МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ К. Д. ГЛИНКИ
Кафедра статистики и анализа хозяйственнойдеятельности
/>/>КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Статистико-экономическийанализ эффективности производства подсолнечника на примере СХА „Заря“и других предприятий Павловского, Петропавловского, Воробьевского и Аннинскогорайонов Воронежской области»
Воронеж 2010
Оглавление
Введение
1. Обзор литературы по исследуемой проблеме
2. Анализ рядов динамики
2.1 Динамика денежной выручки подсолнечника за 6 лет вСХА «Заря» Павловского района
2.2 Динамика цены единицыреализованного подсолнечника за 9 лет в СХА «Заря» Павловскогорайона
2.3 Выявление общей тенденции в рядах динамики
3. Индексный анализ прибыли и рентабельности подсолнечника
4. Выявление взаимосвязей методом аналитической группировки
4.1 Сущность группировки, их виды и значение
4.2Аналитическая группировка хозяйств по одному из факторов
4.3 Однофакторный дисперсионный анализ
5. Проектная часть
5.1 Сущность и основные условия применения корреляционногоанализа
5.2 Построение многофакторнойэкономико-математической модели среднего уровня окупаемости подсолнечника
5.3 Расчет резервов увеличения среднего уровнярентабельности и денежной выручки от реализации подсолнечника
Выводы и предложения
Список использованнойлитературы
Приложения
Введение
Актуальностьтемы исследования. Очевидно, что не может быть ни богатого государства, ниустойчивой прогрессивной политической системы, ни стабильного рынка, если необеспечена гарантированная и высокопроизводительная база сырьевого снабженияобщественного производства. В то же время аграрный, а вместе с тем ипродовольственно-сырьевой кризисы, являющиеся следствием серьезных ошибок вобщеэкономической и аграрной политике прежней административной системы, ещебольше усугубились при первых же попытках формирования рыночных отношений.Таким образом, сложившаяся ситуация коснулась как рядовогосельскохозяйственного товаропроизводителя, так и всех отраслей народногохозяйства в целом. Одним из важнейших секторов аграрного рынка России иКраснодарского края является масложировой подкомплекс, проблемы которогонапрямую связаны с общей ситуацией, сложившейся в сельском хозяйстве страны.Причины снижения темпов развития агропромышленного комплекса многоплановы иносят не только экономический, но политический и социальный характер, отнеобоснованного сокращения государственной поддержки села до значительноймиграции сельского населения в связи с отсутствием нормальных условийпроживания.
Такимобразом, на сегодняшний день остается актуальной проблема повышенияэффективности и конкурентоспособности производства и переработки любойсельскохозяйственной продукции, в том числе и высокодоходного подсолнечника.
Внастоящее время в силу изменившихся экономических условий производства наблюдаетсятерриториальное изменение в размещении подсолнечника по зонам и снижениеинтенсивности его возделывания. В результате снижается уровень агротехники,наблюдается чрезмерная концентрация и резкое сокращение объема производствамаслосемян. Удельный вес сортов и гибридов отечественной селекции из года в годснижается. Все это требует необходимости продолжения изучения формирующихсятенденций в аграрном секторе, анализа сложившегося состояния и обоснованиядальнейших направлений повышения эффективности и конкурентоспособностипроизводства и переработки маслосемян подсолнечника.
Цельюмоей курсовой работы является статистико-экономический анализ эффективностипроизводства подсолнечника, разработка системы мер, направленных на повышениеэкономической эффективности производства.
Задачикурсовой работы:
· Провестианализ рядов динамики денежной выручки за реализацию подсолнечника за ряд лет;
· Проанализироватьприбыли и уровень рентабельности индексным методом;
· Провестигруппировку статистических показателей по урожайности;
· Провестикорреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня окупаемости отурожайности.
· Выявитьпроблемы и возможные пути их решения при производстве подсолнечника;
· Предложитьвозможные направления повышения экономической эффективности производства ипереработке подсолнечника на основе его интенсификации.
1. Обзорлитературы по исследуемой проблеме
Для характеристики эффективности отрасли растениеводства в целом относятваловой доход и чистый доход к ресурсам, площади земли, затратам труда,потребленному основному и оборотному капиталу. Кроме оценки состояния отрасли,данные показатели в то же время являются основой для выбора более доходныхкультур.
Эффективность сельскохозяйственного производства – результативностьфинансово – хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в сельскомхозяйстве, способность обеспечивать достижение высоких показателейпроизводительности, экономичности, доходности, качества продукции. Критериемданного вида эффективности является максимальное получение сельскохозяйственнойпродукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда. Эффективностьсельскохозяйственного производства измеряется с помощью системы показателей:производительность труда, фондоотдача, себестоимость, рентабельность,урожайность сельскохозяйственных культур и т.д.
Эффективность можно определить как отношение между результатом изатратами на этот результат. Экономическая эффективность используется дляоценки результативности всего общественного производства. С точки зрения всегонародного хозяйства эффективным будет считаться такое состояние, когда наиболееполно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченныхресурсах. Точнее это положение может быть сформулировано следующим образом:экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при которомневозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одногочеловека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояниеназывается Паретто – эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Паретто)[17].
Вусловиях рыночных отношений вопросы повышения экономической эффективностипроизводства во всех сферах народного хозяйства приобрели существенноезначение. Она по праву занимает первое место в экономических научныхразработках. Важность анализа производства продукции растениеводстваопределяется тем огромным экономическим значением, которое имеет эта продукциядля жизни людей, являясь предметом личного потребления, а также для сотен перерабатывающихее отраслей, которые используют ее в качестве сырья.
Вусловиях перехода к рынку многие хозяйства области пересматривают традиционносложившееся отношение к сельскохозяйственным культурам, ищут и расширяют посевытех из них, что дают наибольшую прибыль.С недавних пор такой культурой признанв области подсолнечник.
Сельскоехозяйство как отрасль и, в частности, растениеводство имеет ряд преимуществперед другими отраслями. Эти преимущества и недостатки Вы увидите далее.
Наиболеепростой, требующий небольшого количества вложений, высокорентабельный, сбыстрым сроком окупаемости вложений и льготным налогообложением способзаработать – выращивание подсолнечника.
Казалосьбы, в каждом сельскохозяйственном предприятии выращивают подсолнечник, но большинствоиз этих предприятий работают с убытком и являются банкротами. Только поработавв одном из таких предприятий, можно понять, что эти убытки искусственны.
Запоследние годы в развитых странах мира произошли крупные изменения,обеспечивающие резкое сокращение затрат труда и ресурсов на производствопродуктов питания в результате повышения удельного веса жиров растительногопроисхождения. За последние 15 лет валовой сбор семян масличных культур в миреудвоился. Таких высоких темпов развития нет ни в одной сельскохозяйственнойотрасли. Это обосновано тем, что затраты на весовую единицу или калориюрастительных жиров в 10 раз, а в некоторых регионах в 20 раз меньше, чем напроизводство животных жиров[5].
Растительныежиры имеют ряд преимуществ для здоровья человека перед животными жирами, в томчисле и перед сливочным маслом. По питательности и усвояемости подсолнечноемасло заметно превосходит животные жиры. Подсолнечное масло используетсянепосредственно в пищу и в кулинарии, широко применяется для изготовленияразличных сортов маргарина, майонеза, овощных и рыбных консервов, кондитерскихи хлебобулочных изделий. Часть масла, непригодного в пищу, используют припроизводстве мыла, олифы, линолеума, клеенки и других изделий.
Припереработке семян на масло побочно получают жмых и шрот, которые являютсявысокобелковыми кормовыми продуктами и широко используются какконцентрированный корм для животных, а также в качестве белкового компонентапри производстве различных комбикормов. Из переработанного шрота и обшелушенныхсемянок (ядер) готовят ценные пищевые продукты: халву, козинаки и др. Лузгаподсолнечника служит ценнейшим сырьем для гидролизной промышленности и такжеиспользуется в качестве грубого корма для крупного рогатого скота и овец. Мукаиз корзинок подсолнечника, приготовленная вместе с отходами вороха, — питательный корм для животных с высоким содержанием жира, белка, углеводов,минеральных солей. Подсолнечник широко используют как силосную культуру.Подсолнечник — хороший медонос.
Возделываниеподсолнечника экономически выгодно. В большинстве хозяйств, где подсолнечникзанимает 7-9% пашни, прибыль от его возделывания достигает 25-35% всей прибылирастениеводства[5].
Такимобразом, производство и переработка подсолнечника с его разнообразнойпродукцией в современных условиях и в перспективе имеет важноепродовольственное и сырьевое значение и является одним из наиболееперспективных секторов аграрно-продовольственной системы России. Страна имеетзначительный почвенно-климатический потенциал для производства масличныхкультур, позволяющий успешно конкурировать на международных рынках.
Уподсолнечника есть ряд особенностей, выгодно отличающих его от других культур:
1)Это яровая культура, а это значит, что цикл производства начинается весной,заканчивается осенью и продолжается всего 100 – 150 дней, в зависимости отсорта и технологии.
2)Это холодостойкое, засухоустойчивое растение в начальный период роста доцветения, то есть приспособленное к нашему климату.
3)При интенсивной технологии возделывания подсолнечника в Воронежской областиурожайность подсолнечника достигает 20-25 ц семян с 1 га, а масличность семян –50 – 54%[5].
