Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Поведение человека в экстремальных условиях

поведение чел в экстремальных ситуациях


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Что делать в экстремальной ситуации……………………………………….4

2. Самомониторинг в экстремальной ситуации………………………………...6

3. Что делать при пожаре?....................................................................................9

4. Поведение в толпе……………………………………………………………11


5. Безопасность в транспорте…………………………………………………..15


5.1 В самолете……………………………………………………………………16


5.2 В поезде и в метро…………………………………………………………...18


5.3 В автобусах…………………………………………………………………..20


6. Автомобильная авария……………………………………………………….20


7. Оказание помощи пострадавшим…………………………………………...23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29


ВВЕДЕНИЕ

В экстремальную ситуацию сегодня может попасть любой человек в любой момент: взрывы, пожары, внезапные угрозы, направленные на вас или ваших близких, стихийные бедствия, катастрофы и так далее и тому подобное. К сожалению, многие подобные явления незаметно стали частью нашей жизни. И все это оказывает заметное влияние на наше поведение, на нашу психику.

Сегодня газеты переполнены сведениями о правонарушениях и преступлениях. Обилие таких сведений порождает у неподготовленного человека чувство страха и бессилия. Когда же подобной информации накапливается так много, что она грозит парализовать всякую деятельность, срабатывает защитный механизм психики человека. Острота восприятия пугающей информации утрачивается и на смену страху приходит безразличие. Человек перестает бояться, но не из-за сознания собственной силы, а оттого, что утратил нормальную реакцию на реально существующие угрозы. Совершенно очевидно, что ни человек, подавленный страхом, ни человек, безразличный к опасностям, не в состоянии действовать эффективно. Страх во многом обусловлен неизвестностью, поэтому для сохранения самообладания перед лицом опасности важно понимать, что нет неодолимых сил, что столкновения с опасностью можно избежать или, по крайней мере, существенно ослабить отрицательные последствия этого столкновения. Чтобы не стать жертвой преступления, необходимо иметь ясное представление о своих преимуществах перед преступниками.

Для того чтобы принять более или менее правильное решение в возникшей экстремальной ситуации необходимо, насколько возможно, разобраться в том, в какую именно ситуацию вы попали: оценить саму ситуацию, оценить оппонента (противника), успокоиться и выбрать тактику поведения. И уже затем действовать сообразно обстоятельствам.

1.Что делать в экстремальной ситуации

Жизнь человека преисполнена множества опасностей. Некоторые из них мы в состоянии предупредить. Например, руководствуясь данными статистики о причинах гибели многих автомобилистов и избегая абсурдной бравады, можем использовать ремни безопасности. Или, для того, чтобы избежать отравления, приобретая продукты, можем посмотреть на срок годности. Однако, есть и такие опасности, которые могут возникать «нежданно-негаданно». К таким относятся различные экстремальные ситуации. Например, чрезвычайные происшествия, катастрофы, природные стихийные бедствия, террористические акты и прочее. Но не только столь серьезные события могут возникать в нашей жизни внезапно. Некоторые люди даже неожиданный вызов к руководству или внезапно свалившийся отчет могут воспринять как «опасность». Непредсказуемость таких ситуаций часто выступает фактором, который может так преображать поведение человека, что даже, казалось бы, самый рассудительный утрачивает самообладание и способность действовать эффективно.
Можем ли мы подготовить себя к непредсказуемым экстремальным ситуациям или же мы обречены впадать в оцепенение и панику? Предугадать некоторые события, действительно, крайне сложно, но у человека есть все возможности конструктивно действовать в них, сохраняя спокойствие и, тем самым, повышая собственную устойчивость к стрессовым факторам экстремальной ситуации. Нужно лишь знать как достичь этого.


Существуют закономерности, определяющие нашу реакцию в экстремальной ситуации:
-во-первых, ситуация воспринимается органами чувств;
- во-вторых, молниеносно неосознанно оценивается на предмет «опасности-безопасности»;
- в-третьих, появляются соответствующие эмоции, спектр которых зависит от оценки ситуации (например, если «опасно» - страх, если «безопасно» - спокойствие) и запускаются физиологические реакции,
необходимые для приспособления к данной ситуации.1


