Реферат по предмету "Философия"


Возникновение античной философии

Содержание Введение 1. Возникновение античной философии 2. Основные взгляды представителей милетской школы 8 Заключение 19 Литература 21 Введение Истоки европейской культуры, а также философии, находятся в культуре и философии античной. Античная (от латинского слова "antuquus" - давний, старый, древний) философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась в государствах

Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи. Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого

мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией. Античная древнегреческая философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры сначала на западном побережье

Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, В прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Это была первая в истории попытка рационального постижения окружающего мира. Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже. Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода

Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V –начало VI в. н. э.). Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, которая завершилась в 529 г. н.э когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: 1. от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский период 2. приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа,

Платона, Аристотеля. 3. конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. 4. I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Цель данной работы - рассмотреть вопрос зарождения античной философии, а также проанализировать основные

взгляды философов Милетской школы. 1. Возникновение античной философии В Европе рождение философии явилось одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V веков до н. э в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н. э.). Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей

эры - в эпоху бронзового века. За полторы тысяч лет Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединения - до государственного устройства всего греческого народа, и уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее развитым и передовым - и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношениях - государством того времени. И за все это время как в обществе, так и сознании отдельных греков единым мировоззрением

было мировоззрение религиозное. В Древней Греции философии формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять но¬вые мировоззренческие запросы. С начала 1-го тысячелетия до нашей эры наличное у греков религиозное мировоззрение

начинает переосмысливаться сначала в художественной форме (творчество Гомера) из позиций мифологии и здравого смысла (творчество Гесиода). Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы

и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX—VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе¬ние, рост народонаселения и прилив его в города. Расширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило

свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла¬да и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть

отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое. Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение

в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры. Гомер и Гесиод положили начало художественному и теоретическому переосмыслению религиозного мировоззрения. Однако философская мысль Древней Греции развивалась не в русле религиозного мировоззрения, как то было в Индии, и не на путях создания новой религии, как то было в

Китае, а в решительном и однозначном противопоставлении себя религии. Даже верующие в существование богов философы (Сократ, Платон, Ксенофан) беспощадно критикуют современную им религию, высмеивают мифы Гомера и Гесиода, неизменно утверждают, что философия с презрением смотрит на религиозные верования толпы. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой

принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания.

Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Таким образом, духовное развитие в VII–IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии,

системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке. Греческая философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в. до н. э некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, бособляются в специальные области

исследования и знания. Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики. 2. Основные взгляды представителей милетской школы Греческая философия начала свое существование с рассмотрения проблемы о первоосновах мира.

Она решала эту проблему в духе наивного материализма, поскольку усматривала эти основы в "простейших стихиях" - в простейшем веществе. От греческого слова "гилики" (вещество) первые греческий философы и получили название гиликийцев или еще - по географическому месту возникновения - Милетской философской школы (милетцы) в крупнейшем малоазиатском греческом городе. Основная идея Милетской школы - единство всего бытия.

Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". Основатель Милетской школы и первый древнегреческий философ Фалес из Милета (624-547 годы до нашей эры). Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной

основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Поздняя античная традиция единодушна в том, что Фалес все свои первоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т. е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов

Мемфиса и Диосполиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже стариком. Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала.

Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. на ней все плавает. С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги - действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испаренями воды.

Сказанное можно подытожить словами Дногена Лаэртского о Фалесе: "Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств" Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения и знания. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца ,которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность, которую нашли в затмениях жрецы Аккада, Шумера, Египта. Фалесу приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне "неподвижных" звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание

того, что Луна светит не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Интересной является мысль Фалеса о разделении « небесной сферы», которая по его мнению делится на 5 полос: 1) Арктической(она постоянно видима); 2) Летняя тропическая; 3) Равноденствия;4 ) Зимняя тропическая; 5) Антарктическая(постоянно невидимая). Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных

месяцев, отчего пять дней выпадали так, как это было принято в Египте. Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только принимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника,

например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. Он определил условия подобия треугольников. Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже

Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме. Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие. Нo, то, что верно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил разливается в результате летнего таяния снегов и летних дождей в

его верховьях. С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия.

Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Как видно, материалистические взгляды Фалеса были связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Но Фалес, однако, не избегал практики. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из "семи мудрецов" в 582 г. до н. э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом

Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезу перейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.

Фалес дожил до глубокой старости. В античности ему были приписаны сочинения в прозе "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Сами эти названия говорят о Фалесе как ученом и философе, искавшем начала мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610-546), автор первого в истории европейской философской мысли произведения под названием "О природе". Само название этого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли их фисиологами). Анаксимандр написал свое сочинение в середине 6 в. до н. э.

От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов Анаксимандра - "Карта земли" и "Глобус". Философское учение Анаксимандра известно из доксографии. Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира.

