Содержание
Введение
Глава1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистическойхарактеристики
1.1 Статистикатранспорта и характеристика исследуемых показаний
1.2 Методырасчета статистических показателей
Глава2. Статистический анализ деятельности грузового транспорта общего пользования
2.1Анализ перевозок груза транспорта общего пользования
2.2Анализ грузооборота транспорта общего пользования
Заключение
Списоклитературы
Введение
Целью данной курсовойработы является оценка деятельности грузового транспорта общего пользования,исследование и характеристика данных показателей по транспорту(железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный ивоздушный), их изменение в зависимости от данных периодов (с 2006 по 2010),изучение статистических показателей.
В соответствии с цельюпоставлены следующие задачи:
· сделатьрасчеты аналитических показателей деятельности грузового транспорта общегопользования с помощью методов общей теории статистики;
· представитьнаглядное изображение фактических и аналитических показателей деятельности грузовоготранспорта общего пользования;
· сделатьвыводы по проведенным расчетам и дать характеристику деятельности грузового транспортаобщего пользования;
· подвестиитоги.
Объектом исследованияявляются виды грузового транспорта, деятельность транспорта и ее результаты.
Предметом исследованиявыступают статистические показатели, характеризующие деятельность транспорта,закономерность их изменения за изучаемый период.
Информационной базойпослужил официальный портал Федеральной службы государственной статистики.
Тема данной курсовойактуальна, так как транспорт, в особенности грузовой, очень важен для развитияэкономики любой страны, а так же для ее социально-политической стабильности. Статистическийанализ деятельности транспорта помогает выявить дальнейшие перспективы егоразвития, составить прогноз по улучшению деятельности транспорта, а конкретноувеличить объем грузоперевозок, грузооборота и т.д.
Глава 1. Статистикатранспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистическойхарактеристики
1.1 Статистика транспорта и характеристика исследуемыхпоказаний
Транспорт как видхозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщегопользования.
Транспорт общегопользования — транспорт, удовлетворяющийпотребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузови пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями ипотребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживаниенаселения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки накоммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов. Перевозка, осуществляемаякоммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общегопользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организацияобязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любогогражданина или юридического лица.
Договор перевозкитранспортом общего пользования является публичным договором.
Транспорт необщегопользования (ведомственный) — транспорт, осуществляющий, какправило, перевозки грузов и пассажиров своей организации.[1]
Статистика транспорта – это одна изотраслей экономической статистики.
Объект ее изучения – транспорт, т.е.совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается вперемещении грузов и пассажиров.
По характеруработы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятиятранспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди другихотраслей экономики, с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов егоразвития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всехотраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство,повышение уровня жизни населения. Связывая все отрасли экономики в единоецелое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов иразмещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных икультурных связей между регионами страны и другими странами.
Транспорт является одним из крупнейших потребителейнекоторых видов продукции: металла, топлива, леса, электроэнергии. Такиеотрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производствоавтомобилей, судостроение, авиационная промышленность, целиком работают дляудовлетворения потребностей транспорта.Предметом изучения статистики транспортаявляются массовые экономические явления, представляющие собой результаттранспортного процесса и условия (факторы) его осуществления в конкретныхусловиях места и времени. С помощью системы статистических показателейопределяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов ифакторов производственного процесса. Таким образом, статистика придаетзакономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение.
Для характеристики результатов и факторов, ихобусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей.[2]
Статистическийпоказатель – это величина, адекватно характеризующая реальныйпроцесс или явление во времени и пространстве. При этом количественнаяопределенность связана с качественным своеобразием.
Система показателей– это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенныестороны явления.
При конструированиисистемы статистических показателей исходят из основных положенийсоциально-экономической теории и принципа диалектического метода познания.
Статистика должнаперевести экономические категории и понятия в статистические показатели.Например, продукция грузового транспорта — это экономическая категория, а объемперевезенного груза и грузооборот – система показателей для характеристики этойкатегории.
Статистика транспортарасчленяется на составные части:
· отраслевойпризнак;
· тематическийпризнак.
По отраслевому признакув ней выделяются статистики отдельных видов транспорта:
· железнодорожного;
· автомобильного;
· трубопроводного;
· морского;
· внутреннеговодного;
· воздушного.