Эти физиологические изменения, сформированные в человеке эволюцией, способствуют наилучшему выживанию. И именно в этих реакциях сокрыты, как опасность разрушительных последствий, так и огромный потенциал приемов, которые повышают нашу устойчивость в экстремальных ситуациях.
Можно выделить две системы организма, изменения в которых при нахождении в экстремальной, а значит - стрессовой ситуации наиболее очевидны. Кроме того, состоянием этих систем можно управлять произвольно, добиваясь спокойствия и поведения, обеспечивающего безопасность.
Прежде всего, реагирует мышечная система. Мышечные структуры оперативно приводятся в напряженное состояние в результате выделения нервными окончаниями норадреналина. Эта мобилизация мышечной активности есть древнейший механизм выживания: все живые организмы при встрече со стрессом (например, соперником по
племени или хищником) либо вступают в схватку с ним, либо убегают от него (или замирают), что в любом случае требует активной работы мышц. И человек - не исключение: мышцы приводятся в состояние «боеготовности». Но, в отличие от животных, это напряжение не сбрасывается при помощи тех приемов, которые находились в репертуаре предков, так как этому препятствуют определенные социальные нормы и правила. И в результате, зачастую, по закону сохранения энергии, это напряжение накапливается, поддерживая психологический дискомфорт и приводя к телесным недугам (например, гипертония). Что делать с этой системой - чуть дальше.


Другая система - это дыхательная система. При нахождении в экстремальной ситуации неподготовленный человек начинает дышать «головой», а не «туловищем», как это происходит в нормальной обстановке. И причина тому - напряженные мышцы, которые препятствуют полноценным движениям грудной клетки. Вначале происходит задержка дыхания, что приводит к уменьшению содержания кислорода и увеличению количества углекислого газа в крови. Так как такое соотношение не является нормальным для организма, то дыхание учащается, вдох становится длиннее, а выдох - короче. В результате развивается гипервентиляция: в крови резко увеличивается содержание кислорода, а содержание углекислого газа падает. Но печальным следствием такой реакции может быть сужение кровеносных сосудов мозга, головокружение и, в худшем случае, обморок.
Каким же образом мы можем использовать работу этих систем себе во благо? Прежде всего, мы можем устранить излишнее напряжение в мышцах. Для того, что бы достичь этого, необходимо использовать технику, которая известна под названием «самомониторинг». Эта техника заключается в выявлении и произвольном преодолении эмоциональной напряженности.


2. Самомониторинг в экстремальной ситуации


Самомониторинг представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.1


Необходимо мысленно пройтись по всему телу, задавая себе вопросы:
-как мои мышцы? Ненапряженны ли?
- какова моя мимика в данный момент?
- как я дышу?
При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы, нормализовать дыхание и т д.
Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.
Техника глубокого дыхания:
1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);
2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;
3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);
4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.
Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). В течение дня - до 15 - 20раз.1


Кроме нормализации дыхания выполнение техники глубокого дыхания приводит к восстановлению нормальных параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, отчасти давления. Это происходит в результате усиления естественного физиологического эффекта: на вдохе у любого человека сердцебиение ускоряется, а на выдохе - замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невозможно, это выявляется только чувствительными приборами).
Но что нам дает выполнение этих техник в экстремальной ситуации? Давно известно о взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психологического, «души и тела». Не напряженное состояние мышц, спокойное дыхание и нормальное сердцебиение обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы будем более спокойны эмоционально. А значит, появится возможность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не стрессируя себя дополнительно собственными переживаниями.

Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:

1. ВЕРА В СЕБЯ
2. ЖЕЛАНИЕ ВЫЖИТЬ
3. УКРЫТИЕ И ОГОНЬ
4. СИГНАЛЫ ПРИЗЫВА О ПОМОЩИ
5. ВОЗМОЖНОСТЬ ДОБЫТЬ ВОДУ И ПИЩУ
6. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫХОДУ ИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ1


Человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.


3. Что делать при пожаре?

Около 80% погибающих на пожаре людей являются жертвами отравлений ядовитыми продуктами горения и термического разложения веществ и материалов. Благодаря научно–техническому прогрессу в промышленности, строительстве и в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно с помощью химии и физики. В связи с этим возможность возникновения пожара в наше время неизмеримо возросла. К сожалению, не только дети, но порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих нас в нашем жилье. Почти в каждой квартире рядом со шкафом из полированных досок, покрытых нитролаком, стоит диван из поролоновой основе. В ванной комнате имеются предметы бытовой химии — всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющими, освежающими, дезинфицирующими и прочими препаратами. Источником пожара может стать телевизор, особенно цветной. Около половины его массы составляют полимерные материалы (полистирол, полиамид и т.д.), которые пожароопасны. Горя, они выделяют ядовитые газы, опасные для окружающих. Все большее применение в отделке помещений находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя опасный для здоровья и жизни человека дым.

