Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической экономики
      Предметом исследования марксистскойполитэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу
общественнойжизни  являлись лишь производственныеотношения, основу которых составляли отношения
собственности.Это имело существенное значение, так как из системы  производственных отношений выво-
дилисьэкономические закону, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетари-
атаи господства административно-командной системы хозяйствования.
      Производственные отношения – этообъективно складывающиеся отношения между людьми в процессе
производства,распределения, обмена и потребления жизненных благ.
      Это самая общая  характеристика производственных отношенийдает основание  утверждать, что произ-
водственные  отношения есть  необходимая  сторона общественного  производства. “Впроизводстве люди
вступают  в отношения не только к природе. Чтобы производить,  люди вступают  в определенные связи и
отношения,и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношениек природе
имеетместо производство”.[1]
     Мысль о том, что предметом политической экономии  (теоретическойэкономики) являются обществен-
ные отношения, создаваемые трудом,  изаконы,  которым труд подчинен, былавысказана еще в XVIII веке
рядом  экономистов, в  том  числе Кокленом.  Наибольшее  распространение  она получила среди русских
экономистов  начала XX  века.  Многое для  этого  сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет
политическойэкономии как науки о развитии производственных отношений,  но и внес существенное уточ-
нение,  различая собственно  производственные  отношения – отношения  социально-экономические,  иму-
щественные,  отношения собственности,  и отношения  производственно-организационные,  относящиеся к
общественной  организации производственных  сил, выделяяпротиворечия внутри системы общественных
отношенийпроизводства.
      Такое понимание предмета политическойэкономии как науки вошло и в учебную литературу того и по-
следующих  периодов. Так,  в “Очерках политическойэкономии”  В.Я.Железнов  писал, что  политическая
экономия  имеет предметом  своего исследованияобщественные отношения людей, возникающие на почве
их  хозяйственной деятельности, то есть усилий,направленных на удовлетворение разного рода потребнос-
тей  материальными средствами.[2]Н.И.Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве все-
общейкатегории и определял их как “отношения между людьми впроцессе общественного труда и распре-
деленияпродуктов этого труда”, включая техническуюорганизацию труда.
      На рубеже 20-30-х годов на страницах  экономической литературы развернуласьдискуссия по вопросу о
предмете  политической экономии,  в  которой приняли  участие  Г.Абезгауз, А.А.Богданов,  Б.С.Борилин,
Н.И.Бухарин,  С.Кривцов, И.И.Рубин,  И.И.Степанов и многиедругие.  И.И.Рубин  отмечал, что “политэко-
номиясложилась  как  наука о системе производственных отношений”. А.А.Богданови И.И.Степанов пред-
ложили  различать предмет  политической  экономии в узком смысле, то естьсоциально-трудовые отноше-
ния  людей (отношения  прямого  и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разде-
лениетруда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения присвоения,распределения…
      К сожалению, сегодня среди сторонниковпонимания предмета политической экономии как производст-
венныхотношений  нет полного единства. Приэтом, так как политическая экономия сложилась как наука о
капиталистическихпроизводственных  отношениях,  ее объявили политэкономией в узком смысле; а поли-
тическаяэкономия в широком смысле, считалось, изучает  экономические отношенияне только капитализ-
ма,но и других способов производства.
      Если же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого инастоящего, то мы увидим еще большее раз-
личиев толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).
      Так например, у представителей первойшколы политической экономии – меркантилистов, отражающих
интересы  торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научныхисследований было
богатство.Источником  богатства  объявлялась торговля,  само  же богатство отождествлялось ими чаще с
деньгами.Школа  физиократов  перенесла предмет  политической экономии –национальное богатство – из
сферы  обращения в  сферу  производства. Это было величайшим достижениемэкономической науки, хотя
физиократыошибочно считали источником “богатства” толькосельское хозяйство.
