Реферат по предмету "Экскурсии и туризм"


Национальный музей КБР в г. Нальчик

Оглавление:
Введение   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   3
Раздел 1.   Общее задание
1.     Характеристика деятельностиНационального музея КБР  .   .  .   .   .  .  4
2.     Направления деятельностимузея    .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .    9
3.     Из истории музея  .  .   .   .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   10
4.     Описание работы одного изфондов  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   13
  
Раздел 2.   Индивидуальное задание
1.     Описание выполняемойработы  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   17
2.     Методическая разработка кэкскурсии  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .    18
3.     Выводы, рекомендации,замечания   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   18
Библиографическийсписок  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   20
Приложение   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   . 21
Введение
В период с 26января 2007 года по 23 февраля 2007 года я проходила преддипломную практику в Национальноммузее КБР (г.Нальчик) по адресу ул. М.Горького, 62. Мой научный руководитель — старш. преп. Кобцева Н.Х., руководитель практики с предприятия — зав. отделомэкскурсионно-массовой работы — Кантемирова Л.А.
Целью данной практики был сбор необходимых отправных материалов для выполнения дипломной работы. Задачи практики: приобретение и совершенствование практическихнавыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углублению изакреплению полученных знаний, умений и навыков. Практические навыки играют определяющуюроль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накопленчеловеком по практическому использо­ванию своих теоретических знаний, тем болееэффективна работа такого сотрудника.
Занимаемаядолжность: стажер, экскурсовод, экспозиционер.
В моиобязанности входило:
1. Изучениеосновного и вспомогательного фондов музея;
2. Усвоениеразнообразия выставочных залов музея;
3. Рассмотрениеработы одного из фондов музея;
4. Освоение азовфондовой работы;
5. Анализпринципов, методов и эффективности работы музея.
Выполняемаяработа. В процессе прохождения практики я постигала азы фондовой работы:комплектование, первичный учет, санитарная обработка, частичная реставрация иконсервация музейных экспонатов. Особое внимание отводилось мноюэкспозиционно-выставочной работе (подготовке научной документации, приемыпостроения экспозиции). При этом проводились методические экскурсии потематическим выставкам, беседы с сотрудниками музея об истории музея, онаиболее значительных, ценных экспонатах музея, слушались лекции об основахмузейной работы.
Раздел1.   Общее задание
1. Характеристикадеятельности Национального музея КБР
Национальныймузей КБР в г.Нальчик является центром всей краеведческой работы республики. Наего базе работают кружки истории и краеведения, имеется своя библиотека.
Сотрудники музеярешают задачи, связанные с обеспечением безопасности хранения уникальныхисторических, природных, этнографических и пр. богатств, наиболее эффективногорасположения данных экспонатов в залах и экспозициях, занимаются теоретическимиисследованиями истории и культуры родного края (республики). Все работникимузея – люди с высшим образованием: историки, этнографы, культурологи, краеведы,филологи. Имиведется просветительская работа сиспользованием рекламно-издательской деятельности, публикацией историческихматериалов в нальчикской многотиражной газете,  в газете«Горянка» /3/ и некоторых других периодических изданиях. В работеиспользуются передвижные экспозиции, обновляется художественная галерея.
Музееми его активом проводится большая массовая работа по профессиональной ориентацииучащихся школ. Проводятся экскурсии по музею для студентов, жителей республики,страны. Читаются лекции по истории музея в школах, дворцах детского творчества,других предприятиях. В музее проходят выставки народного творчества, занятиякружков, вечера-встречи с героями труда и ветеранами войны, преподавателямишкол и школьниками. Музей превратился в общественный центр культурной жизнигорода. В фонде большое количество писем, приветственных адресов, подарков — знаки уважения и признательности от организаций края и центральных районовстраны, от известных артистов, спортсменов, зарубежных гостей. Студенты вузовНальчика используют материалы музея при подготовке к занятиям, лекциям, для курсовыхи дипломных проектов, отчетов по практике.  Обращаются в музей и учителяистории, культуры КБР, аспиранты.