При пожаре состав дыма меняется вследствие изменения доли образующихся веществ, различной температуры горения и доступа кислорода. Дымогазовая смесь выделяется уже в начальной стадии. При доступе кислорода температура становится свыше 600 С, а в замкнутом помещении достигает 900 градусов, что приводит к увеличению содержания угарного газа. Во время пожара возникает набор веществ с острым токсическим действием: кроме оксидов углерода — хлористый водород, синильная кислота, аммиак и др. Далее образуются ароматические углеводороды (бензол, толуол, стирол и др.). Вредные вещества создают две области действия: острое токсическое действие и долгосрочное канцерогенное и хроническое действие. Степень поражения человека зависит от концентрации этих веществ. В большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от этого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами горения привычных и полезных в быту вещей. Даже один вздох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает тяжелые ожоги.1

Увидев признаки пожара:
• Если выйдя из квартиры в подъезд, вы попали в густой дым, то немедленно нужно вернуться в квартиру. Закройте плотно за собой дверь, заткните мокрыми тряпками дверные щели и вентиляционные отверстия.
• При сильном заполнении помещения дымом идите в сторону незадымленной лестницы, либо к выходу. Пользоваться лифтом во время пожара категорически воспрещается.
• Если пожар распространяется в небольшом помещении, не открывайте окна и двери: доступ свежего воздуха и сквозняк усилят пламя.
• Если же пожар небольшой, то попробуйте прикрыть пламя сверху чем–нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем заливайте водой. Не вытаскивайте из огня горящие предметы: это только способствует распространению пожара. Гасить водой или песком начинайте от краев, двигаясь к центру.
• В случае возгорания мебели нужно быть особенно осторожным, поскольку современная мебель, сделанная из синтетических материалов, очень токсична при возгорании. Не нужно ставить горящую мебель на балкон, поскольку свежий воздух лишь увеличит горение. Не пытайтесь накрывать мебель мокрой, плотной тканью или заливать водой, если огонь уже большой. В таком случае срочно покидайте квартиру и вызывайте пожарных.

Использование огнетушителей:
Наиболее эффективный и общедоступный способ ликвидации небольшого очага возгорания — это использование ручного огнетушителя. Но, тут стоит обратить внимание на то, что в каждом отдельном случае необходимо использовать определенный огнетушитель, исходя из обстановки.


4. Поведение в толпе


Толпа – скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и центром внимания. Основным механизмом формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Отсутствие ясных целей и структуры порождает практически наиболее важное свойство толпы – возможность умышленно манипулировать ее поведением в авантюристических целях, с одной стороны, а с другой – сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.