4)Для посева 1 га требуется 5 – 10 кг семян, а это значит, что на площадь в 200га потребуется всего 1 – 2 тонны семян, что означает:
· минимальныезатраты по транспортировке и хранению семян;
· минимальныезатраты в денежном выражении на 1 га на семена;
· сев200 га проводят 3-5 человек за 7-10 дней при наличии 1 трактора МТЗ-80,82,сеялки СУПН-8, 1 автомобиля, способного подвезти 1-2 т семян и некоторогоколичества удобрений.
5)Наличие необходимого набора сельскохозяйственных машин для выполнения всего илипочти всего комплекса работ по возделыванию подсолнечника в каждом, дажезахудалом предприятии.
Подсолнечник требователен к запасам питательных веществв почве. Органические удобрения под подсолнечник не вносят, а применяют подпредшествующую культуру. Подсолнечник очень отзывчив на минеральные удобрения.Нормы их внесения рассчитывают на каждое поле, по данным агрохимических картограмм.
Кнедостаткам подсолнечника следует отнести невозможность сева подсолнечника наодном месте ранее, чем через 8 лет вследствие чего в структуре севооборота онзанимает 10-12% от общей площади.
Результаты изучения различных технологий возделывания подсолнечникапоказали, что при качественном и своевременном проведении полевых работ,связанных с механическими приемами ухода за посевами, можно получать высокие,устойчивые урожаи подсолнечника без применения гербицидов. При этом затратытруда снижаются более чем на 20 %, сокращаются расходы на приобретение ивнесение гербицидов, уменьшается загрязнение почвы и водоемов.
Необходимостьисследования данного вопроса вызвана высоким потенциалом и возможностьюповышения экономической эффективности при минимальных затратах. Необходимоскоординировать деятельность производственников, которые производят сырье, ипереработчиков, которые его перерабатывают, на взаимно выгодных условиях. Найтипути оптимального сочетания интересов двух данных производств, при которых онибудут сотрудничать на взаимовыгодных условиях, оказывая посильную помощь другдругу.
Надпроблемой повышения экономической эффективности производства работали многиеученые экономисты. Рассматривалось множество вариантов преодоленияэкономического криза на сельскохозяйственных предприятиях. Так же неоднократновставал вопрос об повышении экономической эффективности данного видапроизводства. Такие ученые как, Алтухова А.И., Багмут А.А., Боева В.Р.,Буздалова И.Н., Дворядкина Н.И., Малофеева Т.Е., Милосердова В.В., НечаеваВ.И., Оглобина Б.С, Прудникова А.Г., Романенко Г.А., Рыбалкина А.П., СеменоваА.А., Свободина В.А., Трубилина И.Т. и д.р., внесли большой вклад в созданиетеоретических основ повышения экономической эффективности производства ипереработки сельскохозяйственных культур.
Всовременной научной литературе мало кто занимался проблемой приемлемогосоединения двух производств: производства подсолнечника и его переработкой.Предлагались различные решения повышения экономической эффективности выращиванияподсолнечника, и отдельно повышение эффективности его переработки. А темасочетания этих производств рассматривается в экономической литературенедостаточно.
Чтокасается общей обстановки по вопросу об экономической эффективности припроизводстве подсолнечника и стабилизации ее уровня, то ответ напрашивается самсобой, а именно: в результате множественных экспериментов над страной и еегражданами в частности, наблюдается общий спад производства и, как следствие,уменьшение его экономической эффективности (в данном случае на примерепроизводства подсолнечника). В хозяйствах Российской Федерации, а так же и вВоронежской области на данный момент очень сложная обстановка с наличиемпроизводственных ресурсов, с материальным обеспечением, люди, работающие вселе, по много месяцев не получают зарплаты деньгами (лишь продукцией). Хотя нево всех хозяйствах наблюдается такая картина – сейчас уже понемногу начинаютпоявляться прибыльные новые хозяйства (например, фермерские), возрождаютсяпрежние колхозы. Но это, к сожалению, наблюдается пока не повсеместно, так какдля этого необходимо, чтобы в хозяйстве были свободные материальные ресурсы дляпроведения анализа состояния почв с последующим подбором необходимых удобренийв нужных пропорциях и количестве; можно было бы купить новую технику, лучшиесемена, иметь возможность проводить защитные мероприятия при возделываниикультур и многое другое. И поэтому сейчас держаться те хозяйства, которыеявляются более предприимчивыми, имеют квалифицированные кадры, рациональнорасходуют имеющиеся ресурсы, снижают затраты при производстве продукции.
Методологическойосновой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых попроблеме эффективности агропромышленного производства, а в качестве методовисследования в моей работе использовались: экономико-статистический, группировок,скользящей средней, аналитического выравнивания, сравнительный, дисперсионный икорреляционный анализы, расчетно-конструктивный и другие методы.
Объектомисследования являются сельскохозяйственные предприятия четырех районовВоронежской области: Петропавловский, Павловский, Воробьевский и Аннинский,выращивающие подсолнечник.
Информационнойосновой явились годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий, данныеГоскомстата РФ, нормативно-справочная литература, личные наблюдения автора.
Теоретическойи методологической основой исследования являются научные труды отечественных изарубежных ученых-экономистов по проблемам аграрной экономики и эффективностипроизводства масличных культур, соответствующие разработкинаучно-исследовательских институтов и вузов.
2. Анализрядов динамики 2.1Динамика денежной выручки подсолнечника за 6 лет в СХА «Заря» Павловскогорайона
Выручкаот реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) отреализации продукции (работ, услуг), т. е. является одним из важнейшихпоказателей финансовой деятельности предприятия.
Наосновании исходных данных выявим динамику денежной выручки от реализацииподсолнечника за 6 лет в СХА «Заря» Павловского района. Для анализаэтого показателя нам необходимо найти среднюю величину выручки, а такженесколько аналитических показателей.
Таблица1 – Исходные данные для выявления динамики денежной выручки от реализацииподсолнечника за 6 лет в СХА «Заря» Павловского района ВоронежскойобластиГоды 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Денежная выручка за реализацию подсолнечника, тыс.руб. 260 513 1216 1918 1836 1900 4152 7959 4502
Количество реализованного
подсолнечника, ц 1575 2130 3488 4845 2784 4690 9159 6277 5285
Цена реализации 1 ц
подсолнечника, руб. 165,08 240,84 368,42 395,87 659,48 405,11 453,32 1267,96 851,84 Y1 Y2 Y3 Y4 Y5 Y6
Последовательнорасположенные во времени статистические данные называются уровнями рядовдинамики. Они должны быть сопоставимы между собой, особенно в территориальномразрезе, по кругу охватываемых объектов, методике расчёта, критической дате,структуре. Уровни рядов динамики могут характеризовать величину явления за некоторыеотрезки времени (интегральные ряды динамики) или на определённую дату(моментные ряды динамики). Каждое число ряда динамики называется уровнем иобозначается Y, индивидуальный уровень, соответственно, Y1, Y2, Y3…Yn. Индивидуальныйуровень характеризует различные общественные явления за определенный периодвремени, однако часто возникает необходимость определить размер изучаемогоявления за весь указанный период. В этом случае рассчитывается средний уровеньдинамики:
/> , (1)
где
/> – среднийуровень динамики выручки, тыс. руб.
/> – денежнаявыручка за реализацию подсолнечника, тыс. руб.
n– число лет изучаемого периода
Так,средняя величина денежной выручки за реализацию подсолнечника за 6 лет в периодс 2003 по 2008 годы составила:
/>
Такимобразом, величина денежной выручки в среднем за 6 лет составила 3711,17 тыс. руб.
Сцелью изучения динамики используются следующие аналитические показателидинамики денежной выручки:
1) Абсолютныйприрост
2) Темпроста
3) Темпприроста
4) Абсолютноезначение 1 % прироста
5) Среднийабсолютный прирост
6) Среднийтемп роста
Методикурасчета и экономический смысл этих показателей рассмотрим исходя из данныхтаблицы 1. Обозначим годы и, соответственно, денежную выручку индексамиY1-2003г., Y2-2004г. и так далее до 2008 г. и выявим динамику выручки с помощьювыше перечисленных показателей.
1. Абсолютный прирост показывает,на сколько единиц в абсолютном выражении увеличилось или уменьшилось изучаемоеявление. Он определяется двумя способами – цепным и базисным.
а)Цепной. Определяется как разность между каждым последующим уровнемряда динамики и предыдущим уровнем:
/> тыс.руб.
/> тыс.руб.
/>
/>
/>
Израсчетов видно, что абсолютные показатели значительно колеблются и не возможновыявить определенной тенденции изменения денежной выручки.
б)Базисный. Определяется как разность между каждым последующим иначальным уровнем ряда динамики, который принимается за базу сравнения:
/>
/>
/>
/>
/>
Поданным очевидно, что тенденция денежной выручки от реализации подсолнечника вцелом положительна по сравнению с базисным 2003 годом, однако этогонедостаточно, чтобы выявить динамику изменения выручки, так как для этогонеобходимо влияние нескольких факторов, которые в расчетах не учитывались.
Прианализе общественных явлений важную роль играет изучение темпов роста и приростапоказателей.
2.Темп роста. Он показывает как быстро или какимитемпами изменяется общественное явление, выражается в процентах. Определяетсятакже двумя способами.
