Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Франчайзинг

Введение

Сейчас напотребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса,своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса — франчайзинг.
Слово«франчайзинг» происходит от старого французского тер-мина,определяющего право на свободу ведения какой-либо де-ятельности, например,проведение ярмарок, организацию ба-заров, эксплуатацию паромов и переправ,право на охоту, стро-ительство дорог или производство эля.[1]В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли фран-шизына коммерческую деятельность любого типа.
По другимсвидетельствам сам Папа Римский для обеспечения лучшего сбора налоговпредоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иныхгеографических зонах. Этим «сборщикам» было позволено удерживать усебя сущес-твенную часть сборов.
В последующиевека с развитием экономики государств разви-валась и претерпевала изменениясама концепция франчайзинга.
  В 40-х годах XIX векаосновное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определеннымтавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это событие какраз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, существующей и по сейдень. Примерно десятью годами позже  ВСША идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмамна определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своихшвейных машин. Компания «Зингер» ввела контракты на франчайзинг,которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого временикомпании стали использовать франчайзинговые методы для проникновения на другиетерриториальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторовриска.
На рубежедевятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и автомобильныекомпании стали предоставлять права на продажу их продукции. На этой стадииэволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав напродажу продукции производителя.
Современнаяконцепция франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионовамериканских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростомрождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного видатоварах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальнаямодель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрииобщественного питания.
В 1950 годначалась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, комивояжер — продавец аппаратов для производства молочных коктейлей. Однажды посетивпаркинг-ресторан быстрого обслуживания «Сан Бернадино», управляемыйбратьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля — фри, Кроквыкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешныхкомпаний в истории американского бизнеса.
60 — 70 — ыегоды — период наибольшего подъема франчайзингового бизнеса, однако в это жевремя разразилась масса скандалов, которые могли скомпромитировать саму идеюфранчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа«липовых» франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньгии исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточнойкапитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись,оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Дляобеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданыМеждународная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга.Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.           
          Сегодня   предприниматели всего мира знают франчайзингкак безопасный способ, чтобы:
           -помогать человеку вести бизнессамостоятельно, но не быть в нем одиноким;
     -помогать компаниям эффективнорасширяться, не неся больших затрат на создание и   поддержание массивного административногокомплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративныхпредприятий;
    -помогатькомпаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий,сильный   бизнес, в котором работаютпреданные делу люди.
Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время- единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малогобизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

  В России франчайзинг  появился относительно недавно и, наверное,ещё не получил должного развития. В нашей стране  интерес к этому экономическому инструментувозродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возниклонесколько франчайзинговых систем — отечественных и с участием иностранногокапитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.
Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу  уделяется достаточно большое внимание впубликациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, вбольшинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные  с этой моделью ведения бизнеса, историяеё  возникновения, а  вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко невсегда.
    В своейкурсовой работе я поставила цель: проанализировать возникшие проблемы ипричины, которые привели к их возникновению. А для этого необходимо уточнениеосновных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.
  Впервой  главе моей  курсовой работы я рассматриваю франчайзингкак модель ведения бизнеса, в связи  счем  раскрываю понятие и сущность  термина «франчайзинг»; знакомлюсь с основнымиэлементами франчайзингового договора и отличиями франчайзинговой сделки отсходных отношений; рассматриваю преимущества и недостатки франчайзинга дляобеих сторон-участниц.
       Вовторой главе данной работы  я прослеживаюразвитие франчайзинга в России.
            И,наконец, в третьей главе   на основанииизученного материала мною рассматриваются  проблемы,   препятствующие  развитию франчайзинга в нашей стране, ивозможные пути их разрешения.
I.Франчайзинг как модельведения   бизнеса
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующихво франчайзинговых отношениях.


В отечественной экономической литературе  термин «франчайзинг»  уже не редкость. Первые публикации,посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разныеспециалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, какрезультат, формулировали свои определения.