Большинству людей выживание в уличной толпе представляется целью более легкодостижимой, чем, к примеру, в замкнутом пространстве киноконцертного зала. Нет узких дверей, нет темноты, не могут обрушиться на голову стены и потолок, зато через каждый квартал есть поперечные улицы и переулки.
Между тем именно улица знает примеры самых кровавых давок - достаточно вспомнить Ходынку или похороны Сталина. Любая уличная толпа, в отличие, например, от "зрительской", опасна изначально. Если люди собираются на улице в массовом количестве, значит, чаще всего преследуют какие-то определенные цели - митинг ли это, шествие, демонстрация верноподданнических чувств своим правителям или, наоборот, протест - не суть важно. В любом случае такая толпа в той или иной степени идеологизирована.
Для превышения критической массы покоя бывает довольно одного кирпича, брошенного в витрину, или одного крика "Наших бьют!", чтобы законопослушное сборище людей превратилось в не боящуюся крови и смерти толпу с иллюзией кажущейся безнаказанности. Народу много, поди разберись,кто что натворил.
Отсюда самый главный совет: в дни социальной напряженности или даже массовых гуляний не выходите лишний раз на улицу.
Если в силу каких-то обстоятельств избежать участия в массовых шествиях вам не удается, не забывайте о мерах личной профилактической безопасности. Выберите крепко сидящую на вас одежду с надежными застежками. Помните, что шарфы, галстуки и цепочки могут задушить вас. Одежда в толпе - это не мода, это орудие убийства или средство выживания!
Уберите из карманов все потенциально опасные предметы. Снимите с одежды все знаки профессиональной или идеологической принадлежности. Вообще старайтесь внешним обликом быть усредненно-нейтральным.
Старайтесь не лезть в гущу событий, лучше держаться окраин толпы, чем центра: там больше шансов вовремя и, главное, без потерь покинуть поле боя.1
Все эти рекомендации касаются, в большей степени, выживания в толпе разбушевавшихся идейных борцов. А что делать просто в толпе, в которой возникла паника и неизбежная ее спутница - давка?
В первую очередь, вспомните план окружающей местности. Куда выходит улица, по которой движется толпа? Какие улицы выходят на нее? Особенно опасны возможные транспортные сужения. У входа в сужение создастся неизбежный затор, а значит, давка и паника. Если вы заранее просчитаете воронку, у вас останется шанс, до того как толпа уплотнится и закаменеет, покинуть ее.
Понять характер и направление будущих людских потоков и отдельных струй - значит выбрать безопасное, ведущее к спасению направление. Если вы знаете, что один из людских потоков хлынет в левый переулок, а там тупик, то постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы не попасть в него.
В толпе спасаются не тогда, когда спасаются все - в этом случае уже поздно что-либо предпринимать, а тогда, когда паника и массовое бегство только предполагаются.
В ситуациях, когда вы видите приближающуюся к вам толпу, немедленно уходите в сторону - в боковые улицы, переулки, проходные дворы. Убегать от толпы в направлении, куда она движется, не рекомендуется. Во-первых, вы можете спровоцировать погоню (инстинкт хищника, догоняющегося жертву), во-вторых, упереться в тупик, где вас и накроет вал приблизившихся людей. В-третьих, вы можете оказаться между толпой и органами правопорядка и пострадаете и от тех, и от других.
При начинающейся панике и невозможности эвакуации в боковые улицы допустимо уходить в подъезды, где, поднявшись на верхние этажи, просить убежища у жильцов или, забравшись через чердачные люки, пережидать события на крыше.
В крайнем случае разбивайте витрины магазинов и по их внутренним помещениям идите к служебным выходам, которые, как правило, находятся с противоположной стороны от входа в магазин.
Как самое крайнее средство можно порекомендовать при приближении толпы взбираться на козырьки магазинов, крыши низких зданий, капитальных киосков и даже трамвайных вагонов (только опасайтесь токонесущего провода), вскарабкиваться на уличные фонари - то есть любым способом стремиться подняться над толпой.
Только обязательно смотрите, чтобы сооружения, на которые вы забираетесь, были прочны и надежно стояли на земле.
Возможно также искать укрытия на уровне земли, например, забираясь под трамваи, тяжелые грузовые автомобили, слуховые окна подвалов.
Если вы оказались в толпе, то главное, чего вы не должны делать - оказывать физическое сопротивление, пытаться сдерживать соседей, хвататься за случайные неподвижные предметы, тормозить общее движение. Вас просто сомнут или затопчут, а руки, ухватившиеся за фонарь, сломают.
Если в разреженной толпе имело смысл "плыть" к ее окраинам, чтобы найти убежище в ближних домах, то в монолитно текущей - наоборот, надо держаться от них как можно дальше. Любые выступы на стенах, мимо которых вас тащит людской поток, становятся смертельно опасными.
Для человека, оказавшегося в центре толпы, можно выделить две основные задачи, на которых он должен сосредоточиться: защитить грудную клетку от сдавливания и постараться не упасть.
Для этого предпочитайте семенящий шаг прыжкам - так меньше шансов быть сбитым боковым толчком или угодить в невидимую яму. Будьте готовы ухватиться при потере равновесия за соседей, еще лучше бегите, уже аккуратно держась за них, но так, чтобы не мешать друг другу. Избавьтесь от неустойчивой, на высоких каблуках обуви.
Не нагибайтесь за уроненными вещами, что бы вы ни потеряли. Нет ни единой вещи, которая была бы дороже вашей жизни. Не реагируйте на боль в ногах и теле, не пытайтесь рассмотреть нанесенные вам повреждения!
Любой наклон, любое отвлечение в бегущей толпе от главной задачи - удержания равновесия - чреваты мгновенной смертью.
Если вы упали - немедленно, не мешкая ни мгновения, пока ваша ниша не затянулась, поднимайтесь.
Быстро подтягивайте ноги к себе, группируйтесь и резким и сильным рывком, разжимаясь, подобно пружине, прыгайте вверх. Если вы не упали, а осели на колени, поставьте одну ногу полной подошвой на землю и вставайте резким толчком. Во всех случаях подымайтесь по направлению движения, а не против него.
Руки в толпе необходимо выставить перед грудью, со сцепленными в замок пальцами или выставленными кулаками!В таком положении они хоть в какой-то степени защитят грудную клетку. При каждом вдохе вы можете отжимать руки от себя, выигрывая дополнительные миллиметры объема легких.
Десяток хорошо организованных, согласованно действующих человек остановить толпу, конечно, не остановят, но выбраться из нее, в принципе, могут, а уж защитить своими телами детей и женщин - точно. "Клин", состоящий из десяти пар упирающихся в одну сторону ног и десяти пар раздвигающих толпу рук, хоть и медленно, но может дрейфовать в теле толпы.
Толпа представляет серьезную опасность как для людей, составляющих ее, так и для окружающих. Для человека в толпе характерны пониженные самоконтроль и самокритика, агрессивность и пр. Наиболее опасны политизированные толпы. Толпа, впавшая в панику, равна стихийному бедствию.1