а)Цепной. Определяется как отношение каждого последующегоуровня ряда динамики к предыдущему, умноженному на сто. (Темп приростаобозначим через Т):
/>
/>
/>
/>
/>
Каквидно из рассчитанных данных, темп роста в целом положительный, но он не имеетвыявленной тенденции, так как показатели по годам сильно отличаются друг отдруга (например, показатель 2006 и 2007 годов отличаются друг от друга на 166,36%).Необходимо проводить анализ более точными методами, для выявлениязакономерностей изменения денежной выручки.
б)Базисный. Определяется как отношение каждого последующегоуровня изменения к начальному, который принимается за базу сравнения иумножается на сто.
/>
/>
/>
/>
/>
Порассчитанным показателям видно, что по отношению к базисному году, темп ростабыл относительно положительным и возрастал до 2007 года, однако в 2008 годурезко снизился. Динамика не выявлена, определенной тенденции изменения денежнойвыручки здесь не наблюдается.
2. Темп прироста. Показывает, насколько процентов увеличилось или уменьшилось изучаемое явление. Определяетсякак разница между темпом роста и 100%. Определяется двумя способами.
/> ,(2)
где/> - темп приростаденежной выручки, %
а)Цепной.
/> %
/> %
/> %
/> %
/> %
б)Базисный. Определяется по формуле:
/> (3)
/> %
/>
/>
/>
3. Абсолютноезначение 1% прироста. Этот показатель служит косвенной мерой базисного уровня.
Представляет собой одну сотую частьбазисного уровня, но одновременно представляет собой и отношение абсолютногоприроста к соответствующему темпу роста.
Определяется только цепным методом.
Для каждого последующего года рассчитываетсякак отношение предшествующего уровня к 100:
/>тыс.руб.
/>
/>
/>
/>
Рассматриваяцепные показатели ряда динамики, следует отметить, что динамика денежнойвыручки от реализации подсолнечника имеет неустойчивый характер. Так, прирезком снижении денежной выручки в 2005 году – 1900 тыс. руб., в 2006 годунаблюдается ее увеличение на 2252 тыс. руб. В 2006, 2007 годах денежная выручказаметно возросла, а в 2008 году понизилась.
Базисныепоказатели также говорят о неустойчивой динамике денежной выручки. Например, в2004 и 2005 годах она была отрицательной по сравнению с 2003 годом, а в 2006,2007 и 2008 годах уже положительной. Наибольшие изменения были отмечены в 2007году, здесь максимальный прирост денежной выручки по сравнению с 2003 годом на414,96%. Менее всего выручка была в 2004 году.
Особоевнимание следует уделить такому показателю, как абсолютное значение 1%прироста. В 2004 году уменьшение денежной выручки на 1% было равнозначноуменьшению ее на 18,36 тыс. руб.
В2003-2008 годах в динамике этого показателя наметился позитивный характер;постоянно увеличивалась мера роста этого показателя. Так, если в 2005 годуувеличение денежной выручки на 1% означало увеличение ее на 18, 36 тыс. руб.,то в 2008 году это увеличение составило уже 79,59 тыс. руб.
Вцелях подтверждения изложенных выводов динамику денежной выручки можноизобразить графически в виде линейного графика:
/>
Рисунок1 – Динамика денежной выручки от реализации подсолнечника в СХА «Заря»с 2003 по 2008 годы, тысяч рублей
Графикподтверждает ранее сделанные выводы. В 2006 году наблюдается резкое увеличение денежнойвыручки до 2007 года, а в 2008 – ее сокращение почти до уровня 2006 года. Этоговорит о неустойчивом характере изменения денежной выручки. Однако яркихколебаний показателей здесь не наблюдается, вид линии близок к тренду.
Всвязи с изложенным, значительный интерес представляют собой средние илиобобщенные показатели, такие как средний абсолютный прирост и среднийтемп роста.
Попредставленным данным рассчитаем средний абсолютный прирост:
/>,(4)
где/> – конечныйуровень ряда динамики, тыс. руб.,
/> - начальныйуровень ряда динамики, тыс. руб.,
n– число лет изучаемого периода
/>
Рассчитаемсредний темп роста денежной выручки:
/> (5)
где/>,
/> – конечныйуровень ряда динамики, тыс. руб.,
/> - начальныйуровень ряда динамики, тыс. руб.
/>
Порезультату расчета видно, что денежная выручка ежегодно увеличивалась на 105,5%.
Этоположительная тенденция, но с помощью рассчитанных показателей нельзя выявитьопределенную закономерность уменьшения или увеличения (в данном случаеувеличения) денежной выручки./>
2.2Динамикацены единицы реализованного подсолнечника за 9 лет в СХА "Заря" Павловскогорайона
Состояниекачественных показателей определяется рядом факторов как экономического, так иприродного характера, поэтому динамику этих показателей изучают в длительныйпериод.
Внашем случае этот период составляет 9 лет (с 2000 по 2008 годы).
Определимтемп роста в процентах двумя методами: цепным и базисным иотобразим рассчитанные показатели в таблице.
Определимцепным методом темп роста цены реализации 1 ц подсолнечника:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
2. Определимтемп роста цены реализации 1 ц подсолнечника в СХА «Заря» базиснымметодом:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Цепные показатели роста ценыреализации 1 ц подсолнечника говорят о неустойчивой динамике движения цен.Резкое повышение уровня цен произошло в 2007 году, темп роста составил 279,71%,а в 2006 году он составил 111,90%. В период с 2001 по 2008 годы наблюдаетсяскачкообразный темп роста, тенденция не выявлена.
По сравнению с базисным годом (2000год) динамика цен реализации в целом положительна. Темпы роста по всем годамвыше 100%, хотя наблюдались резкие колебания. Так, темп роста в 2001 годусоставил 145, 89%, а в 2002 уже 223, 18%, то есть резкий скачок; в 2007 годутемп роста наибольший — 768,09%, а в 2008 году уже 516,02%, здесь наблюдаетсярезкое снижение, но по сравнению с 2000 годом это относительно высокиепоказатели.
Таблица2 – Темпы роста цены реализации подсолнечника в СХА «Заря» за 2000 –2008 годы, в процентахY Годы Цена реализации 1 ц подсолнечника, руб. Темпы роста, % Цепной Базисный YY1 2000 165.08 --- 100.0 YY2 2001 240.84 145.89 145.89 YY3 2002 368.42 152.97 223.18 YY4 2003 395.87 107.45 239.80 YY5 2004 659.48 166.59 399.49 YY6 2005 405.11 61.42 245.40 YY7 2006 453.32 111.90 274.60 YY8 2007 1267.96 279.71 768.09 YY9 2008 851.84 67.18 516.02
Таким образом, в динамике ценыреализации 1 ц подсолнечника нет общей тенденции, нет закономерности. В целяхболее детального изучения цен следует провести выравнивание ряда динамики ценреализации подсолнечника.2.3 Выявление общей тенденции в рядах динамики
Прианализе рядов динамики часто возникает задача выявить общие тенденции развитияявления, то есть найти тренд (плавную линию развития). Здесь используетсяспособ выравнивания рядов динамики – изменение явления представляет собойфункцию времени. Для этого используются различные статистические методы.Наиболее часто применяются метод укрупнения периодов, метод скользящейсредней и аналитическое выравнивание.
Рассмотримприменение этих методов, используя исходную информацию о денежной выручке отреализации подсолнечника:
Таблица3– Цена реализации подсолнечника по годам, рублейГоды 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Цена реализации 1 ц подсолн., руб. 165,08 240,84 368,42 395,87 659,48 405,11 453,32 1267,96 851,84
Приведенныеданные свидетельствуют о том, что тенденция в изменении цены реализацииотсутствует. Она то понижается, то повышается.
Проведемвыравнивание ряда динамики цены реализации, используя метод укрупненияпериодов. Выравнивание производится по трех-, четырех- и пятилетиям.
Таккак исходная информация приведена за 9 лет, то выравнивание следует провести потрехлетиям.
Дляэтого:
а)Определим сумму цены реализации по трехлетиям, тыс. руб.:
2000– 2002:165,08+240,84+368,42=774,34
2003– 2005: 395,87+659,48+405,11=1460,46
2006– 2008: 453,32+1267,96+851,84=2573,12
б)Определим среднюю цену реализации по трехлетиям как простую арифметическую,тыс. руб.:
2000– 2002: 774,34 /3=258,1
2003– 2005: 1460,46 /3=486,8
2006– 2008: 2573,12/3=857,7
Полученныеданные выявили закономерность развития цены реализации 1 ц подсолнечника, она скаждым трехлетием увеличивалась приблизительно в два раза. Однако трех среднихвеличин недостаточно для надежных выводов, поэтому следует применить метод расчетаскользящей средней. Он рассчитывается также по трехлетиям, которыеобразуются со сдвигом на один год, то есть происходит скольжение по рядудинамики на один период:
а)Определим сумму цены реализации по трехлетиям, руб.:
2000– 2002: 165,08+240,84+368,42=774,34
2001– 2003: 240,84+368,42+395,87=1005,13
2002– 2004: 368,42+395,87+659,48=1423,77
2003– 2005: 395,87+659,48+405,11=1460,46
2004– 2006: 659,48+405,11+453,32=1517,91
2005– 2007: 405,11+453,32+1267,96=2126,39
2006– 2008: 453,32+1267,96+851,84=2573,12
б)Определим среднюю цену реализации по трехлетиям по простой арифметической:
2000– 2002: 774,34/3=258,11
2001– 2003: 1005,13/3=335,04
2002– 2004: 1423,77/3=474,60
2003– 2005: 1460,46 /3=486,82
2004– 2006: 1517,91/3=505,97
2005– 2007: 2126,39/3=708,80
2006– 2008: 2573,12/3=857,70
Скользящаясредняя выявила определенную тенденцию изменения цены реализации 1 цподсолнечника, она с каждым периодом увеличивалась достаточно пропорционально.Но для обобщения общественного явления недостаточно данных только потрехлетиям, необходимо применение и других методов изучения динамики цен.