         С 2000 учебного года практику на базе Национального музеяежегодно проходят 57 будущих историков, 46 студентов специальности«Социально-Культурный Сервис и Туризм», 35 студентов декоративно-прикладного искусстваКабардино-Балкарского Государственного Университета, студенты Нальчикскогоколледжа дизайна, а также студенты Самарского университета, Санкт-Петербургских ВУЗов и Пятигорского филиала ЮРГУЭС. Программа практикисоставляется с учетом теоретической и практической подготовки студентов ирассчитана на 96 часов. Акцент делается на углубление и расширение знаний помузееведению, истории и географии республики, культуре народов КБР. Кромелекционных занятий, студенты «СКС и Т» самостоятельно составляют индивидуальныетексты экскурсий. Практика традиционно завершается особым видом отчетности — деловой игрой — презентацией нескольких музейных проектов. Такого рода деловыеигры помогают осознать специфику и механизм изучаемого вида деятельности, атакже получить определенные профессиональные навыки. Руководство музея отмечаетхорошую музейную подготовку студентов в ходе практики, и выражают желаниепродолжить сотрудничество на взаимовыгодных условиях.
В музеесосредоточены многочисленные, весьма ценные материалы, характеризующиеприродное богатство, историческое прошлое, хозяйство и культуруКабардино-Балкарской Республики. В залах музея представлены картины, рисунки,скульптура. Здесь произведения замечательных русских 18 – начала 20 века, иработы мастеров советского искусства, среди которых также творения художниковКабардино-Балкарии. Портреты, тематические картины, акварели, гравюры,каменные, бронзовые гипсовые скульптуры – большое разнообразие видов, жанров,техники. Среди работ, представленных в музее, особое внимание привлекаютпроизведения, отражающие трудовые будни Родины, воспевающие героику минувшихдней. /1/
В Национальноммузее КБР имеются 3 выставочных зала, с действующей экспозицией – 7 залов. Поприблизительным данным в музее хранится 11 700 экспонатов. Из них в хранилищахнаходится около 15 000 единиц. Это предметы этнографии, драгоценныеметаллы, предметы естественной истории, документы об истории народа, республикисамого музея и многое другое.
Музей состоит изсеми фондов, которые размещаются по темам:
— фондохранения,
— археология,
— этнография,
— письменныеисточники,
— драгоценныеметаллы,
— хранениеотдела природы,
— изобразительное искусство.
К основномуфонду относятся подлинные памятники истории, природы и общества. Этовещественные памятники: орудия труда, предметы быта, орудие, ботанические, минералогическиеи биологические материалы. Письменные памятники: книги, документы, произведенияизобразительного искусства. К вспомогательному фонду относятся материалы,созданные в процессе организации и оформления музея: картины, диаграммы,макеты, модели, плакаты и пр. /4/
Ознакомление сэкспозицией начинается с вестибюля, где на двух стенах расположенохудожественное панно до 20 м2каждое (работа художников Д. Городецкого и Р. Вовкушевского), исполнена всовременной манере, пенопласт, эпоксидные смолы, сусальное золото. Одно из нихярко и убедительно рассказывает о прошлом (нартский эпос – кузнец Тлепш рукойкует меч, оборонительные сооружения и жилища, одежда, утварь, орнамент). Другоепанно отображает современную Кабардино-Балкарию, ее промышленный расцвет,сельское хозяйство и культуру.
         Первый зал знакомит с природными условиямиКабардино-Балкарии, формированием Кавказа, возникновением и развитием жизни наземле, богатствами недр, климатическими условиями.
         В представленных палеоландшафтах по всем геологическимпериодам, образцах горных пород с отпечатками фауны и флоры встает перед нами увлекательнаяи достоверная история земной коры и развития жизни на ней. Недра края богатыполезными ископаемыми. В экспозиции представлены документы, письма, фотографии,подробно рассказывающие историю г.Тырныауза, начало  его промышленного освоения. 
