Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени  Л. Н. Гумилева
Кафедра экономической теории

натему:
«Свободныеэкономические зоны:
сущность,возможности»
                                                                                  Выполнил: Кожахметов М. У и А-13
                                                   Приняла: Ахметова Ш. Б.
Астана2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение___________________________________________________________ ___3
1. Характеристика свободныхэкономических зон_________________________4
1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ__________________________________4
1.2 Виды свободных экономических зон___________________________________ 6
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ______________________________________ 10
2. Свободные экономические зоныКазахстана___________________________16
2.1 Первые СЭЗ вКазахстане_______________________________ _____________16
2.2 Проблемы функционирования правового режима СЭЗ____________________18
2.3 Наличие налоговых и таможенных льгот делаетпривлекательным
климатСЭЗ для потенциальных инвесторов________________________________20
3. СЭЗ как приоритетное направление вэкономике_______________________23
3.1 Зоны внешней торговли______________________________________________23
3.2 Предпринимательскиезоны____________________________ ______________28
3.3Технологические парки___________________________________________ ___30
Заключение________________________________________ __________________34
Список использованной литературы________________________________ ____35
Приложение №1_______________________________________________________36
Введение
Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит отуме­ло­го по­ис­ка и нахождения приоритетных направлений промышленной и регио­на­ль­нойпо­литики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформиро­ва­лись. С дру­гойстороны, стратегия Правительства на уско­рен­ное проведение ре­форм и жест­кийконтроль над бюджетными расхо­дами находятся под по­сто­янной кри­ти­кой состороны общественности и влиятельных лоббистских груп­пировок. Нам думается,что в такой си­туации одним из позитивных ша­гов на пути транс­фор­мацииэкономики может стать организация нацио­на­ль­ной системы сво­бод­ных экономиче­скихзон (СЭЗ), которая пока не включена в список приоритетных за­дач Правительства.Между тем назревшая потреб­ность во всесторонней ли­бе­ра­­лизации экономики, атакже ряд особенностей ка­зах­станского пост­со­циа­листи­че­ского развития,включая этносоциальные, дают основания по­лагать, что дан­ный вопросзаслуживает несравненно боль­ше­го к себе внимания. При этом со­зда­ниенациональной системы свободных эко­но­ми­ческих зон в Казахстане тре­бует учетаместной специфики и изуче­ния за­рубежного опыта. В данной работе мы покажемстанов­ление и проб­лемы создания и функционирования СЭЗ в Казахстане, и об­об­щимопыт тех стран, в которых организация свободных экономических зон имелаположительный результат.
Целью данной курсовой работы является выявлениевозможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость вмире.
Задачами данной курсовой работы являются:
§  Анализ свободных экономических зон в нашей стране
§  Выявление основных форм свободных экономических зон
§  Значение СЭЗ для экономики Казахстана
В первой главе рассматривается сущность экономических зони причины их создания.
Во второй главе анализируется становление СЭЗ в Казахстанеи их проблемы в развитии.
В третьей главе, посвященной мировому опыту создания СЭЗ,рассматриваются СЭЗ США.

1. Характеристикасвободных экономических зон
1.1 Понятие,сущность, возможности СЭЗ
Специальная экономическая зона(зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства ит.д.), ограниченная часть национально-государственной территории, на которойдействуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальныхпредпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудовогорежима и т.д.), что создает условия для развития промышленности иинвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов в развитыхкапиталистических странах действовало около 600 подобных зон, через которыеосуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются для решениявнешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем. [1]
По оценкам западных специалистов, к 2010 году через раз­личныесвободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота.Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельностирассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхпри­быль.Крупнейшие международные корпорации считают орга­низацию собственногопроизводства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своейэкспансии. [2]
Свободные экономические зоны представляют собой частьнационального экономического пространства, где использу­ется особая системальгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ —это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организа­цийдля характеристики разного рода зон используется термин «свободныеэкономические зоны». Однако этот термин не в пол­ной мере отражает сущностьэтого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги,специальные административные законы отнюдь не освобождают от опреде­ленногоправового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы,стимулирующие предприниматель­ство. Фактически государство лишь сокращаетмасштабы сво­его вмешательства в экономические процессы.
Для большинства развивающихся стран свободные зоны посуществу являются специальными в смысле экстерриториально­сти, по условиям уровняжизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силуэтого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зо­ны».
Для чего создаются свободные экономические зоны? Почемуони получили такое распространение в мире?