По тематическомупризнаку:
· статистикаперевозок грузов и пассажиров;
· статистикаосновного и оборотного капитала;
· труда;
· производственныхзатрат и финансовых результатов;
· инвестицийи инноваций.
Из них самымиспецифическими для каждого вида транспорта являются:
· статистика перевозок грузов и пассажиров;
· статистика главнейшей части основного капитала – транспортныхсредств и путей сообщения (транспортных терминалов).
Единицей наблюденияв статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозкакоторой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичныедокументы на разных видах транспорта имеют различные названия:
· дорожнаяведомость – на железнодорожном и речном транспортах;
· коносаменти манифест – на морском транспорте;
· путевойлист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;
· сопроводительнаяведомость – на воздушном транспорте.
Статистика перевозокгрузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможностьвсесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортнойсети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
· объемные(суммарные);
· качественные.
К объемным показателямстатистики перевозок грузов относятся:
· отправлено(отправление) грузов;
· прибыло(прибытие) грузов;
· перевезено(перевозка) грузов;
· перевезенов прямом смешанном сообщении;
· объемвыполненной транспортной работы – грузооборот.
Грузооборотпредставляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированиемпроизведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах(милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективностиработы транспортного предприятия.
Перевезено грузов(объем перевозок грузов) — количество грузов в тоннах,перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, ширинеколеи, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозокгрузов отражается показателем «отправлено (отправление) грузов»,конечный момент — показателем «прибыло (прибытие) грузов». Для отдельныхорганизаций транспорта для характеристики всего объема работы применяетсяпоказатель «перевезено (перевозка) грузов», который определяется каксумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспортадля перевозки.
К качественнымпоказателям статистики перевозок грузов относятся:
· среднеерасстояние перевозки в 1т груза;
· средняягустота перевозок 1т груза;
· средняяпродолжительность перевозки 1т груза;
· средняяскорость продвижения 1т груза.
Распределение грузовыхперевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей иэкономического преимущества. Например,
· железнодорожный транспорт используется при перевозке большихобъемов грузов на большие расстояния;
· автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, атакже на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихсягрузов;
· морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах,тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
· магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сыройнефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовыхнефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
· воздушный транспорт используется при перевозке грузов на оченьбольшие расстояния.
Железнодорожный транспорт.
В период остановкинавигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт.Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именножелезнодорожным транспортом. А также он занимает Iместо среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильныйтранспорт.
Автомобильный транспортнаиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как надальние, так и на короткие расстояния. Недостатки – большая себестоимость итрудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Трубопроводныйтранспорт.
Разнообразиетрубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктоввызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральныетрубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы.Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы.Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районыпотребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопроводстрого специализирован для транспортировки какого-либо одного виданефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензинопровод,маслопровод, мазутопровод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что унего непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большойнедостаток в загрязнении окружающей среды.
Морской транспорт.
Морской транспорт способенперевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видовтранспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные(70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогихпортовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.В условиях современного кризиса растет грузооборот морского транспорта.Происходит это в связи с тем, что многие субъекты бизнеса переключаются наболее дешевые виды транспорта, каким являются морские перевозки.[3]
Внутренние водные пути.
К ним относятся: реки,озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водныхпутях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которыеподготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический учетперевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятиявнутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а такжепредприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу накоммерческой основе.
Воздушный транспорт.
Воздушным транспортомгрузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспортазначительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят,как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда,оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспортазаключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальностиполета.
1.2 Методы расчета статистических показателей
статистический анализ грузоваяперевозка
Все расчеты заносятся встатистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.
Статистическаягруппировка – позволяет дать характеристику размера, структуры ивзаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Методы для расчета:
· Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные ибазисные и средние величины);
· Графическое построение (графики и диаграммы).
Абсолютные показатели– именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения.Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости отразличных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные,денежные и трудовые единицы измерения.
Абсолютный прирост– это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).
/>Цепной — у = yi – yi-1.
Такие абсолютныепоказатели так же называют скоростью роста. Цепные показатели характеризуютинтенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах тогопромежутка времени, который исследуется.
/>Базисный — y= yi – y0.
/>Где у – абсолютныйприрост;
yi- фактическое значение показателя;
y0и yi-1- базисное значение показателя.
За y0берется первый по времени показатель, а за yi-1 –предыдущий по времени показатель.