Выполненныерасчеты представим в следующей таблице:
Таблица4 – Выявление тенденции в изменении цены реализации подсолнечника, рублейГоды Укрупнение периодов Скользящая средняя Сумма за трехлетия, тыс. руб. Средняя цена реализ.1 ц подсолн. по трехлетиям, руб. Сумма за трехлетия, тыс. руб. Средняя цена реализ.1 ц подсолн. по трехлетиям, руб. 2000 774,34 258,1 - - 2001 774,34 258,11 2002 1005,13 335,04 2003 1460,46 486,8 1423,77 474,60 2004 1460,46 486,82 2005 1517,91 505,97 2006 2573,12 857,7 2126,39 708,80 2007 2573,12 857,70 2008 - -
Анализируяданные таблицы, следует отметить, что укрупнение периодов и расчет скользящейсредней выявило определенные тенденции изменения цены реализации 1 цподсолнечника в СХА «Заря» Павловского района Воронежской области впериод с 2000 по 2008 годы. Наблюдается постоянное пропорциональное увеличение ценыреализации по годам. Метод скользящей средней также выявил определеннуютенденцию изменения цены реализации 1 ц подсолнечника; она постоянноувеличивалась, однако в увеличении прослеживаются колебания. Так, с 2001 по2002 годы цена реализации 1 ц подсолнечника возросла примерно на 1/3 рублей, ас 2003 по 2004 годы меньше, чем в половину. Для более полных выводов необходимопровести аналитическое выравнивание и выявить определенный тренд развития ценыреализации 1 ц подсолнечника. Этот метод достаточно надежный, здесь применяетсяуравнение, которое в наибольшей степени отражает процесс развития общественногоявления.
Дляэтого динамика изучения цены реализации 1 ц подсолнечника отображается награфике:
/>
Рисунок2 – Аналитическое выравнивание динамики цены реализации 1 ц подсолнечника в СХА«Заря» Павловского района Воронежской области за 9 лет, рублей
Рассмотренныеприемы выявления общей тенденции изменения динамического ряда не позволяютполучить описание плавной линии развития (тренда) данного ряда. Для этой целииспользуется аналитическое выравнивание, сущность которого заключается внахождении уравнения, выражающего закономерность изменения явления как функциювремени у = f (t). Вид уравненияопределяется характером динамики развития конкретного явления. Логическийанализ при выборе вида уравнения может быть основан на рассчитанных показателяхдинамики.
Предположим,что в нашем условном примере абсолютные приросты цены реализации 1 цподсолнечника относительно стабильные, тогда аналитическое выравнивание рядадинамики выполняется по прямой, то есть используется аналитическое уравнениевида:
/> (6)
где:
/>выравниваниезначения цены для каждого года, руб.,
t– условное обозначение периодов времени,
/> - неизвестныепараметры.
Параметрырассчитываются по методу наименьших квадратов (МНК), тогда система нормальныхуравнений при выравнивании имеет вид:
/> (7)
Для упрощения поиска параметровуравнения отсчет времени t можно производить так, чтобы сумма показателейвремени изучаемого ряда динамики была равна нулю (t = 0). При нечетном числеуровней ряда динамики уровень, находящейся в середине ряда, берется за 0. Тогдадаты времени, стоящие выше этого уровня, обозначаются числами со знаком минус(-1, -2, -3. и т. д.), а ниже — с плюсом (+ 1, +2, +3 и т. д.).
Исходные и расчетные данные длярешения системы представим в виде таблицы:
Таблица 5 – Исходные данные длярешения системы ураненийГоды Цена реализации 1 ц подсолнечника,Y t
/> Yt
/> 2000 165,08 -4 16 -660,32 133,72 2001 240,84 -3 9 -722,52 233,84 2002 368,42 -2 4 -736,84 333,96 2003 395,87 -1 1 -395,87 434,08 2004 659,48 534,20 2005 405,11 1 1 405,11 634,32 2006 453,32 2 4 906,64 734,44 2007 1267,96 3 9 3803,88 834,56 2008 851,84 4 16 3407,36 934,68
/>
/>
/>
/>
/>6007,44
/>
Представим данные в системенормальных уравнений и получим следующие выражения:
/>
/>
/>
Подставив найденные значенияпараметров />в уравнениепрямой, найдем его конкретное выражение: />=534,20+100,12t;
Параметр /> показываетежегодное увеличение или уменьшение изучаемого явления, в данном случае – это ценареализации 1 ц подсолнечника, руб. Так, ежегодно в течение изучаемого периодасредняя цена реализации 1 ц подсолнечника повысилась на 100,12 руб.
Подставив значение t в полученноеуравнение можно определить расчетные значения выручки для каждого года:
/>+(-4/>)= 534,20-400,48=133,72
/>+(-3/>)= 534,20-300,36=233,84
/>+(-2/>)= 534,20-200,24=333,96
/>+(-1/>)= 534,20-100,12=434,08
/>+(0/>)= 534,20
/>+(1/>)= 534,20+100,12=634,32
/>+(2/>)= 534,20+200,24=734,44
/>+(3/>)= 534,20+300,36=834,56
/>+(4/>)= 534,20+400,48=934,68
Таким образом, мы получиливыравнивание ряда цены реализации подсолнечника, которое свидетельствует осистематическом росте этого показателя при годовом приращении выручки.Полученные теоретические значения цены реализации изображаются графически, тоесть строится выровненная линия /> (см.рис.2)
Так, следует из графика, что визучаемой совокупности районов следует положительная тенденция динамики ценыреализации подсолнечника.
Оставив выявленную тенденцию можносоставить прогноз изменения выручки до 2011 года, тыс. руб.:
/>+(5/>)= 534,20+500,60=1034,8
/>+(6/>)= 534,20+600,72=1134,92
/>+(7/>)= 534,20+700,84=1235,04
Таким образом, цена реализации 1 цподсолнечника постоянно увеличивается и делает производство подсолнечникарентабельным для предприятия. Но, также для более полного анализа эффективностидеятельности предприятия необходимо изучать внутреннюю структуру резервовповышения производства и выручки культуры. С этой целью при использовании ЭВМстроится не только линейная, но и другие функции, такие как парабола,экспонента, степенная; затем посредством оценки статистических характеристиквыбирается один из них, который в значительной степени отвечает условиямизучаемой совокупности предприятий, определяет прогнозную выручку иразрабатываются пути ее повышения.
Исходная информация по ценереализации 1 ц подсолнечника была введена в персональную ЭВМ в среду одного изпакетов диалоговой статистики и с помощью программы Statgraphics былопроизведено выравнивание. В результате было получено четыре функции,характеризующие ряд динамики: линейная, квадратическая, экспоненциальная истепенная, которые представлены в таблице (см.приложение 2)
Из таблицы следует, что поуравнению S — кривой мы в меньшей степени приближаемся к фактическому значениюцены реализации 1 ц подсолнечника, так как среднее квадратичное отклонение икоэффициент вариации здесь наименьшие (175,486 руб. и 29,9105%). Вероятностьошибки у экспоненты также ниже, чем у других функций уравнения (-5,42742).Уравнение экспоненты также не приближает цену к ее фактическому уровню, так каксреднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации здесь составляют (145,177руб.и 24,2842 % соответственно), а вот линейнаяфункция в большей степени приближает цену к фактическому уровню, так как здесьнаименьшее СКО и коэффициент вариации (140,324 руб. и 23,7127 %). Фактическая ивыровненная цены реализации 1 ц подсолнечника представлены в следующей таблице(см.приложение 3)
Из таблицы следует, что поуравнениям прямой, параболы, экспоненте, S – кривой цена реализации 1 цподсолнечника в хозяйстве ежегодно повышалась. В 2008 году цена реализациисоставила 517% по сравнению с 2000 годом, а в 2007 году – 768,1% по сравнению с2000 годом.
Цена реализации 1 ц подсолнечника,выровненная по уравнению прямой, в 2008 году составила 700% по сравнению суровнем 2000 года, а в 2007 году – 624,1% по сравнению с 2000 годом. Такимобразом, цена реализации 1 ц подсолнечника увеличилась в 2008 году на 417% посравнению с 2000 годом, а в 2007 году – на 668,1%.
Цена реализации, выровненная поуровню параболы, в 2008 году составила 520% по сравнению с 2000 годом, а в 2007году – 444,8%. В 2008 году произошло увеличение цены реализации 1 цподсолнечника по сравнению с уровнем 2000 года на 420%, а в2007 – 344%.
Цена реализации, выровненная поуровню экспоненты в 2008 году составила 494,3% по сравнению с 2000 годом, а в2007 году – 404,8%. Таким образом, в 2008 году произошло увеличение ценыреализации 1 ц подсолнечника по сравнению с 2000 годом на 394,3%. Темп приростав 2007 году составил 304,8%.