Создание свободных экономических зон рассматривается ихучредителями как важное звено в реализации принципов откры­той экономики. Ихфункционирование связывается с либерали­зацией и активизациейвнешнеэкономической деятельности. Эко­номика свободных экономических зон имеетвысокую степень от­крытости внешнему миру, а таможенный, налоговый иинвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инве­стиций. [3]
Фактически свободные экономические зоны представляютсвоеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах миро­вого хозяйствакапиталов.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемогодля активизации экономических процессов внутри страны, созданиепроизводственных свободных экономических зон увя­зывают стремя основнымизадачами:
·     стимулированиепромышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
·     рост занятости;
·     превращение зон вполигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национальногохозяйства.
Важной причиной образования свободных экономических зонявляется то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику дляпритока иностранного капитала или всеобъ­емлюще использовать особыйинвестиционный климат и поэто­му использует частичную, локальную открытость ввиде спец­зоны. [3]
Мировой опыт создания и функционирования свободных эко­номическихзон свидетельствует о том, что наряду с зонами, со­зданными для углубленияинтеграции с мировым рынком стиму­лирования международных экономических связей(зоны свобод­ной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуютзоны с особым режимом поощрения соответству­ющих видов деятельности и отраслейпроизводства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов,индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободныхэкономических зон в каждом конкретном случае могут отличать­ся друг от друга.Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободныеэкономические зоны со­здавались для реализации региональной политики, направлен­нойна оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целяхпредпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в другихрайонах страны, свобо­да деятельности и значительные финансовые льготы. Эти про­граммыне имели специальной ориентации на привлечение ино­странного капитала.
С подобной же целью создавались свободные экономическиезоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталыхрайонов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитыхстран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон былсделан на привлечение иностранного капитала.
1.2 Виды свободных экономических зон
Организационно-функциональная структура свободных эко­номическихзон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту илииную свободную экономиче­скую зону однозначно, поскольку они обладают чертамимногих зон. Российскими специалистами разработана примерная клас­сификация попризнаку хозяйственной специализации — по про­филю деятельности большинствахозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации свободных,экономических зон отводится зонам промышленной обработки.
При организации свободных экономических зон используют дваразличных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).В первом случае зона рассматри­вается как обособленная территория, где всепредприятия-рези­денты пользуются льготным режимом хозяйственной деятель­ности.Согласно второму подходу, зона — это льготный ре­жим, применяемый копределенному виду предпринимательской деятельности независимо отместоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются свободныеэкономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многиеэкспортно-производственные зоны в развивающихся стра­нах. Результатом второгоподхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями(оффшорные фир­мы, магазины «дьюти фри»).
Одной из простейших форм свободных экономических зонявляются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения.Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные иликонсигнацион­ные склады для хранения, упаковки и незначительной обработ­китоваров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовымискладами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоныосвобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются вомногих странах.
Зонысвободной торговли (ЗСТ) также широкораспростра­нены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли по­лучили вСША. Их создание предусмотрено специальным зако­ном США от 1934 г., целью которого былопоощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.
Такие зоны представляют собой ограниченные участки тер­риторииСША, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режимхозяйственной, в т. ч. внешнеэко­номической деятельности. Законом былоустановлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайнеймере, одна внешнеторговая свободная зона.
В соответствии с существующим законодательством США зонысвободной торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоныобщего назначения и специализирован­ные (субзоны). Зоны общего назначениязанимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределаминаци­ональной таможенной территории. В них осуществляются опе­рации поскладированию и переработке ввезенных товаров (упа­ковка, сортировка,маркировка, доработка и т. п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, дея­тельностькоторых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производитсяэкспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатомиспользования ком­бинации режимов зон свободной торговли и импортозамещаю­щихпроизводственных зон. К середине 90-х годов в США насчи­тывалось около 500 зонсвободной торговли.
К числу простейших зон свободной торговли можно отнестиспециальные магазины «дьюти фри» в крупных международ­ных аэропортах. С точкизрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственныхграниц. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободныегавани (порты) со льготным торговым режимом.
Промышленно-производственныезоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли врезультате эволюции тор­говых зон, когда в них стали ввозить не только товар,но и ка­питал, заниматься не только торговлей, но и производственнойдеятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на терри­ториисо специальным таможенным режимом, где производит­ся экспортная илиимпортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми ифинансовыми льго­тами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихсястранах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной струк­туры,созданной в 1959 г.в ирландском аэропорту Шэннон. Наи­больший эффект от таких зон был получен в«новых индустри­альных странах».