5. Безопасность в транспорте


Отечественный и зарубежный опыт показывают, что общественный транспорт нередко подвергается атакам террористов. Чтобы избежать опасности или снизить возможный ущерб в случае теракта, необходимо следовать несложным правилам:

Ставьте в известность водителя, сотрудников милиции или дежурных по станции об обнаруженных подозрительных предметах или подозрительных лицах.

Стать объектом нападения больше шансов у тех, кто слишком броско одет, носит большое количество украшений или одежду военного покроя и камуфляжных расцветок.

Чтобы не сделать себя мишенью террористов-фанатиков, избегайте обсуждения политических дискуссий, демонстративного чтения религиозных или порнографических изданий.

В случае захвата транспортного средства старайтесь не привлекать к себе особого внимания террористов.

В случае штурма безопаснее всего лежать на полу, а если это невозможно, необходимо держаться подальше от окон.

Любого, кто держит в руках оружие, антитеррористическая группа воспринимает за террориста. Не прикасайтесь к оружию, или другому имуществу террористов. По возможности постарайтесь не двигаться до полного завершения операции.


5.1 В самолете

Несмотря на относительно высокую защищенность авиационного транспорта, нередко воздушные суда оказываются захваченными террористами. Есть несколько общих правил, выполнение которых повысит безопасность вашего путешествия.

Выбирая авиакомпанию, отдавайте предпочтение той, которая наилучшим образом обеспечивает безопасность пассажиров.

По возможности пользуйтесь прямыми рейсами, не предполагающими промежуточных посадок.

Покидайте самолет при промежуточных посадках. Во время такой стоянки, как показывает опыт, террористы могут попытаться прорваться на борт. Путешествовать лучше прямыми рейсами, без посадок.

Старайтесь не привлекать к себе особого внимания: не читайте религиозных, политических или эротических изданий, не обсуждайте соответствующие темы. Выбирайте неброскую одежду, непохожую цветом и кроем на военную, оставляйте на себе минимум украшений, избегайте употребления алкоголя.


Если самолет уже захвачен помните, что любая пауза или затяжка времени играет в пользу заложников.

Не пытайтесь оказать сопротивление - в самолете может оказаться сообщник террористов, который может привести в действие взрывное устройство.

Выполняйте указания террористов, отдайте им вещи, которые они требуют.

Не смотрите им в глаза, не реагируйте на их поведение, даже если оно кажется вам чрезмерно вызывающим. Старайтесь не привлекать к себе их внимание, особенно тех, которые кажутся наиболее опасными.

Не реагируйте на провокационное и вызывающее поведение.

Если у вас есть документы, представляющие интерес для террористов, спрячьте их.

Не делайте резких движений, не повышайте голос. Если собираетесь передвинуться или достать что-либо из своей сумки или портфеля спрашивайте разрешения.

Если начинается стрельба, ни в коем случае никуда не бегите, лягте на пол, укройтесь за сиденьем.


Штурм, как правило, происходит очень быстро. При этом важно не шевелиться, лечь на пол, и выполнять требования группы захвата. Не следует бросаться навстречу к спецназовцам - тех, кто в такой момент остается стоять или держит в руках предметы, похожие на оружие, спецназ воспринимает как террористов.
Покидать самолет можно только после соответствующего приказа, при этом не следует терять время на поиск одежды или личных вещей - террористы могут оставить после себя взрывное устройство.