Цена реализации 1 ц подсолнечника,выровненная по уровню S – кривой, в 2008 году составила 484,2 % от уровня 2000года. Темп прироста составил384,2%. В 2007 году цена реализации 1 цподсолнечника составила 472,5% от уровня 2000 года, темп прироста составил372,5%.
Для наглядности представлениявыровненных значений цены реализации 1 ц подсолнечника за 2000 – 2008 годыпостроим график (см.приложение 1)
Определим прогнозную ценуреализации 1 ц подсолнечника с помощью ниже приведенной таблицы:
Таблица 6 – Прогнозная ценареализации 1 ц подсолнечника в СХА «Заря» Павловского районаВоронежской областиГоды Линейная Парабола Экспонента S – кривая 2009 1034,83 1147,03 1222,00 658,441 2010 1134,95 1314,48 1492,18 669,150 2011 1235,08 1494,17 1822,09 678,207
Прогнозы говорят о том, что ценареализации 1 ц подсолнечника в 2009 – 2011 годах имеет тенденцию роста по всемуравнениям выравнивания. Тенденцию изменения цены реализации 1 ц подсолнечниканаиболее точно отражает уравнение экспоненты. При составлении бизнес – плананеобходимо ориентироваться максимальную цену реализации, которая выявлена вуравнении экспоненты.
Сельскохозяйственное предприятиедолжно быть заинтересованно в повышении цены реализации, так как рост цен будетспособствовать увеличению прибыли, а, следовательно и повышению уровня рентабельности.
2. Индексныйанализ прибыли и рентабельности подсолнечника
Индекс – это относительнаявеличина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данныхусловиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различиеусловий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), впространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнениякакого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательстви т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановыйуровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, – индекс плановогозадания.В экономическом анализе индексы используются не только длясопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определенияэкономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемыхуровней[4].
Относительная величина, получаемаяпри сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследовательне интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня вданных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явленияв других условиях.
Изменение себестоимостипроизводимой продукции оказывает существенное влияние на состояние прибыли ирентабельности производства продукции.
Имеется следующая исходнаяинформация для определения величины прибыли за отчетный и базисный периоды(разность между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованнойпродукции) (см.приложение 4).
Рассчитаем величину прибыли закаждый год:
2007, 2008: />, (8)
где: /> цена1 ц реализованного подсолнечника за 2007 и 2008 годы, тыс. руб.,
/> тыс.руб.
2008: /> (9)
/> тыс.руб.
Далее определим общее изменениеприбыли в относительном выражении путем расчета общего индекса прибыли:
/>
/> или93,55%
В абсолютном выражении:
/>
/>
Следовательно прибыль от реализацииподсолнечника на изучаемых предприятиях уменьшилась на 6, 45% или 8422 тыс.руб.
Поскольку в структуре балансовойприбыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции,основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторовизменения именно этого показателя. К таковым относятся:
1. Количество реализованной продукции;
2. Себестоимость 1 ц реализованной продукции;
3. Цены 1 ц реализованной продукции.
Рассмотримвлияние первого фактора в относительном выражении, который определяется путемрасчета общего индекса количества реализованного подсолнечника:
/>
/>
В абсолютном выражении:
/>
/>
Таким образом, за счет увеличенияколичества реализованного подсолнечника в изучаемой совокупности предприятий в2008 году прибыль увеличилась на 4,66% или на 5886 тыс. руб.
Рассмотрим влияние второго факторав относительном выражении:
/>
/>
В абсолютном выражении:
/>=/>
/>
Из полученных расчетов видно, чтоза счет повышения себестоимости 1 ц подсолнечника в 2008 году по сравнению с2007 (0,40 и 0,52 тыс. руб, соответственно) прибыль от реализации уменьшилась на10,66% или на 14094 тыс.руб.
Рассмотрим влияние третьего факторав относительном выражении
/>
/>
В абсолютном выражении:
/>=/>
/>
Таким образом, за счет увеличенияцены реализации 1 ц подсолнечника в 2008 году по сравнению с 2007 годом (1,04 и1,05 тыс.руб. соответственно) прибыль от реализации подсолнечника в изучаемойсовокупности предприятий увеличилась на 0,05% или на 56 тыс.руб.
Выполненные расчеты позволяютпостроить две модели: мультипликативную и аддитивную.Аддитивность – это свойство относительных величин по отношению к сложению,состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равносумме значений величин, соответствующих его частям, в некотором классевозможных разбиений объекта на части.
Мультипликативность в анализе – этовзаимосвязь факторов, выраженных в абсолютных величинах, входящих в самумодель, которая выражается их произведением[1].
В нашем случае имеются данные дляпостроения этих моделей:
1. Мультипликативная:
/> (10)
/>
2. Аддитивная:
/> (11)
/>
Таким образом, из полученныхрасчетов можно сделать вывод о том, что все факторы, от которых зависит прибыльпо-разному повлияли на ее величин. Один из трех факторов, — себестоимость 1ц реализованного подсолнечника-оказал отрицательное влияние на величинуприбыли, она уменьшилась на 10,60%, а другой фактор – цена реализации 1 цподсолнечника оказал незначительное влияние на величину прибыли, посравнению с 2007 годом в 2008 году она увеличилась лишь на 0,05%. Несущественноеувеличение количества реализованного подсолнечника не смогло компенсироватьэто, и прибыль в 2008 году от реализации культуры уменьшилась на 4,06%, что немогло не отразиться на уровне рентабельности.
Исходя из того, что уровеньрентабельности реализованной продукции есть отношение прибыли к полнойсебестоимости, рассчитаем уровень рентабельности подсолнечника за 2007 и 2008годы:
2007:/> (12)
/>
2008: /> (13)
/>
В целях изучения динамики этогопоказателя рассчитывается индекс уровня рентабельности:
/>
где:
/>
/>
Следовательно, уровеньрентабельности подсолнечника в изучаемой совокупности предприятий в 2008 годупо сравнению с 2007 годом снизился на 22, 52%.
Уровень рентабельности находитсяпод влиянием тех же факторов, что и величина прибыли.
Влияние первого фактора:
/> (14)
/>
/>
Особенность данного индексазаключается в том, что он улавливает изменения не только количествареализованной продукции, но и ее структуры. Увеличение количествареализованного подсолнечника в 2008 году не значительно повысило уровеньрентабельности, а почти оставило его прежним (всего на 0,75%) по сравнению с2007 годом.
Влияние второго фактора:
/> (15)
/>
/>
Исходя из расчетов, можно сделатьвывод о том, что повышение себестоимости 1 ц реализованного подсолнечника в2008 году снизило уровень рентабельности на 23,13%.
Влияние третьего фактора:
/> (16)
/>
/>
По расчетам видно, что увеличениецены реализации 1 ц подсолнечника в 2008 году несущественно повысило уровеньрентабельности по сравнению с 2007 годом, всего на 0,05%.
Взаимосвязь исчисленных показателейпозволяет построить мультипликативную модель:
/> (17)
/>=0,7748
Таким образом, индексный анализприбыли и рентабельности показал, что основными направлениями улучшенияфинансового состояния каждого предприятия являются:
1. Увеличениеколичества реализованной продукции и особенно важно улучшения структурыреализованной продукции.
2. Снижениесебестоимости 1 ц продукции посредством изыскания наиболее эффективных каналовзатрат как на производство, так и реализацию продукции.
3. Повышениецены 1 ц реализованного подсолнечника за счет улучшения качества продукции.
/>4. Выявление взаимосвязей методом аналитическойгруппировки 41 Сущность группировки, их виды и значение
Группировка— это распределение единиц по группам в соответствии со следующим принципом:различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше, чеммежду единицами, отнесенными к разным группам[11].
Группировкалежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основегруппировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможностьих сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязеймежду признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом посовокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, ихспецифики.
Однородность(гомогенность) данных является исходным условием их статистического описания ианализа — вычисления и интерпретации обобщающих показателей, построенияуравнения регрессии, измерения корреляции, статистического умозаключения.
Такимобразом, значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечиваетобобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде. Кроме того,группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.
Дляизучения структурных изменений в экономике государственная статистикаиспользует группировку хозяйственных субъектов по формам собственности иорганизационно-правовым формам.
Сводныепоказатели для отдельных групп являются типичными и устойчивыми, если,во-первых, группировка проведена правильно, во-вторых, группы имеют достаточнуючисленность. Первое условие связано с тем, что деление на группы далеко невсегда очевидно. Выполнение второго условия необходимо, так как при достаточнобольшом числе единиц (не менее 5 единиц в группе) в сводных показателяхвзаимопогашаются случайные характеристики и проявляются закономерные, типичные.
Длярешения задачи группировки нужно установить правила отнесения каждой единицы ктой или иной группе.
Вэти правила входят определения тех характеристик (признаков), по которым будетпроводиться группировка (так называемых группировочных признаков), и ихзначений, отделяющих одну группу от другой (интервалов группировки).