На основе абсолютныхпоказателей исчисляют относительные показатели.
Относительныепоказатели.
Они характеризуютизменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительныевеличины динамики называют темпами роста и прироста.
Темп ростанаходится по формуле:
y1
/>Тр = · 100%.
y0
Темп приростанаходится по формуле:
Тпр =Тр – 100%.
Общая формула:
y1
/>/>/>Тпр = · 100% — 100%, Тпр = Тр-100%.
y0Если за y0 берется предыдущий по времени показатель(переменная база сравнения), то темп роста называется цепным.Если за y0 берется первый повремени показатель (постоянная база сравнения), то темп роста называется базисным.
Относительныепоказатели структуры характеризуют состав изучаемойсовокупности, доли, удельные веса в общем итоге.
Удельный вес частейсовокупности находится по формуле:
yi
d=• 100%
n
Где:
d– удельный вес;
yi– значение i-того (от 1 до n)показателя;
n– всего показателей совокупности.
Средние показатели.
Средняя являетсяобобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно однородномупризнаку.
В статистике применяютсяразличные виды средних: арифметическая, квадратичная, геометрическая иструктурные средние: мода, медиана. Кроме моды и медианы, средние исчисляются вдвух формах: простой и взвешенной. Выбор формы средней зависит от исходныхданных и содержания определяемого показателя.
Средняя арифметическаяпростая применяется в случаях, когда варианты представлены индивидуально ввиде их перечня в любом порядке или ранжированного ряда.
Среднегодовой темпроста исчисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентовроста:
n
/>Тр = Т1 • Т2 •… • Тn
Где:
Тр – средний темп роста;
Тn– цепные темпы роста;
n– число коэффициентов.
Или по формуле:
где У — абсолютные уровни рядадинамики, а n — число лет (уровней ряда динамики) в изучаемом отрезке времени(без базисного).[4]
Глава 2. Статистическийанализ деятельности грузового транспорта общего пользования
2.1 Анализ перевозокгруза транспорта общего пользования.
Одним из основныхпоказателей работы грузового транспорта является количество перевезенногогруза. В таблице 1 представлены интервальные ряды динамики перевозок груза повидам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее количествоперевезенного за 5 лет груза.
Таблица 1
Перевозкигрузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн)[5] 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Транспорт – всего
8768
8978
9167
9300
9450
9132,6
В том числе по видам: железнодорожный 1161 1221 1273 1312 1345 1262,4 автомобильный 6468 6568 6685 6753 6861 6667 трубопроводный 976 1024 1048 1070 1062 1036 морской 36 29 26 25 28 28,8 внутренний водный 126 135 134 139 153 137,4 воздушный 0,8 0,9 0,8 0,9 1,0 0,88
Наибольшее числоперевозок груза наблюдалось на автомобильном транспорте в 2010 году(6861миллионов тонн), наименьшее – на воздушном транспорте в 2006 и 2008 годах(0,8 миллионов тонн). Среднее значение за 5 лет рассчитано с помощью среднейарифметической простой, так как ряд интервальный.
По имеющимся даннымможно рассчитать долю каждого транспорта в общем количестве грузоперевозок. Дляэтого рассчитаем относительный показатель структуры.
Данные по структурегрузоперевозок представлены в таблице 2.
Таблица 2
Структурагрузоперевозок по видам транспорта общего пользования, в % 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Транспорт – всего
100
100
100
100
100
100
В том числе по видам: железнодорожный 13,24 13,60 13,87 14,12 14,23 13,82 автомобильный 73,77 73,16 72,93 72,61 72,60 73,0 трубопроводный 11,13 11,41 11,43 11,51 11,24 11,34 морской 0,41 0,32 0,28 0,27 0,30 0,34 внутренний водный 1,44 1,51 1,46 1,49 1,62 1,50 воздушный 0,009 0,01 0,008 0,0097 0,01 0,0096
По данным таблицы 2видно, что наибольший удельный вес по перевозкам груза занимает автомобильныйтранспорт. В 2006 году его доля была самой большой и составляла 72,77%.Наименьший удельный вес отводится воздушному транспорту – 2008 год – 0,008 %.
Среднегодовую структуругрузовых перевозок отражает диаграмма (рис. 1).
Данные таблицы 1 можнопредставить в виде графика, по которому можно проследить динамикугрузоперевозок транспорта.
