--PAGE_BREAK--Глава 1. Теоретические основы формирования безработицы1.1. Понятие и сущность безработицы
Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест. В РФ безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не получающие работу, соответствующую их трудовым навыкам, образованию, запросам. Безработица бывает структурная, сезонная, циклическая и региональная. Б. является следствием научно-технического прогресса, роста эффективности производства, изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, в результате чего высвобождается рабочая сила либо предъявляются новые требования к ее качеству и структуре. Б. резко увеличивается в период кризисов.
Одна из специфических черт рыночной экономики — ее нестабильность, одним из основных проявлений которой является безработица. Понятие безработицы неразрывно связано с понятием полной занятости. Проблемы занятости — это проблемы, связанные с процессами движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, использование, высвобождение, распределение и перераспределение, иными словами, вся система трудовых отношений. Таким образом, можно говорить о том, что проблема безработицы — это один из основных аспектов проблемы занятости.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной; следовательно, “полная занятость” определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при “полном использовании” ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь “фрикционным” безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. “Структурным” безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается “нехватка” рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно “напряженная” ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Таким образом, фрикционная и структурная безработица образуют естественный уровень безработицы. Является ли естественный уровень безработицы оптимальным уровнем? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, так как неизвестно, что выгоднее для экономики в целом: наличие незанятой части рабочих или дополнительное количество продукта, который эти рабочие могли бы произвести.
Реальный уровень безработицы, как правило, всегда выше ее естественного уровня и лишь в чрезвычайных условиях может опускаться ниже уровня полной занятости.
В экономическом плане безработица отражает несоответствие на рынке труда между относительно большим предложением рабочей силы, спросом на нее, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и качественном отношении.
1.2. Экономические издержки безработицы
Проблемы, связанные с оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Отставание объема ВНП и закон Оукена. Главная “цена” безработицы — невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Можно сказать, что безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при “нормальных” темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5% [13, с. 215]. Это отношение 1:2,5, или 2:5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. Например, в США в год спада (1983 г.) уровень безработицы достиг 9,5%, или на 3,5% больше предполагаемого естественного уровня в 6%. Умножив эти 3,5% на коэффициент Оукена (2,5), получим, что в 1983 г. отставание объема ВНП составляло 8,75%. Иными словами, если бы в 1983 г. был обеспечен уровень безработицы при полной занятости, ВНП был бы на 8,75% больше, чем фактически. Вычислив, сколько составляют эти 8,75% потерь от номинального объема ВНП, равного в 1983 г. 3300 млрд. дол., получим, что экономика потеряла продукции почти на 290 млрд. дол. (= 3300 х 8,75%) из-за того, что не был достигнут естественный уровень безработицы [13, там же].
С другой стороны, важно отметить, что фактический объем национального продукта иногда может превышать потенциальный объем. Такое положение дел было в США во время второй мировой войны, когда уровень безработицы составлял менее 2%. В производство вовлекались дополнительные смены рабочих, капитальное оборудование использовалось сверх установленных нормативов, сверхурочная работа и совместительство стали обычным явлением и т.д. На рисунке 10 мы видим, что в конце 60-х годов война во Вьетнаме привела к тому, что фактический ВНП превысил потенциальный ВНП, а в 1973 г. экономический бум снова породил “отрицательный” ВНП. Иногда можно превысить потенциальный ВНП, но долгое время сохранять превышение фактического ВНП над потенциальным нельзя.
Неодинаковое бремя. За общими цифрами скрывается тот факт, что издержки безработицы распределяются неодинаково. Например, было бы легче примириться с повышением уровня безработицы с 6 до 9-10%, если бы рабочий день и зарплата каждого рабочего уменьшались пропорционально.
Во-первых, уровень безработицы среди “белых воротничков” ниже, чем у “синих воротничков”, и первых реже увольняют во время спада, чем последних. Это происходит потому, что “белые воротнички” заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они работают в собственной фирме. Кроме того, фирмы менее склонны увольнять квалифицированные “белые воротнички”, в обучение которых они вложили значительные средства. Во-вторых, уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых. В-третьих, уровень безработицы среди чернокожего населения — как взрослых, так и молодежи — примерно в 2 раза выше, чем среди белых. В-четвертых, вполне правомерно сравнивать уровень безработицы среди мужчин и женщин. Более низкий уровень безработицы среди женщин во время спада 1982 г. свидетельствует о том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности (автомобильная, сталелитейная и строительная), которые производят инвестиционные товары, преобладают мужчины.