Центральнаяустановка второго зала знакомит с основными растительными группировками отвысокогорных альпийских лугов до злаково-полынных степных растений. Выделеныботанические группы равнин, предгорья и гор, также эндемики (растения илиживотные, встречающиеся только на какой-то определенной территории) и реликты (это что-то вечное, то, что осталосьнам от древних-древних эпох).
В центре 3 залапоказаны представители животного мира Кабардино-Балкарской Республики.Достойным украшением фауны высокогорья является кавказский тур. Животный миркрая глубоко эндемичен, требует постоянной охраны. Ведется большая работа поакклиматизации и восстановлению исчезнувших видов, вводится режим заказников изаповедников, строго лимитируется и контролируется охота на диких зверей иптиц.
В 4(археологическом) зале представлены археологические памятники из Нальчикскойподкурганной гробницы IIIтысячелетия до н.э.: антропоморфные стелы, которыесоставляли ее стены и потолок, медный котел, топоры, долота; золотые вещи –бусы, подвески, пластины и спирали – свидетельствуют о захоронении родовойзнати и говорят об имущественном неравенстве древних обитателей нашего края.
         В витрине 4 зала размещены памятники материальной культуры,характеризующие ранний железный век в истории Центрального Предкавказья иКабардино-Балкарии, проникновение из Причерноморских степей киммерийцев искифов (VII– IVвв. до н.э.. — IV ().ние из Причерноморских степей киммерийцев ино-Балкарии  Нальчикской подкурганной гробницы. ловиями. ).Центральная стена зала посвящена средневековой истории Кабардино-Балкарии.
         В экспозиции 5 зала «Присоединение Кабарды и Балкарии кРоссии» представлены документы русских исторических хроник XVIв.Высокохудожественные иммутации рисунков в миниатюры лицевого летописного свода,никоновской летописи, повествуют о ходе присоединения Кабарды к России. Здесьже экспонируется текст грамоты Ивана IV, шлем кабардинского князя XVIвека, золотое блюдо Марии Темрюковны, свадебный подарок царя Ивана Грозного,исторические и фольклорные тексты, связанные с этим событием.
         В 5 зале в витрине сосредоточены материалы о культуре иискусстве кабардинцев и балкарцев в XVIII– XIXвв.Фотографии, рисунки, пояснительные тексты характеризуют особенностикабардинских и балкарских селений и их убранство.
         Многообразны предметы (тоже 5 зал) национальной одежды(мужской и женской). Особый интерес представляют нарядные женские платья,расшитые серебряными и золотыми нитями руками горянок-мастериц. Здесь широкопредставлено прикладное искусство кабардинцев и балкарцев, среди них ювелирныеизделия, предметы из дерева и металла, войлочные ковры. Верхний ярус экспозициизнакомит посетителей с архитектурными памятниками феодальной Кабарды и БалкарииXII– XVIIвв.
         В 6 зале переданы элементы кабардинского жилища. Отсюда мыполучаем представление о том, как (из чего) строились жилища кабардинцев ибалкарцев, сколько было комнат, каким было внутреннее убранство дома и т.п.
Большое место вэкспозиции музея отведено периоду Великой Отечественной войны и участию в нейнародов Кабардино-Балкарии (зал 7). Об адмирале Головко А.Г. (1906-1962 гг.),уроженце г.Прохладный, рассказывается в специальном комплексе, где представленыпортрет адмирала и его личные вещи. А.Г. Головко в годы Великой Отечественнойвойны командовал Северным флотом, в послевоенное время был командующимБалтийским флотом, затем заместителем главнокомандующего ВМФ СССР.
         Герою Советского Союза летчику А.-Х. Т. Канкошеву (1914-1943гг.), павшему в борьбе с фашизмом, посвящен стенд, где представлены ГрамотаПрезидиума Верховного Совета СССР о присовении ему звания Героя, личные вещи,авиационные приборы, плакат, посвященный его боевым делам и книга о егоподвигах, выпущенная в Нальчике. На счету отважного летчика 15 сбитых и 13поврежденных самолетов врага.