Логика образования экспортно-производственных зон былапредопределена экономикой развивающихся стран, когда с сере­дины 60-х годоввозникла необходимость стимулирования про­мышленного экспорта и занятости засчет притока иностранных капиталов.
Технико-внедренческиезоны относятся к зонам третьего по­коления (70-80-е годы). Ониобразуются стихийно или создают­ся специально с государственной поддержкойвокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и за­рубежныеисследовательские, проектные, научно-производствен­ные фирмы, пользующиесяединой системой налоговых и финан­совых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функциониру­етв США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами,в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк«Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового про­изводства средстввычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительствен­ныхпрограмм создано два десятка технополисов на базе веду­щих научных организаций.В КНР подобные зоны также созда­ются, как правило, в ходе реализациигосударственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов вКитае функционировало более 50 зон развития новой и высокой тех­нологии.Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах»технико-внедренческие зоны формируются как иннова­ционные центры сложившихсяэкспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степениразвития как экс­портно-производственные зоны, и им требуется переориентация навыпуск наукоемкой продукции.
Сервисныезоны представляют собой территории с льготным режимомпредпринимательской деятельности для фирм и ор­ганизаций, оказывающих различныефинансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговыегавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимате­лей благоприятным,валютно-финансовым, фискальным режи­мом, высоким уровнем банковской икоммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в оф­фшорнойзоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — это не бытьрезидентом страны, где находится офф­шорный центр, и не извлекать на еготерритории прибыль. На­логовые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что вних (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготына все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитываетсяболее 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.
К числу стран, где уже давно функционируют оффшор­ныекомпании — Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия),Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. Впоследнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, в ЗападномСамоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другиекомпании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налого­обложению (Ирландия,Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильскиеострова, Па­нама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен болеенизкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях.Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютныхограничений, сво­бодным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капита­ла,отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,экстерриториальностью и др. Для стран, организую­щих оффшорные зоны, выгодасостоит в привлечении дополни­тельных иностранных капиталов, получении доходаот пребыва­ния зарегистрированной компании в оффшорной зоне, созданиидополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствуетразвитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банков­ском,страховом деле, морском судоходстве, операциях с недви­жимостью, в трастовой(доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, вконсалтинге. По неко­торым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорно­гобизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков(юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысячновых компаний, увеличи­вающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистамивесьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшор­ные центры зачастуюявляются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер. [4]
Комплексныезоны образуются путем установления особого, льготного посравнению с общим, режима хозяйственной дея­тельности на территории отдельныхадминистративных обра­зований. К ним можно отнести 5 специальных экономическихзон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зо­ну «Манаус»,территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зо­ны свободного предпринимательства,создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международныхсвободных экономических зон.Так, имеется проект создания специальной экономической зоны Туманган(Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыкеграниц России, Китая и КНДР. Проект рас­считан на 20 лет, его стоимость на первомэтапе оценивается в 90-110 млрд. долл.
СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монго­лии,Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупныйпорт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской икорейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сы­рьедля переработки. Предприниматели, организовавшие про­изводство в свободнойэкономической зоне, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зоныбудут иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении могут подключатьсятакже и сопредельные районы.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а нарегиональном уровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формыорганизации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собойдобровольное объединение по­граничных областей различных государств, преждевсего в хо­зяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с дру­гом.Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность в рамкахеврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующиеинтенсификации пригра­ничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в созда­нииеврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина иБеларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг»,«Померания». [4]
В 1994 г.подписано соглашение о создании российско-китай­ской торговой приграничной зоныв районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использованиепригра­ничных свободных экономических зон с сопредельными страна­ми ближнего идальнего зарубежья, особенно на границе с Ки­таем, Финляндией, Норвегией, вКалининградской области, мо­жет способствовать развитию приграничной торговли,реализа­ции крупных совместных проектов на основе использования сы­рьевыхресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ
Созданиесвободных экономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах обществадискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях,местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являютсянеотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в жизни страны.Поддержка со стороны прогрессивных политических и общественных организаций, правительства,отдельных политических деятелей и деловых кругов играет важную роль и можетсделать концепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, иработоспособной.
Не менееважно решение вопроса об участниках свободных зон – зарубежных и национальныхинвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новойформы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, преждевсего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны.Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зонсталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующихфакторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, апорой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основнымстимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок),может иметь второстепенное значение для национального инвестора.
