Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику.
Если десять лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в конце 2004 года он достиг двух тысяч семисот долларов, в 2005 году ВВП на душу населения по прогнозам составит около трёх тысяч долларов.
К 2010 году Казахстан может достичь ВВП на душу населения более 5800 долларов США, то есть нынешнего уровня таких стран как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия, а к 2015 году – порядка 9000 долларов США.
Сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом объем добычи углеводородного сырья вырос на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза.
В экономику республики привлечено порядка 30-ти миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Инвесторы знают, что сегодня Казахстан – надежный партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество.
Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
Сегодня в Национальном фонде аккумулировано 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом превышают 14 млрд. долларов США.
Казахстан последовательно проводит открытую внешнюю торговую политику. Так, в 2004 году объем внешнеторгового оборота приблизился к 33 млрд. долларов США с позитивным сальдо свыше 7 млрд. долларов и вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1994 годом.
Заметно диверсифицировалась и география внешней торговли, которая в первые годы независимости в основном включала СНГ.
В 2004 году в структуре товарооборота Казахстана на первое место вышли страны- члены ЕС, Россия, Швейцария и Китай.
В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода. Если сравнить основные показатели качества жизни, за последние 10 лет, в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно.
Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом.
Поступательный экономический рост в Казахстане позволил значительно расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о достигнутом запасе прочности экономики страны.
Экономическая география
Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов. На Севере развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика. В Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство. Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион не только Казахстана, но и СНГ. Основные отрасли хозяйства Центрального Казахстана — черная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство. В Южном Казахстане производятся хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, легкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство. Размещение промышленности привязано к месторождениям полезных ископаемых, крупным городам и водным ресурсам. Высокая концентрация горнодобывающей промышленности обусловила ухудшение экологической обстановки, что особенно характерно для городов Восточного, Центрального и Южного Казахстана.
Трудовые ресурсы
Численность трудовых ресурсов составляет 8,8 млн. человек (1997). Число занятых снизилось до 6,4 млн. человек по сравнению с 7,7 в 1991. На начало 1999 безработицей было охвачено ок. 25% трудоспособного населения страны. В сфере услуг работает почти 60% занятых, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве — 24%, в промышленности — 16%. В промышленности в основном заняты русские, среди крестьян и управленцев преобладают казахи. Значительную часть работников нефтяной промышленности на западе страны составляют азербайджанцы.
Энергетика
В 1990 производство электроэнергии в Казахстане составило 87,4 млрд. кВт ч, из которых 85% было использовано внутри республики, а 15% передано в российские регионы (Урал, Центр). К 1997 выработка электроэнергии сократилась на 43%. Большая часть энергии производится на 37 тепловых электростанциях, работающих на углях Экибастузского, Майкубинского, Тургайского и Карагандинского бассейнов. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции — Бухтарминская, Усть-Каменогорская (р.Иртыш) и Капчагайская (р.Или), обеспечивающие 10% потребностей страны, и атомная электростанция недалеко от Актау (бывш. Шевченко).
Хотя производство электроэнергии остается важной отраслью и в постсоветский период, все большее значение приобретает добыча углеводородного сырья, в частности нефти. В 1997 было добыто 25,8 млн. т нефти и газового конденсата. Однако из-за недостатка перерабатывающих мощностей и отсутствия необходимых нефтепроводов Казахстан был вынужден импортировать из России ок. 12 млн. т нефти и 1,8 млрд. куб. м природного газа. В последние годы крупные месторождения нефти открыты в Прикаспийской низменности (Тенгиз), на п-ове Мангышлак, на каспийском шельфе и в южном Казахстане. Для разработки и экспорта этих нефтяных ресурсов образованы международные консорциумы. Наиболее известен Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). В декабре 1996 он включал в себя казахстанские, российские, американские, итальянские и британские компании. Китайская национальная нефтяная компания заключила соглашение с правительством Казахстана о строительстве нефтепровода из Казахстана в Китай. Канадская компания «Харрикейн» планирует вложить более 400 млн. долл. в разработку месторождений нефти и газа. Эти проекты могут в будущем создать основу для развития в Казахстане крупного экспортного рынка.
1. Сущность и функции рынка
Рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: «Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения». Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Рынок — есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок — это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как «процесс конкурентных торгов». Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная «толкучка» представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на «дно» неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка — это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, — покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, — и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение — сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Рынок выполняет определенные функции:
— выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
— уравновешивает спрос и предложение;
— обеспечивает сбалансированность экономики;
— на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
— это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
— объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
— неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
— свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
— неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
— наличием у каждого участника полной информации о рынке;
— стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
— на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
— Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
— Не создает условий для реализации права на труд;
— Не гарантирует полную занятость населения;
— Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
— Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
— Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
— Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
В силу этих обстоятельств, — утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита — и кто призывает к этому — человек с психическим заболеванием клинического характера.
Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В этой лекции нам надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.
Предварительный просмотр
Преимущества. 1. Рынок выступает как регулятор общественного производства. С помощью рынка происходит приспособление структуры и объема производимого товара к структуре общественных потребностей. С помощью рыночного механизма происходит стихийное распределение факторов пр-ва между различными отраслями, решается, что и в каких количествах производить. 2. Рынок решает, какие условия пр-ва являются общественно необходимыми. Он стимулирует снижение издержек пр-ва, рост производителности труда. 3. Рынок решает, для кого производить товары, каким образом должен решаться вопрос распределения национального дохода между различными отраслями. В центре рынка стоит потребитель. Задача производителя — найти на рынке потребителя своей продукции. Потребитель, используя имеющиеся у него средства, оказывает определённое влияние на то, что производить и куда пойдут товары. 4. Рынок саморегулирующаяся система, способная функционировать в основном без вмешательства государства. 5. Преимущество рынка — гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. 6. Рынок способствует оптимальному использованию научно-технических достижений, следовательно способствует повышению эффективности пр-ва. Недостатки. 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. 2. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, т.к. его цель — только получить прибыль. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать ср-ва в пр-во экологически чистых товаров. 3. Рынок не создаёт стимула для пр-ва товаров и услуг общественного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт). 4. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке, т.к. затраты велики, а эффект весьма неопределён, и может быть получен через значительный промежуток времени.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.
Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.
Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.
Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.
Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.
Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.
Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Рыночное равновесие
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
Однако не всегда «срабатывают» названные выше «четыре правила» спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.
Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.
Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется «паутинообразной моделью», предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.
/>
Конкуренция — движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:
совершенная конкуренция — характеризуется множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;
монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;
монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует.
Во избежание вредного воздействия монополии на рыночную конкуренцию их деятельность регулируется антимонопольным государственным законодательством.