Преобладающимвидом транспорта по грузоперевозкам является автомобильный транспорт, и числоего грузоперевозок растет от 2006 к 2010 году. За ним идет железнодорожный,трубопроводный, внутренний водный и только затем морской и воздушный. Награфике видно что, все остальные виды транспорта значительно уступаютавтомобильному и между собой не превосходят друг друга. Меньше всего перевозокосуществляет воздушный транспорт.
Рис.1
/>
Просматриваетсяизменение перевозок груза по тем видам транспорта, которые имеют относительнонизкие показатели, это такие как воздушный и морской транспорт. Поэтому уместноотразить грузоперевозки этих видов транспорта на отдельных графиках.
С2006по 2009 год наблюдался спад грузоперевозок морским транспортом. К 2010 году числогрузоперевозок возросло практически до уровня 2007 года и составило 28миллионов тонн.
Динамикагрузоперевозок воздушным транспортом имеет скачкообразный характер и с 2008 по 2010год наблюдается рост числа грузоперевозок.
Прослеживаетсярост числа грузоперевозок внутренним водным транспортом с 2006 по 2010 год.Лишь в 2008 году наблюдалось незначительное снижение.
Для более подробногоизучения динамики грузоперевозок по видам транспорта рассчитаем показательизменения рядов динамики.
Для того чтобы выяснитькак изменился уровень ряда за определенный изучаемый период времени (повысилсяили понизился), рассчитаем такой абсолютный показатель как абсолютный прирост.
В таблице 3представлены абсолютные приросты перевозок груза по видам транспорта на цепнойоснове.
Таблица 3
Абсолютные приростыперевозок грузов по видам транспорта, в миллионах тонн (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 За весь период Средний абсолютный прирост
Транспорт – всего
210
189
133
150
682
170,5
В том числе по видам: железнодорожный 60 52 39 33 184 46 автомобильный 100 117 68 108 393 98,25 трубопроводный 48 24 22 -8 86 21,5 морской -7 -3 -1 3 -8 -2 внутренний водный 9 -1 5 14 27 6,75 воздушный 0,1 -0,1 0,1 0,1 0,2 0,05
Для выявленияотносительной скорости изменения ряда рассчитывается темп роста ряда динамики.Втаблице 4 представлены темпы роста грузоперевозок по видам транспорта.
Таблица 4
Темпы роста грузоперевозокпо видам транспорта, в % (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой
Транспорт – всего
102,40
102,11
101,45
101,61
101,89
В том числе по видам: железнодорожный 105,17 104,26 103,06 102,52 103,75 автомобильный 101,55 101,78 101,02 101,60 101,49 трубопроводный 104,92 102,34 102,10 99,25 102,13 морской 80,56 89,66 96,15 112,0 93,91 внутренний водный 107,14 99,26 103,73 110,07 104,97 воздушный 112,5 88,89 112,5 111,11 105,74
Данные по темпуприроста представлены в таблице 5.
Таблица 5
Темпы приростагрузоперевозок по видам транспорта, в % (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой
Транспорт – всего
2,04
2,11
1,45
1,62
1,89
В том числе по видам: железнодорожный 5,17 4,26 3,06 2,52 3,75 автомобильный 1,55 1,78 1,02 1,60 1,49 трубопроводный 4,92 2,34 2,10 -0,75 2,13 морской -19,44 -10,34 -3,85 12 -6,09 внутренний водный 7,14 -0,74 3,73 10,07 4,97 воздушный 12,5 -11,11 12,5 11,11 5,74
Положительный прирост вцелом просматривается по всем видам транспорта за исключением морского, в нем,даже не смотря на скачок в 2010 году – 12% (3 миллиона тонн), среднегодовойприрост был отрицательный. По железнодорожному, также как и по трубопроводному транспортунаблюдается спад. Прирост грузоперевозок по автомобильному транспорту носитскачкообразный характер, прослеживается положительная тенденция темпа роста в 2010году по сравнению с 2007 хоть и незначительно, но увеличился. Самоемаксимальное значение темпа прироста было зафиксировано по воздушномутранспорту в 2007 и в 2009 годах и составило 12,5 %. Самое минимально значениетемпа прироста наблюдается по грузоперевозкам морского транспорта и составляет снижениена 19,44% (7 миллионов тонн). Тенденция в изменениях по грузоперевозкам внутреннимводным транспортом непостоянна, но в целом замечается рост, особенно в 2010году – 10% (14 миллионов тонн). Темп прироста грузоперевозок воздушнымтранспортом также носит скачкообразный характер.
