Реферат по предмету "Экскурсии и туризм"


Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Министерствообразования Российской Федерации
Сочинскийгосударственный университет туризма и курортного делаИнститут туристского игостиничного бизнеса
кафедра туризма и курортного дела

Допустить к защите
________________________________
Зав. кафедрой____________________
«_____»___________________200__г.

ДИПЛОМНАЯРАБОТА
на тему: Разработка экстремальных туристскихмаршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примереЯмало-Ненецкого автономного округа)

специальность 2305«Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнила:
Студентка V курса
Группы 96 ЗСТА
Меснянкина Елена Владимировна
_______________________________

Научный руководитель:
К.э.н.
Арзуманов Сергей Валериевич
_______________________________

Рецензент:
________________________________
________________________________

СОЧИ-АНАПА 2001 годсодержаниеВведение.   ..............................................................................................................................3Глава 1. Теоретические аспекты разработкиэкстремальных туристских маршрутов......6
1.1.  Понятие и виды экстремальных туристскихмаршрутов, их классификация...................6
1.2.  Этапы разработкимаршрута...............................................................................................12
1.3.  Развитие экстремального туризма вРФ.............................................................................20
Глава 2.Анализ состояния экстремального туризма вЯмало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств,организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного иПриполярногоУрала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и ПриполярногоУрала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей ЮжнойчастиПолярного Урала................................45ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территорииПолярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения посовершенствованию экстремальных туристских маршрутовна примере водно-пешеходного маршрута «По рекамПолярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжныхмаршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходныймаршрут  «По тундре, по железнойдороге...(красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4.Влияниеэкстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые  меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86Заключение...........................................................................................................................93Списокиспользуемой литературы. ....................................................................96Введение
При выборе темы дипломной работы «Разработкаэкстремальных туристских маршрутов по Российскому  Северу (регион Ямало-Ненецкий автономныйокруг)» (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) я руководствовалась новизной темы, своими научнымиинтересами, возникшими в связи с тем, что туристские маршруты в данном регионестраны  мало изучены и практически неприменяются. Работа затрагивает развитие коммерческих видов туризма, в томчисле международные туристские маршруты для предложения на рынки другихгосударств, на основе анализа туристского спроса стран Арктического региона.
Цель данной работы — исследованиеи разработка новых коммерческихэкстремальных туристских  маршрутовдля предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристскойиндустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых,благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в планетуристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотическихвидов туризма и профессиональных туристов.
            Первые шаги в освоениитуристской отрасли уже были сделаны. Весной 1999 года в столице округаСалехарде проводилась IVвсемирная конференция парламентариевстран арктического региона, в которой участвовали представители Арктических государств: Канады, Дании, Швеции, Гренландии, Финляндии,Норвегии и Америки.Для подготовки кэтому событию были перечислены окружной администрацией значительные  средства, за которые отреставрировалигостиницы  и обновили инфраструктуругорода. Следовательно, база для приема гостей есть.
Проведение конференции – первый шаг вразвитии  конгресс-туризма в крупныхгородах Севера России (к примеру, в  столицеЯмало-Ненецкого автономного округа – городе Салехард).
            Округ богат газом инефтью, газо- и нефтедобывающие отрасли имеют возможность вкладывать средства вразвитие перспективной отрасли – северного туризма. Кроме того окружнойадминистрацией разрабатываются программы для привлечения зарубежных инвесторов,в основном из числа государств Арктического региона.
            Начальный фактор, изкоторого складывается понятие гостеприимный регион, — человеческий. Люди  — настоящее богатство Севера. Люди,населяющие Север очень отзывчивы, сплоченны, гостеприимны, что важно длясоздания у туриста полной картины отдыха и удовлетворенности.
Быливыделены следующие задачи:
-         разработка  экстремальных туристских маршрутов по видамтуризма:пешеходный, водный, горный;
-         разработкаэкстремальных туристских маршрутов по целям туризма: туры по местам катастроф(ГУЛАГ), туры для любителей охоты и рыбной ловли;
-         развитие ЯНАОкак туристского региона.
Дипломнаяработа посвящена  большому региону Ямало-Ненецкомуавтономномуокругу и части его,которая носит суровоеназвание Полярный Урал. Полярный Уралдавноизвестен и пользуется популярностью среди горнолыжников илюбителей-байдарочников. Сегодня ямальский туризм становится “организованной”частью досуга для многих любителей активного отдыха: разработаны многодневныйводно-горный комбинированный маршрут по реке Собь; маршрут по 501-й стройкеГУЛАГа – “Мёртвая дорога”, “Ямалэкзотур” – охота, рыбалка, посещение праздниковоленеводов, эколого-краеведческий маршрут.