И последнее соображение: число людей, находящихся без работы в течение длительного периода (15 недель и более), в процентном отношении ко всей рабочей силе гораздо меньше, чем уровень безработицы. Но эта цифра существенно увеличивается во время спадов. В 1988 г. “долгосрочные” безработные составляли лишь 1,3% от всей рабочей силы, а общий уровень безработицы — 5,5% [19, с. 124]. Большая часть безработных не работает в течение относительно коротких периодов времени. Но отметим также, что во время спада 1982 г. безработные составляли 3,2% от всей рабочей силы и это приводило к значительным экономическим трудностям.
продолжение
--PAGE_BREAK--1. 3. Безработица ее виды и формы их проявления
Наиболее распространенным типом безработицы является фрикционнная безработица. Даже в случае экономического роста существует некоторый поток людей, меняющий одно место работы на другое, переезжающий из одного города в другой, ищущий работу после окончания школы или работы по контракту. Процесс приведения в соответствие работающих и рабочих мест неизбежно требует времени, даже если рабочее место вакантно и количество безработных соответствует количеству рабочих мест. Период поиска новой работы и вызывает в данномслучае фрикционную (текущую) безработицу. Соответствующий уровень безработицы называют естественным уровнем безработицы или уровнем безработицы при полной занятости.
Хорошо известна сезонная безработица — наименее острая из всех видов безработицы. Некоторые виды производства (особенно сельское хозяйство) имеют сезонный характер: высокий спрос на рабочую силу в один период года и незначительный спрос — в другие периоды. Сезонная безработица не может быть существенно уменьшена, так как характер производственных процессов требует большой гибкости в занятости. — Структурная безработицавозникает на базе сдвигов в структуре спроса и технологии производства. В результате этого рабочая сила по своим профессионально-квалификационным характеристикам перестает соответствовать новым требованиям экономики и не может использоваться. Структурная безработица характеризуется несоответствием структуры предложения рабочей силы изменившейся структуре рабочих мест. На ее возникновение оказывают влияние реальные изменения в спросе, как на продукцию, так и на рабочую силу. Появляются новые продукты, ослабляя спрос на товары-заменители. Развиваются новые технологии, прямо влияющие на изменение спроса, на качество рабочей силы. Результатом всех этих изменений является рост занятости в одних отраслях и уменьшение в других. Структурную безработицу бессмысленно отвергать или предотвращать. Она объективно присуща эффективной экономике. Ее следует лучше и глубже изучать, с тем, чтобы принимать предупредительные меры общеэкономического и специального характера, которые свели бы к минимуму ее негативные социальные последствия для трудящихся.
В развитых странах около 40 % увольнений связаны со структурными факторами, перепрофилированием предприятий. В России в структурной политике в настоящее время преобладает направление, связанное с поддержанием так называемых жизнеобеспечивающих, а по существу традиционных отраслей (топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, транспорта). Эти направления поставлены в приоритетное положение с точки зрения выделения ресурсов, поэтому занятость в них сокращается незначительно. Вот почему разговоры о реальной структурной перестройке пока в достаточной степени условны, хотя структурная безработица быстро растет. Сейчас подготавливаются лишь предпосылки для структурной перестройки, а пока доминирующей в нашей экономике является циклическая безработица.
Циклическая безработица.Под циклической безработицей обычно понимается безработица, вызванная спадом производства, т.е. фазой экономического цикла. На данном этапе развития экономики России, когда национальный доход сократился по отношению к началу 2005 г. более чем на 45 %, циклическая безработица является преобладающей формой. Циклическая безработица в ряде случаев переходит в застойную, сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко ‑ с распадом социально-психологических основ личности. Необходимо заранее подготовиться к обеспечению занятости тех, кто не имеет работ свыше 12 месяцев, так как после этого срока по законодательству прекращается выплата пособия по безработице.