         Кроме того, здесь собраны материалы, повествующие о периодеистории с 1917 по 1957 гг. Это и сведения о ходе революции, о гражданской войне,восстановлении хозяйства, индустриализации, коллективизации, подъеме культуры,репрессиях балкарского народа, послевоенных годах (до 1957 г.). /5/
        
2. Направлениедеятельности музея
Музей обслуживает абсолютно все слои населения. Дляразных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии иэкскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываютсявозрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей истудентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Богатаябиблиотека и собственно музей служат неоценимым подспорьем для учителей вподготовке уроков по таким дисциплинами, как культура, история, географияКабардино-Балкарской Республики и т.п.     
Музей работает ежедневно с 10 до 17 час., экспонируютсявыставки. Быт народов Кабардино-Балкарии конца XVI- начала XX вв. Редкоенаправление деятельности музеев — издание книг, брошюр и каталогов. Книги и буклеты, посвященные музею, или изданные им:
— книги сотрудницы Национального музея МарьяныШаковой «Национальные истоки и становление кабардинской драматургии и театра»Н.: 2006 г.и «Кабардинский драматический театр» Н.: 2005 г.
— книга Х.Х. Яхтанигова «Экспонаты повествуют»Н.: 1984 г.
— вестник института гуманитарных исследованийправительства КБР и КБНЦ РАН» вып. 8, гл. ред. Х.М. Думанов, Н.: 2001 г.
— книга работника музея Т.Б. Шаханова «Запискикраеведа» Н.: 2004 г.
— буклеты, наборы открыток с изображением предметовэтнографии из серебра,
— открытки с изображением наиболее ярких экспонатов (систорическим, этнографическим смыслом).
Примечание
Почтовый адрес музея:
Национальныймузей КБР
ул. Горького, 62        
360000, г.Нальчик          Кабардино-Балкарская Республика
          Россия
3.Из истории музея
Больше полвеканазад, в 1921 году, был создан наш национальный музей – музей Кабардинскогоокруга. После слияния двух национальных округов кабардинского и балкарского исоздания автономии двух народов – музей Кабардино-Балкарской автономнойобласти; с 1936 года – краеведческий музей Кабардино-Балкарской АССР.
В апрельские дни1921 года жители Нальчика читали сообщение о создании национальногокабардинского музея. В нем говорилось «Музей – это наш показатель быта, нашагордость, а поэтому мы все должны создать его на славу родного города, напамять грядущему поколению». Подписано это обращение Б.Э. Калмыковым –председателем Кабардинского окружного исполкома. Он, собственно говоря, и былинициатором и организатором нашего музея, а его первым директором стал сельскийучитель Макар Иванович Ермоленко – учитель Бетала Калмыкова.
Население округагорячо отозвалось на призыв Калмыкова. К концу 1921 года в музей поступило 1200экспонатов. Первые поступления были от Б.Э. Калмыкова – его личное оружие:шашка и ружье.
Первоначальнонаш музей размещался в одной из комнат квартиры М.И. Ермоленко. В дальнейшем,благодаря заботам областной партийной организации и лично Б.Э. Калмыкова, музейв 1925 году получает здание в садике «Свободы», а в 1927 году ему отводитсявторое здание – бывший дом начальника Нальчикского округа. В те годы музейсостоял из отделов: Естественно-исторического, Социально-Экономического, Археологического,Этнографического и Художественного.
Активнаяархеологическая работа музея (открытие Нальчикского кургана №1, Агубековского,Долинского поселения и т.д.) позволила создать уникальную коллекцию эпохинеолита, энеолита и бронзы. Пополняются экспонатами и другие отделы, в особенностиэтнографический и художественный. Музеи Москвы и Ленинграда передают нашемумузею произведения таких художников как Брюллов, Айвазовский, Рубо и др. В оказанииэтой помощи мы во многом обязаны заведующему музейным отделом Наркомпроса ФеликсуКону. Северо-Кавказское общество краеведения передает этнографические экспонатыи коллекцию оружия.