Всё реальнее на Ямале обретаетформу идея превратить Полярный Урал в туристическую зону.Для некоторых видов туризма – пешего,горнолыжного, историческогои геологического регион –идеальное место. Управление физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономногоокруга, города Лабытнанги и посёлка Харп работают над созданием концепции развития горного туризма на Ямале. Недавно инициаторы облетелина вертолёте территорию Полярного Урала и отметили немало очень любопытныхмаршрутов. Если создаваемая ими концепция найдёт одобрение и поддержку властей,на её основе будет создана окружная программа развития туризма.
            Факторы, способствующиеразвитию Ямало-Ненецкого автономного округа как туристского региона:
1.      Способность местной администрации сделатькапитальные вложения  в инфраструктурутуризма: гостиницы, транспортные средства (самолеты, вертолеты — авиапарк), таккак последние – основное средство быстрого передвижения  по тундре.
2.      Абсолютная неизвестность этих мест как дляроссийских туристов так и для мирового туризма.
3.      Природные факторы: рыбалка, охота.
4.      Историко-этнические факторы:
§  Посещение стойбищ и факторий – мест проживаниякоренного населения как ставших историческими памятниками так и нынефункционирующих.
§  Маршрут по местам 501-ой сталинской стойки,посещение лагерей и бараков как заброшенных так и действующих, в которых по сейдень проживают люди – жители Крайнего Севера.
§  История освоение Севера  русскими.
Обо всем этом подробнее далее в моей работе.
Вдипломной работе были использованы современные периодические издания — восновном статьи из журналов, посвященные туристской деятельности. Такжеиспользовалась и  другие источники, в том числе официальный сайтадминистрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Кромелитературных изданий в  работеприходилось опираться на федеральныйзакон«Об основах туристскойдеятельности в РФ» и другие нормативные акты.Несмотря нанебольшое количество использованного материала, работа снабжена достаточнымколичеством схем, таблиц, некоторые показатели в которых приходилось считатьсамостоятельно, а также подробнымикартами маршрутов. В работе не будет детально рассмотрен экономический и маркетинговый аспекты разработкимаршрутов (в части экономических расчетов). Этообъясняется  сложностью данного вопроса иему будет уделено особое внимание в дальнейшем.
Дипломнаяработа состоит из трех глав.
1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов.
1.1. Понятие и виды экстремальныхтуристскихмаршрутов, ихклассификация.
Формирование маршрутов, туров, экскурсионныхпрограмм, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услугсоставляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формированиеконкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристскойуслуге.
Содержание главы определено специфичностьютемы.  Множество туристских терминов,необходимых для раскрытия темы объясняются в данной главе. Основное понятие –туристский маршрут.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местностии особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трассапохода, путешествия, передвижения.
Гуляев В.Г. дает следующее определение: «Маршрут – это заранее спланированная трасса передвижения туриста втечение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренныхпрограммой услуг».[1]Это определение больше подходит, так как маршруты, представленные в работепредназначены для организованного коммерческого туризма.
            Краткоеописание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы,текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника– краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные присовершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память иликак руководство к действию по повторении данного маршрута, или для другихтуристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом илипосещать данные объекты.
Характерные типытуристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов.
            Туристскиемаршруты классифицируются по различным признакам.
            Потипам маршруты бывают:
-         тематические– с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
-         походные –маршруты с активными способами передвижения;
-         физкультурно-оздоровительные– с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительныхмероприятий;
-         комбинированные– маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяютсяна:
-         круглогодичные(внесезонные);
-         сезонные –функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)
По строению трассымаршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяютсяна:
-         линейные – спосещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся натрассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления доместа назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист поприбытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки впределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любяткаждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
-         радиальные – (стационарные) спосещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещенийиз выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями,предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах свозвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места впервоначальном туристском центре остаются за туристами.;
-         кольцевые (кроссинг-туры) – ссовпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов намаршруте. Другим вариантом может бытькольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия встрану или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а)неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том жепункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последнийвариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.
Могутбыть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядокбронирования перевозки туристов по маршруту тура.    
            Попродолжительности маршруты бывают:
-         многодневными(14-30 дней);