Группировканазывается простой (монотетической), если для ее построения используется одингруппировочный признак. Если группировка проводится по нескольким признакам,она называется сложной (политетической). Обычно такая группировка проводитсякак комбинационная, т.е. группы, выделенные по одному признаку, подразделяютсяна подгруппы по другому признаку. Казалось бы, этот метод выделения группдолжен быть лучше простой группировки — ведь трудно ожидать, что различия междугруппами можно уловить лишь на основе одного признака. Однако комбинацияпризнаков приводит к дроблению совокупности в геометрической прогрессии: число группбудет равно произведению числа группировочных признаков (l) на число выделенныхкатегорий по каждому из них (т): к = l * т. Данные становятся труднообозримыми,группы включают малое число единиц, групповые показатели становятсяненадежными.
Альтернативойявляется проведение многомерных группировок или многомерных классификаций.
Очевидно,что метод группировок тесно связан с представлением данных в виде групповых иликомбинационных таблиц, а также с графическим представлением структурысовокупности ее частей и соотношений между ними.
Группировкапроизводится с целью установления статистических связей и закономерностей,построения описания объекта, выявления структуры изучаемой совокупности.Различия в целевом назначении группировки выражаются в существующей вотечественной статистике классификации группировок: типологические,структурные, аналитические.
Типологическаягруппировка служит для выделения социально-экономических типов. Этот видгруппировок в значительной степени определяется представлениями экспертов отом, какие типы могут встретиться в изучаемой совокупности. Чтобы пояснитьособенность этой группировки, остановимся на последовательности действий для еепроведения:
1)называютсяте типы явлений, которые могут быть выделены;
2)выбираютсягруппировочные признаки, формирующие описание типов;
3)устанавливаютсяграницы интервалов;
4)группировкаоформляется в таблицу, выделенные группы (на основе комбинации группировочныхпризнаков) объединяются в намеченные типы, и определяется численность каждого изних.
Структурнаягруппировка характеризует структуру совокупности по какому-либо одномупризнаку.
Аналитическаягруппировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, изкоторых один рассматривается как результат, другой (другие) — как фактор(факторы).4.2 Аналитическая группировкахозяйств по одному из факторов
Погруппировочному признаку построим ранжированный ряд распределения урожайности.
min7,0 7,2 7,6 9,2 10,5 12,1 12,3
13,313,4 13,5 14,0 14,2 15,3 15,8
16,217,2 17,6 18,2 21,9 24,4 24,9
25,730,9 max
Определимчисло групп, на которые необходимо разбить исходные данные, где n – число групп
N– число изучаемой совокупности:
/>
(доближайшего целого числа по правилам математического округления) (18)
Далеенеобходимо построение интервального ряда распределения и расчет егохарактеристик (/>)
Рассчитаемвеличину интервала:
/>/>
Далее распишем границы групп:1 7,00 – 10,98 2 10,98 – 14,96 3 14,96 – 18,94 4 18,94 – 22,02 5 22,92 – 26,90 6 26,90 – 30,98
Подсчитаем число предприятий, который войдут внайденные границы, то есть построим интервальный ряд распределения и определимего основные характеристики.
Таблица 7 – Интервальный ряд распределения поурожайности подсолнечникаГруппы предприятий по урожайности, ц/га Число предприятий, f Середина интервала, х
/>
/>
/>
/> 10,98 5 8,30 41,50 -7,46 55,65 278,25 14,96 7 13,26 92,82 -2,50 6,25 47,75 18,94 6 16,72 100,32 0,96 0,92 5,52 22,92 1 21,92 21,92 6,16 37,95 37,95 26,90 3 25,00 75,00 9,24 85,38 256,14 30,90 1 30,90 30,90 15,14 229,22 229,22 Итого 23 - 362,50 - - -
Полученныеиз опыта величины неизбежно содержат погрешности, обусловленные самымиразнообразными причинами. Среди них следует различать погрешности систематическиеи случайные. Систематические ошибки обусловливаются причинами, действующимивполне определенным образом, и могут быть всегда устранены или достаточно точноучтены. Случайные ошибки вызываются весьма большим числом отдельных причин, неподдающихся точному учету и действующих в каждом отдельном измерении различнымобразом. Эти ошибки невозможно совершенно исключить; учесть же их можно тольков среднем, для чего необходимо знать законы, которым подчиняются случайныеошибки.
Рассчитаемсреднюю урожайность для данной совокупности по формуле средней взвешенной:
/>,(19)
/>
Наиболеепростым и достаточно точно отображающим действительность (в подавляющембольшинстве случаев) является так называемый нормальный закон распределенияошибок.
Этотзакон распределения может быть получен из различных теоретических предпосылок,в частности, из требования, чтобы наиболее вероятным значением неизвестнойвеличины, для которой непосредственным измерением получен ряд значений с одинаковойстепенью точности, являлось среднее арифметическое этих значений. Величина 2называется дисперсией данного нормального закона.
Определимдисперсию как среднюю взвешенную (/>):
/> (20)
/>
Среднеквадратическоеотклонение показывает абсолютное отклонение измеренных значений отсреднеарифметического. В соответствии с формулой для меры точности линейнойкомбинации средняя квадратическая ошибка среднего арифметического определяетсяпо формуле (/>):
/> (21)
/>
Коэффициентвариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений отсреднеарифметического.
Определимкоэффициент вариации (/>):
/> (22)
/>
Чембольше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс именьшая выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации меньше10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10%до 20% относится к средней, больше 20% и меньше 33% к значительной и есликоэффициент вариации превышает 33%, то это говорит о неоднородности информациии необходимости исключения самых больших и самых маленьких значений.Изполученных расчетов можно сделать вывод. Так, образованное СКО и дисперсияявляются не типичными и не достоверными показателями, так как коэффициентвариации превышает 33% и так как минимальная урожайность – 7,0 ц/га, амаксимальная – 30,9 ц/га.
Прирассмотрении нормального закона распределения выделяется важный частный случай,известный как правило трех сигм. Правило3-х сигм (3s) — практически все значения нормально распределённой случайнойвеличины лежат в интервале. Более строго — не менее чем с 99,7% достоверностью,значение нормально распределенной случайной величины лежит в указанноминтервале. При условии, что величина истинная, а не полученная в результатеобработки выборки. Если же истинная величина неизвестна, то следуетпользоваться не σ, а s. Таким образом, правило 3-х сигм преобразуется вправило трех s[4].
Используяправило 3/> для определениявеличины интервала посредством группировки, определим влияние урожайностиподсолнечника на уровень рентабельности.
Таблица8 – Интервальный ряд распределения предприятий по урожайности по правилу 3/>№ группы Нижняя граница Верхняя граница Число х-в формула значение формула значение 1
/> -2,54
/> 3,56 2
/> 3,56
/> 9,66 4 3
/> 9,66
/> 15,76 9 4
/> 15,76
/> 21,86 5 5
/> 21,86
/> 27,96 4 6
/> 27,96
/> 34,06 1 Итого - - - - 23
Припостроении по правилу 3/> всегдаобразуется шесть групп предприятий. Так как в первую группу не вошло ни однопредприятие, то ее целесообразно объединить со второй, а, кроме того, пятую сшестой. Таким образом, мы имеем четыре группы предприятий, которые представленыв следующей таблице:
Таблица9 – Интервальный ряд распределения предприятий по урожайности подсолнечника погруппам предприятий в изучаемой совокупности предприятийГруппы предприятий Число предприятий Группы значений по урожайности 1 4 До 9,66 2 9 9,66-15,76 3 5 15,76-21,86 4 5 21,86-34,06 - 23 -
Пополученным группам определим сводные и обобщающие показатели, рассчитаемуровень рентабельности по каждой группе предприятий и их оформим их в видетаблицы (см.приложение 5).
Важнейшимфактором и путём повышения экономической рентабельности производства продукциирастениеводства является дальнейшее увеличение урожайности сельскохозяйственныхкультур. Увеличение урожайности оказывает влияние не только на увеличениеваловых сборов зерна, но и на экономическую эффективность его производства:производительность труда, себестоимость, а, следовательно, и на рентабельность.
Ростурожайности масличных культур, как правило, связан с дополнительными трудовымии материальными затратами на их возделывание (в расчёте на гектар посева).Однако как показывают практические исследования темпы роста урожайности идополнительных затрат неодинаковы – урожайность растёт быстрее, чемдополнительные затраты труда и средств. Поэтому с ростом урожайностисокращается трудоёмкость производства, снижается себестоимость подсолнечника иповышается уровень рентабельности.
Таккак в полученных расчетах не выявлена яркая зависимость рентабельности отурожайности (в четвертой группе уровень рентабельности снизился, а урожайностьувеличилась), проведем вторичную группировку хозяйств, объединив третью ичетвертую группы. Полученные данные оформим в таблицу (см.приложение 7).
Такимобразом, проведя вторичную группировку предприятий, ярко выслеживаетсятенденция зависимости уровня рентабельности от урожайности. С повышениемурожайности по каждой группе предприятий мы наблюдаем увеличение уровнярентабельности. Если сравнивать эффективность производства культуры по каждойгруппе, то можно сделать вывод о том, что все три группы предприятий оказалисьприбыльными, так как повышение урожайности и рентабельности идетпропорционально, однако, третья группа предприятий с повышением урожайности до20,1 ц/ га увеличила уровень рентабельности всего на 1,7% по сравнению совторой группой, в то время как урожайность второй группы равна 13, 9 ц/га. Вцелом можно отметить, группировка выявила заметную тенденцию движения уровнярентабельности, что и было целью данного исследования. 4.3Однофакторный дисперсионный анализ
Дисперсионныйанализ (от латинского Dispersio – рассеивание) – статистический метод,позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную.Метод был разработан биологом Р. Фишером в 1925 году и применялся первоначальнодля оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучнаязначимость дисперсионного анализа для экспериментов в психологии, педагогике,медицине и др[11].