     Представители  английской  классической школы  политической экономиирасширили предмет полити-
ческой  экономии до  исследования  условий производства  и  накопления (Смит),  а  также распределения
(Д.Рикардо)  национального богатства,  создаваемого  во всех  отраслях материальногопроизводства, куда
включались: промышленность,строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
      Аналогичного  мнения о  предмете политической экономиипридерживаются отдельные и современные
западные  экономисты, рассматривая  политическуюэкономию как науку о производстве, распределении и
потреблении  национального богатства.  Но пониманиепоследнего в процессе исторического развития эко-
номической  мысли менялось. Первоначально национальное  богатствопредставляли в виде денег, затем в
виде  результата производства,  а  сегодня в  национальное богатство включаюти самого человека, его ум,
егоинтеллект, информацию как источник последующего развития общества.
      Экономическая  мысль прошлого  сохранила  и другое  понимание политическойэкономии как науки о
народном  или общественном  хозяйстве. Немецкиеэкономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом
политической  экономии народное  хозяйство,  под которым ими понимаются отношения людей квнешней
природе.А.Богданов и И.Степанов  в  свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение полити-
ческойэкономии как  “науки об общественномхозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”,  ибо “в поня-
тие  об общественном  хозяйстве  входит и вся техника производства”, последнееже не включается в пред-
метполитэкономии.[3]
      В известном  всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” средимножества определений предмета
теоретическойэкономики  (политэкономии)  указывается, что экономикс – наука  о  повседневной деловой
жизнии деятельности людей.
      Еще ранее А.Маршалл  определял предмет  теоретической  экономики или политической экономии как
исследование  нормальной жизнедеятельности человеческогообщества: исследование богатства и частично
человека,  точнее стимулов  к  действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается
рольчеловека в экономике.
      В современной  экономической литературе  распространено  понимание предмета теоретической эконо-
мии  как  изучение   “редкости”,  ограниченности  ресурсов. Так,  Дж.Робинсон  пишет, что  политическая
экономия – это наука,  которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средст-
вами, имеющими альтернативные  пути применения. Ив российской экономической литературе появляют-
ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятсяиспользовать ограниченные
ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их,пытаясь удовлетворить
свои безграничные  потребности с  целью  всестороннего развития способностей ирасширения возможнос-
тей человека.
      Перечень определений  теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, дума-
ется,  нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что всеопределения теорети-
ческойэкономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибоберутся различ-
ныеаспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что непозволяет дать ему краткое
и вто же время всеобъемлющее определение.
      И все-таки,  если принять во внимание, что большинство современных экономистов мирапризнает тео-
ретическуюэкономику  универсальной  наукой о проблемах  выбора ресурсов  и экономическом поведении
человека,  то наиболее общим  (собирательным)и  правильным  можно считать определение теоретической
экономики,данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.
      Общая экономическая теория  – это  общественная  наука, которая  изучает поведение людей игрупп в
производстве,  распределении и потреблении материальных благв целях удовлетворения потребностей при
ограниченныхресурсах  (понимая  это  нев физическом смысле,  хотя он имеетместо, а как невозможность
полногоудовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), чтопорождает конку-
ренциюза их использование.
      Характеристика  предмета общей  теоретической  экономики как изучение поведения людей и ихгрупп
не  означает отказ от исследованияпроизводственных отношений. Это те же производственные отношения,
гдеакцент  делается  не на  объект  отношений (средства производства, предметпотребления), а на субъект
этихотношений – человека.  Такой акцент  чрезвычайно важен  для  социально ориентируемого рыночного
хозяйства,к формированию которого направлены современные преобразования в России.
      Теоретическая экономика структурновключает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономи-
ческихсубъектов)  и макроэкономику  (поведение или  функционирование  национальной  экономической
системы  в целом),  а  также можно  выделить мезоэкономику(поведение определенных подсистем нацио-нальной экономики  или  отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-
номикив целом).
      При изучении предмета теоретическойэкономики с целью более четкого его осмысления целесообразно
выделять: сферу  исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная
деятельность;  объект исследования – экономические явления; субъект исследования –человек, группа лю-
дей,государство;  предмет исследования –жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и
государства,  их экономическое  поведение в  связи  с той экономической средой, в которой онинаходятся.