Анализируя различные формулировки и суммируявыделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:1
 Франчайзинг — это формапредпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядомсоглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездноеправо действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне(франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Франчайзи обязуется продавать этот продукт илиуслуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которыеустанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзиполучает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги,маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом,выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правиламозначает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понятьвыгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальныйвзнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего родааренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарногознака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплатыежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговомдоговоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет(полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяетсоответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имеяпредварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзор — это компания, котораявыдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау иоперационные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги,скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, иразвивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошуюрепутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэймг). После того, как компаниядоказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимостьэтого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотятповторить подобный успех, купить ее франшизу
Франчайзи — это человек или компания,которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса уфранчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарногознака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачиваетзатраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет оченьвыгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидкивсегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по болеенизкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес безфранчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию иоткрытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачиватьежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и заподдержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идетпо плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза — это полная бизнес система,которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системыслужит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работи другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Любой вид бизнеса можнопревратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное ихперечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимостифранчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжныемагазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственныемагазины, магазины косметических товаров, образование, услуги потрудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частныепочтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокатспециального оборудования и туристические агентства.
Франчайзинговые взаимоотношения могут бытьприбыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажахпри минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнесапо франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимыхфранчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать вконкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи.Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделятьвсе внимание своим ежедневным операциям.
Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействияи защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особыевзаимоотношения с франчайзором. Эти взаимоотношения являются достаточносложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогаетгруппа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи.Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не являетсяабсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников,которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, чтопрезидент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобыстать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:
  1)Полностьюпринять точку зрения франчайзора, его цели и ценности в данном бизнесе.
2)Доверять и уважать франчайзора и в свою очередьформировать уважение и доверие франчайзора к себе.
3)Принимать четко установленные правила иобязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они неподлежат никаким изменениям или дополнениям.
4)Стремиться работать и общаться с франчайзором.
5)Связать себя определенными обязательствами сбизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.
6)Следовать операционным процедурам и стандартам,установленным франчайзором.
7)Стать частью системы путем внесения в бизнес новыхидей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.
Любой заинтересованный в покупке франшизы долженрешить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когдафранчайзор берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимаетпредпринимателя в качестве франчайзи, франчайзор таким образом говорит:
        -Ядоверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будетевыполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законамфраншизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем васбогатым и счастливыми.
Можно разными способами получить разрешение, чтобыстать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:1
  1)Прямой франчайзинг.
Франчайзор продает франшизу напрямую местномупредпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошуювзаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международнымфранчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзивелико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местномуровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры неприбегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилийна поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему сцелью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьтесебе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз выобнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурныеразличия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзорпродает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, тофранчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
2)Мастерфраншиза.
 Отношения помастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продаетисключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одномуфранчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Такиобразом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая ипредлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату(роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. Втаком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиватьсяуспешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местногопредпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать системуфранчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.