Целью дисперсионного анализа являетсяпроверка значимости различия между средними с помощью сравнения дисперсий.Дисперсию измеряемого признака разлагают на независимые слагаемые, каждое изкоторых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействия.Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждогоизучаемого фактора, а также их комбинации.
В процессе наблюдения заисследуемым объектом качественные факторы произвольно или заданным образомизменяются. Конкретная реализация фактора называется уровнем фактора или способом обработки.
Взависимости от количества факторов, определяющих вариацию результативногопризнака, дисперсионный анализ подразделяют на однофакторный и многофакторный.
Вмоем курсовом проекте для оценки существенной зависимости, обнаруженной методомгруппировки применяется однофакторный дисперсионный анализ влияния урожайности подсолнечникана рентабельность производства культуры.
Приизучении явлений и процессов общественной жизни статистика встречается сразнообразной вариацией (изменчивостью) признаков, характеризующих отдельныеединицы совокупности.
Вариация- это различие в значениях, какого — либо признака у разных единиц даннойсовокупности в один и тот же момент времени. Величины признаков изменяются поддействием различных факторов. И, следовательно, чем разнообразнее условия,влияющие на размер данного признака, тем больше его вариация. Исследованиевариации в статистике имеет большое значение, т. к. помогает изучить сущностьявления.
Определимобщую вариацию:
Таблица10 – Исходные данные для расчета общей вариацииРентабельность производства подсолнечника,% № п/п
/>
/> 97,9 1 -36,1 1303,2 308,8 2 174,8 30555,0 127,6 3 -6,4 41,0 169,2 4 35,2 1239,0 253,2 5 119,9 14376,0 -3,1 6 -137,1 18796,4 65,9 7 -68,1 4637,6 46,2 8 -87,8 7708,8 50,6 9 -83,4 6955,6 19,0 10 -114,0 13225,0 23,8 11 -110,2 12144,0 -42,7 12 -152,9 23378,4 459,3 13 325,3 105820,1 143,0 14 9 81 203,1 15 69,1 4774,8 120,5 16 -13,5 182,2 151,0 17 17 289,0 30,0 18 -104 10816,0 130,6 19 -3,4 11,6 392,6 20 258,6 66874 211,7 21 77,7 6037,3 77,4 22 -56,6 3203,6 47,1 23 -86,9 7551,6
/>134,0 -
/>340001,2
При выполнении всех условийприменения дисперсионного анализа, разложение общей вариации математическивыглядит следующим образом:
Woбщ. = Wфакт + Wост,
Woбщ.- общая вариация наблюдаемых значений (вариант), характеризуется разбросомвариант от общего среднего. Измеряет вариацию признака во всей совокупности подвлиянием всех факторов, обусловивших эту вариацию. Общее разнообразие складываетсяиз межгруппового и внутригруппового;
Wфакт- факторная (межгрупповая) вариация, характеризуется различием средних в каждойгруппе и зависит от влияния исследуемого фактора, по которому дифференцируетсякаждая группа.
Dост.- остаточная (внутригрупповая) вариация, которая характеризует рассеяниевариант внутри групп. Отражает случайную вариацию, т.е. часть вариации,происходящую под влиянием неуточненных факторов и не зависящую от признака —фактора, положенного в основание группировки. Вариация изучаемого признаказависит от силы влияния каких-то неучтенных случайных факторов, как оторганизованных (заданных исследователем), так и от случайных (неизвестных)факторов.
Поэтомуобщая вариация (дисперсия) слагается из вариации, вызванной организованными(заданными) факторами, называемыми факториальной вариацией и неорганизованнымифакторами, т.е. остаточной вариацией (случайной, неизвестной).
По данным, представленным в таблице15 определим общую вариацию(/>):
/>,(23)
где х – уровень рентабельности;
/>среднеезначение уровня рентабельности
Таким образом,
/>=340001,2%
Определим факторную вариацию (/>):
/> ,(24)
где /> среднеезначение рентабельности подсолнечника в результате аналитической группировки;
/>
/>
/>%
Определим остаточную вариацию:
/> (25)
/>
Определимобщую дисперсию:
/> (26)
/>
Определимфакторную дисперсию:
/>=/> (27)
/>
Определимостаточную дисперсию:
/>, (28)
ГдеN – число групп предприятий
/>
Вдисперсионном анализе критерий Фишера позволяет оценивать значимость факторов иих взаимодействия.
КритерийФишера основан на дополнительных предположениях о независимости и нормальностивыборок данных.
Онвычисляется по формуле:
/> (29)
/> (уровень значимостиp = 0,05)
Есливычисленное значение критерия F больше критического для определенного уровнязначимости и соответствующих чисел степеней свободы для числителя изнаменателя, то дисперсии считаются различными.
Найдемтабличное значение F-критерия Фишера при уровнях значимости p = 0,05 и числастепеней свободы числителя и знаменателя- 2 и 22 соответственно: (р=0,05; 2;20)=3,49
Сравнимфактическое и табличное значения Фишера и сделаем определенные выводы.
Таккак фактическое значение Фишера меньше табличного (0,0358
5. Проектная часть 5.1Сущность и основные условия применения корреляционного анализа
Всеявления и процессы, характеризующие социально-экономическое развитие тесновзаимосвязаны и взаимозависимы между собой.
Встатистике показатели, характеризующие эти явления, могут быть связаны либокорреляционной зависимостью, либо быть независимыми.
Корреляционнаязависимость является частным случаем стохастической зависимости, при которойизменение значений факторных признаков (x1, х2, ..., хk) влечет за собойизменение среднего значения результативного признака.
Корреляционнаязависимость исследуется с помощью методов корреляционного и регрессионногоанализов.
Корреляционныйанализ изучает взаимосвязи показателей и позволяет решить следующие задачи:
ü Оценкатесноты связи между показателями с помощью парных, частных и множественныхкоэффициентов корреляции;
ü Оценкауравнения регрессии.
Основнойпредпосылкой применения корреляционного анализа является необходимостьподчинения совокупности значений всех факторных (x1, х2, ..., хk) ирезультативного (У) признаков k-мерному нормальному закону распределения илиблизость к нему. Если объем исследуемой совокупности достаточно большой (n >50), то нормальность распределения может быть подтверждена на основе расчета ианализа критериев Пирсона, Ястремского, Боярского, Колмогорова, чиселВастергарда и т. д. Если n
Корреляционно-регрессионныйанализкак уже отмечалось, используютв случае наличия неполных связей между признаками при большом числе наблюдений.Эти связи классифицируют: по тесноте (слабые, существенные, тесные); по направлению(прямые и обратные); по аналитическому выражению (линейные и нелинейные),. Приэтом корреляционный анализ имеет цель: определить тесноты связи между двумяпризнаками (при парной корреляции) и между результативным и множествомфакторных признаков ( при многофакторной связи).
Корреляционныйанализ должен включать 4 этапа: 1) установление наличия зависимостей визучаемом явлении; 2) формирование корреляционной модели связи; 3) расчет ианализ показателей связи; 4)статистическая оценка выборочных характеристиксвязи. При этом в модель не должны попасть факторы, связанные с результатомфункционально (статистический анализ таких факторов осуществляется на основедругих методов, в частности, индексного). Следует учитывать проблемувзаимосвязи между факторами – избегать мультиколлинеарности, включать вуравнение факторы, имеющие тесную взаимосвязь между собой. Кроме того,соотношение числа наблюдений и числа факторов не должно быть менее 8:1-10:1,чтобы получившееся уравнение носило устойчивый характер.
Одновременнос корреляцией используется регрессия, которая исследует форму связи (еслитаковая вообще имеется).
Цельюрегрессионного анализа является оценка функциональной зависимости условногосреднего значения результативного признака (У) от факторных (У, x1, х2, ...,хk).
Основнойпредпосылкой регрессионного анализа является то что только результативныйпризнак (У) подчиняется нормальному закону распределения, а факторные признакиx1, х2, ..., хk могут иметь произвольный закон распределения. При этом врегрессионном анализе заранее подразумевается наличие причинно-следственныхсвязей между результативным (У) и факторными (x1, х2, ..., хk) признаками. Приэтом форма связи между явлениями выражается аналитическим уравнением, наосновании которого по соответствующим факторам определяется значениерезультативного показателя функции. Сложность заключается в том, что избесконечного множества функций требуется найти такую, которая лучше другихбудем выражать реально существующие связи между изучаемым показателем ифакторами. Выбор функции может опираться на теоретические знания изучаемогоявления или на опыт предыдущих исследований.
Уравнениемножественной регрессии можно строить в линейной форме:
/>
Каждыйкоэффициент данного уравнения показывает степень влияния соответствующегофактора на анализирующий показатель при фиксированном положении остальныхфакторов: с изменением каждого фактора на единицу показатель изменяется насоответствующий коэффициент регрессии. Свободный член уравнения экономическогосмысла не имеет. С помощью многофакторного корреляционного анализа находятсяразличного рода характеристики тесноты связи между изучаемым показателем ифакторами.
Теснотасвязи количественного выражения величиной коэффициентов корреляции. Коэффициенткорреляции представляет количественную характеристику тесноты связи междупризнаками, дают возможность определять полезность факторных признаков.
