияпроблемы возникновения экстерналий включает в себя ряд следующих принципиальныхмоментов:
Впригороде шведского города Гетеборг недалеко от нефтеперерабатывающегопредприятия расположен автомобильный завод. Менеджеры завода установили, чтопри переработке низкокачественных нефтесодержащих продуктов и соответствующемнаправлении ветра, происходила коррозия металла и слезала краска с новых толькочто выпущенных автомобилей. Две стороны сели за стол переговоров и быладостигнута договоренность, в соответствии с которой антикоррозийные мероприятиястали проводиться в период изменения направления ветра. Однако в процессепереговоров не были приняты интересы жителей, которые проживают с подветреннойстороны.
Вопрос состоит в определении обстоятельств, прикоторых возникают стимулы для нахождения подобных спонтанных решений, а гдеполитика переговоров ни к чему не приводит. Очевидно, переговоры заканчиваютсяпровалом там, где очень трудно или очень дорого становится определить совместныеинтересы, согласовать их и осуществлять надзор над их надлежащим выполнением.Эти трудности, или издержки с ними связанные называются трансакционнымииздержками и в них заключена фундаментальная причина успеха или провала рынкапо саморегулированию.
Основные элементы трансакционных расходов болеедетально рассматриваются ниже:
-             выявление. Для того чтобы заключить соглашение между собой сторонысначала найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но прирассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто являетсязагрязнителем, а кто пострадавшей стороной;
-             переговоры и заключение соглашения, После выявления сторон им необходимопровести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляетдорогостоящий процесс;
-             контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, чтодругая сторона реально соблюдает соглашение – этот вид деятельности такжетребует значительных затрат;
-             обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение исоблюдение соглашения или это обеспечение потребует значительных затрат, тогдатакое соглашение немногого стоит;
-             если упомянутые выше трансакционные издержки сравнительно ниже, чемвыигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельносправится с провалом. Эта идея о том, что действующие на рынке агенты смогутсправиться с внешними затратами, если трансакционные издержки незначительны, аправа собственности сформулированы четко, была отражена в теореме Коуза.Теорема Коуза является важным вкладом в решение проблемы экстерналий. Ее неследует, однако, интерпретировать так, будто бы правительству совсем не следуетвмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когдаимеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза неприменима понекоторым причинам.
Важнейшимпрепятствием для саморегулирования рынка является вовлечение большогоколичества сторон в решение экологической проблемы. Если проблема ограничиваетсятолько двусторонними контактами, например, два рыболова в одном пруду, топереговоры по нахождению взаимоприемлемого решения идут успешно, Однако, еслипроблема касается загрязнения воздушного бассейна крупного города, издержкиопределения участников, проведения переговоров и правоприменения становятсяочень большими.
Большое количествоучастников — это не только проблема размерности. При большом количествеучастников решения проблемы обязательно найдутся «бесплатныеездоки/зайцы», то есть категория лиц, получающих эффект от борьбы сэкстерналиямн бесплатно. Эффекты от улучшения состояния воздуха не могут бытьраспределены только между теми, кто сократил уровень выбросов или компенсировалнанесенный экологический ущерб. Индивид, не имеющий отношения к решаемойэкологической проблеме автоматически воспользуется выгодой от ее решениядругими сторонами.
Таким образом, проблема«зайца» означает отсутствие стимулов у индивида (группы лиц) внестивклад в решение, пользу от которого и без затрат с его (их ) стороны можнобудет использовать. Наличие «зайцев» предполагает, что общество неможет исключить их из поля экологических решений.
Другой случай, когдарынку трудно найти решение самостоятельно, проблема с определением вовлекаемыхсторон. Многие экологические проблемы проистекают из «размывания»форм взаимодействия сторон, когда трудно определить кто вызывает и насколькодеградацию природного ресурса. Например, загрязнение грунтовых вод. Этот типзагрязнения может возникнуть во многих местах (реки, озера, почва) и по многимпричинам, и оказать воздействие на многих пользователей. Более того, может бытьвременной лаг между сбросами загрязнителей и отравлением подземных вод.
Есть близкая проблема,когда возможно очертить круг вовлекаемых сторон, но невозможно провести с нимипереговоры. Это случай, когда экстерналии затрагивают интересы будущихпоколений. Эти люди не имеют возможности голосовать по принятию решений сейчас,но в будущем они столкнутся с проблемой обеспеченности ресурсами, доставшимисяим от предыдущих поколений. Поэтому с учетом вышеизложенного провал рынка можетрассматриваться как неспособность институтов управления адекватно реагироватьна деградацию окружающей среды. Это неспособность экономической системы решатьсвои собственные проблемы.Ресурсы общего пользования и рыночные решения
Как и в случае с экстерналиями, провалырынка, связанные с ресурсами общего пользования,могут быть решены самими вовлеченными сторонами. Мы рассмотрели ситуацию, прикоторой неболыпая группа пользователей может при определенных условияхуправлять этими ресурсами в устойчивом режиме. В данном случае благоприятнымфактором для рынка (или действующих на нем агентов) является возможностьразработки схем устойчивого развития ресурсов общего пользования. Однако, этотакже требует незначительных трансакционных издержек.
Как и следовало ожидать, мониторинг,обеспечение выполнения, информация и другие трансакционные издержки играютважную роль в относительной эффективности различных механизмов, которые, впринципе, могут быть различных механизмов, которые, в принципе, могут бытьиспользованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования.Например:
-             Важное значение имеет как собственность на ресурс общего пользованияограничивается географически (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). Впервом случае затраты на выявление проведение переговоров (заключениесоглашений) будут незначительными.
-             Значение имеет и такой фактор, что пользователи знакомы друг с другом(сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Этооблегчает весь процесс подготовки соглашения и его последующий контроль иобеспечение его соблюдения.
-             Значение имеет и такой фактор, что легко можно осуществлять мониторингдеятельности одного лицу (сравните использование деревней колодца с замусориваниемулиц в крупном городе; или выпас скота на пастбище общины со сбором дров влесу). Это делает, среди прочего, проблему «зайца» более решаемой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.