Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙФИЛИАЛ (г. Санкт-Петербург)
ФАКУЛЬТЕТПОДОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯСУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ)
РЕФЕРАТ
Подисциплине «Юридическая этика»
На тему«Добро и Зло как этические категории»
Выполнила:
Студентка 4 курса
дневной очной формыобучения
Норбоева А. В.
Проверила:
Тарасова Ю.Н.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2009 г.
Как и всякая наука, этикарасполагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами,принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово«категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия,отражающие существенные стороны действительности. Это – узловые пунктычеловеческого познания.
Именно категории добра и зла можно считать наиболеефундаментальными понятиями морального сознания. Добро и зло нередкорассматривают в качестве синонимов понятий нравственной и безнравственное, асаму этику – как учение о добре и зле.
Добро — категория этики, объединяющаявсе, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиямнравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящегозлу.
Зло — категория этики, по своемусодержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление обезнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Понятия добра и зла, как и другиенравственные категории, всегда занимали умы.
Владимир Соловьев писал, что для того, чтобы получить «силыдля исполнения добра, необходимо иметь понятие о добре, иначе его исполнениебудет только механическим действием. И несправедливо, будто вся ценность добра– в факте его исполнения: важен и образ исполнения». Ложное понимание добра изла способно породить ужасные поступки.
Иммануил Кант считал зло необходимымследствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли злорезультатом непонимания человеком своей подлинной природы.
Со времен древности добро и злоистолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные,безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так сильноменялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили однодругому». Вот о чем спорили образованныемолодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе«Евгения Онегина» А. С. Пушкина).
«Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду».
Четко прослеживается тема добра и зла в книге «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова:«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечносовершает благо». На мой взгляд, в данном романе нет четкой границы междудобром и злом.
Эти понятиявечные и неразделимые. По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляютсобой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны.
Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянноми неустранимом единоборстве.
Уже вдревности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла.
Стариннаякитайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбойвзять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
— Умеешьли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно,нет! — ответил юноша.
— Аворовать?
— Нет.
— Аубивать?
— Нет...
— Такиди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!
Чтохотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться возло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость.Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить,ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тотне может быть по-настоящему, деятельно добр.
В Эдеме познание добра и зла было на одном дереве, тоесть добро невозможно было познать без зла.
Эта идея проходит через всю историю философии иконкретизируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло содержательнодиалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Этото, что было предложено юноше в китайской притче. Человек узнает зло, посколькуимеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав насобственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, инельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро.Существование зла порой представляется своего рода условием или непременнымсопутствующим обстоятельством существования добра. Формальное перенесениедиалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чреватоискушением индивида. «Пробование» зла без строгого, пусть и отвлеченного,понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительнымпознанием добра. Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждениядуховной силы сопротивления злу.
Во-вторых,без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояниязлу; само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад,чтобы попасть в Рай, хотя эту дорогу надо знать обязательно, чтобы не оказатьсяна ней в своих благих намерениях, памятуя известную поговорку: «Благаминамерениями выложена дорога в Ад».
Темболее что, как правило, эта дорога начинается в собственной душе.
В-третьих,добро и зло не просто взаимоопределены, функционально взаимообусловлены: добронормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается вотвержении зла. Иными словами, действительное добро — это деяние добра, т.е. добродетелькак практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований.Понятие добра соотносится с понятием добродетели. Добродетель – это устойчивыеположительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность.
В Древней Греции в соответствии с учением Платонадобродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество,умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековьявыдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога,надежду на его милость и любовь к нему). Сократ, определяя добродетель какзнание, дал некое средство утверждения добра и борьбы со злом.
В большинстве случаев человек скорее интуитивно чувствует, чем знает, что такое добро. Идея добра является внутренним импульсом поиска действительного содержания нравственного, «подлинно человеческого» не только для индивидуального, но и для общественного морального сознания. В ходе исторического развития морали эта идея расшифровывается, истолковывается в контексте реальных общественных отношений, развивается, углубляется, получает новые конкретные значения по мере появления все новых и новых возможностей ее реализации. Последующие поколения могут не улавливать произошедших изменений в содержании, поскольку внешняя форма выражения смысла — понятие добра — не изменилась. При этом нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и наоборот. Историческое движение общества неизбежно связано с оскорблением каких-то культурных святынь, в том числе и нравственных. Зло может быть также и средством утверждения добра, но нередко обстоятельства не оставляют никакого иного выбора, кроме выбора между большим и меньшим злом. Кроме того, наряду с явлениями нравственной жизни, которые оцениваются как безусловное добро или зло, существуют и такие, которые невозможно оценить столь же однозначно, по поводу которых в общественном сознании существуют противоположные мнения, оценки. Поэтому, если мы исключим из морали нравственно-отрицательное (зло), мы не сможем ни понять исторические изменения морали, ни охватить всю палитру оценок одного и того же явления разными людьми, ни осознать весь драматизм реального морального выбора.
Н.А.Бердяев размышляет: «Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла,может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов ипризван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай всебе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со зломв себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад исоздавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло испособствовать просветлению и творческому преображению злых».
Нравственностьбазируется на высшей ценности Добра, Блага. Она регулирует поведение человека иего отношение именно с позиции добра или зла. Добро и зло – это предельныеэтические понятия, центр и «нерв» всех этических проблем. Мне кажется, чтосложно разглядеть, что есть добро, а что зло. Их еще нужно «обнажить», снятьвещную оболочку отношений. Увидеть их можно с помощью других, особых глаз:совести. Совесть – это наше прозрение. То, что называется добром, есть что-то,чего мы никогда не знаем и узнаем какими-то странными путями. Этот путьназывается совестью. Добродетельный человек – это человек, приговоренный своейсовестью.
Список использованной литературы:
1) Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. — К-55 М., Издательская группа НОРМА — ИНФРАoМ, 1999. — 168 с.
2) Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие/ В.П. Халиулина. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 164 с.
3) Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.:Гардарики, 2007. – 496 с.
4) Радугин А.А. Этика: Учебное пособие / А.А. Радугин. –М.: Центр, 2003. – 224 с.