Прослеживаетсясходство в динамике темпов роста перевозок груза воздушного и внутреннеговодного транспорта. К 2008 году наблюдался спад темпа роста грузоперевозок поэтим двум видам транспорта, однако в отличие от внутреннего водногогрузоперевозки по воздушному транспорту имеют тенденцию снижения к 2010 году.Очень хорошо видна тенденция роста грузоперевозок морского транспорта, к 2010году резко подскочило их число, и прирост по этому виду транспорта составил 12%(3 миллиона тонн). Темп роста перевозок груза трубопроводного ижелезнодорожного транспорта, как видно на графике, снижается. Грузоперевозкиавтомобильного же транспорта относительно устойчивы в своем темпе роста.
Грузовые перевозкитакже осуществляются по международным путям сообщения. В таблице 6 представленыданные по перевозкам груза отдельными видами транспорта общего пользования, атакже рассчитано среднее количество перевезенного за 5 лет груза.
Таблица 6
Перевозки груза вмеждународном сообщении по отдельным видам транспорта общего пользования,миллионов тонн[6] 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Автомобильный – всего, в том числе:
1,14
0,96
1,82
3,56
1,75
1,846 экспорт 0,43 0,30 1,02 0,41 0,54 0,54 импорт 0,69 0,64 0,76 3,11 1,17 1,274 транзит 0,02 0,00 0,00 0,00 0,01 0,06 на территории иностранных государств 0,00 0,02 0,04 0,04 0,02 0,024
Морской – всего в том числе:
17,7
11,5
12,4
10,7
20,3
14,52 экспорт 10,5 7,9 9,1 7,7 12,9 9,62 импорт 1,1 1,0 0,7 0,4 2,1 1,06 между иностранными портами 6,1 2,6 2,6 2,6 5,3 3,84
Внутренний водный – всего, в том числе:
29,9
31,9
29,3
21,0
21,8
26,78 экспорт 22,5 22,9 21,3 15,2 15,3 19,44 импорт 0,9 1,4 1,4 1,1 1,4 1,24 между иностранными пунктами 6,3 7,4 6,5 4,6 4,8 5,92 транзит 0,2 0,3 0,1 0,05 0,4 0,21
Воздушный
0,3
0,4
0,4
0,4
0,5
0,4
Наибольшее числоперевозок груза всего было зафиксировано по внутреннему водному транспорту в 2007году и составило 31,9 миллионов тонн, также наибольшее число грузоперевозок вэкспорте было зафиксировано в этом же виде транспорта за 2007 год – 22,9миллионов тонн. Наименьшее число грузоперевозок всего отмечается по воздушномутранспорту в 2006 году – 0,3 миллионов тонн. Также можно заметить, чтоперевозки груза транзитом вообще не осуществлялись автомобильным транспортом впериод с 2007 по 2009 год, и за весь период были на втором месте (0,06миллионов тонн) по числу самых наименьших грузоперевозок после внутреннеговодного (0,21 миллионов тонн). Среднее значение за 5 лет было рассчитано посредней арифметической простой, так как ряд интервальный.
По имеющимся даннымтаблицы 6 можно рассчитать долю каждого транспорта в общем количествегрузоперевозок по международным путям сообщения. Эти данные представлены ниже втаблице 7.
Таблица 7
Структурагрузоперевозок по отдельным видам транспорта общего пользования в международномсообщении, в % 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Транспорт – всего
100
100
100
100
100
100
В том числе по видам: автомобильный 2,32 2,14 4,14 9,98 3,95 4,24 морской 36,97 25,69 28,23 30,01 45,77 33,34 внутренний водный 60,97 71,27 66,71 58,89 49,15 61,50 воздушный 0,61 0,89 0,91 1,12 1,13 0,92
По данным таблицы 7видно, что наибольший удельный вес в общем количестве грузоперевозок по видамтранспорта общего пользования в международном сообщении занимает внутреннийводных транспорт. В 2007 году его доля была самой большой и составила 71,27%.Наименьший удельный вес по грузоперевозкам отводится воздушному транспорту, в 2006году его доля была меньше всех остальных видов транспорта и составляла 0,61%.
