--PAGE_BREAK--4.5. Социальное регулирование
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты. В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной зашиты:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной; заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов».
2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся: свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности, получение желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4—5 % от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д.
3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит:
— за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе;
— за счет предпринимательской прибыли.
Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы. [3, с. 235-242]
5. Особенности циклического развития в Беларуси
На рубеже XIX-XXвв. российский капитализм совершал переход к монополистической стадии развития. Для этой стадии характерны высокая степень концентрации производства и капитала и возникновение монополий, играющих решающую роль в хозяйственном развитии; слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала; вывоз капитала за рубеж; образование международных монополистических союзов, разделяющих мир; завершение территориального разделения мира.
Развитие капитализма в России имело свои особенности:
1) степень монополизации промышленности и банков была значительно выше, чем в западных странах;
2)вывоз товаров преобладал над вывозом капиталов;
3)высокоразвитый промышленный и банковский капитал, относительно развитый аграрный капитализм переплетался с полуфеодальным помещичьим землевладением и отсталой социально-экономической системой в лице самодержавия.
Экономика Беларуси, являясь частью народнохозяйственного комплекса России, развивалась по таким ясе законам, но имела и свою специфику. Фазы экономического цикла в этот период были следующими:
1) 1900 — 1903 гг. — мировой экономический кризис, в Беларуси он проявился позже, чем в России, ' 1901 г., был менее глубоким. Оживление было отмечено уже в 1902 г., а в 1903 г. объем промышленного производства превзошел уровень 1900 г. на 9,4 %;
2) 1904 — 1907 гг. — депрессия, усугубленная в белорусских губерниях русско-японской войной 1904 — 1905 гг. Местная промышленность не могла рассчитыватьна местные заказы, емкость внутреннего рынка значительно сократилась, возможности для получения кредита невоенными отраслями уменьшилась;
3) 1908 — 1909 — гг. оживление промышленного производства, когда предкризисный максимум 1900 по объему производства был превышен на 18,2 %;
4) 1910 — 1913 гг. — интенсивный подъем, продукция крупной промышленности выросла на 47,4 %, а уровень 1900 г. был превышен в 2,3 раза. [7, с. 168-169]
Таким образом, начало XXв. для экономики Беларуси стало важным этапом. Происходило ускорение развития капитализма в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансах. Однако этот процесс остался незавершенным. Сохранялась общая технико-экономическая отсталость региона. Удельный вес сельского хозяйства в национальном доходе Беларуси составлял 57,5 %, удельный вес крупной промышленности — 7,2 % в то время как в России — 18,3 %. В расчете на душу населения национальный доход был почти в 1,5 раза меньше, чем в России.
Первая мировая война началась, а осенью 1915 г. линия фронта поделила территорию Беларуси на западную, оккупированную немцами, и восточную — прифронтовую. Война нанесла тяжелый урон экономике края.
Белорусская деревня страдала от бесконечных реквизиций и работ, связанных с потребностями армии. В принудительном порядке тысячи крестьян посылались на работы в прифронтовой полосе.
Война и постоянные поборы власти привели сельское хозяйство Беларуси в упадок, разрушила традиционные рыночные связи белорусской промышленности, что привело к сокращению производства, его перепрофилированию на потребности армии. [7, с.182-183]
Изменение экономики в последующие годы происходило на фоне острых социально-политических преобразований: октябрьская революция 1917г. и установление советской власти, национализация и коллективизация, политика военного коммунизма и гражданская война.
В Российской империи не было такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь. На рубеже 1920-21 гг. экономика, доведенная до крайней степени нищеты, находилась в состоянии тяжелейшего кризиса.
Перед правительством встал вопрос о срочном пересмотре методов управления обществом и хозяйством. Ответом на него стала новая экономическая политика – НЭП, которая была запущена в марте 1921г.
Начало НЭПа было положено в сельскохозяйственной политике, задачей которой было получение большего объема продуктов питания; затем он получил развитие в коммерческой политике поощрения торговли, включая финансовую, направленную на стабилизацию валюты; наконец, он стал промышленной политикой, позволившей восстановить промышленность. НЭП своеобразно уловил общемировую тенденцию перехода к сочетанию рыночных механизмов и государственного регулирования. Но большевики реализовали эту идею как бы с обратной стороны: развитые страны шли от свободного рынка к внедрению отдельных элементов государственного вмешательства, а Советская власть от тотального госрегулирования к допущению «капиталистических» элементов. [7, c. 202]
Однако, НЭП — это период, когда функционирование рыночных отношений между городом и деревней неминуемо создавало кризисные явления.
Первый кризис развился осенью 1923 г. В экономической истории его называют «кризис сбыта»,второй кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг. В отличие от предыдущего в республике возник острый дефицит товаров. Третий кризис – 1927-28 гг. носил социально-политический характер, так как противоречия рынка решались государственным нажимом и чрезвычайными методами. [7, c. 208]
К концу 30-х гг. в Беларуси, как и в СССР в целом, была реализована сталинская модель государственного социализма, характеризующаяся огосударствлением производства, ликвидацией частной собственности, существованием в стране лишь одной партии, монополией государства на средства массовой информации, единой официальной государственной идеологией, имевшей власть над законностью и личностью, контролем за обществом со стороны органов госбезопасности, осуществлявших массовые репрессии. Все это свидетельствует о том, что «государственный социализм» в стране приобрел тоталитарный характер. [7, c. 223]
Годы Великой Отечественной Войны стали этапом, когда вся экономическая мощь страны была переведена на военные рельсы и работала в чрезвычайном режиме. Народное хозяйство Беларуси за 1941-1945гг. понесло огромный материальный ущерб.