-         несколькодней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
-         несколькочасов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
-         собственныйтранспорт туристской фирмы;
-         арендованный(зафрахтованный) транспорт у других организаций;
-         личныйтранспорт туристов.
В зависимости от видов передвижения выделяются:
-         пешеходныетуристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2– 6 или даже до 20-50 км;
-         маршруты  с передвижением на животных (лошадях,собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могутпосетить труднодоступные для технических средств  передвижения природные достопримечательности;
-         железнодорожныетуристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями ирайонами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижныхресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристыпосещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты,предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири действует поезд выходногодня «Снежинка».
-         Водныетуристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах илииных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могутбыть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершеннобезлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речноеили морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
-         Воздушныеперевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния,в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупныхвысокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозокрезко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристскихперевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока рольи местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностьютерриторий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристскихперевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступныедля других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации дляэкскурсионных полетов над местностью туристского центра.
-           Комбинированныеперевозки.    Многие туристские поездкипредусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта.Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не являетсяособым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристыстремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, исамолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозкиявляется вспомогательным элементом тура.
По содержанию маршрута:
-         отдых наприроде;
-         отдых вгорах;
-         охота ирыбная ловля и др.
Естественно,возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.
            Как правило, экстремальныйтуризм характеризуется активными способами передвижения.
            Активные виды туризмапредусматривают  виды отдыха ипутешествий, развлечений, спорта (лазание по скалам, спортивные игры, плаваниена плотах по бурным рекам, подводный туризм, сафари и др.), требующиезначительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориямтуристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм.
            В Великобритании популярентур по каналам на лодке. В отличие от аналогичного тура по озерной системеВуоксы, где туристам приходится не только лично грести, но перетаскивать лодкина волоках, ставить палатки, кошеварить и др., в данном английском туре лодкутащит лошадь, следующая по краю канала, а ночуют туристы в неплохих и уютныхсельских отелях.
            К активным причисляютразличные приключенческие туры,
-         приключенческиепутешествия, посещения экзотических мест, вулканов, островов, водопадов и др.Обычно это нестандартный тур в экзотические и экологически чистые природныерезервации, связанный с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортнымисредствами. В отдельных случаях такой тур связан с риском  и серьезными физическими нагрузками extreme tour, требуют смелости и умений, например, сплав побурной реке Колорадо на надувных лодках, путешествие на Кольском полуостровезимой на собачьих упряжках. Популярен отдых на горонолыжных курортах. Участиепредусматривает определенную  физическуюподготовку и мастерство участников. Такой туризм близок к спортивному туризму,однако маршруты более хорошо подготовлены и условия существенно комфортнее,риск сводится к минимуму за счет обеспечения проводниками, промежуточными лагерями, туристским снаряжением.
-         Тур на местакатастроф (ГУЛАГ).
-         Охота,рыбалка, фотоохота, поездки на мотосанях зимой или джипах по труднодоступнымместностям.
В зависимости от главной цели путешествия можно выделить следующие туры:
-         тур в целяхохоты, рыбной ловли, поездки на природу в заповедники для наблюдения заживотными, фотоохота. В программу тура входит: посещение достопримечательностейместной природы, обучение преодолению препятствий, устройству лагерной жизни,изучение техники выживания в экстремальных условиях. Организуется колоннамашин, в которой, кроме джипов с туристами и проводниками, следует транспортноесопровождение  с палатками,продовольствием, топливом, питанием и др.;
-         тур — посещение военных объектов и полигонов, лагерей для заключенных, концлагерей итюрем;
-         туры на местакатастроф, человеческих трагедий;
-         туры с цельюкладоискательства. Профессиональные и любительские  — приключенческого развлекательного  характера.
Особенностью экстремального туризма является егоспортивный характер и
участие в нем молодежной возрастной категории.
Классификация экстремальных туристских маршрутов.
Схема №1
Классификация маршрутов
Трасса  маршрута
Содержание маршрута
Способ передвижения
Сезонность действия
Принадлежность
Линейная
Кольцевая
Радиальная
Комбини-рованная
Пешеходные походы
Горные походы
Водные походы
Охота и рыбная ловля
Туры на местакатастроф
Активный
С помощью транспортных средств
С помощью животных
Комбиниро-ванные
Летний
Зимний
Межсезон
Полусезон
Кругло-годичный
Международные
Внутренние
Местные

