--PAGE_BREAK--1.2 Фискальная и монетарная политика
Есть три возможные ситуации пересечения кривых IS и LM, которые называются кейнсианской, монетаристской (неоклассической) и промежуточной. Две первых из этих ситуаций являются экстремальными. Однако именно они дают возможность лучше понять альтернативы экономической политики. На рис. 1.2 изображена модель IS-LM, которая демонстрирует эти три ситуации.[ 8, с. 150]
Рис. 1.2 Экономическая политика в рамках модели IS-LM
КЕЙНСИАНСКИЙ СЛУЧАЙ
Фискальная и монетарная политики являются двумя главными инструментами осуществления экономической стабилизации на макроуровне. Экстремальный кейнсианский случай этой альтернативы экономической политики даст высокую оценку фискальной политике и низкую или даже нулевую оценку монетарной политике. Для того чтобы понять — почему, необходимо исходить из двух экстремальных кейнсианских предпосылок.
Во-первых,пересечение линий ISи LMздесь осуществляется на том отрезке линии LM, где спекулятивный спрос на деньги абсолютно эластичен (ликвидная ловушка).
Во-вторых,график инвестиционного спроса почти или вовсе неэластичен относительно изменений процентной ставки.[3, c.201]
«Ликвидная ловушка» может существовать в том случае, когда инвесторы или владельцы денег считают, что ценные бумаги являются «ненадежным» объектом инвестиций.
Второе предположениетакже основано на здравом смысле. Высокоэластичная или совершенно неэластичная инвестиционная функция означает, что при данной ставке процента предприниматели не станут заниматься созданием новых нетто-инвестиций. Подобная ситуация, по мнению кейнсианцев, типична для состояния депрессии или кризиса. В данном случае мы имеем дело с так называемой «инвестиционной ловушкой».
Инвестиционная ловушка имеет место в том случае, когда спрос на инвестиции является неэластичным по ставке процента. В такой ситуации функция инвестиций, а значит и линия IS, занимают перпендикулярное положение к оси абсцисс.[5, c.141-142]
Рис. 1.3 отражает эту кейнсианскую ситуацию. На рисунке видно, что как в случае «ликвидной ловушки», так и в случае «инвестиционной ловушки» меры монетарной политики, сводящиеся к увеличению денежной массы, абсолютно неэффективны. Увеличение денежной массы от M0 к М1 при довольно эластичной линии ISo лишь удлиняет протяженностьликвидной ловушки, оставляя неизменной ставку процента.
Если ставка процента не может быть понижена, то, очевидно, не следует ожидать и притока в экономику новых инвестиций. А это значит, что национальный доход страны не может быть увеличен.[9, c.324-325]
Но если мы предположим, напротив, что монетарная политика является эффективной при понижении ставки процента из положения I0 в положение i1 (что явилось следствием сдвига вправо линии LM), то мы должны при этом полагаться на определенную эластичность линии IS. Однако именно эластичность IS1 по ставке процента, по мнению сторонников кейнсианской школы, оказывается нулевой. Рис. 1.3 иллюстрирует эту ситуацию: несмотря на понижение процентной ставки с iо до i1 неэластичность линии IS1 препятствует увеличению дохода.
Рис. 1.3 «Ликвидная» и «инвестиционная» ловушки
Таким образом, несмотря на все ухищрения экспансионистской монетарной политики, величина дохода (у) оказывается неизменной. Именно поэтому ортодоксальные кейнсианцы трактуют монетарную политику как неэффективную с теоретической и практической точек зрения. По мнению сторонников кейнсианской школы монетарная политика не способна стимулировать увеличение дохода, занятости и экономической активности.