При  этом важно  подчеркнуть,  что основная  задача  теоретической экономики – дать не простоописание
экономических  явлений, а  показать их взаимосвязь  и взаимообусловленность,  то  есть раскрыть систему
экономическихявлений, процессов и законов.
      Еще представительисторической школы Карл Менгер подчеркивал, что  экономическое  знание дает не
одна  теоретическая экономика,   а целая  сеть самостоятельных  конкретных экономических  дисциплин  с
особыми  задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплинывыра-
батываютсистему правил,  необходимых  для практической деятельности, а потому относятся не к области
общейтеории,  а  искусства в хозяйственной практике.  Важнейшая задача теоретической экономики –быть
“несущей конструкцией”  не  тольковсей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля-
етсяосновой всей высшей экономической школы.                      Взаимосвязьтеоретической экономики с другими науками и                                                   экономической политикой
      Теоретическая экономика являетсяметодологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономикаторгового дела,  промышленности,  транспорта, строительства); функциональных(менеджмент,
финансы,кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк.география, демография, статистика).
      Теоретическая экономика  –  однаиз общественных  наук  наряду с историей,  философией, правом. Она
призвана  раскрыть одну  часть социальных  явлений в жизнедеятельности человека, наукаправа – другую,
науканравственности – третью и так далее,  итолько  общая совокупность всехтеоретических, социальных
и  исторических наук  в  состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требо-
ватьпроверки положений теоретической экономики на фактах действительности.
      Теоретическая  экономика учитывает знания, достигнутые  конкретными  экономическими  науками, а
такжесоциологией,  психологией, историей идругими науками, без учета которых полученные теоретичес-
койэкономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
      Практическая  значимость теоретической экономики (известная формула Огюста Конта) в том, что зна-
ниеведет к предвидению,  а предвидение – кдействию.  Теоретическая  экономика должна лежать в основе
экономической  политики, а через  нее пронизывать  область хозяйственной практики. Действие (практика)
ведетк знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.
      Теоретическая экономика – это не наборправил о том,  как  стать богатым. Она не дает готовых ответов
навсе проблемы.  Теория – лишь инструмент,способ осмысления экономической действительности. Владе-
ниеэтим инструментом,  знание  основ теоретической  экономики могутпомочь каждому человеку сделать
правильныйвыбор во многих жизненных ситуациях.
      У.К.Митчелл в своей  основной работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год)настаивал на
взаимосвязи  экономических проблем с неэкономическими, вчастности, с проблемами социологии, культу-
рыи другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей вобществе.
      Теоретическая  экономика тесно связана с экономическойгенетикой, ибо экономическое развитие имеет
имманентное  генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как
науку,  которая позволяет понять внутренние механизмыдинамики, соотношения и взаимодействия наслед-
ственности  и изменчивости  в  процессе неравномерного циклическогоразвития. Передача экономической
наследственностивсегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.
      От теоретической экономики следуетотличать экономическую политику.
      Теоретическая  экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по-
литикой,но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности ипрогнозиро-
ванияее динамики.
      Экономическая политика  – целенаправленная  системамероприятий государства в области обществен-
ногопроизводства,  распределения, обмена ипотребления благ. Она призвана отражать интересы общества,
всехего социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
      Экономическая  политика занимается  нахождением вариантоврешения экономических проблем и при-
ведением  в действие их механизмов. Политики,  пользуясь  теоретической экономикой, должны считаться
также  с культурным,  социальным,  правовым и политическим аспектами решаемойпроблемы, если хотят,
чтобы  проводимая ими  политика  была успешной.  Осуществление задачэкономической политики может
привести  к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находитотражение в последу-
ющемразвитии теоретической экономики (политэкономии).
      Курс теоретической экономики  –  этонаучное руководство к познанию экономической действительнос-ти без претензий намонополию истины.
