Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

Санкт-ПетербургскаяГосударственная
АкадемияХолода и Пищевых ТехнологийКафедра экономикиКУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине
«Микроэкономика»
натему:  ''Опыт антимонопольногозаконодательства в России
и вразвитых капиталистических странах''
 
                                                                          Студента 235 гр.                                                                            Смирнова АндреяСанкт-Петербург
1999
ПЛАН.                      Введение………………………………………………………………….3
І. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
   §   1. Возникновение и сущностьмонополий ........................3
   §   2. Формы и виды монополий...........................................4
   §   3. Монопольная цена. Монополияи конкуренция… 9
   §4. Особенности современной монополизации народного хозяйства, еепозитивные и негативные факторы… 15
ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе.
   §   1. Антимонопольноезаконодательство… 19
   §2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.................................................................……………….23
ІІІ. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада.
   §   1.  Антимонопольное законодательство зарубежом....……26
   §2. Государственный контроль за монополистической деятельностью встранах с развитой экономикой… 31
   §  3. Анализ использованияантимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и странЗападной Европы…………………………………………………………………………35
Заключение...........................................................................39
Список литературы… 40
 Введение
На совершенном конкурентном рынке действует достаточнопродавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель вотдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночнымиправилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную,решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее какзаданную, решая, сколько купить.
Монополия являетсяпонятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия — это когда существует только один производитель товара нарынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренцияна товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не толькоспециалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали передРоссией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзянадеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успехэкономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,выверенной системы регулирования государством монопольных процессов иконкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство откомандно-административной системы бывшего СССР достался целый комплексгигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизацииэкономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В Россиии процесс создания государственного контроля понедопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так какприсутствующая еще совсем недавно в управлении экономикойкомандно-административная система по своей сути исключала наличие свободнойконкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет созданиеи усовершенствование законодательной базы по поводу регулированиямонополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимостиэкономических реформ в данной сфере.
Глава І. Монополистические тенденции имонополии
 в рыночной экономике.
§1.Возникновение и сущность монополий.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за своюмноговековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возниклареальная угроза для функционирования конкуренции — этогонеобходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенныепрепятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополии достигает глубокой древности.Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степенипроявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но ихновейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во времяэкономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений —кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, аименно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений вмонополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономическойлитературе получили название “детей кризиса”.
Что представляют собой монополистические образования?Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупныепредприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которыепроизводят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чемузанимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять напроцесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие(монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования(монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется какдоминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможностьсамостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренциюна рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждогопредпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем ирисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке,концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможностьс позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу своиличные интересы.
§2. Формы ивиды монополий.
 
Существуютразные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная иэкономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражаетситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется однойили несколькими фирмами. В ее основе — особенноститехнологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренцияневозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество,если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, онизанимают монопольное положение на рынке.
Административнаямонополия возникает вследствие действийгосударственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительногоправа на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, этоорганизационные структуры для государственных предприятий, когда ониобъединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке какодин хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономикабывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире.Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополиявсесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютнаямонополия государства на организацию и управление экономикой, котораяосновывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловленоэкономическими причинами, она развивается на основе закономерностейхозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоеватьмонопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается вуспешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путемконцентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессахцентрализации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощениипобедителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятиедостигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления иразвития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономическойлитературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется какслучайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точкизрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один изпредпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаиваетна том, что “монополистическая власть не возникает случайно”*. Она является логическим завершениемстратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, чтовсе дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принципэкономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения своих прибылей.  Одной  из них,  наиболее притягательной инадежной, является создание или достижение монопольного положения. Такимобразом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономикевытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является законконцентрации производства и капитала. Как известно, действие этого законанаблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем являетсяконкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новуютехнику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяетсянесколько более крупных.
_______________________________________________________________________
*См. Пигу А.“Экономическая теория благосостояния”, 
Т.1, М., 1985 г., с. 326
Когда это происходит, у   крупнейших   предпринимателей   возникает  альтернатива:         или продолжать между собой убыточнуюконкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабовпроизводства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второйвариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним изосновных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод,что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительныхсил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1)монополия отдельного предприятия;
2)монополия как соглашение;
3)монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, очем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого,этот  путь к монополии можно считать“порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективностидеятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путьсоглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создатьситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”,когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупательоказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистическихобъединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства:непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основемонополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистическихобъединений —картели и синдикаты.
Картель—это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участникикоторого сохраняют собственность на средства производства и произведенныйпродукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются одоле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат—это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участникикоторого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственностьна произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряюткоммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общейсбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединенийвозникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферунепосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокаяформа монополистических объединений как трест.
Трест —это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслейпромышленности, участники которого теряют собственность на средствапроизводства и произведенный продукт, производственную и коммерческуюсамостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление,а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получаютакции треста, которые дают им право принимать участие в управлении иприсваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевойконцерн— это объединениедесятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности,транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средствапроизводства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другимиучастниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капиталапоявились,  начали развиватьсяконгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путемпоглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического ипроизводственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировавопределенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или позднотеряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимуществакрупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличениеприбыльности только до определенных пор.
 