Именно поэтому любимым детищем кейнсианцев является фискальная политика. Действительно, если вернуться к рассмотрению рис. 1.2, то на кейнсианском линии LMсмещение линии ISиз положения ISoв IS1 увеличивает доход от уо до y1 без изменения процентной ставки. Стимулами для такого роста являются сличение государственных расходов, либо снижение налогов. При создании государственного долга дефицит государственного бюджета имеет место при неизменном уровне процентной ставки is. В данном случае кейнсианский мультипликатор «работает» со стопроцентной эффективностью. При этом, естественно, существенно возрастает роль государства. [3, c.214-215]
НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ (МОНЕТАРИСТСКИЙ) СЛУЧАЙ
Монетаристы отвергают фискальную политику с прямо противоположных позиций, отводя главную роль денежно-кредитной или монетарной политике. Для крайней неоклассической позиции характерны следующие допущения.
Во-первых, по мнению неоклассиков, линия спекулятивного спроса на деньги является абсолютно неэластичной по отношению к процентной ставке, то есть линия LM представляет собой вертикаль.
Во-вторых, функция инвестиционного спроса, напротив, обладает высокой эластичностью относительно процентной ставки.
Первое предположение отрицает мотив держания денег для спекулятивных целей. Это означает, что L= Lt. Согласно данной концепции, люди держат деньги исходя только из трансакционных соображений.
Второе допущение означает, что инвестиционные затраты чрезвычайно чувствительны к изменениям процентной ставки. Именно поэтому действенность монетарной политики очень эффективна при увеличении расходов. Монетаристы считают, к примеру, что даже незначительное снижение процентной ставки приведет к крупному увеличению инвестиционных расходов. [2, c. 136-137]
Для увеличения валового дохода центральному банку необходимо всего лишь увеличить предложение денег. При этом процентная ставка упадет, возрастут инвестиционные расходы, и совокупный доход увеличится на желаемую величину. Эластичный инвестиционный спрос демонстрируется положением линии IS.
Исходя из этих соображений, монетаристы являются решительными противниками фискальной политики.
Рис. 1.4 Увеличение валового дохода монетаристскими методами
Вернемся к рассмотрению рис. 1.4 и обратим внимание на то, что сдвиг линии IS, вызванный увеличением государственных расходов из положения IS4 в положение IS5 в районе вертикального участка линии LM, не оказывает никакого воздействия на величину дохода, несмотря на увеличение процентной ставки. Увеличение процент ставки может лишь снизить величину частных инвестиций и частное потребление, при этом произойдет так называемое «вытеснение» частных расходов государственными, и величина совокупных расходов не претерпит никаких изменений, значит и величина дохода также не изменится.
Ортодоксальные неоклассики и монетаристы не признают поэтому такие категории, как ликвидная и инвестиционная ловушки, мультипликатор — со всеми его составляющими (предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению и т.д.).
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Промежуточная ситуация (между крайним кейнсианством и крайним монетаризмом) отражает случай, при котором и фискальная, и монетарная политики могут быть достаточно эффективными. Однако при этом следует иметь в виду следующее, во-первых, выбор той или иной экономической политики требует высочайшей компетенции высшего управленческого звена страны, которое должно четко осознавать цели и последствия этого выбора. Причем перед государственными властями обязательно встанет вопрос философского характера: желательным ли является рост государственного сектора и государственных программ? Более того, следствием выбора фискальной политики, является повышение процентной ставки, что неизбежно ведет снижению частных инвестиций и увеличению инвестиций государственных и т. д. во-вторых, как мы уже выяснили, эффективность фискальной или монетарной гики во многом зависит от эластичности линий ISи LM, которые соответствуют той экономической ситуации. Но определить такую ситуацию, предусмотреть направление изменений ISи LM— дело чрезвычайно непростое. [5, c.154-155]
Итак, состояние экономической конъюнктуры зависит от большого количества факторов. Более того, теперь можно судить о правомерности выбора государством методов фискальной или монетарной политики. Это имеет принципиальное значение и при оценке нынешней экономической ситуации в Республике Беларусь.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
Бюджетно-налоговая экспансия.
Рост государственных расходов и снижение налогов приводит кэффекту вытеснения который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис.1.5).
G (или T)
Рис.1.5Эффект вытеснения при фискальной политике
Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги m), так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Xn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта. [4, c.235-236]
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Yиз-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (YoY
2).Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (YoY
).