Коэффициенткорреляции всегда меньше единицы, и изменяется в пределах от -1 до +1. Знакикоэффициентов регрессии и корреляции всегда совпадают.
Помимокоэффициента корреляции, необходимо определять коэффициент детерминации. Онпоказывает, какая доля вариации результативного признака обусловлена изменениемфакторных признаков или факторного, входящих в многофакторную регрессионнуюмодель.
Помере развития экономики роль и значение корреляционно-регрессионных методов вэкономическом анализе повышается, рассматриваются масштабы их применение,совершенствуется методика. Использование разработанных к настоящему временистатистических методов анализа позволяет изучить, измерить и датьколичественное выражение взаимосвязей между явлениями общественной жизни,установленными на основе качественного анализа. Поэтому так важно применениекорреляционно-регрессионных методов на практике. 5.2Построение многофакторной экономико-математической модели среднего уровняокупаемости подсолнечника
Наданной стадии исследования нами поставлена задача построения многофакторнойкорреляционно-регрессионной модели уровня окупаемости подсолнечникаПавловского, Петропавловского, Воробьевского и Аннинского районовВоронежской области. Для построения экономико-математической модели уровняокупаемости подсолнечника используем исходные данные (см.приложение 8) и следующиефакторы:
Ø X1– урожайность подсолнечника, ц/га;
Ø X2– трудоемкость 1 ц подсолнечника, Чел.час;
Ø X3– себестоимость 1 ц реализованного подсолнечника, руб.;
Ø X4– уровень интенсивности, руб.;
Ø X5– уровень специализации, %;
Ø X6– удельный вес затрат на подсолнечник в растениеводстве, %;
Ø Х7– уровень концентрации (посевная площадь), %;
Ø X8– трудообеспеченность (число работников на 100 га пашни), чел.
Исходнаяинформация (см. приложение 3) введена в пакет диалоговой статистики и попрограмме Statgraph построена модель множественной регрессии.
Таблица11 — Экономико-математическая модель уровня окупаемости подсолнечника попредприятиям Павловского, Петропавловского, Воробьевского и Аннинского районовВоронежской областиУсловное Коэффициент Стандартная ошибка t-статистика Уровень обозначение регрессии значимости CONSTANT 480,969178 184,890105 2,6014 0,0209 x1 -2,4372,89 6,334282 -0,3848 0,7062 x2 -48,585345 33,102449 -1,4677 0,1643 x3 0,066724 0,22405 0,2978 0,7702 x4 0,009309 0,013108 0,7102 0,4892 x5 2,192469 0,879087 2,4940 0,0258 x6 -6,370657 3,957274 -1,6099 0,1297 х7 0,067432 0,051424 -1,3113 0,2190 х8 -57,55466 46,691083 -1,2327 0,2380
R-SQ (ADJ)=0,1777 SE 95,63241
Previous: 0,1245 99,85412
Коэффициент детерминации в данной полученной модели =17,77%, следовательно, на долю неучтенных факторов, которые влияют на уровень окупаемостиподсолнечника приходится 82,23%. Это говорит о том, что статистическая оценкахарактеристик данной модели показывает, что некоторые факторы количественномало изменяют результат, а влияние некоторых факторов не поддаетсялогико-экономическому осмыслению Множественный коэффициент корреляции =4,21%,следовательно, связь между уровнем окупаемости и заложенными в модель факторами
На наш взгляд, данную экономико-математическую модельможно улучшить, так как уровень значимости некоторых факторов больше 0,05 и,как сказано выше, связь между некоторыми факторам и результативным признаком(уровень окупаемости) не поддается логико-экономическому осмыслению.
Изданной модели мы исключаем некоторые факторы, а именно – х1, х3, х4, х7 и х8.
Компьютерная программа позволяет просчитать рядвариантов и выбрать наиболее значимую модель.
Таблица12 — Улучшенная экономико-математическая модель уровня окупаемостиподсолнечника по предприятиям Павловского, Петропавловского, Воробьевского иАннинского районов Воронежской областиУсловное Коэффициент Стандарт-ная ошибка t-статистика Уровень обозначение регрессии значимости CONSTANT 271,176866 46,992045 5,1107 0,0000 Х2 -23,0881171 18,111291 -1,3186 0,2030 Х5 1,991439 0,753457 2,6431 0,0160 Х6 -3,092463 2,193704 -1,4097 0,1748
R-SQ (ADJ)=0,2844 SE 108,821689
Previous: 0,2491 111,475199
Даннаяэкономико-математическая модель улучшилась, так как коэффициент детерминации =28,44%, а коэффициент корреляции =5,33%, следовательно, на долю неучтенныхфакторов приходится 71,6%, а теснота связи между факторами и результативнымпризнаком
Полученная модель количественно измеряет исследуемуюсвязь и можно представить в виде уравнения регрессии:
Ух2, х5, х6= 271,177-23,088х2+1,991х5-3,092х6;
Коэффициентрегрессии а1 = -23,088 говорит о том, что с увеличением трудоемкостиподсолнечника на 1 ц, чел.-час. Уровень окупаемости подсолнечника снижается на 23,088%; коэффициент регрессии а2 = 1,991 говорит о том, что с повышениемуровня специализации уровень окупаемости увеличивается на 1,991%; коэффициентрегрессии а3 = 3,092 говорит о том, что с увеличением удельного весазатрат на подсолнечник в растениеводстве, уровень окупаемости подсолнечникаповышается 3,092 % .
Такимобразом, путем исключения нескольких факторов из модели, мы выявилиопределенное влияние отдельных факторов.
Наряду с количественным измерением факторов важное значение имеет измерениетесноты изучаемой связи, коэффициента множественной регрессии R=0,17.
Связьмежду трудоемкостью 1 ц подсолнечника и факторами заложенными в модель — тесная.А коэффициент детерминации R2 = 0,2844=28,44% говорит о том, что уровеньокупаемости подсолнечника в изучаемой совокупности предприятий на 28,44%зависит от факторов заложенной в модели и 28,44% от других факторов.Следовательно, при изучении окупаемости подсолнечника в дальнейшем нужнообратить внимание на показатели, которые не вошли в модель.
Сцелью оценки существенности влияния изучаемых факторов на урожайность построиммногофакторный дисперсионный комплекс.
Таблица 13 — Дисперсионный анализ вариации для всеймоделиИсточник вариации Величина вариации Число степеней свободы Дисперсия Фактическое значение критерия Фишера Уровень ошибки исследования Факторная 139067 3 46355,6 3,91445 0,0248 Остаточная 225001 19 11842,2 - - Общая 364068 22 - - -
Таккак фактическое значение критерия Фишера больше теоретического, то влияниезаложенных факторов в модель существенно.
Определеннуюинформацию об адекватности уравнения регрессии даёт исследование регрессионныхостатков. Если выборочная регрессия удовлетворительно описывает истиннуюрегрессионную зависимость, то остатки должны быть независимыми нормальнораспределенными случайными величинами с нулевым средним, и в их значенияхдолжен отсутствовать тренд. Для проверки независимости остатков используетсястатистика Дарбина-Уотсона.
КритерийДарбина-Уотсона=1,18603 говорит о том, что автокорреляция факторовнесущественно влияет на результат.
Оценитьсущественность влияния факторов по всей модели в целом, интересно знать, как влияеткаждый фактор на результат:
Таблица 14 — Дисперсионный анализ вариации в порядкевлияния отдельных факторов на результатИсточник вариации Величина вариации Число степеней свободы Дисперсия Фактическое значение критерия Фишера Уровень ошибки исследования Х1 52742,4691 1 52742,469 4,45 0,0483 Х2 62790,8303 1 62790,830 5,30 0,0328 Х3 23533,3573 1 23533,357 1,99 0,1748 Model 139066,653 3 - - -
Данныетаблицы свидетельствуют о том, что наибольшее существенное влияние на уровеньокупаемости подсолнечника оказали: трудоемкость 1 ц подсолнечника, уровеньспециализации и повышение удельного веса затрат на подсолнечник в затратахрастениеводства. Разработанная экономико-математическая модель отражает условияпроизводства подсолнечника, поэтому может быть использована для оценкирезультатов деятельности этих предприятий и в частности для расчета резервовповышения уровня окупаемости и денежной выручки за реализацию подсолнечника.
5.3 Расчет резервов увеличениясреднего уровня рентабельности и денежной выручки от реализации подсолнечника
Полученнаякорреляционно-регрессионная модель позволяет рассчитать резервы для увеличенияуровня окупаемости подсолнечника в хозяйствах Воронежской области, т.е. оценитьпути улучшения их деятельности.
Из полученных данных видно, что в предприятияхПавловского, Петропавловского, Воробьевского и Аннинского районов Воронежскойобласти имеются некоторые резервы для повышения уровня окупаемости, так еслиотстающие хозяйства достигнут уровня средних хозяйств, то уровень окупаемостиподсолнечника повысится на 24,7%; если они достигнут уровня передовых, то уровень окупаемостивозрастет на 56,3%
Рассмотрим пути увеличения денежной выручки напредприятиях Павловского, Петропавловского, Воробьевского и Аннинского районовВоронежской области (см.приложение 13). Обрабатывая данное приложение с помощьюЭВМ в пакете Statgraf, мы получим хозяйства, в которых можно добитьсяувеличения денежной выручки от реализации подсолнечника.