Реалистичная оценка проблемы безработицы в нашей стране состоит в том, чтобы, во-первых, признать наличие в настоящее время объективных предпосылок для возникновения не только «естественного», но катастрофически высокого уровня структурной и циклической безработицы, во-вторых, принять все меры для ее регулирования и сведения к возможному минимуму. При этом принцип социальной защищенности трудящихся состоит не столько в материальном обеспечении в случае безработицы (пассивная позиция), но главным образом в формировании макроэкономических условий для активизации процесса создания новых и обновления действующих рабочих мест, в обеспечении профессиональной пригодности лица, потерявшего работу, повышении потребительской стоимости его рабочей силы, делающем его конкурентоспособным на рынке труда.
Скрытая безработица.В качественном плане ранее мы определили это понятие как ту численность работников, которая стала излишней в связи со спадом производства или структурными изменениями в нем, но продолжает формально числиться занятой, и которая при определенных условиях (в случае изменения финансового или нормативно-правового состояния предприятия, или по желанию самого работника) будет либо высвобождена и пополнит открытый рынок труда, либо перейдет в категорию эффективно занятых.
Скрытую безработицу необходимо отделять от неполной безработицы и частичной занятости. Последняя является естественной и во многих случаях предпочтительной для работника формой занятости и в дальнейшем, очевидно, будет расширяться. Частичная занятость не является формой скрытой безработицы, а представляет собой одну из все более расширяющихся форм организации занятости. Что касается неполной занятости, то согласно международному определению к ней «относятся все лица наемного труда или занятые на собственных предприятиях, будь то работающие или отсутствующие на работе, которые работали меньше нормативного рабочего времени, искали дополнительную работу и готовы были приступить к ней в отчетный период». Из этого определения следует, что существуют три критерия, по которым работников относят к категории неполной занятости: 1) работа меньше времени нормативной продолжительности, 2) вынужденный характер такой занятости, 3) поиск другой работы и готовность приступить к ней. Чтобы отнести работника к категории не полностью занятого, все три критерия должны выполняться одновременно. Безработный или экономически неактивный человек не может считаться не полностью занятым.
Очевидно, что понятие «скрытая безработица» существенно шире понятия «неполная занятость», ибо для нее не все критерии, входящие в определение неполной занятости, одновременно выполняются, за исключением второго, а именно: работник находится в состоянии, определяемом как скрытая безработица, вынужденно. Что касается других критериев, то формально «скрытый безработный» может присутствовать на работе стандартное рабочее время, зачастую не ищет другую работу и не всегда готов приступить к другой. Он, как правило, готов нормально работать на своем рабочем месте.
Существенное различие между неполной занятостью и скрытой безработицей состоит и в том, что первая для работодателя не является экономической обузой, эта форма занятости для него экономически оправдана и в определенном смысле предпочтительна. Следовательно, над частично занятым работником не висит угроза непосредственного увольнения, тогда как скрытая безработица по своей сути есть дополнительная нагрузка на финансы предприятия и с точки зрения занятости есть преддверие открытой безработицы. Однако поскольку неполно занятый не удовлетворен своим положением и ищет работу, он в соответствии с данным выше определением находится на скрытом рынке труда и, следовательно, является скрытым безработным.
Формами скрытой безработицыявляются следующие:
1) излишняя численность работников на предприятиях и в организациях, получающих полную зарплату. Такая форма занятости тяжелым бременем ложится на финансовое состояние предприятий, ведет к росту себестоимости и цены продукции, а, в конечном счете, к раскручиванию инфляционной спирали;
2) наличие лиц, работающих на условиях неполного рабочего времени, получающих соответствующую заработную плату и желающих перейти на полный рабочий день, но в силу экономической конъюнктуры не имеющих такой возможности. Такая форма занятости, видимо, будет развиваться и в дальнейшем. Она в определенной степени привлекательна для женщин и лиц старших возрастов;
3) оформление административных отпусков без сохранения или с частичным сохранением содержания. Эту форму следует рассматривать как временную, так как она совершенно не устраивает работников, приводит к резкому снижению уровня их доходов и, в конечном счете, к увольнению «по собственному желанию»;
4) оформление отпусков на длительный срок при сохранении оплаты в размере минимальной заработной платы. Данное компромиссное решение также носит неустойчивый характер, так как не отвечает долговременным интересам, как наемного работника, так и работодателя;
5) рост устранимых целодневных и внутрисменных простоев из-за отсутствия сырья, материалов и других нарушений режима производства.
Поскольку средний размер пособия по безработице в настоящее время составляет примерно 60 % от средней заработной платы, лишь в первом случае скрытая безработица на государственных предприятиях обходится государству почти в два раза дороже, чем открытая безработица. Остальные формы скрытой безработицы не влекут значительных затрат для государства, и финансовые потери полностью ложатся на наемных работников.
В нашей научной, а главным образом публицистической литературе используются несколько подходов к определению величины скрытой безработицы, накопленной к началу 2005 г. Они основываются на тех или иных предпосылках относительно эластичности снижения занятости или по спаду производства, или по снижению производительности труда, поэтому разброс в оценках чрезвычайно высок: от 4 до 32 млн. человек. Расчеты по методике дают оценку в 12 млн. человек [6, с. 187].
В конструктивном плане мы предлагаем использовать понятие «скрытая безработица» лишь в тех отраслях и производствах, где можно оценить размеры спада производства и производительности труда, хотя она имеется и в отраслях нематериального производства, где такие показатели традиционно не определяются. Для расчета показателя прироста скрытой безработицы предварительно необходимо оценить, какой темп падения производительности труда в условиях падения объема производства можно считать экономически допустимым и в определенной степени неизбежным для данного производства.
Таким образом, проблема оценки прироста скрытой безработицы может быть поставлена и в условиях роста объема производства, если рост численности занятых опережает рост объемов производства.
Рассчитанные в соответствии с данной методикой коэффициенты эластичности прироста скрытой безработицы (процент ее прироста на 1 % падения производительности труда) для отраслей материального производства представлены отрасли промышленности: Коэффициенты эластичности топливно-энергетический комплекс ‑ 0,56; металлургический комплекс ‑ 0,58; химико-лесной комплекс ‑ 0,68; машиностроение и металлообработка ‑ 0,76; промышленность стройматериалов ‑ 0,67; легкая промышленность ‑ 0,77; прочие отрасли промышленности ‑ 0,71.Таким образом, прирост скрытой безработицы в конкретной отрасли рассчитывается по формуле:
Lскр.б.=Lзх Iпр. тр х Kскр. б
где: L
— численность занятых; Lскp.6‑ прирост скрытой безработицы; Iпр.тр‑ снижение производительности труда; Kскр.б‑ коэффициент эластичности.
Проиллюстрируем эту формулу. Предположим, что численность занятых в отрасли составила в 2003 г. 100 000 человек. Производительность труда в 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизилась на 13 %. Если коэффициент эластичности для данной отрасли равен 0,5, то прирост скрытой безработицы составил 6,5 тыс. человек (100 000 x 0,13 x 0,5 = 6 500 человек) или 6,5 % от численности занятых.
Достижение полной занятости у Кейнса совсем не предполагает абсолютную занятость всего трудоспособного населения. Речь идет о трудоустройстве всех желающих получить работу.
По Кейнсу, уровень занятости – функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя.
Эти рассуждения можно выразить в виде
SN = f [ S D(W) ]
N – занятость, зависящая от совокупного спроса S D, выраженного в единицах зарплаты W.
Для выявления динамики занятости воспользуемся формулой, что m = 1/(1-c), где уменьшение доли c, приходящейся на единицу Y, ведет к замедлению росту, к очевидному сокращению занятости.
Последователи Кейнса рассуждали о безработице, отталкиваясь от «кривой Филипса». А. Филипс обнаружил обратнопропорциональную зависимость между нормой безработицы и ставками зарплаты и сделал вывод, нарушающий концепцию классиков.
Показатели безработицы высоки при низких темпах роста номинальной зарплаты и понижаются по мере возрастания зарплаты. Но здесь не принимаются в расчет факторы неравномерности инфляционного процесса или роста производительности труда.
В условиях незначительной инфляции, когда рост зарплаты покрывает издержки от роста цен, кривая Филипса как будто отражает действительность. Задача состоит в нахождении оптимальной точки пересечения между линиями, идущими от оси зарплаты и от оси безработицы. Предположим, что это – точка, где безработица составляет 4%, а прирост зарплаты (инфляция) – 6% в год. Если инфляция будет раскручиваться дальше, безработица понизится до 3 и менее процентов [2, с. 104].
Безработица пагубно сказывается на всей жизни общества. Она, прежде всего, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта. В западной макроэкономической теории и практике исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена:
В% = А% (U% — FEU%),
где В% — процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении с национальным продуктом при полной занятости;
А% — коэффициент Оукена, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину;
U% — процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентным изменением ее уровня полной занятости(FEU%).
Оукен вычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента для постиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент над величиной (FEU%) приводит к уменьшению валового национального продукта на 2.5% по сравнению с потенциально возможным уровнем ВНП. FEU также называют «естественной нормой безработицы». Считается, что при естественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен, то есть инфляции.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Исследование проблем реализации социально-экономических мер по снижению уровня безработицы2.1. Меры государственного воздействия на снижение уровня безработицы
Обострение проблемы занятости в начале 90-х годов имело объективную основу: структурные сдвиги, технологическая перестройка, экономические реформы. В период радикальных преобразований, связанных с проведением рыночных реформ в экономике России произошла ломка традиционных структур занятости. Формирование новой государственной политики занятости осуществлялось методом проб и ошибок, с просчетами и провалами, которые искажали предложение труда и направляли его по неэффективному пути. Сохранение многочисленных элементов старой системы трудовых отношений на региональном и отраслевом уровнях, недостаточная мобильность трудовых ресурсов, в том числе связанная с неразвитостью рынка жилья, привели к формированию в России сегментированного рынка труда. Уменьшение в 90-е годы физического объема производства в 2 раза, а реального ВВП почти на 70% сопровождалось умеренной безработицей. Официальный уровень безработицы составлял 2,2%, а по методологии МОТ – 12,6%. Показатели безработицы в России были такими же, как и в Германии, но в 90-е годы экономика Германии росла, хотя и невысокими темпами. Это явление в научной литературе получило название «адаптация без реструктуризации». Ценой сохранения рабочих мест была задолженность по заработной плате. Сохранение избыточной рабочей силы было связано с трудностью высвобождения лишних работников в соответствии со старым трудовым законодательством и партеналистскими установками менеджеров. С помощью такого механизма удалось сохранить относительную стабильность в первые годы рыночных преобразований, откладывая до лучших времен институциональные реформы.
Государство свою политику в области занятости населения стало реализовывать через службу занятости населения на основании принятого в 1991 году Закона «О занятости населения». Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществлялось с помощью созданного Фонда занятости населения, средства в который поступали от работодателей и других источников. В связи с медленным высвобождением избыточной численности занятых в первые годы рыночных реформ доходная база Фонда занятости существенно превышала объем его обязательств, средства в центре и на местах расходовались крайне неэффективно. Значительная их часть шла на содержание аппарата. Свыше 40% всех получателей пособий относились к 30% наиболее обеспеченных домохозяйств, в то время как на 40% домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума приходилось лишь четверть всех получателей пособий по безработице. В этот период основным направлением государственной политики в области занятости населения и деятельности службы занятости была социальная поддержка безработных.
Пореформенный период (1992 – 1998 гг.) характеризовался непрерывным нарастанием безработицы. Бремя безработицы было крайне неравномерно распределено по территории России. По мере развития кризиса различия в состоянии региональных рынков труда усугублялись и приобретали устойчивый характер, чему способствовала низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ее важнейшими ограничителями стали административные барьеры, отсутствие надежной информации о возможности трудоустройства в других регионах, неразвитость рынка жилья, недостаточная плотность транспортной сети, высокие издержки, сопровождающие перемену места жительства. Отсутствие эффективного механизма регулирования отношений между работником и работодателем в негосударственных сферах, между государством и частными предпринимателями ухудшало общую ситуацию с занятостью. Вступление на рынок труда частных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства, шло крайне медленно, поскольку практически отсутствовал платежеспособный спрос на их услуги. Первые частные организации появились в 1989 году в гг. Москва и Ленинград.
Главная цель государственной политики занятости сводилась к сдерживанию массовой безработицы. Таким проблемам эффективного использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовой мотивации, отраслевых и профессиональных структур, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности, уделялось недостаточно внимания. Массовый характер приобрели невыплаты пособий по безработице, поскольку денег в Фонде занятости на эти цели было недостаточно. Большинство безработных стали отказываться от регистрации в органах службы занятости, поскольку не рассчитывали получить материальной поддержки или какой-либо помощи. Государство попыталось решить эту проблему путем реформирования системы государственной политики занятости в 2001 году. Оно было направлено на изменение схемы финансирования и структурные преобразования самой системы.
В результате изменения механизма финансирования государственной политики в области занятости населения был ликвидирован Государственный Фонд занятости, и финансирование активных программ служб занятости было возложено на государственный бюджет и местные органы власти, частично снимались ограничения в области коммерческой деятельности служб занятости; изменилась структура управления всей системы. Проводимые реформы существенно изменили организационное обеспечение государственной политики в области занятости населения. В результате уменьшения финансирования деятельности службы занятости во многих регионах стали сворачиваться активные программы. Так, финансирование в целом государственной политики в области занятости населения с 1998 года увеличилось почти в четыре раза с 4,4 млрд. рублей до 16,2 млрд. рублей. Однако, соотношение затрат на активную и пассивную политику говорит о том, что произошло значительное сокращение финансирования мероприятий активной политики – с 42 до 17%. В целом, самый благоприятный год в плане финансирования и низкий уровень безработицы был в 2004 году, где на проведение активной политики было выделено 87% средств Фонда занятости [24, с. 121].
Как показывает практика ведущих стран Европы, на активную политику содействия занятости населения страны Европейского союза выделяют 1% ВВП, хотя уровень безработицы в этих странах соответствует естественному уровню. Показательным является и тот факт, что, в странах с переходной экономикой уровень финансирования активной политики занятости выше, чем в России. Так, финансирование активной политики 1998 г. в Словакии составляло 1,1% ВВП, Венгрии – 1,3%, Польше – 1,0% Болгарии – 0,8%, Чехии – 0,4%, в России этот показатель в 1998 г. – 0,32%, а в 2000 – 0,23% [27, с. 23].
Новая система финансирования государственной политики занятости населения предполагала, что мероприятия по социальной поддержке безработных будут финансироваться и из региональных и местных бюджетов, пожертвований граждан, средств, получаемых службой занятости от оказания платных услуг работодателям. Однако на практике оказалось, что объемы финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов незначительны. Так, в 2003 году – 455 млн. рублей (19% от средств, затраченных на активную политику). Объемы затрат работодателей составили в 2003 году – 498,6 млн. руб. (20,8%). Финансирование активных программ из местного бюджета крайне затруднено по ряду причин, главной из которых является недостаток средств у местных, как правило, дефицитных бюджетов. Показатели валового регионального продукта регионов позволяют сделать вывод о том, что почти половину ВВП страны обеспечивают всего 10 регионов России из 89. Анализ изменения бюджетной политики свидетельствует о том, что федеральный центр все больше доходов муниципальных образований забирает в Федеральный бюджет, перекладывая при этом социальные расходы на региональные бюджеты. В результате активные программы содействия занятости населения финансируются лишь на 30% от потребностей рынка труда. Складывается впечатление, что федеральные органы власти отстранились от проблем занятости населения, передавая их решение местным органам власти. Результатом такой политики государства становится отсутствие четкой концепции занятости, направленной на развитие трудовых ресурсов страны и повышение уровня жизни населения. В настоящее время в экономике страны наметился экономический рост, однако занятость сохраняет нерыночный характер. Она отражает многие противоречия, которые возникают в результате переплетения характерных черт занятости дореформенного периода и новых тенденций, присущих рыночной экономике. Сохраняется и устаревшая отраслевая и профессиональная структура занятости индустриального типа, тогда как весь мир переходит к постиндустриальной структуре. Не получает должного признания квалификационный и интеллектуальный потенциал работников. Ситуация в сфере занятости остается неадекватной требованиям рыночной экономики. Прежние приоритеты государственной политики занятости не соответствуют условиям экономического роста.