Работасоздателей зон осложняется ещё и тем, что они сами пока не отдают себе отчета втом, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматьсяиностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторовналичие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большоестимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранногоинвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условиемрассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой дляиностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень икачество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретнойзоне, более чем исключительными и технически современными (например, системауправления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены болеекритически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимопринимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.[5]
Расхождение воценках привлекательности свободных экономических зон не исключает возможности«консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором,стимулирующим иностранного инвестора участвовать в зоне, является не качествоинфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорттоваров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможностьполучения прямого выхода на внутренний рынок. Не менее важно для них объеми возможность использования средств, получаемых в результате их деятельности взоне. Проблема здесь заключается в необходимости перевода прибыли за рубеж,включая дивиденды по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопросамногие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов всвободные экономические зоны.
Прямыеиностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматриватькак метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику.Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможностиустановления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями.Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров,компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ кместным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но напрактике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, можетоказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяябольшое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитыватьследующие моменты.
Во-первых, многие местныересурсы, которые могли бы закупаться иностранными фирмами, уже являютсядефицитными  в стране. А рост спроса врезультате выступления на рынке иностранных фирм, работающих в зоне, можеттолько осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей перспективе, тоиностранные фирмы, руководствуясь своими собственными интересами, могутпреодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы по более высоким ценам. Но это можетускорить развитие инфляционных процессов и обострить проблему дефицита ресурсовдля других фирм, работающих в стране. В долгосрочном плане дополнительный спроссо стороны фирм, работающих в зоне, заставит местных поставщиков увеличитьпроизводственные мощности для удовлетворения этого нового спроса. Но такойпроцесс занимает несколько лет.
Во-вторых, качество и технологическийуровень местных ресурсов может не соответствовать стандартам, предъявляемым кэтим ресурсам иностранными фирмами, работающими в зоне. Это проблема, с которойиностранные фирмы сталкиваются во всех случаях, когда используют местныересурсы. Со временем местные поставщики постепенно повышают технологическийуровень своего производства. Однако это технологическое совершенствование непроходит автоматически. Если разрыв в уровнях технологии достаточно велик,иностранные фирмы могут принять решение о прекращении связей с местнымипоставщиками и продолжать свою деятельность в зоне, опираясь на своихтрадиционных поставщиков. Из этого следует, что необходима система методов,стимулов и организационных форм установления экономических и технологическихсвязей между иностранными фирмами свободных зон и местными предприятиями,работающими за её пределами.
В-третьих, необходимостьучета величины и уровня затрат, требуемых для установления прямых связей междуиностранными фирмами, работающими в зоне, и местными предприятиями. Ошибочнопредполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будут снабжать иностранныефирмы товарами и услугами, соответствующими техническим стандартам покупателя иимеющимся в достаточном количестве. Такая ситуация скорее исключение, чем правило.А это означает, что солидные инвестиции должны быть вложены в расширениепроизводственных мощностей и повышение технологического уровня местныхпредприятий, находящихся за пределами зоны, а также в обеспечениепроизводственных связей между этими предприятиями и фирмами, действующими взоне. Такие инвестиции принесут пользу всей экономике (при условии, что фирмы,получившие новое развитие таким путем, будут поставлять товары и услуги и наместный рынок). Решение проблемы требует финансовых затрат, которые ранее,возможно, не предусматривались, а это увеличивает объем инвестиций на созданиесвободных экономических зон.
Наличие перечисленных проблем – дефицит сырьевых ресурсови финансирования, низкий технический уровень местных предприятий, низкоекачество местных товаров и услуг – обусловливает сложность решения вопросаустановления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местнымипредприятиями, действующими за пределами зоны. Из этого следует, что на первыхэтапах доступ к местным рынкам сырья не является сильным мотивом дляпотенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ кместным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для них весомымаргументом.
Развитиеснабжения иностранных фирм в СЭЗ местными ресурсами относится к категориидосрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бынебольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвоватьв разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним изосновных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зонявляется уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительствомстраны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ.Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, чтоотносительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы,субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт идругие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.[5]
Поскольку все страны, которые хотят иметь или имеютсвободные экономические зоны, предоставляют практически одинаковые льготы, тострана, которая желает использовать эти льготы в качестве основного стимула дляпривлечения иностранных инвестиций, должна будет предоставить болеесущественные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны вфинансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую ифинансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которыепредоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.
1. Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами):
§  беспошлинный импорт товаров и услуг;
§  освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;
§  косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжениефирмы обустроенной территории.
1.      Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):
§  Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)
§  Специальные субсидии для возмещения  фирмам расходов за пределами страны;
§  Скидка иностранным фирмам при покупке оборудованияместного производства.
Многие льготы из группы общих льгот на самом деле являютсясимволическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнегольготного периода на вып


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :