Реферат по предмету "Экономическая теория"


Инфляционная психология

Инфляция – дисбаланс между величиной денежной массы в обращении и потребностямитоварного обращения; этот дисбаланс выражается в росте среднего уровня цени появлении избыточного (по сравнению с числом товаров) количество денег.Инфляция порождает ряд сложных социально-экономических проблем:обесценение денежных доходов, падение экономического интереса к долгосрочныминвестициям, обесценение денежных сбережений, падение реального процента,дезорганизацию экономических связей.
             Инфляцию можно назвать болезнью денег, она трудно излечивается,  особенно еслинедуг приобрёл хроническую форму. В инфляции повинны, возможно в разнойстепени, все экономические агенты: государственные органы, печатающие деньги;предприниматели, повышающие цены на товары и услуги; наёмныеработники, добивающиеся повышения зарплаты.
             Поведение экономических агентов в сфере финансов, с точки зрения психологии,менее предсказуемо, чем в реальном секторе. Массовые психозы, рождённыеслухами, ажиотажные сделки, традиционные иллюзии экспертов затрудняют поискравновесия, проведение реформ.
             Инфляционную психологию, т.е. типы экономического поведения, активные волевыедействия, мотивы этих действий, иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы экономическихагентов в сфере  финансов в период инфляции, необходимо учитывать присоставлении экономических программ и  прогнозов.
             Проявления инфляционной психологии покажем на следующих примерах.
             Пример первый. Одним из ключевых механизмов инфляции  является механизмадаптивных инфляционных ожиданий. В условиях начавшейся инфляции населениеуверенно в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а после завтра – выше,чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причём это спрос, которыйобеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие – товарызакупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что всё большая частьполучаемых доходов идёт на увеличение спроса и всё меньшая – на сбережения.Уменьшение сбережений уменьшает возможности кредитования, новых вкладов впроизводство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличениемпроизводства и соответственно ростом предложения товара. В итоге возникают двечётко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой– медленное, практически незаметное увеличение предложения.
             Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия междуспросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будутрасти, бороться с инфляцией трудно. Только погасив инфляционные ожидания, можнопреодолеть инфляцию. Все другие меры не дадут результатов.
             Другой пример. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночнойэкономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызоветсерьёзных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышения цен – явлениекратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке ввиде платёжеспособного спроса. А раз уменьшается спрос, то начинается давлениена цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил названиеэффекта Пигу.
             Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок ценможет вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг,что само по себе создаёт трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачокцен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будутподстёгивать рост цен. Создаётся порочный круг, из которого трудно вырваться.
             Третий пример. В условиях инфляции предприниматели заблаговременно повышаютцены, надеясь таким образом компенсировать будущие убытки. Это так называемая«инфляция ценовой накидки» — типичный пример инфляционной психологии.
             Четвёртый пример. При инфляции деньги перестают выполнять свои обычныефункции. Предприятия отказываются принимать «дензнаки» в качестве платёжногосредства, поскольку за время между их получением и использованием происходитдальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру.Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения.Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают,какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожиданияпрепятствуют инвестициям, восстановлению производства. Чтобы опередитьнеизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятсякак можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажныйспрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средствомчастичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценныеметаллы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а этоподстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
             Таким образом, инфляционная психология – негативный социально-психологическийфактор рыночного поведения основных субъектов макроэкономики. Она  формируетинфляционные ожидания и изменяет побудительные мотивы  поведения людей.  Потребители  и производители опасаются возможности ускорения роста темповинфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционныеожидания всегда выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование и обустройство многоуровневой дорожной развязки
Реферат Синонимия русского и немецкого языков. Проблематика подбора, перевода и классификации синонимов на материале романа Г. Фаллады "Каждый умирает в одиночку
Реферат Определение содержания железа в нефти методом атомно-абсорбционной спектроскопии
Реферат Проект создания компании-оператора ООО Трансмет
Реферат Квадратичні форми їх приведення до діагонального вигляду Приведення рівняння кривої другого п
Реферат Производственно-финансовое планирование на предприятиях автосервиса
Реферат Philosophy That People And Animals Are Persons
Реферат Накопительная пенсионная система Республики Казахстан
Реферат Правовые системы в современном обществе
Реферат Racial Profiling A Case Study Essay Research
Реферат Организация обслуживания потребителей на воздушном транспорте
Реферат Проект промежуточной станции
Реферат Проработка возможности переноса устройства приема жидких грузов на ходу
Реферат Проектирование козлового крана
Реферат Прокладка нефтепровода через водные преграды