Главной целью государства в России, на наш взгляд, должно стать формирование такой концепции занятости, которая способствовала бы развитию экономики страны, общества и отдельного человека. Принципы такой концепции занятости заключаются: во-первых, в исключительном праве распоряжаться способностью к труду собственника этого ресурса; во-вторых, в ответственности государства за создание условий для реализации права граждан на труд; в-третьих, в координации усилий органов власти всех уровней и взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, приводящем к созданию эффективного рынка труда и обеспечению эффективной занятости населения.
Инструментами активной политики государства в области занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.
Создание новых рабочих мест — важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В США, например, в последние годы практикуются еженедельные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%).
Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.
Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту. К активным мерам регулирования занятости относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости (на начальном этапе это было оправданно необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы, нежели эффективную политику занятости. Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Государственная служба занятости населения и ее формы
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны — незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% — высокую и 17% — низкую.
При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.
Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.
8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10. подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
11. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Методы регулирования занятости населенияна рынке труда
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие.
Программно-целевой метод. Его функции в условиях отсутствия директивного государственного плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях.
Государственная политика занятости нацелена главным образом на достаточно узкий контингент лиц, являющихся клиентами служб занятости. Так, реализация Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ на 1998-2010 гг. предполагалось сдержать уровень регистрируемой безработицы в 1999-2010 годах в пределах 4-5 % [21, с. 244]. В отношении уровня и масштабов общей безработицы программой никаких задач не ставится. Аналогичные цели постулируются и программами занятости ряда субъектов Федерации. Аналитические материалы и прогнозы Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ целиком построены на анализе показателя регистрируемой безработицы. Острейшие социальные и экономические проблемы сегодняшней России находятся в причинно-следственной связи с рынком труда. Рыночные реформы подтвердили объективность того, что в дореформенный период т.н. дефицит рабочей силы, вопреки законам и реалиям экономики, искусственно достигался административными методами. Резкий поворот к рыночным отношениям, объективно требующим повышение эффективности труда, со всей очевидностью выявил отсутствие на большинстве предприятий России потребности в огромном числе работающих и поставил вопрос об их увольнении или высвобождении.
Особенностью нынешнего этапа является то, что реформы пока отрицательно воздействуют на уровень жизни населения. Все еще значительны темпы инфляции, усиливается дифференциация доходов, велико число лиц, находящихся ниже порога бедности, а также тех, чей доход ниже необходимого физиологического уровня, ухудшилась структура потребления, особенно у бедных семей. Низки темпы ввода жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, что при расширении сферы платности делает их все менее доступными основной массе населения. Растет безработица, особенно среди женщин и молодежи и т.д.
Анализ тенденций российского рынка труда в период 1991-2007 гг. позволяет сделать вывод о том, что для России характерна своя модель его регулирования.
Рынок труда в России должен основываться, с одной стороны, на общих закономерностях его организации, присущих рыночной экономике, а с другой — на учете социально-экономических и политических особенностей развития нашей страны. Это значит, что модель регулирования рынка труда не должна слепо дублировать ни одну из моделей, получивших распространение на Западе.
В основе ее должны быть заложены лишь общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть российской моделью, учитывающей историко-социальные условия развития страны, изложенные выше.
Перспективным направлением регулирования рынка труда в России является создание адекватного специфике смешанной экономики института социального партнерства и налаживание координации действий государственной службы занятости с деятельностью общественных организаций, представляющих интересы трудящихся и работодателей на разных уровнях структурной организации общества.
На основе изложенного выше можно сформулировать основные приоритеты формирования цивилизованного рынка труда.
Сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда с целью не только удовлетворения спроса на рабочую силу (рабочие места) и достижение определенного уровня занятости (безработицы), но и воздействия на цену труда, качество рабочих мест, трудовую мотивацию экономически активного населения;
Комплексный подход к решению проблем занятости, предполагающий необходимость взаимодействия при ее решении федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, предпринимателей и общественных объединений в рамках системы федеральных, региональных и отраслевых программ.
Изменение методов поддержания производства и системы рабочих мест: на смену фактически безадресным денежным вливаниям, приводящим к инфляционно-опасной прокрутке коммерческими банками огромных средств, не доходящих по назначению, должно прийти расширение программы государственных закупок конкретных групп товаров, в первую очередь высокотехнологических, а также имеющих социально-экономическое назначение, и государственных инвестиционных программ. Обязательным нормативом при включении расходов на такие программы в государственный бюджет должна быть численность поддерживаемых и дополнительно создаваемых рабочих мест.