                                                  Методологиятеоретической экономики
      Методология  теоретической  экономики – наука о методахизучения хозяйственнойжизни, экономичес-
кихявлений.  Онапредполагает наличие общегоподхода к изучению экономических явлений, единое пони-
мание действительности,  единую  философскую  основу.  Методология  призвана  помочьрешить главный
вопрос:  с  помощьюкаких научных способов,приемов познания действительности теоретическая экономи-
ка  добиваетсяистинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес-
койсистемы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главныхподходов:
·        субъективный (с позиции субъективного идеализма);
·        неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма искептицизма);
·        рационалистический;
·        диалектико-материалистический;
     Присубъективном  подходе  в качестве  исходного  пункта анализа экономических явлений берется хо-
зяйствующий субъект,  воздействующий наокружающий мир, причем суверенное “я”абсолютно независи-
мо,отсюда  все  равны. Объектом  экономического анализа является поведениесубъекта экономики (“гомо-
экономикса”), итеоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческойдеятельности,
определяемой  ограниченностью потребностей. Главнаякатегория при таком подходе – потребность, полез-
ность.Экономика  становится  теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
      Неопозитивистско-эмпирический  подход основан на более тщательном изученииявлений и их оценках.
Воглаву  угла  ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращения в пред-
мет  познания (математический  аппарат,  эконометрика, кибернетика и т.д.),  а  результатом исследования
выступают  различного рода  эмпирические  модели, которые здесь являются главными категориями. Этот
подход  предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы иотрасли,
имакроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
      Рационалистический  подход ставит  целью  открытие “естественных” илирациональных законов циви-
лизации.  Это требует  исследованияэкономической системы в целом, экономических законов, регулирую-
щихданную систему,  изучение  экономической “анатомии” общества. Экономические таблицы Кенэ – это
вершина  такого подхода.  Целью  экономической деятельности  человека  является стремление  получить
пользу,  а целью  теоретической  экономики –  не  изучение человеческого поведения, а изучение законов,
регулирующих  производство, распределение  общественного  продукта, именно  того, как это происходит
(Д.Рикардо).Такой  подход  позволяет признавать  деление общества наклассы, в отличие от субъективис-
тов,представляющих  общество  как совокупность равных субъектов. Главноевнимание при таком подходе
уделяетсястоимости, цене, экономическим законам.
      Диалектико-материалистический  подход считается единственно правильным решением научных проб-
лемна  основе  не эмпирического  позитивизма  (опыта), а объективного анализа, характеризующего внут-
ренниесвязи явлений,  существующие  в реальности  и  в их развитии. Экономические процессы иявления
постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.
      Методологию  нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследованияв
наукеи воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
      Теоретическая экономика используетширокий спектр методов научного познания.
      Одним из  таких  методов при  изучении  хозяйственных явлений  является метод научнойабстракции.
Исследовательотвлекается  от второстепенных сторонявлений, чтобы выявить то, что в них существенно и
постоянно  повторяется. Так возникают  такие общиепонятия, как производство вообще, потребности, рас-
пределение,обмен и др. При  помощи  абстрактного мышления  шаг  за шагом происходит раскрытие сущ-
ности  экономических явлений,  что  требует формирования определенных логических понятий, более или
менееполно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
      Логические  понятия, отражающее  наиболее  общие и существенные стороны хозяйственнойжизни об-
щества,называются экономическими категориями.
      Такими категориями являются,  например, спрос, предложение, кредит,собственность, рынок, прибыль,
заработнаяплата и многие другие.
      В экономике,  как и в любой другой области общественнойжизни и в природе, сквозь внешне кажущий-
сяхаос  и нагромождение  случайностейпрокладывает себе путь необходимость, закономерность развития.
Экономические  процессы в  обществе  управляются внутренними, присущими имзаконами – законами об-
щественных  действий людей  или  экономическими  законами. В книге “Философия права” Гегельписал о
политэкономиикак науке,  которая  делает “честь мысли”, потому что она, имея перед собой массуслучай-
ностей, отыскивает  их  законы. Всякий  закон  выражает собой сущность того или иного явления. Закон и
сущность – понятия  однородные (однопорядковые),  выражающие  углубление познания  человеком явле-
ний, мира. Явление шире, богаче закона, однакозакон улавливает внутреннюю сущность явления.