1.2. Франчайзинговый договор

 
Франчайзинговый договор, как и любой официальныйдоговор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговыйдоговор, однако, имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат дляуточнения взаимоотношений в течении небольшого периода времени. Послезавершения сделки такой контракт больше не имеет силы.
Франчайзинговый же договор подписывается междуфранчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращатьсячасто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен бытьтщательно подготовлен.
Франчайзор подписывает франчайзинговый договор сомногими франчайзи, поэтому было бы неразумно каждый раз менять какие-то пунктыпо запросу отдельного франчайзи.
Франчайзор должен с самого начала подготовитьфранчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желанияизменить его.
Если кому-то из франчайзи удастся добиться измененийв его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзорсделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свойдоговор как не совсем совершенный. Таким образом,  франчайзинговый договор должен быть единымдля всех франчайзи.
Франчайзинговый договор обычно включает определение«интеллектуальной собственности» франчайзора. Под интеллектуальнойсобственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные деталипроизводственного процесса, торговые и производственные секреты и другаяконфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юристучаствовал в проработке данного вопроса.
Успешная франчайзинговая структура состоит изчетырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзив системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены вдоговоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм,благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи.Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговаясистема. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзиявляется жесткий контроль всей системы.
Франчайзинг часто описывается как«семейная» концепция. Все члены семьи следуют определенным правиламдля всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартныйфранчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзидолжен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями,установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться снезависимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупкефраншизе скорее всего неверно.
 Основные элементы:
Три фазы
Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет делос тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором ифранчайзи.
·        Первая фаза.Первый этап взаимоотношений- это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договорподписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение,находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинаетвести свои дела.
·        Вторая фаза.Этот этап представляетсобой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Еслифранчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношениямогут продолжаться практически бесконечно.
·        Третья фаза. Здесь происходит окончаниевзаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множествопричин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.
Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзором ифранчайзи должна быть оговорена в договоре. Необходимо тщательно продуматьструктуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу,чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимальноудовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист долженобладать опытом во франчайзинге.
Франшиза каклицензия
Большая часть франчайзинговых договоров оговариваютлицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком ибизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственномпособии.
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которомуфранчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия.Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор долженобязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие отфранчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированиюпредприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор такжепредусматривает положение, по которому франчайзор может время от временимодифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, неозначает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.
Финансовыеобязательства
Большая часть франчайзинговых договоровпредусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичнаяплата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и егоперсонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.
Франчайзи должен делать регулярные взносыфранчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческаяплата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, какэти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинствофранчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимумежемесячно.
Многие франчайзинговые договорыпредусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договорпредусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а такжеформы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.
                 Срок договора
Франчайзинговый договор предусматривает срок, втечение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжениедоговора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.
Важно, чтобы срок действия франчайзингового договорасовпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случаефранчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзоромпрекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможностипродолжать свой бизнес в этом помещении.
Эксклюзивность
Вопрос об эксклюзивности территории, на которойработает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров непредоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишкомбольшую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действияконкурентов в этом районе.
Франчайзинговый договор может содержать положение,по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговореннойтерритории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этимпунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.
Обязанностисторон
Франчайзинговый договор включает положения,оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаютсяочень детально и занимают большую часть договора.
Другие важныеположения
Существуют несколько положений, которые также могутбыть включены в договор. Вот некоторые из них.
·        Поставки. Франчайзинговый договорможет включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки.Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренныхфранчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора,он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзордолжен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
·        Прекращение действиядоговора.Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращениявзаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть врезультате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушенияобязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любоеиз этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должныбыть детально оговорены в договоре.
·        Условия прекращения договора. Договор оговариваетусловия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положениядоговора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самомрасторжении договора. Франчайзи должен прекратить использованиеинтеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также частоограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территориив течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательнопроработать, чтобы им возможно было воспользоваться.
Мне  бы хотелось отметить, что мною были освещеныне все, а только основные элементы франчайзингового  договора, так как требования франчайзинговогодоговора отличаются в зависимости от типа бизнеса.
       1.3. Отличияфранчайзинговой сделки от сходных  отношений.
 