Необходимо перестроить структуру управления. В качестве субъектов антикризисного регулирования занятости должны выступать высшие органы государственной власти и ключевые структуры Правительства Российской Федерации. Работа, проводимая Министерством труда и Федеральной службой занятости как субъектов регулирования занятости с теми ограниченными полномочиями, которые они имеют, малозначительна (неэффективна).
Без коренной переориентации Правительства Российской Федерации и всей вертикали исполнительной власти на решение соответствующих проблем достижение каких-либо позитивных результатов невозможно.
Нормативный метод. Он применяется для обоснования потребности в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся допустимый уровень безработицы, минимальные социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные стандарты уровня жизни и социального развития.
Балансовый метод. Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие пропорции в соотношении трудовых ресурсов и их распределении.
Важным балансом, который дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его назначение — согласовать на уровне территориальной организации хозяйства инвестиционные программы предприятий всех форм собственности с трудовыми ресурсами региона. Он показывает степень сбалансированности рабочих мест и работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования рабочих мест с нормативным коэффициентом сменности, размер высвобождения рабочей силы. На его основе и используя показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных вложений и его воспроизводственную структуру (на создание новых рабочих мест, реконструкцию и техническое совершенствование рабочих мест и т.п.). Без капитальных вложений нельзя обеспечить необходимые соотношения между производительностью труда и фондовооруженностью. Поэтому так важно проводить объективное соизмерение допустимого роста капитальных вложений для достижения прогнозируемых темпов роста производительности труда. Баланс рабочих мест должен стать основным инструментом прогноза численности и структуры занятости на региональном уровне и согласования его с потребными инвестициями.
Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными: уволенным с предприятий по любым основаниям (включая инвалидов III группы и уволенных из Вооруженных сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем, пособие по безработице выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75 % среднего заработка, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы; в течение следующих четырех месяцев ‑ 60 %; в дальнейшем ‑ 45%, но во всех случаях пособие по безработице выплачивается в размере не ниже минимального заработка, установленного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге; уволенным с предприятий по любым основаниям, но 12 недель не имевшим оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, пособие по безработице выплачивается в размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда; гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается согласно законодательству Российской Федерации в размере минимальной оплаты труда. Необходимо уточнить критерии отнесения к категории безработных сельских жителей. При определенном размере земельного участка и уровне товарности личного подсобного хозяйства оно может рассматриваться как форма самозанятости. Предложение участка земли и кредита для организации фермерского хозяйства также может рассматриваться по отношению к сельскому жителю как предложение «подходящего рабочего места при наличии у него дома, хозяйственных построек и минимума сельхозинвентаря. Необходимо иметь в виду, что, пользуясь несовершенством нашего законодательства, часть лиц рассматривают пособие по безработице как разновидность дополнительного дохода, будучи сами по себе самозанятыми или работающими по договору.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Проблемы совершенствования и основные тенденции в развитии и функционировании рынка труда РФ на современном этапе3.1. Мировой финансовый кризис и ситуация на рынке труда
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел [21, с. 45].
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения [21, там же].
При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными. Необходимо отметить, что повышение уровня безработицы наблюдается не только в России, но и практически во всем мире. В начале ноября 2008 г. безработица в США дошла до самого высокого уровня за 14-летний период и составила 6,5 % от всего трудоспособного населения.
В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб [28, с. 67].
Такая амплитуда в стоимости программы связана с тем, что прогнозировать уровень безработицы в РФ достаточно сложно, ведь еще до конца не известен сценарий, по которому будет развиваться мировой экономический кризис.
В рамках прогноза макроэкономического развития страны замминистра экономики Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России может достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей, потерявших работу в связи с кризисом, достигнет 5,4 млн. человек [28, там же]. Что же, прогноз есть прогноз, а время – покажет.
3.2. Проблема реализации антикризисных мер по поддержке и оптимизации рынка труда в РФ
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.
Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).
Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд.рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы. Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно. Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд.рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов — дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ. Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.
Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время — 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов. В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений. Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов.
Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
продолжение
--PAGE_BREAK--