В 1930 – 1935гг. музей систематически пополняется экспонатами, которые легли в основуэкспозиции отдела советского строительства (здесь материалы о первых колхозах,строительстве Баксангэс, Промгородка, награждение КБАО первым орденом Ленина ит.д.).
В последующиегоды эти фонды пополняются не менее интересными экспонатами.
В периодфашистской оккупации музею был нанесен непоправимый ущерб, в особенностипострадали этнографические, археологические коллекции (почти не осталосьуникальных каменных браслетов), почти совсем были уничтожены материалысоветского отдела, было похищено много произведений искусства. Если и удалосьчто-то сохранить, то этому мы обязаны героическим усилиям сотрудников музея,укрывших большую часть фондов. В этом большая заслуга, ныне покойного СтепанаПетровича Савчука. Сразу же после изгнания фашистов музей возобновляет своюработу.
Собранный в послевоенныйпериод материал позволил построить новую экспозицию. Областной комитет КПСС иПравительство республики, придавая большое значение пропаганде научных знаний,видя в этом заслугу музея, выносит решение о строительстве для него здания. Всентябре 1966 года во вновь отстроенном здании состоялось открытие экспозициикраеведческого музея. Новое современное здание общей полезной площадью 1777 км2позволило открыть в одиннадцати залах отделы: природы, досоветского периода иистории советского общества. (Мальбахова И.А.) /3/
Сегодня фондНационального музея (его филиалами и отделами являются мемориальные дома-музеиМарко Вовчок и Кайсына Кулиева, квартира-музей Али Шогенцукова, Литературныймузей, музей Обороны Приэльбрусья, музеи в городах Майский и Прохладный,селениях Кёнделен Верхний Акбаш) насчитывает около 150 тысяч единиц хранения.134 тысячи из них находятся в краеведческом музее Нальчика.
В двадцатые годыпрошлого века краеведческий музей пополнился уникальными творениями мастеровкисти и резца, полученными из хранилищ Москвы и Ленинграда. Это не простополотна, это не просто скульптуры и изделия из фарфора, это шедевры русского изарубежного искусства XVII- XVIII веков. Одни имена чего стоят — Брюллов,Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Рубо! А есть еще портреты и пейзажи Ф. Шубина, В.Боровиковского, С. Щедрина, Б. Филлера, Ф. Сычкова и целого ряда других.
Также вхранилище имеются изделия из фарфора — статуэтки, декоративные тарелки, вазы;предметы обихода — часы, канделябры, ларцы, секретер-бюро...
Эти шедевры иположили начало Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств, открытомув 1960 году и расположенному на проспекте Ленина, в центре города. Классическоеискусство — его основа, но главное в фондах — произведения художников искульпторов республики, среди которых немало достойных мастеров, широко известныхкак в России, так и за ее пределами. /6/
4.Описание работы одного из фондов
        
Функционированиемузея включает такие направления, как фондовая работа, осуществлениекоммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейноезаконодательство, охрана памятников и т.д.
Фондовая работа — основа деятельности музея,т.к. она включает в себя комплектование, хранение (юридическое и физическое) иизучение музейных предметов, являющихся сущностным признаком музея,составляющих основу музея как социального института. Фонды — это совокупностьмузейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которыепринадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль. Комплектованиефондов — это выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их всобрание музея как исторических источников для документирования историческогопроцесса. Комплектование — это отбор, собирательская работа, котораяпредполагает выборочность. В связи с этим в музееведении важно такое понятие,как тезаврирование — определение ценности предмета. Комплектование осуществляется в соответствии спрофилем музея и конкретными задачами: изучение определенной археологическойкультуры, эпохи, памятника  и т.д.
Комплектованиевключает в себя следующие основные этапы:
1. выделениепроблемы;
2. определениеобъектов изучения;
3. выявлениепредметов музейного значения;
4. приобретениеи превращение в музейный предмет.
Источникикомплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так ислучайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которыеразрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходекоторого ведутся наблюдения за определенными кругами источников. Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментомвсей деятельности музея.