Масштабы вытеснения
Сравнивая точку Е' с первоначальной точкой равновесия Е (рис.1.6), мы видим, что возросшие государственные расходы вызвали повышение и дохода, и ставки процента. Но важно также сравнить точку Е с Е" — точкой равновесия на рынке товаров при исходной ставке процента. Точка Е" соответствует равновесию, когда не учитывали воздействие ставки процента на экономику. При сравнении Е" и Е' становится ясно, что приспособление ставки процента и ее влияние на совокупный спрос гасят стимулирующее воздействие возросших государственных расходов. Доход, вместо того чтобы увеличиваться до Y’, растет только до y
0’
.Это вызывает следующий вопрос: какие факторы определяют степень, в которой сдерживающее воздействие ставки процента может погасить рост выпуска, вызванный возросшими государственными расходами?
Размер повышения дохода и ставки процента, вызванный фискальной экспансией зависит от наклона графиков LMи ISи от величины мультипликатора.
y
, Доход, выпуск
Рис. 1.6 Масштабы эффекта вытеснения
Случай классической теории и эффект вытеснения
Если кривая LM имеет вид вертикали, то увеличение государственных расходов не будет оказывать воздействия на величину равновесного дохода и приведет всего лишь к повышению ставки процента. Этот случай показан на рис. 1.7, где увеличение государственных расходов смещает кривую ISв положение IS
',но не оказывает воздействия на доход. [6, c.310-311]
I, Ставка
процента
yo
, Доход, выпуск
Рис.1.7 Классический случай
Если спрос на деньги не связан с величиной ставки процента, как это предполагает вертикальная кривая LM, то тогда существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии.
Следовательно, при вертикальной кривой LM увеличение государственных расходов не может изменить уровень равновесного дохода и только лишь увеличивает уровень равновесной ставки процента. Но если государственные расходы повысились, а величина выпуска не изменилась, то должно произойти уравновешивающее сокращение частных расходов.
Увеличение ставки процента вытесняет частные инвестиционные расходы. Вытеснение, как оно было определено ранее, представляет собой сокращение частных расходов (в частности, инвестиций), связанное с увеличением ставки процента, вызванное фискальной экспансией. При вертикальной кривой LM будет иметь место эффект полного вытеснения*.
Теперь легко увидеть, что, если график LM имел бы положительный наклон, а не был вертикальным, ставка процента поднималась бы по мере фискальной экспансии несколько медленнее, и в результате инвестиционные расходы сократились бы значительно меньше. Масштабы вытеснения, следовательно, зависят от наклона кривой LM и, значит, чувствительности спроса на деньги к величине процента. Чем меньше чувствительность спроса на деньги к величине процента, тем в большей степени фискальная экспансия вытесняет инвестиции, а не вызывает повышение объема выпуска. [8, c.347-349]
Кредитно-денежная экспансия.
Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Msсопровождается снижением процентных ставок R (см. рис.1.8), так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хп оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хп зависит от величин изменений У и R, а также от значений предельной склонности к импортированию т' и коэффициента п.
Рис.4.4
M
Рис.1.8Эффект вытеснения при монетарной политике
Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффиценты dи n);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h). [1, c.160-162]
Эффект вытесненияоказывается относительнонезначительным в двух случаях:
1) если инвестиции и чистый экспортмалочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности dи п относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение Rвызовет лишь небольшое вытеснение I и Хп, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Наклон кривой LMимеет в данном случае второстепенное значение. (см. рис.1.9)
IS
(крутая)
R
Рис.1.9 Инвестиции и чистый экспортмалочувствительны к повышению процентных ставок
2) Еслиспрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при относительно высоких коэффициентах чувствительности I и Хп к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется болеепологой кривой LM. Наклон кривой ISимеет в данном случае второстепенное значение. (см. рис.1.10) Инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к динамике процентных ставок. [9, c.421-423]
Рис.1.10 Спрос на деньгивысокочувствителен к динамике процентных ставок
Эффект вытеснения значителен, если:
1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d
иn
очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение Iи Хп и поэтому общий пророст Y
будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS(см.рис.1.11) Наклон кривой LMв данном случае имеет второстепенное значение.