      Чтобы дать  определение экономическому  закону,  необходимо вспомнить  философское  определение
закона  как устойчивого,  прочного,  многократно повторяющегося  явления и  как выражение внутренней,
существенной,  необходимой, причинно-следственной,постоянной, всеобщей, качественной и количествен-
нойвзаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
      Этоопределение можно полностьюотнести и к экономическому закону. То, что не случайно, а типично,
постоянно и выражаетвнутреннюю сущностьэкономических явлений и процессов, отражают экономичес-
киезаконы.  Не  следует  смешивать  экономические  законы с законами природы,  так  же  как и с законами
естествознания,так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:1.      Естественныезаконы  – это  законы  природы, экономические – законы развития общественной жизни,
хозяйственной деятельности людей;2.     Естественные законы вечны,экономические – носят исторический характер;3.      Открытие  и применение  естественных  законов происходит более или менее гладко, а экономические
законы встречают сильное противодействие со стороныотживающих сил общества.
      Экономические  законы в  своей  совокупности образуют систему экономических законов развития об-
щества,которая включает в себя различные группы и виды законов.
      Метод научной абстракции хотя иважнейший, но не единственный метод научного познания, использу-
емыйв теоретической экономике.  Здесь  активно применяются и такие методы, каканализ и синтез, индук-
цияи дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование идругие.
      Анализ – это мысленное  расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследо-
ваниекаждой из этих частей отдельно.  Путемсинтеза экономическая теория воссоздает единую целостную
картинуявлений и процессов.
      Широко также используются индукция идедукция.  Посредством индукции(наведения) обеспечивается
переход  от изучения  единичных  фактов к общим  положениям и выводам.  Дедукция (выведение) делает
возможнымпереход от наиболее общих выводов к относительно частным.
      Анализ и синтез, индукция и дедукцияприменяются в теоретической экономике в единстве.
      Важное место  в  исследовании экономических явлений и процессов занимает исторический и логичес-
кийметоды. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве,поскольку историчес-
киисходный  пункт  исследования совпадает с исходным пунктомлогического исследования. Однако логи-
ческое(теоретическое)  исследованияэкономических явлений и процессов не является зеркальным отраже-
ниемисторического  процесса.  В конкретных условиях  той  или иной  страны могут возникнутьэкономи-
ческие  явления, которые  не  являются обязательными для господствующейсистемы хозяйствования. Если
фактически(исторически)  они  имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнори-
роваться.Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен ихописать.
      Используя исторический метод,теоретическая экономика исследует хозяйственные процессы и явления
втой последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими.
Такойподход  позволяет  конкретно и  наглядно  представить все  особенности  различных экономических
систем.Но он имеет недостаток,  который сводитсяк тому,  что обилие описательногоматериала и частных
историческихподробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
      Исторический метод показывает, что вприроде и обществе развитие идет от простого к сложному. При-
менительно  к предмету  теоретической  экономики это означает, что во всейсовокупности экономических
явленийи процессов необходимо  выделить  в первую  очередь  наиболее  простые явления,  возникающие
раньше  других и  являющиеся  основой для их возникновения. Например, прианализе рынка таким эконо-
мическимявлением является обмен товаров.
      Экономическим  процессам и  явлениям  присущи качественная и количественная определенность. По-
этому  теоретическая экономика  широк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политико-территориальное устройство Германии. Принципы организации власти в землях и на местах
Реферат Уголовный процесс и судебная система Франции
Реферат Грузовой лифт
Реферат Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А Битова Улетающий Монахов
Реферат Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Реферат «Русские земли в XIII-XIV вв». 1
Реферат Знания о религии от древнейших времен до XVIII века
Реферат The English Countryside
Реферат Изготовление детали "Корпус"
Реферат Субъекты конституционного права на примере Конституции Российской Федерации. Перспективы развития
Реферат «Анализ особенностей фразировки, артикуляции, динамики и темпа «Маленьких прелюдий И. С. Баха»
Реферат Формирование комплексов по регионам России (минерально-сырьевой комплекс)
Реферат Образ Клима Самгина в романе М. Горького
Реферат The Average American Essay Research Paper AVERAGE
Реферат Общая характеристика психологии как науки Соотношение житейской и научной психологии