 
§3.Монопольная цена. Монополия и конкуренция.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований.Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение,имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этогопоявляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем,занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренциии нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена расчитанана получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в ценереализуется выгода монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что онасознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается врезультате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена являетсяверхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует —монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних засчет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй неполучает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являетсобой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимаетмонопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены.Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужденмириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист поотношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно,монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственнымисубъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономическихфакторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается —она [A1] отражаети экономические преимущества крупного, высокотехнического производства,обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Структура монопольной цены может быть представленаформулой:
РEQ мон.= Р1 + Р2 +Р3,
где Р1 — средняя прибыль, получаемаяпредпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результатедействия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль,получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 —монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольногоположения.
Монопольнаяцена— это верхняя цена, закоторую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себемаксимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течениедлительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают вотрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию.
Следует учитывать и то, что монополия может регулироватьпроизводство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей наувеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существуетнеэлластичный спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит кограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применитьнебольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, ноуже по сниженным ценам.
Одним из вариантов ценового поведения наолигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование несколькихолигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу междуними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только кобщим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен инедопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашенияпринимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило,самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмыпринимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линиюповедения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”*.
Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключаяпрямого соглашения    между     олигополистами.       Цена     природных
монополистов находится под контролем государства. Правительствопостоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя изнеобходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы,возможностей развития и т.д.
Особого   рассмотрения   требует  соотношение  конкуренции    имонополии в современной экономике. Конкуренцияпринадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он неможет функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно иразвитием конкурентных отношений.
Конкурентный рынок предусматривает наличиенеограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них неимеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный,безпрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности,наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможныхальтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все этосвидетельствует о господстве свободной конкуренции.
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей ________________________________________________________________
*См. Самуэльсон П. “Экономикс”, с. 531
к попыткам уклониться от нее, а это возможно только призавоевании монопольного положения.
Монополия — это понятие, противоположное конкуренции.Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, котораяхарактеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой.Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренциисовсем не остается места.
Конкуренции в конце прошлого столетия нанесензначительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизацияхозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентныхотношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однакообщество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительнымидействиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.
Современная рыночная экономика характеризуетсясосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной являетсяпроблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии иконкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не толькоконкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который являетсяне формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создаетмонополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодарятому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренцияперестает быть единым регулятором производства.
Современный хозяйственный механизм представляет собой _______________________________________________________________________
*См.  Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166 
объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлениемсо стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция,но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Можно выделить следующие особенности несовершеннойконкуренции:
1.Это конкуренция, которая возникает при условиях существованиямонополистических образований, соревнующихся как между собой, так и спредпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы  и  покупатели,  которые имеют   определенную   монопольную
власть  над продуктом, имеютвозможность манипулировать ценами.
 2.Еслисовершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбытапродукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здеськонкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья,результатов   научно-технического  прогресса,  кредитных  ресурсов, квалифицированнойрабочей силы и т.д.
3.Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходитреализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого намежотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренцияосновывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию,которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистовстановятся методом конкурентной борьбы.
4.Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовойконкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличаюттри основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая(нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путемуменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги безсущественного изменения их ассортимента или качества. Производители используютманипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценамина разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоеваниеконкурентного преимущества за счет лучшего использования достиженийнаучно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокогокачества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей,оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания,лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламныхкампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуютсятак называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупыслужебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на своюсторону лучших специалистов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действуеткачественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, егомонопольный характер.
 
 
 
§4.Особенности современной монополизации народного хозяйства,
 ее позитивные и негативные факторы.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшнийдень выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническаяреволюция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитойпромышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю системупроизводительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости,энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабоввысокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привелик тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадатьне только монополистические объединения, но и средние и часть малыхпредприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия дляухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке новогопродукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрываетстабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью современной монополизации народногохозяйства является  ее межнациональныйхарактер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно —межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создаетсясвоеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственноеуправление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам,то есть усиливает их самостоятельность. Основные экономические показателиамериканских ТНК в национальном хозяйстве США за период с 1982 г. по 1990 г.приведены ниже ( в млрд. дол.)*
_________________________________________________________
* См. Ясин Е., Цапелик В. “Путипреодоления монополизма в общественном производстве”,      “Плановое хозяйство”, 1990 г., №12, с.35-41
 
Показатели
1982 г.
1986 г.
1990 г.
  Активы
2741,6
3792
4905
  Продажи
2348,4
2544
3278
  Чистая прибыль
102
108,2
156
  Занято (млн. чел.)
18,7
17,84
18,55
Одной из особенностей современной монополизации являетсятакже ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантскихмонополистических объединений формально самостоятельных средних и малыхпредприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, вначале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизациирискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только всфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении,общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве.Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничествамежду монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами,научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации —усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основнойвыигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливаетмонополизацию собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть кструктурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходятпрежде всего на межотраслевом уровне.
Процессы монополизации внесли существенные изменения всоциальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменениехозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы.Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координациядеятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферупланомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массовогопроизводства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителейдешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемовпроизводства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе —это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью иминимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства,обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.