слабая(неэффективная
Рис.1.1 Инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок
2)если спрос на деньги малочувствителен к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах dи п. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM (см.рис.1.12). Наклон кривой IS данном случае имеет второстепенное значение.
слабая (неэффективная)
Рис.1.12 Спрос на деньги малочувствителен к динамики процентных ставок
Фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой ISи относительно пологой LM. В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост Y составляет величину (YoY1).Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска. [6, c.120-122]
Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой ISи крутой LM. В этом случае прирост Y, равный (Y0Y1), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и п значительны.
Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетанииотносительно крутой LM и пологой IS. В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты dи п значительны. Поэтому прирост Y, равный (YoY1),относительно велик.
Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой ISи пологой LM. В этом случае и R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хп очень слабая. Поэтому общий прирост очень невелик и равен (YY1).
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Модель IS-LM как модель совокупного спроса
Повышение уровня цен от Р1 до Р2 снижает реальное предложение денег, что графически соответствует сдвигу кривой LM влево (см. рис. 1.13). Снижение предложения денег повышает ставку процента R, что приводит к снижению инвестиций I и относительно сокращает чистый экспорт Хп. В итоге объем производства Y снижается от У1 до У2.
Рис. 1.13 Графическое выведение кривой
AD из модели
IS-
LMА. Модель IS-LM
Увеличение государственных расходов, сокращение налогов или увеличение предложения денег сдвигают кривую совокупного спроса вправо. Однотипный сдвиг кривой AD сопровождает совершенно различные сдвиги кривых IS и LM, соответствующие мерам стимулирующей бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. (см.рис. 1.14 и 1.15)[4, c.275-277]
Рис. 1.14 Стимулирующая кредитно-денежная политика
Рис. 1.15 Стимулирующая бюджетно-налоговая политика
2. ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1Фискальная политика
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга. Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще незавершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами. [7, c.359-360]
Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу.
Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы, заключается в следующем:
1. Формирование государственного бюджета продолжает осуществляться, в общем и целом, по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на оценке эффективности бюджетных расходов. Этот торг (вместо объективного анализа экономической целесообразности) определяет в конечном итоге выбор и объемы финансируемых и нефинансируемых обязательств государства.
2. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем. [7, c.361]
3. Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств.
4. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно- ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным.
5. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.
Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства Республики Беларусь.
Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей фискальной политики:
1. Осуществление структурной перестройки экономики, ликвидация бесперспективных убыточных предприятий, масштабное развитие наукоемких отраслей;
2. Обеспечение роста инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. Уже сейчас из-за недостатка инвестиций достиг критического уровня (70-80%) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов;
3. Снижение уровня налоговой нагрузки. Необходимо уменьшить налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг, налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.[9, c.258-259]
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Нормы Кодекса учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законодательством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС.
Столь серьезное обновление правовой базы бюджетных отношений потребовало значительного пересмотра или актуализации положений нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного законодательства.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово—экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции — 97,2%, сельского хозяйства — 101,3%, инвестиций в основной капитал — 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами — 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).[11]
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее — ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета/
В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики.
Введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.
За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники. [11]
В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее — 18,4%, обслуживание государственного долга — 1,7%.
В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.
Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы — 46 326,2 млрд. рублей, профицит — 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).
В 2010-2011 гг. предусмотрено отменить отдельные местные налоги: налог на услуги и сбор на развитие территорий. Дефицит бюджета будущего года планируется ограничить 1,5%", — отметил представитель Минфина.[11]
В целом бюджет 2010-2011 гг. сохранит социальную направленность. Продолжится реализация мер социальной защиты населения, будет обеспечен рост реальной заработной платы в бюджетной сфере.
Что касается проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на среднесрочную перспективу (до 2013 года), то здесь работа будет вестись в направлении дальнейшего снижения налоговой нагрузки и рационализации расходов бюджета.
продолжение
--PAGE_BREAK--