Следующим этапом экономики стал период восстановления. Впервое послевоенное пятилетие белорусский народ в основном преодолел тяготы и невзгоды военного лихолетья, в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство, создал условия для его дальнейшего развития. Вместе с тем в эти годы отчетливо стали проявляться признаки кризиса системы руководства обществом и народным хозяйством.
50-е годы были достаточно успешным с экономической точки зрения периодом административно-командной системы как СССР в целом, так и Беларуси в частности. Темпы экономического роста превысили все прежние и что особенно важно были достигнуты за счет не только прироста ресурсов, но и эффективного и более рационального их использования. Национальный доход в годы пятой и шестой пятилеток возрастал примерно на 10 % в год и этот рост происходил не только благодаря наращиванию мощностей тяжелой индустрии, но и за счет развития отраслей, выпускающих товары народного потребления, а также сельского хозяйства, жилищного строительства, т.е. за счет более гармоничного развития всего народного хозяйства. Объем промышленного производства возрос почти в 3 раза, сельскохозяйственного — в 2,2 раза. Была электрифицирована вся территория Беларуси. Производительность труда за десятилетие возросла на 62 %, фондоотдача — на 17 %, материалоемкость снизилась на 5 %. Была обеспечена товарно-денежная сбалансированность, устойчивость бюджета, в целом на здоровую основу были поставлены денежное обращение и кредит, снижались цены, сельское хозяйство впервые за многие годы вырвалось из тисков кризиса и стало рентабельным, потребление не нормировалось, был прекращен массовый выпуск принудительных займов. 50-е гг., годы так называемой «хрущевской оттепели», по мнению многих экономистов, стали как бы «золотым веком» административно-командной системы, когда раскрылись все ее возможности и она дала максимум того, на что была способна.
Начало и первая половина 60-х гг. для народного хозяйства СССР, в том числе и БССР, совпали с периодом ухудшения экономической ситуации. По сравнению с 50-ми гг. почти вдвое сократились темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве, снизились фондо и капиталоотдача, рентабельность предприятий, упали доходы населения, резко сократился розничный товарооборот, стала более заметной инфляция.
Основными причинами таких циклических колебаний в развитии экономики СССР, в том числе, разумеется, и Советской Беларуси, были следующие:
• невозможность оптимально и эффективно управлять из одного центра чрезвычайно сложным и огромным народнохозяйственным комплексом СССР, в рамках которого функционировало более 1,5 млн государственных и кооперативных предприятий, которые изготавливали 22 — 24 млн видов продукции;
• неполнота познания экономических законов, субъективизм и волюнтаризм в управлении экономикой;
• негативное влияние изменений в мировых ценах на сырье, топливноэнергетические ресурсы, промышленные изделия, а также неурожаи, засухи и т.д.
Одной из особенностей экономического развития Беларуси в первой половине 60-х гг. стало быстрое развитие химической промышленности, особенно производства минеральных удобрений. В 1963 г. был введен в строй первый Солигорский калийный комбинат.
Другой особенностью развития народного хозяйства Беларуси стало опережающее развитие новых неметаллоемких отраслей — приборостроения и электроники. За 1959-1965 гг. выпуск электротехнических изделий и электроники возрос примерно в 5 раз, а удельный вес продукции приборостроения, радиоэлектроники и электроники в общем объеме машиностроения за 1959-1965 гг. увеличился примерно в 4 раза. [7, c. 309-311]
Политическая ситуация, которая начала складываться в стране в конце 60-х гг., ограничивала возможности хозяйственной реформы, а позже способствовала ее полному свертыванию. Начался процесс консервации существующих порядков в экономической и политической жизни ради сохранения будто бы стабильности в советском обществе, что на деле привело сначала к стагнации, застою, а потом к предкризисным явлениям, самому кризису и замене одного общественного строя другим. [7, c. 317]
70-е и первая половина 80-х гг. характеризуется нарастанием трудностей и противоречий в экономическом и социальном развитии страны. Советское общество оказалось на пороге кризиса, перестройка общества становилась объективной необходимостью.
Поиск путей Перестройки экономических отношений в СССР начался в 1985 г. и прошел несколько этапов.
1. 1985 — 1986 гг. Главный упор в эти годы делался на сохранение старой административно-командной системы с усилением экономических стимулов и некоторых новых методов хозяйствования. Преобразования этих двух лет были типичными для экономических реформ середины 60-х гг.
2. 1987 — 1989 гг. В эти годы начали делаться первые шаги к рыночным отношениям, однако характерной чертой принимаемых решений были нерешительность, непоследовательность, компромисс между старой системой хозяйствования и объективной необходимостью перехода к новой модели экономической системы.
3. С октября 1990 г. и по настоящее время. Это период перехода к рыночным отношениям. Шаг за шагом советское общество убеждалось в том, что социалистические экономические отношения бесперспективны и нежизнеспособны. Стало очевидным, что без возвращения на путь мировой цивилизации преодолеть тяжелый всесторонний кризис невозможно. Понимание этой истины было очень болезненным для большинства советских людей, проходило в условиях острой борьбы, краха многих идеалов и ценностей.
В 1991 — 1995 гг. для народного хозяйства республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали:
• снижение всех главных макроэкономических показателей;
• падение общественного производства;
• увеличение дефицита государственных финансов;
• рост инфляции;
• падение стоимости белорусского рубля, который былвведен в денежное обращение в июне 1992 г.;
• рост внешней задолженности.
Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. Об этом свидетельствуют официальные данные Министерства статистики и анализа республики Беларусь, приведенные в таблице 2.
Таблица 2. Динамика макроэкономических показателей за 1991—1995 гг., % к предшествующему году
продолжение
--PAGE_BREAK--