           Хранение музейныхфондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранениеосуществляется в 2-х направлениях — юридическое хранение и физическоехранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведениямузейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существованиепредмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежностипредметов данному музею, его отдельной коллекции.  Документация учета,система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначенийпозволяет организовать контроль состояния музейных фондов, изменениями, происходящимив них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, атакже помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. Вчастности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеяхобеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации омузейных предметах.
Физическоехранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающихфизико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдениережима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяетзащитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы ихестественного старения.
Изучениемузейных предметов имеет самостоятельное значение, а также  помогаетосуществлять функции комплектования и  хранения. Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их — значит изучитьвещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень иглубина познания объекта.
Изучение музейныхпредметов может включать в себя атрибуцию(определение) предмета, классификацию и систематизацию, интерпретацию.
Атрибуцияпредмета — это определение его основных признаков. Системный подход кизучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию,технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяютсяхронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты историибытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета — это определение,в первую очередь, его  вещественных свойств, а также принадлежности копределенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе поатрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители,справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям,посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знаниеархеологических культур, отдельных видов памятников, использование специальнойлитературы для поиска аналогий.
Для упорядочениявсего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях идисциплинах существует большое количество классификаций — систем соподчиненныхсовокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам(например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима,прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации оних. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников — например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации,основанные на хронологических, географических, технологических и другихпризнаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могутразделяться по географическому признаку — происхождению из того или иногоархеологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться наосновании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения,оружие) и т.д.
Интерпретация — это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливаетсяистория бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаютсяатрибуция и интерпретация.
Изучениемузейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснениеподлинности предмета, определение его музейной ценности. Подлинность доказываетсясопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единствопризнаков нарушено, что и доказывается исследователем. Музей интересуют такжетакие вопросы, как уникальность предмета, его эстетическая ценность, что имеетбольшое значение в экспозиционной и экскурсионной работе, в целомкоммуникационной деятельности музея. /2/
Раздел2. Индивидуальное задание
1. Описание выполняемойработы
В первые днипрактики я познакомилась с музеем, экскурсионной документацией и научнойлитературной по музееведению. Пять дней практики были посвящены ознакомительнымобзорным экскурсиям, еще 6 – самостоятельной работе в библиотеке музея (с цельюподбора материала для индивидуального задания). 
В процессепрохождения практики по индивидуальному заданию руководителя я занималасьсоставлением индивидуального текста экскурсии для старших школьников истудентов, не раз самостоятельно проводила экскурсии для учеников школ. Принаписании индивидуального (контрольного) текста экскурсии (в качестве основымоей работы) мной использовались общие сборники по музееведению, а такжепериодическое издание «Вопросы экскурсионной работы». Это обеспечиловозможность более правильного и полного выполнения индивидуального задания.
В программу моейпрактики входило посещение филиалов Национального музея КБР (3 дня): музея-квартиры А.А. Шогенцукова, «Литературного музея», Музея- усадьбы М. Вовчок,Мемориала жертв репрессий 1944-1957 гг.
Также работалана экспозиции: изучала ее структурное и художественно- оформительское строение.Ознакомилась с работой фонда. Присутствовала на экскурсии Хашевой И.О. наанглийском языке с иностранными посетителями (и переводчиком).
Кроме того, япринимала участие в беседах с сотрудниками музея на следующие темы:
— «Вопросыорганизации научной работы в музее»,
— «Традиционнаякультура кабардинцев и балкарцев»,
— «Экспозиционная работа в музеях»,
— «Вопросымузейной этики»,
— «Принципыорганизации выставочной работы»,
— «Созданиемузейной сети КБР»,
— «Административно- хозяйственная деятельность музея и штатное расписание».
В конце практикибыло отведено время для занятий в хранилищах и самостоятельной работы повыполнению индивидуального задания.
2. Методическая разработка кэкскурсии
Моиминдивидуальным заданием было: на основе анализа имеющихся экскурсий разработатьновую, используя необходимое методическое обеспечение. Выбор темы экскурсиипроизволен. Максимальная продолжительность экскурсии: 15 мин.