Среднегодовую структуруперевозок груза по отдельным видам транспорта в международном сообщенииотражает диаграмма (рис.2).
Рис.2
/>
Для того чтобыпроследить динамику грузоперевозок в международном сообщении по видамтранспорта можно постоить диаграмму по данным таблицы 7, взяв только общиеданные по каждому виду транспорта.
По данным таблицы 7,диаграммы (рис.7) и видно, что преобладающим видом транспорта в грузоперевозкахявляется внутренний водный. Число его грузоперевозок сначала возрастает от 2006года к 2007, но затем значительно снижается к 2009 году, после чего же опятьидет на повышение. Не смотря на это, внутренний водный транспорт не уступает ниодному из других видов транспорта. Морской транспорт по числу грузоперевозокстоит на втором месте. На графике прослеживается нестабильный характергрузоперевозок по этому виду транспорта. Но в целом число его грузоперевозок к 2010году возрастает, догоняя число перевозок груза внутреннего водного транспорта.Число грузоперевозок по воздушному транспорту относительно стабильно ивозрастает в период с 2006 по 2010 год, что не скажешь об автомобильном транспорте.Число его грузоперевозок до 2009 года возрастало, а после к 2010 году резкоснизилось.
Для того чтобы выявитькак изменился уровень ряда за определенный изучаемый период и относительнуюскорость изменения ряда рассчитаем абсолютный прирост и темп роста и приростагрузоперевозок в международном сообщении по видам транспорта.
Таблица 8
Абсолютные приростыперевозок грузов по отдельным видам транспортав междунродном сообщении, вмиллионах тонн (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой Автомобильный 84,21 189,58 195,60 49,16 111,31 Морской 64,97 107,83 86,29 189,72 103,49 Внутренний водный 106,69 91,85 71,67 103,81 92,41 Воздушный 133,33 100 100 125 113,62
Таблица 9
Темпы роста перевозокгруза по отдельным видам транспорта в международном сообщении, в % (на цепнойоснове) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой Автомобильный -15,79 89,58 95,60 -50,84 11,31 Морской -35,03 7,83 -13,71 89,72 3,49 Внутренний водный 6,69 -8,15 -28,33 3,81 -7,60 Воздушный 33,33 25 13,62
Таблица 10
Темпы приростаперевозок груза по отдельным видам транспорта в международном сообщении, в %(на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 За весь период Средний абсолютный прирост Автомобильный -0,18 0,86 1,74 -1,81 0,61 0,15 Морской -0,62 0,9 -1,7 9,6 2,6 0,65 Внутренний водный 2,0 -2,6 -8,3 0,8 -8,1 -2,03 Воздушный 0,1 0,0 0,0 0,1 0,2 0,05
Положительныйсреднегодовой темп прироста перевозок груза просматривается по всем видамтранспорта за исключением внутреннего водного. К 2009 году был зафиксированзначительный спад по грузоперевозкам этого вида транспорта (понижение на 28,33%- 8,3 миллионов тонн). Самое максимальное значение темпа прироста наблюдаетсяпо грузоперевозкам автомобильным транспортом в 2009 году 95,6% (1,74 миллионовтонн). А самое минимальное по грузоперевозкам морским транспортом в 2007 году(понижение на 35,03%). Что касается воздушного транспорта, то видно, что темпего прироста в период с 2008 по 2009 год остался неизменным, а в 2007 и 2010имеет тенденцию к повышению числа грузоперевозок.
Наблюдаетсянекоторое сходство в динамике грузоперевозок по международным путям сообщениявнутреннего водного, морского и воздушного транспорта. В период с 2009 по 2010год наблюдается положительная тенденция темпа роста грузоперевозок по этимвидам транспорта. Что однако нельзя сказать по автомобильному транспорту. Еготенденция темпа роста оказалась отрицательной.
2.2 Анализ грузооборотатранспорта общего пользования
Вторым из основныхпоказателей работы грузового транспорта является грузооборот. В таблице 11представлены интервальные ряды динамики грузооборота по видам транспорта общегопользования. Также рассчитано среднее значение грузооборота за 5 лет с помощьюсредней арифметической простой.