Он утверждал, что "первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным". Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. "Апейрон" Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и

по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. Все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне мигму, т. е. смесь (земли, воды, воздуха и огня), другие - метаксю, нечто среднее между двумя стихиями - между огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон неопределенен.

Аристотель полагал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либо стихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими как конечными, а потому Анаксимандр свое бесконечное сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения

стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, т. е. неопределенный. Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам

Анаксимандра мы знаем, что апейрон "не знает старости", что апейрон "бессмертен и неуничтожим". Он находится в вечной активности, в вечном движении. Движение присуще апейрону как его свойство. Апейрон - не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Из него не только все в сущности, в своей основе состоит, но и возникает. Анаксимандрова космогония принципиально отличается от вышеизложенных космогоний

Гесиода и орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра никаких элементов теогонии уже нет. От теогонии остался лишь атрибут божественности, но и то только потому, что апейрон, как и боги мифологии, вечен и бессмертен. Апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и

теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана.

Так образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Это, говорил, Анаксимандр, как бы три обода колеса колесницы, полые внутри и наполненные огнем. Эти кольца невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться.

Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец. Эта картина мира неверна. Но поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из одного материально-вещественного

начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является и то, что он есть, не одно и то же. Мы видим звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов, отверстиями которых звезды, Луна и Солнце являются. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного созерцания.

Анаксимандр утверждал, что все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не вода, как думал Фалес, и не какая-либо другая известная нам субстанция. Первосубстанция бесконечна, вечна, вневременна и "объемлет все миры", ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Первосубстанция превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. Анаксимандр первым в истории попытался объяснить происхождение

животного мира. Он считал, что первыми живыми существами на земле были рыбы, образовавшиеся сами собой из ила морского. Некоторые из этих рыб, говорил Анаксимандр, выбрались на землю, потеряли чешую, вместо которой у них появилась шерсть или перья, и таким образом (рыбы) дали начало всем существующим ныне животным на земле. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы.

Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585 - 524 гг. до нашей эры). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий. С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной

причине бытия и действия, о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи - воду- землю - камни.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения Богов. Анаксимен говорил: «Началом является безграничный воздух и что из него возникает все ,что есть ,что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха». Воздух, по его мнению, постоянно колеблется, иначе если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько,

насколько изменяется. Анаксимен является последним представителем философии милетской школы, которая просуществовала до 494 года до нашей эры до года захвата и разрушения города Милета персами. Философы из Милета бежали на запад, поселились на побережью Италии и стали основателями позднейшей античной философской школы элатов (элейцев), о которых мы скажем ниже. Некоторым образом к числу гиликийцев следует причислить и философа

Гераклит из Эфеса (520-460), который тоже был занят поисками первоосновы мира. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался "О природе", согласно другим - "Музы". Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей

милетской школы и является как первоосновой мира ("архе"), так и основным элементом ("стойхейрон"). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (панта реи). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира

Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной "праматерией". Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию "творческого отрицания". Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью.

С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Философы милетской школы первые в Древней Греции развили астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и т.д.); основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические

и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое. Заключение Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные

социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к

VI в. до нашей эры. Античная философия развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании,

которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. Всемирно-историческое значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, древнегреческая философия сразу же охватила все проблемы мировоззрения.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и "наивная" диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Литература 1. Боннар А. Греческая цивилизация М 1990. Т. 1. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М 1979. 3. Досократовская философия // Из сборника "

Мировая духовная культура", 1998, № 35. 4. Немировский А.И. и др. Античность: история и культура. М 1994. Ч. 1. 5. Лурье С.Я. История Греции СПб 1993. 6. Трубецкой С.Н. Лекции по античной философии СПб, 1998. 7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1 /Издание подготовил А.В.Лебедев. – М.: Издательство «Наука»,

1989. 8. Философский энциклопедический словарь М 1989. 9. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – СПб: Алетейя, 1996. 10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии М 1981.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика изучения раздела "Графика" в 8 классе
Реферат CELLULAR PHONES Essay Research Paper CELLULAR PHONESEach
Реферат Профессиональное самоопределение
Реферат Язык Интернет характеристика особенности и влияние
Реферат Коньяк: история и производство на современном этапе
Реферат 1. 1 Понятие художественного прозаического текста
Реферат Duty And Reason As The Ultimate Principle
Реферат Этологический подход к пониманию агрессии ее профилактике
Реферат Атмосфера и гидросфера два канала, по которым осуществляется перенос вещества из средних широт в Арктику
Реферат Местное самоуправление как основа конституционного строя РФ
Реферат Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка
Реферат Лекции - Терапия (хронические неспецифические заболевания легких)
Реферат The Opium Wars Essay Research Paper At
Реферат Бельский, Семён Фёдорович
Реферат Особенности внимания у детей с задержкой психического развития