            Схема «Классификация экстремальных туристских маршрутов»обобщает  приведенный выше материал.1.2. ЭТАПЫ Разработкимаршрута
Разработкамаршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокойквалификации и являющаяся основным элементом технологии туристскогообслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколькомесяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его созданияупрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.
В бывшем СССР в системе профсоюзного туризмасуществовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.
Приразработкепредставленных в работе маршрутов я придерживалась  следующих этапов:
1.      Исследование туристских ресурсов по предполагаемойтрассе маршрута.
2.      Выявление ограничений по потреблению туристскихресурсов.
3.      Маркетинг рынка на туристские услуги по даннойтрассе маршрута.
4.      Определение типа маршрута.
5.      Построение эскизной модели маршрута.
6.      Построение трассы маршрута.
7.      Составление календарного плана путешествия, графикадвижения группы.
8.      Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.
9.      Разработка схемы безопасности на маршруте.
10.  Разработка паспорта маршрута.
11.  Согласование паспорта с соответствующими службами.
12.  Пробный поход по маршруту.
13.  Внесение изменений в схему маршрута.
14.  Рассмотрение и утверждение маршрута.
Кроме того при разработке любого маршрутанеобходимо определиться со следующими вопросами:
1. Выбор маршрута –один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели,которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как быразнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом:посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическаятренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они,естественно, могут сочетаться.
2. Определениесложности маршрута.
Отдельные частимаршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны спреодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографическогоматериала – вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорныесхемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов необязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвиженияневелико.
Другие маршрутыпроложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегамрек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретитьсяотдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы.Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие — длительныепривалы, ночлег.
А также соблюдать следующие правила:
-         по сложности и протяженностиучасток маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;
-         для передвижения междутуристскими  и объектами использованместный транспорт, а также транспорт принадлежащийтурфирме организующей путешествие, значительныечасть маршрута  преодолеваются пешком идругими способами активного передвижения;
-         места для длительных привалов иночлегов  по возможности комфортнооборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;
-         при планировании  маршрутаучитывается  резерв времени на случайнепредвиденной задержки в пути.                     
Приразработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники,путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал.Обзорные схемы путеводителей – использованы для общей проработки. Для болееточного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскимисхемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы срасписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и такдалее.   
Разработка  маршрута завершается согласованием иутверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формированиитуров.
Туристский поход – это путешествие  помаршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активныхспособов передвижения.
Поход  или туристская поездка –туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт),обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностейтуристов (если поход многодневный) при организованных активных способахпередвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различатьсяпо цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные(категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие.Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходныепоходы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов,автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть довоздушных шаров).
            Походы подразделяются повидам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженностимаршрута, по категории сложности, по продолжительности.
Туристская тропа есть предмет и объект туристскогоинтереса. Она всегда является завлекательной и несет определеннуюпознавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностейту


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Состояние популяции кабана и европейской косули в Воронежской области
Реферат Работа с природным материалом глиной
Реферат Конъюнктура рынка и основные показатели ее изучения. Анализ потенциала и емкости рынка
Реферат Выявление отклонений эмоционально волевой сферы по почерку
Реферат Alpha And Omega Of Active Compasion Essay
Реферат «приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»
Реферат Организация диагностики эмоциональных психических процессов
Реферат Материально-техническая база швейной промышленности
Реферат The Haunting
Реферат Свобода и познание добра и зла
Реферат Історія Ружинщини
Реферат Проблемы и перспективы рекреационного развития Тарханкутского полуострова
Реферат Технологія сиру твердого Углічеського проект цеху та аналіз показників якості
Реферат Об уплате налоговых и иных обязательных платежей в процессе конкурсного производства при банкрот
Реферат Неметаллические полезные ископаемые. Асбест