Таблица 11
Грузооборотпо видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров)[7] 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Транспорт – всего
4284
4558
4676
4801
4915
4646,8
В том числе по видам: Железнодорожный 1669 1802 1858 1951 2090 1874 Автомобильный 173 182 194 199 206 190,8 Трубопроводный 2273 2413 2474 2499 2465 2424,8 Морской 85 66 60 62 65 67,6 Внутренний водный 81 92 87 87 86 86,6 Воздушный 2,7 3,0 2,8 2,9 3,4 2,96
По данным таблицы 11видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2009 году потрубопроводному транспорту и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самыйминимальный грузооборот – по воздушному транспорту в 2006 году, численноезначение которого равно 2,7 тонно-километров.
Чтобы узнать долюкаждого транспорта в общем количестве грузооборота рассчитаем относительныйпоказатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 12
Таблица 12
Структура грузооборотапо видам транспорта общего пользования, в % 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за 5 лет
Транспорт – всего
100
100
100
100
100
100
В том числе по видам: Железнодорожный 38,96 39,53 39,73 40,64 42,52 40,33 Автомобильный 4,04 3,99 4,15 4,14 4,19 4,11 Трубопроводный 53,06 52,94 52,91 52,05 50,15 52,18 Морской 1,98 1,45 1,28 1,29 1,32 1,45 Внутренний водный 1,89 2,02 1,86 1,81 1,75 1,86 Воздушный 0,06 0,07 0,06 0,06 0,07 0,06
По имеющимся даннымтаблицы 11можноутверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт.В 2007 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота.Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2006, 2008 ив 2009 годах – 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный(максимальное значение в 2010 году – 42,52%) и автомобильный транспорт (2010год – 4,19%) соответственно. В 2006 году доля морского транспорта погрузообороту была выше, чем по внутреннему водному. Однако в 2007 году ситуацияизменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем доляморского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузооборотусохранилось до 2010 года.
Динамика грузоперевозокотличается от графика динамики грузооборота. Здесь на первое место выходиттрубопроводный транспорт. Это обуславливается тем, что например такие грузы какгаз, нефть транспортируются в основном по трубопроводам, так как это удобней идешевле. Второе место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт, азатем уже идут и все остальные виды транспорта. На самом последнем месте погрузообороту стоит воздушный транспорт, так же как и в динамике грузоперевозок.На графике хорошо просматривается увеличение грузооборота по железнодорожномутранспорту, и уменьшение с 2009 года грузооборота по трубопроводномутранспорту. Грузооборот по оставшимся видам транспорта относительно стабилен,увеличения и уменьшения грузооборота не очень велики.
Для получения общейкартины изменения динамики грузооборота по видам транспорта стоит рассчитатьабсолютные и относительные показатели, такие как цепные абсолютные приросты,цепные темпы роста и прироста. Эти данные представлены в таблицах 13, 14, 15.
Таблица 13
Абсолютные приростыгрузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардовтонно-километров (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 За весь период Среднегодовой абсолютный прирост
Транспорт – всего
274
118
125
114
631
157,75
В том числе по видам: Железнодорожный 133 56 93 139 421 105,25 Автомобильный 9 12 5 7 33 8,25 Трубопроводный 140 61 25 -34 192 48 Морской -19 -6 2 3 -20 -5 Внутренний водный 11 -5 -1 5 1,25 Воздушный 0,3 -0,2 0,1 0,5 0,7 0,175
Таблица 14
Темпы ростагрузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардов тонно-километров,в % (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой
Транспорт – всего
106,40
102,59
102,67
102,37
103,49
В том числе по видам: Железнодорожный 107,97 103,11 105,01 107,12 105,78 Автомобильный 105,20 106,59 102,58 103,52 104,46 Трубопроводный 106,16 102,53 101,01 98,64 102,05 Морской 77,65 90,91 103,33 104,84 95,51 Внутренний водный 113,58 94,57 100 98,85 101,51 Воздушный 111,11 93,33 103,57 117,24 105,93
Таблица 15
Темпы приростагрузооборота по видам транспорта общего пользования, в % (на цепной основе) 2007 2008 2009 2010 Среднегодовой
Транспорт – всего
6,40
2,59
2,67
2,37
3,49
В том числе по видам: Железнодорожный 7,97 3,11 5,01 7,12 5,78 Автомобильный 5,20 6,59 2,58 3,52 4,46 Трубопроводный 6,16 2,53 1,01 -1,36 2,05 Морской -22,35 -9,09 3,33 4,84 -6,49 Внутренний водный 13,58 -5,43 -1,15 1,51 Воздушный 11,11 -6,67 3,57 17,24 5,93
По данным трех таблицможно отметить, что за изучаемый период среднегодовой темп прироста грузооборотапо всем видам транспорта, за исключением морского, был положительный. Однакоприобрел тенденцию значительного снижения в период с 2007 по 2008 год. Так еслив 2007 году тем прироста по грузообороту в общем по всем видам транспорта составлял6,4% или 274 миллиарда тонно-километров, то в 2008 году всего лишь 2,59% или118 миллиардов тонно-километров. Самый большой отрицательный прирост былзафиксирован в 2007 году по данным темпа прироста грузооборота по морскомутранспорту и составил 22,35% или 19 миллиардов тонно-километр. А самый большойположительный прирост отмечается по грузообороту по воздушному транспорту иимеет численное значение равное 0,7 миллиардов тонно-километров или 17,24%. Также по грузообороту этого вида транспорта был замечен самый большойсреднегодовой прирост, который составил 5,93% .