5.2 В поезде и в метро

Общие правила, которые помогут вам минимизировать опасность, следующие:

Если есть возможность, лучше занимать места в вагонах в середине состава, так как они в случае аварий страдают меньше остальных.

Если кто-то оказался на рельсах, и требуется помощь других пассажиров, то один человек должен направиться к выходу из тоннеля, чтобы подавать сигналы машинисту поезда, размахивая яркой тканью, еще двое должны срочно поставить в известность о случившемся сотрудников метрополитена.

Если находящийся на рельсах в состоянии быстро выбраться на платформу, не задевая контактный рельс, ему следует оказать в этом помощь. Если это невозможно, пострадавшему необходимо порекомендовать немедленно добраться до конца станции, лечь там между рельсами и оставаться в таком положении до отхода поезда.

Если вы обнаружили оставленные кем-то вещи, не трогайте их, а поставьте об этом в известность сотрудников милиции или метрополитена. В любом случае, от подозрительных вещей лучше находиться на максимально далеком расстоянии. Кроме этого, следует помнить, что в вагоне метро лучше стоять, чем сидеть, так как взрывные устройства могут быть спрятаны под сиденьями.


Если в результате террористического акта произошел взрыв, и поезд остановился в тоннеле, необходимо пользоваться следующими правилами:

Откройте дверь вагона, но ни в коем случае не пытайтесь сразу покинуть его. Это можно делать только после того, как будет отключен контактный рельс. О том, что напряжение отключено, и в каком направлении двигаться, должен сообщить машинист.

Избегайте прикосновений к металлическим частям вагона. Если тоннель заполнен дымом, закройте рот и нос тканью и постарайтесь лечь на пол вагона. Это поможет вам не задохнуться.

Если обстоятельства позволяют, дождитесь спасателей.


Если вас ожидает поездка в поезде, общие принципы обеспечения безопасности те же, что и в метро, однако есть и ряд специфических особенностей:

Старайтесь приобрести билеты в вагоны, находящиеся в середине состава.

При условии, что места в поезде сидячие, предпочтительны те, которые расположены против движения поезда.

Если попутчики вызывают у вас недоверие, старайтесь не засыпать.

Не выключайте свет в купе, дверь держите закрытой.

5.3 В автобусах

Основные меры личной безопасности, которые необходимо соблюдать при передвижении на общественном наземном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) во многим схожи с теми мерами, которые надо применять, находясь в самолете. Есть, правда, и некоторые особенности:

Внимательно осмотрите салон, чтобы убедиться в отсутствии подозрительных предметов и личностей, а также запомните, где находятся экстренные выходы, огнетушитель.

Штурм общественного наземного транспортного средства происходит намного быстрее, чем штурм самолета.

Если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам.


6. Автомобильная авария


Не проходит и дня чтобы СМИ не сообщали о новых автомобильных авариях и катастрофах. Поскольку в недавнем прошлом я сама оказалась в этой неприятной ситуация, считаю своим долгом рассказать о причинах, возможностях избежать трагедии, и о том, как надо действовать, если вы всё-таки стали участником ДТП. Каковы главные причины происшествия на дорогах?

Согласно статистике, это:

Различные нарушения правил дорожного движения.

Превышение скорости.

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии ( в России - 25% случаев)

Плохие дороги ( главным образом скользкие).

Неисправности машин ( на первом месте тормоза, на втором- рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Ещё один важнейший пункт в этом ряду – недостаточное активное использование информации. Ведь и в приведённом списке вряд ли есть что-то новое для водителя! Однако, всегда ли мы строго следуем Хорошо известным нам правилам? Так, многие пренебрегают пристяжными ремнями, а между тем, подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в 2-3 раза, а при опрокидывании в 5 раз. Столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости в 20 км/ч, без ремней безопасности водитель, скорее всего, получит травму; та же ситуация при скорости в 50 км/ч равносильна прыжку лицом в низ с четвёртого этажа.

Любой работник ГИБДД подтвердит, что беспечность, самонадеянность, невоспитанность – в других условиях всего лишь неприятные черты характера – на дороге чреваты смертельной опасностью. И это не частный вопрос. Один из иностранных гостей г. Москвы летом 1993 года сказал, что в нашем городе его не покидало ощущение нависшей социальной катастрофы: «Я видел, как машины проезжали на красный свет…!»

Что делать, если авария неизбежна?

Вот несколько советов опытных водителей:

Не покидать машину до её остановки. Исследования показывают, что в этом случае шансов выжить в 10 раз больше, чем при катапультировании.

Сохранять самообладание, управлять машиной до последней возможности.

Сделать всё, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево - лучше идущего на вам автомобиля.

Если нет другой возможности, перевести встречный удар, в скользящий боковой.1

Когда удар не отвратим, самое главное - препятствовать своему перемещению вперёд и защитить голову. Для этого ногами упереться в пол, руками, напрягая все мышцы, в рулевое колесо, голову наклонить вперёд, между рук.

Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если с вами рядом ребёнок, его нужно крепко прижать, закрыть собой и так же упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сидение, поэтому ПДД запрещают находиться там детям до 14 лет.

После того, как удар произошел, первым делом надо определиться, где, в (каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли не подтекает ли бензин ( особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно, они заклинены, и надо, открывать или разбивать окна.

Если машина упала в воду.

Такие аварии гораздо чаще происходят в кино, чем в жизни, однако нужно быть готовым и к ним.

Оказавшись в воде, машина некоторое время может держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из неё выскочить. Но двери открывать не следует – вода тут же хлынет внутрь, и автомобиль начнёт резко погружаться. Выбираться нужно через открытое окно.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми, воздух в машине держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары, чтобы машину легче было искать, оценить ситуацию, активно провентилировать лёгкие, избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить документы. И самое главное, мысленно, представить себе путь наверх.

Оказавшись под водой, лучше всего постараться протиснуться сквозь открытое стекло, ухватившись при этом, за крышу машины. Если не удаётся, попытайтесь приоткрыть дверь, ни в коем случае не распахивайте её резко - вам помешает поток воды, которая неизбежно устремиться в салон.

Если дверь заклинило, а окно не опускается, надо разбить лобовое стекло - заранее поищите, чем вы это будете делать. Во всех случаях следует, взять руками за крышу, подтянуться, а затем плыть резко вверх.

Очутившись под водой, вне машины, имейте в виду, что у вас не менее 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы достичь поверхности. Считается, что опасна глубина более 30 метров, но найти её падающему автомобилю, практически не возможно, разве, что за бортом морского парома.


7. Оказание помощи пострадавшим

(в том числе, самопомощь)


Для оказания помощи хорошо иметь аптечку, поэтому, отправляясь в путешествие, ее лучше брать с собой. Набор необходимых медикаментов зависит от климатических условий. Например, в пустыне нужна сыворотка против змеиного яда, крем от солнечных ожогов и др. В тропической аптечке должны быть репеллент против пиявок, насекомых, присыпка от грибковых заболеваний, противомалярийный препарат. В любой аптечке должны быть:

- жгут

- индивидуальный перевязочный пакет на каждого

- бинты

- стерильные салфетки

- пластырь (бактерицидный и простой)

- ваты

- йод

- марганцовка

- медицинский спирт

- шприц тюбики с морфином или другое обезболивающее

- антибиотики широкого спектра

- нитроглицерин

- корвалол/валидол

- раствор кофеина

- раствор адреналина

- синтомициновая эмульсия (при ожогах/обморожениях)

- тетрациклиновая мазь (при воспалении глаз)

пантоцид (для дезинфекции воды1

Следует иметь медикаменты, индивидуально подобранные для каждого в достаточных количествах (не менее необходимого минимума). Названия и способы применения лекарств должны быть подписаны несмываемым карандашом/краской. Аптечку упаковывать аккуратно, исключая возможность порчи медикаментов. Ножницы или скальпель при их отсутствии можно заменить продезинфицированным бритвенным лезвием. Необходимо уметь использовать лекарственные травы, а так же: отличать их от ядовитых растений. Применять можно только хорошо знакомые травы, поэтому, отправляясь в другую климатическую зону, лучше заранее запомнить местные ядовитые растения и не менее 5 лекарственных/съедобных. Например, при лихорадке помогает земляника, сельдерей, кора вяза. От малярии помогает сирень, подсолнечник, настойка крапивы с чесноком, шиповник, кора ивы. Для оказания медицинской помощи сразу после аварии или при необходимости длительного автономного существования нужны навыки, поэтому первую помощь должен уметь оказывать каждый. При автономном выживании наиболее вероятны:

ОЖОГ. Обожженное место нужно охладить, протереть спиртовым раствором, наложить сухую повязку. Пораженное место можно растирать отваром из коры дуба, сырым картофелем, мочой. Нельзя смазывать ожог маслом, нельзя вскрывать образующиеся пузыри.

КРОВОТЕЧЕНИЕ. Поврежденный сосуд прижать (артерию – сверху, кроме артерий головы, шеи) или наложить жгут/давящую повязку из подручных средств (кроме проводов, веревок, шнуров). Рану обработать йодом/перекисью водорода/зеленкой и закрыть пластырем/бинтом. К кровоточащей ране можно приложить ягоды калины, шиповник, подорожник, алоэ. При гнойных ранах прикладывают отвар лопуха. Жгут нельзя держать дольше 1.5 часа летом и 30 мин. зимой.

ПЕРЕЛОМЫ/ВЫВИХИ. Поврежденную конечность надо обездвижить (для чего используется шина или палка/лыжа/доска). Боль можно уменьшить, приложив лед. Помогает мелко нарезанный лук (при вывихах). Нельзя принимать обезболивающие, нельзя пытаться самим вправить конечность.

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ/МАССАЖ СЕРДЦА необходимы при клинической смерти (нет пульса и дыхания или судорожное дыхание, зрачки не реагируют на свет). Оказывающий помощь вдыхает воздух в рот/нос пострадавшего около 24 разом в мин. Нос/рот пострадавшего при этом должен быть зажат. Кровообращение можно восстановить, нажимая на грудную клетку. Больной должен лежать на жесткой поверхности, одежду расстегнуть. Смерть наступает через 5 мин. после клинической смерти, но реанимацию надо продолжать 20 – 30 мин. Иногда это дает эффект.

ОБМОРОК. Если дыхание и сердечная деятельность не нарушены, достаточно расстегнуть одежду, поднести к носу тампон с нашатырным спиртом, уложить человека так, чтобы голова была ниже ног. При любых травмах пострадавшего лучше всего постараться доставить к врачу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах - решающая. И если знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким видом, да к тому же не позволять заставать случаю себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить в свою пользу. Такое умение выживать, я думаю, можно легко назвать «личным иммунитетом безопасности».
По некоторым сведениям в России этот иммунитет в несколько раз выше, чем в развитых европейских странах. Однако любым самоучителем, любым пособием, нужно в первую очередь правильно пользоваться. В первую очередь, знать и помнить, что любой заочный совет, это в первую очередь информация к размышлению, а никак не безапелляционное руководство к действию. Экстремальные ситуации слишком разнообразны, и, несмотря на все сведения и рекомендации, решения всякий раз приходится принимать самостоятельно.

Чтобы действовать адекватно в экстремальной ситуации, постарайтесь по возможности следовать следующему плану действий:

прежде, чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в которой вы оказались;

попробуйте, насколько это будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание на его физические и психические данные, его настроение и возможные особенности в поведении;

приведите себя в состояние, которое позволит вам не только действовать, но и думать;

определите тактику своего поведения в зависимости от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя в соответствии с ней.


Многие допускают одну из двух ошибок - переоценивают свои возможности, либо сильно их занижают. И то, и другое делает вас потенциальной жертвой. Следовательно, необходимо уметь различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей и контролировать себя. Наконец. Грустный совет, но психологически надо быть всегда готовым к применению насилия, что уже само по себе является эффективным средством защиты. Главное правило - понять, в какую ситуацию вы попали, насколько реальна угроза физического насилия, и можно ли ее избежать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып.5-М.: ВИНТИ,1991г.

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.-М.,1989г.

Грановский Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,1997г.

Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.-М.1996г.

Борчук Н.И. Медицина экстремальных ситуаций. Минск,1998г.

Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.-М.,1995г.

1 Грановский Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,1997г.,стр.56


1 Грановский Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,1997г.,стр.43

1 Грановский Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,1997г.,стр.76

1 Грановский Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,1997г.,стр.112

1 Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.-М.1996г.,стр.43


1 Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.-М.,1995г,стр.66

1 Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.-М.,1995г,стр.87

1 Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.-М.,1995г,стр.98


1 Борчук Н.И. Медицина экстремальных ситуаций. Минск,1998г.,стр.57


29




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.