Так как договор франчайзинга применяется в различныхсферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых договоровимеют много общих черт с иными видами обязательств: 1
1. Наиболее близкими к договору франчайзингаявляются лицензионные договоры по передаче права пользования наинтеллектуальную собственность. Но между ними имеются и отличия, основные изкоторых состоят в том, что цель договора франчайзинга всегда является созданиеновых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены наиспользование отдельных объектов интеллектуальной собственности, внезависимости от цели такого использования. Кроме того, предмет договора неограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование,а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг,товарищеского договора и даже договора купли-продажи. В отличии отлицензионного договора, где лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо,отличное от лицензиара, а при франчайзинге франчайзи во взаимоотношениях спотребителями фактически идентичен франчайзеру.
2. Договор сбытового или товарного франчайзингаиногда сравнивают с Договором об исключительной продаже товаров илиприменительно к международной купле продаже товаров с договором обисключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и впредыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступаеткак самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажейтоваров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностьюидентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг.
3. Договор франчайзинга надо отличать также отпредпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицомдругим юридическим лицом. Их сходство в том, что договору франчайзинга идоговору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороныодного лица по отношению к другому, из-за чего законодательство некоторыхгосударств предусматривает ответственность «управляющего» лица пообязательствам контролируемого им лица. Отличия в том, что целью договорафранчайзинга является передача «делового комплекса» как объекта и извлечениеприбыли посредством использования данного предприятия другим лицом. Основнойцелью предпринимательского договора управления является установление контроляодного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица, вотличие от сторон договора франчайзинга, могут осуществлять различнуюдеятельность.
4. Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзерувознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может бытьвоспринят близким к договору купли-продажи, т.к. в обоих случаях за передачусходного объекта гражданских прав следует денежный платёж. Однако, юридическиразница между ними велика. Во-первых, предметом договора купли-продажи являютсявещи, а предметом договора франчайзинга могут являться и вещи, но, преждевсего, передается право на пользование объектами интеллектуальнойсобственности. Во-вторых, по договору купли-продажи имеет место отчуждениеобъекта договора. По договору франчайзинга имущество (вещи) также могутотчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря напередачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняется зафранчайзером.
5. При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеруза право пользования франшизой в форме периодических платежей договорфранчайзинга становится схож с договором имущественного найма (аренды), т.к. вобоих случаях объект гражданских прав передаётся во временное пользование заплату. Но отличие в том, что предметом договора аренды являются вещи, а необъект интеллектуальной собственности. Кроме того, отношения арендодателя иарендатора сводятся к простой схеме – пользование за вознаграждение. Отношенияже франчайзера и франчайзи гораздо шире.
         1.4.Преимущества и недостатки франчайзинга
Привлекательность франчайзингазаключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участниковфранчайзинговых отношений. Именно этим следует объяснить  столь широкое распространение  франчайзинга как в Европе так и в Америке. (На сегодняшний день только в США и Канаде оперируют  более 3200 компаний-франчайзеров (около  2400 из них в США ), имеющих 600 000 представителей в десятках стран на всехконтинентах мира).1 Для многих предприятийфранчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторыхроссийских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.Но есть и недостатки. И при обращении  кфранчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот чтонужно принять во внимание обеим сторонам. 2
        а)Преимуществадля франчайзора
Франчайзор -это человек, который смогсоздать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль.Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Этоозначает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которыхстроилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес франчайзора всегдаимеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.
После того, как бизнес своим успехом доказал своюжизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает двапути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему.При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будутрассматривать пять позиций:
·        Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном илимеждународном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программуразвития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делаютпервоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписавдополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзорсможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, какособая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальнаяпродажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источникомдохода для франчайзора
·        Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг,предоставляемых франчайзором. Все работающие франчайзи ежемесячно платятфранчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставлениеуслуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты ит.д.).
·        Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке иукрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количествавыплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться нарынке. Помните, что именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы.Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынкепотому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции вразвитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, наразвитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег.
·        Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать опродукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают опродукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становитсяузнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленныефранчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ крекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным средибольшего числа потребителей. Использован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственный аппарат Российской империи 20-60-х гг XVIII в
Реферат Благотворительная деятельность в России на рубеже XVIII-XIX веков
Реферат Анализ статьи Проблемы молодежи
Реферат Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние
Реферат N-09-tips ras-1 Паспорт совместного российско-американского проекта
Реферат Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх губерняў у парэформенны перыяд і на рубяжы ХІХХХ ст
Реферат «Господин» и «служащий» как две экзистенциальные стратегии.
Реферат Использование корпоративных информационных систем систем класса MRPIIERP для управления производством
Реферат «Способ ликвидации фонтанов на нефтегазовых скважинах при бурении на шельфе и устройство для его осуществления»
Реферат Биография Николая Ивановича Кореева
Реферат Брачный контракт за или против
Реферат Богатые и бедные в современной России
Реферат Брак и семья
Реферат Благотворительность как форма социально-культурной деятельности
Реферат Безработица.регулирование рынка труда и службы занятости