Для более наглядногопредставления изменения темпов роста во времени построим график.
Смотря на график можноотметить, что грузооборот по всем видам транспорта кроме трубопроводногоснижался к 2008 году. Затем к 2009 году наблюдается увеличение темпов роста повсем видам транспорта опять таки кроме трубопроводного. Темп ростагрузоперевозок по этому виду транспорта снижается. В общем, к 2010 годупросматривается тенденция по увеличению темпов роста грузооборота по всем видамтранспорта за исключением внутреннего водного и морского видов транспорта.
Заключение
В ходе выполненияданной курсовой работы была проведена оценка деятельности грузового транспортаобщего пользования. Все поставленные задачи были выполнены, а именно:
· Спомощью методов общей теории статистики были проведены расчеты абсолютных иотносительных величин;
· Выявленадинамика основных показателей грузового транспорта общего пользования;
· Былинаглядно представлены на графиках и диаграммах фактические и аналитическиепоказатели деятельности грузового транспорта общего пользования.
В соответствии спроделанной работой можно сделать некоторые общие выводы.
За изучаемый период с 2006по 2010 год в Российской Федерации наибольший удельный вес по перевозкам грузав общем занимает автомобильный транспорт. В среднем за пять лет доляавтомобильного транспорта по грузоперевозкам составила 73% от общего количестваи число его грузоперевозок возрастает от года к году. Просматриваетсяположительная динамика. Наименьший удельный вес отводится воздушному транспортуи составляет 0,0096% от общего числа грузоперевозок. Так же можно сделать выводо грузоперевозках в международном сообщении по некоторым видам транспорта,которые рассматривались в курсовой. Преобладающим видом транспорта погрузоперевозкам в международном сообщении является внутренний водный – 61,5%.Несмотря на то, что число его грузоперевозок снижается к 2010 году, он всеравно занимает лидирующие позиции. Также к 2010 году растет доля грузоперевозокв международном сообщении морского транспорта, и приближается по своемузначению к значению внутреннего водного транспорта – 45,77%. Это происходитпотому, что в условиях современного кризиса многие субъекты бизнесапереключаются на более дешевые виды транспорта, коим является морской.
В грузообороте картинаменяется и на первое место по удельному весу по грузообороту выходиттрубопроводный транспорт. Его доля в суммарном грузообороте составляет 52,18%,что больше половины. Однако темп роста его грузооборота снижается. Наименьшаяже доля по грузоперевозкам отводится воздушному транспорту и составляет 0,06%от общего грузооборота и грузооборот его в период с 2009 по 2010 увеличился на0,5 миллиардов тонно-километров. В общем, к 2010 году просматриваетсяположительная тенденция по грузообороту по всем видам транспорта за исключениемморского и железнодорожного в период с 2009 по 2010 год.
Список литературы
1. «Российскийстатистический ежегодник», Федеральная служба государственной статистики,2008г.
2. «Статистикатранспорта», Е.В. Петрова, О.И. Гончаренко, А.Л. Кевеш, Под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. «Теориястатистики», под редакцией профессора Р.А.Шмойловой, Москва, 2005г.
4. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_55/Main.htm-
5. www.transportrussia.ru
6. http://www.tr.ru
7. http://www.transport.ru