Самостоятельнаяметодическая разработка приведена в Приложении, в конце данного отчета.
        
3. Выводы, рекомендации, замечания
В результатепрохождения практики в Национальном музее КБР я получила опыт работы смузейными экспонатами, общее представление о структуре и организационнойдеятельности музея и приняла непосредственное участие в некоторых видахмузейной работы. Освоила принципы работы с музейным фондом и хранилищами. Этизнания пригодятся мне при выполнении дипломного проекта.    
В период практики я узналамного нового в области музееведения, ознакомилась с работой всех отделов музея.С интересом и ответственностью подходила к работе всех музейных фондов.Участвовала в общественной жизни предприятия. Выполнила программу практики на«отлично».
Поработав смузейным фондом, сделала вывод, что там хранится большое количество ценных,интересных, старинных, экспонатов. Однако музей организован по типу исхеме советского времени, обходится устарелым музейным оборудованием и экспозиционнымиприёмами. Созданная в 1964 г., экспозиция досегодняшнего дня не модифицировалась. Это обстоятельство не дает возможностинаиболее эффективного представления раритетных экспонатов. Более того, невсегда (не во всех залах) соблюдены температурный режим, влажность воздуха, чтоухудшает состояние хранящихся в музее объектов.
         Кроме того, по моему мнению, музею необходимокомпьютеризировать хранилища, что значительно упростит и ускорит учет имеющихсяэкспонатов.
Также необходимоприменение новых информационных технологий в просветительской деятельностимузея. Во время экскурсий хорошо было бы использовать аудио- и видео-материалы. Это могло бы существенно повысить качество экскурсий. Но для этоготребуется специальное оборудование…
Библиографическийсписок:
     1. Джеладзе В.П., Шлыков В.А. «По заламмузея изобразительных искусств КБАССР» Нальчик: 1966. Стр. 3
     2. Емельяненко Т.Г. «Музееведение» М.:1988.
     3. Новый проект — Газета «Горянка» / «Изистории Национального музея» 2001 г. № 6, № 16 (Публикации Деппуевой Азизы)
     4. Панов В.Н. «Школьные краеведческиемузеи» Иркутск, «Восточно-сибирское книжное изд-во», 1973. Стр. 5
     5. «Посетите Кабардино-БалкарскийКраеведческий музей» Министерство культуры КБАССР, г. Нальчик: 1976. Стр. 3-5,7-18
     6. http://www.kabbalk.ru  
Литература,использованная в приложении:
     1. Адыгейский (Черкесский) сайт http://www.spektr.info/articles/zanyatiya/16
     2. Информацион. портал «Адыги» http://www.adygi.ru/iskustvo/dospex/a_0002.html
     3.Мамбетов Г.Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик,изд. центр «Эль-Фа», 2002. Стр. 106
     4. Унежев К.Х. «Культура адыгов (черкесов)и балкарцев», Нальчик: 2003.
     5. Ярослав Лебединский «Оружие казаков икавказцев», 1998.
     6. Oriental Arms meltingpot.fortunecity.com/jinx/744/armsru1.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ взаимосвязи философии и науки
Реферат Деятельность Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия
Реферат Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан
Реферат Технико-экономический анализ деятельности предприятия (фирмы)
Реферат Civilize The Wilderness Essay Research Paper Civilize
Реферат Функциональное подразделение для описания - производство (телевидение, реклама). Функциональное подразделение для аудита - производство АВК (дизайн и упаковка)
Реферат Доходность финансовых активов Кругооборот оборотных средств
Реферат «ЛР, лрс, содержащие эфирные масла»
Реферат «Великая дидактика» Я.А.Каменского
Реферат 843 299-10-99, 299-11-99 e-mail
Реферат Электрическая часть ТЭЦ180МВТ
Реферат Договор возмездного оказания услуг 2
Реферат Состояния и уровни многоэлектронных атомов Орбитали и термы Векторная модель
Реферат Боротьба шкіл Стародавнього Китаю
Реферат Голос как средство эмоциональной коммуникации